Сферы личности
Ощущения: понятие, виды. Пороги чувствительности. Восприятие: понятие, виды. Иллюзии. Внимание: критерии, свойства, виды. Память. Основные мнемические процессы. Виды памяти. Представление, его виды. Индивидуальные особенности представления и его развитие. Воображение. Виды, функции и развитие воображения. Мышление и интеллект. Виды и процессы мышления. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта. Речь, ее психологические характеристики. Мотивы и потребности- понятия, теории, классификации.
Тема 5. Эмоционально-волевая сфера личности
Определение эмоций, виды эмоций. Роли и функции эмоций. Теория Джемса-Ланге. Теория У.Кеннона. Исследования П.Барда. Гипотеза П.В.Симонова. Индивидуальные особенности проявления эмоций. Свойства эмоций. Соотношение между чувствами и эмоциями. Виды чувств. Способы снятия эмоционального напряжения. Понятие о воле. Волевые качества личности. Значение воли в жизни человека. Исследования В.А.Иванникова. Волевая регуляция поведения. Природа и структура волевого действия. Развитие воли у человека.
ТЕМА 6. Психология творчества
Творчество как психический процесс. Деятельностная сущность творчества. Концепции креативности. Особенности творческого мышления. Творчество и адаптация. Особенности творческой личности и ее жизненный путь. Развитие творческих способностей.
ТЕМА 7. Проблема личности в психологии
Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, индивидуальность. Структура личности по К.К.Платонову, по С.Л.Рубинштейну. Проблема биологического и социального в личности. Я-концепция личности. Психическое развитие личности, его факторы. Периодизации психического развития.
ТЕМА 8. Психология малых групп и
Межгруппового взаимодействия
Малая группа: понятие, виды, структура.
Развитие малой группы. Лидерство в малых группах. Конформизм и групповое давление. Психология межгруппового взаимодействия. процессы межгрупповой дифференциации и интеграции.ТЕМА 9. Педагогика как наука
Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Связь педагогики с другими науками и ее структура. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
ТЕМА 10. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс
Образование как социальный феномен и педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Роль обучения в развитии личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Общая характеристика системы образования. Государственный образовательный стандарт и его функции.
Литература по курсу
Учебная литература
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2002.
Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000.
Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2007.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1. 3-е изд.- М.: ВЛАДОС, 1997.
Общая психология./ Под общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2008.
Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд./ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009.
Реан А, Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000.
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ИЦ «Академия», 2001.
Современная психология: справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Научная литература
Ананьев Б. Г.Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Междунар. пед. акад., 1995.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1982.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды./ Под ред. Е.А.Климова. – М.: Изд-во Московского психолого-социально института, 2005.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: МПА, 1994.
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. – М., 1990
Юнг К.Г. Значение аналитической психологии для воспитания. – М., 1995.
ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА. Индивидуально-типологические особенности
личности: темперамент, характер, способности
1. Зависимость индивидуального стиля деятельности от особенностей темперамента.
2. Формирование характера.
3. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
Темы докладов и рефератов
Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и типа темперамента человека.
Темперамент, его органические основы.
Формирование характера.
Экстраверсия и интроверсия как черты характера.
Проблема перевоспитания характера человека.
Способности, одаренность, талант- взаимосвязь и особенности явлений.
Развитие способностей у человека.
Литература
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2002.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999.
Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Педагогика-Пресс, 1995.
Леонгард К. Акцентуированные личности// Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/ Ред.сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1998.
Мерлин В.С.Очерк теории темперамента//Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. — М: Изд-во МПСИ, 2005.
Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990.
Развитие и диагностика способностей/ Л.Г.Алексеева, А.Н.Воронин, Т.В.Галина и др.; Отв. ред. В.Н.Дружинин, В.В. Шадриков. – М.: Наука, 1991.
Русалов В.М. Темперамент //Современная психология: Справочное руководство/ Под. ред. В.Н. Дружинина. – М.: Инфра-М., 1999.
Органическая и социальная сфера личности[20] . В. М. Бехтерев. Психология личности в трудах отечественных психологов
Органическая и социальная сфера личности[20]. В. М. Бехтерев
‹…› Личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни организма прошлого опыта, как бы образует собою главный центр нервно-психической деятельности, лежащей в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру.
Отсюда очевидно, что образование этого интимного ядра нервно-психической сферы, предполагающее сохранение в центрах следов от рефлексов, стоящих в связи с внутренними раздражениями и постоянно оживляющихся под влиянием вновь возникающих внутренних и стоящих в соотношении с ними внешних раздражений, является залогом самостоятельного индивидуального отношения организма к окружающему миру, причем эта самоопределяющаяся активность, как ясно из предыдущего, определяется внутренними условиями, вытекающими из запаса постоянно оживляемых следов, входящих в личную сферу.
С развитием общественной жизни личная сфера человека не ограничивается только следами психорефлексов, стоящими в соотношении с органическими воздействиями, но в теснейшей связи с ними происходит и образование следов, обусловленных теми или другими отношениями, вытекающими из условий общественной жизни. Таким образом, в связи с личной сферой органического характера развивается личная сфера социального характера, лежащая в основе так называемых нравственных и социальных отношений между людьми.
«Личность с объективной точки зрения, – говорю я в одной из своих работ, – есть психический индивид со всеми ее самобытными особенностями, – индивид, представляющийся самодеятельным существом по отношению к окружающим внешним условиям» («Личность и условия ее развития и здоровья»).
Эта личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, другая – с социальной сферой, причем в зависимости от большего или меньшего развития той или другой совокупности следов мы имеет преобладание в личности так называемого эгоизма или альтруизма.
Как органическая сфера личности является, как мы видели, главнейшим руководителем ответных реакций на раздражения окружающего мира, имеющие то или иное отношение к органической сфере, т. е. к поддержанию или понижению благосостояния организма, так с социальной сферой личности связывается высшее руководство действиями и поступками, имеющими целью установление отношений между личностью и другими членами сообщества, в котором она вращается.
По крайней мере при более высоком развитии невропсихи-ки социальная сфера личности является важнейшим руководителем всех реакций, имеющих связь с общественными отношениями между людьми.
Необходимо иметь в виду, что сложный процесс развития социальной сферы личности ничуть не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет и частью подавляет, как бы наслаивая на нее новые сочетания, вытекающие из воздействий, относящихся к условиям социальной жизни.
Нет надобности говорить, что социальная сфера личности в своих более элементарных проявлениях обнаруживается уже в животном царстве, но несомненно, что у человека, как существа не только социального, но и культурного, мы встречаем развитие социальной сферы личности в такой мере, что при известных условиях она, несомненно, обнаруживает преобладание над органической сферой личности, выражаясь поступками и действиями альтруистического характера, нередко в явный ущерб или даже вопреки органическим потребностям индивида.
Таким образом, социальная сфера личности, развиваясь на почве органической сферы, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями.
Как внешние раздражения, возбуждающие органические реакции, служат естественным возбудителем всех вообще следов личной сферы, входящих в соотношение с органическими раздражениями, так и социальные отношения являются возбудителями следов, оживляющих в большей или меньшей степени внутренние же или органические реакции, чем и обусловливается соотношение социальной сферы с органической сферой личности.
