Бихивиоризм
Дифференциальное подкрепление является одним из наиболее значимых с точки зрения бихевиористов. Особо оно проявляется при научении языку, формировании групповых норм, принятии решений, во многих других индивидуальных и групповых поведенческих реакциях человека. Дифференциальное подкрепление имеет место в тех социальных ситуациях, в которых человеку предстоит выбор между двумя или несколькими альтернативными линиями поведения, приводящими к одному и тому же результату. Следуя этой логике рассуждений, внимание родителей со стороны ребенка может быть результатом и примерного поведения, и вспышки гнева. Какая линия поведения будет для него предпочтительней? Конечно, для адекватного ответа следует иметь представление о специфических взаимоотношениях, сложившихся в конкретной семье. Знание необходимых компонентов ситуации с позиций социально-психологических перспектив. Кто-то может объяснить неучтивое поведение ребенка особенностями его личности, кто-то – социализацией, ответственной за формирование соответствующего поведения.
В
соответствии с принципом дифференциального
подкрепления, если имеется ряд оперантов,
большей результативностью
Дискриминантный
стимул. В крайне сложном социальном
мире человеку в повседневной жизни
приходится сталкиваться с огромным
количеством сторонних
Стимулы,
сигнализирующие обстоятельство вызывания
операнта и вероятность его
Генерализация
стимулов имеет место тогда, когда
стимулы в силу их повторных ассоциаций
с подкреплением становятся подкрепляющими
и \ или дискриминантным стимулом,
а другие стимулы, имеющие сходство
с ними также приобретают
Генерализация и дифференциация реакций. Люди научаются устанавливать четкие различия между классами реакций в силу избирательного подкрепления. Более того, эти реакции (операнты) обычно обладают очень высокой вероятностью актуализации в одних ситуациях и низкой – в других (дискриминация стимулов). Тем не менее, усиление одной реакции данного класса может привести к усилению других. Успешная сдача при помощи определенной стратегии поведения экзамена одному преподавателю может стимулировать вероятность ее применения и в отношении других преподавателей. Большая часть из, казалось бы, новых поведенческих решений людей на самом деле является следствием генерализации реакций.
Дифференциация реакций проявляется при их длительном и интенсивном подкреплении, особенно в условиях дискриминации стимулов и \ или дифференциального подкрепления. В рамках социального взаимодействия лесть в отношении определенного рода людей, при условии желаемого результата, приводит к определению социального типа “особо предрасположенных” и интенсификации применения к ним данной поведенческой стратегии.
Затухание представляет собой процесс возвращения операнта в исходное состояние при неподкреплении условий его проявления. В отдельных случаях оно включает отсутствие наказаний за проявление операнта. Примером тому является техника «мелких уколов», направленная на выведение партнера из состояния равновесия. Если тот выдерживает атаку, вероятность ее использования по отношению к нему со временем уменьшается. Другим примером является нереагирование педагога на готовность ученика отвечать на уроке, сигнализируемого поднятием руки. В случае неоднократного неподкрепления это стремление может угаснуть. В основном это означает, что угашение в существенной степени зависит от нейтральных стимулов, следующих за актуализацией операнта (т.е. ненаказания и неподкрепления). Основной трудно разрешаемой проблемой являются поиски адекватных нейтральных стимулов в ситуации социального взаимодействия.
При всем критическом отношении к стимульно-реактивной схеме, доминирующей в бихевиористском подходе, нельзя отрицать главного – его продуктивности в условиях отсутствия более глубоких объяснительных теорий. Сегодня процесс научения во многом строится на принципах подкрепления, впрочем, как и процесс воздействия, представленный в рекламе, пропаганде и т.п.
Представленный обзор основных понятий бихевиористской социальной психологии, конечно же, не отражает всего богатства ее категориального аппарата, но все же дает возможность разобраться в сути разрабатываемых им теоретических построений. Обладание культурой бихевиористской психологической ментальности создает предпосылки для конструктивного использования достижений данной традиции в пределах развития других психологических построений.
2.Классический бихевиоризм Дж. Б. Уотсона
Теоретическим лидером бихевиоризма стал Джон Браадус Уотсон (1878-1958). Его научная биография поучительна в том плане, что показывает, как в становлении отдельного исследователя отражаются влияния, определившие развитие основных идей направления в целом.
