Основоположник гуманистической психологии: Гуманистическая психология: понятие, основные идеи, теории

Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.

Гуманистическая психология. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Согласно Г.П., устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Олпорт), в особенности творческих (Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я (Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала чел-го Я, целостность и силу переживания к-го призвана поддержать особая форма психотерапии. Роджерс назвал ее терапией, центрированной на клиенте, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, к-й сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в к-й клиенту легче организовать свой внутренний «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности. Понять смысл ее существования (экзистенции). Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически чел-ое в личности, Г. П., неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.

Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной человек. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.

Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как научиться использовать эти ключи. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить и испытать собственную реальность. Для этого терапевт должен быть в состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Необусловленное позитивное внимание должно включать “эмпатическое понимание”. Необходимо, чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.

Специализация «Человекоцентрированный подход» — Магистерская программа «Консультативная психология. Персонология» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Руководитель специализации

 

Здравствуйте, уважаемые абитуриенты! 

Специализация «Человекоцентрированный подход» — уникальная в мире программа подготовки магистров психологии, исследующих и практикующих человекоцентрированный подход в психологическом консультировании, психотерапии, образовании, бизнес-консалтинге, медиации, медицине и в других социальных сферах.

Человекоцентрированный подход — (англ. person-centered approach) — 2-я по своей распространенности в мире после психоанализа система психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная американским психологом К. Роджерсом — одним из основоположников гуманистической психологии. Возникнув в 1940-е гг. в качестве недирективной, или клиенто-центрированной, психотерапии данный подход получил чрезвычайное распространение в 1960-70-е гг., и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на всю область психотерапевтической и консультационной практики.

Основные положения человекоцентрированного подхода: во-первых, внутренняя природа (или сущность) человека позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с другим человеком (другими людьми) существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самопредъявления. Главная задача психотерапевта — создать такую атмосферу общения с клиентом, т. е.: а) принимать его без каких-либо предварительных условий, таким, каков он есть; б) понимать клиента, не оценивая, но сопереживая ему, понимать его не умом, но сердцем; в) быть с клиентом, открыто и откровенно общаясь с ним, не скрываясь и не прячась от него за маской профессионала-эксперта. Только такое общение терапевтично. Именно оно актуализирует, стимулирует и усиливает — фасилитирует — позитивную природу (внутренний потенциал) человека, следствием и проявлением чего и оказывается собственно психотерапевтический эффект — психическое исцеление, оздоровление и развитие человека.
Человекоцентрированный подход, изначально возникший благодаря работам Роджерса в сфере индивидуальной психотерапии и психологического консультирования, получил впоследствии применение и распространение в таких областях, как психология личности, педагогика и педагогическая психология, социальная психология, психология семьи, политическая психология. Современная психотерапевтическая практика в русле человекоцентрированного подхода продолжает развиваться и совершенствоваться, она включает не только индивидуальную, но и групповую работу (например, «группы встреч» — разновидность групповой психологической работы в целях стимулирования личностного роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия эмпатии и конгруэнтности), не только вербальные, но и невербальные техники самоисследования (например, «экспрессивную психотерапию» — работу с клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пения (N. Rogers, 1993). [Большой психологический словарь, Мещеряков, Зинченко, 2007]

Узнать больше и ознакомиться с зарубежной и отечественной литературой о человекоцентрированном подходе:

Статья о Карле Роджерсе со списком литературы на Википедии

Российское общество Человекоцентрированного подхода

Обучение на специализации представляет собой единство трех составляющих:

1.

Научно-исследовательская работа и подготовка магистерской диссертации.

2. Освоение профессиональных компетенций клиент-центрированного психолога-консультанта.
3. Супервизия данных форм со стороны квалифицированных и сертифицированных преподавателей и обучающих психотерапевтов. 

Ведущие преподаватели специализации:

Колпачников Вениамин Валентинович: кандидат психологических наук, доцент, руководитель специализации. Действующий президент Российского общества Человекоцентрированного подхода, Член Центра исследования человека, основанного Карлом Роджерсом в г. Ла Хойа (Калифорния, США). Изучал человекоцентрированный подход и клиенто-центрированную психотерапию в университете гуманитарных исследований (г. Дел Марк, Калифорния, США) и в Центре исследования человека (г. Ла Хойа, Калифорния, США) в 1993-1994 годах, а также на лидерской программе Э. Медоуса «Человекоцентрированный подход в партнерских и деловых отношениях» (г. Ла Хойа, Калифорния, США) в 1999-2002 году.

