Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология. Теории личности и личностный рост
Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология. Теории личности и личностный ростВикиЧтение
Теории личности и личностный рост
Фрейджер Роберт
Содержание
Глава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология
Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной психологией (Individual Psychology), подчеркивая уникальность каждого индивидуума, в отличие от работ Фрейда, где описаны общие стереотипы поведения.
Последователи Адлера основали центры в Европе, в частности в Англии, и в Соединенных Штатах; многие из его оригинальных идей стали широко применяться в современной психологии и психотерапии. Наверно, введенная Адлером концепция
Четыре основных принципа адлеровской системы — это целостность, единство индивидуального стиля жизни, социальный интерес, или чувство общности (community feelings), и важность целеориентированного поведения. Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются прежде всего целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.
Индивидуальная психология Адлера похожа на бихевиоризм (behaviorism) тем, что занимается доступным для наблюдения поведением и его последствиями, а также утверждает, что любая концепция должна быть конкретной и привязанной к реально существующему поведению.
В отличие от большинства психологических теорий, описанных здесь, индивидуальная психология не является глубинной психологией (depth psychology), то есть она не постулирует неосязаемые силы и построения, таящиеся в глубине психики. Адлер, скорее, развивал контекстную психологию, где поведение объясняется с помощью терминов физической и социальной окружающей среды, в контексте, самой личностью обычно не осознаваемом. Адлер первым начал практиковать семейную терапию, это было в 1920 году. Последователи Адлера внесли большой вклад в групповую терапию (group therapy), краткосрочную терапию (brief therapy) и применение психологии в образовании.Альфред Адлер
Альфред Адлер Альфред Адлер (1870 — 1937) был одним из основателей Венского психоаналитического общества, а позднее стал его президентом. Уже в период совместной работы с Фрейдом с 1902 по 1911 г. он начал развивать собственные идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и других членов
Альфред Адлер (1870–1937)
Альфред Адлер (1870–1937) Адлера обычно называют первым провозвестником социально — психологической формы психоанализа, поскольку он отошел от фрейдовско — го круга еще в 1911 году. В созданной им концепции главную роль играют социальные факторы. К тому же он — единственный
4. Индивидуальная психология А. Адлера
4. Индивидуальная психология А. Адлера Адлер был основателем холистической системы индивидуальной психологии, подчеркивавшей подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы [2]. Основные принципы Адлера – холизм
Глава 18.
Индивидуальная и социальная психологияГлава 18. Индивидуальная и социальная психология Социальность мышления и действияКак в исследовательском, так и в терапевтическом плане психоанализ не может обойтись без учета аффективных отношений индивида с обществом. Прежде всего, человек не является изолированным
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге (предместье Вены) в семье небогатого еврейского торговца зерном. Однако в отличие от З. Фрейда, выросшего в районе, напоминавшем гетто, и на всю жизнь сохранившего ощущение
Альфред Адлер (1870–1937) Все дело в индивидуальности
Альфред Адлер (1870–1937) Все дело в индивидуальности Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года в семье еврейского торговца зерном. В детстве мальчик страдал рахитом и научился ходить только в четыре года, а когда Альфреду исполнилось пять лет, он заболел
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология Если Зигмунд Фрейд считал, что поведение людей основано на универсальных биологических факторах, то, по мнению Альфреда Адлера, поведение человека базируется на его конкретном жизненном опыте, среде, в которой он живет, и ряде факторов
3.1. Альфред Адлер
3.1. Альфред Адлер Следует сказать, что жесткие для тогдашнего времени истины о сексуальности неизбежно должны были привести к разногласиям. Ужаснувшись последствиям переноса и контрпереноса, непредвиденным реакциям первой психоаналитической пациентки Анны О., покинулИндивидуальная психология
Индивидуальная психология Следующим закономерным этапом эволюции психоанализа явился отказ от врожденных бессознательных психических структур со смещением акцента на роль социальных и культурных факторов в их развитии. Основоположник индивидуальной психологии
Альфред АДЛЕР (1870–1937)
Альфред АДЛЕР (1870–1937) Человек, который не интересуется своими собратьями, испытывает самые большие трудности в жизни и причиняет самый большой вред окружающим. Именно в среде подобных людей и появляются неудачники.Куда легче сражаться за свои принципы, чем жить в
Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
Глава 4. Результаты пересмотра психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности Биографический очерк Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея — торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в
Альфред Адлер
Альфред Адлер Фриц Уиттелс (1939) полагал, что взгляды неофрейдистов, в том числе и Хорни, были гораздо ближе к взглядам Адлера, чем Фрейда, и, соответственно, неофрейдистов правильнее было бы называть «неоадлерианцами». Хорни изучала труды Адлера еще в 1910 году, и, несмотря на
Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Психологическая помощь близким
Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Адлерианская психология (индивидуальная психология) – теория личности и терапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером, – рассматривает личность холистически как наделенную творчеством, ответственностью, стремящуюся к достижению целей в пределах своей области феноменологического опыта.
Основные положения учения Альфреда Адлера (Кондрашенко и др., 2001; Фрейджер, Фейдимен, 2001) включают следующие понятия.
Неполноценность и компенсация. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще всего характерологические, недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности.
Это чувство неполноценности наряду с негативным может оказывать и позитивное влияние на личность, так как нередко является стимулом для достижения цели.
Агрессия и борьба за превосходство. В своих ранних работах Адлер утверждал, что борьба за превосходство и агрессивные тенденции человека являются важным фактором в борьбе за выживание, самосовершенствование и самоутверждение.
При этом он не отождествлял агрессию с враждебностью, а рассматривал ее как инициативу и способность к преодолению препятствий. Стремление к превосходству Адлер понимал не только как агрессию и «волю к власти», а намного шире – как побуждение улучшить себя, развить свои способности, свои потенциальные возможности. Если цель превосходства включает в себя общественные интересы, то и развитие личности принимает конструктивный характер. Если же цель предполагает борьбу только за личное превосходство, лишена социального интереса, то такая цель, по мнению Адлера, не приносит удовлетворения индивидууму, деформирует его «жизненный стиль» и в конечном итоге приводит к неврозу.Жизненные цели.
Адлер обращал внимание скорее на притяжение будущего, чем на давление прошедшего. Для Адлера гораздо важнее то, куда мы надеемся прийти, чем то, где мы были.
Адлер выделил три основные жизненные цели (задачи): работу, дружбу и любовь.
Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна обществу. Дружба – выражение нашей причастности к людям, необходимость и потребность приспосабливаться к окружающим и общаться с ними. Любовь – это тесный союз ума и тела, высшая форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти три задачи, по Адлеру, всегда взаимосвязаны.
Стиль жизни. Жизненный стиль личности так же уникален, как уникальна и сама личность. Адлер подчеркивал необходимость анализировать личность как единое целое. Жизненный стиль – это уникальный способ достижения своих целей, избираемый личностью. Это комплекс средств, позволяющих приспособиться к окружающей действительности. Таким образом, стиль жизни – это, во-первых, принятая человеком концепция жизни и, во-вторых, принятый им паттерн поведения.
К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, Адлер относил органическую неполноценность, избалованность и отверженность.
Схема апперцепции. Собственные представления индивидуума об окружающей среде и о себе Адлер назвал схемой апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта и личностных особенностей субъекта.
Схема апперцепции, по Адлеру, является частью жизненного стиля и во многом определяет поведение индивидуума.
Мосак (Mosak, 1973) разделил убеждения образа жизни на четыре группы:
1) Я-концепция – те убеждения, которые есть у меня, относительно того, кто я такой;
2) Я-идеал – убеждения о том, каким мне следует быть или каким я обязан быть, чтобы занять свое место;
3) образ мира – убеждения о том, что не является мной (мир, люди, природа и тому подобное) и о том, что мир требует от меня;
4) этические убеждения – личный этический кодекс.
Творческая сила личности. Адлер утверждал, что человек не является пассивным объектом воздействия внешней среды, а в борьбе за свое место в жизни сам активно влияет на внешнюю среду. Он подчеркивал, что люди – не беспомощные пешки в руках внешних сил; каждый из них сам формирует свою личность. К основным проявлениям творческой силы личности Адлер относил процессы формирования жизненной силы, жизненного стиля и схемы апперцепции.
Социальный интерес. В определенном смысле все поведение человека, по мнению Адлера, социально, поскольку он развивается и функционирует в социальном окружении. Чувство общности Адлер понимает шире, чем взаимоотношения индивидуума и его ближайшего окружения; оно означает для него «заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции».
Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности и один из важных аспектов социального интереса. С эволюционной точки зрения, способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных (maladaptive) жизненных стилей.
Адлерианская терапия включает три фазы:
• исследование жизненного стиля личности;
• «инсайт» в постижении этого жизненного стиля;
• реориентация, преобразование, изменение принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.
Специфическая цель адлерианской терапии – помочь человеку избавиться от ощущения собственной малоценности, незначительности и почувствовать себя причастным к миру людей. В процессе терапии человек с помощью терапевта находит «ошибку» в формуле своего жизненного стиля, а затем развивает альтернативные цели и способы их достижения. При этом реориентация трактуется не как изменение курса, а скорее как раскрытие целого «веера» возможностей (Сидоренко, 2000). Реориентация – это не исправление ошибок, а поиск новых ориентиров.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4. Индивидуальная психология А. Адлера
4. Индивидуальная психология А. Адлера Адлер был основателем холистической системы индивидуальной психологии, подчеркивавшей подход к пониманию каждого человека как интегрированной целостности в рамках социальной системы [2]. Основные принципы Адлера – холизм
Глава 18. Индивидуальная и социальная психология
Глава 18. Индивидуальная и социальная психология Социальность мышления и действияКак в исследовательском, так и в терапевтическом плане психоанализ не может обойтись без учета аффективных отношений индивида с обществом. Прежде всего, человек не является изолированным
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА
Глава 3 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге (предместье Вены) в семье небогатого еврейского торговца зерном. Однако в отличие от З. Фрейда, выросшего в районе, напоминавшем гетто, и на всю жизнь сохранившего ощущение
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология Если Зигмунд Фрейд считал, что поведение людей основано на универсальных биологических факторах, то, по мнению Альфреда Адлера, поведение человека базируется на его конкретном жизненном опыте, среде, в которой он живет, и ряде факторов
3. От чувства общности к совершенству Смысл жизни в понимании Альфреда Адлера
3. От чувства общности к совершенству Смысл жизни в понимании Альфреда Адлера Стремление к совершенству возвышает нас. Альфред Адлер В своей книге «Зачем мы живем?» (Adler, 1979) и в особенности в последнем своем значительном труде «Смысл жизни» (Adler, 1973) Альфред Адлер
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология Следующим закономерным этапом эволюции психоанализа явился отказ от врожденных бессознательных психических структур со смещением акцента на роль социальных и культурных факторов в их развитии.Основоположник индивидуальной психологии
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы Адлер был убежден в том, что главная цель теории личности — служить экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более
Глава 5.
Альфред Адлер и индивидуальная психологияГлава 5. Альфред Адлер и индивидуальная психология Альфред Адлер — основатель холистической системы индивидуальной психологии, которая рассматривает личность как часть социальной системы, неразрывно связанную с другими. Он назвал свою теорию индивидуальной
Новейшие достижения: влияние Адлера
Новейшие достижения: влияние Адлера Многие из новаторских идей Адлера сейчас применяются столь широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его работа над взаимодействием психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности
биография основателя индивидуальной психологии
Альфред Адлер: биография основателя индивидуальной психологиибиографии
28 апреля 2023
Ни психоанализ, ни психодинамическую психологию нельзя объяснить, зная только работы Зигмунда Фрейда.
На самом деле психотерапия, основанная на фундаментальных идеях психоанализа, имеет трех великих основателей: Зигмунда Фрейда (конечно же), Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера . Эта статья посвящена последнему, который, помимо того, что одним из первых поставил под сомнение идеи отца психоанализа, был создателем Индивидуальной психологии .
Биография Альфреда Адлера
Альфред Адлер родился в венской еврейской семье в 1870 году, за пару десятилетий до того, как психоанализ начал формироваться благодаря работам Зигмунда Фрейда и Йозефа Брейера .
У Адлера был ряд осложнений со здоровьем, которые обычно называют началом интереса австрийца к медицине. Карьера в том, что в юности он успешно учился в Венском университете.
После колледжа он знакомится с Фрейдом
После окончания медицинского факультета в 1895 году он женился и начал соприкасаться с психоанализом в руках Зигмунда Фрейда, с которым он лично познакомился в 1899 году. С тех пор Альфред Адлер начал знакомить себя в представлениях о функционировании психики, которые предлагала теория Фрейда.
Энтузиазм Адлера по отношению к психоанализу и психологии в целом привел его к тому, что он стал первым президентом городской ассоциации психоаналитиков, Психологическое общество сред (которое позже получит официальное название Венская психоаналитическая ассоциация ), созданное в 1902 году.
Здесь обсуждались и развивались фундаментальные идеи, с помощью которых психоаналитики пытались объяснить человеческий разум. , и это знакомство с теоретическими предложениями Фрейда и его учеников способствовало тому, что Альфред Адлер делал свои теории все более и более сложными.
Конфликт между Адлером и Фрейдом
Дурная слава Альфреда Адлера в зарождающемся психоаналитическом мире росла очень быстро, отчасти из-за его близости к Фрейду, но также и из-за страстности, с которой он выражал свои идеи. Фактически, наступил момент, когда Адлер стал директором Journal of Psychoanalysis ( Zentralbaltt für Psychoanalyse ), публикации, редактором которой был Фрейд и которая, конечно же, имела большое значение в его области.
Однако вскоре после этого вторжения в издательский мир Альфред Адлер начал подвергать сомнению фундаментальные столпы теорий Фрейда, такие как сексуальная теория . Это привело к тому, что в 1911 году противостояние идеям Фрейда помешало ему продолжить работу в журнале. Кроме того, в том же году Альфред Адлер покинул Венскую психоаналитическую ассоциацию . Это был первый серьезный прорыв в кругу венских психоаналитиков, хотя за ним последовали и другие: вскоре после этого Карл Густав Юнг также окончательно дистанцировался от ортодоксального психоанализа Фрейда.
Но Адлер не переставал интересоваться созданием представлений о функционировании психических процессов. Просто он создал другую психологическую школу, сходную во многих пунктах с которой Фрейд защищал . Эта новая школа называется Индивидуальная психология .
Альфред Адлер и индивидуальная психология
Можно долго говорить о разногласиях, приведших к расколу Альфреда Адлера и Зигмунда Фрейда, но основных причин было две.
Во-первых, Адлер придавал гораздо меньшее значение сексуальности по сравнению с Фрейдом . Он не считал, что ни секс, ни то, как он символизируется, не являются существенным регулятором поведения человека с первых лет жизни.
Второй связан с ролью бессознательного. Да, для Фрейда бессознательное это все то, что действие из тени удерживает нас привязанными к ряду паттернов поведения и мышления в соответствии с тем, что мы делали в прошлом, Альфред Адлер уделял больше внимания силе, которой обладает каждый человек, когда дело доходит до структурирования функционирования своего разума в соответствии с тем, что происходит в настоящем.
То есть, с одной стороны, он перестает рассматривать прошлые действия как бремя, которое неизбежно обуславливает нас, а с другой, придает большее значение нашему способу взаимодействия с тем, что мы чувствуем и думаем здесь и сейчас. (помимо признания важности контекста, в котором мы находимся в каждый момент).
Адлер заложил основы новой индивидуальной психологии, сосредоточившись на своих пациентах-инвалидах . Хотя все они имели историю схожих ограничений, одних поглощал их комплекс неполноценности по сравнению с другими людьми, а у других физические ограничения, которые они испытывали, выступали в качестве мотивирующего фактора, который, по мнению Адлера, привел их к самосовершенствованию
Таким образом, разрыв между Альфредом Адлером и Фрейдом во многом был связан со степенью, в которой первый придавал значение сознательной стороне мышления, что делает нас уникальными людьми, способными ставить оригинальные цели.
Наследие Альфреда Адлера
Альфред Адлер умер в 1937 году, но его идеи нашли отклик . Он был первым крупным представителем психодинамической психологии, который поставил под сомнение основные догмы теорий Фрейда, и он разработал более целенаправленный подход к творческой силе человека, осознающего свои силы и ограничения. Конечно, все его работы находятся за пределами того, что сейчас считается научной психологией, но это не помешало его влияниям вдохновить мир гуманитарных наук и философии.
Индивидуальная психология, которую Альфред Адлер основал вместе с другими членами Венской психоаналитической ассоциации , оказала большое влияние как на гуманистическую психологию, появившуюся во второй половине 20-го века, так и на несколько предложений, сформулированных в психодинамическом течении. В мире, где набирает силу философия самопомощи и самосовершенствования, нередко хорошо воспринимаются идеи Адлера, имевшего более оптимистичный взгляд на то, как мы должны думать и чувствовать своего учителя. .
Психология Альфреда Адлера: превосходство, неполноценность и смелость (апрель 2023 г.).
Проект MUSE — Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии (обзор)
Основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер, доктор медицинских наук (1870–1937), пионер в области социальной медицины, воспитания детей и психического здоровья в обществе. . Его идеи, вероятно, больше приветствовались непрофессионалами, чем профессионалами, на которых они, тем не менее, оказали значительное влияние. Идеалистический, энергичный, антивоенный, эгалитарный в экономической и социальной сфере, Адлер стал постоянным участником лекционных кругов в Соединенных Штатах и Европе в XIX веке.30-х годов, социальный критик, рекламирующий образование родителей и учителей, и Gemeinschaftsgefühl: сотрудничество вместо конкуренции. Он противоречил своему когда-то коллеге Зигмунду Фрейду (Адлер ненавидел, когда его называли его учеником или последователем) в отношении инстинктов, сексуальности и формулы Эдипа.
Менее мистичен, чем Карл Юнг, менее эрудирован, чем Отто Ранк (которого он представил Венскому психоаналитическому обществу), менее красноречив, чем Фрейд, Адлер был более социополитичен, чем эти трое, и более стремился привлечь пролетариат. В этом он преуспел, добившись известности и богатства как популярный оратор и писатель. Биограф Эдвард Хоффман предоставляет увлекательный материал об американских финансовых покровителях Адлера, Чарльзе Дэвисе (который устроил его преподавателем в Медицинский колледж Лонг-Айленда) и Эдварде Филине. То, что звезда Адлера угасла, могло быть связано с его незаинтересованностью в писательстве и исследованиях, склонностью к неорганизованности и вспыльчивости, а также с некоторыми неудачами: его сильный американский сотрудник, психиатр У. Беран Вульф, погиб в возрасте тридцати пяти лет в результате несчастного случая, в то время как два ведущих британских адлерианца постигли позорный конец.
Первая книга Адлера, Studie über Minderwertigkeit von Organen (1907) (переведенная как Study of Organ Inferiority and its Physical Compensation в 1917 г.), утверждала, что врожденная слабость лежит в основе невроза, побуждая людей к компенсации и гиперкомпенсации. в социальной адаптации. Единственный член маленького общества Фрейда, принадлежавший к социал-демократической партии, он выступал за хорошее жилье и санитарию, более высокую заработную плату и лучшее образование. Адлер постулировал «драйв агрессии» — выражаясь современным языком, настойчивость, — который ведет к «социальному чувству». Он представил доклад о Марксе (1909), что вызвало недовольство Фрейда, и в следующем году добавил к парадигме неполноценности понятие «мужского протеста». Он нашел отклик в феминизме: «То, что женщина обесценивается мужчиной, ясно выражено в нашей культуре; более того, его можно даже рассматривать как движущую силу нашей цивилизации» (стр. 71). [End Page 738] Адлер, один из основателей группы, положившей начало психоаналитическому движению, был изгнан через девять лет (в 1911 году) за свое отклонение.
Женитьба Адлера на Раисе Эпштейн (в 1897) родила четверых детей; Хоффман признает вклад докторов. Александра и Курт Адлер (последний написал предисловие). Раиса, уроженка Москвы и активная социалистка, за пять лет их пребывания в Вене сблизила пару с Леоном и Натальей Троцкими. Хотя Адлер проповедовал и, по-видимому, практиковал моногамию и гендерное равенство, у него и Раисы, похоже, был далекий и несчастливый брак. Это, а также качества воспитания Адлера и его дружеские отношения вызывают у Хоффмана неопределенное отношение.