Основные труды рене декарт: Рене Декарт

Содержание

Рене Декарт биография и его открытия, философия кратко и понятно, теория познания, картины, идеи и учения, интересные факты из жизни

История

12.11.21

14 мин.

Биография Рене Декарта заслуживает особого внимания, поскольку это был величайший человек. Его труды касались области философии, математики, механики, физики и физиологии.

Оглавление:

  • Краткая биография
  • Философия Декарта
  • Основные идеи и открытия Декарта
  • Лучшие книги Рене Декарта
  • Интересные факты из жизни Рене Декарта

Он считается создателем аналитического вида геометрической науки с алгебраической символикой. Это гениальный философ, изучение открытий и идей которого нужно каждому.

Кем был Рене, каков его социальный портрет, чем знаменит, какое философское направление представлял, какие разделял взгляды и какие достижения сделал? Об этом и многом другом расскажем кратко и понятно в данной статье.

Краткая биография

Рене Декарт (Rene Descartes) (

годы жизни 1596 — 1650) — знаменитый француз Нового времени, изучавший разделы математики, философии, физики, физиологии, метафизики, человек, который изучал аналитический вид геометрии, алгебраический вид символики и новоевропейский рационализм.

Его биография, как и всех современников, интересна. Он родился на свет в конце марта 1596 года в небольшом французском городке Лаэ на востоке Турень. Жил в семье советника и причислялся к членам древнего, но разорившегося рода дворян де Карт, который позднее дал название новому течению в философии — картезианскому сомнению или картезий.

По жизни он был классический представитель дворянства. С малых лет обучался в иезуитской коллегии Ла Флеш. Здесь его обучали не естественным наукам, а религии. Именно поэтому Декарт пародоксально потерял интерес к схоластическому течению философии.

В коллегии он завел дружбу с будущим математиком Мерсенном, и они вместе стали участниками научного сообщества.

Окончив коллегию, Рене стал студентом Пуатьейского университета и в 1616 году получил бакалавриат по праву. В 1617 году он встал в ряды армии и исследовал Европу.

В 1618 году философ познакомился с человеком, который смог повлиять на его взгляды. Этим человеком стал Исаак Бекман, считавшийся физиком и натурфилософом. Именно он повлиял на молодого человека и тот стал углубляться в математический вид рассуждений и универсальных методов познания.

В 1628 году иезуиты узнали о вольнолюбии Декарта, и он был осужден за ересь. Именно тогда преследуемый ученый покидает французскую землю и переезжает в голландский городок. Однако и здесь он не нашел свой дом и стал часто переезжать.

В 1634 году Рене написал первый трактат «Мир», но не стал его публиковать, боясь расправы от церкви. В 1637 году ученый опубликовал «Рассуждение о методе», которую позднее назвали трудом философской мысли Новой Европы.

Основной его труд был издан в 1641 году — «Размышления о первой философии», а спустя 3 года вышла работа «Первоначала философии». Последняя работа была издана за год до смерти — в 1649 году. «Страсти души» сильно смогли повлиять на мысль Европы.

Кроме философских трактатов, Рене занимался математикой и издавал по ней свои труды. В 1637 году он издал труд по геометрии и ввел новый метод изучения координат.

В 1650 году ученый переезжает в Стокгольм по приглашению шведской королевы. Из-за жесткого графика работы в королевстве и холодного климата, он умер от пневмонии. Есть версия, что Рене погиб из-за отравления мышьяком, чтобы королева не стала еретичкой.

После смерти его работы долго не публиковались. Более того, их запрещали читать и изучать. Только спустя столетие люди познакомились с его публикациями. В 1667 году тело ученого отвезли на родину и захоронили там.

Философия Декарта

Французский дворянин, вдохновившись работами своих современников, хотел разработать универсальный метод научного познания жизни.

В своих трактатах он использовал антисхоластический метод, поскольку Декарт критиковал схоластику и шел рационалистическим путем по пути познания картины мира, в отличие от своего друга Бекона, который изучал природу эмпирическим методом.

Рене говорил, что открытия делаются не чувствами, а разумом. Именно он направляет опыт в нужное русло и делает процесс изучения реальности рациональным. Отсюда его теории рационализма.

Суть его философских трактатов, учения и теории познания в следующем:

  1. Познание появляется от незнания и инертным образом достигает правды.
  2. Разум должен быть основой дедуктивного знания для выведения всех необходимых следствий. Дедукция требуется, поскольку вывод не всегда понятен. Она является движением мысли от общего к частному и действием разума, с помощью которого делаются все заключения и неизвестное становится известным.

На основе своих суждений Декарту удалось вывести три правила:

  • все вопросы обязаны содержать неизвестное звено;
  • неизвестное звено обязано обладать характерными особенностями для правильного истолкования метода;
  • каждый вопрос обязан содержать и некое известное.

По его мнению, сомнение — исходный путь рационалистического метода познания. Его философия была направлена не на уничтожение знаний, а на избавление человечества от идолов с предрассудками.

К тому же, мышление является исходной точкой интеллектуального мышления, и только оно позволяет выявить абсолютную и непосредственную достоверность знания. Только рационалистический метод поможет науке развиваться и превратить ее в важную сферу деятельности людей.

Несмотря на развернутость и ясность его философского течения, его методология имеет противоречия. Дело в том, что Декарт был гносеологом, но хотел уйти от гносеологии и перейти к онтологии. Мышление, по его мнению, открыто внешнему миру.

Также, несмотря на отрицание некоторых идей современников, он брал идеи платонизма как главный атрибут знаний и ввел учение о врожденной идее — божественной, числовой, фигурной идее.

Основные идеи и открытия Декарта

Рене Декарт известен не только как философ и разработчик универсального дедуктивного метода по рационалистической теории, предполагавший наличие в разуме людей врожденной числовой, фигурной идеи и идеи о Боге.

Ученый изучал этику, дуализм. Он был видным математиком, биологом, психологом и медиком и сделал грандиозные открытия в этих областях.

Математика

Если говорить кратко, по этой науке Декарт выпустил в 1637 году большой труд «Геометрия», где создал понятие функции с переменной величиной.

Эту величину он представлял в виде части переменной длины, имеющей постоянное направление точки координат, описывающей кривую, и части непрерывной переменной в совокупности чисел, которые выражают данный отрезок.

Также Рене стал первым, кто стал изучать свойства уравнения, формулы и вместе с П. Ферма изучал аналитический вид геометрии, сформулировав метод координат.

Биология

В области биологии ученый тоже прославился. Он исследовал строение всего организма зверей и их малышей на стадии внутриутробного роста и первым попытался разузнать произвольное с непроизвольным движением и его суть.

Кроме того, он занимался схемой рефлекторов и реакций на их основе, изучал центробежную с центростремительной дугой.

Открыл рефлекторы и реакции как понятие.

Психология

В области психологии он сделал самое большое открытие, которое позднее дало толчок к изучению поведения животных и концепции человека. Ему удалось ввести понятие рефлекс и разработать принцип, по которому он осуществляется.

Ученый создал декартову схему, которая выглядела как работающий механизм в организме. По его размышлениям, телу не нужна душа и оно может работать без нее. Кроме того, ему удалось изучить систему страстей тела и выявить, что это регулятор психической жизни живого существа.

Медицина

Изучая животных, Рене пытался сформулировать, как работает хребет с почками, легким, сердцем и другими органами. Конечно, подобными исследованиями занимались и его современники.

Ученый же дал объяснение механизма работы глаза человека с точки зрения закона оптики. Эти размышления были результативными и дали толчок к дальнейшим исследованиям глаз.

Лучшие книги Рене Декарта

Рене Декарт написал немало познавательных книг и философских трактатов.

Среди наиболее известных и часто читаемых произведений можно назвать:

  • «Рассуждение о методе» 1637 г.;
  • «Размышления о первой философии» 1641 г.;
  • «Геометрия» 1637 г.;
  • «Правила для руководства ума»;
  • «Страсти души» 1649 г.;
  • «Первоначала философии» 1644 г.;
  • «Разыскание истины»;
  • «Человек»;
  • «Ключи философских записей»;
  • «Космогония».