 Регулярно участвует в международных конгрессах и форумах человекоцентрированного подхода (Буэнос-Айрес, Аргентина, Санг-Диего, США, Париж, Франция и др.). Поддерживает отношения с учениками и последователями К. Роджерса. Клиент-центрированный психотерапевт, фасилитатор и супервизор со стажем более 20 лет.

Орлов Александр Борисович: доктор психологических наук, профессор, автор множества научных работ, член редсоветов ведущих научных журналов по психологии. Основатель и первый президент Российского общества Человекоцентрированного подхода. Непосредственный частник группы-встреч с Карлом Роджерсом в 1986 году. Проходил обучение у Натали Роджерс, дочери Карла Роджерса. Автор, соавтор, составитель, научный редактор книг и журналов по психологии, психотерапии и педагогике. Переводчик книг и трудов Карла и Натали Роджерс. Клиент-центрированный психотерапевт, фасилитатор и супервизор со стажем более 30 лет.


Преимущества обучения на специализации «Человекоцентрированный подход»:

—  Атмосфера свободы, уважения, внимания, диалога, понимания, принятия, исследования, самоисследования
—  Возможность проявлять творчество, инициативу, предлагать и реализовывать что-то новое
—  Прохождение практики психологического консультирования под супервизией (5 встреч)
—  Мастер-классы, лекции, телемосты ведущих специалистов в области человекоцентрированного подхода
—  Включенность в жизнь Российского общества Человекоцентрированного подхода
—  Скидки и льготы на участие в международных мероприятиях человекоцентриванного подхода
—  Ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция Общества Человекоцентрированного подхода с международным участием
—  Всероссийский энкаунтер и Мужская группа-встреч Российского общества Человекоцентрированного подхода

Выпускники, прошедшие подготовку по специализации «Человекоцентрированный подход»:

—  обладают необходимыми исследовательскими компетенциями в области психологии личности, психологического консультирования и психотерапии для продолжения обучения в аспирантуре
—  располагают базовыми знаниями, умениями и навыками в области клиент-центрированной психотерапии, что позволяет им работать в качестве психолога-консультанта
—  способны осуществлять эффективную профессиональную деятельность в разнообразных психологических центрах и службах, в сфере частной консультационной и психотерапевтической практики
—  способны применять компетенции человекоцентрированного подхода в таких областях как образование, медицина, искусство, спорт, масс-медиа, бизнес и наука

Важная информация:
Как поступить на программу «Консультативная психология.

Персонология»?
Выпускники о специализации «Человекоцентрированный подход»
Интервью с координатором международного сообщества по пре-терапии


Партнеры:

Center for Studies of the Person
World Association for Person Centered & Experiential Psychotherapy & Counseling 
Центр психологического консультирования «ТРИАЛОГ»

Успешно прошедшие подготовку по специализации «Человекоцентрированный подход» вместе с дипломом магистра психологии НИУ ВШЭ получают сертификат Российского общества Человекоцентрированного подхода. 


Данный сертификат удостоверяет достаточность теоретической подготовки, полученной выпускниками специализации «Человекоцентрированный подход» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» для международной сертификации на уровень «Психолог- консультант».

СохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранитьСохранить

Видеоинтервью с Дионом Ван Верде

 

Доктор Абрахам Маслоу, основатель гуманистической психологии, умер

Доктор Абрахам Маслоу, основатель гуманистической психологии, умер

https://www. nytimes.com/1970/06/10/archives/dr-abraham-maslow -founder-of-humanistic-psychology-dies.html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Авторы… The New York Times Archives

См. статью в исходном контексте с
10 июня 1970 г., стр. 47Купить репринты

Посмотреть на Timesmachine

TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.

Об архиве

Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.

Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.

МЕНЛО ПАРК Калифорния, 9 июня — Dr. Авраам Маслоу, профессор психологии Университета Брандейса в Уолтеме, штат Массачусетс, и основатель того, что стало известно как гуманистическая психология, умер вчера здесь от сердечного приступа. Ему было 62 года.

Доктор Маслоу закончил один год из четырехлетнего гранта на написание и исследование, предоставленного здесь Фондом Лафлина.

Он написал полдюжины книг по психологии. Среди них были «Мотивация и личность» (1956) и «К психологии науки» (19).66).

Его гуманистическая психология, которая была названа третьей школой психологии, наряду с психологией Фрейда и бихевиоризмом, впервые была изложена в статьях, написанных д-ром Маслоу в 1943 году. Это Syna non, реабилитационный центр для наркозависимых, и Esalen Institute, один из самых известных центров, практикующих групповую форму психотерапии.

Доктор Маслоу был бывшим президентом Американской психологической ассоциации. Он был редактором и автором статей в журналах по психологии. Он разработал многие концепции, широко используемые как психологами, так и в промышленности, в том числе теорию иерархии потребностей.

Доктор Маслоу родился в Бруклине в 1908 году. Он получил все степени в Университете Висконсина: B. A. в 1930 г., магистр искусств в 1931 г. и доктор философии. в 1934 году. Он получил почетную степень Университета Ксавьера в Цинциннати.

Он преподавал в Бруклинском колледже и Педагогическом колледже Колумбийского университета, прежде чем присоединиться к штату Брандейс в 1951 году. Брандейсом он был Филипом Мейерсом, профессором психологии и с 1951 по 1961 год заведующим кафедрой психологии.

Получив здесь грант, он исследовал природу зла в человеке.

Выжили его вдова Берта; две дочери, миссис Джером Каплан из Колумбуса, штат Огайо, и Эллен из Нью-Йорка; три брата. Гарольд. Пол и Льюис Маслоу; две сестры. Миссис Митчелл Моррис и миссис Оскар Льюис, с?? антрополога и автора, и один внук.

Ранние новаторы – Ассоциация гуманистической психологии – AHP

Абрахам Маслоу

Основатель AHP — Абрахам Маслоу (1 апреля 1908 г. — 8 июня 19 г.).70) был американским профессором психологии в Университете Брандейса, Бруклинском колледже, Новой школе социальных исследований и Колумбийском университете, который создал иерархию потребностей Маслоу. Он подчеркнул важность сосредоточения внимания на положительных качествах людей, а не на рассмотрении их как «набора симптомов».
Издатель Морис Бассет опубликовал 29 часов лекций и семинаров Абрахама Маслоу в Институте Эсален, Биг-Сур, Калифорния, с середины и конца 1960-х годов.


Карл Роджерс
Основатель AHP

— Карл Роджерс (8 января 1902 — 4 февраля 1987) был влиятельным американским психологом и одним из основоположников гуманистического подхода к психологии. Роджерс широко известен как один из отцов-основателей психотерапевтических исследований и был удостоен за свои новаторские исследования Премии Американской психологической ассоциации за выдающийся научный вклад в 1919 году.56. Человекоцентрированный подход, его собственный уникальный подход к пониманию личности и человеческих отношений, нашел широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиент-центрированная терапия), образование (личностно-центрированное обучение), организациях и других группах. настройки. За свою профессиональную деятельность он был награжден премией APA за выдающийся профессиональный вклад в психологию в 1972 году. Ближе к концу своей жизни Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира за свою работу с национальными межгрупповыми конфликтами в Южной Африке и Северной Ирландии. В эмпирическом исследовании Haggbloom et al. (2002) с использованием шести критериев, таких как цитирование и признание, Роджерс оказался шестым среди самых выдающихся психологов 20-го века и вторым среди клиницистов после Зигмунда Фрейда.


Вирджиния Сатир
Основатель AHP

— Вирджиния Сатир (26 июня 1916 — 10 сентября 1988) была американским писателем и психотерапевтом, особенно известным своим подходом к семейной терапии и работой с системными расстановками. Она широко известна как «Мать семейной терапии». Ее самые известные книги: «Совместная семейная терапия», 1964 г. , «Создание людей», 1972 г., и «Создание новых людей», 1988 г.
Она также известна тем, что создала модель процесса изменения Вирджинии Сатир, психологическую модель, разработанную в ходе клинических исследований. Управление изменениями и организационные гуру 1990-х и 2000-х годов используют эту модель, чтобы определить, как изменения влияют на организации.


Фриц Перлз

Фриц Перлз демонстрирует гештальт-терапию со своей пациенткой Глорией. Мне показали это на промежуточном курсе по консультированию около двенадцати лет назад, и меня позабавило, что группа и ее наставник не могли учиться у Фрица из-за своей преданности политкорректности. Курение Фрица и прямой вызов саморазрушающим системам убеждений Глории рассматривались в группе как свидетельство того, что он не знал, что делает. Они предпочли подход Карла Роджерса, потому что он был вежлив и безобиден, хотя Глория сказала Роджерсу, что он не помогает ей, несмотря на то, что он очень приятный человек. Она закончила сеанс с Роджерсом, нахмурившись, но, несмотря на всю конфронтацию с Перлзом, она закончила с улыбкой. Это видео имеет хорошую ценность для повторного просмотра. Языковые модели, ролевые игры и приступы бескомпромиссной честности Перлза достойны изучения.


Ирвин Ялом

Ирвин Дэвид Ялом (род. 13 июня 1931 г. в Вашингтоне, округ Колумбия), доктор медицинских наук, заслуженный профессор психиатрии Стэнфордского университета, психотерапевт-экзистенциалист, автор художественной и документальной литературы.
Родился в еврейской семье в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1931 году, родители приехали в США из России, вырос в бедной этнической местности. Избегая опасностей своего района, он провел большую часть своего детства в помещении, читая книги. После получения степени бакалавра в Университете Джорджа Вашингтона в 19В 1956 году он получил степень доктора медицины в Медицинской школе Бостонского университета, затем прошел интернатуру в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и ординатуру в клинике Фиппса при больнице Джона Хопкинса в Балтиморе и завершил свое обучение в 1960 году. Прослужив в армии два года в госпитале Tripler General Hospital в Гонолулу, Ялом начал свою академическую карьеру в Стэнфордском университете. Он был назначен на факультет в 1963 году, а затем повышен в течение следующих нескольких лет и получил должность в 1968. Вскоре после этого периода он сделал один из своих самых продолжительных вкладов, обучая групповой психотерапии[4] и разрабатывая свою модель экзистенциальной психотерапии.


Шарлотта Бюлер

Шарлотта Малаховски Бюлер родилась у Вальтера и Розы Малаховски 20 декабря 1893 года в Берлине, Германия. Уолтер Малаховски был архитектором, а Роуз Малаховски — опытным музыкантом. Шарлотта М. Бюлер с самого начала проявляла широкие академические интересы и любопытство к психологическим процессам. В школьные годы она провела оригинальное исследование мыслительных процессов человека, которое предвосхитило ее докторскую работу.


Ролло май

Основатель AHP — Ролло Мэй Экзистенциальная психотерапия
Ролло Мэй (21 апреля 1909 г. — 22 октября 1994 г.) был американским экзистенциальным психологом. Он написал влиятельную книгу « Любовь и воля» в 1969 году. Его часто связывают как с гуманистической психологией, так и с экзистенциалистской философией. Мэй был близким другом богослова Пауля Тиллиха. Его работы включают «Любовь и воля» и «Мужество творить», последнее название посвящено «Мужеству быть» Тиллиха.


Джеймс Бьюдженталь

Джеймс Фредерик Тейлор Бугенталь (25 декабря 1915 — 17 сентября 2008) был одним из ведущих теоретиков и сторонников движения экзистенциально-гуманистической терапии. Он был терапевтом, учителем и писателем более 50 лет. Он получил докторскую степень. из Университета штата Огайо, был назван членом Американской психологической ассоциации в 1955 году и первым получил премию Ролло Мэя Отделения гуманистической психологии APA. Он занимал руководящие должности в ряде профессиональных организаций, включая президента Калифорнийской психологической ассоциации штата.


Элеонора Крисвелл Ханна

Элеонора Крисвелл Ханна, директор Института соматических исследований и обучения Новато и почетный профессор психологии Университета штата Сонома, редактор журнала «Соматика» и автор книг «Как работает йога» и «Биологическая обратная связь и соматика».


Виктор Франкл

Виктор Эмиль Франкл, доктор медицины, доктор философии. (26 марта 1905 г., Леопольдштадт, Вена [1] [Требуется полная цитата] — 2 сентября 1997 г., Вена) был австрийским неврологом и психиатром, а также пережившим Холокост. Франкл был основателем логотерапии, которая является формой экзистенциального анализа, «третьей венской школы психотерапии». В его книге-бестселлере «Человек в поисках смысла» (опубликованной под другим названием в 1959 г.: «От лагеря смерти к экзистенциализму» и первоначально опубликованной в 1946 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *