Основная философия педагогики монтессори: Система Марии Монтессори

Содержание

Система Марии Монтессори

Главная  / Школа Монтессори / Система Монтессори

Философия метода М. Монтессори

Система М. Монтессори – это не просто метод, не только педагогика, это гораздо более глубокое явление, это философская образовательная система. Это определенный взгляд на мир, на детей, на взрослых рядом с детьми. М. Монтессори помогает нам глубже понять ребенка, открыть для себя ребенка, совсем другого ребенка, не такого, которого мы привыкли видеть. И будучи ученым – экспериментатором, она работала с детьми, отрешившись от привычных традиционных взглядов, подходов, схем.

Главным в педагогической системе М. Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их.

Ребенок — личность, он не принадлежит взрослым и не должен ублажать ни родителей, ни педагогов. М. Монтессори выступала, в этом плане, защитницей детей от диктата взрослых, защитницей детства. В книге «Дети – другие» Марии Монтессори, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети не маленькие взрослые, а совсем другие, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого — только помочь ребенку действовать самостоятельно.

М. Монтессори утверждает, что ребенок формирует себя сам в собственной активной деятельности, благодаря внутренним силам, внутреннему стремлению к саморазвитию, с которым рождается каждый человек. Есть некая «внутренняя программа», которой следует развитие ребенка. Ребенок при рождении является зародышем, в смысле психики, она находится в зародышном состоянии, и эта психика выстраивает себя самостоятельно в процессе жизнедеятельности ребенка, в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и никто не контролирует, никто не направляет этот процесс, это внутренние силы ребенка. Безусловно, ему нужны условия, ему нужны источники, другие взрослые, от которых он может позаимствовать необходимое для развития. А у ребенка есть для этого совершенно потрясающие механизмы, с помощью которых это происходит.

«Впитывающий разум»

М. Монтессори открыла, что маленькие дети обладают уникальным механизмом – «впитывающий разум, впитывающее сознание». Это впитывание происходит помимо воли ребенка, т.е. это способность ребенка запечетлевать увиденное, запоминать спонтанные сигналы из окружающей среды. Ребенок находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром и готов его познавать. Все, что ребенок видит вокруг, то, с чем он сталкивается, то, с чем он взаимодействует, он, как бы, присваивает и создает из этого свою собственную внутреннюю психическую жизнь. Так он впитывает речь, движения, культуру.

«Впитывающий разум» – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому, ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

Сенситивные периоды

Следующим утверждением М. Монтессори является мысль, что ребенок «впитывает» не просто так, у каждого есть собственная программа развития, которая представлена сенситивными периодами, периодами особой чувствительности, восприимчивости, повышенного интереса детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного узкого периода времени.

Сенситивные периоды развития ребенка – это те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Поэтому взрослым необходимо знать и максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания.

Создание специальной развивающей среды

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого М, Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формулирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе в его самостоятельной работе.

Самое главное, что могут и должны взрослые – создать необходимую для развития детей специальную среду, максимально благоприятную для них, обеспечивающую комфортное самочувствие, раскрытие всех его способностей, которая позволяет каждому ребенку выявить и начать развивать свой собственный духовный потенциал, по своему плану, со своей собственной скоростью, где они могут действовать самостоятельно, т. к. только в собственной самостоятельной деятельности может правильно сформироваться психика ребенка, его личность.

Для ребенка важно иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность. Монтессори – среда это, прежде всего, среда социально – психологическая, в которой ребенок может сам выбрать чем ему заняться, где он чувствует себя хозяином, человеком, который сам принимает решения, отвечает за свои действия, который способен самостоятельно обслуживать самого себя, помогать младшим, может выстраивать отношения с другими людьми. Жизнь в среде, это жизнь, приближенная к реальности, но учитывающая возможности детей дошкольного возраста.

Монтессори — среда включает в себя множество зон: языковая, математическая, географическая, зона сенсорного развития, упражнений в практической жизни, изучения иностранного языка и пр.

Использование Монтессори – материалов.

В Монтессори – среде в свободном доступе располагаются Монтессори-материалы, наборы карточек, мелких предметов, дидактические игры, различные предметы, призванные помочь ребенку самостоятельно приобрести тот или иной опыт. Материалы подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей, они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая необходимые и интересующие его знания и навыки и, что, самое главное, упражняя собственную активность.

Дидактический материал Монтессори дает возможность ребенку выделять в чистом и точном виде признаки предметов, находить их сходства и различия. Именно в точности и четкости отдельных свойств, выделяемых материалом, заключается их ценность для еще неорганизованного хаотичного детского ума, который должен познать внешний мир в размерах, формах, цветах и оттенках, в ощущениях и чувствах. Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение М. Монтессори: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».

Монтессори – материалы — это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение детей навыкам и передача им знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала Монтессори — внутренняя: помочь самостроительству ребенка и его духовному развитию. М. Монтессори помогает этому развитию, предоставляя детям внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. По ее мнению, «первое, очень важное для развития ребенка — это сосредоточение… Ребенку нужны вещи, на которых он мог бы концентрироваться».

Задачи педагога.

В системе Монтессори отсутствует классно – урочная система и система оценок и соревнований. В центре образования стоит сам ребенок и рассматривается, как величайшая ценность, вокруг которого выстраивается весь образовательный процесс. Педагог выступает в роли помощника и защитника ребенка, он воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, он не ведет ребенка за собой, а идет за ним.

Роль педагога состоит не в непосредственном обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Педагог, по словам М. Монтессори, «помогает разуму ребенка в работе над своим развитием».

Система Монтессори основана на принципе наблюдения за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть. Монтессори – педагог должен быть принципиальным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровнем развития каждого ребенка. Он должен понять и полностью принять философию М. Монтессори, суметь отказаться от любых авторитарных методов взаимодействия с ребенком, научиться «идти за ребенком» и уважать его выбор. «Метод наблюдения покоится на одном главном основании – на свободе учеников в их непосредственных самостоятельных проявлениях», — писала Мария Монтессори.

Обеспечение свободы

Свобода, которую получает ребенок, для развития индивидуальных проявлений своей личности – это не произвол в его действиях, не неограниченная свобода, определяемая его капризами и сиюминутными желаниями, не вседозволенность, не деятельность, при которой дети «делают, что хотят», а это «дисциплина в свободе». По мнению М. Монтессори, свободная дисциплина и свободное проявление личности ребенка означают сознательное самоуправлением поведением, а не действия по требованию педагога. Оно вырабатывается тогда, когда ребенок может удовлетворить свои желания самостоятельно.

В системе М. Монтессори свобода означает: свободу передвижения ребенка в специально подготовленной образовательной среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу общения и объединения в работе с другими детьми.

В системе Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори.

Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждается любовь к учению и формируются мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Ребенок получает уникальную возможность начинать свое образование без скуки, зубрежки, тяжелых усилий и разочарований. Удовлетворяя свои собственные интересы, он приобретает страсть к познанию, которая является ключом к становлению подлинно образованной личности.

 

Философия системы Монтессори

8. Разновозрастность детей – ещё один непременный принцип групп Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. То есть работают принципы большой семьи и народной педагогики.

 

9. Воспитанию духа, души, нравственности в ребёнке педагогика Монтессори уделяет большое внимание. В группе взрослые и дети живут в атмосфере добра, взаимопонимания и помощи. Даже самые маленькие стараются доводить начатое дело до конца, уважать чужой труд, выполнять договорённости, опекать тех, кто пока слабее, радоваться успехам друг друга. И главное – взрослые принимают ребёнка таким, каков он есть, радуются его неповторимости, а не пытаются лепить его по общим представлениям. Поэтому и дети растут весёлыми, добрыми, самостоятельными, любознательными и счастливыми. Во всём мире родители, уважающие личность своего ребёнка, стремятся отдать его именно в школу Монтессори!

1.Отношение к ребенку. Каждый ребёнок — уникален, неповторим, со своим собственным планом развития, индивидуальными способами и сроками освоения окружающего мира. Суть системы Монтессори – помощь ребёнку в развитии и адаптации в окружающем мире.

 

2. Главный принцип педагогической системы Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!». Для этого используется «подготовленная среда»: специальные материалы и их особое расположение побуждают ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности. «Подготовленная среда» успокаивает, упорядочивает ребенка, помогает ему выбраться из «хаоса впечатлений».

 

3. Ребенку в Монтессори-классе предоставлена возможность активно действовать, свободно выбирать материалы для занятий, осваивать различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение. Монтессори-среда наполнена дидактическим материалом, имеющим определенную дидактическую задачу. Она носит научный характер и включает в себя контроль над ошибками.

 

4. Методика Монтессори не ставит таких узких и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Эта методика даёт ребёнку возможность за счёт развития его собственного потенциала научиться всему, чему угодно, в том числе читать и писать.

 

5. Теория Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит вокруг. Ребёнок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его стройматериалами. В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия.

 

6. Развивающая среда, сконструированная Марией Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам. И ещё можно выяснить, как накрывать на стол, забивать гвозди, убирать за собой, ухаживать за окружающей средой. Это ведь так интересно! Малышам предоставляется возможность через свободный выбор удовлетворять свои интересы. А если ребёнок имеет возможность выбирать, чем заниматься, он никогда не выберет безделья – ведь это неинтересно!

 

7. Если мы заглянем в Монтессори-класс в России, то картина будет почти такой же, как если бы мы попали в аналогичную школу в Нью-Йорке, Амстердаме или Токио. Дети складывают на коврике башню из кубиков, обводят пальчиками шершавые буквы на табличках, моют посуду или… слушают тишину. Школами и классами называются все Монтессори-группы, даже для малышей с рождения, ведь дети там учатся! В классе всегда есть несколько функциональных зон. Одна из зон аналогична домашнему хозяйству с настоящей посудой, раковиной, гладильной доской, верстаком с инструментами, – здесь дети приобретают различные навыки практической жизни и (заодно!) совершенствуют моторику и координацию. В других зонах сосредоточены материалы для развития сенсорики, речи, математических способностей, знакомства с окружающим миром. Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться. Учитель наблюдает и, в случае необходимости, приходит на помощь. Роль Монтессори-учителя пассивна только для непосвящённых. Именно он знает, на какой стадии развития находится каждый ребёнок, и какое занятие необходимо ему предложить для дальнейшего развития. Индивидуальная работа с каждым учеником, причём не директивная, а направляющая, – вот задача учителя в Монтессори-классе.

 

О Монтессори-образовании

Узнайте, как и почему работает Монтессори.

Монтессори — это инновационный, ориентированный на ребенка подход к образованию, разработанный сто лет назад женщиной, опередившей свое время.

Основные моменты раздела

Узнать больше

Что такое Монтессори?

Монтессори — это образовательная философия и практика, которая способствует строгому, целеустремленному развитию детей и подростков во всех сферах их развития с целью воспитания естественного стремления каждого ребенка к знаниям, пониманию и уважению.

Узнать больше

Почему стоит выбрать Монтессори?

Узнайте, что отличает Монтессори от традиционного образования. Узнайте, как он развивает способных, ответственных и знающих учащихся с сильным чувством собственного достоинства, которое им необходимо для процветания в реальном мире.

У вас есть вопросы. У нас есть ответы.

Часто задаваемые вопросы