Интересные факты из жизни Рене Декарта

Еще несколько любопытных фактов из биографии ученого:

  1. Если давать краткое содержание его детства, то Рене Декарт воспитывался бабушкой, поскольку его мать рано ушла из жизни, а отец уезжал на заработки в город и навещал его крайне редко.
  2. Город, где появился будущий ученый, был переименован в честь него. Сегодня его называют — Декарт.
  3. Рене с самого детства задавал взрослым множество вопросов. Из-за этого отец его часто звал будущим философом.
  4. Ученый с малых лет получал религиозное воспитание и образование, что негативно повлияло на его сердце и отношение к религии и церкви.
  5. Рене принадлежал старинному дворянскому роду, но обедневшему.
  6. Когда Рене пошел на армейскую службу, ему даже довелось поучаствовать в сражении за Прагу при Тридцатилетней войне. Впоследствии он даже отказался не получать армейское жалование, лишь бы ему позволили не участвовать в парадах и учениях и не отвлекали от исследований.
  7. Декарт имел дочь, которая родилась вне брака, но она умерла в детстве. Это серьезно подкосило здоровье и повлияло на мысли ученого.
  8. Система координат, которую он изобрел, сегодня используется по всему миру и зовется декартовой.
  9. Ученый активно исследовал все существующие науки и переписывался со многими великими современниками того времени.
  10. Декарт был великим математиком, физиком и физиологом. Интересно, что помимо этих наук, он исследовал метеорологию и астрономию.
  11. Когда ученый узнал, что Галилея Галилео преследовала инквизиция, он стал опасаться публиковать свои труды. Об этом он писал Мерсенну, ближайшему другу детства.
  12. Интересно, что Декарт был первым, кто изобрел удобную нумерацию кресел в театре. Сегодня она до сих пор используется.
  13. Кардинал Ришелье, когда Декарт публиковался во Франции, не препятствовал его деятельности. Наоборот, он ему активно в этом помогал.
  14. Декарт с самого детства был слаб на здоровье. Он часто заболевал и вообще не отличался крепостью духа.

В целом, Рене Декарт был видным ученым и философом, сделал большие открытия в области математики, биологии, психологии и медицине. Его вклад в науку неоценим.

Рене Декарт – биография, фото, личная жизнь, философия, метод и рассуждения

Биография

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Детство и юность

Рене Декарт появился на свет в городе Лаэ 31 марта 1596 года. Впоследствии название этого города было переименовано в «Декарт». Родители Рене были представителями старинного дворянского рода, который в XVI веке еле сводил концы с концами. Рене стал третьим сыном в семье. Когда Декарту исполнился 1 год, мать скоропостижно скончалась. Отец будущего прославленного ученого работал судьей в другом городе, потому редко навещал детей. Поэтому после смерти матери воспитывать Декарта-младшего взялась бабушка.

Портрет Рене Декарта

С ранних лет Рене демонстрировал поразительную любознательность и стремление к получению знаний. При этом у него было хрупкое здоровье. Первое образование мальчик получил в иезуитской коллегии Ла Флеш. Это образовательное учреждение отличалось строгим режимом, но Декарту, учитывая состояние здоровья, делали в этом режиме послабления. К примеру, мог просыпаться позже, чем другие ученики.

Как и в большинстве колледжей того времени, в Ла Флеш образование носил религиозный характер. И хотя учеба много значила для юного Декарта, такая направленность образовательной системы зародила и укрепила в нем критичное отношение к философским авторитетам того времени.

Рене Декарт в молодости

Завершив учебу в коллегии, Рене отправился в Пуатье, где получил степень бакалавра в области права. Затем некоторое время провел во французской столице, а в 1617 году поступил на военную службу. Математик участвовал в военных действиях на территории Голландии, в то время поглощенной революцией, а также в непродолжительном сражении за Прагу. В Голландии Декарт подружился с физиком Исааком Бекманом.

Потом Рене еще некоторое время жил в Париже, а когда о его смелых идеях узнали последователи иезуитов, отправился обратно в Голландию, где прожил 20 лет. На протяжении жизни подвергался гонению и нападкам со стороны церкви за прогрессивные идеи, опережавшие уровень развития науки XVI-XVII веков.

Философия

Философскому учению Рене Декарта был свойственен дуализм: он полагал, что существует и идеальная субстанция, и материальная. И то, и другое начала признавались им самостоятельными. Концепция Рене Декарта также предполагает признание наличия в нашем мире двух видов сущностей: мыслящей и протяженной. Ученый полагал, что источником обеих сущностей является Бог. Он формирует их по одинаковым законам, творит материю параллельно с ее покоем и движением, а также сохраняет субстанции.

Философский трактат Рене Декарта

Своеобразный универсальный метод познания Рене Декарт видел в рационализме. При этом само познание ученый считал предпосылкой к тому, что человек будет господствовать над силами природы. Возможности разума по Декарту скованы несовершенством человека, его отличиями от совершенного Бога. Рассуждение Рене о познании в таком ключе, по сути, заложило базу рационализма.

Рене Декарт в молодости

Исходным пунктом большинства поисков Рене Декарта в области философии было сомнение в правдивости, безошибочности знаний, относящихся к общепризнанным. Цитата Декарта «Я мыслю – следовательно, я существую» обусловлена этими рассуждениями. Философ заявлял, что каждый человек может сомневаться в существовании своего тела и даже внешнего мира в целом. Но при этом однозначно существующим останется это сомнение.

Математика и физика

Главным философско-математическим результатом работы Рене Декарта стало написание книги «Рассуждение о методе». Книга содержала несколько приложений. Одно приложение содержало азы аналитической геометрии. Другое приложение включало в себя правила изучения оптических приборов и явлений, достижения Декарта в этой отрасли (впервые правильно составил закон преломления света) и так далее.

Рене Декарт составил закон преломления света

Ученый ввел используемый сейчас показатель степени, черту над выражением, которое взято под корень, начал обозначать неизвестные символами «x, y, z», а постоянные величины – символами «a, b, c». Математик также разработал каноническую форму уравнений, которая и сегодня используется при решении (когда в правой части уравнения оказывается нуль).

Система координат Рене Декарта

Еще одно достижение Рене Декарта, важное для совершенствования математики и физики, это разработка системы координат. Ученый ввел ее для того, чтобы сделать возможным описание геометрических свойств тел и кривых на языке классической алгебры. Другими словами, именно Рене Декарт сделал возможным анализ уравнения кривой в Декартовой системе координат, частным случаем которой является известная прямоугольная система. Это нововведение также позволило гораздо подробней и точней трактовать отрицательные числа.

Математик исследовал алгебраические и «механические» функции, при этом утверждая, что единого метода для изучения трансцендентных функций нет. Декарт преимущественно изучал вещественные числа, однако начал принимать во внимание и комплексные. Он ввел понятие мнимых отрицательных корней, сопряженных с понятием комплексных чисел. 

Исследования в области математики, геометрии, оптики и физики впоследствии стали основой научных трудов Эйлера, Ньютона и ряда других ученых. Все математики второй половины XVII века основывали свои теории на работах Рене Декарта.

Метод Декарта

Ученый полагал, что опыт необходим лишь для помощи разуму в тех ситуациях, когда прийти к истине исключительно размышлениями невозможно. Через всю научную жизнь Декарт пронес четыре основные составляющие метода поиска истины:

  1. Начинать необходимо из наиболее очевидного, не подлежащего сомнениям. С того, противоположное чему даже невозможно допустить.
  2. Любая проблема должна разделяться на столько мелких частей, сколько потребуется, чтобы добиться ее продуктивного решения.
  3. Начинать следует с простого, от которого нужно постепенно передвигаться ко все более сложному.
  4. На каждом этапе необходимо перепроверять правильность составленных умозаключений, чтобы по результатам исследования быть уверенным в объективности полученных знаний.

Исследователи отмечают, что эти правила, которые Декарт неизменно использовал, создавая труды, ярко демонстрируют стремление европейской культуры XVII века к отказу от устаревших правил и к построению новой, прогрессивной и объективной науки.

Личная жизнь

О личной жизни Рене Декарта известно мало. Современники утверждали, что в обществе он был высокомерным и молчаливым, предпочитал уединение компаниям, однако в кругу близких людей мог проявлять поразительную активность в общении. Жены у Рене, по всей видимости, не было.

Статуя Рене Декарта

В зрелом возрасте он был влюблен в служанку, которая родила ему дочь Франсину. Девочка была незаконно рожденной, однако Декарт сильно ее полюбил. В пятилетнем возрасте Франсина скончалась из-за скарлатины. Ее смерть ученый назвал самой большой трагедией своей жизни.

Смерть

На протяжении многих лет Рене Декарт подвергался травле за свежий взгляд на науку. В 1649 году он переехал в Стокгольм, куда его пригласила шведская королева Кристина. С последней Декарт много лет переписывался. Кристина поражалась гению ученого и обещала ему спокойную жизнь в столице своего государства. Увы, жизнью в Стокгольме Рене наслаждался недолго: вскоре после переезда он простудился. Простуда быстро переросла в воспаление легких. Ученый ушел в мир иной 11 февраля 1650 года.

Могила Рене Декарта

Существует мнение о том, что Декарт умер не из-за пневмонии, а по причине отравления. В роли отравителей могли выступать агенты католической церкви, которой было не по нраву присутствие вольномыслящего ученого рядом с королевой Швеции. Последнюю католическая церковь намеревалась обратить в свою веру, что и случилось через четыре года после смерти Рене. Объективных подтверждений эта версия на сегодняшний день не получила, однако к ней склоняются многие исследователи.

