3.Основные функции эмоций.
1.Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.
На данный вопрос можно отвечать обобщенно, имея в виду ту роль, которую играют в жизни человека все без исключения эмоции, и дифференцированно, оценивая ту частную роль, которую выполняют отдельные разновидности эмоций. Роль (обобщенное значение) — это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. При рассмотрении функций эмоции их роль будет более детализирована. Рассмотрим основную роль эмоций в управлении поведением и деятельностью.
1. Отражательно-оценочная роль эмоций.
2. Побудительная роль эмоций.
По мнению С. Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него, так же как влечение, желание, стремление всегда более или менее эмоционально».3.Мотивационная роль эмоций. Эмоции играют заметную роль на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при сигнализации о возникшей потребности и оценке ее значимости, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности, при выборе цели.
4. Активационно-энергетическая роль эмоций. Влияние эмоций на физические возможности человека и животных было известно давно. Еще Б. Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию».
Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования проявляется в основном за счет его физиологического компонента: изменения вегетативных функций и уровня возбуждения корковых отделов мозга. По влиянию на поведение и деятельность человека немецкий философ И. Кант разделил эмоциональные реакции (эмоции) на стенические («стена» по-гречески — сила), усиливающие жизнедеятельность организма, и астенические — ослабляющие ее. Стенический страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (бегстве от опасности). П. К. Анохин говорил о «мотивационном тонусе», благодаря которому все жизненные процессы поддерживаются на оптимальном уровне. Об этом же пишет П. В. Симонов (1987): «Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма…». При этом он отмечает, что «при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиения, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства -остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем»» (Там же, с. 84). Показано (Дорфман, 1986), что физическая работоспособность у лиц с сильной нервной системой больше при эмоции радости, чем при эмоции страдания, а у лиц со слабой нервной системой — при эмоции страдания, чем при эмоции радости (правда, на уровне достоверности только по показателю мощности работы)
5. Деструктивная роль эмоций. Эмоции могут играть в жизни человека не только положительную, но и отрицательную (разрушительную) роль. Они могут приводить к дезорганизации поведения и деятельности человека. Во многих случаях дезорганизующая роль эмоций, очевидно, связана не столько с их модальностью, сколько с силой эмоционального возбуждения. Здесь проявляется «закон силы» И. П. Павлова (при очень сильных раздражителях возбуждение переходит в запредельное торможение) Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной, Однако по мере изучения роли эмоций отношение к ним стало меняться, и в настоящее время дезорганизующая роль эмоций подвергается сомнению. Так, В. К. Вилюнас (1984) считает, что дезорганизующую роль эмоций можно принять лишь с оговорками. Он полагает, что дезорганизация деятельности связана с тем, что эмоции организуют другую деятельность, которая отвлекает силы и внимание от основной деятельности, протекающей в тот же момент. Сама же по себе эмоция дезорганизующей функции не несет. «Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, — пишет Вилюнас, — обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности является не прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки автотранспорта» .
2. Коммуникативная роль эмоций. Роль эмоций в когнитивных процессах.
Коммуникативная роль эмоций заключается в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом, передавая друг другу важную для их жизни информацию. Правильнее было бы говорить, что не сами эмоции как внутренние переживания человека реализуют данную роль, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения. В число этих телесных изменений входят жесты, мимика, пантомимика, модуляции голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и другое. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания. Важность этой роли эмоций видна из того, что на Западе многие руководители принимают на работу сотрудников по коэффициенту интеллекта
Эмоциональные реакции, состояния и отношения могут оказывать влияние на протекание познавательных психических процессов.
Ощущения. Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.
Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательно негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком — больше например, в подавленном состоянии человек обращает влияние на человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.
Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т.д.
Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал — тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже.
Таким образом, эмоции, оказывая общее активирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.
Итак, эмоции, являясь компонентом психики, имеют свое специфическое содержание, отличное от содержания познавательных процессов, а также механизмов, обеспечивающих организацию целенаправленных действий, и выполняют свою специфическую роль в организации целостного приспособительного акта. Эмоции сигнализируют о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон нашим ощущениям и восприятиям, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы паттерны), становятся важной характеристикой конкретной личности. Эмоции наполняют содержанием формы, которые выстраивает перед нашим взором разум, придают смысл оценкам, даваемым всему сущему нашим рассудком. Утрата человеком чувств, способности относиться к происходящему эмоционально (как это бывает при психической патологии) может переживаться крайне мучительно — это и есть знаменитая anaesthesia psyhica dolorosa — «скорбное бесчувствие», при котором человек чувствует себя «окаменевшим, деревянным», жизнь теряет краски, окружающее становится застывшим, отдаленным, а время кажется остановившимся. Монотонная, «серая», лишенная событий жизнь также может приводить к эмоциональному обеднению с соответствующими тягостными переживаниями. При прочих равных условиях, чем активней человек, тем богаче его эмоциональная жизнь.
Функция эмоций — эхо узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организм (Ильин). Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.
В психической жизни человека эмоции выполняют множество разнообразных функций, общей характеристикой которых является
Функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. Отражательно-оценочная роль эмоций проявляется и в их связи с потребностями, выступающими в качестве внутренних стимулов. Тесная связь эмоций с потребностями очевидна, и неудивительно, что П. В. Симонов разработал теорию эмоций, во многом базирующуюся на обусловленности эмоций потребностями и вероятностью удовлетворения последних, а Б. И. Додонов создал классификацию эмоций, базирующуюся на видах потребностей
Функция побуждения заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний.
Подкрепляющая функция заключается в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, т.е. не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций. В частности, Олдс (начиная с 1954 г.) обнаружил в глубоких структурах мозга крыс участок, раздражение которого, по-видимому, вызывало переживание удовольствия. Когда крыса получила возможность самостоятельно с помощью педали, замыкающей электрическую цепь, раздражать этот участок, количество таких самораздражений доходило до 8000 в час. В процессе индивидуального развития подкрепляющая функция эмоций предшествует побуждающей. Карл Бюлер показал, что переживание удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают в момент получения желаемого результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль.
Сам по себе след, оставленный в психике пережитой эмоцией в результате удачных или неудачных действий не имел бы смысла, если бы он не использовался в будущем. Еще до того как человек осознает или поймет на рациональном уровне значение ситуации или объекта, эмоции просигнализируют ему о возможном приятном или неприятном исходе событий, выполняя при этом предвосхищающую функцию. Это и неясное беспокойство, и страх, и радостное волнение, и другие формы предчувствия событий.
Дифференцирующая и синтезирующая функция эмоций проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Именно эмоциональное отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. Хорошо известно, что эмоциональные переживания направляют не только восприятие, но и мышление человека, как это бывает, например, при ревности или состоянии влюбленности. Синтезирующая функция эмоций проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов — совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. Так, вещи близкого человека, места встречи с ним, виденные вместе с ним картины и т.д. вызывают печаль после его потери. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражении. Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.
Функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации ярко проявляется в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями. В этих же состояниях проявляется и организующая функция эмоций, когда все психические процессы объединяются для достижения одной цели.
Коммуникативную функцию выполняют, строго говоря, не сами по себе эмоции, а те выразительные движения, которые их сопровождают. У человека и высших животных, ведущих стадный образ жизни, процессы научения, предупреждения друг друга об опасности, побуждения других особей к совершению каких-либо действий и другие формы взаимодействия во многом связаны с выразительными движениями. Крик при испуге, подкрепленный появлением реальной опасности, или расслабленная поза, за которой следует дружелюбное общение, становятся сигналом и в дальнейшем служат непроизвольным средством коммуникации. Вообще процесс коммуникации возможен только с помощью движений, которые в этом процессе приобретают характер жестов. Движения голосовых связок и всего речевого аппарата, в результате которых возникают звуки, представляют собой частный случай движений и также являются жестами. С появлением способности устанавливать произвольную связь между знаком и обозначаемым у человека появляются и символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций. Непроизвольные движения плохо контролируются, поэтому они являются более надежным источником информации о переживаемых в данный момент субъектом эмоциях и чувствах. Человек может очень убедительно признаваться в любви принятым в данном обществе способом, но если он в действительности при этом испытывает чувство ненависти, он может выдать себя непроизвольным жестом — мимикой, позой, интонацией, оговоркой. Условные формы проявления эмоций и чувств изменяются от культуры к культуре, однако «язык» выразительных движений, сопровождающих фундаментальные эмоции и чувства, универсален, именно поэтому люди в состоянии понять эмоциональные переживания любого человека, живущего на планете, такие как страх, удивление, любовь, радость, тревога и т.д.
Компенсаторная функция эмоций, которая, по П. В. Симонову, состоит в замещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом, эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (нравится он или нет, плохой он или хороший), в частности, в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. Все это касается случаев, связанных с дефицитом информации и, следовательно, отрицательных эмоций. Симонов считает, что компенсаторная функция присуща и положительным эмоциям (хотя что же здесь замещать, если и так имеется избыток информации?). Однако автор полагает, что в этом случае компенсаторная функция проявляется не в момент возникновения эмоции, а на более длительных отрезках приспособительного поведения, добавляя в качестве пояснения этого тезиса, что даже небольшой и частный успех способен воодушевить людей на преодоление трудностей (т. е. положительная эмоция усиливает потребность достижения цели). Действительно, усиливает, но где здесь проявление компенсаторной функции эмоций? Скорее речь должна идти о стимулирующей функции. Симонов подчеркивает, что «эмоции отнюдь не пополняют сведений относительно реальных признаков угрозы и возможностей ее устранения. Ликвидация дефицита информации происходит в процессе поисковых действий и обучения. Роль эмоций заключается в экстренном замещении, компенсации недостающих в данный момент знаний».
Сигнальная функция эмоций состоит в том, что они в сознании человека могут служить сигналами происходящих в данный момент процессов в его организме. Эта функция эмоций имеет прямое отношение к потребностям человека, к процессу их удовлетворения. Можно считать доказанным, что положительные, приятные эмоциональные переживания возникают у человека, когда процесс удовлетворения его потребностей идет нормально. Отрицательные эмоции возникают в случае, если с удовлетворением потребностей человека не все обстоит благополучно. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты. Роль этой функции эмоций отчетливо видна родителям, дети которых страдают болезнью Дауна. Родителей угнетает то обстоятельство, что дети не могут сообщать им о своих переживаниях посредством мимики и иных способов эмоциональной коммуникации (Emde et al., 1978)
Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
Наконец, защитная функция эмоций заключается в том, что в некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от различного рода угроз для его благополучия. Предохранительная функция эмоций может проявляться в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или ее разрядке, если она является излишней и угрожает благополучию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствуют экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.
studfiles.net
Функции эмоций
Богатство человеческого мира эмоций значительно превосходит простейшие эмоциональные реакции у животных. Большая роль эмоции и чувств в развитии и выживании человечества, они также являются дополнительным ресурсом в решении задач. Рассмотрим основные виды и функции эмоций и чувств.
Основные виды и функции эмоций:
- Регулятивная функция эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека.
- Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.
- Мобилизующая функция. Она первоначально проявляется на уровне физиологии: выброс адреналина в кровь при страхе улучшает беговую способность (чрезмерный адреналин может дать обратный эффект – ступор), а при тревоге снижение порога ощущений поможет различить угрожающие стимулы. Вместе с тем, при сильных эмоциональных нагрузках наблюдается явление «сужения сознания», которое заставляет организм направить все силы на преодоление неблагоприятной ситуации.
- Адаптивная функция эмоций и чувств. Образующаяся ассоциативная нить между негативной эмоцией и типом ситуации препятствует повторению подобных ошибок в дальнейшем. Позитивные эмоции, наоборот, фиксируют приемлемую модель поведения. Эта функция очень важна, когда отсрочена адаптивная модель поведения. Она играет автономную роль в стимулировании поведения живой особи.
- Коммуникативная функция эмоций. Выразительное проявление эмоций делает понятными их социальному окружению. Некоторые эмоции вызывают проявление альтруизма у окружающих. Например, матери чувствуют, когда ребенок плачет именно от боли и скорее приходят на помощь. Эмоции очень «заразительны», эмоциональное состояние может передаваться окружающим, как раз, потому что человеку понятны переживание другого человека, и он может примерить их на себя. Это можно наблюдать, когда человек из компании начинает хохотать по какому-то поводу, остальные просто подхватывают веселье. Коммуникативная функция эмоций выполняет также важную роль и в развитии маленьких детей, которые еще не разговаривают, для них это часто единственный возможный способ поддержание связи с окружающим миром.
- Сигнальная функция эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг нас.
- Функция дезорганизации. Сильные эмоции могут нарушить эффективный ход деятельности. Аффект иногда полезен, когда необходимо мобилизовать все физические силы. Но длительное воздействие интенсивной эмоции провоцирует состояние дистресса, который, впоследствии приводит к нарушению здоровья и поведения.
- Функция компенсации дефицита информации. Бывает, что человек не может сделать прогноз относительно чего-либо из-за дефицита информации, при этом он может ориентироваться на чувства – взять «эмоциональный аванс». Если необходимой информации недостаточно – возникают негативные эмоции, что снижает значимость потребности. Достаточное количество информации обуславливает положительные реакции и увеличивает значений желаемого.
- Функция следообразования. Эта эмоция появляется, когда событие уже произошло, и принимать меры уже поздно. Аффекты, возникающие в подобных обстоятельствах, как бы помечают ситуацию, создают опасливость относительно нее. Таким образом эмоции выполняют функцию «предупреждения» уберегая человека от следующих подобных ошибок.
womanadvice.ru
Функции эмоций и чувств — Мегаобучалка
Билет №12: Эмоции и чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций (К.Изард)
Эмоции и чувства. Виды эмоциональных состояний.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Чувства, их виды.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.
Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.
К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.
Функции эмоций и чувств
Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
megaobuchalka.ru
34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
Эмоции – это психические процессы, отражающие отношение субъекта к объектам внешней реальности в непосредственной форме переживаний. Все познавательные процессы дают картину мира, а благодаря эмоциям, этот мир будет окрашиваться с точки зрения предпочтения. Эмоции отражают значимость объектов в нашей жизни и деятельности.
Эмоции являются двух компонентными процессами. Первый компонент представляет совокупность всех познавательных процессов: ощущения, восприятия, мышления, памяти, представления и др. В каждом из этих процессов может присутствовать эмоциональный оттенок. Например: может быть эмоциональный тон ощущения, эмоциональный тон восприятия, эмоциональный тон мысли и представления. Эти процессы разделить нельзя, любое разделение условно. Этот компонент называется объектным.
Второй компонент представлен состояниями субъекта, носителя психики. Как ни странно, но этих субъектов, носителей психики, четыре. Первый субъект, носитель психики – индивид, природное существо. Он имеет свои потребности, и когда у этого индивида возникает дефицит, то он ориентирован к окружающему миру, чтобы эти дефициты восполнять. Индивид, имеет в основном четыре природные эмоции: радость, гнев, страх и печаль. Бихевиористы еще говорят о стыде, но это спорно.
Природные эмоции – это то, с чем мы рождаемся. Радость возникает от возможности удовлетворения потребности. Гнев как реакция неудовлетворения потребности. Страх от утраты обладания объектом. Печаль, когда утрата уже произошла.
Второй субъект, носитель психики – это субъект деятельности. Субъект деятельности характеризуется переходом между эмоциями и чувствами. Это могут быть и интеллектуальные эмоции, так же и эстетические чувства, все то, что обслуживает нашу деятельность. Это и переживание удовольствия во время работы, и страх неудачи в деятельности, все переживания, связанные с сомнениями и неуверенностью.
Третий субъект, носитель психики – это личность. Здесь вырисовывается такая картина. Мы поднимаемся по уровням субъекта, и на каждом уровне, базовые, природные эмоции преобразовываются в более сложные комбинации чувств. Личность испытывает социальные эмоции, связанные с любовью, ненавистью, враждебностью. Здесь уже целая гамма переживаний, которые можно назвать чувствами. Чувства связаны с устойчивым отношением к предметам, и для личности многие предметы и объекты имеют своеобразное значение.
Четвертый субъект, носитель психики – это индивидуальность. Это неповторимость каждого из нас. И у каждого есть свои переживания, связанные с личной историей индивидуальным опытом.
По Рубинштейну эмоции всегда определяются двумя факторами: во-первых, это потребности. Во-вторых, это дефицит и особенности ситуации.
Эмоции выполняют функцию реактивного регулирования. Они выстраивают наше поведение, потому что создают готовность к действию. Человек, если бы он не был эмоциональным, он бы просто отражал ситуацию, констатировал бы ее беспристрастно, фактологически, и все. А когда человек переживает, то настраивается на определенный способ реагирования.
Каждая эмоция имеет три компонента.
1. Компонент нейрофизиологический. Любая эмоция сопровождается физиологическими, и психофизиологическими изменениями. В работу включаются центры подкорки, происходит выброс в кровь гормонов. И для каждой базовой эмоции мы можем найти своеобразное природное сопровождение. Уже по сделанному физиологом анализу мы можем определить, какой тип эмоции человек переживает.
2. Экспрессивный компонент проявляется в мимике, пантомимике, жестах. Эмоция человека включает механизм телесного реагирования. Поэтому, уже по внешнему виду мы можем говорить о том, какую эмоцию испытывает человек.
Жизнь в социуме предъявляет определенные требования, и поэтому люди научились хорошо контролировать свои эмоции. Причем, хорошо контролирует, прежде всего, лицо. Поэтому, если психолог хочет глубже узнать человека, надо смотреть вниз и налево. Для психолога важно очень хорошо разбираться в чувствах.
Сейчас в психологии введен новый термин – эмоциональный интеллект. Суть этого феномена в направлении всех средств познавательных процессов на исследование эмоции или эмоциональной сферы человека. Задача в том, чтобы идентифицировать эмоцию, у себя, у другого человека. Это помогает воздействовать на структуру эмоциональных состояний человека. Все эти способы психологического синтеза называются эмоциональный интеллект.
Шутка. Принимают на работу по уровню кристаллического интеллекта, а продвигают по службе по уровню эмоционального интеллекта. Увольняют из-за кризиса.
3. Компонент переживаний. Переживания можно понять только путем самоотчета. Если спрашивать себя, или партнера о том, что чувствуешь в той или иной ситуации, то можно получить очень интересную информацию. Например. В гневе человека может «распирать». В страхе человек чувствует «сужение».
Посмотреть фильм «Управление гневом», в главной роли с Николсом. Это комедия, очень психологический фильм. Комментарии: речь идет о двух гневах. Есть гнев подавленный, вытесненный, гнев, который внутри и не может выйти наружу. Человек его не чувствует, но он проявляется разными способами: в описках, в очитках, в неловких движениях, ошибочных действиях, в стремлении причинить себе вред, в соматических заболеваниях. Это имплозивный гнев. Задача психотерапевта в том, чтобы пациент отреагировал имплозивный гнев.
Второй гнев – эксплозивный. Это гнев открытый, который проявляется наружу в соответствующем реагировании.
Психотерапевт, которого играет Николсон, лечит пациента с имплозивным гневом методом парадоксальной терапии. Это блестяще!
Когда человек испытывает различные чувства, необходимо об этом рассказать, или воплотить переживания в цвета, в рисунке, в музыке. У человека есть нейрофизиологический и поведенческий компонент переживаний.
У каждой эмоции свой род переживаний. От стыда нам хочется провалиться сквозь землю. От гнева мы раздуваемся и чувствуем себя «мощными». В случае страха очень сильно страдает самооценка, человек хочется спрятаться, убежать. Очень хорошо эмоциональные переживания передаются поэзией, музыкой, средствами культуры, искусством.
Основные формы эмоциональных состояний.
1. Собственно эмоции. Это, прежде всего реакции на события, при этом события могут быть реальными, только что произошедшими, и могут быть воспоминаемыми. Эмоция сопровождает всю деятельность человека, и связана с актуальной в данный момент потребностью. Эмоции выполняют регулирующую функцию, так как являются регулятором мотивации. Они стимулируют продолжение процесса, который приводит к удовлетворению.
В этом варианте очень интересна эмоция удивления. В момент удивления происходит как бы перезагрузка нашего биологического компьютера. Удивление – как своеобразный механизм переключения. Удивился, и восприятие действительности становиться очень ясным и чистым.
2. Чувства – это устойчивые отношения к предметам. Они выделяют объекты, имеющие постоянную мотивационную значимость. Чувства считаются высшим уровнем развития эмоциональной сферы человека. Для того, чтобы понять, как чувства отличаются от эмоций, можно сравнить их с облаками. Эмоции: стыд, гнев, сомнения, как облака, они проходят. Чувства устойчивы, обобщены, хорошо развиты. Испытывая определенные чувства, мы также испытываем и эмоции. Одной из характеристик чувств можно назвать амбивалентность.
3. Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее психическую деятельность человека. Это фон, на котором протекает деятельность.
Настроение считается личностным состоянием. Иногда человеку трудно понять, почему у него то или иное настроение. Настроение так же устойчивое явление, в нем могут преобладать определенные эмоции и чувства, но оно в меньшей степени зависит от внешних факторов. Однако есть мнение, что эмоции всегда имеют свою причину, беспредметных эмоций не существует.
Основой настроения является самочувствие. Настроение продолжительно, но в недрах одного настроения зарождается другое. Если кто-то обвиняет другого человека в том, что он испортил его настроение, это просто означает, что предпосылки этого были в латентном состоянии.
4. Страсть – господствующее, все охватывающее переживание, очень и очень стойкое. Человек полностью поглощен предметом, все направлено на единую цель. Это сплав эмоций и мотивов, которые концентрируются вокруг определенных объектов.
Страсть может быть порочной, а может быть и возвышенной, целомудренной. Это когда человек чем-то очень увлечен, и хочет заниматься только предметом увлечения.
5. Аффект – мощная эмоциональная реакция, которая сопровождается сужением сознания и последующей амнезией. Во время аффекта включаются филогенетические программы регуляции, человек совершает действия как индивид, а не как личность. Если человек совершил преступление, находясь в состоянии аффекта, то это освобождает от ответственности. Аффект это не предсказуемое состояние.
Шутка. Бухгалтер, женщина в аффекте вынесла сейф, а потом четыре мужика не могли с ним справиться. Каждый спасает самое дорогое.
6. Стресс – это критическое состояние , возникающее в экстренной ситуации. Изучал Ганс Селье: «Стресс против дистресса». Дистрессом он назвал состояние, которое вызывает негативные последствия в организме человека. Это как бы стресс со знаком минус. В реакциях человека на действительность есть еще и положительный стресс, или стресс со знаком плюс.
Исследования Селье расширили понимание явления стресса. Практически любая жизненная ситуация предъявляет какие-то требования к человеку. Если человек живет, он уже в стрессе. Селье описал три стадии стресса.
Стадия первая – стадия тревоги, когда наш организм переходит на новый уровень функционирования. Организм начинает использовать резервы для того, чтобы справиться с критической ситуацией.
Вторая стадия – стадия адаптации к стрессу. Адаптация поддерживает необходимый уровень функционирования, Если ничего не изменяется, а энергетические ресурсы ограничены, то наступает стадия истощения.
Третья стадия – стадия истощения.
Основные функции эмоций.
1. Оценки. Эмоциональная оценка мгновенна. Человек может давать и рассудочную оценку ситуации или объекту. Если на вопрос о чувствах, человек говорит, что он подумает, это уже не эмоциональна оценка, а мыслительная.
Эмоциональная оценка не требует никаких усилий, жизненно важные цели обозначаются сразу. Объектами оценки выступают различные факторы внешней и внутренней среды. Мы настроены на то, что существует постоянная оценка натуральных раздражителей, которые полезны или враждебны нашей жизни. Например, известно, что человек будет испытывать сильный страх при громком звуке и одновременной потери опоры под ногами. Эти два фактора будут рождать безусловный страх. Страхов огромное количество. Человек может бояться темноты, пауков, болезни, змей, даже если никогда их не видел.
Оценке подвергаются факторы, которые расцениваются как опасность с позиции жизненного опыта. Например, в жизни были какие-то приятные или неприятные события, которые хранятся в кладовой памяти, и при подобной ситуации так же будет происходить оценивание.
Оценке подвергаются и комбинированные факторы. Эти факторы становятся эмоциональными потому, что человек не любит противоречий, ему просто невыносимо находиться в состоянии «внутреннего раздрая». Счастлив тот, у кого все просто и понятно. Если начинают мучить сомнения, то человек попадает в плохо переносимое состояние. В психологии это состояние называют «когнитивным диссонансом. Суть в том, что столкнулись две противоположные информации, и человек не может жить спокойно до тех пор, пока ситуация не будет прояснена.
Если супруг совершил поход «налево» это не измена. Сейчас это называется «внебрачный секс». Измена – это когда партнер хочет уйти из семьи. В некоторых случаях внебрачный секс укрепляет семью.
Когда возникает такой когнитивный диссонанс, человек все бросает, он просто не может ничем другим заниматься и всеми возможными и невозможными путями проясняет ситуацию. Когнитивный диссонанс может вынести на поверхность много глубоких переживаний.
Шутка. Одна дама, вернувшись из командировки, обнаружила на простыне своего брачного ложа черную волосину. После мгновенного сравнения этой волосины со своим волосяным покровом, и покровом мужа было установлено, что она принадлежит третьему лицу. Стала выяснять ситуацию и довыяснялась до инфаркта у мужа, и инсульта у себя, или наоборот. Сейчас живут дружно.
Когнитивный диссонанс – это несоответствие двух знаний. Сталкиваются два противоречивых мнения. Старая позиция, твои собственные убеждения, и новая информация – то, что противоречит твоим убеждениям. В итоге, человек не может жить спокойно до тех пор, пока ситуация не проясниться. Человек стремится к консонанту – единству позиций.
2. Побуждения. Эмоция участвует в организации поведения, именно она дает импульс как реагировать.
3. Активация. Управляют эмоциями подкорковые структуры головного мозга. Рядом с этими подкорковыми центрами находиться ретикулярная формация, которая отвечает за состояние бодрствования, за мобилизацию, за активацию всего организма. Было установлено, что благодаря неспецифическим структурам ретикулярной формации, человек энергетически мобилизуется. А само эмоциональное состояние приводит к тому, что начинает реагировать тело.
Например. В состоянии гнева всегда сжимаются кулаки. Агрессивные люди так и ходят со сжатыми кулаками. Бихевиористы говорят: «держи руки расслабленно», это позволит избежать бесполезной драки. Агрессию можно отбегать. Функция активации говорит о том, что наша эмоция способствует движению, действию.
4. Компенсация – это аварийное реагирование. Существуют некоторые виды аффектов, которые могут спровоцировать нас к бегству, оцепенению, или крайним формам агрессии.
Компенсация проявляется и тогда, когда человек начинает одно заменять другим. Например. Интеллектуальная эмоция сомнения. Когда мы сомневаемся, мы либо пожимаем плечами, либо чешем затылок. Получаются, что эти движения энергетизируют организм. Если есть сомнение, значит, не хватает информации, значит надо ее получить, добавляем энергии. Одно, меняется на другое.
В эмоциях высока организмическая логика. В результате наблюдений было установлено, что когда человек врет, он обязательно дотронется до губ. Достает разговорами сосед, а вы спешите. Говорите: «пойду, пойду» — это и будет эмоциональной компенсацией.
5. Подкрепление. Эмоции формируют своеобразные следы, и эмоцией подкрепляется все, что присутствует в данной ситуации. Например. Идет снег, падает человек, кто-то спрашивает: «Что случилось?». Болит колено, обидно! Прошло 10 лет. Возникает ситуация, которая напоминает ту, что случилась 10 лет назад. Падает снег, кто-то спрашивает: «Что случилось?» Автоматически начинает ныть и болеть колено, становится обидно. То есть произошла ситуация, которая включила параметры старой ситуацией, оставшейся в памяти.
Еще раз. В новой ситуации были элементы, напоминающие уже давно прошедшее событие, мы отправляемся туда и начинаем вести себя так же, как в далеком детстве. Это и есть неадекватное реагирование. Эта форма следообразования требует большой внимательности, чтобы не проваливаться в старые формы реагирования. Человек часто реагирует на новые события из прошлого, именно из-за этой функции подкрепления.
6. Функция синтеза. Заключается в том, что эмоциональный фон ощущений, восприятий, мышления скрепляет образы. Это создает не отрывочное восприятие окружающей действительности, а единое, слитное. Именно поэтому человек воспринимает не набор звуков и пятен, а пейзаж и мелодию. Это и есть синтезирующая основа эмоции.
7. Экспрессивная функция. У человека, как и у животных, эмоциональная выразительность жестов и движений выполняет функцию коммуникации. В общении с человеком мы автоматически отслеживаем экспрессию, учитываем ее в этом общении, понимаем, ориентируемся на нее, стараясь настроиться на состояние собеседника. Это очень помогает взаимодействию и общению.
studfiles.net
13. Эмоции. Функции эмоций, их виды, свойства, состояния. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.
Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира.
Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.
Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости.
Основные функции эмоций
Приспособительная — дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.
Сигнальная- переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.
Побудительная- определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи.
Подкрепляющая функция— значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.
Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
Коммуникативная функция— мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
Виды эмоций и их общая характеристика
Эмоции различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.
В зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от гр. sthenos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.
По содержательному своеобразию эмоциивыделяют следующие виды эмоций.
Эмоциональный тон ощущения – наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта.
Эмоциональный отклик – это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Чуткость, отзывчивость, искреннее сопереживание бедам и страданиям случайно оступившихся людей, всемерная помощь им для возвращения к новой жизни – все это возможно лишь при достаточно высоком уровне эмоциональной отзывчивости следователя, прокурора, защитника и следователя. Утрата эмоциональной отзывчивости является симптомом профессиональной деформации юриста.
Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.
Аффект – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций. Эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения.
Страсть– это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
Страх – безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.
Стресс – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.
Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр.
studfiles.net
Определение эмоций. Функции эмоций. Различные классификации эмоций.
По мнению В.Джеймса каждая эмоция имеет свой отличительный физиологический рисунок. Эмоция – это осознание происходящих в организма физиологических изменений.
Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.
Функции эмоций:
1) Функция оценки – Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» её в определенное русло.
2) Функция мобилизации — Проявляется в первую очередь на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству. «Феномен сужения сознания» при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
3) Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось. Образование ассоциативной связи между отрицательной эмоцией и определенным типом ситуации удерживают от повторения ошибок в будущем, а положительные эмоции закрепляют приемлемые формы поведения. (пример, обжегся и понимаешь слово «нельзя»). Суть – предвосхищение событий.
4) Функция побуждения и поддержания деятельности. (По Рубинштейну) Эмоция — субъективная форма существования потребностей. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об её успешности или препятствиях.
5) Функция компенсации информационного дефицита. Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность. Пример, басня Крылова «Лиса и виноград». Негативная эмоция разочарования от недостижимости винограда ослабляет желание лисы достичь его.
6) Функция коммуникации- Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например, боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Особенно важна коммуникативная функция эмоций для маленьких детей.
7) Функция дезорганизации – Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Но даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы.
Классификация по Рубинштейну «Виды эмоциональных переживаний»
Чувства или эмоции – чувства неоднородны, возникают поочередно в онтогенезе. Сначала появляются аффективная эмоциональная чувствительность, затем предметные чувства, затем – обобщенные мировоззренческие чувства. Обобщенные не соотносятся к какому-либо предмету, мировоззренческие – не возникают ситуативно.
Аффекты. Аффект — это стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
Страсти. С аффектами в психологической литературе часто сближают страсти. Между тем общим для них собственно является лишь количественный момент интенсивности эмоционального возбуждения. По существу же они глубоко различны.Страсть — это такое сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им. Характерным для страсти является сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, и его устойчивость; страсть может давать вспышки, но сама не является вспышкой. Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти, таким образом, ярко выражен волевой момент стремления; страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов; стремление в нем преобладает над чувствованием. Вместе с тем характерным для страсти является своеобразное сочетание активности с пассивностью.
Настроения. Под настроением разумеют общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в «строе» всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно — иногда, особенно в молодости, так, что все на свете представляется радостным и прекрасным. Настроение не предметно, а личностно,— это, во-первых, и, во-вторых,— оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.
Выготский сформулировал принцип единства интеллекта и аффекта: познавательные процессы тесно связаны с эмоциональной сферой.
Интроспекционисты: любое ощущение имеет эмоциональный фон. (например, восприятие цвета). Знак эмоциональной окраски зависит от силы и интенсивности раздражителя.
Связь эмоций и мышления проявляется в эмоциональных синтезах.
Эмоциональный синтез – особое обобщение, которое объединяет предметы по сходному субъективному отношению к ним человека.
Эмоциональная память сохраняет отношение.
Уровень внешнего выражения эмоций:
Поведенческий (мимика, позы, жесты, походка).
Речевой (интонация, тембр, ритм, характер произнесения слов).
Физиологический (тремор, изменения и нарушения координации движений и тела).
Вегетативный (ритм дыхания, падение электрического сопротивления кожи, ритм сердцебиения, давление, сжатие сосудов на периферии – холодные руки).
Биохимический (повышение содержания адреналина, сахара, аскорбиновой кислоты, холестерина в крови).
Классификация по Леонтьеву:
К эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни. Даже так называемые низшие эмоции являются у человека продуктом общественно-исторического развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и формирования новых видов эмоций — с другой; это относится также к эмоционально-выразительным, мимическим и пантомимическим движениям, которые, включаясь в процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Аффектами называют в современной психологии сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями, содержание и характер которых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания и самовоспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физического существования, связанными с его биологическими потребностями и инстинктами. Они могут возникать также в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особое, преувеличенное значение последнему придается, в частности, в психоанализе. Другое свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, которая может разрядиться в бурном неуправляемом аффективном поведении — «аффективном взрыве».
Собственно эмоции. В отличие от аффектов, собственно эмоции представляют собой более длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них. Собственно эмоции носят отчетливо выраженный идеаторный характер; это значит, что они способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, и в частности передаваемых средствами искусства.
Чувства. Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса эмоциональных процессов. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или обобщенном, отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». Несовпадение собственно эмоций и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием идеи об амбивалентности, как о якобы внутренне присущей особенности эмоций. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоционального отношения к объекту и эмоциональной реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева).
По степени осознанности и опосредованности эмоций.
Аффект – непосредственная, бурнопротекающая, кратковременная эмоциональная реакция на внешнюю ситуацию. Приводит к нарушению волевого контроля деятельности.
Аффект может вызвать одна деталь из прошлой аффектогенной ситуации. Очертить ее границы позволяет метод свободных ассоциаций.
Аффект имеет определенную связь со стрессом.
Стресс – глобальная, охватывающая весь организм защитная реакция на сильные эмоциональные раздражители (стрессоры), нарушающие адаптацию.
Бывает физиологический и психологический. Психологический: информационный и эмоциональный.
Операциональный стресс улучшает деятельность. Дистресс – ухудшает.
Собственно эмоции – регулируют деятельность. Субъективные оценки этой деятельности. Эмоции осознаются. Эмоциональный опыт можно произвольно вызвать и передать. Могут выполнять пароль невербальных средств общения. Связаны с целостной предметной ситуацией.
Тревога – эмоц. состояние, вызванное ожиданием изменений в привычной обстановке деятельности. Состояние условного страха. Тревожность – индивидуальная черта.
Фрустрация
Способы выхода из фрустрации:
Уход от деятельности
Агрессия
Регрессия (слезы)
Фантазирование
Рационализация
Замещение.
Чувства – надситуативны. Устойчивые эмоциональные отношения к объектам, представляющим для личности постоянную ценность. Закреплены в общественной или индивидуальной культуре.
Это ведущие эмоционально-смысловые образования личности. Их содержание совпадает с ведущими мотивами личности. Это ВПФ человека.
Эмоции – выражение субъективных состояний человека, которые возникают в его деятельности по отношению к какому-нибудь объекту.
students-library.com
Эмоции в жизни человека
Эмоциями называется особый раздел субъективных психологических состояний. Они напрямую отражают в форме каких-либо душевных переживаний (приятных или неприятных ощущения), отношений человека к людям и миру в целом, а также показывают процесс и соответствующие результаты всей его практической деятельности. Эмоции в жизни человека можно классифицировать на отдельные подпункты, такие, как чувства, настроения, страсти, аффекты и стрессы. Их называют «чистыми» эмоциями. Они лежат в основе всех психологических и психических процессов и состояний человека.
Эмоции и чувства человека несут в себе много функций. Очень важно владеть эмоциональной грамотностью, чтобы правильно выражать свои мысли, мнения и намерения в обществе.
Коммуникативная функция эмоций в жизни человека
Основной функцией эмоций является коммуникативная. Смысл заключается в том, что с помощью эмоций люди могут общаться между собой, передавая друг другу информацию, важную для их жизни. Хотя скорее, не душевные переживания, как таковые, реализуют эту функцию, а сопровождающие их изменения в теле человека. В числе телесных изменений – жесты, мимика и пантомимика, тон голоса, покраснение и побледнение, высыхание или увлажнение кожи.
Телодвижения, которые человек производит при общении, а также его телесные состояния чаще всего соответствуют его внутренним психологическим состояниям и отражают его мысли, образ и эмоциональную грамотность, выражают отношение к тем изменениям, которые происходят с ним в данный момент. Такой способ общения может в какой-то мере дополнить или даже заменить словесную речь.
Мотивационная функция эмоций в жизни человека
Данная функция проявляется в том, что эмоции и чувства человека могут выступать как самостоятельные источники активности и поведения человека, то есть, так называемыми мотивами поведения. Мотивационная функция эмоций имеет две стороны. Сущность одной заключается в самостоятельности эмоций и проявления их как отдельных мотивов. Сюда можно отнести, к примеру, чувства и страсти людей. Они могут поддерживать и направлять активность человека в какой-то определенный отрезок времени.
Регулирующая функция эмоций в жизни человека
Эта функция эмоций объясняется повышением и понижением общего уровня активности человека, зависящего от психологического состояния. Астенические (отрицательные) эмоции снижают этот уровень, а стенические (положительные), наоборот, повышают.
Сигнальная функция эмоций в жизни человека
Это функция, которая состоит в том, что различные эмоции могут сигнализировать об изменениях, происходящих в организме. Если человек здоров, обычно он испытывает положительные эмоции, если есть какие-то нарушения – отрицательные.
Защитная функция эмоций в жизни человека
Последняя функция, которая заключается в самосохранении организма в стрессовых для него ситуациях. К ним относятся аффекты, они могут мобилизировать энергию организма, чтобы человек смог преодолеть препятствия, приводящие к стрессу.
На сайте эзотерической психологии еще есть материалы, посвященные эмоциям человека:
Эмоциональная грамотность. Программа психолога Ольги Стрелкиной
Виды эмоций человека. О том как делятся эмоции в зависимости от душевного состояния.
xn--80aei0ajdngjg7c.xn--p1ai