Основные положения теории бихевиоризма: Бихевиоризм: основные положения

Теория бихевиоризма и теория материализма

Современные теории детского развития: теория бихевиоризма, школа материализма лежащие в основе программы «Вдохновение».

Подготовили: Рассказова Ольга Александровна ,Студентка 24 группы

Специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Преподаватель по психлогии : Шварёва Татьяна Николаевна

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

В то же самое время, когда психоаналитическая теория стала достаточно известной, параллельно развивалось другое научное течение, также исследующее развитие ребенка, — бихевиоризм.

Бихевиористы, следуя за Павловым, изучали возможность применения теории условного рефлекса к поведению детей. В известном эксперименте Джон Уотсон, один из родоначальников бихевиоризма, научил Альберта, 11-месячного младенца, бояться нейтрального стимула — белую крысу — путем неоднократной ее демонстрации одновременно с резким, громким звуком, который, естественно, пугал ребенка.

Одним из последователей Уотсона был Кларк Халл, разработавший теорию редукции влечения. Согласно его точке зрения, люди непрерывно действуют, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности и снизить уровень напряжения. Когда удовлетворяются первичные влечения — голод, жажда, половая потребность, то разнообразные, связанные с ними стимулы становятся вторичными, приобретенными влечениями. Еще одно направление бихевиоризма — теория оперантного обуславливания Скиннера (1904–1990). Скиннер отверг представления Халла, согласно которому удовлетворение первичного побуждения является единственным способом заставить детей учиться.

Бихевиоризм особенно активно критиковал А.Н. Леонтьев. Он обвинял бихевиоризм в отрицании роли (и вообще наличия) внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, смысл, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека. Постепенно школа бихевиоризма пришла в упадок, а ее активные сторонники со временем изменили свои взгляды под влиянием новых результатов длительных научных исследований, создав различные новые психологические и психотерапевтические течения, такие как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая психотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия и другие. [1]

В далеком 1913 году Джон Уотсон всколыхнул Нью-Йорк лекцией-манифестом, рассказывающем о психологии с позиции последователя бихевиоризма. Молодой и перспективный исследователь фактически отожествлял поведение животных и людей. Направление бихевиоризм – это то, что подтолкнуло психологию к бурному развитию в ипостаси науки экспериментальной. Уотсон практически кричал: забудьте о сознании, слепцы, давайте изучать поведение человека. Суть бихевиоризма по Уотсону можно охарактеризовать связью стимул-реакция. Сначала нужно изучить причину импульса, а затем – предсказать последствия. Уотсон говорил о четырех классах реакций: Явные реакции. Когда ты отпираешь дверь, играешь на скрипке и вообще делаешь что-то, заметное глазу, то вот тебе явный пример видимой реакции. Просто, как дважды два. Скрытые реакции. Ведешь внутренний диалог в любой непонятной ситуации? Тогда вот тебе пример скрытой реакции от дядюшки Джона Уолтера. Зевание, кашель и иные импульсы – это тоже бихевиоризм в психологии. Новатор Уолтер обозвал все это явными наследственными реакциями. Замаскированные наследственные реакции – все то, что происходит в системе внутренней секреции, пока ты об этом и не подозреваешь. С позиции бихевиоризма, психология – это на 100% объективная сфера естественной науки, которая может предсказывать поведение и контролировать его. Стимулы внешней среды и твои действия в ответ на них – вот что реально формирует поведение. А все эти штуки вроде эмоций и настроения настолько субъективны, что и внимания не достойны. Бихевиоризм это в психологии утверждал. Причем, весьма красноречиво. Бихевиоризм и роль обусловливания в нем Уотсон предполагал, что в пределах возможностей своего тела человек может обучиться всему, что угодно. На это и направлен такой метод, как обусловливание. С позиции современной науки, оно бывает классическим и оперантным. Классическое обусловливание предполагает, что безусловный стимул начинает ассоциироваться с безусловным, так как они изначально идут в паре.  Звучит запутано, но эксперимент Павлова все показывает и рассказывает на наглядном примере. Оператное обусловливание сводится к системе «поощрение-наказание». Сначала человеку дают серию стимулов, которые подкрепляют желаемую реакцию, а затем наказывают за нежелательную. Итак, в общих чертах идеальные условия для создания специалиста любого профиля. Компоненты: Здоровые, развитые младенцы – 12 особей. Особый мир – 1 штука. Американец Джон Бродес Уотсон в единственном экземпляре. При этом сделать нужно сущие пустяки: всего лишь вырастить здоровых младенцев в особом мире (информация взята из цитаты Уотсона). По утверждению отца бихевиоризма, этого достаточно для того, чтобы любого человека превратить кого-угодно, от адвоката до попрошайки. И, самое главное, такой фокус можно проделать вне зависимости от таланта, наклонностей, наследственности и расовой принадлежности малыша. Однако, Джон Уотсон не был бы исследователем 20 века, если бы не попытался приложить теорию к практике. В истории этого направления его эксперимент запечатлен под названием «Маленький Альберт». [2]

Бихевиоризм (англ. behaviour — поведение) – направление в психологии, изучающее поведение человека как объективный феномен психики. Основоположником бихевиоризма стал американский психолог Джон Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913 г.), его сподвижниками были Уильям Хантер и Карл Спенсер Лешли.

Уотсон разработал схему, в соответствии с которой поведение человека и животного можно объяснить посредством стимула и последующей реакции. Поскольку стимул и реакцию можно измерить, то, согласно воззрениям Уотсона, это делает возможным предсказывать поведение любого организма. В качестве эмпирического доказательства он приводил лабораторный пример с детьми и кроликом. В первом опыте, когда дети пытались погладить животное, они получали разряд электрического тока и плакали.

Во время второго опыта дети, увидев кролика, сразу начинали плакать, потому что вспоминали боль от тока. Однако экспериментатор давал им вкусную еду (мороженое, шоколад и тд), а кролик находился на безопасном расстоянии. Постепенно это расстояние сокращалось, а экспериментатор предлагал им все больше и больше сладостей. В конце опыта дети уже снова не боялись кролика, брали его на руки и спокойно гладили.

Материали́зм (лат. materialis )—вещественный) философское мировоззрение, в соответствии с которым материя, как объективная реальность, является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, сознание и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе на общество и человека.

Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он характеризовал и Эпикура, которого считал своим предшественником, и часть противников своего синтеза материализма и идеализма

Современные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся интерес и к диалектике

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.) Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ. ), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола Черчленда (англ.)русск. и Патриции Черчленд, Дэниела Деннета.[4]

Таким образом, в разработке программы «Вдохновение» использованы основные положения теории бихевиоризм и школы материализма. Экспериментальные данные теории бихевиоризма положили начало возникновению и развитию психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология. Теория материализма играет важную методологическую роль во всех областях научного познания. Она указывает науке на правильный путь к познанию действительного мира.

Литература

Образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 368 с. — (Серия «Вдохновение»). ISBN 978-5-4454-0555-9

Деборин А. М. Очерки по истории материализма XVII-XVIII вв. М.-Л., 1930. — 300 с.

Бихевиоризм: что это в психологии?

Левин Г. Д. Материализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин.//заместители/предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/338419-teorija-biheviorizma-i-teorija-materializma

Введение в психологию личности

Основное содержание: Теория оперантного научения Берреса Фредерика Скиннера. Биографический очерк Б. Ф. Скиннера. Подход Скиннера к психологии личности. Внутренний мир личности как надуманные объяснения. Личность как набор поведенческих шаблонов. Основные положения теории Скиннера. Научный анализ поведения. Понятия респондентное и оперантное поведение. Научение и режимы подкрепления. Условное подкрепление. Контроль поведения. Генерализация и различение стимулов.

Бихевиоризм определил облик американской психологии 20 века. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название – от английского behavior – «поведение» (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (все, что не поддается объективной регистрации, – не подлежит изучению, т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т. е. человек выступает как «чёрный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Формула «стимул – реакция» (S – R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критическое замечание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т. е. наказания, боли и пр.

Таким образом, с позиции бихевиоризма личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т.е. личность – организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

В недрах самого бихевиоризма психолог Толмен (1948) подверг сомнению схему S – R как слишком упрощенную и ввел между этими членами важную переменную I – психические процессы данного индивида, зависящие от его наследственности, физиологического состояния, прошлого опыта и природы стимула S-I-R. В 70-е годы бихевиоризм представил свои концепции в новом освещении – в теории социального научения.  По мнению Бандуры (1965), одна из главных причин, сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем самостоятельной оценки.

Теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы, постулированные Юнгом, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека». Конечно, многие теоретики признавали решающую роль культурального, социального, семейного и межличностного влияния на поведение человека. И все же для всех этих теоретиков реальное действие происходит под наружной оболочкой. Однако значимым является и тот факт, что опыт отвечает за многое в нашем поведении. Через научение мы получаем знания, овладеваем языком, формируем отношения, ценности, стра­хи, личностные черты и самооценку. Если личность является результатом научения, то, видимо, нам важно знать, что такое научение и как оно происходит.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Личность, с точки зрения научения, – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения.

Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта.

В отличие от Фрейда и многих других персонологов, теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека.

Беррес Фредерик Скиннер родился и вырос в маленьком городке Саскуэханна (Пенсильвания). Его отец был юристом, мать – домохозяйкой; он рос вместе с братом, который был на два года младше его. Позже он описал своё детство в Пенсильвании как «тёплое и стабильное». Мальчиком он мастерил и изобретал вещи, позже это умение пригодилось ему в проведении собственных психологических экспериментов. Его младший брат Эдвард умер в возрасте 16 из-за кровоизлияния в мозг.

В средней школе Скиннер начал проявлять интерес к науке после изучения произведений Фрэнсиса Бэкона. Он продолжил образование в колледже Гамильтон и в 1926 году получил степень бакалавра в области английской литературы. После получения степени он решил стать писателем, и следующий период своей жизни позже он назовёт «тёмными годами». За это время он написал всего лишь несколько газетных статей и быстро разочаровался в своих литературных талантах, несмотря на поддержку и наставничество знаменитого поэта Роберта Фроста.

Работая клерком в книжном магазине, Скиннер случайно натолкнулся на работы И. П. Павлова и Д. Уотсона, что стало поворотным моментом в его жизни и карьере. Вдохновлённый этими работами, Скиннер решил отказаться от своей карьеры в качестве писателя и поступил в аспирантуру в Гарвардский университет.

Работы радикального бихевиориста Бархуса Фредерика Скиннера (1904-1990) наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. В отличие от других психологов, Скиннер утверждал, что почти всецело поведение непосредственно обусловлено воз­можностью подкрепления из окружающей среды. Подкрепление – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее действием индифферентного стимула вырабатывается условный рефлекс.

По мнению Скиннера, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом имплицитно понять личность), нам нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Работа Скиннера послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.

Вот его слова: «Автономный человек служит для того, чтобы объяснить только то, что мы не можем объяснить другим образом. Его существование зависит от нашего невежества, и он естественно теряет свою автономность по мере того, как мы все больше узнаем о поведении. Нет нужды открывать для себя, что на самом деле представляет собой личность, состояние ума, чувства, черты характера, планы, цели, намерения или что-то другое, характеризующее автономного человека, для того чтобы продвинуться в научном анализе поведения».

Скиннер возражал против интрапсихических причин, потому что они, по его мнению, окутаны терминологией, не позволяют давать рабочие определения и осуществлять эмпирическую проверку. В истории науки, отмечал он, обычно необходимо полностью отойти от умозрительных концепций, а не видоизменять их так, чтобы стало возможным эмпирическое изучение. Для того чтобы объяснить, почему компетентную студентку исключают из колледжа, мы могли бы с легкостью сказать: «потому что она очень боится неудачи», «потому что у нее нет мотивации» или «потому что она стала меньше заниматься из-за того, что бессознательно боялась успеха». Такие гипотезы об исключении студентки из колледжа могут звучать как объяснение, но Скиннер предупреждал, что они ничего не объясняют, если ясно не определены все мотивы и если не установлено все то, что предшествовало ее исключению.

Таким образом, если к умозрительной концепции обращаются для того, чтобы объяснить поведение, ее нужно перевести в термины, релевантные экспериментальным действиям, применяющимся в исследовании и измерениях. Если компетентная студентка отсеивается из колледжа, не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали этому событию, чем предлагать для его объяснения какую-то психическую реальность, которую нельзя объективно идентифицировать? Например, мешал ей спать шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься? Финансовые трудности заставляли ее работать 40 часов в неделю и таким образом ограничивали время для учебы? Или она играла в студенческой баскетбольной команде, расписание которой заставляло ее пропускать много занятий и экзаменов? Эти вопросы ясно показывают, что Скиннер возлагал ответственность за действия человека на обстоятельства окружения, а не на сферу автономного человека. Для Скиннера окружение – все и объясняет все.

Теория Скиннера, в таком случае, не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Скиннер утверждал, что человеческий организм – это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования. По Скиннеру, адекватные толкования можно сделать, не обращаясь к каким-либо иным объяснениям, кроме тех, что отвечают за функциональные отношения между различными стимулами и поведенческими реакциями, открыто проявляемыми человеком. Однако Скиннер не отвергал категорически изучение внутренних явлений или того, что иногда называют «высшими психическими процессами». Действительно, он полагал, что психологи должны давать адекватные объяснения частным явлениям, но необходимо, чтобы эти изучаемые явления можно было надежно и объективно измерить.

Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. По Скиннеру, изучение личности включает в себя нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами, подкрепляющими его. По сути, Скиннер не признает личность как изолированную самость. В его понимании личность – это сумма обусловленных реакций. Таким образом, Скиннер делал акцент на исследова­ние исключительно поведения человека. Изучать же предполагаемые свойства и воздействия каких-то гипотетических структур внутри человека – только терять время.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантное научение – форма научения, в которой правильная реакция или изменение поведения подкрепляется и становится более вероятным. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Подкрепление – ключевая концепция системы Скиннера, означающее любой стимул, увеличивающий вероятность определенной (заранее запрограммированной) реакции. Это может быть кусочек сахара (пряник) или кнут. Другими словами, подкрепление может быть как позитивным (пряник, деньги, похвала), так и негативным.

Были описаны четыре различные режима подкрепления, которые имеют своим результатом различные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведено различие между первичными (безусловными), и вторичными (условными) подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами такими как наказание и негативное подкрепление. Позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с использованием аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

В оперантном научении генерализация стимула происходит при подкреплении реакции, когда один стимул встречается вместе с другими подобными стимулами. Дискриминация стимулов, с другой стороны, состоит в том, чтобы реагировать по-разному на различные стимулы окружения. И то, и другое обязательно для эффективного функционирования. Метод последовательных приближений или формирования, включает подкрепление в том случае, когда поведение становится похоже на желаемое. Скиннер утверждал, что вербальное поведение, или язык, приобретается через процесс формирования.

Современное применение принципов оперантного научения широко. Две основные области такого применения – обучение навыкам общения и биологическая обратная связь.

Контрольные вопросы

1 Проанализируйте теорию оперантного научения Б.Ф. Скиннера

2 Назовите подходы Б. Скиннера к психологии

3 Дайте характеристику респондентного и оперантного поведения

4 Перечислите основные положения Скиннера относительно природы человека.

5 Объясните связь научения и подкрепления

 

Тесты для самоконтроля

1 Бихевиоризм – это направление психологии, в основе которого лежит изучение:

A) явлений сознания;

B) бессознательного;

C) поведения;

D) сознательное;

E) инстинкты.

2 Концепцию когнитивной карты разработал:

А) Э. Толмен;

В) Б. Скиннер;

С) Э. Гартли;

D) Уотсон;

Е) З. Фрейд.

3 Автором теории оперантного научения явился:

А) Э. Гартли;

В) А. Бандура;

С) Б. Скиннер;

D) З. Фрейд;

Е) Адлер.

4 Автор концепции научения в американской психологии 

A) Торндайк;

B) Адлер;

C) Скиннер;

D) Халл;

E) все ответы неверны.

5 Условный рефлекс, по  Скиннеру

A) оперативная реакция;

B) мотивация;

C) потребность;

D) установка;

E) все ответы верны.

6 «Отец» бихевиоризма

A) Уотсон

B) Фрейд

C) Халл

D) Маслоу

E) все ответы неверны

7 Кто ввел термин «бихевиоризм»?

A) Дж Уотсон;

B) И. П. Павлов ;

C) Г. Олпорт;

D) Б. Скинер;

E) Э. Толмен.

8 За единицу поведения Дж. Уотсон принял

A) неразложимый на более мелкие составляющие поведенческий акт;

B) направленное на конкретную цель и достигающее ее поведение;

C) отношение «стимул-реакция»;

D) мотивированный акт поведения;

E) сознание.

9 Бихевиоризм предложил в целях коррекции личности … .

A) истолковать сновидения и фантазии;

B) проводить тренинг для развития эмпатии;

C) вместе с пациентом обсуждать глубинные личностные переживания;

D) отрабатывать социально полезные навыки поведения;

E) расширять осознание жизненных перспектив.

Практическое задание

1 Подобрать отрывки из художественных произведений, в которых отражены идеи бихевиоризма (например, принципы воспитания Шарикова профессором Ф.Ф. Преображенским в «Собачьем сердце» М. Булгакова).

2 Подобрать и дать психологическую интерпретацию фразеологизмов, отражающих понимание личности (человека) с позиций бихевиоризма.

 

Темы сообщений и рефератов:

1 Социальная утопия Б. Скиннера.

Бихевиоризм – основанное на фактах преподавание и обучение

Обзор

Бихевиоризм связан с областями человеческого поведения, которые можно наблюдать и измерять. Бихевиористы считают, что открытое поведение является реакцией на стимулы окружающей среды в сочетании с историей личного опыта, мотивационным состоянием и другими стимулами. Таким образом, бихевиористские теории обучения подчеркивают изменения в поведении человека, возникающие в результате проявления учащимся ассоциаций стимул-реакция (Чжоу и Браун, 2015).
Важные термины/концепции бихевиоризма включают стимул, реакцию, обусловливание, вознаграждение, наказание, подкрепление. Стимул может быть объектом или событием, которое может наблюдаться или переживаться участником. Реакция – это реакция на раздражитель, объект или событие в окружающей среде. Люди и животные могут естественным образом реагировать на раздражитель или могут быть обучены реагировать на раздражитель определенным образом. Тренировка отношений стимул-реакция называется кондиционированием. Повторение вознаграждения за желаемое поведение и наказания за нежелательное поведение называется подкреплением.

Ключевые понятия
Классическое обусловливание

  • Стиль обучения, который включает в себя парное обучение, при котором нейтральный стимул вызывает аналогичную реакцию на сильный стимул.
  • Случайно обнаружен Иваном Павловым при изучении своих собак

Оперантное обусловливание

  • Включает в себя поощрение желательного поведения и наказание за нежелательное поведение.
  • Открыт Б. Ф. Скиннером, который обучал животных нажимать на рычаг, чтобы получить пищу.

Теория социального обучения

  • Соответствует этому понятию, поскольку его можно определить как подход, сочетающий принципы обучения с принципами когнитивной психологии.
  • Разработан Альбертом Бандурой, чтобы помочь объяснить, как личность человека развивается в социальном контексте, в котором происходит обучение

Практические советы для педагогов
Поощрение и/или поощрение желательного поведения

  • Учителя могут подкреплять желательное поведение словесной поддержкой. Когда учащийся ведет себя по-доброму, помогает, сочувствует и/или терпелив по отношению к другому учащемуся, учитель может подтвердить это поведение положительным устным отзывом и побудить учащегося продолжать такое поведение.

Игнорировать для устранения нежелательного поведения

  • Учителя могут игнорировать нежелательное поведение, игнорируя поведение или замечая поведение, но не подтверждая его словесной обратной связью. В качестве альтернативы учитель может признать нежелательное поведение отрицательным устным отзывом. Отрицательная словесная обратная связь может быть эффективной, если она привлекает нежелательное внимание к учащемуся. Однако, если учащийся желает внимания учителя и других учеников, негативная словесная обратная связь может способствовать нежелательному поведению. Следовательно, может потребоваться метод проб и ошибок, чтобы определить мотивацию студентов. Кроме того, может быть трудно не навязывать нежелательное поведение, когда оно начинает мешать обучению других учащихся в классе.

Постоянство подкрепления учителя

  • Согласно бихевиористским принципам, постоянство ответов учителей важно для подкрепления желательного поведения и устранения нежелательного поведения. Таким образом, для учителей важно постоянно поощрять желательное поведение и постоянно игнорировать или давать обратную связь нежелательному поведению. Однако при отсутствии желательного поведения и преобладании нежелательного поведения учителям может потребоваться найти альтернативные схемы поощрения и подавления.

Тип поощрения или ответа

  • В классе некоторые виды поощрений могут быть более желательными. Например, учащимся, демонстрирующим желательное поведение, могут быть предоставлены привилегии или исключения за их поведение. Однако предоставление им этих привилегий или исключений перед другими одноклассниками может вызвать враждебность или негодование. Таким образом, учителя должны установить этичный и справедливый способ поощрения положительного поведения. Студенты могли внести свой вклад в определение наград в начале учебного года.
  • В качестве альтернативы учителям может потребоваться провести эксперимент, чтобы определить, какой тип реакции наиболее эффективно подавляет нежелательное поведение в разумных пределах. Учителя могут обнаружить, что привлечение нежелательного внимания к определенным учащимся быстро угасает их поведение по сравнению с другими учащимися, которые прекращают нежелательное поведение, когда его игнорируют.
    Метод проб и ошибок необходим для определения наиболее эффективного подхода к искоренению плохого поведения.

Ресурсы

  1. Бандура, А. Теория социального обучения; General Learning Press: New York City, 1971.
  2. Скиннер, Б. Ф. Поведение организмов: экспериментальный анализ. Нью-Йорк: Appleton-Century. 1938
  3. Ким Дж.; Лим, Дж.; Бхаргава, М. Роль аффекта в формировании отношения: классический подход к обусловлению. Журнал Академии маркетинговых наук 1998, 26, 143-152.
  4. Чжоу, М.; Браун, Д. Образовательные теории обучения; Галилео, Университетская система Джорджии, 2015 г.
  5. Стэндридж, М.; Фитц, Р.; Джонсон, Дж.; Хассар, Дж.; Штейн, Э. Бихевиоризм в классе. Еженедельный дайджест #69. 2017 . http://www.learningscientists.org/blog/2017/7/23/weekly-digest-69 
  6. Небель, К. Бихевиоризм в классе.
    2017
    . http://www.learningscientists. org/blog/2017/8/10-1
  7. Дауд, М. Как использовать бихевиоризм в классе. https://www.theclassroom.com/use-behaviorism-classroom-8156621.html
  8. Cascio, C. Как я буду применять философию бихевиоризма в классе? https://education.seattlepi.com/apply-behaviorist-philosophy-classroom-3322.html

LDT581

Бихевиоризм

Рисунок 3.1. Бихевиоризм

Глава о бихевиоризме «Радикальный бихевиоризм» Дрисколла довольно объемна, поэтому найдите время, чтобы прочитать и усвоить информацию. Читая эту главу, помните о следующих вопросах:

  • Каковы основные эпистемологические и онтологические допущения бихевиоризма (вернитесь к этим терминам из предыдущей главы)?
  • Каковы основные цели бихевиористской теории?
  • При каких условиях лучше всего применять бихевиористскую теорию?

Бихевиоризм был основан на предположении, что наблюдаемое поведение людей является лучшим индикатором того, что они могли сделать, и, соответственно, того, чему они могли научиться. Как отмечает Грэм (2015), бихевиорист — это тот, кто «требует поведенческих доказательств для любой психологической гипотезы», и в целом бихевиоризм можно рассматривать как науку о поведении, в которой поведение можно объяснить и описать без какой-либо ссылки на внутренние факторы. психические состояния или процессы. Самопровозглашенный радикальный бихевиорист Б. Ф. Скиннер расширил свое понятие бихевиоризма, исключив также и внутренние физиологические процессы. Как мы увидим, его главный аргумент заключался в том, что, хотя внутренние физиологические или психические процессы могут существовать, они не имеют отношения к экспериментальному анализу и контролю поведения. Этот подход хорошо представлен на рис. 2.1 на с. 34, в котором используется метафора черного ящика для представления человека.

Обучение, с бихевиористской точки зрения, можно рассматривать как набор изученных связей между поведенческими единицами. Например, обучение чтению можно рассматривать как процесс изучения отдельных алфавитов, а затем слов и предложений для понимания языка. Хотя в настоящее время бихевиоризм или поведенческая терапия не популярны, они использовались (и продолжают использоваться) для лечения определенных зависимостей и фобий, а также для дрессировки животных. Некоторые формы учебного дизайна также продолжают использовать поведенческие принципы, такие как акцент на наблюдаемом поведении и использование подкреплений. Читая эту главу, подумайте о контекстах, в которых бихевиоризм может быть уместно применен.

Видеоресурсы

Для тех из вас, кто предпочитает визуальные эффекты, видео 3.1 и 3.2 предлагают быстрое и легкое понимание бихевиоризма. В видео 3.1 есть вторая часть, в которой также рассказывается о работе Скиннера — не забудьте нажать Продолжить , чтобы увидеть эту часть.

Видео 3.1. Продолжительность: 00:04:57, Бихевиоризм: Павлов, Ватсон и Скиннер Расшифровка

Расшифровка отсутствует.