Цитаты

  • Главное действие всех людских страстей заключается в том, что они побуждают и настраивают душу человека желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело.
  • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время, как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.
  • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.
  • Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов.
  • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

Библиография

  • Философия духа и материи Рене Декарта
  • Правила для руководства ума
  • Разыскание истины посредством естественного света
  • Мир, или Трактат о свете
  • Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках
  • Первоначала философии
  • Описание человеческого тела. об образовании животного
  • Замечания на некую программу, изданную в Бельгии в конце 1647 года под заглавием: Объяснение человеческого ума, или разумной души, где поясняется, что она собой представляет и какой может быть
  • Страсти души
  • Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом
  • Возражения некоторых учёных мужей против изложенных выше «Размышлений» с ответами автора
  • Глубокочтимому отцу Дине, провинциальному настоятелю Франции
  • Беседа с Бурманом
  • Геометрия
  • Космогония: Два трактата
  • Первоначала философии
  • Размышления о первой философии

ДЕКАРТ, РЕНЕ | Энциклопедия Кругосвет

ДЕКАРТ, РЕНЕ (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650), французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

Декарт родился 31 марта 1596 в Лаэ (ныне Лаэ-Декарт) в провинции Турень (на границе с Пуату) в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. О детстве и юности Декарта известно немногое, в основном из его сочинений, в частности из Рассуждения о методе, переписки и биографии, написанной Адрианом Байе, правильность данных которой подвергалась, с одной стороны, критике, с другой – защищалась позднейшими историками. Для раннего периода жизни Декарта важно, что он учился в организованном иезуитами коллеже Ла-Флеш в провинции Анжу, куда был отдан в 1604 (по данным Байе) или в 1606 (по данным современных историков) и где провел более восьми лет. Там, пишет Декарт в Рассуждениях, он убедился, сколь мало мы знаем, хотя в математике дела в этом смысле обстоят лучше, чем в любой другой области; он понял также, что для обнаружения истины необходимо отказаться от опоры на авторитет, принадлежащий традиции или сегодняшнему дню, и не принимать ничего на веру, пока оно не будет окончательно доказано. Декарт – продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века. Идеи греков стали возрождаться за несколько веков до Декарта, однако именно у него они вновь обрели свой первоначальный блеск.

Прошло немало времени, прежде чем взгляды Декарта окончательно оформились и были опубликованы. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В возрасте 20 лет Декарт прибыл в Париж, а оттуда отправился в Голландию, где в 1618 записался добровольцем в протестантскую армию, через год был направлен под командование Морица Оранского (Нассауского), затем вступил в армию герцога Баварии Максимилиана I. В качестве вольнонаемного офицера путешествовал по Германии, Австрии, Италии и, по-видимому, также по Дании, Польше и Венгрии. Затем возвратился в Париж и приступил к написанию своих трудов.

Декарт сразу же столкнулся с практической проблемой: как сделать, чтобы отрицание авторитетов и традиции не было в глазах общества отрицанием этики и религии, и каким образом не превратить самого себя во врага в глазах католической церкви. Эта проблема встала еще более остро, когда инквизиция осудила Диалог Галилея (1633). Декарт, живший в то время в Голландии, работал над произведением, получившим название Мир, или Трактат о свете (Le Monde, ou Traité de la Lumière, опубликовано в 1664), в котором выражал свое согласие с учением Галилея; однако ввиду случившегося отложил работу над книгой, посчитав ее (как следует из его переписки) опасной. После этого Декарт стал бывать только в странах с высокой степенью интеллектуальной свободы: в Голландии, которая стала ему вторым домом и куда он перебрался в 1628, Англии и Швеции. Но даже в протестантской Голландии он подвергся своего рода религиозному преследованию со стороны голландских гугенотов. Декарт всячески пытался убедить католическую церковь в благонамеренности своей философии и даже в том, что ее следует принять в качестве официальной доктрины церкви. Хотя его усилия в этом направлении не увенчались успехом, они, по-видимому, какое-то время сдерживали неодобрительную реакцию церкви.

Будучи своего рода затворником (следуя девизу «Bene vixit, bene qui latuit», «Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся»), Декарт посвящал время узкому кругу друзей и детальной разработке своих научных, философских и математических теорий. Его первая опубликованная работа, Рассуждение о методе, появилась лишь в 1637, однако благодаря ей и последующим трудам он завоевал известность в Европе. В 1649 Декарт переехал в Стокгольм, чтобы наставить в принципах картезианства королеву Швеции Кристину по ее просьбе. Имея привычку проводить утренние часы в постели, Декарт был вынужден вставать зимой посреди ночи и добираться до королевского дворца, преодолевая значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. Спустя шестнадцать лет останки Декарта были перенесены во Францию, и ныне прах его покоится в церкви Сент-Жермен-де-Пре в Париже.

Целью Декарта было описание природы при помощи математических законов. Основные идеи философа намечены в первой опубликованной работе – Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках (Discours de la Méthode pour bien conduire la Raison, & chercher la Verité dans les Sciences. Plus La Dioptrique, Les Météores et La Géométrie, qui font des effaies de sette Méthode) с приложением метода в трактатах Диоптрика, Метеоры и Геометрия. В ней Декарт предложил метод, который, как он утверждал, позволяет решить любую проблему, поддающуюся решению с помощью человеческого разума и имеющихся в наличии фактов. К сожалению, приведенная им формулировка метода весьма лаконична. Притязание подкрепляется примерами результатов, полученных с помощью метода, и хотя Декарт делает несколько ошибок, следует заметить, что эти результаты были получены во многих областях и за весьма малый отрезок времени.

В самом Рассуждении центральная проблема метафизики – отношение сознания и материи – получила решение, которое, истинно оно или ложно, остается самой влиятельной доктриной Нового времени. В Рассуждении также рассмотрен вопрос о кровообращении; Декарт принимает теорию Уильяма Гарвея, но ошибочно заключает, что причиной сокращения сердца является теплота, которая концентрируется в сердце и по кровеносным сосудам сообщается всем частям тела, а также само движение крови. В Диоптрике он формулирует закон преломления света, объясняет, как функционируют нормальный глаз и глаз, имеющий дефекты, как действуют линзы, зрительные трубы (телескопы и микроскопы), и развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует идеи «волновой» теории света и делает попытку «векторного» анализа движения (свет, по Декарту, есть «стремление к движению»). Он развивает теорию сферической аберрации – искажения изображения, вызванного сферической формой линзы, – и указывает, каким образом ее можно исправить; объясняет, как установить световую силу телескопа, открывает принципы работы того, что в будущем назовут ирисовой диафрагмой, а также искателя для телескопа, гиперболической поверхности с определенным параметром для повышения яркости изображения (впоследствии названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора (плоско-выпуклой линзы) и конструкций, позволявших осуществлять тонкие движения микроскопа. В следующем приложении, Метеорах, Декарт отвергает понятие теплоты как жидкости (т. н. «калорической» жидкости) и формулирует по сути кинетическую теорию теплоты; он также выдвигает идею специфической теплоты, согласно которой у каждого вещества своя мера получения и сохранения тепла, и предлагает формулировку закона соотношения объема и температуры газа (впоследствии названного законом Шарля). Декарт излагает первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает верное и детальное описание и объяснение явления радуги. В Геометрии он разрабатывает новую область математики – аналитическую геометрию, соединяя ранее существовавшие раздельно дисциплины алгебры и геометрии и решая за счет этого проблемы той и другой области. Из его идей впоследствии возникает главное достижение математики Нового времени – дифференциальное и интегральное исчисления, которые были изобретены Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном и стали математической основой классической физики.

Если эти достижения действительно были продуктом нового метода, то Декарту удалось самым убедительным образом доказать его эффективность; однако в Рассуждении содержится совсем немного информации о методе, если не считать советов не принимать ничего за истину, пока это не доказано, разделять всякую проблему на столько частей, на сколько возможно, располагать мысли в определенном порядке, начиная с простого и переходя к сложному, и делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Гораздо более подробное описание метода Декарт собирался дать в трактате Правила для руководства ума (Regulae ad directionem ingenii), который остался наполовину незаконченным (Декарт работал над ним в 1628–1629) и был опубликован только после смерти философа.

Философия Декарта, называемая обычно картезианством, кратко изложена в Рассуждении, в более полном виде – в Размышлениях о первой философии (Meditationes de prima philosophia in qua Dei existentia et Animae immortalitas demonstratur, 1641; второе издание с Objectiones Septimae, 1642; парижское издание на французском языке с исправлениями Декарта в 1647) и с несколько другой точки зрения в Первоначалах философии (Principia philosophiae, 1644; французский перевод 1647).

Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений.

Скептицизм, конечно, существовал и до Декарта, и эти аргументы были известны еще грекам. Существовали и различные ответы на скептические возражения. Однако Декарт первым предложил использовать скептицизм в качестве инструмента исследования. Его скептицизм – не учение, а метод. После Декарта среди философов, ученых и историков получило распространение настороженное отношение к недостаточно обоснованным идеям, какой бы источник они ни имели: традицию, авторитет или личные особенности высказывающего их человека.

Методологический скептицизм, таким образом, образует только первую ступень. Декарт полагал, что если бы мы знали абсолютно достоверные первые принципы, то могли бы вывести из них все остальное знание. Поэтому поиск достоверного знания составляет вторую ступень его философии. Достоверность Декарт обнаруживает только в знании о своем собственном существовании: cogito, ergo sum («я мыслю, следовательно, я существую»). Декарт рассуждает: у меня нет достоверного знания о существовании моего тела, ибо я мог бы быть животным или покинувшим тело духом, которому снится, что он человек; однако мой разум, мой опыт существуют несомненно и достоверно. Содержание мыслей или убеждений может быть ложным и даже абсурдным; однако сам факт мышления и верования достоверен. Если же я сомневаюсь в том, что мыслю, то по крайней мере достоверно то, что я сомневаюсь.

Тезис Декарта о том, что мы обладаем абсолютно достоверным знанием о существовании собственного сознания, признавался всеми мыслителями Нового времени (хотя был поднят вопрос о достоверности знания о нашем прошлом). Однако возникал трудный вопрос: можно ли быть уверенным, что все остальное, с чем мы очевидно сталкиваемся, не является простым порождением нашего ума? Порочный круг солипсизма («Я» может знать только само себя) был логически неизбежен, и мы сталкиваемся с т. н. проблемой эгоцентризма. Эта проблема становится все более значимой по мере развития философии эмпиризма и достигает кульминационного пункта в философии Канта.

Вопреки ожиданиям, Декарт не использует свой достоверный тезис в качестве большой посылки дедуктивного вывода и получения новых заключений; тезис необходим ему для того, чтобы сказать, что поскольку мы получили эту истину не с помощью чувств или дедукции из других истин, то должен существовать некий метод, который позволил нам ее получить. Это, заявляет Декарт, метод ясных и отчетливых идей. То, что мы мыслим ясно и отчетливо, должно быть истинным. Декарт разъясняет значение «ясности» и «отчетливости» в Первоначалах (ч. 1, п. 45): «Ясным я именую то, что с очевидностью раскрывается внимающему уму, подобно тому как мы говорим, что ясно видим предметы, кои достаточно заметны для нашего взора и воздействуют на наш глаз. Отчетливым же я называю то, что резко отделено от всего другого, что не содержит в себе решительно ничего, что бы не виделось с очевидностью тому, кто рассматривает его должным образом». Таким образом, по Декарту, знание зависит от интуиции так же, как от чувств и разума. В опоре на интуицию (что понимал и сам Декарт) заключена опасность: заявляя об интуитивном познании (ясной и отчетливой идее), мы на самом деле можем иметь дело с предрассудком и смутной идеей. В развитии философии после Декарта интуицию ясных и отчетливых идей стали относить к рассудку. Акцент на ясности и отчетливости получает наименование рационализма, а акцент на чувственном восприятии – эмпиризма, который вообще отрицал роль интуиции. Последователи Декарта – особенно окказионалисты Никола Мальбранш и Арнольд Гейлинкс, а также Спиноза и Лейбниц – принадлежат к рационалистам; Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм – к эмпиристам.

В этом пункте Декарт останавливается, чтобы указать на пробел в своей аргументации и попытаться его восполнить. Не ошибаемся ли мы, называя ясным и отчетливым то, что предлагает нам в качестве такового могущественное, но злое существо (genius malignus), которому доставляет удовольствие вводить нас в заблуждение? Возможно, что и так; и все же мы не ошибаемся в отношении своего собственного существования, в этом нас не обманет даже «всемогущий обманщик». Однако двух всемогущих существ быть не может, и поэтому, если существует всемогущий и благой Бог, возможность обмана исключена.

И Декарт переходит к доказательству бытия Бога, не предлагая здесь каких-то особенно оригинальных идей. Вполне традиционно онтологическое доказательство: из самой идеи вещи совершенной следует, что эта вещь действительно существует, поскольку совершенное существо должно обладать, среди бесконечного числа других совершенств, совершенством существования. Согласно другой форме онтологического аргумента (который правильнее было бы назвать космологическим доказательством), Я, существо конечное, не могло бы обладать идеей совершенства, которая (поскольку великое не может иметь малого в качестве своей причины) не могла быть произведена нашим опытом, в котором мы встречаемся только с несовершенными сущностями, и не могла быть изобретена нами, несовершенными существами, но была вложена в нас непосредственно Богом, по-видимому, таким же образом, каким ремесленник ставит свою метку на произведенных им изделиях. Еще одно доказательство – космологический аргумент, согласно которому Бог должен быть причиной нашего бытия. То, что я существую, не может быть объяснено тем, что меня произвели на свет мои родители. Во-первых, они сделали это посредством своих тел, однако мой ум или мое Я вряд ли можно считать следствием причин телесного характера. Во-вторых, объяснение моего существования через родителей не решает принципиальную проблему последней причины, которой может быть только Сам Бог.

Существование благого Бога опровергает гипотезу о всемогущем обманщике, и поэтому мы можем доверять нашим способностям и усилиям, которые должны привести к истине при правильном их применении. Прежде чем перейти к следующей ступени мышления по Декарту, остановимся на понятии естественного света (lumen naturalis, или lumiere naturelle), интуиции. Для него она не составляет какого-то исключения из законов природы. Скорее, это часть природы. Хотя Декарт нигде не дает пояснений к этому понятию, по его предположению, Бог, создавая Вселенную, имел некий план, который полностью воплощен во Вселенной в целом и частично – в отдельных ее частях. Этот план также вложен в человеческий ум, так что ум способен познавать природу и даже обладать априорным знанием о природе, потому что как ум, так и объективно существующая природа суть отражения одного и того же божественного плана.

Итак, продолжим: уверившись в том, что можем доверять нашим способностям, мы приходим к пониманию, что материя существует, поскольку наши идеи о ней являются ясными и отчетливыми. Материя протяженна, занимает место в пространстве, движется, или перемещается, в этом пространстве. Это существенные свойства материи. Все другие ее свойства вторичны. Подобно этому, сущностью разума является мышление, а не протяжение, поэтому разум и материя совершенно различны. Следовательно, Вселенная дуалистична, т.е. состоит из двух не похожих друг на друга субстанций: духовной и телесной.

Дуалистическая философия сталкивается с тремя трудностями: онтологической, космологической и эпистемологической. Все они обсуждались мыслителями, которые развивали идеи Декарта.

Прежде всего, познание предполагает установление тождества в кажущемся разнообразии; поэтому полагание принципиально неустранимой двойственности наносило удар самому духу философии. Возникли попытки свести дуализм к монизму, т.е. отрицать одну из двух субстанций или допустить существование единой субстанции, которая бы являлась одновременно и разумом и материей. Так, окказионалисты доказывали, что поскольку разум и тело по своей сути неспособны воздействовать друг на друга, то очевидные «причины», которые мы наблюдаем в природе, являются результатом прямого вмешательства Бога. Эта позиция получила логическое завершение в системе Спинозы. Трудно считать Бога чем-то иным, нежели Верховным Разумом; поэтому либо Бог и материя остаются дихотомически разделенными, либо материя сводится к идеям самого Бога (как у Беркли). Проблема монизма и дуализма занимала центральное положение в философии 17–18 вв.

Существование материи как автономной, независимой от духа субстанции приводит к предположению, что ее законы могут быть сформулированы исчерпывающим образом в терминах пространства и времени. Это обычное для физической науки допущение полезно для ее развития, но в конечном счете приводит к противоречиям. Если, согласно гипотезе, пространственно-временная-материальная система самодостаточна, а ее собственные законы полностью определяют ее поведение, неизбежно крушение Вселенной, содержащей нечто другое, кроме материи, что существует наряду с материей во взаимозависимом целом. Так, если причиной движения материи является разум, то он производит энергию и тем самым нарушает принцип сохранения энергии. Если мы скажем, ради того чтобы избежать этого заключения, что разум не может быть причиной движения материи, но направляет ее движение по тому или иному конкретному пути, то это будет нарушать принцип действия и противодействия. А если мы зайдем еще дальше и предположим, что дух действует на материю, только освобождая физическую энергию, но не создавая ее и не управляя ею, то приходим к нарушению фундаментального допущения, что причины освобождения физической энергии могут быть лишь физическими.

Картезианство оказало значительное влияние на развитие науки, однако в то же время породило разрыв между физической наукой и психологией, который не преодолен до настоящего времени. Представление о существовании такого разрыва выражено также в материализме Ж.Ламетри (1709–1751), согласно которому человек есть не что иное, как сложно организованная материя, и в концепции эпифеноменализма, по которой сознание есть побочный продукт тела, не влияющий на его поведение. Эти взгляды были в моде у естествоиспытателей. Вместе с тем предполагалось, что вера в способность разума быть причиной материальных явлений есть предрассудок, подобный вере в призраки и домовых. Это представление серьезно задержало исследование ряда важных феноменов в психологической науке, биологии и медицине.

Что касается философских аспектов проблемы, то Декарт избавился от них, заявив, что всемогущий Бог повелел, чтобы дух и материя взаимодействовали. Взаимодействие происходит в шишковидной железе у основания мозга – местопребывания души. Окказионалисты полагали, что Бог управляет материей и сознанием не с помощью универсального правила взаимодействия, но вмешиваясь в каждом конкретном случае и управляя одной и другой сторонами события. Однако если Бог есть разум, то мы сможем понять его власть над материей не в большей степени, чем взаимодействие, которое объясняется с помощью названного допущения; если же Бог не есть разум, то мы не сможем понять, каким образом Он управляет ментальными событиями. Спиноза и Лейбниц (последний с некоторыми оговорками) пытались решить эту проблему, рассматривая дух и материю в качестве двух аспектов единой субстанции. Однако эта попытка, какими бы онтологическими достоинствами она ни обладала, совершенно бесполезна, когда мы переходим к космологии, ибо помыслить, каким образом ментальная «характеристика», или «аспект», воздействует на физическую характеристику, столь же трудно, как помыслить, каким образом духовная субстанция воздействует на телесную субстанцию.

Последняя проблема связана с эпистемологией: как возможно знание о внешнем мире? С одной из постановок этого вопроса имел дело и Декарт; он доказывал, что мы можем избежать «проблемы эгоцентризма», если докажем бытие Бога и будем опираться на Его благодать как на гарантию истинности познания. Однако существует и другая трудность: если истинная идея есть копия объекта (согласно корреспондентной теории истинности, которую разделял Декарт) и если идеи и физические объекты совершенно не похожи друг на друга, то любая идея может только напоминать другую идею и быть идеей другой идеи. Тогда внешний мир должен быть совокупностью идей в сознании Бога (позиция Беркли). Кроме того, если Декарт прав, полагая, что наше единственно правильное и первичное знание о материи есть знание о ее протяжении, мы не только исключаем т.н. вторичные качества в качестве объективных, но также исключаем возможность познания самой субстанции. Следствия этого подхода были изложены в трудах Беркли, Юма и Канта.

Рене Декарт | Биография, идеи, философия, «Я мыслю, следовательно, я существую» и факты

Рене Декарт

Смотреть все медиа

Дата рождения:
31 марта 1596 г. Франция
Умер:
11 февраля 1650 г. (53 года) Стокгольм Швеция
Известные работы:
«Геометрия» «Письмо к Воэцию» «Размышления о первой философии, в которой доказывается существование Бога и бессмертие души» «Принципы философии» «Правила управления разумом» «Рассуждение о методе» «Страсти души» «Мир»
Предметы изучения:
уверенность интеракционизм методическое сомнение онтологический аргумент философия
Роль в:
Битва у Белой Горы Научная революция

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Рене Декарт?

Рене Декарт — французский математик и философ XVII века. Его часто считают предшественником рационалистической школы мысли, и его огромный вклад в области математики и философии, как в отдельности, так и в целом, помог продвинуть западное знание вперед во время научной революции.

Подробнее читайте ниже: Молодость и образование

рационализм

Узнайте больше о рационализме.

Чем известен Рене Декарт?

Рене Декарт наиболее известен своим философским утверждением «Я мыслю, следовательно, существую» (первоначально на французском, но наиболее известном в латинском переводе: «Cogito, ergo sum»). Ему также приписывают развитие картезианской теории. дуализм (также называемый дуализмом разума и тела), метафизический аргумент, согласно которому разум и тело являются двумя разными субстанциями, взаимодействующими друг с другом. в декартовой системе координат, которая до сих пор широко используется.0003

Подробнее читайте ниже: Мир и Беседа о методе

дуализм разума и тела

Узнайте больше о картезианском дуализме.

Какой была семья Рене Декарта?

Рене Декарт родился в 1596 году в Ла-Э-ан-Турен, Франция, в семье Иоахима и Жанны Декарт. Жанна умерла вскоре после того, как Декарту исполнился год. Считалось, что Декарт был довольно болен в детстве. Его и его братьев и сестер воспитывала бабушка, а Иоахим был занят другой работой и был членом совета провинциального парламента. Декарт никогда не был женат, но в 1635 году у него родился ребенок от Хелены Янс ван дер Стром. Ребенок по имени Франсин умер в возрасте пяти лет от скарлатины.

Подробнее читайте ниже: Резиденция в Нидерландах

Как умер Рене Декарт?

Рене Декарт умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, от пневмонии в возрасте 53 лет. В то время он был в Стокгольме, чтобы помочь королеве Швеции основать академию наук. Королева Кристина, которой всего 22 года, заставляла Декарта вставать до 5:00 утра для ее ежедневного урока, что оказалось пагубным для его здоровья, поскольку он с детства привык поздно спать, чтобы приспособиться к своей болезненной натуре. Однажды утром, вероятно, из-за раннего подъема в сочетании с морозной шведской зимой, Декарт простудился, и это оказалось смертельным.

Подробнее читайте ниже: Последние годы и наследие

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Рене Декарт , (родился 31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — умер 11 февраля 1650, Стокгольм, Швеция), французский математик, ученый и философ. Потому что он был одним из первых, кто отказался от схоластического аристотелизма, потому что он сформулировал первую современную версию дуализма разума и тела, из которой проистекает проблема разума и тела, и потому что он способствовал развитию новой науки, основанной на наблюдении и эксперименте, его обычно считают основателем современной философии. Применяя оригинальную систему методического сомнения, он отбросил кажущееся знание, полученное от авторитета, чувств и разума, и возвел новые эпистемологические основания на основе интуиции, что, когда он думает, он существует; это он выразил в изречении «Я мыслю, следовательно, я существую» (наиболее известное в его латинской формулировке «Cogito, ergo sum», хотя изначально было написано по-французски «Je pense, donc je suis»). Он развил метафизический дуализм, радикально различающий разум, сущность которого — мышление, и материю, сущностью которой является протяженность в трех измерениях. Метафизика Декарта рационалистическая, основанная на постулировании врожденных представлений о разуме, материи и Боге, но его физика и физиология, основанные на чувственном опыте, механистичны и эмпиричны.

Узнайте о жизни и творчестве французского математика и философа Рене Декарта.

Просмотреть все видео к этой статье. Река Крез в Пуату, где его отец Иоахим владел фермами и домами в Шательро и Пуатье. Поскольку Иоахим был советником парламента Бретани в Ренне, Декарт унаследовал скромный дворянский чин. Мать Декарта умерла, когда ему был год. Его отец женился во второй раз в Ренне, оставив его в Лаэ, чтобы его воспитывала сначала его бабушка по материнской линии, а затем его двоюродный дед в Шательро. Хотя семья Декартов была католиком, регион Пуату находился под контролем протестантских гугенотов, а Шательро, оплот протестантов, был местом переговоров по Нантскому эдикту (159 г. ).8), которая предоставила протестантам свободу вероисповедания во Франции после периодических религиозных войн между протестантскими и католическими силами во Франции. Декарт регулярно возвращался в Пуату до 1628 года.

В 1606 году Декарта отправили в иезуитский колледж в Ла-Флеш, основанный в 1604 году Генрихом IV (годы правления 1589–1610). В Ла-Флеш 1200 молодых людей прошли подготовку для карьеры в военной инженерии, судебной системе и государственном управлении. В дополнение к классическим исследованиям, естественным наукам, математике и метафизике — Аристотеля учили по схоластическим комментариям — они изучали актерское мастерство, музыку, поэзию, танцы, верховую езду и фехтование. В 1610 году Декарт участвовал в торжественной церемонии, на которой сердце Генриха IV, убийство которого в том же году разрушило надежду на религиозную терпимость во Франции и Германии, было помещено в собор в Ла-Флеш.

В 1614 году Декарт отправился в Пуатье, где в 1616 году получил юридическое образование. В это время гугенот Пуатье фактически восстал против молодого короля Людовика XIII (годы правления 1610–1643). Отец Декарта, вероятно, ожидал, что он поступит в парламент, но минимальный возраст для этого был 27 лет, а Декарту было всего 20 лет. армия мирного времени протестантского штатгальтера принца Мориса (годы правления 1585–1625). В Бреде физик Исаак Бекман (1588–1637) вдохновил Декарта на занятия естествознанием и математикой, для которого он написал Музыкальный сборник (написано в 1618 г., опубликовано в 1650 г.), его первое сохранившееся произведение.

Декарт провел период с 1619 по 1628 год, путешествуя по Северной и Южной Европе, где, как он позже объяснил, изучал «книгу мира». Находясь в Богемии в 1619 году, он изобрел аналитическую геометрию, метод решения геометрических задач алгебраически и алгебраических задач геометрически. Он также разработал универсальный метод дедуктивных рассуждений, основанный на математике, применимый ко всем наукам. Этот метод, который он позже сформулировал в Рассуждение о методе (1637) и Правила направления ума (написаны в 1628 г. , но не опубликованы до 1701 г.) состоит из четырех правил: (1) не принимать за истину ничего, что не самоочевидно, (2 ) разделить задачи на простейшие части, (3) решить задачи, идя от простого к сложному, и (4) перепроверить рассуждения. Эти правила являются прямым применением математических процедур. Кроме того, Декарт настаивал на четком определении всех ключевых понятий и границ каждой проблемы.

Декарт также исследовал сообщения об эзотерическом знании, такие как утверждения практиков теософии о том, что они могут управлять природой. Несмотря на разочарование в последователях каталонского мистика Рамона Луллия (1232/33–1315/16) и немецкого алхимика Генриха Корнелиуса Агриппы фон Неттесгейма (1486–1535), он был впечатлен немецким математиком Иоганном Фаульхабером (1580–1635). член мистического общества розенкрейцеров.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Декарт разделял ряд целей и привычек розенкрейцеров. Подобно розенкрейцерам, он жил один и в уединении, часто менял место жительства (за 22 года пребывания в Нидерландах он побывал в 18 разных местах), бесплатно занимался медициной, пытался увеличить продолжительность жизни человека и с оптимизмом смотрел на будущее. Способность науки улучшать условия жизни человека. В конце своей жизни он оставил сундук с личными бумагами (ни один из которых не сохранился) у врача-розенкрейцера — своего близкого друга Корнеля ван Хогеланде, который занимался его делами в Нидерландах. Несмотря на это сходство, Декарт отверг магические и мистические верования розенкрейцеров. Для него этот период был временем надежд на революцию в науке. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в Продвижение обучения (1605 г.) ранее предложил новую науку наблюдения и эксперимента, чтобы заменить традиционную аристотелевскую науку, как это сделал позже сам Декарт.

В 1622 году Декарт переехал в Париж. Там он играл, ездил верхом, фехтовал, ходил во двор, на концерты и в театр. Среди его друзей были поэты Жан-Луи Ге де Бальзак (1597–1654), посвятивший Декарту « Le Socrate chrétien » (1652; «Христианский Сократ»), и Теофиль де Вио (159 г.).0–1626), чучело которого было сожжено и заключено в тюрьму в 1623 году за сочинение стихов, высмеивающих религиозные темы. Декарт также подружился с математиком Клодом Мидоржем (1585–1647) и отцом Марином Мерсенном (1588–1648), человеком универсальной учености, который переписывался с сотнями ученых, писателей, математиков и ученых и стал основным контактным лицом Декарта с более широкими интеллектуальными кругами. Мир. В это время Декарт регулярно скрывался от своих друзей, чтобы работать, сочиняя трактаты, ныне утраченные, о фехтовании и металлах. Он приобрел значительную репутацию задолго до того, как опубликовал что-либо.

В беседе в 1628 году Декарт опроверг заявление алхимика Шанду о том, что вероятности так же хороши, как и достоверность в науке, и продемонстрировал свой собственный метод достижения достоверности. На беседе присутствовал кардинал Пьер де Берюлль (1575–1629), основавший в 1611 году Конгрегацию учителей ораториализма в качестве соперника иезуитов. Многие комментаторы предполагают, что Берюлль побуждал Декарта написать метафизику, основанную на философии святого Августина, в качестве замены иезуитскому учению. Как бы то ни было, через несколько недель Декарт уехал в Нидерланды, которые были протестантскими, и, приняв большие меры предосторожности, чтобы скрыть свой адрес, не возвращался во Францию ​​в течение 16 лет. Некоторые ученые утверждают, что Декарт сделал Берюля наставником своей совести, но это маловероятно, учитывая происхождение и убеждения Декарта (он был выходцем из провинции гугенотов, не был католическим энтузиастом, его обвиняли в том, что он розенкрейцер, и он защищал религиозной терпимости и выступал за использование разума).

Рене Декарт — биография, факты и изображения

Жил в 1596 – 1650 гг.

Рене Декарт изобрел аналитическую геометрию и ввел скептицизм как неотъемлемую часть научного метода. Он считается одним из величайших философов в истории.

Его аналитическая геометрия стала огромным концептуальным прорывом, связав ранее отдельные области геометрии и алгебры. Декарт показал, что может решать ранее неразрешимые задачи геометрии, превращая их в более простые задачи алгебры. Он представил горизонтальное направление как x и вертикальное направление как y. Это понятие сейчас незаменимо в математике и других науках.

Объявления

Начало

Рене Декарт родился в хорошо образованной, знатной семье 31 марта 1596 года во французской деревне Ла-Эй-ан-Турен. Деревня теперь называется Декарт, Эндр и Луара в его честь.

Отцом Рене был Иоахим Декарт, юрист в суде Бретани. Его матерью была Жанна Брошар, дочь генерал-лейтенанта Пуатье. Рене был их третьим ребенком.

Через год после рождения Рене его мать и ее четвертый ребенок умерли во время родов.

Отец Рене работал шесть месяцев в году в Суде Ренна, примерно в 200 милях (300 км) от их дома. Рене воспитывали бабушка и двоюродный дедушка. Его отец женился во второй раз, когда Рене было четыре года, и начал постоянно жить в Ренне. Несмотря на это, между Рене и его отцом всегда была привязанность.

Рене с рождения страдал слабым здоровьем и постоянным кашлем. Местные врачи думали, что он не выживет в младенчестве. Его отец нанял медсестру, которая посвятила себя уходу за Рене. Став взрослым, он считал, что его няня спасла ему жизнь — он платил ей постоянную пенсию.

Образование

В возрасте десяти или одиннадцати лет Рене, наконец, стал считаться достаточно здоровым, чтобы пойти в школу. Он поступил в школу иезуитов в Ла-Флеш в Анжу. В знак уступки его хрупкому здоровью ему разрешили вставать утром позже, чем другим ученикам.

Рене провел семь или восемь лет в Ла-Флеш, изучая логику, теологию, философию, латинский и греческий языки. В последние два года он также изучал математику и физику. Физика была аристотелевской — почти полностью неправильной.

Он был необычайно любопытным мальчиком, бесконечно задающим вопросы.

Рене узнал кое-что о работе Галилея, в том числе о его недавнем удивительном открытии спутников Юпитера. В это время Галилей еще не опубликовал своих величайших работ, опровергающих физику Аристотеля; его проблемы с католической церковью лежали в будущем.

В возрасте 18 лет, в 1614 году, Рене Декарт покинул Ла Флеш. Позже он записал свои мысли о своем образовании так:

По математике

«Мне нравилась прежде всего математика из-за достоверности и абсолютности ее оснований; но я еще не обнаружил его истинного применения… Я был поражен, что на таком прочном фундаменте никогда не было построено ничего более выдающегося».

Рене Декарт

1637

 

О философии

«Видя, что она была взращена самыми могущественными умами… не презумпция надеяться, что я добьюсь большего успеха, чем другие. Принимая во внимание, сколько существует различных мнений… хотя было невозможно, чтобы более одного из них могли быть истинными, я считал немногим лучше, чем ложным, все, что было просто вероятным».

Рене Декарт

1637

 

О науках

«Поскольку все они заимствуют свои принципы из философии, я решил, что на таком ненадежном фундаменте нельзя было бы построить ничего прочного».

Рене Декарт

1637

 

Право, армия и математика

Его отец призвал Рене Декарта пойти по его стопам и изучать право. Он сделал это, окончив Университет Пуатье в 1616 году в возрасте 20 лет с дипломом и лицензией в области церковного и гражданского права.

Однако вместо того, чтобы стать юристом, Декарт отправился в путешествие на два года, в том числе провел некоторое время в Париже. Он присоединился к армии голландских штатов в Бреде в 1618 году и начал изучать инженерное дело в военной академии. Вскоре он познакомился с голландским ученым и философом Исааком Бекманом. В 1619 году Декарт писал Бекману:

: «По правде говоря, именно ты вывел меня из моего безделья и заставил меня вспомнить то, что я когда-то выучил и почти забыл: когда мой ум отвлекался от серьезных [математических] дел, Ты вернул меня на правильный путь».

Рене Декарт

1619

 

Декарт, в возрасте 23 лет, теперь был очень серьезен в своем желании сделать новые открытия в математике.

Чудо

10 ноября 1619 года Декарт дремал в теплой, отапливаемой печью комнате в немецком городке Нойбург-ан-дер-Донау.

Там ему приснилась серия снов, которые в конечном итоге изменили то, как работают ученые. Он верил, что дух, посланный Богом, дал ему новые идеи о:

  • Научный метод
  • Аналитическая геометрия
  • Философия

18 лет спустя, в 1637 году, он опубликовал свои идеи в Discours de la mèthode (Обсуждение метода), La Gèomètrie (Геометрия), Les Mètèores (Метеорология) и La Dioptrique (Оптика). Первые две из этих работ содержат его наиболее значительный вклад.

Метод

В Обсуждение метода Декарт поделился своей концепцией ведения науки.

Одним из основных направлений его мыслей был скептицизм – что все следует подвергать сомнению, пока это не будет доказано.

Его четырьмя основными идеями научного прогресса были:

1. Никогда ничего не принимайте за истину, пока не будут исключены все причины для сомнений.

2. Разделите проблему на максимально возможное количество частей, необходимое для обеспечения адекватного решения.

3. Мысли должны быть упорядочены, начиная с самых простых и доступных для познания, постепенно восходя и, шаг за шагом, к более сложным знаниям.

4. Сделать перечисления настолько полными, а обзоры настолько общими, чтобы ничего не было пропущено.

По иронии судьбы, собственный метод Декарта может заставить нас усомниться в том, что сон восемнадцатилетней давности мог быть истинным источником его идей!

Аналитическая геометрия

Декарт сделал революционное открытие, что он может решать задачи геометрии, превращая их в задачи алгебры.

В La Gèomètrie он показал, что кривые могут быть выражены через x и y на двумерной плоскости и, следовательно, как уравнения в алгебре.

Декартова система координат, используемая на изображении ниже, названа в его честь. (Имя Декарта на латыни — Картезий.)

Синяя линия может быть выражена с помощью алгебры уравнением y = 2x + 1.

Декарт никогда не рисовал ось x или y в своих работах. Это было принято в его диаграммах. Топоры были официально введены математиком Франсом ван Шутеном и другими математиками в Лейдене, которые перевели La Gèomètrie с французского на латынь, развивая ее дальше. Латинские издания La Gèomètrie были выпущены в 1649, 1659 и 1661 годах.

Декарт также ввел современные обозначения для показателей. Например, вместо того, чтобы писать a.a.a., он написал бы 3 .

Высвобождая математическую мощь алгебры для решения задач геометрии, Декарт превзошел мастерство блестящих геометров Древней Греции: теперь он мог решать проблемы, которые побеждали их.

Аналитическая геометрия была независимо изобретена ранее Пьером де Ферма, жившим во Франции в то же время, что и Декарт. Ферма занимался математикой для собственного удовольствия и часто скрывал свои результаты. Однако ему нравилось бросать вызов другим математикам для решения задач.

В 1638 году Ферма послал математику Марину Мерсенну работу под названием Introduction to Plane and Solid Loci , чтобы показать, как могут быть решены проблемы, поставленные им ранее. Подход Ферма отличался от подхода Декарта. Декарт показал, как геометрия может быть выражена как алгебра; Ферма показал, как алгебра может быть выражена в виде геометрии.

Влияние на Исаака Ньютона и изобретение исчисления

Исчисление сыграло решающую роль в развитии математики и естественных наук. Он был разработан в 1660-х годах Исааком Ньютоном и независимо разработан Готфридом Лейбницем в 1670-х годах.

В La Gèomètrie Декарт показал, как он может находить касательные к кривым. Этот процесс является важной частью дифференциального исчисления. Его конкурент-математик Ферма также смог найти касательные к кривым; его методы были на самом деле проще, чем у Декарта. И Декарт, и Ферма помогали Ньютону и Лейбницу развивать исчисление.

Страх перед церковью заставил замолчать

За четыре года до публикации своих 1637 работ Декарт намеревался опубликовать Мир .

Однако в 1633 году он узнал, что католическая церковь судила Галилея за ересь и приговорила его к пожизненному заключению. Это было сокращено до постоянного домашнего ареста, потому что Галилей был довольно пожилым. Церковь также запретила работы Галилея.

Декарт, как и Галилей, считал, что Солнце находится в центре Солнечной системы. Он решил не рисковать гневом Церкви и не стал публиковать The World . (Галилея могли бы сжечь на костре, если бы его суд пошел еще хуже, чем он был.)

Философия

Декарт считается одним из величайших философов всех времен. Здесь нас интересует наука, а не философия, поэтому мы ограничимся упоминанием его самого известного заявления:

«Я мыслю, следовательно, я существую».

Это также можно выразить так:

«Я могу мыслить, следовательно, я существую».

Декарт рассматривал это утверждение как незыблемый фундамент, на котором может быть построена вся остальная философия.

Его самый известный философский труд — «Размышления о первой философии» , опубликованный в 1641 году. он пытался вывести все законы природы из первых принципов. Хотя у книги было много достоинств для философов, ее наука была неверной.

Он утверждал, что действие на расстоянии невозможно, и соглашался с древнегреческим философом Аристотелем в том, что вакуума быть не может. Однако вскоре вся его сила как философа будет сломлена научными экспериментами.

Эксперимент — это вопрос, который наука задает Природе, а измерение — это запись ответа Природы.

Макс Планк, физик-теоретик

1858-1947

 

В 1654 году Отто фон Герике сконструировал первый вакуумный насос. В 1662 году Роберт Бойль продемонстрировал, что магнитная сила может распространяться в вакууме, установив, что возможно действие на расстоянии.

К сожалению, Декарт не прожил достаточно долго, чтобы узнать об этих событиях.

Некоторые личные подробности и конец

Декарт был достаточно богат, чтобы преследовать собственные интересы. Его отец подарил ему ряд владений, которые Декарт в возрасте 24 лет продал. Это собрало достаточно денег, чтобы он мог с комфортом прожить всю оставшуюся жизнь.

Декарт большую часть своей жизни провел в движении. Последние 20 лет своей жизни он прожил в разных местах Голландии. Там же он учился и преподавал математику. Он обнаружил, что может работать лучше в Голландии, с меньшим количеством отвлекающих факторов, чем во Франции.

Хотя он никогда не был женат, в 1635 году в возрасте 39 лет он стал отцом. Его партнершей была амстердамская служанка Хелена Янс ван дер Стром. Их дочь назвали Франсин. Мать и дочь жили с Декартом в его доме — он говорил людям, что Франсина — его племянница. Он планировал дать образование дочери во Франции, но, к сожалению, в возрасте пяти лет она умерла от скарлатины. Позже мать Франсин вышла замуж, и Декарт сыграл отцовскую роль, заплатив свадебное приданое.

В 1649 г.Декарт был приглашен в Стокгольм шведской королевой Кристиной. Она хотела, чтобы он основал новую академию наук.

Рене Декарт умер в возрасте 53 лет от пневмонии в Стокгольме 11 февраля 1650 года. Он был похоронен в церкви Адольфа Фредрикса в Стокгольме.

В смерти, как и в жизни, Декарт был подвижен. Через 16 лет после его первого захоронения его останки были перевезены и захоронены в церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже, Франция. В 1819 году его останки без черепа и пальца были снова перенесены, на этот раз в аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже, где он сейчас покоится.

В 1663 году, несмотря на его попытки избежать такой участи — он считал себя набожным католиком — ряд произведений Декарта присоединился к Галилею в списке книг, запрещенных католической церковью. Спустя более 300 лет, в 1966 году, этот индекс был окончательно прекращен.

Рекламные объявления

Автор этой страницы: The Doc
Изображения, обработанные и раскрашенные в цифровом виде на этом веб-сайте. © Все права защищены.

Процитировать эту страницу

Пожалуйста, используйте следующую ссылку в соответствии с MLA:

 «Рене Декарт». Известные ученые. Сайт известных ученых. 16 июня 2016 г. Интернет.
. 

Опубликовано FamousScientists.org

Дополнительная литература
Рене Декарт
Метод Медитации и философия
М. Уолтер Данн, Вашингтон и Лондон, 1901 г. Лондон, 1905 г.

Рене Декарт, переводчики Дэвид Э. Смит и Марсия Л. Лэтэм
Геометрия
Dover Publications Inc. 1954

Том Сорелл
Декарт (прошлые магистры)
Издательство Оксфордского университета, 1987

Рене Декарт | Отец современной философии

Содержание

1. Введение
2. Какое влияние Рене Декарт оказал на математику?
3. наград и почестей, полученных Декартом
4. Когда умер Декарт?
5. Цитаты Рене Декарта
6. Резюме
7. Часто задаваемые вопросы (FAQ)
8. Внешние ссылки

24 ноября 2020              

Время считывания: 5 минут

Здравствуйте, читатели! Сегодня мы поговорим о великом французском математике XVII века Рене Декарте. Вы знали, что он любил лежать в постели и думать?!

Родившийся в 1596 году, Декарт был творческим математиком первого порядка, критическим научным мыслителем и оригинальным метафизиком.

 

 

«Я думаю; поэтому я существую».


Введение

Рене Декарт был великим французским математиком и философом 17 века. Его считают предшественником рационалистической школы мысли, а благодаря его огромному вкладу в области математики и философии его часто называют «отцом современной философии».0003

Рене Декарт — отец современной философии-PDF

Рене Декарт был великим французским математиком и философом 17 века. Его часто называют «отцом современной философии». Вот загружаемый PDF-файл, чтобы узнать больше.

📥 Рене Декарт — Отец современной философии-PDF

Скачать

Семейная жизнь Рене Декарта

Рене Декарт родился в 1596 году в Ла-Э-ан-Турен, Франция, в семье Иоахима и Жанны Декарт. Его мать умерла, когда ему исполнился год, и в детстве он также оставался довольно больным.

Его и его братьев и сестер воспитывала бабушка, так как их отец был занят другой работой и был членом совета в провинциальном парламенте. Декарт никогда не был женат, но в 1635 году у него родился ребенок от Хелены Янс ван дер Стром. Ребенка назвали Франсин. К сожалению, он умер в возрасте пяти лет от скарлатины.

Образование и карьера Декарта

В 1606 году Рене Декарта отправили в иезуитский колледж в Ла Флеш, основанный в 1604 году Генрихом IV (годы правления 1589–1610). В Ла-Флеш 1200 юношей прошли подготовку для военной инженерной карьеры, судебной системы, государственного управления и т. д.

Помимо классических исследований, естественных наук, математики и метафизики их обучали актерскому мастерству, музыке, поэзии, танцам, верховой езде, и ограждение.

В 1614 году Декарт отправился в Пуатье, где в 1616 году получил степень юриста. , принц Морис. Там его в изучении естественных наук и математики поощрял физик Исаак Бекман, для которого он написал Сборник музыки , свою первую сохранившуюся работу.

В 1619 г.под руководством Бикмана Декарт начал серьезную работу над математическими и механическими задачами и, наконец, оставив службу Мориса Нассауского, планировал отправиться в путешествие по Германии и присоединиться к армии Максимилиана Баварского.

 

 

«Чтение всех хороших книг подобно беседе с лучшими людьми прошлых веков».

Именно в этом году (1619) Декарт находился в Ульме. Ему приснились три сна, вдохновившие его на поиск нового научного метода исследования и создание единой науки.

Вскоре после этого, в 1620 году, он начал искать этот новый метод, начал, но так и не завершил несколько работ по этому методу, включая наброски первых одиннадцати правил Правил направления ума . Он работал над ним в течение многих лет, пока, наконец, не отказался от него навсегда в 1628 году. В это время он также работал над другими, более научно ориентированными проектами, такими как оптика.

С 1634 по 1636 год Декарт закончил свои научные очерки D’optique и Метеоры , который применил свой геометрический метод к этим полям.

Декарт начал работу над «Размышлениями о первой философии » в 1639 году. Первое издание «Размышлений » было опубликовано на латыни в 1641 году, в котором он перечислил шесть наборов возражений и свои ответы. Он опубликовал второе издание в 1642 году, которое также включало седьмой набор возражений и ответов и письмо отцу Дине. Декарт защищал свою систему от обвинений в неортодоксальности.


Какое влияние Рене Декарт оказал на математику?

Рене Декарт был математиком, философом и ученым. Он разработал правила дедуктивных рассуждений, систему использования букв в качестве математических переменных и открыл, как наносить точки на плоскость, называемую декартовой плоскостью.

Эта работа прославила Декарта в истории математики, поскольку она была изобретением аналитической геометрии. Аналитическая геометрия в основном применяет алгебру к геометрии.

Согласно Декарту, математика была единственной вещью, которая была достоверной или истинной.

 

 

«Покоряй себя, а не мир».

Рене Декарт наиболее известен своим философским утверждением «Я мыслю, следовательно, существую» (первоначально на французском, но наиболее известном в латинском переводе: «Cogito, ergo sum»). Ему также приписывают развитие картезианского дуализма (также называемого дуализмом разума и тела), метафизического аргумента о том, что разум и тело являются двумя разными субстанциями, взаимодействующими друг с другом.0003

В области математики его основным вкладом было преодоление разрыва между алгеброй и геометрией, что привело к созданию декартовой системы координат, широко используемой до сих пор.

Он дал четыре основные идеи научного прогресса, а именно:

  1. Никогда ничего не принимайте за истину, пока не будут исключены все причины сомнения.
  2. Разделите проблемы на столько частей, сколько возможно и необходимо для обеспечения адекватного решения.
  3. Мысли должны быть упорядочены, начиная с самого простого и легкого для познания, постепенно восходя и, шаг за шагом, к более сложному знанию.
  4. Делайте перечисления настолько полными, а обзоры настолько общими, чтобы ничего не было упущено.

Декарт считается отцом аналитической геометрии, а также одной из ключевых фигур научной революции.

Его самая известная работа, Meditationes de Prima Philosophia (Размышления о первой философии), была опубликована в 1641 году. В ней он предлагает философское обоснование возможностей наук.


Награды и почести, полученные Декартом

Европейский Союз ежегодно присуждает награду в области науки под названием Премия Декарта. Он был назван в честь французского математика и философа Рене Декарта.

Существует исследовательская премия, которая присуждается группам исследователей, которые «достигли выдающихся научных или технологических результатов посредством совместных исследований в любой области науки, включая экономические, социальные и гуманитарные науки». Номинации для этого были представлены либо самими исследовательскими группами, либо соответствующими национальными органами.

Поступившие предложения (также называемые заявками) оценивались, и объявлялся окончательный список номинантов, из которых пять лауреатов (финалистов) и пять победителей объявлялись на церемонии награждения в декабре каждого года.

Премия за исследования была впервые присуждена в 2000 г. и была прекращена в 2007 г.

Была также премия в области научной коммуникации, которая была учреждена в 2004 г. как часть премии Декарта, но в 2007 г. .

 

 

«Но, по-моему, все в природе происходит математически».

Наследие Рене Декарта

Рене Декарт положил начало современным исследованиям разума в 17 веке. В своих «Размышлениях о первой философии» Декарт начинает с вопросов о том, что он может знать. Он тщательно отделяет все, в чем можно усомниться, от всего, что он принял за правду.

Он был провозглашен первым современным философом и известен тем, что установил важную связь между геометрией и алгеброй, позволив решать геометрические задачи с помощью алгебраических уравнений.

Одним из самых глубоких и прочных наследий философии Декарта является его тезис о том, что разум и тело действительно различны, — тезис, который теперь называется «дуализмом разума и тела».


Когда умер Декарт?

Рене Декарт скончался от пневмонии в возрасте 53 лет. В то время он был в Стокгольме, чтобы помочь королеве Швеции основать академию наук. Королева Кристина, которой в то время было всего 22 года, заставляла его вставать до 5:00 утра для ее ежедневного урока — это оказалось вредным для его здоровья, так как он с детства привык поздно спать, чтобы приспособиться к своей болезненной натуре.

Однажды утром Декарт простудился, что оказалось смертельным, скорее всего, из-за раннего подъема в сочетании с морозными шведскими зимами. Он умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция.

 

 

«Разделите каждую трудность на столько частей, сколько возможно и необходимо для ее решения».


Цитаты Рене Декарта
  • «Я думаю; поэтому я существую».
  • «Если ты хочешь быть настоящим искателем истины, то необходимо хотя бы раз в жизни усомниться, насколько это возможно, во всем. »
  • «Величайшие умы способны на величайшие пороки, а также на величайшие добродетели».
  • «Мало иметь хороший ум, главное правильно им пользоваться.»
  • «Лучше управляется государство, в котором мало законов, и эти законы строго соблюдаются.»
  • «Все самоочевидно.»

Резюме

Итак, мы подошли к концу этой статьи. Короче говоря, Рене Декарт был и философом, и математиком, рационалистом, верившим в причины.

«Отец современной философии», который интересовался «определенными» знаниями и отношениями между телом и разумом. Декарт не был скептиком.

Декарт думал о двух реальностях: мысли и материи. Эти двое не имеют никакого контакта друг с другом. Таким образом, Декарт был дуалистом.

Его вклад в математику заслуживает похвалы. Он ликвидировал разрыв между алгеброй и геометрией, в результате чего появилась декартова система координат, широко используемая до сих пор.

Он умер 11 февраля 1650 года в Стокгольме, Швеция, в возрасте 53 лет.


Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Чем наиболее известен Рене Декарт?

Рене Декарт изобрел аналитическую геометрию и ввел скептицизм как неотъемлемую часть научного метода. Он считается одним из величайших философов в истории. Его аналитическая геометрия стала огромным концептуальным прорывом, связав прежде отдельные области геометрии и алгебры.

Когда родился Рене Декарт?

Рене Декарт (родился 31 марта 1596, Лаэ, Турень, Франция — умер 11 февраля 1650, Стокгольм, Швеция), французский математик, ученый и философ.

Каков вклад Рене Декарта?

Рене Декарт изобрел аналитическую геометрию и ввел скептицизм как неотъемлемую часть научного метода. Он считается одним из величайших философов в истории. Его аналитическая геометрия стала огромным концептуальным прорывом, связав прежде отдельные области геометрии и алгебры.

Рене Декарт был математиком, философом и ученым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *