Основные виды и формы игротерапии: Понятие игротерапия. Ее формы и виды

Игротерапия: основные виды и формы

1. Если в качестве критерия выдвинуть теоретический подход, то можно выделить виды:
• игротерапию в психоанализе;
• игротерапию, центрированную на клиенте,
• игротерапию отреагирования;
• игротерапию построения отношений,
• примитивную игротерапию;
• игротерапию в отечественной психологической практике


2. По функциям взрослого в игре различают
• недирективную игротерапию;
• директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности различают:
• индивидуальную игротерапию;
• групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:
• игротерапию с неструктурированным материалом:
• игротерапию со структурированным материалом.

Игротерапия в психоанализе

Использование игры в коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г Гуг-Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в определенной степени вынужденным. Так, Мелани Кляйн считала, что с помощью анализа можно устранить или, по крайней мере, оказать благотворное влияние на нарушение психического развития ребенка. При этом анализ может оказаться полезным и для развития нормального ребенка, а с течением времени станет необходимым дополнением воспитания.

Однако попытки прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда специфических особенностей детского возраста. Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу.

Поиски обходных путей для разрешения этой проблемы и привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка как удачной замены метода свободных ассоциаций.

Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:

  1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.
  2. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.

М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.

В 1919 г. М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Она считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.

В книге «Дети и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает различия в способе выражения реакции на бомбежку Лондона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пережившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горели, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.

А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.

Вслед за З. Фрейдом Термина Гуг-Гельмут стала одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложившая детям, с которыми проводилась игротерапия, игрушки для того, чтобы они могли выразить себя. Хотя хронологически ее работа предшествует работам А. Фрейд и М. Кляйн, она не сформулировала какого-либо определенного подхода и использовала игровые материалы только с детьми старше 6 лет. Тем не менее она привлекла внимание к тому, как трудно применять методы, используемые в терапии со взрослыми в работе с детьми.

Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии

  1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
  2. Катарсис — форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.
  3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.
  4. Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит невербальный характер.
  5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.
  6. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
  7. Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не связанными с сексуальностью.
  8. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в детском возрасте.

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок,  будучи  свободен  от  давления  и  запретов  со  стороны  социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Игровая терапия, центрированная на клиенте

Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом и В. Экслайн.
Цель такой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.

В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной реализации, саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие либо неблагоприятных средовых условий, либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими, и в первую очередь с родителями и близкими взрослыми. Отношения, связь с другим человеком составляют необходимое условие личностного развития.


Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой, по мнению сторонников недирективной терапии, единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустраций, изначально предопределенных антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым.

Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:

  • нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;
  • низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;
  • высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;
  • эмоциональная лабильность и неустойчивость.

Цели игровой терапии, центрированной на клиенте. Когда мы говорим о целях игровой терапии, центрированной на ребенке, скорее всего имеются в виду терапевтические цели в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого отдельного ребенка.

В общем смысле цели игровой терапии, центрированной на ребенке, согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Необходимое условие, которое часто выпускается из вида, состоит в том, чтобы обеспечить ребенку позитивный опыт роста в присутствии взрослого, который его понимает и поддерживает, с тем, чтобы ребенок мог обнаружить в себе внутренние силы.

Вместе с тем целью коррекции не может и не должно быть прямое изменение личности ребенка, поскольку постановка подобной цели означала бы отвержение ребенка таким, какой он есть, и противоречило бы исходному постулату «клиент-центрированной терапии» — постулату безусловного принятия ребенка.
Коррекция, напротив, должна быть направлена на утверждение уникального «Я» ребенка, его самоценности.

Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих

задач:

  • расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
  • оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок — взрослый»;
  • повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;
  • оптимизация развития «Я-концепции»;
  • повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я».

Основные виды и формы игротерапии

Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
«Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по дисциплине Основные направления деятельности
психолога образовательного учреждения
Тема: «Основные виды и формы игротерапии»
Группа: 7710
Составители: Парфентьева Татьяна, Кривошеев Денис
2
1. Виды (по теоретическому подходу):
— игротерапию в психоанализе;
— игротерапию, центрированную на клиенте,
— игротерапию отреагирования;
— игротерапию построения отношений;
— примитивную игротерапию;
— игротерапию в отечественной психологической практике.
2. По функциям взрослого в игре различают
— недирективную игротерапию;
— директивную игротерапию.
3. По форме организации деятельности различают:
— индивидуальную игротерапию;
— групповую игротерапию.
4. По структуре используемого в игротерапии материала:
— игротерапию с неструктурированным материалом:
— игротерапию со структурированным материалом.
I. Виды (по теоретическому подходу)
3
Игротерапия в психоанализе
Главная проблема в использовании аналитических техник в работе с ребенком
состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода
свободных ассоциаций, позволяющего выявить бессознательные влечения,
подвергнуть их анализу
Поиски обходных путей для разрешения данной проблемы и привели
М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли о возможности использования игры ребенка
как удачной замены метода свободных ассоциаций.
Возможности такого использования игры связаны с двумя ее
характеристиками:
1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет собой символическую
деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и
ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения.
2. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается
свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А
значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения
бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты
и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.
4
Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии:
1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и
взрослым, позволяющего терапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку
символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре
актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
2. Катарсис — форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных
эмоциональных переживаний и освобождению от них.
3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций
ребенка и вербализация чувств.
4. Инсайт представляет собой одновременно и результат и механизм игротерапии. В качестве
результата инсайт можно определить как достижение ребенком более глубокого понимания себя и
своих отношений со значимыми другими. Инсайт не требует интерпретации, разъяснения со
стороны игротерапевта, а достигается ребенком внезапно. В детском возрасте инсайт часто носит
невербальный характер.
5. Исследование (тестирование) реальности. Процесс исследования и апробирования
ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных
отношений.
6. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает
страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к
исследованию новых способов поведения и общения как с взрослыми, так и со сверстниками.
7. Сублимация как перевод и отклонение энергии примитивных сексуальных влечений от их
прямой цели (получения сексуального удовольствия) к социально одобряемым целям, не
связанными с сексуальностью.
8. Сублимация как форма переключения сексуальной энергии на социально одобряемые цели
рассматривается в психоанализе как высшая форма разрешения трудностей развития личности в
детском возрасте.
5
Игровая терапия, центрированная на клиенте
Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых
отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития.
Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:
— нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Яконцепции»;
— низкая степень самопринятия, сомнение и неуверенность в возможностях собственного
личностного роста;
— высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему
миру;
— эмоциональная лабильность и неустойчивость.
Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:
— расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
— оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок — взрослый»;
— повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со
сверстниками;
— развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной
устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и
переживаний;
— оптимизация развития «Я-концепции»; повышение степени самопринятия и
формирование чувства «Я».
6
Игровая терапия отреагирования
В игровой комнате возможны три формы игровой
активности:
1. Освобождение агрессивного поведения: ребенок
швыряет предметы, взрывает воздушные шары или
проявляет формы инфантильного поведения (например,
сосет соску).
2. Освобождение чувств стандартизированных
ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу,
прикладывая куклу к груди матери.
3. Освобождения чувств путем воссоздания в игре
специфического стрессового опыта из жизни ребенка.
7
Игровая терапия построения отношений
В игровой терапии отношений основное внимание уделяется силе эмоциональных
отношений между терапевтом и клиентом. Не прилагается никаких усилий для того,
чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания находятся,
прежде всего, сиюминутные чувства и реакции.
Цель проводимой в рамках терапии отношений коррекции состоит не в том, чтобы
изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», чувство собственной
ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними
источниками саморазвития. Ограничение целей терапии задачами личностного
самоопределения, самоактуализации и свободы реального самовыражения определяет
круг специфических проблем, подлежащих коррекции в рамках данного подхода:
нарушение роста «Я»; самонеадекватность; сомнение и неуверенность в возможности
собственного личностного роста и обусловленные ими тревожность и враждебность
ребенка к окружающим.
Основной механизм достижений коррекционных целей — установление отношений,
связей между игротерапевтом и клиентами, с помощью которых игротерапевт
демонстрирует неизменное и полное принятие ребенка, его установок и ценностей и
выражает постоянную и искреннюю веру в ребенка и его способности.
8
Примитивная игровая терапия
Основная цель начальной школы — помочь детям в их
интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном
развитии, предоставив им соответствующие возможности
обучения. Таким образом, главная задача использования игровой
терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь
детям подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания
наилучшим образом.
Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее
эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые
еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является
дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает
детям наиболее эффективно использовать свои способности к
учению.
9
Игротерапия в отечественной психологической практике
Основным принципом игровой коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской, является
воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта. Суть этого принципа
заключается в следующем: чтобы включить в действие механизм перестройки поведения робких в
общении детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились
нежелательные формы поведения.
Целям коррекции, по мнению Б.Д. Карвасарского и А.И. Захарова, служит перенос
отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей
собственными отрицательными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои
недостатки, которые доставляют им неприятности.
В организации терапевтического процесса Захаров выделяет три функции игры:
1. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей
характера ребенка и взаимоотношений с окружающими. Наблюдение за игрой позволяет получить
дополнительную информацию. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует то, что он
когда-либо испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, но иногда она может быть
отдаленной.
2. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и
моторного самовыражения, отреагирования напряжения, страхов и фантазий. Игра придает
конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность организовать свой опыт. Для
ребенка важен процесс игры, а не ее результат. Он разыгрывает прошлые переживания, растворяя
их в новом восприятии и в новых формах поведения. Аналогичным образом он пытается
разрешить свои проблемы и внутренние конфликты, проиграть свое затруднение или смущение.
3. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона
общения и жизненного кругозора, реадаптации и социализации.
10
А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в
игротерапии:
— игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;
— выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;
— руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;
— спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого
игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;
— соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от
возраста детей, сколько от их клинических особенностей;
— игра не комментируется взрослым;
— направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров,
воспроизводимых им и психологом персонажей.
Процесс игровой психотерапии, по Захарову, складывается из четырех взаимно
перекрывающихся этапов:
1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них
деятельностью в виде экскурсий в музей, предметных игр, рассказах об увлечениях.
2. Рассказы сочиняются дома и по очереди рассказываются в группе.
3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. В играх
последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации.
Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и
высокой активности играющих.
4. Обсуждение — заключительный этап игровой психотерапии.
11
II. Директивная и недирективная игротерапия
Директивная (направленная) игротерапия предполагает
выполнение игротерапевтом функций интерпретации трансляции
ребенку символического значения детской игры, активное участие
взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической
игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их
проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и
норм.
Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию
на свободную игру как средство самовыражения ребенка,
позволяющее одновременно успешно решить три важные
коррекционные задачи:
1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.
2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Коррекция отношений в системе «ребенок — взрослый».
12
Цель игры в недирективном подходе — помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства
и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:
— непринужденные дружеские отношения с ребенком;
— игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;
— игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более
открыто и раскованно;
— игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его
внимание на себя самого;
— ребенок — хозяин положения;
— нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;
— терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с
реальной жизнью;
— терапевт — зеркало, в котором ребенок видит самого себя.
Основные функции психологов в ненаправленной игротерапии:
1. Организация эмпатического общения, в котором терапевт создает атмосферу принятия
ребенка, эмоциональное сопереживание ему и коммуникация этого отношения ребенку.
2. Обеспечение переживания ребенком чувства собственного достоинства и самоуважения.
3. Установление ограничений в игре.
В ненаправленной игротерапии, особенно в ее индивидуальных формах, участие взрослого
представляется целесообразным. Здесь игротерапевт принимает на себя двойную функцию:
1. «Идеального родителя», обеспечивающего ребенку полнокровное переживание чувства его
принятия, родительского тепла и восполняющего дефицит позитивных детско-родительских
отношений.
2. «Равноправного партнера по игре», регрессирующего до уровня ребенка и пытающегося
снять его сопротивление терапии, завоевав доверие ребенка уничтожением традиционной
дистанции между ребенком и взрослым.
13
III. Индивидуальная и групповая игротерапия
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным
критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной
потребности в общении, формирующейся на ранней стадии детского развития. Заключение о
наличии у ребенка социальной потребности, решающим образом определяющей успех
проведения групповой терапии, выносится на основании анализа истории каждого случая.
Если для индивидуальной игротерапии противопоказанием может выступать
сверхглубокая степень умственной отсталости ребенка, то для групповой игротерапии круг
противопоказаний расширяется. Таковыми могут быть:
— ярко выраженная детская ревность, выступающая в форме конкуренции с сибсами;
— явно выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности
партнеров по группе;
— ускоренное сексуальное развитие;
— крайняя агрессивность;
— актуальное стрессовое состояние.
Групповая игротерапия — это психологический и социальный процесс, в котором дети
естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только
о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и
является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических
расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить
его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты,
страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
14
IV. Игротерапия с различным материалом
В игротерапии используются как структурированные, так и неструктрированные
игры.
К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных),
агрессивные, с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие
конструктивные и деструктивные намерения. Структурированный материал провоцирует
выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний
(человеческие фигуры), а также коммуникативных действий (игры в телефон, телеграф,
поезда, машины). Предполагается, что возраст детей от 4 до 12 лет является
оптимальным для применения этого метода.
К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения
(прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду
арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). К
неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его
помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует
также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом
особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и
не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность
выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения.
Доклад окончен!
Спасибо за внимание!

Типы игровой терапии и как они помогают

В то время как большая часть нашего контента о христианском консультировании посвящена терапевтическим услугам для взрослых, консультирование и терапия для детей требуют особого подхода. Традиционные терапевтические методы для взрослых не всегда адекватно учитывают потребности развития детей. Дети и подростки имеют другой набор потребностей и стилей общения, чем взрослые клиенты. Игровая терапия для детей предлагает методы, которые помогают детям найти то, где они находятся, и позволяет профессионалам наблюдать и использовать любые указанные вмешательства. Эффективность этого типа терапии подтверждена исследованиями и может быть наиболее эффективным способом охвата и лечения наших самых маленьких клиентов.

Что такое игровая терапия?

Ассоциация игровой терапии определяет этот терапевтический подход следующим образом:

«Систематическое использование теоретической модели для установления межличностного процесса, в котором обученные игровые терапевты используют терапевтические возможности игры, чтобы помочь клиентам предотвратить или решить психосоциальные трудности и достичь оптимального роста». и развитие».

Поставьте нам лайк, если вам понравился этот контент.

Другими словами, детские игровые терапевты основывают свою оценку и вмешательство не на разговоре, как со взрослыми клиентами, а на основном способе взаимодействия ребенка с миром — игре.

Целью этого вида терапии является помочь ребенку справиться или преодолеть трудности либо в себе, либо в своих обстоятельствах, или даже в том и другом. И цель также состоит в том, чтобы убедиться, что ребенок растет и развивается как можно лучше.

Три года считаются минимальным возрастом для начала эффективной игровой терапии, и большинство терапевтов интегрируют или заменяют другие формы терапии для подростков в возрасте 13-17 лет. Игровая терапия для детей может использоваться в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией, арт-терапией, разговорной терапией и т. д.

Согласно Healthline, во время сеансов игровой терапевт будет наблюдать за ребенком, помогать ему вникать в свои эмоции и любые травмы, которые он пережил, обучать его здоровым механизмам и помогать ему изменить неуместное поведение, используя специальные методы лечения, разработанные эксперты.

Несколько различных специалистов обучены использованию этого типа терапии, в том числе социальные работники, поведенческие и профессиональные терапевты и, конечно же, психологи и психиатры. Этот терапевтический метод можно использовать в амбулаторных терапевтических кабинетах, а также в больницах, приютах для жертв домашнего насилия, школах и т. д.

Зачем играть в терапию?

Будучи родителями, учителями или опекунами, когда мы сталкиваемся с проблемным ребенком, нашей первой реакцией может быть обсуждение с ним его проблемы. Но хотя некоторые дети, особенно дети старшего возраста и подростки, хотят общаться вербально, это не всегда лучший способ справиться с серьезными проблемами.

В отличие от взрослых, которые получают пользу от разговорной терапии, ребенку не хватает вербального, когнитивного и эмоционального развития, чтобы эффективно выражать себя с помощью слов. Младшие дети, вероятно, не могут или не хотят выражать степень своих эмоций вербально.

Вот почему этот тип терапии был разработан как эффективная техника вмешательства для детей. И причина, по которой игра так важна в терапевтических условиях, проста: игра очень важна для развития детей.

Согласно Good Therapy:

«Неврология показала, что большая часть роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни ребенка, и игра вносит значительный вклад в развитие взаимосвязей между нейронами».

Игра необходима и детям старшего возраста. А поскольку игра имеет решающее значение для развития мозга, она продолжает помогать детям общаться и обрабатывать свои эмоции на протяжении всего детства. В игре дети раскрывают свои скрытые эмоции и переживают трудные обстоятельства.

В концлагерях и гетто во время Холокоста было замечено, что дети имитируют некоторые из ужасающих реалий, которые они видели вокруг себя. Джордж Эйзен, автор книги «Дети и игры во время Холокоста», 9 лет.0038 отмечает: «Вместо того, чтобы играть в игры, которые помогли бы им избежать страданий, эти дети в возрасте от 2 до 14 лет часто играли в игры, отражающие их окружение», включая «Газовую камеру» и «Агента гестапо».

Эйзен продолжает: «Игры в любой культуре являются важным средством для понимания реальности… Игра стала естественно отражающим зеркалом всех печалей, смятения и абсурда короткого детского существования».

Хотя это очень печальный пример, он справедлив не только для детей, переживших геноцид или травму. Для каждого ребенка игра – это способ обучения и осмысления жизни. На протяжении всего своего развития они естественным образом будут тяготеть к разным типам игр, будь то куклы, мячи, настольные игры или ролевые игры, но в любом случае они продолжают учиться и воспринимать жизнь через игру.

Тот факт, что игра — это способ осмысления мира, делает игру важнейшей частью детской терапии. Игровая терапия дает специалистам возможность наблюдать за ребенком, проникать в его мир, «слушать» его и предлагать механизмы преодоления, говоря на врожденном игровом языке ребенка.

Согласно Psychology Today, этот терапевтический метод можно использовать для решения многих различных психологических проблем у детей, в том числе:

  • Академические проблемы
  • Аутизм
  • Поведенческие расстройства
  • Неспособность к обучению
  • Проблемы с психическим здоровьем, такие как гнев, тревога или депрессия
  • Социальный/эмоциональный дефицит
  • Стрессовые события, такие как болезнь, жестокое обращение, травма или кризис в семье

Независимо от конкретной проблемы, терапевт может использовать методы, используя игру, чтобы понять и лечить ребенка.

Краткая история

В 1921 году психоаналитик Гермина Хуг-Хельмут начала использовать игровую терапию со своими самыми маленькими клиентами. Она предлагала им игрушки и другие материалы для взаимодействия, а затем наблюдала и оценивала их поведение, когда они играли с этими материалами.

С тех пор ряд исследователей и психологов разработали новые техники и усовершенствовали существующие, чтобы создать область игровой терапии, какой мы ее знаем сегодня. Двое из этих исследователей включают Вирджинию Экслайн и Вайолет Окландер, которые сильно повлияли на наши нынешние терапевтические подходы.

Типы игровой терапии

Благодаря работе этих и других экспертов этот терапевтический метод превратился в два основных метода: недирективная игровая терапия и директива игровая терапия. По данным Play Therapy International: «Квалифицированный практикующий врач примет сочетание обоих подходов в зависимости от обстоятельств».

Недирективная игровая терапия дает ребенку свободу исследовать и управлять своей игрой. Это также известно как игровая терапия, ориентированная на ребенка. При таком подходе ребенку не нужно говорить, если он этого не хочет. «Хорошая терапия» описывает недирективную игровую терапию следующим образом:

«Недирективные игровые терапевты обучены верить в то, что дети способны управлять своим собственным процессом, а не в том, что терапевт навязывает свои собственные идеи о том, что ребенок должен делать в терапии, чтобы пройти через это». любые проблемы, с которыми они могут столкнуться.

Затем ребенок использует игрушки в игровой комнате, чтобы поговорить с терапевтом и поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами. Во время игрового сеанса и в ходе сеансов в игре ребенка возникают темы, что дает терапевту возможность проникнуть в суть переживаний, мыслей, чувств и интерпретаций ребенка».

В директивной игровой терапии терапевт обеспечивает большую структуру, выбирая определенные материалы и направляя игру ребенка, чтобы помочь ему воспроизвести определенные ситуации и выразить свои чувства. (Словарь психологии АПА)

Институт Theraplay использует некоторые методы терапии для улучшения отношений между родителями и детьми, такие как игры и активное участие родителей, а не игрушки и реквизит. Therapy часто используется для детей, которые слишком малы для ненаправленного метода.

Результаты консультирования детей

Работает ли этот тип терапии? Хотя у этого терапевтического метода есть противники, он эффективен и основан на доказательствах. Это растущая область для практикующих психиатров. Поскольку дети проводят больше времени перед экранами и меньше времени в свободной творческой игре, игровая терапия может предложить еще более важные возможности для детей, родителей и терапевтов.

Ассоциация игровой терапии сообщает, что метаанализ более 100 исследований результатов игровой терапии выявил положительный эффект. Независимо от возраста ребенка, пола или причины терапии, положительные результаты были одинаковыми. Наилучшие результаты наблюдались у детей, у которых хотя бы один из родителей принимал активное участие в лечении.

Если ваш ребенок борется с проблемами развития или эмоциональными проблемами, подумайте о том, чтобы записаться на прием к профессиональному игровому терапевту.

Ресурсы:

  • https://www.a4pt.org/page/WhyPlayTherapy
  • https://www.psychologytoday.com/us/blog/contemporary-psychoanalysis-in-action/201601/child-s-play-how-play-therapy-works
  • https://www.psychologytoday.com/us/therapy-types/play-therapy
  • https://www.goodtherapy.org/learn-about-therapy/types/play-therapy
  • http://playtherapy.org/Helping-Children/About-Play-Therapy
  • https://www.healthline.com/health/play-therapy
  • https://www.latimes.com/archives/la-xpm-1989-01-12-we-367-story.html
  • https://www.whiteswanfoundation.org/article/playing-to-heal-how-does-play-therapy-work/
  • https://www.a4pt.org/page/PTMakesADifference/Play-Therapy-Makes-a-Difference.htm
  • https://www.goodtherapy.org/blog/non-directive-play-therapy/
  • https://dictionary. apa.org/directive-play-therapy
  • https://www.socialworktoday.com/archive/051711p20.shtml
  • https://theraplay.org/
  • https://www.theraplay.org/how-theraplay-differs
  • https://playtherapy.uncc.edu/about-play-therapy/play-therapy-toys-materials

Фотографии:
«Украшение камней», предоставлено Зигмундом, Unsplash.com, лицензия CC0; «Building a Tower», предоставлено Маркусом Списке, Unsplash.com, лицензия CC0; «Тротуарный мел», любезно предоставлено Тиной Флёрш, Unsplash.com, лицензия CC0; «Пузыри!» Предоставлено Кэтрин Хэнлон, Unsplash.com, лицензия CC0

ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ЭТА СТАТЬЯ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МЕДИЦИНСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Информация, включая, помимо прочего, текст, графику, изображения и другие материалы, содержащиеся в этой статье, предназначена только для информационных целей. Никакие материалы на этом сайте не предназначены для замены профессиональной медицинской консультации, диагностики или лечения. Пожалуйста, свяжитесь с одним из наших консультантов для получения дополнительной информации.

Что такое игровая терапия? | Виды терапии

Игровая терапия использует игру как способ помочь людям понять и выразить свои мысли и чувства.

В основном используется с детьми, которые не могут выразить словами свои чувства. Игровая терапия помогает им общаться на своем собственном уровне, используя повседневные игровые предметы. Это может помочь им научиться справляться с тем, через что они проходят, развиваться и строить отношения с другими.

Сюзанна Брэдли, игровой терапевт, говорит: «Игровая терапия — это фантастический способ дать человеку возможность исследовать свои чувства и эмоции, если у него нет словарного запаса, чтобы понять или объяснить эти чувства. Это может дать им инструменты, необходимые им для развития отношений в будущем и для уверенности в себе».

Как работает игровая терапия?

Дети естественным образом учатся и развиваются в процессе игры. Игровая терапия строится на этом при поддержке и опыте квалифицированного терапевта.

«Мы работаем с детьми, чтобы помочь им получить доступ к важным мыслям и чувствам, о которых они не подозревают, — говорит Сюзанна.

Существует множество различных способов использования игры в терапии – например, музыкальные инструменты, книги, песочницы, декоративно-прикладное искусство, грязная игра. Это может также включать ролевую игру, в которой дети могут наряжаться или разыгрывать сложные ситуации с маленькими фигурками, мягкими игрушками или марионетками.

Они могут исследовать свои эмоции и «упражняться» в том, как они реагируют и ведут себя, в безопасности терапевтического кабинета и при поддержке терапевта. Затем они могут использовать полученные навыки за пределами терапевтического кабинета.

Сюзанна добавляет: «Дети должны знать, что сеанс игровой терапии — это «их время». Это позволяет им проявлять интерес к себе и знать, что они достойны чьего-то времени и внимания».

Чем занимается игровой терапевт?

Игровой терапевт познакомит ребенка с большим выбором игровых материалов и позволит ему выбрать, с чем он хочет играть.

«В основном этим занимаются дети, — говорит Сюзанна. — Как игровые терапевты, мы не интерпретируем, не реагируем, не осуждаем».

Например, ребенок может играть с куклами во время сеанса. , и терапевт тоже может присоединиться к ним Их воображаемая игра может представлять собой реальные социальные ситуации, которые могут помочь ребенку исследовать свое собственное поведение и реакции

Отношения с терапевтом очень важны для того, чтобы ребенок знал, что его поддерживают, понимают, чувствуют себя в безопасности и способны исследовать свои чувства.

«Это может занять пять или шесть занятий, но создание хороших, доверительных отношений с ребенком абсолютно необходимо, — говорит она. — У некоторых детей никогда не было такого раньше».

Чем может помочь игровая терапия?

Игровая терапия может помочь при различных проблемах и обстоятельствах, включая травмы, тяжелую утрату, тревогу и депрессию. Это может быть полезно для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или расстройством аутистического спектра (РАС), а также для детей, чье поведение и гнев становятся проблематичными.

Он также может иметь льготы для детей, которые переживают разлучение или развод своих родителей, которые подверглись домашнему насилию или жестокому обращению, или которые находятся в больнице или на попечении.

Может ли игровая терапия помочь взрослым?

Игровая терапия также может быть полезна для взрослых, которым трудно выразить свои чувства.

Создает удобную и безопасную среду, в которой люди могут исследовать проблемы, с которыми они сталкиваются, используя присущее каждому творческое начало. Сюзанна говорит: «Как и в случае с детьми, речь идет о доступе к бессознательному, разрушении барьеров и открытии чего-то, что помогает людям исследовать и выражать свои эмоции».

В игровой терапии часто используются метафоры. Игрушки или творческие средства становятся символами, которые представляют чувства, переживания, ситуации и людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *