Основные законы развития способностей одаренности: Способности и одаренность | Интерактивное образование

Содержание

Развитие одаренности детей средствами исследовательской деятельности Панченко Наталия Леонидовна


©stom. tilimen.org 2022
әкімшілігінің қараңыз



  • Панченко Наталия Леонидовна,

  • директор АУ Чувашской Республики

  • «Центр внешкольной работы «Эткер»

  • Минобразования Чувашии,

  • кандидат педагогических наук


Одаренность

  • В современной психологии созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность».

  • «Одаренные дети» — обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.
  • «Детская одаренность» — напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.


В течение 1990-х годов стал преобладать подход, согласно которому одаренность рассматривается как

интегральное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Она изначально не задана генотипом, и не зависит фатально от условий среды. При этом особо подчеркивается, что одаренность — динамическая характеристика

Одаренность



Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития



ИД — деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом;

  • Пароход стал на якорь в гавани, бросив веревочный трап, нижняя ступенька которого касается воды- Ступеньки трапа высотой 200 мм каждая. Если высота прилива 1600 мм, то сколько ступенек он покроет?



Мышление

  • Основа интеллекта – способность формировать и преобразовывать структуры, видеть из в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутой сфере сознания.

    В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Мышление понимается как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры (гештальт-психология)
  • Мышление рассматривается как особый вид познавательной деятельности – генезис мышления, развитие и формирование у детей в процессе обучения. Мышление прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному проявлению преобразованию действительности, направленная на то, чтобы открывать скрытые от непосредственного наблюдения связи.



Основные законы развития способностей ( одаренности)

  • Закон 1 – необходимость биохимического коррелята (выраженных положительных эмоций ) для развития любых способностей

  • Закон 2 – необходимость повышения уровня оптимальной сложности деятельности

  • Закон 3 — высокий ранг ценности развития (саморазвития) в общей системе ценностей личности (ДЖП)



Прогнозирование развития одаренности

  • Метод » развивающего дискомфорта» как профессиональный метод работы с одаренными детьми.

  • Смысл этого метода в «перестраивании» стихийно возникающих и специально организованных эмоционально негативных ситуаций.

  • В результате такого «перестраивания» меняется характер проявляемой активности /прежде всего интеллектуально- личностной/, ребенок и затем подросток тренируется, с одной стороны, успешно выходить из критической ситуации, а, с другой стороны, позитивно отражать эти ситуации в своем текущем и «глубинном» опыте.


Каталог: home
home -> Курса обучения гомеопатии
home -> Детские стоматологические заболевания
home -> Клинический случай поздней диагностики гиперпаратиреоза
home -> Основным клиническим проявлением остеопороза служит перелом костей, развившийся при минимальной травме
home -> Ю. С. Матижева гуз «Республиканский эндокринологический диспансер»


жүктеу/скачать 445 b.


Достарыңызбен бөлісу:

миф или реальность //Психологическая газета

Выявление творческих способностей и одаренности и создание условий для их дальнейшего развития у детей за последние четверть века стали одними из стержневых проблем модернизации системы образования в стране. На многочисленных научно-практических конференциях активно обсуждается система мероприятий, с помощью которых будет обеспечен все больший охват выявленных юных дарований в надежде на то, что их потенциал будет сохранен и развит, а из одаренного малыша обязательно вырастет талантливый взрослый. Как результат — по всей стране активно создаются центры по работе с одаренными детьми, одни телевизионные конкурсы и шоу, демонстрирующие уникальных детей и их достиженя, сменяются другими, издаются популярные и научно-методические рекомендации по воспитанию маленьких гениев.

Но есть ли понимание того, что собой представляет явление одаренности, какова его специфика в детстве и его сущностные характеристики и признаки?

Проблематика одаренности — поиска истоков происхождения высоких человеческих достижений и определения границ человеческих возможностей — пожалуй, самая мифологизированная, парадоксальная и противоречивая область нашего познания. В ней до сих пор нет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов: какова количественная представленность одаренных детей в популяции? каков вклад генетической и социальной обусловленности в природу феномена одаренности? каковы специфические признаки одаренной личности? и т.п., без ответа на которые любая систематическая деятельность по выявлению и развитию одаренности в детстве не будет эффективной. Это в полной мере относится и к самому определению одаренности. Так, еще в середине прошлого века

Б.М. Теплов писал, что нельзя понять одаренность, если ограничиваться лишь анализом способностей. «В этой характеристике личности, которую мы называем одаренность, нельзя видеть простую сумму способностей: по сравнению со способностями она составляет новое качество». Теплов утверждал, что одаренным может быть только человек с большим духовным, интеллектуальным и эмоциональным содержанием, а значит, она не является врожденной характеристикой [11, с. 40]. И эта позиция долгое время доминировала в отечественной психологии. Однако в современных научных публикациях можно встретить утверждение, что «на практике одаренностью называют очень высокий интеллектуальный уровень, проявление выдающихся способностей, выдающиеся достижения… в определенных областях знаний или творчестве…», а «слово одаренный означает наделенный даром от природы (необычными способностями в области науки и искусства, более высоким интеллектом)». Одаренность — «потенциал, существующий с рождения, а не приобретенный в процессе упорных тренировок и обучения» [7, с. 7–8].

Редукция одаренности к наличию у ребенка высоких, не свойственных не только его сверстникам, но и большинству взрослых людей способностей, ставит проблему их «иной», ненормативной природы и, в конечном счете, зависимости одаренности от наличия патологии в психическом развитии. И какие бы альтернативные позиции ни занимали ученые, педагоги, психологи, врачи, как бы ни утверждали с высоких трибун, что все дети — одаренные, но, сталкиваясь с нелюдимым, странным пятилетним шахматным гением, который закатывает истерики, может швырнуть игрушкой в другого ребенка, укусить его, неуправляем в поведении, те же специалисты разводят беспомощно руками: «А что тут можно сделать? Он же одаренный, они все такие…»

Эта идея имеет долгую предысторию. Так, К. Юнг считал, что: «Тесное родство даровитости с патологическим вырождением усложняет проблему воспитания таких детей. Одаренность не только (и это чуть ли не правило) компенсируется некоторой неполноценностью в другой области, но порою идет рука об руку даже с патологическим дефектом. Часто почти невозможно решить, что преобладает: даровитость или психопатическая конструкция» [13, с. 49].

На протяжении XX в. появлялись теории, в которых делались попытки объяснения эмпирически выявленной связи «проблемного» развития и одаренности. Первоначально они проводились в рамках биографического метода, где анализировались личностные особенности людей, внесших свой вклад в науку и культуру, выявлялись «странности» их характера, акцентировались нонконформизм, неуживчивость, деспотичность как основные черты личности человека одаренного. Таким образом, в общественном сознании все более закреплялось представление об одаренности как о «иной природе». Затем этот взгляд на «взрослую» одаренность транслировался и на представления об одаренности детской.

Наблюдения за поведением и личностным развитием детей, имеющих незаурядные способности и демонстрирующих выдающиеся результаты, давали пищу для возникновения ряда теорий. Концепция А. Адлера о сверхкомпенсации как механизме появления высоких способностей, то есть рассмотрении дефекта не только как слабости и ограничения, а как позитивного стимула развития, лежит в основе большинства из них. Адлер считал, что «…если какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не справляется вполне со своими задачами, тогда ЦНС и психический аппарат человека принимают на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа… Дефект становится, таким образом, исходной точкой и главной движущей силой психического развития личности…» [2, с. 275–281]. Аналогичную позицию занимал и
В. Штерн
, который полагал, что благодаря компенсации из слабости возникает сила, а из недостатков — способности [12]. Л.С. Выготский также одно время находился под влиянием идей Адлера. Он писал: «Как всякий процесс преодоления и борьбы, и компенсация может иметь два крайних исхода — победу и поражение… Исход зависит от многих причин, но в основном от соотношения степени недостатка и богатства компенсаторного фонда… Всегда и при всех обстоятельствах развитие, осложненное дефектом, представляет творческий процесс (органический и психологический) созидания и пересозидания личности ребенка на основе перестройки всех функций приспособления. Создается новый,
особенный тип
(выделено нами. — М.Б.) развития». Если «…мы знаем, как из слабости возникает сила, из недостатков — способности, то мы держим в своих руках ключ к проблеме детской одаренности», — считал Л.С. Выготский [4, с. 159]. Такая позиция в отношении одаренности плохо сочетается с его же принципом универсальности механизмов психического развития и в норме, и при его патологии.

Данные концепции и в настоящее время широко распространены и в явной или скрытой форме стоят в основании многих исследований детской одаренности. Дисгармоничное развитие одаренных детей объясняется тем, что в его основе «…лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возрастного развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. … Его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств… Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в “группу риска”» [8, с. 24].

Таким образом, фактически констатируется, что дети, у которых есть ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей, опережающее сверстников интеллектуальное развитие или же феноменальное развитие только одной психической функции (обычно это восприятие или память), как правило, имеют проблемы или в обучении (вплоть до отсутствия обучаемости), или в адаптации к коллективу сверстников, или отличаются дефицитарностью эмоционального развития и личностным инфантилизмом, или все эти проблемы одновременно.

