Публицистический стиль
Сегодня мы…
· Рассмотрим особенности публицистического стиля.
· Поговорим о языке публицистического стиля.
· Выясним, для чего используется публицистический стиль.
В жизни нас буквально окружают средства массовой информации. Мы читаем газеты. Или журналы. Смотрим самые разные телепередачи. Вслушиваемся в эфир радио. Наконец, есть ещё Интернет с его миллионами сайтов…
И всё это можно объединить термином «публицистика». Так называют произведения, которые посвящены проблемам текущей жизни общества. Если посмотреть на это слово, сразу же обнаружится созвучие со словами публика, публичный. Действительно, слово публицистика происходит от латинского «общественный».
Средства массовой информации общаются с нами, конечно, не научным языком. Эту речь нельзя назвать и официально-деловой или разговорной.
Публицистика пишется в особом, публицистическом стиле.
Охарактеризуем его как все остальные стили – укажем цель, сферу, жанры, язык и другие признаки.
И кое-что здесь довольно элементарно – мы уже успели назвать сферу употребления этого стиля.
Ведь мы сказали, что он создан для средств массовой информации. Время от времени его ещё поэтому называют газетно-публицистическим стилем.
А какие сферы представляют для СМИ наибольший интерес? Это общество, политика, экономика, культура… Вот как раз с этими сферами и будет связано употребление публицистического стиля.
Целью этого стиля будет сообщить информацию. А ещё – воздействовать на людей и призывать к действию. Так что выделяют две основные функции стиля – информационную и воздействующую.
Какие же жанры мы можем выделить в публицистическом стиле? Это статья, очерк, фельетон, заметка, памфлет. Такие жанры мы чаще всего видим в печатных СМИ.
Но публицистика – это ещё и репортаж и интервью. Эти жанры можно встретить и в печатных СМИ, и на телевидении, и в радиопередаче. Причём, интервью телевизионное будет серьёзно отличаться от интервью, которое мы прочитаем в газете.
К публицистическому стилю относятся также жанры публичной лекции, ораторской речи, дискуссии и доклада. Это уже устные выступления, и они встречаются на митингах, в парламенте, на съездах, на собраниях, пленумах и так далее.
Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам. Чтобы понять их, не нужно никакой особенной подготовки – информация предназначается для широких слоёв общества.
Получается, что главный признак таких текстов – это
Какие же ещё черты публицистического стиля мы можем выделить? Для начала, логичность.
Без логики ведь невозможно убедить людей в чем-либо. И часто в статьях публицистического стиля ставится определенная проблема, проводится её анализ, а потом приводится решение и делается вывод…
Но ведь это же метод научного стиля!
Да. Из логичности следует, что факты в публицистике должны выглядеть достоверными, а информация даваться последовательно. Тексты должны быть конкретными и обоснованными. И всё это сближает публицистический стиль с научным.
Вот только тексты публицистического стиля ещё и эмоциональны, а это уже совсем непохоже на науку. Но ведь если мы сообщим сухие, научные факты – мы не сможем воздействовать на читателя или слушателя и призвать его к каким-нибудь действиям.
А вот если статья эмоциональна, цепляет струны в душе читателя, задевает его чувства – тогда можно добиться реакции, которая и требуется!
Из эмоциональности следует и оценочность публицистического стиля. Какое-либо явление показывается в положительном или отрицательном свете. Публицистический стиль формирует общественное мнение, старается указать на какие-то проблемы общества.
Ещё одна черта – это призывность. В тексте публицистического стиля может быть прямой призыв или завуалированный призыв. Например, нас могут предупреждать о мошенниках и прямо предостерегать – «Не попадайтесь на уловки мошенников, не давайте никому личные данные!» Или, например, в статье даётся просто рассуждение на тему «Нужна ли нам вежливость». Но в самом тексте доказывается, что вежливость очень нужна. Текст завуалированно призывает нас быть вежливыми друг с другом.
Вы удивитесь, сколько скрытых, завуалированных призывов можно увидеть в любой информации.
Наконец, есть ещё одна черта – образность. Например, в фельетонах коррупционеров часто сравнивают со свиньями у денежной кормушки. Но ведь это уже похоже на художественный стиль!
И получается, что у нас есть средства научного, художественного, разговорного стиля…
И если мы смешаем это все – получится коктейль «Публицистический стиль».
Из-за чего происходит такой разброс? Да просто жанры публицистического стиля очень разнообразны.
Возьмём какую-нибудь газету районного масштаба. И посмотрим на начало нескольких текстов.
Колхоз «Зорька» сообщает об увеличении общих надоев с пятнадцати до тридцати литров в среднем от одной коровы. В текущем периоде надоено три тысячи литров молока.
Это начало небольшой статистической заметки. И оно похоже на официально-деловой стиль. Потому что цель здесь – проинформировать читателя и сообщить ему статистику.
Вот другой пример:
– Иван Петрович, как вы достигли таких результатов?
– Да просто у нас с нашими бурёнками полное понимание! Мы стараемся подбросить им корм повкуснее, ласково с ними беседуем – вот они и благодарят.
– Расскажете о планах?
Конечно, это начало интервью. И здесь обращают на себя внимание элементы разговорного стиля. Потому что именно непринуждённую беседу пытается передать журналист.
А вот третий пример.
Что может быть лучше в жаркий день, чем глоток ледяного, свежего молока? Кружка парного молочка – знак утра в деревне. Только вот откуда берётся эта белоснежная, тугая струя, бьющая в нашу кружку?
Это начало очерка, и это похоже на художественный стиль.
И если мы говорим о языке публицистического стиля, нам придётся подробнее остановиться на его лексике. Потому что в публицистическом стиле может использоваться лексика самой разной стилистической окраски.
Это и общеупотребительные слова, и специальные термины науки, производства. Могут употребляться разговорные слова, а могут – канцеляризмы.
Встречаются даже жаргонизмы. Широко используются и фразеологизмы.
Однако есть и так называемые газетизмы – слова, которые используются в печатных СМИ. Например, происки, сплочённость, свершения, военщина, почин.
Бывают и газетные клише – целые устойчивые словосочетания. Такие, как сложная политическая обстановка или резервы повышения эффективности.
Ещё в лексике публицистического стиля много собственных имён и аббревиатур. Вашингтон, «Газпром», Путин, ООН, США, ЮНЕСКО – в любой статье наверняка встретятся имена собственные или сокращения.
Конечно, используется общественно-политическая лексика. И абстрактные слова. Такие, как общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, приоритет и так далее.
Что можно сказать о морфологии публицистического стиля? Для неё характерна собирательность: используется единственное число вместо множественного, часто можно встретить местоимения всякий, каждый. Например: Каждый человек когда-нибудь ехал с утра в холодном автобусе…
Часто используется превосходная степень прилагательных:
Не редкость императивные формы глаголов – то есть, выражающие призыв, повеление: не выходите на улицу в тёмное время суток.
Журналисты используют личные формы глаголов в настоящем времени, чтобы читатель почувствовал себя участником событий: И опять я спрашиваю читателя, в чём тут дело?
Теперь поговорим о синтаксисе. В публицистическом стиле часто встречаются риторические вопросы («Так стоит ли верить недобросовестной рекламе?»).
Нередко можно увидеть именительные предложения: Двадцать второе июня тысяча девятьсот сорок первого года. Черта, разделившая жизни людей на «до» и «после».
Можно встретить эллипсисы – неполные предложения без сказуемого: Наконец-то Россия в финале!
Вообще, публицистический стиль так многообразен, что тут все зависит от чувства меры и желания самого журналиста.
Поскольку публицистический стиль образен, в нем используются ещё и средства выразительности – так называемые тропы. Какие? Любые, какие мы сможем вспомнить.
Это и метафоры, и метонимии, и эпитеты, синекдохи и олицетворения, аллегории, гиперболы, оксюмороны, сравнения…
Всё ли это? Нет, есть и другие, но эти можно увидеть чаще всего.
Особенно интересно следить за метафорами и эпитетами в публицистике.
Политический фарс, предвыборный марафон, заповедник расизма… а ещё – грязная война, бандитские цены, варварские методы и так далее.
Но только ли лексические тропы используются в публицистическом стиле? На уровне синтаксиса здесь тоже часто применяются особые риторические фигуры. Это, например,
Например: Этот день мы встречаем с надеждой. Этот день отмечен мыслью: «Только бы не война». Этот день напоминает нам, какой ужасной, всепожирающей, чудовищной бывает война. И каким далёким, светлым и желанным – мир.
Здесь есть параллелизм – анафора, одинаковые начала предложений. Есть антитеза – война и мир. И есть градация – возрастает эмоциональность, когда мы говорим о войне.
Итак, что мы можем сказать о публицистическом стиле?
Его цель – сообщить информацию, воздействовать на людей.
Сфера использования – средства массовой информации.
Жанры – статья, фельетон, очерк, интервью, репортаж, ораторская речь и так далее.
К особенностям такого стиля можно отнести логичность, эмоциональность, оценочность, призывность и образность.
Посмотрим на особенности языка этого стиля. В лексике смешиваются слова из самых разных стилей. Можно выделить газетизмы и газетные штампы, общественно-политическую лексику, употребление собственных имён и аббревиатур.
Морфология обеспечивает собирательность образов и призывность с помощью императивов. Употребляется превосходная степень прилагательных. Глаголы часто стоят в личных формах настоящего времени.
В синтаксисе можно увидеть риторические вопросы, эллипсис, именительные предложения.
В публицистическом стиле очень часто используются тропы. Здесь можно встретить любые лексические и синтаксические средства образности.
Письменные трюки от газетных журналистов — Wordsmith
Когда-то газеты были провозглашены чемпионами по обмену информацией. Затем новости по радио и телевидению стали нормой, а теперь люди обращаются к Интернету и социальным сетям, чтобы узнать последние новости. Хотя бумажные газеты определенно были отодвинуты на задний план (и чаще использовались для выстилки лотка), газетные журналисты старых времен переняли несколько уникальных писательских приемов, которые используются даже сегодня!
Форма эффективности
Согласно книге Нила Тейлора « Блестящее деловое письмо: как вдохновлять, вовлекать и убеждать с помощью слов» , журналисты часто структурируют свои статьи, используя «перевернутую пирамиду», которая представляет собой распределение фактов в статье.
«В начале рассказа вы, как правило, получаете огромное количество фактов, и они, как правило, являются ответом на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Почему? И как?» объясняет Тейлор. По мере продвижения по статье поток фактов сводится к мелким деталям (таким как контекст, ссылки на другие новости, цитаты или мнения менее заинтересованных лиц и т. д.).
Причина этого проста:
1. Журналисты не ожидают, что читатели прочитают
до конца. Статистика показывает, что большинство читателей утруждают себя чтением только 50 процентов статьи. С пессимистической точки зрения, это означает, что журналистам не нужно прилагать столько усилий для написания статьи после того, как они охватили все важные моменты — мы не рекомендуем вам делать это, так как люди, которые читают дальше, могут обратите внимание на внезапное снижение качества письма!
2. Адаптивность и простота редактирования
В отличие от новостей в Интернете, где каждой статье отведена отдельная страница, в традиционных газетах необходимо учитывать макеты, размещение статей и распределение места. Кроме того, макеты часто требовали гибкости, так как история на первой полосе, написанная в 11 часов утра, могла быть отодвинута в сторону в пользу последних новостей, которые появляются в 5 часов вечера. В таких случаях предыдущая статья, вероятно, получит меньше места, отведенного для нее, а это означает, что редактору придется обрезать части статьи — гораздо проще просто удалить несколько последних (заполняющих) абзацев, чем вырезать слов и предложений по всей статье.
Помимо журналистских и издательских целей, этот стиль письма приносит явную пользу. Подобно военным и их BLUF-форматированию (Bottom Line Up Front), наличие всех ваших ключевых деталей на виду просто более эффективно для быстрого усвоения информации. Кроме того, у этого очень мало недостатков — некоторые могут возразить, что более сбалансированное распространение информации делает статью более приятной для чтения, но мы все же можем сделать это, оставив главное на переднем плане.
Игры с заголовками
Неудивительно, что для привлечения читателей нужен хороший заголовок, но знаете ли вы, что редакторы используют разные стили заголовков в зависимости от того, где будет размещена статья? Независимо от того, кто что написал, количество статей в газете и о чем каждая из них, цель редактора — заставить читателей прочитать всей статьи.
В любой газете самые важные статьи всегда помещаются в начале. Обычно это последние новости, смерть, новая политика правительства и тому подобное. По мере того, как вы просматриваете газету, темы последующих разделов становятся менее интенсивными — например, статьи о стиле жизни, новости о путешествиях, авторские статьи, погода и спорт. Тейлор рекомендует сравнивать заголовки на первой полосе с заголовками последней.
Давайте в качестве примера возьмем пару статей из The Guardian (такое же обоснование применимо и к онлайн-статьям, поскольку редактору нужно выбрать, какие статьи должны быть на целевой странице, а до каких следует прокручивать):
Статья на первой полосе: Афганистан – По меньшей мере 10 человек погибли в результате взрыва мощной бомбы в кабульской мечети
Второстепенная/третья история: TechScape – Почему криптовалюта не может устранить свои ошибки?
Обратите внимание, что заголовки статей на первых полосах прямолинейны и избегают сенсаций, в то время как более поздние истории более неясны, чтобы возбудить ваше любопытство. «[Заголовки на первой полосе] могут позволить себе быть основанными на фактах, но довольно плоскими, потому что редакторы рассчитывают на то, что мы найдем тему этих статей достаточно интересной, чтобы читать их без особых убеждений», — пишет Тейлор. «На самом деле, именно поэтому эти истории находятся в начале газеты, потому что редактор считает, что это истории, которые будут наиболее важны для читателей этой газеты».
Со вторым заголовком содержание истории становится менее очевидным. По сравнению со смертью и трагедией (актуальной для всех) криптовалюта является скорее нишевой темой — если бы редакторы использовали простой заголовок, это привлекло бы только читателей, интересующихся криптовалютой.
«Поскольку [редакторы] знают, что эти истории менее интересны по своей сути, они помещают их в конец газеты, и им приходится проделывать несколько трюков, чтобы заставить вас их прочитать», — описывает Тейлор. «Таким образом, эти заголовки намеренно загадочны, интригуют, призваны соблазнить вас прочитать что-то, что вы в противном случае могли бы проигнорировать».
Что на вынос?
· При написании более объемных публикаций или работ (таких как брошюры или даже годовые отчеты) поговорите со своим клиентом, чтобы узнать, разрешена ли вам какая-либо творческая свобода действий для заголовков – как и в случае с газетами, последние разделы годовых отчетов, как правило, просматриваются. в пользу более ранних разделов — более креативный заголовок может исправить это.
· Для статей стандартной длины к заголовкам можно применять заголовки газетного формата. Сохраняйте основной заголовок простым, но позабавьтесь с подзаголовками, чтобы побудить аудиторию прочитать (или хотя бы просмотреть) оставшуюся часть статьи.
Как копирайтеры, мы всегда должны искать способы улучшить свой текст. Изучение специализированных форм письма, таких как газетная журналистика, дает новые идеи и методы, которые делают нас лучшими писателями в целом.
Как написать новостную статью
Написание новостной статьи может быть пугающим, особенно когда вы только начинаете заниматься журналистикой. С чего начать? Как вы формулируете свои предложения? Как вы проводите интервью? Как избежать совершения святого Грааля всех грехов – лжи?
В журналистике много чего можно и чего нельзя делать. Но когда дело доходит до создания истории, вам нужно сосредоточиться на поставленной задаче. Вместо того, чтобы беспокоиться о том, что вы делаете неправильно, вам нужно сосредоточиться на том, что вы должны делать правильно.
Чтобы помочь вам, я составил список из семи шагов. В конце концов, эти шаги приведут вас к написанию качественной статьи 4.0.
1. Выберите недавнее событие или тему, заслуживающую освещения в печати
Есть несколько моментов, которые нам необходимо обсудить на этом этапе. Первое из которых, конечно, знать, когда что-то заслуживает освещения в печати, а когда что-то нет.
Заслуживающая внимания история — это все, что происходит в вашем сообществе и может заинтересовать читателей. Он должен быть уникальным, активным и результативным. Например, освещение бизнеса (если он не новый или не предлагает особых изменений) не особенно заслуживает освещения в печати, особенно если он всегда был там. Но освещение нового бизнеса в этой области абсолютно заслуживает освещения в печати и привлечет внимание ваших читателей к компании.
Во-вторых, нам нужно поговорить о недавних событиях. Газете не стоит освещать событие, произошедшее неделю назад. Сообщество уже продвинулось. Они говорят о другом. Вам нужно сосредоточиться на том, что происходит здесь и сейчас, особенно если вы пишете новость. Какие истории вы можете рассказать публике, прежде чем кто-либо еще получит шанс? Помните, вы не пишете очерк. Вам нужно сделать то, что происходит сейчас.
И, наконец, нужно коснуться понятия «местность». Если вы пишете для небольшой общественной газеты, вам нужно сосредоточить внимание на этом сообществе. Конечно, вы можете коснуться общенациональных или мировых событий, но эти истории должны отойти на второй план по сравнению с тем, что происходит в вашем районе. Если вы освещаете новости штата, ситуация аналогична. Вы должны освещать всемирные события только в том случае, если они оказывают влияние на вашу конкретную аудиторию.
Сказав это, давайте поговорим об интервью.
Генератор тем для эссе
2. Своевременно проводить личные беседы со свидетелями
Самое сложное в написании новостной статьи — взять интервью у нужных людей. Если в местном продуктовом магазине произошло ограбление, вам нужно поговорить с менеджером магазина и, если возможно, с кассиром или сотрудником, причастным к этому. Вы не должны спрашивать семью, которая часто делает покупки в магазине (если они не были свидетелями), или случайного члена сообщества. Эти интервью — отговорки; уловки, которые мешают вам требовать жестких ответов от ключевых свидетелей. И, как всегда, эти интервью должны состояться как можно скорее (при этом давая интервьюируемым время для решения проблемы/события, с которыми они сталкиваются).
Edusson готов помочь с вашим заданием Отправьте свои требования
3. Установите «Четыре основных W»
В первом абзаце вам нужно установить «кто», «что», «когда» и «где» вашего произведения. «Почему» и «как» можно подождать до следующих абзацев. Помните, журналистская статья должна выглядеть как пирамида. Самая важная информация идет вверху. Остальное распределяется по всему оставшемуся пространству столбца.
4. Соберите свою деталь
Теперь, когда у вас есть материалы, необходимые для продолжения, начните собирать свою деталь. Начните с необходимой информации, а остальное пусть просачивается. Вы начнете чувствовать этот процесс, когда будете продолжать писать в журналистике.
Наши лучшие репетиторы и писатели по наймуДоктор Джошуа №2 в мировом рейтинге
Мэнди №5 в мировом рейтинге
Тереза №4 в мировом рейтинге
Валери №3 в мировом рейтинге
5.
Вставка цитатНекоторые писатели предпочитают добавлять цитаты по мере написания. Другие решают добавить свои цитаты в определенные моменты истории после того, как она уже разработана. В любом случае, поместите свои цитаты и обязательно укажите ключевых людей в истории по их полному имени, роду занятий и возрасту.
6. Изучите дополнительные факты и цифры
Когда ваша история будет почти готова, воспользуйтесь Google и найдите дополнительные интересные факты и цифры, которые выделят вашу статью из общей массы. Помните, что вы почти всегда будете конкурировать с другим источником новостей, и вы оба будете пытаться донести свою информацию до одной и той же аудитории. Добавьте этот дополнительный штрих. Вам это понадобится.
7. Прочтите свою статью вслух перед публикацией
Я всегда советую авторам читать свои статьи вслух перед отправкой их профессору или редактору. Это помогает со структурой предложения, формулировкой и общим ходом вашей истории.