После защиты диссертации по психологии в университете Чикаго Уотсон стал профессором университета Джона Гопкинса в Балтиморе (с 1908 года), где заведовал кафедрой и лабораторией экспериментальной психологии. В 1913 году он публикует статью «Психология с точки зрения бихевиориста», оцениваемую как манифест нового направления. Вслед за тем он публикует книгу «Поведение: введение в сравнительную психологию», в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание.
Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М. Сеченова, И.Л. Павлова и В.М. Бехтерева. Они доказали, что область психической деятельности не исчерпывается явлениями сознания субъекта, познаваемыми путем внутреннего наблюдения за ними (интроспекцией), ибо при подобной трактовке психики неизбежно расщепление организма на душу (сознание) и тело (организм как материальную систему). В результате сознание отъединялось от внешней реальности, замыкалось в кругу собственных явлений (переживаний), ставящих его вне реальной связи земных вещей и включенности в ход телесных процессов.
Это принципиально новое воззрение отвечало потребностям времени. Старая субъективная психология повсеместно обнажала свою несостоятельность. Это ярко продемонстрировали опыты над животными, которые были главным объектом исследований психологов США. Рассуждения о том, что происходит в сознании животных при исполнении ими раз личных экспериментальных заданий, оказывались бесплодными. Уотсон пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания так же мало нужны психологу, как физику. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой.
Общая тенденция перехода от сознания к поведению, от субъективного метода анализа психики к объективному наблюдалась на различных участках научного фронта. Прочитав (в немецком и французском переводе) книгу Бехтерева «Объективная психология», Уотсон окончательно утвердился во мнении, что условный рефлекс (Бехтерев называл его сочетательным) должен стать главной единицей анализа поведения. Знакомство с учением Павлова все лило в Уотсона уверенность, что именно условный рефлекс является ключом к выработке навыков, по строению сложных движений из простых, а также к любым формам научения, в том числе носящим аффективный характер.
Находясь под влиянием позитивизма, Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул – реакция»(S-R). Из этого явствовало, что процессы, которые происходят между членами этой формулы – будь то физиологические (нервные), будь то психические, психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.
Зависимость различных психических функций от двигательной активности была в те годы прочно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций – от телесных изменений, мышления – от речевого аппарата и т. д.
Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Утверждалось, что человек мыслит мышцами. Речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а за тем он начинает произносить слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) есть не что иное, как мышление.
Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению Уотсона, управлять. Психическое развитие сводится к учению, т. е. к любому приобретению знаний, умений, навыков – не только специально формируемых, но и возникающих стихийно. С этой точки зрения, научение – более широкое понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Таким образом, исследования развития психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями (S-R).
Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Поэтому они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, когда при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какова среда, таковы и закономерности развития ребенка.
📖 Надуманные объяснения, Основные понятия, Глава 11. Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм. Теории личности и личностный рост.
Фрейджер Р. Страница 263. Читать онлайн…
Надуманные объяснения
Надуманные объяснения — так Скиннер называл термины, которые противники бихевиоризма употребляют для описания поведения. По его мнению, эти понятия используются, когда люди не осознают причин сложного поведения, не подозревают о процессах, которые предшествуют данному поведению или являются его следствием. Примерами надуманных объяснений, по Скиннеру, могут служить такие категории, как свобода, автономный человек, достоинство, творчество. С точки зрения бихевиоризма, использование подобных терминов для объяснения поведения абсолютно неправомерно, и Скиннер был уверен, что такой подход в действительности вредит науке, приводя исследователей к иллюзии понимания происходящего, так что у них не остается стимула искать факторы, которые реально контролируют поведение.
«К сожалению, ссылки на чувства или состояния ума имеют эмоциональную окраску, которую бихевиористы в своих объяснениях стараются избегать. Вот вам пример: «Чтобы спасти мир, люди должны учиться быть благородными, снисходительными, полными веры, быть готовыми принимать правду стремиться к высшим целям, не испытывая чувства ненависти к тем, кто препятствует им». Это «вдохновляющий» призыв… Но на какие конкретные действия он может подвигнуть?» (Skinner, 1987 а).
«Когда я могу делать то, что я хочу — это моя свобода, но я не могу запретить себе хотеть того, чего я хочу» (Вольтер, 1694–1778).
Одним из основных постулатов теории Скиннера является утверждение о том, что вербальный способ изучения и объяснения поведения либо приводит к превратным толкованиям, либо просто мешает объективным исследованиям.
«Если свобода действительно существует, то формы, которые она принимает, должны быть абсолютно случайны» (Skinner, 1990 a, р. 1208).
Свобода
Свобода — ярлык, которым мы клеймим поведение, когда не понимаем или не знаем его причин. Исчерпывающие доказательства этого утверждения здесь привести невозможно, но вот один из примеров, проясняющих точку зрения Скиннера. Серия опытов, проведенных Милтоном Эриксоном (Milton Erickson, 1939), показала, что людей, находящихся в состоянии гипнотического транса, можно побудить к совершению различных действий. Пока испытуемый был загипнотизирован, Эриксон внушал ему, что именно надо сделать. В подавляющем большинстве случаев человек, выйдя из гипноза, выполнял «приказ». Однако ни при каких обстоятельствах никто из участников эксперимента позже не мог вспомнить, что, находясь в состоянии транса, подвергался внушению. Сколько бы потом их ни спрашивали о причинах, побудивших совершить тот или иной поступок, участники эксперимента придумывали массу различных объяснений (и сами в них верили). Посторонний, выслушавший эти объяснения, пришел бы к выводу, что абсолютно все эти люди действовали по своей воле. Подвергшиеся эксперименту были твердо убеждены, что их поведение определялось лишь их собственными решениями. А те, кто наблюдал за экспериментом, были точно так же твердо уверены, что свободная воля вовсе не единственное объяснение для поведения испытуемых, которые не могут вспомнить происходившее в момент гипноза.
«Никакая другая форма подчинения себе не является более совершенной, чем та, при которой сохраняется видимость полной свободы» (Ж. — Ж. Руссо, 1712–1778).
Скиннер предположил, что ощущение свободы не является свободой как таковой; более того, он утверждал, что наиболее репрессивные формы контроля — это именно те, которые укрепляют в человеке ощущение свободы. Примером может служить ощущение свободы выбора у избирателей при голосовании за кандидатов с абсолютно сходными программами. Эти репрессивные методы ограничивают и контролируют человеческую деятельность едва уловимо, они практически неразличимы для тех, кто подвергается воздействию.
«Возражение против внутренних человеческих категорий состоит не в том, что их не существует как таковых, а в том, что они неприменимы в функциональном анализе» (Skinner, 1953, р. 35).
Автономный человек
Для Скиннера автономный человек — это надуманное объяснение, которое предполагает существование некого стабильного внутреннего «я», функционирующего под воздействием неизвестных внутренних сил, независимых от внешних факторов. Быть автономным означает инициировать поведение, которое не имеет причин, поведение, которое не является следствием предыдущих действий и которое нельзя объяснить влиянием внешних обстоятельств. Скиннер не нашел никаких подтверждений существования такого автономного «нечто» и был очень обеспокоен тем фактом, что многие заблуждаются на этот счет.
«Образованные люди уже не предполагают, что кто-то может быть одержим бесами… а вот человеческое поведение до сих пор еще относится к проявлениям внутреннего мира человека» (Skinner, 1971, р. 5).
Исследования Скиннера показали, что если различные представители животного мира проходят схожий путь развития, то результирующая кривая (и достигнутый уровень знаний) будет одинаковой как для голубей, крыс, обезьян, собак, так и для человеческих детей (Skinner, 1956). Эта параллель между процессом обучения животных и людей лежит в основе скиннеровского анализа человеческого поведения. Начиная со своей первой книги «Поведение организмов» (1938) он публиковал результаты экспериментов, подтверждавшие отсутствие существенных различий между людьми и другими живыми существами. В своей книге Скиннер заявляет: «Могу сказать, что единственное различие между поведением крысы и человека, которое я ожидал увидеть (не учитывая разный уровень сложности изучаемых объектов), лежит в сфере вербального общения» (р. 442). Через 50 лет он придерживался такой же позиции: «В научном анализе поведения нет места таким категориям, как ум или личность» (1990а, р. 1209).
Достоинство
Достоинство (хорошая репутация, слава) представляет собой такое же надуманное объяснение, как и свобода.
«Примечательно, что репутация, которой обладает человек, связана с видимыми причинами его поведения. Мы откажем ему в доверии, если эти причины покажутся нам подозрительными… Мы считаем, что кашель, чиханье или рвота никак не украшают человека, даже если их результаты могут быть очень полезны. Из-за этого же мы не доверяем поступкам человека, который испытывает к нам антипатию, хотя такие поступки и могут быть исключительно ценными по своим результатам» (Skinner, 1971, р. 42).
«Правила и обязанности как моральные и этические категории являются примером гипотетических интернализованных законов, которые окружают нас» (Skinner, 1975, р. 48).
Словом, мы часто хвалим индивидуума за его поведение, когда обстоятельства или какие-то другие сопутствующие моменты остаются для нас неизвестными или же причины этого поведения неправильно нами поняты. В то же время мы прохладно относимся к благотворительности, если знаем, что ее целью является лишь уменьшение налогов. Мы не доверяем признанию в совершении преступления, если это признание получено под давлением, однако и не думаем осуждать человека, который причинил окружающим вред, но сделал это ненамеренно. Скиннер утверждал, что если мы признаем свое неведение, то будем воздерживаться и от осуждения, и от похвал.
«Я никогда не мог понять, почему он [поэт И. А. Ричардc] утверждал, что Кольридж сделал очень важный вклад в понимание человеческого поведения, а Ричардс, в свою очередь, так и не смог понять, почему я то же самое говорю о голубях» (Skinner, 1972, р. 34).
Творчество
Скиннер с явным удовольствием разрушает последний оплот «некоего я, постоянно живущего внутри», — поэзию и творчество. Для Скиннера это всего лишь еще один пример использования метафизического ярлыка, под которым скрывается незнание конкретных причин данного поведения.
Скиннер высмеивает утверждения многих деятелей искусства, заявляющих, что рождение их произведений — спонтанный процесс или что истоки произведений находятся за пределами жизненного опыта творца. Гипнотические опыты М. Эриксона, огромное количество приводимых в литературе примеров эффективности пропаганды и рекламы, открытия психотерапевтов указывают на то, что человек может даже не подозревать об истинных мотивах того или иного своего действия. Скиннер задается вопросом: «Действительно ли поэт спонтанно творит, сочиняет, инициирует нечто, называемое стихотворением? Или же это поведение — просто логически закономерный плод его генетической истории и окружающей среды?» (1972 с, р. 34). И делает вывод: творческая деятельность ничем не отличается от любой другой, за исключением того факта, что элементы, предшествующие ей и определяющие ее, менее изучены. Тут ученый бихевиорист полностью согласен с Сэмюэлем Батлером12, который писал, что «поэт сочиняет стихотворение точно так же, как курица откладывает яйцо: всем им после этого становится легче».
12 Батлер (Butler) Сэмюэль (1835–1902) — английский писатель, в сатирической форме изображавший современную ему буржуазную мораль.
Скиннер был убежден, что свежий научный взгляд на творческую деятельность только поможет и уж никак не помешает возникновению произведений искусств. «Согласие с ложным объяснением из-за того, что оно льстит нам, порождает риск упустить правильное объяснение — то, которое в долгосрочной перспективе может принести несоизмеримо больше пользы» (1972 с, р. 35).
«Утверждение, что «основной патологией в наши дни является отсутствие воли, обусловливающее существование психоанализа», звучит более справедливо, нежели утверждение, гласящее, что в современном мире редко встречаются позитивные подкрепления, наказания намного чаще, а появление психоанализа обусловлено стремлением к более глубокому пониманию» (Skinner, 1974, р. 163).
Воля
Скиннер считал, что ссылки на категорию воли только создают путаницу и их применение к природе поведения неправомерно. Для него воля, свободная воля, сила воли — надуманные объяснения. Данные категории подразумевают, что у нас есть некое внутреннее чувство, исключительно важное в обусловливании действий; Скиннер же предполагает, что ни одно действие, по сути, не является свободным. «Когда все мы наконец убедимся в этом, то одним махом отбросим всякое упоминание об ответственности вместе с утверждением, будто свободная воля — это внутренняя причина, побуждающая к действию» (1953, р. 116).
Исследования других ученых показали, однако, что люди, которые считают ответственными за свои действия внешние силы, менее способны контролировать собственное поведение, нежели те, кто считает ответственными за свои поступки только себя. Дэвисон и Валинс (Davison & Valins, 1969) обнаружили, что «если человек четко осознает, что изменение его поведения зависит только от внешнего поощрения или наказания, то нет никаких причин для того, чтобы эта линия поведения сохранилась, если изменятся внешние обстоятельства» (р. 33).
«Спорным в теорий Скиннера является не то, что он рассматривает человека как совершенную машину а его видение того, как эта машина управляется… Скиннер начисто отбрасывает все то, что связано с сознанием, чувствами, побуждениями, в лучшем случае, как побочные продукты» (Kohen, 1977).
Лефкюр (Lefcourt) проанализировал все исследования, в которых испытуемые либо действовали с верой в то, что они контролируют результаты своих поступков, либо были твердо убеждены, что результаты они контролировать не могут. Эксперименты подтвердили предположение о том, что люди и животные, лишенные «иллюзии» свободы, проявляют отрицательные поведенческие реакции, которые можно измерить. «Чувство, что все под контролем, иллюзия, что каждый волен сделать свой собственный выбор, играет позитивную и определяющую роль в процессе поддержания жизнедеятельности. Иллюзию свободы невозможно удалить безболезненно, без нежелательных последствий» (1973, р. 425–426).
Скиннеровское отношение к категории воли вызвало неизмеримо больший скептицизм, нежели любой другой аспект его критических работ. Были проведены серьезные исследования в области поиска так называемого местонахождения контролирующих факторов, или, другими словами, в поисках ответа на вопрос: «Как я полагаю, кто является ответственным за мое поведение — я сам или мое окружение?» Экспериментальные данные подтвердили, что вера индивида в возможность управления собственной деятельностью играет существенную роль (Lefcourt, 1980). Даже такие известные бихевиористы, как Махони и Торсен (Mahoney & Thoresen, 1974), говорили о самоконтроле и чувстве свободы как о категориях, лежащих в основе успешных действий личности.
Личность
Категорию личности Скиннер также относил к группе надуманных объяснений.
«Если мы не в состоянии указать на причины, определяющие поведение индивида, то говорим, что он сам несет за него ответственность. Прародители физической науки уже однажды прошли по этому пути, но, к счастью, сейчас ветер дует уже не из-за Эола, точно так же, как и дождь идет не по воле Юпитера… Практика сама разрешает наши сомнения относительно непонятных явлений, и поэтому она вечна… Концепция личности не должна занимать сколько-нибудь важное место в анализе поведения» (1953, р. 283, 285).
Следовать такому ходу мыслей достаточно сложно, ибо что-то в нас говорит: «Нет! Я — личность!» На это Скиннер ответит вам, что ваша реакция полностью обусловлена. Но в любом случае, где же на самом деле находится это «я», по нашему утверждению, реально существующее? (См. главу «Дзэн буддизм» о других точках зрения на этот вопрос.)
4 способа применения принципов бихевиоризма к вашим материалам для электронного обучения
Марина Оставить комментарий
Поскольку разработчики учебных пособий применяют принципы бихевиоризма для создания курсов для виртуальных условий, важно помнить, что движущей силой прогресса является подкрепление.
1. Повторение
Использование аудиовизуальных презентаций в качестве методов обучения, используемых в виртуальных классах. Люди учатся через наблюдение, поэтому аудио- или видеопрезентации являются эффективным способом, позволяющим учащимся понять предмет, организовать свои мысли вокруг этого предмета и, в конечном итоге, представить собственный анализ вопроса. В бихевиоризме можно измерить только реакцию на полученную информацию, поэтому рекомендуется разработать материалы, продвигающие упражнения. Это включает в себя обучение понятиям, представляя ряд шагов, которые приводят к ожидаемым результатам. Например, в классе баз данных уроки будут включать в себя представление различных типов данных, а также команды для определенных функций. Будут предоставлены пошаговые видеоуроки, которые помогут учащимся понять, что им следует делать и как должны выглядеть результаты. Учебные дизайнеры могут сделать эти теоретические и обыденные учебные материалы забавными и увлекательными, включив в них взаимодействия перетаскивания, позволяющие учащимся легко «перемещать» шаги, пытаясь понять последовательность. После этого учащимся может быть предложено повторить шаги несколько раз. Принцип бихевиоризма диктует, что человек, увидев, как определенные события приводят к определенным результатам, должен быть в состоянии установить связь. В таких областях, как программирование, где нет места ошибкам или отклонениям, повторение и упражнения имеют первостепенное значение.
2. Обратная связь и признание
Имейте в виду, что подкрепление является отличительной чертой бихевиоризма. Хотя электронное обучение не всегда предполагает личное общение с инструктором в форме видеоконференций или вебинаров, учащиеся все же могут получить свою дозу положительного подкрепления посредством обратной связи, которая может принимать различные формы. Например, корректирующая обратная связь может быть в форме запрограммированных ответов, запускаемых, когда учащийся выбирает правильный ответ. Это также может быть в форме сертификации по окончании определенных курсов. Сертификаты достижений и другие формы признания обеспечивают внутреннее подкрепление, которое еще больше побуждает учащихся продолжать оставаться активными в курсе.
3. Измерение ответов
Сложные задания в конце модуля или проверки усвоения урока также могут служить мерой обучения и удержания. В конце модуля или некоторых частей курса от учащихся может потребоваться продемонстрировать свои знания с помощью комбинации различных типов викторин или с помощью практического экзамена, который можно легко оценить.
4. Геймификация
Электронное обучение имеет встроенное преимущество, позволяющее разработчику учебных программ легко интегрировать функции, которые сделают процесс обучения более похожим на игру. Геймификация может быть осуществлена путем создания системы баллов, позволяющей учащимся иметь визуальные подсказки, иллюстрирующие их прогресс (например, полоса процента завершения или значки, обозначающие достижения учащихся). Результаты тестов также можно было бы интегрировать в зал славы или списки лидеров, чтобы можно было продемонстрировать имена лучших исполнителей. У последнего есть дополнительный бонус: он способствует укреплению и признанию.
Как мы все знаем, электронное обучение больше не является просто дополнением к традиционным настройкам. Применяя принципы бихевиоризма, педагогические дизайнеры могут значительно улучшить процесс обучения.
Рубрика: Учебный дизайн и электронное обучение С тегами: бихевиоризм, принципы бихевиоризма, методы электронного обучения, электронное обучение, геймификация, учебный дизайн, запоминание обучения
Взаимодействие с читателем
Бихевиоризм и развитие ребенка
Родители часто задаются вопросом, почему их ребенок ведет себя определенным образом в определенное время. Чего они не понимают, так это того, что ответ проще, чем они думают. Мозг привык реагировать определенным образом. Это выученное поведение, которое повторяется снова и снова. Ребенок узнает, что если он заплачет, он получит ответ. И она может понять, что определенное поведение действительно вызовет ответную реакцию, например, закатывание истерики, от которой ни один родитель не получает удовольствия и не хочет, чтобы он закончился как можно быстрее. Итак, ребенку дается что-то особенное, чтобы остановить такое поведение. Ее мозг только что сообразил, с помощью условного рефлекса, как получить особое удовольствие.
Что такое бихевиоризм?
Бихевиоризм — это теория обучения, которая фокусируется на наблюдаемом поведении. Он разбит на две области обусловливания — классическую и поведенческую или оперантную. Большинство из них знакомы с оперантным обусловливанием, когда через вознаграждение человек узнает, какое поведение желательно. Б. Ф. Скиннер провел много времени, изучая оперантное обусловливание, проводя исследования на животных, которые доказали, что поведение является заученной реакцией. Классическое обусловливание — это естественный рефлекс или реакция на раздражители. Когда ребенок чувствует опасение при мысли о сдаче теста, он демонстрирует классическую обусловленность.
Исследование Скиннера показало, что мозг не является частью условного рефлекса, а обучение происходит за счет факторов окружающей среды, что отличает его идеи от других, таких как Джон Ватсон, и делает его теории радикальными бихевиоризмом. Все действия требовали реакции, положительной или отрицательной, которая изменяла поведение. В базовых теориях бихевиоризма считается, что человек пассивен, а поведение формируется посредством положительного и отрицательного подкрепления. Это означает, что поведение ребенка можно изменить и модифицировать с помощью подкрепления, но какой тип подкрепления лучше? Положительное или отрицательное?
Вознаграждающее поведение
Да, поощрения действительно приносят пользу. Многие из нас прибегают к вознаграждению за желаемое поведение. Если ребенок хорошо сдает следующий тест, ему обещают новую игрушку. Когда она громко жалуется в супермаркете, ей предлагают вкусняшку, чтобы она перестала кричать. Это означает, что ребенок вознаграждается как за свое положительное, так и за отрицательное поведение, отправляя сбивающее с толку сообщение, в результате чего ребенок учится на своем поведении, что он может получить тот же результат.
Бихевиоризм даже стал мейнстримом: несколько телевизионных шоу показывают почти невероятные примеры того, как дети могут и должны вести себя с должным вниманием. Алфи Кон считает, что бихевиоризм такой же американский, как и яблочный пирог, поскольку в нем применяются методы быстрого реагирования без оглядки на будущее. По словам Кона, вместо того, чтобы бросать детей в тайм-аут, проводить время, рассуждая с детьми в теплом и сострадательном поместье, дает лучший ответ, что приводит к тому, что в будущем у вас появятся хорошо приспособленные и любящие взрослые.
Модификация поведения
Будучи взрослыми, мы можем работать над созданием моделей позитивного поведения, чтобы поощрять такое же поведение у наших детей, а также не предлагать поощрений за ненужную или чрезмерную похвалу. Наша внутренняя реакция — предложить «хорошую работу», когда ребенок ведет себя многообещающе. Это поднимает психику ребенка, но не дает ему необходимого важного стимула для продолжения поведения. Ребенок также не понимает конкретно, какое поведение вызвало похвалу у взрослого, вызывающее игнорирование. Общая фраза «хорошая работа» становится незначительной и не способствует дальнейшему позитивному поведению.
Когда дается конкретная похвала, например, когда «хорошая работа» превращается в «мне нравится, как вы объяснили ответ на этот вопрос», когда похвала сосредоточена на росте, обучении и развитии, поведение ребенка положительно оценивается и поощряется. Это также дает взрослому возможность подумать о том, что на самом деле взволновало их в поведении ребенка, что делает его беспроигрышным для обеих сторон. Ребенок чувствует поддержку и мотивацию заботливым образом, а взрослый определил конкретное поведение, которым он гордится.
Наряду с конкретной и четко определенной похвалой взрослые могут моделировать положительное поведение, чтобы вдохновить ребенка на то же самое. Общение является ключевым наряду с реалистичными ожиданиями. Родитель не может предположить, что его двухлетний ребенок сможет без труда высидеть семейный обед. Но когда поведение смоделировано и ожидания четко донесены до ребенка, желаемое поведение может быть достигнуто — потенциально. И вместо того, чтобы расстраиваться, когда поведение начинает нарушаться, перенаправьте ребенка и предложите помощь, если это необходимо. Почему бы не поощрять ребенка заканчивать трапезу с головоломкой рядом с ним, чтобы помочь ему сохранять мотивацию за столом.
При работе с поведением необходимы последовательные и реалистичные последствия. Это может быть непростой областью, и дети могут манипулировать ситуацией. Обратная связь, или последствия, являются важным аспектом бихевиоризма. Когда обратная связь дается после желаемого поведения, обучение установлено. Выбор подходящих вознаграждений важен для того, чтобы их можно было предлагать последовательно. Когда ребенок усердно работает, чтобы добиться положительных результатов, а затем не вознаграждается должным образом, его самооценка падает, и у него нет мотивации продолжать такое поведение. Когда она ведет себя негативно, вместо того, чтобы поставить ее в тайм-аут, можно удалить награду. Награды могут включать предметы, которые решаются вместе. Ребенок может взять на себя ответственность за свое поведение, когда он может принять участие в процессе принятия решений.