Отмечается, что такие дети трудно переносят любую деятельность, требующую физических или умственных усилий. Они, имея высокие показатели развития в какой-либо отдельной сфере, в других могут резко отставать от возрастной нормы. Симптоматика, которую психиатры, неврологи и нейропсихологи обычно относят к проявлениям патологии развития или дизонтогенеза — нарушения хода нормального развития (например, дефекты речевого развития, дефицит внимания, проявления сенсомоторного недоразвития, эмоциональной лабильности и др.), — приписывается феномену одаренности как «оборотная сторона» высоких способностей, как его специфическая черта. Если одаренность и высокие способности являются следствием какого-либо дефекта развития, то соответственно решается и вопрос о специфичности для одаренности возникающих у ребенка проблем. Дефект рождает как высокие способности, так и проблемы в развитии и социализации ребенка. В 1983 г. для описания такого рассогласования в развитии
Д. Элкинд
вводит понятие «twice-exceptional students» — «дважды исключительные учащиеся» [14].

Такой взгляд на детскую одаренность наиболее последовательно изложен в концепции Ж.-Ш. Террасье, президента Национальной ассоциации Франции по изучению детей с ранним интеллектуальным развитием. Террасье утверждает, что интеллектуально одаренным детям свойственен синдром диссинхронии — комплекс проблем, сопровождающий развитие такого ребенка. Он выделяет внешнюю диссинхронию как комплекс специфических трудностей адаптации к среде, в первую очередь образовательной, и внутреннюю — резкое несоответствие в развитии отдельных психических функций самого ребенка [15]. Вслед за Террасье в современных эмпирических исследованиях доказывается, что многие трудности в поведении и обучении детей, имеющих яркие достижения и способности, вызваны диссинхронией, неравномерностью развития высших психических функций (ВПФ), когда на общую линию развития накладываются индивидуальные вариации: одни функции развиты у ребенка лучше, чем в среднем у сверстников, а другие — хуже.

«…Для значительного числа одаренных детей и подростков характерно неравномерное развитие, при котором ускоренное развитие одного из психических процессов сочетается с нормальным или даже замедленным развитием другого. В соответствии с этим выделяются феномены интеллектуальной и психомоторной диссинхронии, интеллектуально-аффективной диссинхронии и другие. Неравномерно может развиваться и отдельная личностная сфера — эмоциональная, интеллектуальная и т.п. … Именно неравномерность психического развития способствует возникновению сложных эмоционально-личностных проблем у одаренных детей» [3, с. 138].

Наше исследование детей с «двойной исключительностью», начатое двадцать лет назад, базируется на понимании одаренности как сложного системного свойства личности, которое не сводится только к наличию высоких способностей в какой-то определенной сфере и может проявиться на любом этапе жизни человека. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал [8]. Рассмотрение одаренности в детстве как результата интеграции способностей, мотивационного, эмоционального и волевого развития, проявляющегося в способности к развитию деятельности по своей инициативе, позволило определить основные факторы ее развития в детстве и определить психологические механизмы возникновения дисгармоничного типа развития одаренности [3].

Исследование показало, что одаренные дети (или, что более корректно, дети с признаками одаренности) не являются некой монолитной группой, имеющей универсальные характеристики. Проявления одаренности, безусловно, уникальны. Но, если следовать принципу Л.С. Выготского об универсальности механизмов человеческого развития, надо признать, что сама по себе одаренность не является иным типом развития по отношению к общим механизмам психического развития в детстве. Ее развитие, на наш взгляд, отражает становящуюся человеческую индивидуальность, реализуемую в деятельности. Мы считаем, что тип развития является общепсихическим «контекстом» реализации одаренности, а не ее сущностной характеристикой.

Мы предположили, что дисгармоничный тип развития одаренности, выделенный авторами РКО для объяснения феноменов «проблем одаренных» детей, в том числе имеющих «двойную исключительность», формируется в связи с нарушением функциональной организации психических процессов, то есть является следствием дизонтогенеза. Не являясь специфичной для феномена одаренности проблемой развития, наличие дизонтогенетических факторов может стать механизмом, блокирующим потенциал одаренности в детстве. Чтобы сохранить у ребенка потенциал одаренности, требуется организация такой коррекционной помощи, какая была бы оказана любому ребенку с подобными проблемами в развитии, вне зависимости от наличия или отсутствия у него выдающихся способностей и достижений.

Проведение тщательного нейропсихологического обследования детей1 с «двойной исключительностью» и соответствующей коррекционной работы с ними подтвердило нашу позицию, что нельзя, исходя только из высокого развития отдельной функции (или ряда функций), оценивать ребенка как одаренного, и позволило вывести феномены дезадаптации и дисгармонии из-под «крыши» феномена одаренности. Нетождественность этих феноменов влечет за собой нетождественность и методов выявления, и технологий психологического сопровождения.