Таким образом, социальная сфера личности является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те ли иные органические реакции.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Лекция 9. Мотивационная сфера личности
Лекция 9. Мотивационная сфера личности В предыдущей лекции мы уже говорили, что личность – это то, что присуще только человеку, что отличает его от животных.То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку, – это его внутренний мир. Внутренний мир – это не
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.Признаки социальной установки:1) социальный характер
Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Глава 14. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ § 14.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙПод эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово
16. Социальная установка личности
16. Социальная установка личности Одним из важнейших понятий юридической психологии является социальная установка, или аттитюд . В научный обиход термин был введен Томасом и Званецким и определялся ими как состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека
20. Социальная регуляция поведения личности
20. Социальная регуляция поведения личности Под социальным регулированием поведения личности понимают приведение в согласие норм социального поведения личности с нормами общества, в котором эта личность существует. К функциям социальной регуляции относятся:
Психологическое определение личности [2] . В. М. Бехтерев
Психологическое определение личности [2]. В. М. Бехтерев Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее
Смысловая сфера личности[27] . Б. С. Братусь
Смысловая сфера личности[27]. Б. С. Братусь Личность как специфическая, несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. п.) конструкция не является самодостаточной, в себе самой несущей конечный смысл своего существования. Смысл этот обретается в
Глава 3. Эмоционально-волевая сфера личности
Глава 3. Эмоционально-волевая сфера личности Виды эмоционального состояния человека Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным — отпусти их грех; Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут
2.4. Социальная зрелость личности
2.4. Социальная зрелость личности Понятия «психическая зрелость» и «социальная зрелость личности» разделяются. Социальная зрелость рассматривается как «устойчивое состояние личности, характеризующееся целостностью, предсказуемостью, социальной направленностью
8.10. Мотивационная сфера личности
8.10. Мотивационная сфера личности В психологических работах часто можно встретить понятие «мотивационная сфера личности». В отличие от направленности личности, которая связана с доминирующими потребностями и интересами, под мотивационной сферой личности понимают всю
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях
4. СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
4. СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ Мы видели, что биологическое, точнее, быть может, сказать, органическое [43] составляет необходимое условие психического развития. Другое важнейшее условие — социальное окружение, мир культуры. Но, как уже подчеркивалось выше, из самих по себе
теорий личности: введение
теория личности: введение Теории личности: введение Доктор К. Джордж Бори
На испанском языке: Teorías de la personalidad: una introducción (перевод Лауры Манчини)
Психология личности, а также называется персонологией, изучение человека, т. всего человеческого индивидуума. Большинство людей, когда они думают о личности, на самом деле думают о личностных различиях — типах и чертах и как. Это, безусловно, важная часть личности. психологии, так как одной из характеристик людей является то, что они могут довольно сильно отличаться друг от друга. Но основная часть Психология личности обращается к более широкому вопросу о том, «чем должно быть человек»
Личностные психологи считают свою область исследований лучшей (конечно) пирамиды других областей психологии, каждая из которых более подробные и точные, чем приведенные выше. Практически говоря, это означает, что психологи личности должны учитывать рассмотрение биологии (особенно неврологии), эволюции и генетики, ощущения и восприятие, мотивация и эмоции, обучение и память, психология развития, психопатология, психотерапия и тому подобное. иначе может провалиться между трещинами.
Поскольку это довольно сложная задача, психология личности также может рассматривается как наименее научная (и наиболее философская) область в психология. Именно по этой причине большинство личностных курсов в колледжах до сих пор преподают в этой области с точки зрения теории. У нас есть десятки и десятки теорий, каждая из которых подчеркивает различные аспекты личности, используя разные методы, иногда соглашаясь с другими теориями, иногда не согласен.
Как и все психологи — и все ученые — психологи личности стремиться к единой теории, тот, с которым мы все можем согласиться, тот, который прочно укоренен в солидных научных доказательство. К сожалению, это легче сказать, чем сделать. Людей очень трудно изучать. Мы смотрим на чрезвычайно сложный организм (с «разумом», чем бы он ни был), встроенный не только в физической среде, но и в социальной один состоит из большего количества этих чрезвычайно сложных организмов. Слишком много всего происходит, чтобы мы могли легко упростить ситуацию без делая это совершенно бессмысленным, делая это!
Нам нужно взглянуть на различные исследования методы, доступные нам как личностным психологам для понять, где мы находимся…
Существует два широких класса методов исследования: количественные и качественные. Количественный методы включают измерения, а качественные методы — нет. Измерение очень важно для науки, потому что ученые хотят получить от чисто субъективного к более объективному. Если мой дорогая жена и я оба смотрим на мужчину, и я говорю: «он невысокий», она может сказать: «Нет, он не такой, он довольно высокий!» мы застряли с двумя субъективные мнения. Если мы возьмем рулетку, мы сможем вместе измерьте человека, чтобы обнаружить, что он на самом деле 5 футов 8 дюймов. дюймы. Поскольку мой рост 6 футов 2 фута, я могу считать его невысоким. Моя жена 5 футов 2 дюйма, и она может видеть его высоким. Но есть не будет спора о том, что говорит измерительная лента!
(Спорить в любом случае не будет, так как моя жена ясно всегда правильно.)
Цветное пятно может показаться мне синим, а вам зеленым. Кусок Музыка может показаться мне быстрой, а вам медленной. Человек может показаться застенчивый ко мне и общительный к вам. Но если мы измерим длину волны цвета или ритма музыки, или найти способ дать номер застенчивость-открытость, можно согласиться. Мы становимся «объективными». Создание личностных тестов для измерение личностных качеств является общей деятельностью личности психологи.
Если вы берете две разные формы измерения, такие как измерение рулетка и весы — и измеряем рост и вес нескольких сотен наших самых близких и дорогих друзей, мы можем проверить, две меры каким-то образом связаны друг с другом. Это называется корреляцией. И, как вы могли бы ожидать, рост и вес людей имеют тенденцию коррелировать: Вы выше, вообще говоря, тем тяжелее. Из конечно, будут люди высокие, но довольно легкие, а некоторые которые невысокие, но довольно тяжелые, и множество вариаций между ними, но действительно будет скромная, но значительная корреляция.
Вы могли бы сделать то же самое с чем-то связанным личность. Например, вы можете узнать, есть ли у людей, которые застенчивые также более умны, чем люди, которые общаются. Так разработать способ измерения застенчивости-открытости и способ измерения интеллект (тест на IQ!), и измерить несколько тысяч человек. Сравните меры и посмотрите, коррелируют ли они. В случае этом примере вы, скорее всего, обнаружите небольшую корреляцию, несмотря на наши стереотипы. Корреляция — популярный метод в психологии. включая личность.
В чем корреляция не может вам помочь, так это в нахождении причин чего. Рост как-то влияет на вес? Или это наоборот? Застенчивость делает вас умнее или будучи умнее, вы застенчивы? Вы не можете сказать. Это могло бы быть в одну сторону или другой, или на самом деле может быть какая-то другая переменная, которая является причиной обоих.
Вот где эксперименты приходит на ум. Эксперименты — это «золотой стандарт» науки, и все из нас, личностных психологов, хотели бы, чтобы нам было легче делать их. В прототипе эксперимента мы на самом деле манипулируем одним переменных (независимая), а затем измерить вторую переменная (зависимая).
Так, например, можно измерить градус поворота объема ручку на вашем радио, а затем измерьте реальную громкость музыки что исходит из динамиков. То, что вы найдете, очевидно, заключается в том, что чем дальше вы поворачиваете ручку, тем громче громкость. Они коррелируют, но на этот раз, потому что ручка была на самом деле манипуляции (буквально в данном случае) и объем, измеренный после, вы известно, что вращение ручки в некотором роде является причиной громкости.
Перенеся эту идею в мир личности, мы могли бы показать людям страшные фильмы, которые были оценены в зависимости от того, насколько они страшны. Затем мы могли бы измерить их тревогу (с помощью инструмента, который измеряет, насколько потеют руки, например, или при простом тесте, где мы спрашиваем оценить, насколько они напуганы). Тогда мы сможем увидеть, если они коррелировать. И, конечно, они будут в какой-то степени. Плюс теперь мы знаем, что чем страшнее фильм, тем больше мы пугаемся. А прорыв в психологии!
Есть несколько вещей, которые делают измерение, корреляцию и эксперименты трудны для личностных психологов. Во-первых, это не всегда легко измерить интересующие нас вещи любым осмысленным образом. Даже примеры застенчивости-легкомыслия а интеллект и тревога в лучшем случае сомнительны. Насколько хорошо люди распознать собственное беспокойство? Насколько хорошо потовый тест относится к беспокойство? Может ли бумажно-карандашный тест действительно сказать вам, умны вы или застенчивы?
Когда мы подходим к самым важным идеям личности — идеям как сознание, гнев, любовь, побуждения, невроз — проблема в настоящее время выглядит непреодолимой.
Еще одна трудность — проблема контроля. В эксперименты, особенно нужно контролировать все неактуальные переменные, чтобы увидеть, действительно ли независимая переменная влияет на зависимую переменную. Но есть миллионы переменные, воздействующие на нас в каждый момент времени. Даже вся наша история как человек находится прямо там, влияя на результат. Нет стерильной лаборатории когда-нибудь будет контролировать их!
Даже если бы вы могли контролировать многие переменные — психологический версия стерильной лаборатории — не могли бы вы теперь обобщить дальше этого ситуация? В лаборатории люди ведут себя иначе, чем дома. Когда за ними наблюдают, они ведут себя иначе, чем когда за ними наблюдают. частный. Эксперименты на самом деле являются социальными ситуациями, и они отличается от других социальных ситуаций. Реализм может быть ответ, а как добиться реализма одновременно с сохраняет контроль?
Проблема с образцами. Если химик работает с определенным камнем, он или она может быть красивым уверен, что другие образцы той же породы будут реагировать аналогичным образом на какие-либо применяемые химические вещества. Даже биолог, наблюдающий за крысой, может почувствовать довольно удобно, что эта крыса похожа на большинство крыс (хотя это обсуждалось!). Это, конечно, не относится к людям.
В психологии мы часто используем первокурсников колледжа в качестве испытуемых для наших исследовать. Они удобны — легко доступны, легко уговорить в участие (с обещаниями «баллов»), пассивное, послушный…. Но какие бы результаты ни были у первокурсников колледжа, можно ли обобщить их на людей на фабриках? людям на другая сторона света? людям 100 лет назад или 100 лет назад будущее? Можете ли вы даже обобщить старшеклассников? Эта проблема выходит за рамки проблем, связанных с количественными методами. также качественные методы.
Как насчет качественного тогда методы? Качественные методы в основном предполагают тщательное наблюдение за людьми с последующим тщательным описанием, с последующим тщательный анализ. Проблема с качественными методами заключается в том, ясно: как мы можем быть уверены, что исследователь действительно осторожный? Или, действительно, что исследователь даже честный? Только путем повторения исследований.
Качественных методов столько же, сколько количественных методы. В некоторых случаях исследователь действительно занимается самоанализом — изучает свои собственные опыты — для доказательства. Звучит слабо, но на самом деле так оно и есть в конечном итоге единственный способ для исследователя получить прямой доступ к видам вещей, которые происходят в уединении его или ее собственного разума! Этот Метод распространен среди экзистенциальных психологов.
Другие исследователи наблюдают люди «в дикой природе», вроде как этологи наблюдают за птицами, шимпанзе или львов и описать их поведение. Хорошая вещь здесь в том, что безусловно, легче воспроизвести наблюдения, чем самоанализ. Антропологи обычно полагаются на этот метод, т.к. делают многие социологи.
Одним из наиболее распространенных качественных методов исследования личности является интервью. Мы задаем вопросы, иногда заранее подготовленные, иногда на месте наших штанов, множество людей, которые имели определенный опыт (например, похищены НЛО) или попадают в определенную категорию (например, диагноз шизофрения). Тематическое исследование представляет собой версию этого, которая фокусируется на получении достаточно полного понимания одного личности и является основой многих теорий личности.
В конечном счете, наука — это просто тщательное наблюдение плюс тщательное мышление. Поэтому мы, личностные психологи, делаем все возможное, наши методы исследования. Это оставляет нам возможность рассмотреть бизнес тщательного размышления, однако, и есть пара подробностей там тоже нужно учитывать.
Во-первых, мы всегда должны быть начеку против этноцентризма. Этноцентризм является (для наших целей) склонностью всех нас смотреть на вещи с точки зрения нашей собственной культуры. Мы рождаемся в нашей культуре и большинство из нас никогда по-настоящему не покидают его. Мы учимся этому так молодо и так тщательно, чтобы это стало «второй натурой».
Фрейд, например, родился в 1856 году в Моравии (часть того, что сейчас Чешская республика). Его культура — среднеевропейская, немецкая говоря, викторианская эпоха, еврейская… — сильно отличалась от нашей (что бы это ни было). Одна вещь, которой учила его культура, заключалась в том, что секс был очень плохой вещью, животной вещью, греховной вещью. Считалось, что мастурбация ведет к преступности, умственной отсталости и психическое заболевание. Считалось, что женщины, способные к оргазму, быть нимфоманками, вряд ли станут хорошими женами и матерями и, возможно, предназначена для проституции.
Фрейда следует уважать за то, что он смог подняться над своим культурным отношения к сексу и предполагают, что сексуальность — даже женская сексуальность — было естественным (хотя и животным) аспектом бытия человека, и что подавление сексуальность может привести к изнурительной психологической расстройства. С другой стороны, он не видел возможности новой западной культуры — нашей собственной, — в которой сексуальность была не только воспринимается как нормальное явление, но как-то мы все должны активно участвовать в при каждой возможности.
Второе, чего следует остерегаться, — это эгоцентризма. Опять же, для нашего целей, мы говорим о тенденции видеть наши переживания, наши жизни, как эталон для всех людей. Фрейд был очень близок к его матери. Ей было 20, когда он у нее родился, в то время как его отец был 40. Она осталась дома, чтобы воспитывать его, пока его отец работал. обычный 16-часовой рабочий день того времени. Маленький Фрейд был ребенком гений, который мог говорить о взрослых вещах к тому времени, когда он был пять. Он был, как однажды выразилась его мать, ее «золотой Зигги».
Эти обстоятельства необычны даже для его времени и места. Тем не менее, разрабатывая свою теорию, он считал само собой разумеющимся, что Связь матери и сына была в центре психологии для одного и все! Это, конечно, было ошибкой: эгоцентризм.
Наконец, нам нужно остерегаться догматизма. А догма – это набор идей, которые человек, придерживающийся этих идей, будет не позволяет подвергаться критике. У вас есть доказательства против моего убеждения? Я не хочу их слышать. Вы замечаете некоторые логические изъяны в моих рассуждениях? Они не имеют значения. Догмы распространены в мире религии и политики, но они абсолютно не место в науке! Наука всегда должна быть открыта для новые доказательства и критика. Наука — это не «Истина»; это просто движение в этом общем направлении. Когда кто-то утверждает, что у него есть «Правда», наука останавливается.
К сожалению, Фрейд был повинен в догматизме. Он так привязался своим идеям, что он отказался принять несогласие со своей «ученики». (Обратите внимание на религиозный термин!) Некоторые, например Юнг и Адлер, в конечном счете, разработали свои собственные теории. Если бы только Фрейд не был догматиком, если бы только он был открыт для новых идей и новых доказательств и позволил его теории развиваться откровенно говоря, сегодня мы все могли бы быть «фрейдистами», а «фрейдист» означал бы что-то совсем другое и гораздо более грандиозное.
Хватит ходить вокруг да около. Давайте начнем. С чего начать? В начале, конечно. И это был бы сам великий мастер, Зигмунд Фрейд.
© Copyright 2007, К. Джордж Бори
Части личности
Понятие «части личности» хорошо известно в современной психологии. Наша личность представляет собой сложную совокупность элементов, некоторые из которых сами по себе многогранны. В нашей психике есть субличности, комплексы, черты и другие психические и эмоциональные паттерны.««Часть личности» — это наше мысленное представление аспекта личности, который мы неоднократно распознаем в себе и в других людях. Это модель внутри личности, которая может выражаться в том, как человек думает или чувствует, или в поведении человека». [i]
«Субличность — это в трансперсональной психологии модус личности, который включается (появляется на временной основе), чтобы позволить человеку справляться с определенными типами психосоциальных ситуаций. Подобно комплексу, режим может включать мысли, чувства, действия, физиологию и другие элементы человеческого поведения, чтобы представить себе определенный режим, который работает на отрицание определенных психосоциальных ситуаций. У среднего человека около дюжины субличностей». [ii]
«Комплекс — это основной паттерн эмоций, воспоминаний, восприятий и желаний в личном бессознательном, организованный вокруг общей темы, такой как власть или статус». [iii]
Во всех основных методах реинтеграции проблема или нежелательное состояние «формируются» в отдельную часть нашей личности. Каждая часть считается сущностью, которая до некоторой степени сознательна и с которой субъект может установить какую-либо связь во время терапевтического процесса. Конечная цель состоит в том, чтобы реинтегрировать часть обратно в личность, что является прочным решением конкретной проблемы.
[i] Источник: https://www.psychologytoday.com/blog/the-personality-analyst/201402/finding-new-parts-personality, John D Mayer Ph.D., The Personality Analyst, опубликовано : 10 февраля 2014 г.
[ii] Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Subpersonality
[iii] Источник: Шульц Д. и Шульц С. (2009). Теории личности. (9-е изд.). Белмонт, Калифорния: Уодсворт, Cengage Learning. Например, в рамках специфического подхода Внутреннего Треугольника неприятная модель поведения рассматривается как часть нашей личности, вместе с противоположной ей частью, все время активно задействующая чувство Я, здесь и сейчас. Другими словами, вы должны взять проблему, с которой имеете дело, и рассматривать ее как отдельную часть вашего персонажа, как полусознательную сущность. Определяя его как уникальное и отдельное существо (будь то внутри вашей собственной психики или вне ее), вы вытаскиваете его из «моря бессознательного». Затем вы можете начать своего рода общение с ним, чтобы получить важную информацию, связанную с проблемой. Кроме того, вы находите в уме противоположную часть и относитесь к ней так же, как и к первой.
Следовательно, в процессе Внутреннего Треугольника (ВТ), поднимаясь по цепочке целей частей, вы не стираете ни одну из сущностей: вы реинтегрируете их.
Благодаря слиянию противоположных частей и их параллельной интеграции с Я проблема решается эффективным и часто постоянным способом.
Этот метод фактически основан на схеме «субъект плюс полярности»:
Субъект и полярности
Почти каждый опыт или содержание ума, «позитивное» или «негативное», основано на этом треугольнике. Есть Субъект (Наблюдатель), 1-я полярность (сущность) и 2-я полярность (сущность).Иногда обе полярности очевидны для субъекта, но часто одна из них невидима, «спрятана» в подсознании. Подобно частицам в квантовой физике, полярности на самом деле возникают из «пустого пространства» энергии, как из квантового вакуума. Чтобы какое-то время существовать, квантовые частицы появляются парами из двух противоположно заряженных частиц, «живущих» некоторое время, прежде чем сливаются и аннигилируют друг друга.
Практически то же самое происходит и в технике Внутреннего Треугольника. Вы обнаружите, что полярности опыта или содержания ума будут постепенно приближаться к вам (субъекту) и друг к другу.