Пара слов о том, почему когнитивная психология называется «когнитивной»: utro_vecher — LiveJournal
Человек, не касавшийся этой темы основательно, чаще всего если и имеет какое-то мнение о том, почему когнитивная психотерапия называется «когнитивной», то заключается оно в том, что когнитивная психотерапия занимается мыслями человека. Cogito ergo sum, мыслю, следовательно, существую, валяется в голове у многих, кто ходил в школу в те времена, когда она еще была школой — ну и соответственно.Но это мнение — оно, в общем-то, ошибочное.
А почему — я сейчас расскажу. Насколько это возможно, вкратце.
Научная психология началась, если мне не изменяет память, в 1879 году, в Лейпциге.
Один немецкий герр разволновался там в это время, и сказал, мол, да надоели вы все с этими своими философиями и литературами! Давайте уже как приличные люди нашего времени заниматься наукой, а не болтовней!
И основал первую лабораторию экспериментальной психологии.
И даже планчик составил обстоятельный, как соорудить из психологии науку.
Время показало, что герр Вильгельм намерения-то имел — самое то! А вот с вопросом «как сделать» — вот это вот он сообразил не очень хорошо. Наука-то, может, и получалась — дело, в общем-то, не самое хитрое. Вот только человека на выходе из этой науки, изучающей человека, как-то все не получалось.
Ну и вполне быстренько, то есть уже к к началу ХХ века, психология впала в полноценный кризис. То есть с тем, что наука — это классно, соглашались все. Но вот только никто не мог сообразить, как же все-таки эту науку делать.
Но — думали ж люди, чего же им не думать. Искали выход.
Ну и пошли по разным направлениям. И в принципе можно сказать, что базовых таких направлений сформировалось два, одно — европейское, второе — американское.
Вечно вольнодумствующие, ветреные, элегантные европейцы всегда любили пофилософствовать, философстнуть, так сказать, и поэтому, пока с наукой не прояснится, махнули на эту науку рукой и увлеклись клиницизмом. В Европе настало время клиницистов, то есть врачей. Которые отталкиваются от своей врачебной практики и из нее уже выводят какие-то теории.
В данном случае это был Фрейд. Он выводил лихие, на себя самое замыкающиеся теории из своей врачебной практики, подпирал эти теории физикой, химией, и прочим, что под руку подвернется. Вольнодумствовал, чегеварствовал, рубил бабло и в ус не дул, обрастая последователями. Гусар такой психологический, если так подумать.
Американцы же, куда более практичная нация, жить не могут без того, чтоб приложить куда-нибудь линеечку и чего-нибудь да измерить. А так как — смотрите выше — идей о том, как прикладывать линеечку, и куда ее прикладывать, пока не наблюдалось в социуме, то поступили американцы в определенном смысле гениально, искренне и просто: коль скоро мы не знаем, как и чего можно померять внутри человека — ну так и не будем мерять! Внутри не будем. Но будем мерять снаружи: то, что есть на входе в этот черный ящик под названием «человек», то есть стимул из окружающей среды. И то, что есть на выходе. То есть реакция на стимул. А там уже, глядишь, может быть, как-нибудь и догадаемся уже, что там, внутри головы. Смоделируем.
Эта идея была сформулирована Джоном Уотсоном в 1913 году, в так называемом «Манифесте бихевиориста», и с той поры Америка прочно и массово встала на эти рэльсы.
Еще была и третья могучая ветвь — советская марксистко-ленинская психология. Но марксистско-ленинское никто не одобрял, ибо это было инопланетно, да и проблем можно было за сочувствие, посему советские психологи варились в своем соку, а мировая психология развивалась сама себе. Что, кстати, и вполне себе зря, потому что на марксистко-ленинской основе советские психологи умудрялись выдуривать совершенно восхитительные вещи! И до сегодняшнего дня многие работы советских психологов годов эдак 50-ых все еще впереди планеты всей.
Ну да хорошо это или плохо, а вот так вот сложилось.
Поэтому, говоря о мировой психологии, мы забудем про советские работы.
Ну и какое-то время, несколько десятилетий, европейцы плевались в американцев, американцы глумливо посмеивались на европейцами — в общем, все как-то так или иначе при деле были.
Но где-то к началу 50-ых годов прошлого века все это пришло в очередной тупик. Стало понятно, что неправы и те, и другие. Легендарный и авторитетный Айзенк разразился серией напористых работ, плотно бичующих психоанализ, в которых увлеченно и очень обстоятельно вскрывал, что все психоаналитики люди сплошь бесполезные, и даже бросался фразами о том, что не было никогда в мире психолога, который бы принес больший вред психологии, чем Фрейд. А плоды разнообразных трудов бихевиористов, даже по их собственному мнению зачастую, напоминали «выжженную пустыню бихевиоризма», как удачно выразился один из современных авторов. По которой уныло бродили сомнамбулические продукты попыток скрещения человека и лабораторной крысы.
Ну и в общем, все опять приуныли. И тут — опаньки! — 11 сентября 1956 года в знаменитом Массачусетском технологическом удачно собрались чайку попить несколько уважаемых людей, от Ноама Хомского до Джорджа Миллера. Официально они назывались Специальной Группой Института Электрической и Электронной Инженерии, занимавшейся теорией информации.
Ну и вот попили они чайку, и придумали когнитивную психологию. Так что датой ее рождения считается вот это самое 11 сентября 1956 года, да.
Красота была в чем? Они, в отличие от бихевиористов, добрались до внутренностей головы, так как порешали там на этом семинаре, что человек подобен компьютеру, ибо как и компьютер, обрабатывает информацию.
И в отличие от клиницистов, поставили это дело на научные рэльсы, ибо воспользовались идеями кибернетики, инженерии и всяких подобных строгих дел.
Ну и психологи всего мира вцепились в это как в шанс, ибо такой подход неожиданно принес массу разнообразных и очень существенных профитов — разрешил ряд фундаментальных проблем, над решением которых психологи бились десятилетиями, да так и не получалось с ними что-то придумать. Сии проблемы весьма мощные в своей сложности, поэтому я их здесь живописать не буду, а соответственно, и полученные профиты. Можете поэтому просто поверить на слово.
Ну и вот в чем тут главное-то для нас?
Оно, главное, в том, что когниция (а равно и, соответственно, когнитивное) здесь НЕ обозначает только лишь мысль (как, я отмечал выше, многие думают). Когнитивная психология — она о том, как человек обрабатывает информацию. А мысль, и тем более уж сознательная мысль — это далеко не единственный, и даже не главный способ, с помощью которого человек обрабатывает информацию. Соответственно, когниций много, и они разные. Образы, которые рисует в голове человек — это тоже обработка информации. Эмоция — это тоже обработка информации. Поведение человека — это тоже информационный процесс… Куча информационных процессов происходит вообще без участия сознания человека…
И, в общем, очевидно: когнитивная психология — она обо всем человеке, целиком и полностью. Со всеми его потрохами.
Просто в ней рассматривается человек именно с определенной, специфической точки зрения — с точки зрения того, как через человека проходит информация.
А так-то — оно и про мысли, и про чувства, и про тело, и про волю, и про все остальное, да.
Вооот. Ну а теперь, после этой матчасти — к вопросу, обозначенному в заголовке. То есть к сабжу.
В тех же 50-ых годах прошлого века основатель когнитивной психотерапии, Аарон Бек, утруждал себя на почве психологической помощи ближнему своему.
Имел он, естественно, психоаналитическое образование, и работать пытался с помощью психоаналитического метода — ну, ибо в то время другого, считай, ничего и не было-то. В то время слова «психотерапия» и «психоанализ» были, по большому счету, тождественны.
Ну и был, как и многие, недоволен: ибо все, конечно, классно — одно «но»: не очень-то помогает. А то и вредит даже иногда.
Ну и пробовал то так, то эдак подправить подход — пока в один прекрасный момент его не осенило в результате наблюдений за пациентами на сессии (какие именно наблюдения он там осуществил, для данного рассказа неважно, да и попросту долго описывать): люди, имеющие психологические проблемы, выразимся так, предвзято смотрят на жизнь — на себя самое, на людей, на перспективы.
Мысль-то об этой предвзятости была не новой.
Но вот именно акцент в этой идее он ставил новый.
Бек наш Аарон упирал на то, что люди систематически искажают проходящую через них информацию. Разными способами, первоначально было выделено 6 таких способов, на сегодняшний день его дочь, Джудит Бек, авторитетный по этой части человек, указывает большее количество.
Но речь идет так или иначе именно о систематических ошибках в процессе обработке информации, на разных этапах этого процесса, в результате чего люди видят происходящее как сквозь кривые очки — не так, как оно есть на самом деле. Что и порождает у них психологические проблемы, ибо эти их привычки мешают этим самым людям жить, получать удовольствие от своей жизни. Сие есть существенно важно, к слову: именно дисфункциональность определяет проблему. То бишь все мы так или иначе искаженно воспринимаем реальность, но многим из нас это жить не мешает, не критичны искажения, а некоторым — мешает. Вот с этим мешающим и работают.
Ну а коль скоро примерно в то же время и зарождалась и начинала процветать когнитивная психология, в которой ставка делалась как раз на это самое изучение процессов обработки информации человеком, которым и занимался господин Бек, то психотерапия, изобретаемая Беком, и стала называться «когнитивной».
Ну вот как-то так оно получилось. А мысли — еще раз — тем более сознательные, есть не более чем один из способов обработки информации, имеющихся у человека. Просто через них проще всего добраться до искажений, ибо думать людям свойственно и привычно (хотя и не всем, не премину отметить). Потому в эту сторону, через сознательное мышление, обычно и работают.
Доброго здоровья всем 🙂
какой метод является основным, кратко и понятно
Содержание:
- История развития
- Общее описание
- Что изучает
- Представители
- Основные положения
- Как проходят консультации
- Видео
Когнитивная психология рассматривает психику человека как некий компьютер. Ее область интереса – это процессы познания, обработки, хранения и воспроизведения информации. Кратко суть направления можно отразить так: исследование разума.
Например, в когнитивной психологии рассматривается вопрос: как именно человек отбирает данные для изучения
История развитияПервые предпосылки к появлению нового течения появились в начале XX века. В то время были известны бихевиористы, которые занимались поведением, и психоаналитики, которые изучали бессознательное.
Основоположником течения стал Эдвард Толмен. Он первым создал такое понятие, как когнитивная карта – целостный образ, который основан на прошлом опыте и влияет на настоящее поведение человека. Позже он сделал доклад перед научным обществом.
Большое влияние на развитие когнитивной психологии сыграло создание искусственного интеллекта. Перед учеными встала задача сделать его максимально приближенным к человеческому. Основатель использовал опыт гештальтпсихологии. Многие законы из этого направления позволили сформировать новый подход.
Общее описаниеРеверсивная психология
Когнитивное направление в психологии изучает познавательную деятельность. В ней условно выделяют две группы процессов: сенсорная и мозг с сознанием. Первая отвечает за поступление информации извне, вторая – за переработку. Когнитивный подход в психологии исследует память, восприятие, мышление, воображение, ощущение.
Важно! В дисциплине принимают участие такие отрасли, как лингвистика, антропология, нейронауки и другие.
Данное направление очень актуально в современном мире. Оно позволяет работать над улучшением искусственного интеллекта. Это применяется не только для создания роботов, но и разработки интерактивных протезов.
Когнитивная психология – это особое направление в науке. Ее последователи считают, что познание окружающего мира начинается с впечатления.
Через чувственное восприятие происходит преобразование знаний
После накопления определенной информации происходит регулирование поведения, особенно социального. Все процессы находятся в постоянном движении, изучать их не так просто.
Что изучаетКак ведет себя мужчина который любит по настоящему — психология влюбленности
Когнитивное направление в психологии можно определить кратко: это изучение познавательных процессов. Поэтому в сферу интересов ученых входят высшие психические функции, эмоциональный интеллект, искусственный интеллект.
Анализ микроструктуры – вот какой метод является основным в когнитивной психологии. Он основывается на логическом, эмпирическом и прагматическом анализах.
Специалист рассматривает человека как компьютер и пытается разобраться в работе психики с этой точки зрения. Она объясняет деятельность нервной системы как вычислительной машины, которая проводит точные операции.
Эта идея позволяет понять, что стимул проходит ряд преобразований в процессе обработки психикой. Поэтому можно предположить, что ресурсы человека ограничены по объему.
Предмет когнитивной психологии – зависимость поведения индивида от познавательных процессов. Задача заключается в том, чтобы узнать все этапы от получения информации до ее переработки.
ПредставителиПсихология общения — как научиться правильно разговаривать с людьми
Направление получило название благодаря Д. Брунеру. Он активно писал научные труды о когнитивизме в психологии, проводил эксперименты и даже создал специальный центр. За свою жизнь он немало изучал память, мышление, речь, все это позволило внести ему значительный вклад.
Самым известным в данной области стал Жан Пиаже. Он активно занимался экспериментами с детьми. В ходе них ему удалось выявить немало закономерностей в развитии мышления.
Например, Пиаже считал что первая стадия развития интеллекта длится до двух лет
Когнитивный психолог, У. Найссер, в своей книге рассказывал об особенностях познания. Дж. Келли дополнил его работу теорией личностных конструктов. Согласно ей, познавательная деятельность максимально направлена на предсказывание будущего.
Основные положенияЗа время существования в направлении появилось много важных моментов. Первый постулат – это неразрывность поведения и сознания. Второе основное понятие когнитивной психологии – это диссонанс. Он возникает в момент, когда человек хочет достичь внутренней гармонии, но тут его посещают новый опыт и знания. Все это вступает в конфликт, и возникает диссонанс.
Всего исследователям удалось выявить несколько принципов:
- Интеллект – комплексная система;
- Психика – система когнитивных реакций;
- Бессознательное тоже участвует в процессе переработки информации.
В ходе развития направления появилось множество новых определений. Например, под познанием стали понимать процесс трансформации полученных сведений.
На сегодняшний момент когнитивная психология продолжает свое развитие. Ее основная цель – сбор важных данных об особенностях работы процесса получения и переработки информации.
Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.
Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности
Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.
Важно! Клиент сам определяет содержание встреч.
Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.
Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.
Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.
Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.
ВидеоАвтор:
Aннa KyлиничУльрик Нейссер, основатель когнитивной психологии, умер в возрасте 83 лет
Нейссер
Ульрик «Дик» Нейссер, почетный профессор психологии Сьюзен Линн Сейдж в Корнеллском университете, чья новаторская книга 1967 года «Когнитивная психология» назвала и помогла начать когнитивную революцию в психологии, умер 17 февраля в Итаке. в возрасте 83 лет от осложнений болезни Паркинсона.
Нейссер предложил новый взгляд на человеческий разум. Он считал, что память, восприятие и другие внутренние мыслительные процессы можно изучать и измерять, чему способствовала растущая вычислительная мощность. Его идеи прямо бросали вызов бихевиоризму, доминирующей школе в психологии, в которой обучался Нейссер, которая исследует реакцию на внешние раздражители.
Джеймс Э. Каттинг, заведующий кафедрой психологии Корнелла, сообщил The New York Times, что Нейссер «оживил всю эту дисциплину».Нейссер показал, что память, как бы мы ни были уверены в ее точности, часто является лишь частично точной, а иногда и неточной реконструкцией прошлых событий. В 1980-х годах эта работа поставила под сомнение достоверность дел о жестоком обращении с детьми, доказательства которых состояли из хорошо запомненных инцидентов. Нейссер входил в правление Фонда синдрома ложной памяти.
Нейссер родился в Киле, Германия, 8 декабря 1928 года. Его семья иммигрировала в Соединенные Штаты в 1933 году. Он получил степень бакалавра психологии в Гарварде в 1950 году, степень магистра в Свортмор-колледже и докторскую степень в Гарварде. в 1956 г. Он был членом Национальной академии наук, Американской академии искусств и наук и Общества психологов-экспериментаторов. Он получил стипендии Гуггенхайма и Слоуна. Он преподавал в Корнелле с 1976 по 1983 год и с 1996 лет до выхода на пенсию. С 1983 по 1996 год преподавал в Университете Эмори.
В 1995 году он возглавил рабочую группу Американской психологической ассоциации, которая рецензировала «Кривую нормального распределения», книгу 1994 года об интеллекте, в которой содержались противоречивые утверждения о расовых различиях в интеллекте. В 1976 году Нейссер написал книгу «Познание и реальность», в которой критиковал когнитивную психологию за чрезмерную зависимость от лабораторной работы, а не от реальных жизненных ситуаций.
В 1998 году Нейссер выступил с приветственной речью в Новой школе социальных исследований (ныне Новая школа), где он получил одну из своих многочисленных почетных степеней. «Вы настоящий бунтарь, но у вас всегда есть причина», — сказал ему президент школы Джонатан Фэнтон. «Вы бросили вызов науке отказаться от парадигм и теорий бихевиоризма и исследовать сложную умственную деятельность, лежащую под поверхностью поведения».
У него остались пятеро детей, падчерица, внук и сестра. Пожертвования можно сделать в Южный юридический центр по борьбе с бедностью (splcenter.org) или в местный продовольственный банк. Панихида состоится в субботу, 14 апреля, в 13:30. в Sage Chapel, после чего последовал прием в Uris Hall.
Получайте новости Корнелла прямо на свой почтовый ящик.
Подписаться
Когнитивная психология: что это такое и кто ее основал?
6 минут
Написано и проверено психологом Алисия Эсканьо Идальго .
Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.
Когнитивная психология в настоящее время является одним из самых влиятельных и эффективных методов лечения психических расстройств . Хотя термин «когнитивный» не очень распространен, он очень распространен в мире бихевиоризма.
Для тех, кто не особо знаком с психологией, скажем, что «познавательный» — это синоним знания или мысли.
Все люди способны генерировать познания. То есть мысли или ментальные представления вещей, которые мы знаем или которые происходят вокруг нас. То же самое не происходит, если мы не знаем или не осознаем, что что-то существует.
Говоря более понятным языком, когнитивная психология стремится узнать, какие идеи возникают в сознании пациента и как они влияют на его эмоциональную и поведенческую реакцию. Как эти идеи влияют на то, что они чувствуют и что они с этим делают?
В настоящее время когнитивная терапия часто используется для решения всевозможных психологических проблем. Это потому, что речь идет о наблюдении за тем, как эти познания или мысли влияют на поведение пациента. Во многих случаях эти познания даже определяют их поведение.
Таким образом, лечение с этой точки зрения фокусируется на выявлении этих мыслей, убеждений и ментальных схем. Которые не соответствуют действительности и в некоторых случаях преувеличены. Он работает через дебаты, состоящие из вопросов, которые ставят под сомнение эти познания.
Во-первых, человек или пациент должны определить и подвергнуть сомнению свои собственные убеждения. Тогда они будут готовы переформулировать их и создать новые знания. Надеюсь, это будут познания и мысли, более соответствующие объективной реальности.
Когнитивная революция
В 50-е годы господствующей парадигмой была поведенческая психология или психология обучения. Правда, ему удалось объяснить множество психологических феноменов.
Тем не менее, он был весьма ограничен, так как мог объяснить только наблюдаемое. Все, что находится между стимулом и реакцией, считалось эпифеноменом. Это был так называемый поведенческий «черный ящик», помеченный как не относящийся к наблюдаемому поведению.
Когда поведенческий подход зашел в тупик, значение стали придавать другим явлениям. Например, явления, которые происходили в нашем сознании между моментом, когда мы получили стимул, и моментом, когда мы дали ответ. Именно тогда исследователи начали изучать процессы мышления, языка, памяти и воображения.
То же самое произошло с психоанализом Зигмунда Фрейда, направление, которое также преобладало в то время. Он также не смог дать ответ на многие психические расстройства, несмотря на то, насколько революционным он был.
Непоправимо возникает так называемая «когнитивная революция», посредством которой психология переориентируется на частные психические процессы индивида.
Вообще говоря, есть несколько направлений исследований, которые привели к возникновению когнитивной психологии, например: машин, которые программируются и способны принимать решения. Они сделали это, создав нечто, сравнимое с человеческим разумом и тем, как он может обрабатывать информацию.
Какие авторы сформулировали когнитивную психологию?
Как мы объясняли ранее, когнитивная психология вышла из ограничений бихевиоризма , который не может объяснить, например, почему есть люди, которые реагируют по-разному, даже получив одинаковое обусловливание. Наиболее известными представителями, которые отвели когнитивной психологии место в мире наук о поведении, были:
Ф.К. Бартлетт
Он был первым профессором экспериментальной психологии в Кембриджском университете. Его основным постулатом была теория схем разума, согласно которой он утверждал, что мысли, как и воспоминания, представляют собой процессы, поддающиеся реконструкции.
Читая басни участникам своих исследований, он обнаружил, что они не в состоянии запомнить их буквально, даже если рассказы читались неоднократно. Однако он обнаружил, что эти люди с большей вероятностью помнят то, что вписывалось в их прежние мыслительные паттерны.
Джером БрунерДля этого автора есть три формы обучения: активная, иконическая и символическая. Он установил, что теория обучения должна фокусироваться на четырех основных аспектах.
- Предрасположенность к обучению
- Способы структурирования совокупности знаний
- Последовательности подачи материала
- И характер и ритм вознаграждения и наказания
Самая важная часть его теории заключалась в следующем: учащийся будет учиться больше и быстрее, если он будет вовлечен в знания, которые он пытается приобрести, и применит их.
ГарднерОн сформулировал знаменитую теорию множественного интеллекта, согласно которой интеллектом является способность организовывать мысли и координировать их с действиями. Каждый человек будет иметь как минимум восемь типов интеллекта или когнитивных способностей.
Эти разумы полуавтономны, но они работают как команда (интегрированная) в сознании человека. Каждый человек также будет развивать один тип интеллекта в большей степени, чем другие, из-за культурного акцента.
Джеффри СтернбергСтернберг наиболее известен своей треугольной теорией любви, согласно которой непревзойденная любовь состоит из трех элементов: близости, страсти и преданности.
В свою очередь, он также постулировал триархическую теорию интеллекта, которая гласит, что интеллект представляет собой умственную деятельность, направленную на приспособление, выбор и формирование соответствующих сред рассматриваемого субъекта. Интеллект, по мнению этого исследователя, проявляется в том, как каждый из нас противостоит изменениям или способствует им.
Дэвид РумерлхартОн очень влиятельный автор теории ментальных схем. По словам этого исследователя, 90 034 мысленных схемы представляют собой представления общих понятий, которые хранятся в памяти 90 035 и помогают нам организовывать мир. Его теория объясняет, как мир представлен в нашем сознании и как мы используем эту информацию для взаимодействия с миром.
Жан ПиажеОн является одним из самых важных авторов в области когнитивной психологии. Он сформулировал поэтапную теорию когнитивного развития. Эти стадии характеризуются наличием качественно различных логических структур. Структуры, учитывающие определенные способности и налагающие определенные ограничения на детей.
Есть много других представителей когнитивной психологии, таких как Выготский, Эриксон или Осубель, которые заслуживают места в этом списке.
В любом случае их работы произвели революцию в психологии.Благодаря тому, что сделали эти люди, психология сделала огромный шаг вперед. Бихевиоризм по-прежнему актуален и даже сочетается с когнитивизмом. Тем не менее, последнее было большим шагом вперед по сравнению с тем, что мы знали десятилетия назад. Он улучшил лечение различных психических расстройств. Депрессию, например, теперь можно лечить намного эффективнее.
Однако когнитивная психология также не свободна от ограничений. Обоснованная критика, касающаяся предположения, что психические процессы и поведение разделены. Или, по сути, первое предшествует второму.
Это может вас заинтересовать…
Все цитируемые источники были тщательно проверены нашей командой, чтобы гарантировать их качество, надежность, актуальность и достоверность. Библиография этой статьи считалась надежной и имеющей академическую или научную точность.