Надо согласиться, что механизм компенсации в формировании высоких способностей существует, и его очень часто принимают за проявление не просто одаренности, а ее высшей формы — гениальности. В качестве доказательной базы истинности теорий «сверхкомпенсации» и «диссинхронии» приводятся истории жизни людей, которые попадали по способности логически мыслить, говорить, способности к самообслуживанию в «нижние» 0,05% человеческой популяции, а в области своего дара — в 0,01% высших возможностей людей. Данный феномен получил название «савантизм» (от фр. savant — «ученый»). Саванты имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний или феноменальное развитие какой-то отдельной психической функции, контрастирующие с общей ограниченностью личности, вызванной наличием грубых психических отклонений. Именно природа савантов — людей с крайними проявлениями «двойной исключительности» — вызывает недоверие к предлагаемому нами подходу к одаренности как системному свойству личности, которое несводимо к высоким способностям, какими бы феноменальными они ни были. Казалось, необучаемые и замкнутые в своем особом мире дети — с синдромом Дауна, страдающие аутизмом или другими тяжкими психическими отклонениями — вдруг проявляют выдающиеся способности. Как им можно отказать в признании их одаренности?!

Данная феноменология также требует переосмысления. Рассмотрим только один пример, блестяще описанный журналистом и психологом Е.Б. Савостьяновой. Ее статья «Дерек Паравичини: инвалидность и уникальный дар — две стороны одной медали» о 34-летнем джазовом музыканте размещена на самых разных сайтах в интернете.

«Он гастролирует по всему миру, записывает альбомы, получает награды, играет со знаменитыми музыкантами, для него сочиняют фортепианные концерты, о нем снимают фильмы.

Дерек слеп от рождения, у него аутизм и глубокая умственная отсталость. Он способен распознать 20 нот в аккорде (средний музыкант — пять), повторить любую мелодию, которую когда-либо слышал, и не просто повторить, а внести в нее нечто свое. Но он не может сам одеться, умыться, сходить в туалет, не знает, где право, где лево. Все, что у него есть, — это слух, уникальный абсолютный слух, которым наделен один из 10 000 людей.

В голове Дерека — огромная фонотека, там хранится все, что он слышал когда-либо на протяжении своей жизни. Он живет в мире звуков, которые воспринимает совсем не так, как обычные люди. Нельзя сказать, что музыка для него все. Для него все — музыка. Любой звук — шум, стук, скрип — Дерек воспринимает как музыкальный» [10].

Наверно, по отношению к ребенку с глубокой инвалидностью так говорить кощунственно, но в сравнении с другими такими же детьми Дереку Паравичини в жизни повезло. Он рос в семье, которая имела возможность создать условия для его существования. Няня, пытаясь чем-то занять «странного» малыша, подсунула ему в качестве игрушки старый электроорган, клавиатуру которого Дерек освоил уже к двум годам. Родители, видя успехи ребенка в этом и полное отсутствие их — в других сферах жизни, стали искать специалистов. Сколько детей с глубокой инвалидностью — мальчиков и девочек, обладающих уникальными природными способностями, — не имели шанс встретить своего взрослого, того, кто смог природную способность превратить в талант. А в жизни Дерека появился педагог и психолог Адам Окелфорд, который, сразу распознав огромный потенциал мальчика, вызвался заниматься с ним.

«Учителю предстояло теперь наладить отношения с мальчиком, живущим в собственном мире, и сделать из него музыканта, всемирно известного пианиста. Неизвестно, какая из двух задач была сложнее, но Окелфорду удалось решить обе. Сегодня уникальный талант Дерека Паравичини сочетается с потрясающей техникой — результатом многих часов упорных занятий», — пишет Е.Б. Савостьянова.

Повышенная избирательная чувствительность, сензитивность к отдельным явлениям окружающего ребенка мира многими учеными относится к безусловным признакам одаренности. Но история Дерека говорит о том, что сама чувствительность не станет одаренностью, не перерастет в талант. Как гуление младенца не станет человеческой речью — способностью в слове выражать свои мысли и чувства, если с ребенком не разговаривать, так и восприятие звуков, цвета, форм, знаков само по себе не станет талантом музыканта, художника, математика. Но для подлинной одаренности недостаточно только научить «говорить», коммуницировать с внешним миром. Для того чтобы способность стала одаренностью, нужно не только успешное освоение культуры, а способность к ее развитию, обогащению. Является ли Дерек Паравичини одаренной личностью, решит экспертное сообщество музыкантов и Его Величество — Время.

В любом случае история становления таланта Дерека Паравичини заслуживает особого внимания специалистов как история педагогического подвига и иллюстрация того, что подлинная одаренность лежит на пути вхождения ребенка в человеческую культуру, каким бы он трудным ни был. В одиночку этот путь проделать никому не дано.

Итак, дисгармоничный тип развития ведет за собой серьезные проблемы не только эмоционально-личностного плана, но и в обучении ребенка, имеющего высокие способности. Появление таких проблем, связанных в основном с нарушениями в функциональной организации психических процессов разной этиологии, на наш взгляд, не является специфическим для феномена одаренности и требует для их преодоления специально организованного коррекционного вмешательства.

Здесь необходимо отметить роль семьи ребенка. Родители «выдающихся» детей очень часто боятся обращаться к специалистам за помощью не только из-за того, что порой не замечают проблем у ребенка или считают, что они пройдут сами. И не только из-за боязни, что проблемы ребенка станут известны в школе или детском саду, а из страха, что с исчезновением проблем исчезнут и высокие способности у их детей. Дисгармоничность одаренности — тот миф, который является оправдательной базой при отсутствии адекватной помощи со стороны взрослых по преодолению ребенком проблем в его развитии.

Кроме того, как считает В.Т. Кудрявцев, степень симплификации психического развития в безудержной погоне родителей за результатами в рамках семейной психической общности может значительно превосходить аналогичные эффекты, с которыми мы сталкиваемся в системе образования. В данном случае может идти речь о «разрушении личности изнутри», справедливо заключает Кудрявцев [5, с. 55].

Но ведь обратное тоже верно — чуткая к проблемам и потребностям растущего человека, уважительно относящаяся к его интересам и поддерживающая инициативу, самодостаточная семейная среда может выступать прочной базой развития у ребенка высоких способностей и становления его как личности творческой, одаренной.

Между гармоничным и дисгармоничным типом развития одаренности — тонкая грань, благодаря чему возможен как переход от гармоничного на дисгармоничный путь, так и наоборот. В нашей практике эффективный перевод с дисгармоничного на гармоничный путь мы имели только в случаях тесного контакта и взаимопонимания с родителями ребенка.

Что представляет собой гармоничный тип развития одаренности, возможен ли он или это некая недостижимая идеализация? На наш взгляд, возможен. И, конечно, он не сводится просто к отсутствию проблем развития (они есть всегда в той или иной степени). Очень точно 100 лет назад его описал венгерский психолог Г. Ревеш: «Характерными для юноши, у которого можно предположить одаренность, являются его отношение к окружающему миру, его способ оценивать приятные и неприятные ему вещи, та жадность, с которой он старается воспринимать известные знания, та настойчивость в своем творчестве и серьезность, с которой он знакомится с разными областями искусства и культуры или с разнообразными условиями практической жизни. Способ этих проявлений характерен для талантливости ребенка и для способности его наклонностей к развитию, и одновременно он является предварительным условием для всякой одаренности» [9, с. 10].

Далеко не все дети с признаками одаренности, с которыми нами велась работа, проявят себя как одаренные в будущем, так как именно проблемы, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении таких детей, явились непреодолимой преградой на пути становления их одаренности. Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития не только способностей ребенка, но, в первую очередь, к вопросу формирования его личности, его человечности.

«Не одаренность становится “драмой”, — пишет Эрика Ландау, — а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными… Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным» [6, с. 7].

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Трудные дети: неравномерность развития ВПФ / Т.В. Ахутина, Ю.Д. Бабаева, А.Н. Кричевец // Ежегодник РПО. Психология и ее приложения. Т. 9. — Вып.2. — М.: АНО «Учебно-методическое объединения «ИНСАЙТ», 2002. — С. 324-327.
  2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997.
  3. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика / Д.Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская. — изд. 2-е, перераб. и дополн. — М., 2018. — 239 с.
  4. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Под. ред. Т.А. Власовой. — 1983. — 369 с.
  5. Кудрявцев, В.Т. К проблеме творчества дошкольников // Одаренный ребенок. — 2004. — № 5. — С. 47–66.
  6. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. — М.: Академия, 2002. — 144 с.
  7. Пылаева О.А. Двойная исключительность. Одаренность у детей и ассоциированные проблемы (обзор литературы). — М., 2010.
  8. Рабочая концепция одаренности. — изд. 2-е, расш. и перераб. — М., 2003.
  9. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты. / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2006.
  10. Савостьянова Е.Б. Дерек Паравичини: инвалидность и уникальный дар — две стороны одной медали [электронный ресурс]. — URL: https://www.miloserdie.ru/article/derek-paravichini-invalidnost-i-unikalnyj-dar-dve-storony-odnoj-medali-2/.
  11. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Наука. — 1961. — 312 с.
  12. Штерн В. Умственная одаренность // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2006.
  13. Юнг К.Г. Феномен одаренности // Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкиной. — М.: ЧеРо, 2006.
  14. Elkind J. The hurried child. Reading, MA: Addison-Wesley. Fox:, L., Tobin, D., & Schiffman, M. (Eds.). Learning-disabled/gifted children. Baltimore, MD: University Park Press. 1983.
  15. Terrasier J.-Ch. Dysynchrony: uneven development //The psychology of gifted children / J. Freeman (Eds.). — Chichester. J. Wily & Sons. 1985. P. 265–274.

Сноски:

1 В этой работе принимала участие Т.Г. Горячева, специалист по детской нейропсихологии и психосоматике, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Российского национального исследовательского университета им. Н.И. Пирогова.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ ИИДСВ РАО по проекту № 25.9403.2017/8.9 — «Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве».

Источник: Богоявленская М.Е. Дисгармоничность одаренности: миф или реальность // Современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развитие образования: сборник научных статей участников I Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 16–18 апреля 2018 г. Том 2. М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2018. С. 38–50.

Фотография: архив «Психологической газеты».

Характеристики и черты одаренных детей

Характеристики и черты одаренных детей

Одаренные дети часто выделяются. Являетесь ли вы родителем, педагогом или учеником, вы, вероятно, здесь, потому что вы заметили что-то необычное в ученике или в себе, если вы являетесь этим учеником. Те, у кого нет опыта в области одаренного образования, могут чувствовать, что одаренные дети выделяются своими хорошими оценками или высокими достижениями. Тем не менее, многие из нас, кто работает с одаренными детьми, знают, что они отличаются от других по другим причинам, таким как причудливое чувство юмора, их интенсивные вопросы или их отказ сидеть на месте в классе и повторять математические факты, когда они предпочли бы обсуждать их. природа бесконечности. Поиск одаренных черт у детей может предоставить информацию родителям, педагогам и самим учащимся, чтобы они могли решить, хотят ли они пройти тестирование интеллекта, ускоренное обучение или просто лучше понять, кто эти дети.

Что такое одаренность?

По своей сути, одаренность — это отличие, основанное на мозге, которое вносит свой вклад в наш яркий и нейроразнообразный мир. Это неврологическое различие означает, что у глубоко одаренных учащихся траектория интеллектуального, академического и социально-эмоционального развития иная, чем у нейротипичных людей. Эти различия подробно описаны в «Нейронауке одаренности», серии статей GRO, организации по исследованию и распространению информации о одаренных.

Цитируя любимого лидера в области образования для одаренных, доктора Джима Делайла, «Одаренность — это врожденная способность обнаруживать и понимать мир сложными способами, которые значительно отличаются от возрастных норм». ( Понимание вашего одаренного ребенка изнутри , стр. 8). Важно отметить, что Делиль делает различие, что одаренность не всегда очевидна, просто глядя на достижения ученика. Это часто является источником напряженности при защите высокоодаренных детей, которые могут казаться средними или даже ниже среднего в школе. Родители и специалисты в области образования часто слышат одни и те же мифы об одаренных учащихся и должны сделать дополнительный шаг, чтобы узнать о своей одаренности, чтобы лучше удовлетворять потребности этой группы населения.

Как и большинство людей, высокоспособные ученики — это уникальные личности с разнообразными и многогранными талантами и интересами. Некоторые демонстрируют мастерство в нескольких областях, в то время как другие преуспевают в одном предмете. Идентификация одаренных часто основывается на сочетании тестирования одаренных и более качественных наблюдений за одаренными характеристиками и поведением.

Общие характеристики одаренных детей:

  • Способность понимать материал на несколько классов выше своих сверстников
  • Удивительная эмоциональная глубина и чувствительность в юном возрасте
  • Сильное чувство любопытства
  • С энтузиазмом относится к уникальным интересам и темам  
  • Причудливое или зрелое чувство юмора 
  • Креативное решение проблем и творческое самовыражение 
  • Быстро усваивает информацию с небольшим количеством повторений
  • Самосознание, социальная осведомленность и осведомленность о глобальных проблемах 

Национальная ассоциация одаренных детей перечисляет дополнительные черты одаренности, которые могут оказаться полезными для родителей. Конечно, каждый одаренный учащийся уникален, и у них может проявляться сочетание этих черт или только двух очень интенсивно, или, возможно, вы обнаружите, что ни одна из них вообще не подходит.

Какие черты глубоко одаренных детей?

Глубоко одаренные люди набирают 99,9-й процентиль по IQ и тестам достижений и обладают исключительно высоким уровнем интеллектуального мастерства.

Характеристики глубоко одаренных людей могут включать:

  • Быстрое понимание : развитая способность быстро учиться и обрабатывать информацию в сочетании с потребностью в постоянной умственной стимуляции; глубоко одаренные учащиеся часто работают в другом темпе, чем их нейротипичные сверстники, — продвигаясь вперед или делая паузы, чтобы глубже погрузиться в интересующие их области.
  • Интуитивное понимание основ : трудности с концентрацией внимания на задачах, не требующих интеллектуального напряжения, включая повторяющиеся материалы или механические задания; глубоко одаренным детям часто требуется меньше практики, чтобы овладеть идеей или концепцией.
  • Склонность к сложности : Необходимость понимать «общую картину» того, что они изучают; они могут задавать бесконечные вопросы «почему» или предпочитают учиться от целого к частям, а не от части к целому.
  • Потребность в точности : Понимание нюансов и потребность в точности в мышлении и выражении; они могут часто отвечать на вопросы словами «это зависит от…» и могут испытывать трудности с оценками с множественным выбором, которые требуют от них принятия окончательных решений без обширного контекстуального фона вопросов.
  • Высокие ожидания : Склонность предъявлять к себе и другим высокие стандарты, что иногда может проявляться как перфекционизм или очень определенное чувство справедливости; это может привести к проблемам при понимании правил, установленных другими, или при взаимодействии со сверстниками того же возраста, которые не придерживаются тех же стандартов.
  • Отличающиеся интересы : Живое воображение и нишевые интересы могут затруднить общение со сверстниками того же возраста; глубоко одаренные учащиеся могут искать детей старшего возраста или взрослых, которые разделяют их интересы, или они могут общаться с детьми младшего возраста, которые гибки в своем мышлении и занимаются воображением.

Часто очень умные молодые люди не идентифицируются должным образом и, таким образом, не получают надлежащего сложного образования. Исследования показывают, что это может привести к неуспеваемости или даже к отчислению из школы — исследования показывают, что 40 процентов всех одаренных учащихся могут быть неуспеваемыми (9).0005 Справочник по обучению одаренных , с. 424). Институт Дэвидсона существует для того, чтобы помочь этим маленьким, способным детям добиться признания в общенациональном разговоре об одаренности, и работает непосредственно с семьями, чтобы помочь им раскрыть свой потенциал.

Узнайте больше об одаренности:

  • Как определить, что ребенок одаренный
  • Тестирование и оценка одаренных
  • Программы для одаренных и стипендии
  • Социальные и эмоциональные ресурсы для одаренных детей

Идентификация одаренных | CDE

Перейти к основному содержанию

Вы здесь

Главная

Перейти к разделу:

Определения

Описание

Правила ЕЭК ООН

Ресурсы

Определения

Закон об исключительном образовании детей (ECEA) определяет «одаренных» детей как: в одной или нескольких областях настолько исключительны или развиты настолько, что требуют специальных условий для удовлетворения своих потребностей в образовательных программах. Одаренные дети в дальнейшем именуются одаренными учениками. Одаренные дети в возрасте до пяти лет также могут быть обеспечены специальными дошкольными образовательными услугами. К одаренным учащимся относятся одаренные учащиеся с ограниченными возможностями (т.е. дважды исключительные) и учащиеся с исключительными способностями или потенциалом из всех социально-экономических, этнических и культурных слоев населения. Одаренные учащиеся способны к высокой успеваемости, исключительной продуктивности или исключительному поведению в обучении благодаря любому из этих 9 или их комбинации.0097 области одаренности:

  • Общие или специальные интеллектуальные способности
  • Особые академические способности
  • Креативное или продуктивное мышление
  • Лидерские способности
  • Изобразительное искусство, исполнительское искусство, музыкальные или психомоторные способности 12.01(16)

ECEA определяет «идентификацию» как:

Процесс оценки, используемый AU для выявления учащихся, соответствующих определению, указанному в разделе 12. 01(16), и для определения образовательных потребностей одаренных учащихся. 12.02(2)(в)



Описание

Идентификационная оценка

Закон об особом образовании детей (ECEA) требует, чтобы все административные единицы (AU) в Колорадо идентифицировали и учащихся в возрасте от 21 до 21 года обслуживали 900 , и четыре года в административных единицах с ранним доступом, чьи способности или компетентность в способностях, талантах и ​​потенциале для достижений в одной или нескольких областях настолько исключительны или развиты, что им требуются специальные условия для удовлетворения их потребностей в образовательных программах. AU включают: школьные округа, Чартерный школьный институт (CSI), административные единицы с несколькими округами и советы кооперативных образовательных услуг (BOCES).

Правила ECEA регулируют разработку AU процедур и процессов для оценки идентификации и принятия решений одаренных, в то же время предоставляя возможности для принятия решений на местном уровне. Управление образования для одаренных предоставляет Руководство по идентификации , чтобы обеспечить единообразие в понимании и применении правил ECEA.

Совокупность доказательств

Оценка означает методы, инструменты и данные, собранные в виде совокупности доказательств (BOE) для использования в идентификации и программировании. [К.Р.С. 22-20-202(5)].

Группа по анализу, состоящая как минимум из одного человека, прошедшего обучение или одобренного в области идентификации и программирования одаренных, проверяет BOE, чтобы принять решение. В то время как некоторые данные в совокупности доказательств будут использоваться для соответствия критериям идентификации одаренных, другие данные или информация могут использоваться для создания профиля учащегося с целью разработки соответствующих вариантов программирования, определенных в расширенном плане обучения (ALP). . Критерии – это правила оценки уровня исключительности для идентификации.

Просмотреть дополнительную информацию о BOE

Переносимость

Правила ECEA определяют «утвержденную штатом» идентификацию учащегося в одной или нескольких категориях передачи одаренности в любой округ в Колорадо . Это определяется как «переносимость».

«Одобрено государством» означает, что AU следовал критериям ECEA для идентификации. Если AU решает идентифицировать учащихся без использования критериев штата, идентификатор учащегося будет , а не переносимым. Если учащийся переезжает в новый AU в Колорадо, AU определяет, соответствует ли идентификация требованиям нового AU. Если учащийся переезжает за пределы штата, удостоверение личности не подлежит переносу. Если учащийся переезжает в Колорадо с удостоверением личности из предыдущего штата, AU определяет, соответствует ли совокупность доказательств учащегося критериям определения одаренности в Колорадо. Критерии идентификации одаренных варьируются от штата к штату.

Универсальный скрининг

АС настоятельно рекомендуется включать универсальный скрининг в процедуры идентификации. «Универсальный скрининг» означает систематическую оценку ВСЕХ учащихся одного класса для выявления учащихся с исключительными способностями или потенциалом, особенно учащихся из традиционно недопредставленных групп населения; и/или скрининг в сочетании с созданием индивидуального профессионального и академического плана каждого студента (ICAP). AU могут подать заявку на получение ежегодных грантовых средств для компенсации стоимости универсальной скрининговой оценки.

Talent Pool

Совокупность доказательств для некоторых учащихся может не привести к формальной идентификации одаренных, но данные могут свидетельствовать о том, что учащийся должен быть включен в «талантливый резерв». AU имеют право самостоятельно определять, разрабатывается ли кадровый резерв и как долго учащийся может участвовать в кадровом резерве. Учащиеся, отобранные для участия в кадровом резерве, получают соответствующие варианты программ и / или вмешательства для решения сильных сторон. Цель кадрового резерва — развивать потенциал с течением времени.

Студенты-военнослужащие

Межгосударственный договор о возможностях получения образования для детей-военнослужащих принял закон, облегчающий перевод детей-военнослужащих из одной школы в другую. Цель Компакта состоит в том, чтобы свести к минимуму сбои в обучении, когда ребенок-военнослужащий вынужден переехать в результате перевода или развертывания.

В Соглашении указано:

Зачисление в образовательную программу:

Если программа предлагается Министерством обороны по вопросам образования (DoDEA), выступающим в качестве принимающего местного агентства по образованию (LEA), она будет признавать зачисление ребенка в образовательных программах на основе текущих образовательных оценок и зачисления в аналогичные программы в направляющем государстве. Такие программы включают, помимо прочего, программы для одаренных и талантливых и изучающих английский язык. Принимающая государственная школа может провести последующую оценку, чтобы гарантировать правильное зачисление ребенка в образовательную программу. Продолжение академической программы ребенка из предыдущей школы и поощрение зачисления на академические и карьерные курсы должны быть главным соображением, когда DoDEA рассматривает вопрос о зачислении переводимого ребенка.


Правила идентификации ECEA

См. правила ECEA для процедур идентификации, кадрового резерва и переносимости


Ресурсы для идентификации

Руководство по идентификации

  • Руководство по идентификации одаренных (PDF)

Вебинары профессионального развития по идентификации

  • Вебинары профессионального развития по выявлению и оценке одаренных

Дополнительные ресурсы идентификации

  • Часто задаваемые вопросы по идентификации одаренных детей (PDF)
  • Портативность для идентификации одаренных (PDF)
  • Конфиденциальность данных для обучения одаренных (PDF)
  • Матрица обычно используемых показателей оценки (PDF)
  • Набор инструментов для выявления талантов
  • Использование ACCESS для изучающих английский язык

Данные об образовании одаренных детей

  • 2018-19 Колорадо Демографические данные об образовании одаренных детей (PDF)
  • 2018-19 Колорадо Демографические данные по образованию для одаренных детей (PDF)
  • Демографические данные об образовании для одаренных детей штата Колорадо, 2019–2020 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *