Этология — Психологос
01 октября 2022 г., 21:27
От греч. ethos — привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos – учение.
Научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта:
- механизмы;
- биологические функции;
- онтогенез;
- эволюцию.
В центре внимания этологии видоспецифичное (характерное для данного вида животного) поведение в естественных условиях обитания. Основателями этологии являются зоологи К. Лоренц и Н. Тинберген.
Согласно Лоренцу, основу видоспецифического поведения составляют инстинктивные движения или фиксированные комплексы действий (ФКД), форма которых является врожденной, генетически закрепленной. Сравнительное исследование поведения у различных видов животных легло в основу этологического изучения эволюции поведения. Лоренц предложил модель инстинктивного поведения, основанную на гипотезе о физиологических механизмах нерефлекторной природы.
В середине 50-х гг. классическая этология подверглась резкой критике со стороны бихевиористски ориентированных исследователей, которые отрицали существование врожденного, генетически зафиксированного поведения и утверждали, что, несмотря на несомненное влияние наследственности, практически все поведение животных формируется под воздействием внешней среды и научения.
Выявляя основные поведенческие закономерности, этология позволяет моделировать и прогнозировать поведение людей. Никто не утверждает, что человеческие реакции определяются ТОЛЬКО закономерностями, свойственными поведению рыб или гусей.
Поразительно однако, как часто люди совершают поступки, внешне ничем не отличающиеся от действий в схожих ситуациях «братьев наших меньших».В современной этологии классическая концепция подверглась значительному пересмотру, видоизменениям и усложнениям. Этологи представляют все видоспецифичное поведение в виде спектра, на одном краю которого находится жестко стереотипное поведение по типу ФКД, а на другом — изменчивое поведение, связанное с научением. Хотя в этологии появилась тенденция к резкой критике и даже отказу от ряда идей и понятий, относящихся к классической теории поведения, но другой общей теории, заменяющей классическую, не возникло.
Психология и этология
Психология изучает поведение животных лишь постольку, поскольку эти исследования могут помочь понять поведение человека. С другой стороны, психологу всегда интерес взгляд этолога: этолог рассматривает поведение человека как поведение того же животного, просто в другой — социальной, культурной — ситуации.
Этологи рассматривают любовь, ревность и верность с точки зрения животного мира, объясняют, какие мотивы у самцов и каких самцов предпочитают самки. Учитывая, что поведение многих людей не далеко ушло от поведения животных, мнения и выводы этологов психологам оказываются важны и интересны. С другой стороны, есть гипотеза, что по крайней мере многие люди живут не как животные, не только как животные, и полностью объяснять поведение поведение человека на основании исследований поведения животных — неправомерно. См.→
- Этология
Комментарии (3):
Тришкина Лилия, 04 января 2013 г., 13:53
Просто радовалась от статьи!!!
Тришкина Лилия, 04 января 2013 г., 13:56
Психология изучает поведение животных лишь постольку, поскольку эти исследования могут помочь понять поведение человека.
Гость, 02 июня 2022 г., 22:03
Здравствуйте!
Очень часто в последнее время вижу подобные видео на тему этологии и эволюционной биологии + раньше читал книги по соблазнению, где постоянно говориться об инстинктах. Мне стало интересно изучить этот вопрос. Я, к сожалению, не смог полноценно разобраться во всем, но понял, что инстинктов нет, а есть рефлексы и сложные программы заложенные от рождения на генетическом уровне.
Или все-таки этих программ нет? Очень не хочется знать, что мы обыкновенные животные и для становления счастливыми людьми, просто должны следовать «инстинктам» и получать вознаграждения в виде гормонов.
У меня очень размытый вопрос, но я уже 4 месяца пытаюсь найти ответ и не могу, надеюсь вы мне поможете.
Возьмем в пример отношения. По теориям эволюционной биологии, я как самец, должен инстинктивно распространять свой ген. И за это, природа даст мне вознаграждения. Но тут всплывают много моральных и нравственных вопросов. А как же долгая любовь? верность? и т.п.
слышал теорию о кризисе в отношениях на основе той же самой этологии. Раз в 3-8 лет, девушка может начать искать других партнеров, потому что время на взращивание ребенка прошло, и природа приказывает выполнять свою главную задачу – продолжать род.Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Естественный отбор
Естественный отбор – основной движущий фактор эволюции живых организмов. Главные положения: виды не являются неизменными сотворенными формами, а представляют собою результат многовекового процесса приспособления животных в борьбе за существование. Особенности организации, благоприятные для добывания пищи, борьбы с соперниками, защиты от врагов, наследственно передаваясь потомству, укрепляются и накапливаются. Таким образом, лучше организованные особи имеют больше шансов пережить более слабых и оставить потомство.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Эволюция
Эволюция — объективно происходящее во времени изменение, проявляющееся как неукоснительное, непрерывное совершенствование, ведущее к повышению качественного уровня и степени организации объектов, а на основе этого — их успешной адаптации и эффективного функционирования в рамках определенных условий. Это изменение осуществляется как направленное развитие и развертывание количественных и качественно различных форм и состояний этих объектов, их структур, свойств, внутренних и внешних параметров и процессов, их функций, взаимодействий и т. п. Все это реализуется на основе механизмов превращения количественных и структурных изменений в объекте в новое качество, преодоления возникающих при этом противоречий разного рода, а происходит в формах последовательных отрицаний и также отрицаний отрицания.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
Поведение
Поведение человека — направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Психология и этология
Поведение животных изучает этология. Психология изучает поведение животных лишь постольку, поскольку эти исследования могут помочь понять поведение человека. С другой стороны, психологу всегда интерес взгляд этолога: этолог рассматривает поведение человека как поведение того же животного, просто в другой — социальной, культурной — ситуации.
1ПодробнееСУКИНЫ ВНУКИ – Огонек № 50 (4778) от 22.12.2002
176 3 мин.
…Шведские ученые установили, что все современные собаки — потомки нескольких волчиц, живших когда-то в Восточной Азии.
Основатель этологии (науки о поведении животных) австрийский зоолог Конрад Лоренц считал, что некоторые породы собак произошли от волка, а некоторые — от шакала. В этом мнении он укрепился, исследуя поведение своих домашних псов, часть которых он относил к «волчьим», а часть — к «шакальим». «Волчьи» собаки рано выбирают себе хозяина и остаются ему верны пожизненно, при этом ведут себя очень свободно и независимо. Примером среди наших пород могут служить лайка, кавказская и среднеазиатская овчарки, из более экзотических — чау-чау.
Все это, казалось бы, подтверждает теорию двух линий происхождения домашней собаки. Но окончательное решение проблемы оставалось все-таки за генетиками. И вот наконец шведские ученые предъявили обществу свой вердикт: все современные собаки — от чихуахуа до сенбернара — произошли от волка. Более того, все они потомки нескольких волчиц, живших в Восточной Азии около 15 тысяч лет назад.
Авторы исследования проанализировали генетический материал, взятый из шерсти собак более 500 пород со всего мира. Оказалось, что генофонд всех изученных пород можно представить как один и тот же набор, утративший некоторые — в каждом случае свои — варианты генов. (Это похоже на записки из бутылки в «Детях капитана Гранта»: три экземпляра одного и того же текста, в каждом из которых вода смыла разные слова.) У восточноазиатских собак набор генов разнообразнее и полнее, чем у любых других, что наводит на мысль о близости их к исходной форме. До сих пор ученые, следуя археологическим находкам (самая старая из которых — 12-тысячелетняя собачья челюсть из Израиля), «выводили» домашнюю собаку с Ближнего Востока.
«Получается, что собаки сформировались в Восточной Азии и оттуда расселились по всему миру», — говорит старший научный сотрудник Шведского королевского технологического института Питер Саволайнен. Главную причину ошеломляющего разнообразия собачьих пород он видит в том, что выведение их в Европе Нового времени стало самоцелью. Но все характерные черты мексиканской голой собаки, австралийского динго или найденной в египетских пирамидах борзой содержались в генах нескольких древних псов, похожих друг на друга и на своих диких предков.
Четырехлетнее исследование собачьей генетики, результаты которого Саволайнен и коллеги изложили в двух статьях в журнале Science, включало в себя изучение митохондриальной ДНК. По мнению ученого, нынешние собаки несут в себе гены по меньшей мере пяти волчиц.
Новые исследования показывают, что и древние индейские псы, чьи останки найдены в Южной Америке и на Аляске, тоже происходят из Восточной Азии и пришли вместе с людьми через Берингов пролив около 14 тысяч лет назад. Увы, в нынешних американских собаках нет и следа этих пород. «Очевидно, современные собаки Америки происходят от собак, завезенных европейцами», — говорит Карлес Вила из Уппсальского университета, изучавший останки четвероногих аборигенов.
Собака считается первым домашним животным, но почему люди однажды приручили волков, остается неизвестным. Теорий на этот счет выдвигалось множество, от весьма экстравагантных — что их разводили ради еды, до более-менее правдоподобных — что они подбирали отбросы вокруг поселений человека, а позже «переквалифицировались» в овчарок. Некоторые ученые полагают, что этот вопрос так и останется без ответа. Наиболее вероятным выглядит предположение, что никто никого намеренно не приручал. Племена древних людей и волчьи стаи ходили за одними и теми же стадами копытных. Те и другие подбирали павших животных, отбивали от стада слабых и детенышей, с готовностью подъедали друг за другом. При этом люди были активны в основном днем, а волки — ночью, что делало их друг для друга не столько конкурентами, сколько компаньонами. Те и другие считали стадо и территорию его кочевок своим достоянием и защищали его от себе подобных, опираясь при этом на помощь четвероногих «совладельцев». И сами не заметили, как стали ощущать себя единой стаей.
Наталья ЖУКОВА
В материале использованы фотографии: ReutersТри первых наблюдателя за поведением животных | Спасение Земли
В 1973 году Нобелевская премия по физиологии и медицине была присуждена трем первооткрывателям новой науки — этологии, изучающей поведение животных. Это были два австрийца, Карл фон Фриш и Конрад Лоренц, и британский исследователь голландского происхождения Николаас (Нико) Тинберген. Все трое были проницательными наблюдателями, которые, благодаря обширному полевому опыту, стремились определить закономерности и мотивы в поведении животных.
В пресс-релизе Каролинского института, объявляющем о присуждении премий, говорится, что «в первые десятилетия этого века исследования поведения животных были на пути к тому, чтобы зайти в тупик. Виталисты верили в инстинкты как в мистические, мудрые и необъяснимые силы, присущие организму, управляющие поведением индивидуума. С другой стороны, рефлексологи интерпретировали поведение односторонним механическим способом, а бихевиористы занимались обучением как объяснением всех поведенческих вариаций. Выход из этой дилеммы указали исследователи, сосредоточившие внимание на выживаемости различных паттернов поведения в своих исследованиях видовых различий. Модели поведения становятся объяснимыми, если интерпретировать их как результат естественного отбора, аналогичного анатомическим и физиологическим характеристикам. Лауреаты премии этого года занимают уникальное положение в этой области. Они являются наиболее выдающимися основателями новой науки, называемой «сравнительным изучением поведения» или «этологией» (от ethos = привычка, манера). Их первые открытия были сделаны на насекомых, рыбах и птицах, но основные принципы оказались применимыми и к млекопитающим, включая человека».
Презентационная речь завершилась: «Согласно старой басне, которую процитировал один из вас, царь Соломон был владельцем кольца, обладавшего мистической силой, давшей ему дар понимать язык животных. Вы были преемниками царя Соломона в том отношении, что смогли расшифровать информацию, которую животные передают друг другу, а также разъяснить нам значение их поведения. Ваша способность находить общие правила, лежащие в основе запутанного многообразия поведения животных, заставляет нас иногда думать, что кольцо царя Соломона действительно было доступно и вам. Но мы знаем, что вы работали эмпирически, собирая данные и интерпретируя их в соответствии с жесткими научными правилами.
Помимо ценности сами по себе, ваши открытия оказали далеко идущее влияние на такие медицинские дисциплины, как социальная медицина, психиатрия и психосоматика. По этой причине это вполне соответствовало духу воли Альфреда Нобеля, когда медицинский факультет Каролинского института присудил вам в этом году Нобелевскую премию».
Britannica следуют краткие биографии трех нобелевских лауреатов, а также краткий список работ трех мужчин. Эти книги, богатые анекдотами и наблюдениями, рекомендуются всем читателям, желающим исследовать бесконечно увлекательную область поведения животных.
(род. 20 ноября 1886 г., Вена, Австрия — ум. 12 июня 1982 г., Мюнхен, Западная Германия), зоолог, чьи исследования коммуникации между пчелами значительно расширили знания о химических и визуальных сенсорах пчел. насекомые. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине 1973 года с исследователями поведения животных Конрадом Лоренцем и Николаасом Тинбергеном.
Фриш получил докторскую степень. из Мюнхенского университета в 1910 году. Он был назначен директором Зоологического института Ростокского университета в 1921, а в 1923 году он занял аналогичную должность в университете Бреслау. В 1925 году Фриш вернулся в Мюнхенский университет, где основал Зоологический институт. Когда это учреждение было разрушено во время Второй мировой войны, он поступил на работу в Университет Граца в Австрии, но вернулся в Мюнхен в 1950 году, оставаясь там до выхода на пенсию в 1958 году. различать цветовые и яркостные различия. Позже он также доказал, что острота слуха и способность различать звуки у рыб выше, чем у людей.
Однако больше всего Фриш известен своими исследованиями пчел. В 1919 году он продемонстрировал, что их можно научить различать различные вкусы и запахи. Он обнаружил, что, хотя их обоняние похоже на человеческое, их чувство вкуса не так сильно развито. Он также заметил, что оно не ограничивается качеством сладости. Он обнаружил, что пчелы сообщают расстояние и направление кормовой базы другим членам колонии двумя типами ритмичных движений или танцев: кружением и вилянием. Круговой танец указывает на то, что пища находится в пределах 75 м (около 250 футов) от улья, а виляющий танец указывает на большее расстояние.
В 1949 году Фриш установил, что пчелы благодаря своему восприятию поляризованного света используют Солнце в качестве компаса. Он также обнаружил, что они способны использовать этот метод ориентации, когда Солнце не видно, по-видимому, помня образцы поляризации, представленные небом в разное время дня, и расположение ранее встреченных ориентиров.
(род. 7 ноября 1903, Вена, Австрия — ум. 27 февраля 1989, Альтенбург), австрийский зоолог, основоположник современной этологии, изучающей поведение животных сравнительно-зоологическими методами. Его идеи способствовали пониманию того, как поведенческие модели можно проследить до эволюционного прошлого, и он также был известен своей работой над корнями агрессии. Он разделил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973 с исследователями поведения животных Карлом фон Фришем и Николаасом Тинбергеном.
Лоренц был сыном хирурга-ортопеда. Он проявлял интерес к животным в раннем возрасте и держал животных разных видов — рыб, птиц, обезьян, собак, кошек и кроликов, — многих из которых он привозил домой из своих детских экскурсий. Еще будучи молодым, он ухаживал за больными животными из близлежащего зоопарка Шенбруннер. Он также вел подробные записи о поведении птиц в виде дневников.
В 19В 22 года, после окончания средней школы, он последовал желанию отца изучать медицину и провел два семестра в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он вернулся в Вену, чтобы учиться.
Во время своих медицинских исследований Лоренц продолжал подробно наблюдать за поведением животных; дневник о галке, который он вел, был опубликован в 1927 году в престижном журнале Journal für Ornithologie . Он получил степень доктора медицины в Венском университете в 1928 году и был удостоен степени доктора философии. степень по зоологии в 1933. Ободренный положительным откликом на его научную работу, Лоренц основал колонии птиц, таких как галка и серый гусь, опубликовал серию исследовательских работ о своих наблюдениях за ними и вскоре приобрел международную известность.
В 1935 году Лоренц описал процесс обучения молодых утят и гусят. Он заметил, что на определенной критической стадии вскоре после вылупления они учатся следовать за настоящими или приемными родителями. Процесс, называемый импринтингом, включает визуальные и слуховые стимулы от родительского объекта; они вызывают следующую реакцию у молодых, которая влияет на их последующее взрослое поведение. Лоренц продемонстрировал это явление, появляясь перед только что вылупившимися утятами кряквы и имитируя кряканье матери-утки, после чего молодые птицы считали его своей матерью и соответственно следовали за ним.
В 1936 году было основано Немецкое общество психологии животных. В следующем году Лоренц стал соредактором нового Zeitschrift für Tierpsychologie , который стал ведущим журналом по этологии. В том же 1937 году он был назначен лектором сравнительной анатомии и психологии животных в Венском университете. С 1940 по 1942 год он был профессором и заведующим кафедрой общей психологии в Альбертовском университете в Кенигсберге, Германия (ныне Калининград, Россия).
С 1942 по 1944 год служил врачом в немецкой армии и попал в плен в Советском Союзе. Он вернулся в Австрию в 1948 г. и с 1949 по 1951 г. возглавлял Институт сравнительной этологии в Альтенберге. В 1950 г. он основал отдел сравнительной этологии в Институте Макса Планка в Бюльдерне, Вестфалия, став содиректором Института в 1954 г. С 1961 по 1951 гг. В 1973 году он занимал должность директора Института физиологии поведения Макса Планка в Зеевизене. В 1973 Лоренц вместе с Фришем и Тинбергеном были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытия, касающиеся моделей поведения животных. В том же году Лоренц стал директором отдела социологии животных Института сравнительной этологии Австрийской академии наук в Альтенберге.
Ранние научные работы Лоренца касались природы инстинктивных поведенческих актов, особенно того, как такие акты возникают, и источника нервной энергии для их выполнения. Он также исследовал, как поведение может быть результатом двух или более основных влечений, которые активируются одновременно у животного. Работая с Тинбергеном из Нидерландов, Лоренц показал, что различные формы поведения гармонизируются в одной последовательности действий.
Концепции Лоренца продвинули современное научное понимание того, как модели поведения развиваются у вида, особенно в отношении роли, которую играют экологические факторы, и адаптивного значения поведения для выживания вида. Он предположил, что виды животных генетически сконструированы таким образом, чтобы усваивать определенные виды информации, которые важны для выживания вида. Его идеи также пролили свет на то, как модели поведения развиваются и созревают в течение жизни отдельного организма.
В конце своей карьеры Лоренц применил свои идеи к поведению людей как представителей социального вида, приложение с противоречивыми философскими и социологическими последствиями. В популярной книге « Das sogenannte Böse » (1963; «Об агрессии ») он утверждал, что боевые действия и воинственное поведение человека имеют врожденную основу, но могут быть изменены в зависимости от окружающей среды путем правильного понимания и обеспечения основных инстинктивных потребностей. людей. Он заметил, что бои у низших животных имеют положительную функцию выживания, например, рассеивание конкурентов и сохранение территории. Воинственные наклонности у людей также могут быть ритуализированы в социально полезные модели поведения. В другой работе Die Rückseite des Spiegels: Versuch einer Naturgeschichte menschlichen Erkennens (1973; Behind the Mirror: A Search for a Natural History of Human Knowledge ), Лоренц исследовал природу человеческого мышления и интеллекта и приписал проблемы современной цивилизации в основном ограничения, которые выявило его исследование.
— Экхард Х. Гесс
(род. 15 апреля 1907 г., Гаага, Нетания — ум. 21 декабря 1988 г., Оксфорд, Англия), британский зоолог и этолог голландского происхождения (специалист по животным поведения), который вместе с Конрадом Лоренцем и Карлом фон Фришем получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1973.
Тинберген был братом экономиста Яна Тинбергена. После получения докторской степени. получил степень (1932 г.) в Лейденском университете, где он преподавал до 1949 г. Затем он работал на факультете Оксфордского университета (1949–74 гг.), где организовал отдел исследований поведения животных. Он стал гражданином Великобритании в 1955 году.
Вместе с Лоренцем и Фришем Тинбергену приписывают возрождение науки этологии. Их упор был сделан на полевые наблюдения за животными в естественных условиях. Тинберген подчеркивал важность как инстинктивного, так и приобретенного поведения для выживания и использовал поведение животных в качестве основы для размышлений о природе человеческого насилия и агрессии. Он особенно известен своими многолетними наблюдениями за чайками, которые привели к важным обобщениям в отношении ухаживания и брачного поведения.
Среди его наиболее важных работ: Мир серебристой чайки (1953; исправленное издание 1961), Социальное поведение животных (1953) и Поведение животных (1965). Возможно, его самая влиятельная работа — «Изучение инстинкта » (1951), в которой исследуется работа европейской этологической школы того времени и делается попытка синтеза с американской этологией. В 1970-х годах Тинберген посвятил свое время изучению детского аутизма.
Карл фон Фриш
Танцующие пчелы: рассказ о жизни и чувствах медоносных пчел
Конрад Лоренц
Кольцо царя Соломона: новый взгляд на пути животных
900 10. Мужчина встречает собаку
из-за агрессии
Николаас Тинберген
Исследование инстинктов
Любознательные натуралисты
Проект MUSE — Основание этологии
Нам повезло, что Ричард У. Буркхардт-младший влюбился в основание этологии. С 1981 он опубликовал 14 статей в этой области, и здесь он представляет великий синтез: сеть переплетенных биографий ученых, создавших поведенческую биологию. Эта книга является лучшим примером написания истории: поиск соответствующих источников; обзор литературы; сравнение, проверка и взвешивание доказательств; и представление всего в формате, соответствующем современной мысли.
Буркхардт начинает с краткого введения «Теория, практика и место в изучении поведения животных», заканчивая свои теоретические рассуждения программным утверждением: «Целью этой книги является исторический анализ построения этологии как научной науки». дисциплины, обращая особое внимание на то, как в местных и более широких условиях основатели этологии генерировали, развивали, оспаривали и переформировывали концепции и исследовательские практики своей новой области» (стр. 4). Он представляет Конрада Лоренца и Нико Тинбергена как центральных фигур: «Именно Лоренц был в первую очередь ответственен за закладку ранних концептуальных основ в этой области», в то время как Тинберген «внес экспериментальный и аналитический талант, который прекрасно дополнил раннее построение теории Лоренца» (стр. 4) .
В первых двух главах «Ч. О. Уитмен, У. Крейг и биологическое исследование поведения животных в Америке» и «Британские полевые исследования поведения: Селус, Ховард, Киркман и Хаксли» Буркхардт прослеживает основы этологической [End Page 457] мысль предшественникам в Соединенных Штатах (особенно Лоренца) и в Великобритании (особенно Тинбергена). Этот выбор показывает его очевидную склонность в пользу англо-американских авторов, поскольку он не уделяет равных внимания немецким предкам (Хейнрот, Кюн, Леб, фон Икскюль и т. д.); он также обнаруживает склонность к натуралистическому подходу, таким образом, не обращая внимания на морфологических и физиологических праотцов, таких как Хохштеттер, Павлов и Шеррингтон, которые имели особое значение для концептуального развития Лоренца.
Центральные главы «Конрад Лоренц и концептуальные основы этологии» и «Нико Тинберген и лоренцианская программа» объединяют биографии Лоренца и Тинбергена с краткой историей их этологических концепций. Начиная с предшественника «видоспецифичных действий» Хайнрота (позже известного как «фиксированные модели действий») и «схем» фон Икскюлля (развившихся в «врожденный механизм высвобождения»), развитие прослеживается с 1930-х годов до Второй мировой войны. . Буркхардт описывает кумпанскую (сопутствующую) статью Лоренца (1935), предложивший новый подход к понятию инстинкта, и «славную весну» 1937 года, которую Лоренц и Тинберген провели в Альтенберге, экспериментируя над реакцией различных видов птиц на модели летающих хищников и катание яиц.