гомеостаз, адаптация, ассимиляция, аккомодация. Эгоцентризм и проблема децентрации.
В центре концепции Пиаже – положение о взаимодействии между организмом и окружающей средой, или равновесии (гомеостазе). Внешняя среда постоянно изменяется, поэтому субъект, существующий независимо от внешней среды, стремится к установлению равновесия с нею. Установить равновесие с окружающей средой можно двумя путями: либо путем приспособления субъектом внешней среды к себе за счет ее изменения (ассимиляция), либо путем изменений в самом субъекте (аккомодация). И то, и другое возможно только путем совершения субъектом определенных действий. Производя эти действия, субъект находит способы или схемы этих действий, которые позволяют ему восстановить нарушившееся равновесие. По Пиаже, схема действия – это сенсомоторный эквивалент понятия, познавательного умения. Таким образом, действие – посредник между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с реальными предметами.
Интериоризация – формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия. Например, если ребенок может схватить палец взрослого, он так же может схватить и другие предметы.
Аккомодация – пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем и выработка новых.
Если ребенок сосет ложечку с целью утоления голода (сосание как привычная схема действий), он вскоре поймет, что это неэффективно и будет изменять старую схему действия – т.е. сосание.Эгоцентризм мышления – это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
Опыт с колбаской: сравнить колбаску и шарик из одинакового количества пластилина. Ребенок не может сделать вывод об одинаковом объеме колбаски и шарика, вследствие эгоцентризма мышления.
Децентрация – переход от эгоцентризма
Общая характеристика стадий интеллектуального развития в теории Ж.Пиаже.
От рождения до 2 лет Сенсомоторная стадия | Восприятие окружающей среды через чувства и действия (смотреть, дотрагиваться до вещей). Ребенок овладевает своими сенсорными и моторными способностями. Подстадии: 1. Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) — сосание, хватание и т.п. Они вызываются внешними стимулами и в результате повторения становятся все более эффективными. 2. Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) формируются как условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской, схватывание этой бутылочки и т. п.). 3. Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) формируются благодаря развитию координации между перцептивными системами и моторными схемами (хватание веревки, вызывающее сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь и т. п.). 4. Координация средств и целей (с 8 до 12 месяцев) придает действиям ребенка все большую преднамеренность в расчете на достижение цели (отодвигание руки экспериментатора с целью достать спрятанную за ней куклу и т. п.). 5 Открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев) происходит случайно, но вызывает у ребенка формирование связи между его действиями и их результатом (подтянув к себе ковер, можно достать лежащую на нем куклу и т.п.). 6. Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) — первое проявление интериоризованной мысли (типа инсайта) в результате сочетания уже имеющихся схем для отыскания оригинального решения проблемы (поиски средства, чтобы открыть спичечный коробок с целью вытащить спрятанную в нем конфету или засунуть в него длинную металлическую цепочку, и т. п.) | Константность объектов. Беспокойство в присутствии незнакомых. |
0т 2 до 6 лет дооперациональная стадия | Представление объектов с помощью слов и образов, отсутствие логического мышления. Первый этап интериоризации действий.Развитие символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты или стимулы с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами, а не прямыми действиями. Однако операции, которые в это время пытается совершить ребенок, ограничены слишком еще узким диапазоном мышления и его эгоцентрическим характером. Опыт с колбаской: сравнить колбаску и шарик из одинакового количества пластилина. Ребенок не может сделать вывод об одинаковом объеме колбаски и шарика, вследствие эгоцентризма мышления. | Способность притворяться. Эгоцентризм — это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения. Синкретизм мышления – нерасчлененность представлений ребенка, привязанность их к конкретным ситуациям. Анимизм- одушевление объекта, приписывание неживым объектам свойств живого. Развитие речи. |
От 7 до 11 лет Стадия конкретных операций | Логическое мышление о конкретных явлениях, понимание конкретных аналогий, арифметические операции. Постепенная интериоризация действий и их превращение в операции, позволяющие ребенку сравнивать, оценивать, классифицировать, располагать в ряд, считать, измерять и т. д. Ребенок узнает, что существует определенный тип действий, которые обратимы и могут интегрироваться в общие структуры, и это позволяет ему оперировать такими категориями, как количество, величина, число, вместимость, вес, объем и т. д. 1. Первый уровень конкретных операций (с 5-6 до 7-8 лет) достигается, когда ребенок становится способен понять, что два признака объекта, например форма и количество вещества, не зависят друг от друга (тот факт, что колбаска длинная и тонкая, не влияет на количество пластилина, из которого она сделана). Это представление о сохранении некоторых признаков объекта распространяется уже на материал, 2. На втором уровне конкретных операций (с 8 до 11 лет) ребенок помимо представления о сохранении массы и объема L получает еще и представление о времени и скорости, а также об измерениях с помощью эталона. В конце этого периода ребенок, кроме того, все глубже понимает и взаимосвязи между признаками объектов; это позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать Проблемы перспективы или простые физические задачи и указывает ему путь к логическому мышлению, свойственному подросткам и взрослым людям. | Принцип сохранения количества вещества. Математические преобразования. |
От 12 лет и старше Стадия формальных операций | На этой стадии мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Появляется абстрактное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций. | Абстрактное мышление. Развитие моральных норм. |
21. Основные понятия в теории ж.Пиаже
Что же можно считать главным результатом научной деятельности Пиаже? Он создал Женевскую школу генетической психологии, которая изучает умственное развитие ребенка. Термин «генетический», используемый в выражении «генетическая психология», был введен в психологию во второй половине XIX века, то есть до того, как биологи начали использовать его в более узком смысле слова. Термин «генетическая психология» относится к индивидуальному развитию, к онтогенезу. Как отмечает Пиаже, выражение «генетическая психология» нельзя использовать в качестве синонима для детской психологии, психологии развития ребенка, так как генетической называют и общую психологию, если она рассматривает психические функции в процессе формирования. Генетическая психология Пиаже занимает особое место в системе наук между биологией и философией. Стремлением связать биологию и проблемы познания объясняется двойная ориентация Пиаже как психолога.
Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем — схем того как воспринимается мир — в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле, что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает, что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
Одно из самых важных понятий в концепции Пиаже — понятие схемы действия. В узком смысле слова схема — это сенсомоторный эквивалент понятия. Она позволяет ребёнку экономно и адекватно вступать во взаимодействия с различными объектами одного и того же класса или различными состояниями одного и того же объекта. С самого начала ребёнок приобретает свой опыт на основе действия: он следит глазами, поворачивает голову, исследует руками, тащит, ощупывает, схватывает, исследует ртом, двигает ногами и т.д. Весь приобретенный опыт оформляется в схемы действия. Схема действия по Пиаже — это то общее что сохраняется в действии при его неоднократном повторении при разных обстоятельствах. Схема действия — это структура на определённом уровне умственного развития. Структура, по определению Пиаже, — это умственная система или целостность, принципы активности которой отличны от принципов активности частей, составляющих эту структуру. Структура — саморегулирующая система. Новые умственные структуры формируются на основе действия. Пиаже считает, что в течение всего онтогенетического развития основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) как динамические процессы неизменны, наследственно закреплены, не зависят от содержания и опыта. В отличие от функций структуры складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития. Такое соотношение между функцией и структурой обеспечивает непрерывность, преемственность развития и его качественное своеобразие на каждой возрастной ступени. Пиаже ввёл в область детской психологии эпистемологическое различие между формой и содержанием познания. Содержание познания — всё то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания — та схема мыслительной деятельности субъекта, в которую внешние воздействия включаются. Влияние окружения никогда не может быть воспринято в «чистом виде», так как на каждый внешний стимул всегда имеется ответ, внутренняя реакция. Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определённые моторные схемы, которые по отношению к познанию играют роль формы. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Это — непреложный закон. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым. Важнейший исходный принцип исследования Пиаже состоит в том, чтобы рассматривать ребёнка как существо, которое ассимилирует вещи, отбирает и усваивает их согласно своей собственной умственной структуре. В познании, с точки зрения Пиаже, определяющую роль играет не сам объект, который выбирается субъектом, а прежде всего доминирующие умственные структуры. От них решающим образом зависит познание мира. Богатство опыта, которым человек может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных структур, имеющихся в его распоряжении. Само развитие — это смена господствующих умственных структур. Активность субъекта в процессе познания определяется не только наличием доминирующих умственных структур, но и тем, что они строятся на основе действия субъекта. Согласно Пиаже мысль есть сжатая форма действия.
Ключевая концепция развития ребенка Пиаже
Предыстория Жана Пиаже Жан Пиаже родился в Швейцарии в 1896 году. Получив докторскую степень в возрасте 22 лет, Пиаже официально начал карьеру, которая оказала глубокое влияние как на психологию, так и на образование. После работы с Альфредом Бине у Пиаже появился интерес к интеллектуальному развитию детей. На основании своих наблюдений он сделал вывод, что дети не менее умны, чем взрослые, просто они мыслят иначе. Альберт Эйнштейн назвал открытие Пиаже «настолько простым, что до него мог додуматься только гений».
Теория стадий Пиаже описывает когнитивное развитие детей. Когнитивное развитие включает изменения в когнитивном процессе и способностях. По мнению Пиаже, раннее когнитивное развитие включает в себя процессы, основанные на действиях, а затем переходит в изменения умственных операций.
Ключевые концепции Схемы — Схема описывает как умственные, так и физические действия, связанные с пониманием и знанием. Схемы — это категории знаний, которые помогают нам интерпретировать и понимать мир.
По мнению Пиаже, схема включает в себя как категорию знания, так и процесс получения этого знания. По мере возникновения опыта эта новая информация используется для модификации, добавления или изменения ранее существующих схем.
Например, у ребенка может быть схема о каком-то животном, например, о собаке. Если единственный опыт ребенка связан с маленькими собаками, ребенок может подумать, что все собаки маленькие, пушистые и четырехлапые. Предположим, что ребенок встречает очень большую собаку. Ребенок воспримет эту новую информацию, модифицируя ранее существовавшую схему, чтобы включить эту новую информацию.
Ассимиляция — Процесс включения новой информации в наши ранее существовавшие схемы известен как ассимиляция. Этот процесс несколько субъективен, потому что мы склонны модифицировать опыт или информацию, чтобы они соответствовали нашим ранее существовавшим убеждениям. В приведенном выше примере видеть собаку и называть ее «собакой» — это пример ассимиляции животного в схему собаки ребенка.
Приспособление . Другая часть адаптации включает в себя изменение наших существующих схем в свете новой информации, процесс, известный как приспособление. Приспособление включает в себя изменение существующих схем или идей в результате получения новой информации или нового опыта. В ходе этого процесса также могут быть разработаны новые схемы.
Уравновешивание — Пиаже считал, что все дети пытаются найти баланс между ассимиляцией и аккомодацией, что достигается с помощью механизма, названного Пиаже уравновешиванием. По мере того, как дети проходят этапы когнитивного развития, важно поддерживать баланс между применением предыдущих знаний (ассимиляция) и изменением поведения с учетом новых знаний (аккомодация). Уравновешивание помогает объяснить, как дети могут переходить от одного этапа мышления к другому.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Характеристики сенсомоторной стадии: Первая стадия теории Пиаже длится от рождения примерно до двухлетнего возраста и сосредоточена на попытках младенца осмыслить мир. На сенсомоторной стадии знания младенца о мире ограничиваются его или ее сенсорным восприятием и двигательной активностью. Поведение ограничивается простыми двигательными реакциями, вызванными сенсорными раздражителями. Дети используют навыки и способности, с которыми они родились (такие как взгляд, сосание, хватание и слушание), чтобы больше узнать об окружающей среде. Постоянство объекта. Согласно Пиаже, развитие постоянства объекта является одним из наиболее важных достижений в сенсомоторной сфере. стадия развития. Постоянство объекта — это понимание ребенком того, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть или услышать.
Представьте себе, например, игру в прятки. Очень маленький младенец поверит, что другой человек или предмет действительно исчез, и будет шокирован или испуган, когда предмет снова появится. Младенцы старшего возраста, которые понимают постоянство объекта, поймут, что человек или объект продолжают существовать, даже если их не видят.
Подстадии сенсомоторной стадии: Сенсомоторную стадию можно разделить на шесть отдельных подстадий, которые характеризуются развитием нового навыка.
Рефлексы (0-1 месяц): На этом подэтапе ребенок понимает окружающую среду исключительно посредством врожденных рефлексов, таких как сосание и взгляд.
Первичные круговые реакции (1-4 месяца): Эта подстадия включает координацию ощущений и новых схем. Например, ребенок может случайно согнуть большой палец, а затем намеренно повторить это действие. Эти действия повторяются, потому что младенец находит их приятными. Вторичные круговые реакции (4–8 месяцев): на этом подэтапе ребенок становится более сосредоточенным на мире и начинает намеренно повторять действие, чтобы вызвать реакцию в окружающей среде. Например, ребенок целенаправленно берет игрушку, чтобы положить ее в рот. Координация реакций (8-12 месяцев). На этом подэтапе ребенок начинает проявлять четко преднамеренные действия. Ребенок также может комбинировать схемы для достижения желаемого эффекта. Дети начинают исследовать окружающую их среду и часто подражают наблюдаемому поведению других. В это время также начинается понимание объектов, и дети начинают распознавать определенные объекты как обладающие определенными качествами. Например, ребенок может понять, что погремушка будет издавать звук, если ее встряхнуть. Третичные круговые реакции (12–18 месяцев). На пятой подстадии у детей начинается период проб и ошибок. Например, ребенок может пробовать различные звуки или действия, чтобы привлечь внимание опекуна. Раннее репрезентативное мышление (18–24 месяца): дети начинают развивать символы для представления событий или объектов в мире на заключительном сенсомоторном подэтапе. . В это время дети начинают двигаться к познанию мира через мыслительные операции, а не только через действия.
Характеристики предоперационной стадии: Предоперационная стадия происходит примерно в возрасте от двух до семи лет. Развитие речи является одной из отличительных черт этого периода. Пиаже отмечал, что дети на этом этапе еще не понимают конкретную логику, не могут мысленно манипулировать информацией и не могут принять точку зрения других людей, что он назвал эгоцентризмом. На дооперационном этапе дети также становятся все более искусными в использовании символов. , о чем свидетельствует увеличение игры и притворства. Например, ребенок может использовать объект для представления чего-то другого, например, притворяться, что метла — это лошадь. Ролевые игры также становятся важными на предоперационной стадии. Дети часто играют роли «мамы», «папы», «доктора» и многих других персонажей. Эгоцентризм: Пиаже использовал ряд творческих и умных методов для изучения умственных способностей детей. Один из известных приемов демонстрации эгоцентризма заключался в использовании трехмерного изображения горной сцены. Детей часто называют «Задачей трех гор», детей просят выбрать картинку, на которой изображена сцена, которую они наблюдали. Большинство детей могут сделать это без особого труда. Далее детям предлагается выбрать картинку, на которой изображено, что кто-то другой мог бы наблюдать, глядя на гору с другой точки зрения. Неизменно, дети почти всегда выбирают сцену, показывающую их собственный вид на гору. Согласно Пиаже, дети испытывают эту трудность, потому что они не могут принять точку зрения другого человека. Сохранение: Другой известный эксперимент включает демонстрацию понимания ребенком сохранения . В одном эксперименте по консервации в две одинаковые емкости наливают равные количества жидкости. Затем жидкость из одного контейнера переливается в чашку другой формы, например, в высокую и тонкую чашку или в короткую и широкую чашку. Затем детей спрашивают, в какой чашке больше всего жидкости. Несмотря на то, что количество жидкости было одинаковым, дети почти всегда выбирают ту чашку, которая кажется более полной. Пиаже провел ряд подобных экспериментов по сохранению числа, длины, массы, веса, объема и количества. Он обнаружил, что мало кто из детей проявлял какое-либо понимание сохранения до пятилетнего возраста. Мысли Пиаже о предоперационной стадии. Как вы могли заметить, на этом этапе развития Пиаже в основном сосредоточился на том, что дети еще не мог сделать . И концепции эгоцентризма, и сохранения сосредоточены на способностях, которые дети еще не развили; им не хватает понимания того, что вещи выглядят иначе для других людей и что объекты могут меняться по внешнему виду, сохраняя при этом те же свойства.
Однако не все согласны с оценкой Пиаже детских способностей. Исследователь Мартин Хьюз, например, утверждал, что причина того, что дети не справились с заданием «Три горы», заключалась просто в том, что они его не понимали. В эксперименте с использованием кукол Хьюз продемонстрировал, что дети в возрасте четырех лет способны понимать ситуации с разных точек зрения, предполагая, что дети становятся менее эгоцентричными в более раннем возрасте, чем считал Пиаже.
Характеристики бетонных операций: Стадия бетонных работ начинается примерно в семь лет и продолжается примерно до одиннадцати лет. За это время дети лучше понимают мыслительные операции. Дети начинают логически мыслить о конкретных событиях, но с трудом понимают абстрактные или гипотетические понятия.
Логика: Пиаже определил, что дети на стадии конкретных операций достаточно хорошо владеют индуктивной логикой. Индуктивная логика предполагает переход от конкретного опыта к общему принципу. С другой стороны, дети в этом возрасте с трудом используют дедуктивную логику, которая предполагает использование общего принципа для определения исхода конкретного события.
Обратимость: Одним из наиболее важных достижений на этом этапе является понимание обратимости или осознание того, что действия могут быть обращены вспять. Примером этого является возможность изменить порядок отношений между ментальными категориями. Например, ребенок может узнать, что его или ее собака — это лабрадор, что лабрадор — это собака, а собака — это животное.
Характеристики стадии формальной эксплуатации: Стадия формальной эксплуатации начинается примерно в возрасте от двенадцати до взрослого возраста и продолжается до совершеннолетия. За это время у людей развивается способность думать об абстрактных понятиях. На этом этапе также появляются такие навыки, как логическое мышление, дедуктивное мышление и систематическое планирование. Логика: Пиаже считал, что дедуктивная логика становится важной на этапе формальной работы. Дедуктивная логика требует умения использовать общий принцип для определения конкретного результата. Этот тип мышления связан с гипотетическими ситуациями и часто требуется в естественных науках и математике. Абстрактное мышление. В то время как дети склонны мыслить очень конкретно и конкретно на ранних стадиях, способность думать об абстрактных понятиях появляется на стадии формальной работы. Вместо того, чтобы полагаться исключительно на предыдущий опыт, дети начинают рассматривать возможные результаты и последствия действий. Этот тип мышления важен для долгосрочного планирования. Решение проблем. На более ранних стадиях дети использовали метод проб и ошибок для решения проблем. На формально-операционном этапе появляется способность систематически решать проблему логически и методично. Дети на формально-операциональной стадии когнитивного развития часто способны быстро спланировать организованный подход к решению проблемы.
Объяснение теории когнитивного развития Пиаже — StudiousGuy
Когнитивное развитие изучается в области психологии и неврологии. Он фокусируется на развитии различных когнитивных процессов, таких как мышление, обучение и обработка. В своем классе вы, должно быть, видели, что не каждый ребенок получил первое место, потому что у каждого ребенка свои способности к обучению и разные когнитивные навыки. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже хорошо систематизированно и систематически объяснил процесс когнитивного развития у детей. Пиаже был глубоко сосредоточен на том, чтобы понять, почему дети разных возрастных групп допускают разные виды ошибок при решении сходных задач. Он считал, что дети совершают разные ошибки, потому что мыслительные способности детей отличаются от способностей взрослых из-за их когнитивного развития. Исследование Пиаже оказало большое влияние на раннее образование детей, и его исследование вдохновило многих других психологов на работу в области когнитивного развития.
Указатель статей (щелкните для перехода)
Жан Пиаже (1896-1980)
Жан Пиаже
Жан Пиаже известен своими работами в области когнитивного развития детей. Он родился в Швейцарии 9 августа 1896 года и умер 16 сентября 1980 года. Его отец, Артур Пиаже, был профессором средневековой литературы в Невшательском университете. Жан Пиаже был профессором детской психологии в Женевском университете до 1929 года, а затем стал руководителем исследований в Институте Жана Жака Руссо в Швейцарии. Пиаже учился в Латинской средней школе Невшателя и очень интересовался биологией. В возрасте 11 лет он опубликовал свою первую «статью» (состоящую из резюме шестидесяти научных книг и сотен статей) о «воробье-альбиносе». Далее он продолжил свои исследования в области биологии, и в 1918 лет он получил докторскую степень за работу над диссертацией, связанной с моллюсками. Ранее он изучал естественные науки и интересовался эпистемологией, которая в конечном итоге развила его интерес к изучению когнитивного развития. Он был очарован развитием детских знаний и тем, как дети узнают о том, что неправильно, а что правильно. Чтобы развить свою теорию когнитивного развития, он начал наблюдать за поведением детей, в том числе своих детей (Жаклин, Люсьен и Лоран). Фактически, многие из его теорий интеллекта и развития речи являются результатом его глубоких наблюдений за собственными детьми, от младенчества до подросткового возраста. Глубоко наблюдая за поведением детей, он разделил стадии когнитивного развития на четыре стадии, т. Е. Сенсомоторную стадию, предоперационную стадию, конкретную операционную стадию и формальную операционную стадию, которые обсуждаются ниже в этой статье. Большое внимание привлекли и другие публикации Жана Пиаже, в том числе «Происхождение интеллекта (1952), «Детское представление о физической причинности (1927)» и «Нравственное суждение ребенка (1932)».
Ключевые концепции теории когнитивного развития Пиаже
Жан Пиаже представил некоторые важные концепции и идеи в своей теории когнитивного развития. Эти концепции помогают понять процесс обучения и роста детей и дают глубокое представление об их когнитивном развитии.
Схемы
Термин схема был впервые использован Фредериком Бартлеттом, британским психологом, в его теории обучения, но он стал популярным благодаря теории когнитивного развития Жана Пиаже. Схема — это структура когнитивных понятий, которая помогает нам организовывать и интерпретировать огромное количество информации, связывая ее с ранее сохраненной информацией или знаниями, или просто, мы можем сказать, что схема — это наши фоновые знания или опыт, связанные с определенной концепцией или событие. Согласно Пиаже, схемы могут модифицироваться или изменяться по мере того, как мы сталкиваемся с различными новыми вещами в нашей повседневной жизни, поэтому наш опыт меняется, и вновь собранная информация добавляется к ранее сохраненной информации, которая модифицирует или изменяет существующие схемы. Например, когда ребенок впервые встречает животное, скажем, собаку, у него вырабатывается схема, что животное (собака) имеет четыре ноги и один хвост, но когда он встречает корову, наблюдает и собирает новую информацию, например форма и размер коровы, и то, как она выглядит иначе, чем собака, ранее существовавшая «животная схема» ребенка модифицируется, и ребенок называет ее «коровой», а не «собакой». Схемы очень полезны для изучения новых концепций, поскольку они облегчают интерпретацию новой информации. Существуют различные типы схем, такие как схемы личности, схемы объектов, социальные схемы, схемы событий и схемы себя.
Ассимиляция
Ассимиляция определяется как когнитивный процесс интерпретации новой информации путем связывания ее с уже имеющимися схемами. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с какой-либо новой информацией, вы наблюдаете, обрабатываете и интерпретируете эту новую информацию в соответствии с ранее сохраненными схемами в вашем мозгу. Например, в приведенном выше примере увидеть корову и обозначить ее по схеме животного — это процесс ассимиляции, поскольку у ребенка есть ранее сохраненная схема, согласно которой у животного четыре ноги и один хвост; однако процесс ассимиляции носит субъективный характер, поскольку у каждого ребенка есть свой способ изучения нового, основанный на его предыдущих знаниях.
Аккомодация
Аккомодация определяется как процесс модификации схем при встрече с новой информацией. Он отличается от ассимиляции тем, что схемы изменяются в соответствии с вновь собранной информацией, а не с ранее существовавшими знаниями. Аккомодация означает, что ребенок смотрит на ситуацию с более широкой точки зрения, а не просто связывает ее со своими существующими убеждениями. Например, представьте своего лучшего друга, который всегда был добрым, услужливым и вежливым с вами, а затем однажды вы видите, что ваш лучший друг пытается испортить вашу картину. Как бы вы интерпретировали это новое поведение вашего лучшего друга? Если вы интерпретируете это с помощью процесса ассимиляции, то можете проигнорировать новое поведение своей лучшей подруги и по-прежнему будете считать ее своей лучшей подругой; однако, если вы интерпретируете это с помощью процесса приспособления, вы можете получить другое качество своего друга, и есть вероятность, что он/она может не остаться вашим лучшим другом. Итак, ассимиляция и аккомодация — это два разных способа интерпретации новой информации.
Уравновешивание
Согласно теории когнитивного развития Пиаже, процессы обучения детей включают поддержание баланса между процессом ассимиляции и процессом аккомодации, и этот уравновешивающий механизм известен как уравновешивание. И ассимиляция, и аккомодация являются важными частями процесса обучения, потому что некоторая информация добавляется к нашим ранее существовавшим схемам посредством процесса ассимиляции, в то время как другие виды информации изменяют наши ранее существовавшие схемы или развивают новые схемы посредством процессов аккомодации. хороший баланс между ассимиляцией и аккомодацией помогает детям улучшить свой образ мышления и хорошо понимать любую новую информацию или событие. Процесс обучения детей включает в себя то, что они пытаются усвоить или интерпретировать новую информацию, соотнося ее с существующей информацией (ассимиляция), и если какая-то информация не относится к их ранее существовавшей информации, они вносят некоторые изменения в свои ранее существовавшие. схемы, чтобы соответствовать новой информации (аккомодация), и, наконец, они корректируют или изменяют существующие схемы, чтобы понять новую информацию (уравновешивание). Уравновешенность является основным фактором, описывающим разницу в способностях к обучению детей.
Четыре стадии когнитивного развития
Согласно Жану Пиаже, дети понимают вещи иначе, чем взрослые, не потому, что они знают меньше взрослых; это просто потому, что их способ мышления о конкретной задаче или событии отличается от взрослого. Исследуя детские когнитивные уровни, Пиаже заметил, что в определенные моменты жизни ребенка преобладает процесс ассимиляции, а в другие периоды преобладают как аккомодация, так и уравновешивание, и эти уровни доминирования различных процессов на разных этапах жизни неодинаковы. почти одинаково с каждым ребенком. Пиаже считал, что способности мышления и рассуждения различны на разных этапах их жизни, и разделял когнитивное развитие на четыре стадии. Согласно его теории, каждый ребенок проходит через последовательность этих четырех стадий и выполняет познавательные задачи, связанные с каждой стадией, после чего ребенок вступает в следующую стадию когнитивного развития. Остановимся подробно на каждом этапе.
1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет)
Сенсомоторная стадия – это первая стадия когнитивного развития, она начинается с рождения ребенка и длится около двух лет. Как следует из названия этой стадии, младенцы и дети ясельного возраста используют свои чувства, чтобы понять свое окружение. На сенсомоторной стадии ребенок приобретает опыт или знания благодаря своим рефлексам, двигательным способностям или другим сенсомоторным навыкам. Когнитивное развитие на этом этапе происходит в течение короткого периода времени, но рост и обучение на этом этапе происходят очень внезапно. Постоянство объекта (способность ребенка понимать, что объекты все еще существуют, даже если они не видны и не слышны напрямую) является важным когнитивным развитием, которое достигается на этом этапе. Этот этап делится на следующие подэтапы.
Рефлексы
Каждый ребенок рождается со способностями к врожденным рефлексам, таким как сосание, взгляд и слух. Это включает в себя реакцию на определенные голоса и взгляд на них, открытие рта, взгляд на красочные предметы и закрытие руки, когда вы касаетесь их ладони. Эта стадия длится около 0-1 месяца.
Первичные Циркулярные Реакции
В этот период ребенок работает над собственными действиями, которые выступают для него стимулами, и многократно отвечает на эти действия. Например, когда они сосут большой палец, им это приятно, и они повторяют это действие снова и снова. Этот этап длится около 1-4 месяцев.
Вторичные круговые реакции
На этом этапе ребенок начинает сосредотачиваться на окружающем мире и начинает повторять действия, которые вносят изменения в его окружение. Например, когда ребенок сжимает игрушку, издавающую звук, он с удовольствием слушает этот звук и будет многократно сжимать игрушку. Включение и выключение света снова и снова — тоже вторичная круговая реакция. В этот период улучшается зрительно-хватательная (схватывающая) координация, и ребенок начинает произвольно хватать предметы. Этот этап длится около 4-8 месяцев.
Координация вторичных реакций
На этом этапе прежде всего развивается зрительно-моторная координация. По мнению Пиаже, это очень важный этап познавательного развития, он назвал этот этап «Первый собственно разум», потому что в этот период ребенок начинает планировать шаги для достижения каких-то целей, т. е. начинается целеполагание. Например, они пытаются дотянуться до своих игрушек или еды. В этот период достигается еще одна веха когнитивного развития, то есть постоянство объекта. Если вы спрячете их игрушку от их взгляда, они не будут думать, что их конкретной игрушки не существует, вместо этого они могут попытаться найти свою потерянную игрушку. Эта стадия длится от 8 до 12 месяцев.
Третичные круговые реакции
В этот период ребенок пытается достичь своей цели, и он снова и снова пытается ее достичь, даже после совершения ошибок. Например, если ребенок хочет свою любимую игрушку, которая стоит над столом, но не может до нее дотянуться, ребенок пытается бросить на эту игрушку какие-то предметы, чтобы игрушка упала со стола, и он наконец-то можно поиграть с этим. Пиаже описывает детей на этом этапе как «молодых ученых», поскольку они проводят псевдоэксперименты для достижения своих целей различными методами. На этом этапе детям нравится слушать или издавать различные звуки, такие как удары по табле и метание столовых приборов. Эта стадия длится от 12 до 24 месяцев.
Ранние репрезентативные мысли
Эта стадия знаменует собой конец сенсомоторной стадии и начало пропорциональной стадии и длится от 18 до 24 месяцев. В этот период ребенок может сохранять образы конкретного человека или предмета в своем уме на более длительный период времени после встречи с этим человеком или предметом. В этот период в большей степени наблюдается развитие мыслительных представлений, и ребенок начинает использовать различные мыслительные комбинации для решения основных задач. Например, поставить тарелку с едой, чтобы открыть дверь. На этом этапе ребенок также учится подражать и притворяться.
2. Предоперационная стадия (2-7 лет)
Предоперационная стадия начинается примерно в возрасте 2 лет и длится примерно до 7 лет. На этом этапе дети учатся говорить. Они учатся представлять объекты с помощью слов и образов и начинают мыслить символически (символическое мышление — это способность ребенка думать о событиях или объектах, которых нет в окружающей их среде). Дети начинают понимать события прошлого и будущего, например, если мама идет в офис, то ребенок начинает плакать, так как вспоминает, что мама придет поздно, ребенок держится подальше от высоты, так как вспоминает, что он упал со стола. На дооперационном этапе детям трудно понять чужую точку зрения, у них наблюдается эгоцентризм, так как они не понимают чужую точку зрения и видят вещи со своей точки зрения, начинают думать, что они всегда правы. В этот период дети не полностью понимают концепции логики, и им часто трудно понять информацию, которую мысленно манипулируют, и идею постоянства. Например, если исследователь наливает равное количество воды в два стакана одинаковой вместимости, причем один стакан выше другого, и просит ребенка выбрать один стакан. Дооперационный ребенок с большей вероятностью выберет более высокий стакан, потому что ребенок думает, что в нем больше воды, чем в другом стакане, хотя количество воды в обоих стаканах одинаково.
На этом изображении видно, что дооперационный ребенок думает, что в более высоком стакане воды больше, чем в более широком. Однако количество воды в обоих стаканах одинаково.
На этом этапе дети часто предаются драматическим спектаклям и символическим играм, которые в основном включают в себя манипулирование символами, такими как бумага в качестве тарелок, картонная коробка в качестве стола и банан в качестве мобильного телефона. Все эти действия детей могут показаться обычным людям абсурдными, и они могут назвать детские действия нереалистичными; однако, по словам детей, вся их деятельность реалистична, и бумагу они считают все-таки бумагой, а не тарелкой. На этом этапе они думают о событиях с двух точек зрения: воображаемой и реалистичной, что представляет собой развитие метапознания; это относится к способности человека осознавать свои когнитивные процессы и модели, лежащие в основе их мыслей.
3. Стадия бетонных работ (7-12 лет)
Эта стадия начинается примерно в возрасте 7 лет и продолжается примерно до 12 лет. Термин «операции» на этапе конкретных операций относится к разработке различных логических операций для решения задач. Ребенок учится манипулировать различными символами, используя логику. В этот период дети начинают более гибко и логично наблюдать за вещами или событиями. Они начинают бессознательно следовать некоторым основным правилам. Например, теперь ребенок понимает, что количество вещей остается прежним, если мы ничего не добавляем и не удаляем из него, что позволяет им выполнять простые арифметические вычисления, такие как вычитание и сложение. В конце этого периода их способность понимать различные мыслительные операции возрастает, но они с трудом понимают гипотетические вещи и абстрактные понятия, и по стандартам взрослых их логические способности в этот период остаются базовыми. Эгоцентризм, который в основном обнаруживается на дооперационном этапе, начинает исчезать на этом этапе, когда дети осознают, что их действия могут повлиять на отношение к ним других людей. Ниже рассмотрены основные качества, которые развиваются в этот период у детей.
Логика
Конкретно-операциональные дети хорошо владеют индуктивно-логическим мышлением; индуктивная логика предполагает выведение обобщенного принципа или правила о каком-либо понятии или событии из конкретного наблюдения или опыта, т. е. из обширных данных делаются какие-то конкретные выводы. Например, «Генри — профессор. У Генри седые волосы. Поэтому все профессора седые». Хотя все утверждения верны, вывод не обязательно верен в индуктивной логике.
Личность
Еще одна важная особенность, которую теперь понимают дети, заключается в том, что некоторые качества определенных объектов не изменяются при изменении этих объектов каким-либо образом. Например, бумага не изменит своей идентичности, если мы разорвем ее на разные части, она все равно останется бумагой.
Расстановка
Дети в этот период начинают демонстрировать навыки систематизирования различных предметов по их длине, ширине, форме, размеру или цвету. Если исследователь дает ребенку на этапе развития конкретных операций шарики разного цвета и просит их разложить их и положить в банку, то дети скорее сложат шарики одного цвета в одну банку.
Консервация
В этот период у детей наблюдается развитие процесса консервации; сохранение означает, что дети понимают, что количество предмета или жидкости остается прежним, даже если их внешний вид изменился. Как мы обсуждали в приведенном выше примере, дооперационный ребенок не может понять, что и в более высоком стакане, и в более широком стакане одинаковое количество сока, но конкретный операционный ребенок может легко понять, что оба стакана содержат одинаковое количество сока.
Обратимость
На этапе конкретных операций ребенок демонстрирует важное развитие в понимании процесса обратимости, т. е. теперь он осознает возможность восстановления исходного состояния некоторых объектов после того, как оно было изменено. Например, если любимый футбольный мяч ребенка сдувается, то ребенок понимает, что его первоначальную форму можно вернуть, наполнив его воздухом. Другой пример обратимости процесса: если мать нальет молоко из бутылочки в стакан и даст его дооперационному ребенку, то ребенок подумает, что молоко в стакане не такое, как было в бутылочке, и он/она может плакать, чтобы налить молока в бутылочку. Однако конкретный оперативный ребенок понимает обратимость и знает, что молоко остается неизменным, если его налить в стакан из бутылочки. Они также используют обратимость в основных математических операциях, например, если мы прибавим 3 к 7, то результатом будет 10, и мы снова можем получить 7, если мы вычтем 3 из 10, то есть 7 + 3 = 10, и 10-3 =7.
4. Формально-операциональная стадия (от 12 лет до совершеннолетия)
Формально-операциональная стадия является последней стадией теории когнитивного развития Пиаже. Он начинается примерно с 12 лет и продолжается до подросткового возраста. Формальными операциями она называется потому, что дети теперь могут «оперировать» (мыслить) над различными представлениями или «формами», т. е. на этом этапе развивается абстрактно-гипотетическое мышление ребенка. Усовершенствованное гипотетическое мышление помогает им понимать эксперименты и концепции, связанные с наукой и математикой. Дети на этом этапе начинают думать о различных философских, моральных, социальных и этических концепциях, требующих абстрактных рассуждений. Давайте обсудим некоторые важные качества, которые развиваются у детей на этом этапе.
Логика
В этот период у детей наблюдается развитие дедуктивной логики; дедуктивная логика предполагает вывод определенного вывода из гипотезы или обобщенного принципа. Разберемся с аргументом: «Все седовласые — профессора. Гарри — седовласый мужчина. Следовательно, Гарри — профессор. Дедуктивный вывод будет логичным и верным, если утверждения верны.
Абстрактное мышление
В этот период наблюдается развитие абстрактного мышления, дети начинают обдумывать каждую ситуацию не только исходя из своего прошлого опыта, но и с разных точек зрения, таких как причины и следствия ситуации, другие возможные исходы. На этом этапе наблюдается контрфактическое мышление, которое в основном включает размышления о ситуациях «что, если». Например, «а что, если инопланетяне приземлятся на землю?» или «что, если люди могут летать, как птицы в небе?» Пиаже провел исследование под названием «Проблема третьего глаза». В этом исследовании детей разных возрастных групп спрашивали, есть ли у них лишний глаз, а затем куда бы они хотели поставить этот глаз? В ответ дети, относящиеся к этапу конкретных операций, сказали, что они хотели бы поместить третий глаз на лоб, но дети, относящиеся к этапу формальных операций, сказали, что будет полезнее разместить третий глаз на руке, поскольку это даст более широкий обзор во всех направлениях.
Подход к решению проблем
На этом этапе у детей хорошо развиты навыки решения проблем. Дети становятся способными выполнять сложные задачи и систематическое планирование. Пиаже разработал различные тесты для изучения мышления детей на этапе формальных операций, и одним из основных тестов была «задача с маятником» (Piaget & Bärbel Inheldar, 1958). В этом эксперименте детей просили определить, какой фактор больше отвечает за скорость качания маятника; Это длина струны, вес, подвешенный к струне, или сила, с которой натягивается струна? Участников попросили решить эту задачу в уме, а не вычислять ее в тетради. Чтобы решить эту проблему в уме, участники должны были представить все три фактора (длину струны, подвешенный вес, силу толчка) по отдельности, считая остальные факторы постоянными. Формальные операции дети смогли решить в уме, что доказало их способность решать сложные экспериментальные ситуации, мысленно манипулируя различными результатами или переменными.
Влияние теории Пиаже на сферу образования
Жан Пиаже никогда не связывал свою когнитивную теорию с образованием детей, но исследователи изучили эту теорию и объяснили, что некоторые черты теории Пиаже очень полезны для улучшения преподавания и обучения в школы. На самом деле теория Пиаже сыграла решающую роль в разработке различных образовательных политик. Например, в 1996 г. вышла известная публикация «Отчет Плаудена», посвященная системе начального образования; исследование, проведенное правительством Великобритании, в значительной степени основывалось на концепциях теории Пиаже. Одна из важных особенностей исследования Жана Пиаже, которое очень полезно в образовательном секторе, заключается в том, что дети учатся лучше, если они активно исследуют и проводят эксперименты самостоятельно, а не просто читают теорию о понятиях. Эта идея преобразовала учебную программу начальной школы в в Великобритании и продвигал среди детей идею «обучения открытиями».
Berk (2001) обрисовал важные выводы для обучения, вытекающие из теории когнитивного развития Пиаже. Они кратко обсуждаются ниже.
- Учитель должен всегда сосредотачиваться на мыслительном процессе детей, на том, как ребенок пришел к решению задачи, а не просто на проверке достоверности ответа. Модель мышления ребенка помогает учителю понять уровень когнитивных навыков ребенка, и он / она может варьировать свой стиль обучения в соответствии с их когнитивным уровнем обучения.