Основные направления нейропсихологии: Направления нейропсихологии | Центр «Оранжевое солнце» – сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге

Направления нейропсихологии | Центр «Оранжевое солнце» – сертификационные обучающие программы по психологии, тренинги, семинары, консультации психолога в Екатеринбурге

Пройдите опрос и узнайте, чем Вам может помочь нейропсихология


Если Вы ответили «Да» хотя бы на один вопрос, то Вам точно подходит нейропсихология

Нейропсихология — отрасль науки, к которой относятся различные направления нейропсихологии. Они изучают, как связаны функции головного мозга с психическими процессами, что позволяет выявить воздействия определенных областей мозга на саму личность.

Современные нейропсихологические направления:

1) Синдромология исследует различные проблемы и поражения, связанные с головным мозгов и его различными структурами. Происхождение повреждений может быть как травматического, так и сосудистого характера; специалисты выявляют, как они отличаются от различных синдромов опухолей. Используются методики по А. Р. Лурия — неаппаратные клинические исследования.

2) Экспериментальная нейропсихология изучает нарушенные  психологические и мозговые механизмы разнообразных психических функций. Исследует нарушения памяти, умственных способностей, двигательных функций и эмоциональных состояний. Данное направление основано на адаптированных экспериментальных методиках, что позволяет на основе полученных результатов составить общую картину работы нейропсихологических функций. Е. Д. Хомская и её ученики — основные специалисты в данной сфере.

3) Реабилитационная нейропсихология связана с исследованиями самовосстанавливающихся психических функций у пациентов, устройством и изменением нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, поражениями мозга, созданием методики, восстанавливающей ВПФ.

Реабилитационная нейропсихология для детей выявляет разного рода аномалии, связанные с психическим развитием ребёнка, а также позволяет разработать новые методики избавления от дефектов.

Направление психофизиологии локальных повреждений мозга исследует нарушение деятельности познавательных, двигательных, эмоциональных состояний у пациентов с наличием локальных поражений мозга.

Направление основывается на изучении психических функций с точки зрения физиологических процессов. Используемые методики: ЭЭГ, потенциалы мозга в различных ситуациях и тому подобное.

Нейропсихология норм индивидуальных различий исследует работу психических функций у здоровых людей. Обычно у людей без каких-либо нарушений в плане поведения и психики существуют определенные различия, которые связаны с асимметрией межполушарий мозга. То есть специалисты выявили, что индивидуальные различия связаны с моторной, слуховой или зрительной асимметрией. Это позволяет выявить, к каким видам деятельности предрасположен человек.

Нейропсихология (детская) основана на исследованиях психических функций и состояний детей при наличии поражения мозга, которое локализовано в каком-либо определённом месте. Поскольку нервная система ещё не до конца сформирована, причины, по которым возникло это поражение, могут отличаться от ряда тех причин, которые наблюдаются у взрослых. Поэтому для изучения этой области сформировано целое направление в нейропсихологии.

Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология) исследует нарушения психических функций и состояний у престарелых. В старческие годы нарушения мозга протекают по-особенному, не так, как у людей среднего возраста. Предметом изучения данного направления являются синдромы, которые возникают в связи с наличием болезни Паркинсона, Альцгеймера и затрагивают различные области мозга. Специалисты сравнивают симптоматику здорового и больного человека, выявляют причины и симптомы нарушений психических функций. Данная деятельность направлена на предупреждение развития подобных болезней в старческом возрасте.

Экологическая нейропсихология — относительное новое направленность. Она занимается изучением различных экологических катастроф и сопоставлением с ними выявленных у людей психических нарушений. Изучение состояния мозга, исследование его деятельности в жизненных ситуациях — основные проблемы, рассматриваемые экологической нейропсихологией. Пострадавшие от таких катастроф подвергаются исследованием, и на их основе разрабатываются меры, позволяющие предупредить или минимизировать последствия для психики людей.

На начальном этапе становления экологической нейропсихологии изучалось воздействие малых доз радиации на работу головного мозга. Основным источником материалов стала чернобыльская авария и зафиксированные в то время синдромы, которые являются типичными для “Чернобыльской болезни”.

Направления нейропсихологии изучают самые разнообразные процессы всех возрастных групп. Это целое научное направление, исследуемое множеством квалифицированных специалистов, и оно даёт свои плоды. Сейчас это современная развивающаяся сфера нейропсихологии, и ей ещё есть куда расти.

. Они изучают, как связаны функции головного мозга с психическими процессами, что позволяет выявить воздействия определенных областей мозга на саму личность.

Современные нейропсихологические направления:

1) Синдромология исследует различные проблемы и поражения, связанные с головным мозгов и его различными структурами. Происхождение повреждений может быть как травматического, так и сосудистого характера; специалисты выявляют, как они отличаются от различных синдромов опухолей. Используются методики по А. Р. Лурия — неаппаратные клинические исследования.

2) Экспериментальная нейропсихология изучает нарушенные  психологические и мозговые механизмы разнообразных психических функций. Исследует нарушения памяти, умственных способностей, двигательных функций и эмоциональных состояний. Данное направление основано на адаптированных экспериментальных методиках, что позволяет на основе полученных результатов составить общую картину работы нейропсихологических функций. Е. Д. Хомская и её ученики — основные специалисты в данной сфере.

3) Реабилитационная нейропсихология связана с исследованиями самовосстанавливающихся психических функций у пациентов, устройством и изменением нейропсихологических синдромов при сенильной деменции, поражениями мозга, созданием методики, восстанавливающей ВПФ.

Реабилитационная нейропсихология для детей выявляет разного рода аномалии, связанные с психическим развитием ребёнка, а также позволяет разработать новые методики избавления от дефектов.

Направление психофизиологии локальных повреждений мозга исследует нарушение деятельности познавательных, двигательных, эмоциональных состояний у пациентов с наличием локальных поражений мозга. Направление основывается на изучении психических функций с точки зрения физиологических процессов. Используемые методики: ЭЭГ, потенциалы мозга в различных ситуациях и тому подобное.

Нейропсихология норм индивидуальных различий исследует работу психических функций у здоровых людей. Обычно у людей без каких-либо нарушений в плане поведения и психики существуют определенные различия, которые связаны с асимметрией межполушарий мозга. То есть специалисты выявили, что индивидуальные различия связаны с моторной, слуховой или зрительной асимметрией. Это позволяет выявить, к каким видам деятельности предрасположен человек.

Нейропсихология (детская) основана на исследованиях психических функций и состояний детей при наличии поражения мозга, которое локализовано в каком-либо определённом месте.

Поскольку нервная система ещё не до конца сформирована, причины, по которым возникло это поражение, могут отличаться от ряда тех причин, которые наблюдаются у взрослых. Поэтому для изучения этой области сформировано целое направление в нейропсихологии.

Нейропсихология позднего возраста (геронто-нейропсихология) исследует нарушения психических функций и состояний у престарелых. В старческие годы нарушения мозга протекают по-особенному, не так, как у людей среднего возраста. Предметом изучения данного направления являются синдромы, которые возникают в связи с наличием болезни Паркинсона, Альцгеймера и затрагивают различные области мозга. Специалисты сравнивают симптоматику здорового и больного человека, выявляют причины и симптомы нарушений психических функций. Данная деятельность направлена на предупреждение развития подобных болезней в старческом возрасте.

Экологическая нейропсихология — относительное новое направленность. Она занимается изучением различных экологических катастроф и сопоставлением с ними выявленных у людей психических нарушений.

Изучение состояния мозга, исследование его деятельности в жизненных ситуациях — основные проблемы, рассматриваемые экологической нейропсихологией. Пострадавшие от таких катастроф подвергаются исследованием, и на их основе разрабатываются меры, позволяющие предупредить или минимизировать последствия для психики людей. На начальном этапе становления экологической нейропсихологии изучалось воздействие малых доз радиации на работу головного мозга. Основным источником материалов стала чернобыльская авария и зафиксированные в то время синдромы, которые являются типичными для “Чернобыльской болезни”.

Направления нейропсихологии изучают самые разнообразные процессы всех возрастных групп. Это целое научное направление, исследуемое множеством квалифицированных специалистов, и оно даёт свои плоды. Сейчас это современная развивающаяся сфера нейропсихологии, и ей ещё есть куда расти.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Основные направления современной нейропсихологии

Вопросы к междисциплинарному экзамену по программе “Нейропсихология”.

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга.

Как и вся клиническая психология, она — пограничная наука, возникшая на базе психологии, медицины (неврологии и нейрохирургии), анатомии и физиологии центральной нервной системы, психофармакологии.

Она тесно взаимодействует с практикой диагностики нарушений высших психических функций и их восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Сфера практического применения нейропсихологии постоянно расширяется. Нейропсихологический подход оказался весьма продуктивным для изучения различных проблем: типологии нормы, развития психики в онтогенезе, особенностей нарушений психики при пограничных состояниях ЦНС, динамики психических функций под влиянием психофармакологических воздействий, изменений психических функций в возрасте инволюции, межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия и др.

Основные направления современной нейропсихологии:


теоретические проблемы и области практического применения

Основными направлениями нейропсихологии являются следующие:

1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга.

Основной задачей клинической нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.

Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных.

Основным методом клинической нейропсихологии является метод клинического нейропсихологического исследования.

В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга.

Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.

2. Экспериментальная нейропсихология.

Основной задачей экспериментальной нейропсихологии является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти.

В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга.

3. Реабилитационная нейропсихология.

Основной задачей реабилитационной нейропсихологии является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга.

Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных.

Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского.

4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии.

Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.

5. Нейропсихология развития. Задача нейропсихологии развития- выявление закономерностей развития мозга.

В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей.

Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями.

6. Психофизиологическое направление – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.).

7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде.

Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции.

8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности.

В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.

Основоположник отечественной нейропсихологии —

Александр Романович Лурия.

Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com

Основные направления научных исследований в нейропсихологии

– Культурно-историческую концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности.

– Исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др. ) решающее значение имеют условия воспитания.

– В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики.

– Создал новое направление — нейропсихологию, ныне выделившуюся в специальную отрасль психологической науки и получившую международное признание. Начало развития нейропсихологии было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения.

– Разработал теорию локализации высших психических функций,

– сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов,

– создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи,

– изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов,

– изучал мозговые механизмы памяти.

Симптомы, синдромы и факторы в нейропсихологии

Нейропсихологический симптом – нарушение психической функции, возникающее при локальном поражении ГМ, вследствие патологических, травматических причин, приводящее к локальным изменениям в работе мозга.

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленных поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности, нарушение которой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

Метки: нейропсихология

Чего ожидать: оценка нейропсихологии

Stanford Health Care Neuroscience

Клиника нейропсихологии

213 Quarry Road
Palo Alto, CA 94304
Телефон: 650-723-7181 Как добраться

Предыдущий раздел Next Section

Stanford Health Care Now

Провалы памяти Сьюзен Харвелл сигнализируют о ранней болезни Альцгеймера.

Получение четкого диагноза в Стэнфорде позволило ей планировать свое будущее со своей семьей.

Клинические испытания — это научные исследования, в которых оценивают новый медицинский подход, устройство, лекарство или другое лечение. Будучи пациентом Stanford Health Care, вы можете иметь доступ к последним передовым клиническим испытаниям.

Открытые исследования относятся к исследованиям, в которых в настоящее время принимают участников. Закрытые испытания в настоящее время не регистрируются, но могут открыться в будущем.

Открытые испытания Закрытые испытания

Для вашего удобства вы можете зарегистрироваться на все назначенные в тот же день встречи в Stanford Neuroscience Health Center через централизованную стойку регистрации рядом с вестибюлем. В дополнение ко всем амбулаторным услугам вы также можете получить доступ к предоперационным консультациям в центре.

Если у вас есть опасения по поводу вашей памяти или когнитивных функций, лучше всего обратиться к врачу. Направление непосредственно от вашего поставщика медицинских услуг может помочь облегчить процесс записи, включая разрешение на медицинское страхование.

Позвоните нам, чтобы записаться на прием

650-723-7181

КАК НАПРАВИТЬ
  • Пожалуйста, убедитесь, что ваш пациент понимает, почему вы направляете его на нейропсихологическое тестирование. Мы проводим одноразовые оценки, ориентированные на диагностику, для объективного измерения когнитивного и психического функционирования. Мы не предоставляем медицинскую помощь, управление лекарствами или постоянное лечение.
  • Пожалуйста, сформулируйте свой рекомендательный вопрос как можно более конкретно, чтобы мы могли как можно лучше ответить на него и предоставить соответствующую информацию и рекомендации. Если вы хотите предоставить дополнительную информацию, относящуюся к направлению, или хотите спросить об уместности направления, позвоните по телефону 650-723-7181 .
  • Мы делаем все возможное, чтобы своевременно завершить обследование (отчет обычно рассылается в течение недели после осмотра пациента). Однако, если отчет или устная обратная связь необходимы раньше, пожалуйста, сообщите нам об этом.
  • Пожалуйста, не забудьте предоставить нам свою контактную информацию и лучший способ отправки вам заполненного отчета.
  • Имейте в виду, что мы проводим нейропсихологические обследования в клинических целях. Мы не проводим никаких судебно-медицинских или юридических оценок, таких как оценка компенсации работникам и официальная оценка дееспособности.

Сторонние поставщики услуг: звоните по телефону 650-723-7181.

STANFORD PROVIDERS

Поставщики Stanford должны разместить заказ через EPIC для нейропсихологии (Ref 107). Направляющая клиника должна будет получить разрешение на страхование через COAR (Централизованное амбулаторное разрешение и направления SHC) или у координатора направления в своем отделении, но мы можем предоставить информацию и поддержку.

Записаться на прием

Нейропсихология, WakeMed Health & Hospitals, Raleigh & Wake County, NC

  1. Дом