Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня»
Вашему вниманию представляется Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня» в рамках программы НМО: непрерывного медицинского образования для медицинских работников (врачи, медсестры и фармацевты). Тест с ответами по теме «Экзистенциально-гуманистический подход в работе с пациентами невротического уровня» в рамках программы НМО: непрерывного медицинского образования для медицинского персонала высшего и среднего звена (врачи, медицинские сестры и фармацевтические работники) позволяет успешнее подготовиться к итоговой аттестации и/или понять данную тему.
- Экзистенциально-гуманистический
- Экзистенциально
- уровня
- Тест
- теме
- с
- работе
- подход
- пациентами
- по
- ответами
- нмо
- невротического
- на
- медицинские
- гуманистический
- в
- итоговое
- тестирование
1.
«Человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения» – утверждает1) гештальтпсихология;
2) гуманистическая психология;+
3) когнитивная психология;
4) психология субъекта;
5) экзистенциальная психология.
2. Базовая концепция экзистенциально-гуманистической терапии, когда в результате клиент начинает относиться с безусловным принятием и эмпатией к самому себе, проявляя конгруэнтность в отношениях с собой и другими людьми
1) изменение копинг стратегии;
2) любовь к себе;
3) общение;
4) присутствие;+
5) работа с фрустрацией.
3. В каком направлении психотерапии ключевыми понятия являются: аутентичность, тревога, заброшенность и др.?
1) в аутогенной тренировке;
2) в гештальт-терапии;
3) в групповой – аналитической терапии;
4) в личностно-ориентированной терапии;
5) в экзистенциально-гуманистическом. +
4. В логотерапии Франкла при психогенных неврозах используется
1) личностный рост;
2) парадоксальная интенция, дерефлексия;+
3) поведенческие особенности;
4) преодоление личностных конфликтов;
5) решение эмоциональных проблем.
5. В метод поддерживающей психотерапии входит
1) аутогенная тренировка;
2) конструктивная психотерапия;
3) поведенческая психотерапия;
4) реконструктивная психотерапия;+
5) суггестивная психотерапия.
6. В психотерапии изменения происходят
1) в заключении;
2) в начале терапии;
3) в ходе анализа варианта решений;
4) в ходе терапии;+
5) по окончании терапии.
7. В работе по достижению глубины могут помочь следующие психотерапевтические шаги
1) делать явным то, что демонстрируется, но пока не осознается;+
2) поддерживать необходимую продолжительность и интенсивность;+
3) проникнуть в субъективность;+
4) работа с бессознательным;
5) символдрама.
8. В работе с экзистенциальным напряжением выделяют следующие способы
1) выбрать нетрадиционные стратегии и техники;
2) мольба вместе с клиентом во имя спасения его родных и близких;
3) определение механизмов защиты;+
4) осознание экзистенциального беспокойства;+
5) потакание слабостям клиента.
9. В рамках какой теории дано определение психотерапии: «Психотерапия – это процесс взаимодействия между двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»?
1) гуманистической;+
2) динамической;
3) когнитивной;
4) статической.
10. В экзистенциально-гуманистической психологии механизмом и условием развития патологии считают
1) нарушения речи;
2) отказ от роста и развития;
3) противоречия и конфликты в системе отношений;+
4) ранние нарушения высших психических функций;
5) травматические переживания.
11. В экзистенциональной психотерапии Р. Мея представлением о психопатологии является
1) теория Дарвина;
2) теория деятельности;
3) теория нескоректированности напряжения внутри личности, слабый социальный интерес;+
4) теория поля;
5) теория установки и внутреннего сопротивления.
12. Видом блокировки экзистенциальной фрустрации является
1) апатия;
2) вина;+
3) вялость;
4) лень;
5) скука.
13. Выделяют основные предельные экзистенциальные напряжения
1) любовь, изоляция, бессмысленность, воля;
2) смерть, изоляция, одиночество, бессмысленность;+
3) смерть, свобода, изоляция, бессмысленность;
4) смерть, свобода, любовь, воля;
5) смысл, изящность, артистизм.
14. Гуманистическая психология подчеркивает роль
1) гордыни;
2) развитие социального интеллекта;
3) самосознания, ответственности за выбор и познание смысла жизни;+
4) сострадания и сочувствия попавшему в беду человеку;
5) тренировки различных стратегий поведения до оптимального выбора.
15. Гуманистическая психология – направление в психологии
1) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – стремление к самоактуализации;
2) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
3) признающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания;
4) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности;
5) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними.
16. Гуманистическая психология – это
1) бихевиоризм;
2) клиентоцентрированная терапия;+
3) психология «гештальт — образов»;
4) психология бессознательного;
5) фрейдизм.
17. Жизнеизменяющая психотерапия – это форма психологической работы, в которой действительным местом приложений психотерапевтов являются
1) переехать в другое место;
2) попытка пациента проанализировать ответы на экзистенциальные вопросы;+
3) работать с телесными проявлениями эмоций;
4) сделать жизнь пациента более аутентичной и более реализованной;+
5) субъективная реальность клиентов. +
18. История становления экзистенциальной психологии и психотерапии. Истоками психологии являются
1) А. Адлер;
2) З. Фрейд;
3) К.Г. Юнг;
4) Р. Мэй, И. Ялом, В. Франкл, Дж. Бьдженталь;+
5) Ф. Перлз.
19. К защитам от бессмысленности относят
1) буллинг;+
2) вегетативная форма;
3) крусадерство;+
4) нигилизм;+
5) социофобия.
20. К механизмам избегания ответственности относят
1) контрперенос;
2) отрицание ответственности;+
3) перенос ответственности на других;+
4) раздражительность;
5) сон.
21. К основным понятиям логотерапии относят
1) архетип;
2) забота;+
3) интенциональность;+
4) нигилизм;
5) трансценденция.+
22. К узлам экзистенциальных проблем относят
1) буллинг;
2) проблема свободы, ответственности и выбора;+
3) проблемы межличностного общения;
4) проблемы общения, любви и одиночества;+
5) проблемы смысла и бессмысленности существования. +
23. К функции психотерапевта при работе в экзистенциально-гуманистическом направлении относят
1) интерперсональное влияние;
2) конвульсии;
3) помощь пациенту с помощью «непосредственной психотерапевтической интеракции»;+
4) самоэксплорация;
5) универсальность страданий;
6) эмоциональная поддержка и сплочение.
24. К этапам консультирования относят
1) интерпретация;+
2) исповедь;+
3) проекция;
4) суммирование;
5) установление контакта, раппорт.+
25. Какие из нижеперечисленных принципов относятся к гуманистической психологии?
1) акцент на свободе воле и творческой силе индивида;
2) доминирующая потребности носят физиологический характер;+
3) изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека;+
4) подчеркивание роли сознательного опыта;
5) убеждение в целостном характере природы человека.
26. Ключевое понятие «присутствие» в экзистенциально-гуманистической психологии включает в себя
1) жизнь в контакте со своими мыслями и чувствами, со своим телом;
2) искреннее глубокое участие;+
3) обучению сочувствию;
4) помощь справляться с чувством тревоги, на протяжении своей жизни;
5) способность чувствовать клиента и себя (терапевта и себя).+
27. Литературными предпосылками экзистенциального направления в психологии явились труды
1) Жуковского;
2) М. Ломоносова;
3) М.Ю. Лермонтова;
4) С. Пушкина;
5) Ф.М. Достоевского.+
28. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма
1) концепция всеобщей любви;
2) концепция всепрощения;
3) концепция нарцисса;
4) концепция непротивления злу и насилию;
5) концепция становления личности.+
29. Одним из представителей логотерапии является
1) В. Франкл;+
2) И. Ялом;
3) Р. Мэй;
4) Р. Санфорд;
5) С. Милн.
30. Основателем какого из нижеперечисленных методов психотерапии является Серен Кьеркегор?
1) гештальт-терапия;
2) клиент-центрированная терапия;
3) когнитивная терапия;
4) позитивная терапия;
5) экзистенциальная психотерапия.+
31. Основателем какого из нижеперечисленных методов экзистенциальной психотерапии является Франкл?
1) гештальт-терапия;
2) клиент-центрированная терапия;
3) когнитивная терапия;
4) логотерапия;+
5) позитивная терапия.
32. Основоположником гуманистического направления в психологии является
1) Адлер;
2) Айзенк;
3) Выготский;
4) Лазарус;
5) Маслоу.+
33. Понятие «Отражение» включает в себя
1) потребность в творчестве;
2) потребность в укорененности;
3) противоречия;+
4) процесс;+
5) содержание. +
34. Понятие экзистенция означает
1) взаимодействие;
2) общество;
3) превосходство;
4) существование;+
5) творчество.
35. Признаки хорошего консультанта
1) вспыльчивость;
2) присутствие;+
3) стрессоустойчивость;
4) теоретическая подготовка;+
5) чувствительность.+
36. Психотерапией, центрированной на базисных проблемах существования индивидуума, может быть названа такая психотерапевтическая система, как
1) групповая психотерапия;
2) когнитивная психотерапия;
3) психоанализ;
4) разговорная психотерапия;
5) экзистенциальная психотерапия.+
37. Раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т.п. – это
1) аналитическая психология;
2) возрастная психология;
3) гештальтпсихология;
4) дифференциальная психология;
5) экзистенциально-гуманистическая психология. +
38. Степень самостоятельности клиента в психотерапии
1) осуществляется по выбору клиента;
2) осуществляется самостоятельно человеком;
3) проявляется совместно с психотерапевтом;+
4) совместно с семьёй клиента;
5) сопровождается только психотерапевтом.
39. Стратегии защиты от тревоги смерти
1) компульсивный героизм;+
2) нарциссизм;+
3) переедание;
4) трудоголизм;+
5) фобия.
40. Термин гуманистическая означает
1) внушающая;
2) зависимая;
3) ориентированная на человека;+
4) поведенческая;
5) познавательная.
41. Цель психотерапии – «сделать людей свободными», это высказывание
1) К. Роджерса;
2) К.Г. Юнга;
3) Маслоу;
4) Петрова;
5) Р. Мэй.+
42. Цель терапии по И. Ялому
1) найти смысл жизни;
2) осмыслив свою жизнь найти в ней свой путь;+
3) понять основы группового воздействия;
4) понять проблему из детства;
5) работа с вакуумом.
43. Что означает понятие экзистенциальный вакуум?
1) апатия;
2) аутизация;
3) бессмысленность существования;+
4) зависимость;
5) неврастения.
44. Экзистенциальная терапия связана с
1) использованием искусства как терапевтического фактора;
2) огромным риском для жизни;
3) повышением компетентности в сфере общения;
4) поиском смысла жизни человеком;+
5) сочувствием.
Специальности для предварительного и итогового тестирования:
Психотерапия.
← Тест с ответами по теме «Бесплодный брак»↑ Тесты НМО Тест с ответами по теме «Узловой зоб у взрослых (по утвержденным клиническим рекомендациям)» →
Основные походы и психокоррекция в гуманистической психологии.
Гуманистическая психология. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает прежде всего на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Согласно Г.П., устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Олпорт), в особенности творческих (Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я (Роджерс). Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструктивного начала чел-го Я, целостность и силу переживания к-го призвана поддержать особая форма психотерапии. Роджерс назвал ее терапией, центрированной на клиенте, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как клиента, к-й сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в к-й клиенту легче организовать свой внутренний «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности. Понять смысл ее существования (экзистенции). Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически чел-ое в личности, Г.П., неадекватно и односторонне представляет последнюю, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.
Терапия – это обретение клиентом свободы расти и развиваться. Опора на чувства, в меньшей степени – на интеллектуальное осознание ситуации; занимается непосредственно ситуацией, а не прошлым человека. Предпочтение отдается термину “клиент”, а не “пациент”, так как пациент – больной человек. Здесь есть равенство клиента и терапевта, которое исключается в случае пациент – врач. Психотерапия – реализация существующих у потенциального клиента способностей, а не искусная манипуляция более или мене пассивной личностью. Клиент здесь способен понимать свои собственные трудности и проблемы, продолжает направлять процесс. Формировать цели терапии, инициирует изменение поведения, которые хочет.
Ключи к исцелению находятся у клиента, терапевт должен обладать определенными личными качествами, чтобы оказать клиенту помощь в том, как научиться использовать эти ключи. Терапевт сам должен обрести личность, а не играть роль. Он предлагает клиенту отношения, в которых можно проверить и испытать собственную реальность. Для этого терапевт должен быть в состоянии все время видеть самоактуализирующуюся сущность клиента, а не его деструктивное, агрессивное или оскорбительное поведение. Необусловленное позитивное внимание должно включать “эмпатическое понимание”. Необходимо, чтобы клиент воспринимал терапевта поверх своих искажений, защит и предчувствий угрозы.
Абрахам Маслоу | Psychology Today
Когда Абрахам Маслоу впервые поделился своим новаторским видением «всеобъемлющей человеческой психологии» в начале 1968 года, он стоял на вершине своего международного признания и влияния.
Его избрание президентом Американской психологической ассоциации за несколько месяцев до этого завершило блестящую академическую карьеру, охватывающую более 35 продуктивных лет, в течение которых Маслоу неуклонно завоевывал высокое уважение и даже лесть бесчисленного числа коллег и бывших студентов. Его самые известные книги «Мотивация и личность» и «К психологии бытия» активно обсуждались не только психологами, но и профессионалами в различных областях, от менеджмента и маркетинга до образования и консультирования. Возможно, что еще более важно, бунтарские концепции Маслоу, такие как пиковый опыт, самоактуализация и синергия, даже начали проникать в народный язык.
Тем не менее, это было очень тревожное время для него: оправляясь от серьезного сердечного приступа, темпераментно беспокойный и постоянно активный Маслоу считал принудительное выздоровление дома почти невыносимым. Внезапно его обширные планы будущих исследований, путешествий и чтения лекций пришлось отложить. Хотя Маслоу надеялся на скорейшее выздоровление, частые боли в груди вызывали у него острое ощущение собственной смертности. Как, возможно, никогда раньше, он начал размышлять о достижениях своей карьеры и своих нереализованных целях.
В 1968 году «ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ» была не по годам развитым годовалым выскочкой, но ее престиж был таков, что она смогла привлечь для интервью, пожалуй, самого известного психолога страны.
Маслоу, вероятно, рассматривал интервью PT как важную возможность обрисовать в общих чертах свою «всеобъемлющую человеческую психологию» и лучший способ реализовать ее. В 60 лет он знал, что время позволяет ему только сажать семена (по его собственной метафоре) исследований и теорий и надеяться, что последующие поколения доживут до расцвета человеческого совершенствования. Возможно, наиболее дальновидным во время глобальных беспорядков является волнующее видение Маслоу о «построении психологии для мирного стола». Он надеялся, что с помощью психологических исследований мы сможем научиться объединять людей разного расового и этнического происхождения и тем самым создавать мир во всем мире.
Хотя полные аудиозаписи сеансов, проводившихся в течение трех дней, давным-давно исчезли при загадочных обстоятельствах, сохранившиеся письменные сжатые изображения дают увлекательный и до сих пор актуальный портрет ключевого мыслителя на пике его мастерства. Интеллектуально Маслоу опережал свое время на десятилетия; сегодня широкомасштабные идеи, которые он предлагает здесь, далеко не устарели. Действительно, по прошествии двадцати с лишним лет они все еще находятся на переднем крае американской психологии и социальных наук. Эмоционально это интервью важно тем, что оно дает редкий — по сути беспрецедентный — взгляд на личную историю Маслоу и заботы: его происхождение и воспитание; его наставники и амбиции; его ухаживания, брак и отцовство; и даже некоторые из его пиковых переживаний.
Маслоу продолжал озадачивать и заинтриговывать более позитивный человеческий феномен самоактуализации. Он прекрасно понимал, что его теория о «лучшем в человечестве» страдает методологическими изъянами. И все же он все больше убеждался в ее интуитивной обоснованности, в том, что самоактуализация дает нам ключи к нашим высшим врожденным качествам: любви и состраданию, творчеству и эстетике, этике и духовности. Маслоу стремился эмпирически проверить эту давнюю догадку.
За оставшиеся два года своей жизни этот одаренный психолог ни разу не написал автобиографии и никогда больше не обнажал свою душу столь публично и широко. Возможно, Маслоу считал это необычайно личное интервью настоящим наследием. Более 20 лет спустя он остается свежим и важным документом в области психологии.
Мэри Харрингтон Холл, для PSYCHOLOGY TODAY: В моей голове постоянно крутится пара строк Уильяма Б. Йейтса: «И в моем сердце демоны и боги ведут вечную битву, и я чувствую боль ран, труд копье». Насколько тонка оболочка цивилизации, и как мы можем понять и бороться со злом?
Абрахам Х. Маслоу: Это психологическая головоломка, которую я пытался решить в течение многих лет. Почему люди жестоки и почему они милы? Злые люди редки, но злое поведение встречается у большинства людей. Следующее, что я хочу сделать в своей жизни, это изучить зло и понять его.
ПТ: Думаю, под злом мы оба подразумеваем разрушительные действия без угрызений совести. Расовые предрассудки — это зло в нашем обществе, с которым мы должны бороться. И так далее. Или мы погибнем как расистское общество.
Маслоу: Знаете, когда я стал А.П.А. президент, первое, что я хотел сделать, это работать для большего признания негритянских психологов. Потом я обнаружил, что негров в психологии нет, по крайней мере, их немного. Они не специализируются на психологии.
ПТ: А зачем? С чего бы мне думать, что психология решит социальные проблемы, если бы я был негром, живущим в гетто, окруженным отчаянием?
Маслоу: Неграм действительно пришлось это принять. Мы нанесли им все возможные удары. Если бы я был негром, я бы боролся, как боролся Мартин Лютер Кинг, за человеческое признание и справедливость. Я лучше уйду с развевающимся флагом. Если вы слабы или искалечены, или вы не можете высказаться или каким-то образом дать отпор, то люди, не колеблясь, будут относиться к вам плохо.
ПТ: Не могли бы вы взглянуть на злое поведение двумя способами: зло снизу и зло сверху? Зло как болезнь и зло в сострадательном понимании?
Маслоу: Если смотреть на зло сверху, можно быть реалистом. Зло существует. Вы не даете ему пощады, и вы лучший боец, если можете это понять. Вы находитесь в положении психотерапевта. Точно так же вы можете смотреть на невроз. Вы можете увидеть невроз снизу — как болезнь — как его видит большинство психиатров. Или вы можете понять это так, как мог бы сострадательный человек: относиться к неврозу как к неуклюжей и неэффективной попытке достичь хороших результатов.
ПТ: Точно так же вы понимаете расовые беспорядки, не так ли?
Маслоу: Если вы можете быть достаточно отстраненным, вы можете почувствовать, что лучше бунтовать, чем быть безнадежным, деградировавшим и побежденным. Бунтовать — это детский способ быть мужчиной, но требуется время, чтобы подняться из ада ненависти и разочарования и признать, что для того, чтобы быть мужчиной, бунтовать не обязательно.
ПТ: В нашем обществе мы рассматриваем любое поведение как демона, которого мы можем победить и изгнать, не так ли? И все же хорошие люди делают злые дела.
Маслоу: Большинство людей хорошие люди. Зло вызвано невежеством, легкомыслием, страхом или даже стремлением к популярности в своей банде. Мы можем вылечить многие такие причины зла. Наука развивается, и я надеюсь, что психология сможет решить многие из этих проблем. Я думаю, что хорошая часть злого поведения связана с нормальным поведением.
PT: Как вы будете изучать зло?
Маслоу: Если вы думаете только о зле, вы становитесь пессимистичным и безнадежным, как Фрейд. Но если ты считаешь, что зла нет, то ты просто еще одна заблуждающаяся Поллианна. Суть в том, чтобы попытаться понять и осознать, как люди, способные быть ангелами, героями или святыми, могут быть ублюдками и убийцами. Иногда бедные и несчастные люди безнадежны. Многие мстят жизни за то, что с ними сделало общество. Им нравится причинять боль.
PT: Ваше изучение зла должно быть субъективным, не так ли? Как мы можем измерить зло в лаборатории?
Маслоу: Все цели объективности, воспроизводимости и заранее спланированных экспериментов — это то, к чему мы должны двигаться. Чем надежнее вы делаете знание, тем оно лучше. Если спасение человека проистекает из продвижения знаний, взятых в лучшем смысле этого слова, то эти цели являются частью стратегии познания.
ПТ: Что вы говорили своим дочерям Энн и Эллен, когда они росли?
Маслоу: Научись ненавидеть подлость. Остерегайтесь любого, кто является подлым или жестоким. Остерегайтесь людей, которые наслаждаются разрушением.
ПТ: Как бы вы себя описали? Не лично, потому что ты один из самых теплых и милых мужчин, которых я когда-либо встречала. Но кто ты?
Маслоу: Я из тех, кто любит вспахивать новую землю, а потом уходить с нее. Мне легко становится скучно. Для меня большой кайф приходит с открытием.
PT: Все психологи любят Эйба Маслоу. Как вы избежали перекрестного огня?
Маслоу: Я просто избегаю большинства академических войн. Кроме того, много лет назад у меня случился первый сердечный приступ, и, возможно, я бессознательно отдавал предпочтение своему телу. Так что, возможно, я избежал настоящей борьбы. Кроме того, мне нравятся только те бои, в которых я знаю, что могу победить, и лично я не злой.
ПТ: Может быть, вы просто один из немногих счастливчиков, которые выросли в счастливом детстве без злого умысла.
Маслоу: С моим детством удивительно, что я не психотик. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском районе. Это было все равно, что быть первым негром, поступившим в школу для белых. Я вырос в библиотеках и среди книг, без друзей.
Мои мать и отец не имели образования. Отец хотел, чтобы я стал юристом. Он проделал путь через весь континент Европы из России и попал сюда в 15 лет. Он хотел для меня успеха. Я пробовал юридическую школу в течение двух недель. Затем я пришел домой к моему бедному отцу однажды вечером после урока, посвященного «заборам злобы», и сказал ему, что не могу быть юристом. «Ну, сынок, — сказал он, — что ты хочешь изучать?» Я ответил: «Все». Он был необразованным и не мог понять моей страсти к учебе, но он был хорошим человеком. Не понял он и того, что в 16 лет я была влюблена.
PT: Все 16-летние влюблены.
Маслоу: Мой был другим. Мы говорим о моей жене. Я любил Берту. Ты знаешь ее. Разве я не был прав? Я был очень застенчив и плелся за ней. Мы были слишком молоды, чтобы пожениться. Я пытался сбежать с ней.
ПТ: Куда ты бежал?
Маслоу: На втором курсе колледжа я побежал в Корнелл, а потом в Висконсин. Мы поженились там, когда мне было 20, а Берте — 19. Жизнь для меня не началась, пока я не женился.
Я поехал в Висконсин, потому что только что открыл для себя работу Джона Б. Уотсона, и я увлекся бихевиоризмом. Для меня это был взрыв восторга. Берта заехала за мной в нью-йоркскую библиотеку на 42-й улице, и я с энтузиазмом танцевала на Пятой авеню. Я смутил ее, но я был так взволнован бихевиористской программой Уотсона. Это было прекрасно. Я был уверен, что это настоящая дорога для путешествий: решение одной проблемы за другой и изменение мира.
PT: гарантированный срок службы со встроенным прогрессом.
Маслоу: Вот и все. Я уехал в Висконсин, чтобы изменить мир. Я ездил туда учиться у психолога Курта Коффки, биолога Ганса Драйша и философа Александра Мейкледжона. Но когда я появился в кампусе, их там не было. Они только что посещали профессоров, но в лживом каталоге они все равно были указаны.
О, но мне так повезло. Я был первым выпускником докторской степени молодого Гарри Харлоу. И это были ангелы, мои профессора. Меня всегда окружали ангелы. Они помогали мне, когда я нуждался в этом, даже кормили меня. Билл Шелдон научил меня покупать костюм. Я ничего не знал об удобствах. Кларк Халл был для меня ангелом, а позже и Эдвард Л. Торндайк.
PT: Вы человек-ангел. Я слышал слишком много историй, чтобы позволить тебе это отрицать. Какие исследования вы проводили в Висконсине?
Маслоу: Я был человеком-обезьяной. Изучая обезьян для своей докторской диссертации, я обнаружил, что доминирование связано с полом и с мужественностью. Это было великое открытие, но кто-то открыл его за два месяца до меня.
ПТ: Великие идеи всегда приходят в разные места и в разные головы одновременно.
Маслоу: Да, я работал над ним до начала Второй мировой войны. Я думал, что работа над сексом — это самый простой способ помочь человечеству. Я чувствовал, что если смогу найти способ улучшить сексуальную жизнь хотя бы на один процент, то смогу улучшить весь вид.
Однажды меня вдруг осенило, что я знаю о сексе столько же, сколько и любой другой мужчина — в интеллектуальном смысле. Я знал все, что было написано; Я сделал открытия, которыми остался доволен; Я занимался терапевтической работой. Это было примерно за 10 лет до выхода отчета Кинси. Потом я вдруг залился смехом. Вот я, великий сексолог, и я никогда не видел эрегированного пениса, кроме одного, и то с высоты птичьего полета. Это меня сильно унижало.
ПТ: Я полагаю, вы брали интервью у людей, как это делал Кинси?
Маслоу: Нет, с Кинси что-то не так. Я действительно не думаю, что ему нравились женщины или мужчины. В своем исследовании я взяла интервью у 120 женщин с помощью новой формы интервью. Никаких заметок. Мы просто разговаривали до тех пор, пока я не почувствовала личность человека, а затем поместила секс на этот фон. Секс нужно рассматривать с точки зрения любви, иначе он бесполезен. Это потому, что поведение может быть защитой — способом скрыть то, что вы чувствуете — особенно в отношении секса.
Я был очарован своим исследованием. Но я перестала брать интервью у мужчин. Они были бесполезны, потому что хвастались и лгали о сексе. Я также планировал большой исследовательский проект с участием проституток. Я думал, что мы могли бы многое узнать о мужчинах от них, но исследования так и не увенчались успехом.
PT: Вы отказались от всех своих экспериментальных исследований в этих областях.
Маслоу: Да, примерно в 1941 году я почувствовал, что должен попытаться спасти мир и предотвратить ужасные войны, ужасную ненависть и предрассудки. Это произошло очень внезапно. Однажды сразу после Перл-Харбора я ехал домой, и мою машину остановила жалкая парадная толпа. Бойскауты, и старая форма, и флаг, и кто-то фальшиво играет на флейте.
Пока я смотрел, по моему лицу потекли слезы. Я чувствовал, что мы не понимаем — ни Гитлер, ни немцы, ни Сталин, ни коммунисты. Мы не поняли ни одного из них. Я чувствовал, что если мы сможем понять, то сможем добиться прогресса. У меня было видение стола мира, вокруг которого сидели люди, говорящие о человеческой природе и ненависти, войне и мире и братстве.
Я был слишком стар, чтобы идти в армию. Именно в этот момент я понял, что остаток своей жизни должен посвятить открытию психологии мирного стола. Тот момент изменил всю мою жизнь. С тех пор я посвятил себя разработке теории человеческой природы, которую можно было бы проверить с помощью экспериментов и исследований. Я хотел доказать, что люди способны на нечто большее, чем война, предрассудки и ненависть. Я хотел, чтобы наука рассматривала всех людей: лучший образец человечества, который я мог найти. Я обнаружил, что многие из них сообщали о чем-то вроде мистического опыта.
PT: Ваша работа с «самореализующимися» людьми известна. Вы описали некоторые из этих мистических переживаний.
Маслоу: Пиковые переживания приходят от любви и секса, от эстетических моментов, от всплесков творчества, от моментов озарения и открытий или от слияния с природой.
У меня был один такой опыт на процессии факультета здесь, в Университете Брандейса. Я видел линию, уходящую в смутное будущее. Во главе ее стоял Сократ. И в очереди были те, кого я люблю больше всего. Там был Томас Джефферсон. И Спиноза. И Альфред Норт Уайтхед. Я был в той же очереди. Эта бесконечная линия позади меня растворялась в полумраке. И там были все люди, не соответствующие рождению, которые должны были быть в той же линии.
Я верю, что эти опыты можно изучать с научной точки зрения, и они будут.
ПТ: Это все часть вашей теории метамотивации, не так ли?
Маслоу: Но не все метамотивированные люди сообщают о пиковых переживаниях. «Неговорящие» здоровы, но им не хватает поэзии и полета воображения. И пиковые, и непиковые люди могут самореализоваться в том смысле, что их мотивируют не базовые потребности, а нечто более высокое.
ПТ: Настоящая самореализация должна быть редкостью. Какой процент из нас достигает этого?
Маслоу: Я бы сказал только доли одного процента.
ПТ: Значит, люди, чьи основные потребности были удовлетворены, будут следовать высшим жизненным ценностям?
Маслоу: Да, высшее счастье для человека — это осознание чистой красоты и истины, которые являются высшими ценностями. Что нам нужно, так это система мысли — вы можете даже назвать ее религией, — которая может объединить людей. Система, которая подошла бы как для Республики Чад, так и для Соединенных Штатов: система, которая дала бы нашим идеалистически настроенным молодым людям то, во что можно верить. много помощи.
PT: Эта система должна прийти.
Маслоу: Не я один пытаюсь это сделать. Есть много других, работающих в том же направлении. Возможно, их усилиями, при поддержке сотен молодых людей, посвящающих этому свою жизнь, выработается новый образ человека, отвергающий химические и технологические взгляды. Мы все технологизировали.
ПТ: Технолог — это человек, который влюбился в машину. Я полагаю, это также произошло с теми, кто занимается психологией?
Маслоу: Они очарованы машиной. Это почти невротическая любовь. Они как мужчина, который по воскресеньям полирует свою машину вместо того, чтобы гладить свою жену.
ПТ: В нескольких своих статьях вы сказали, что перестали быть бихевиористом, когда родился ваш первый ребенок.
Маслоу: Все мое обучение в Висконсине было бихевиористским. Я не задавался этим вопросом, пока не начал читать некоторые другие источники. Позже я начал изучать тест Роршаха.
В то же время я наткнулся на эмбриологию и прочитал «Современные теории развития» Людвига фон Берталанфи. Я уже разочаровался в Бертране Расселе и вообще в английской философии. Затем я влюбился в Альфреда Норта Уайтхеда и Анри Бергсона. Их сочинения разрушили для меня бихевиоризм, а я даже не узнал об этом.
Когда родился мой первый ребенок, это был удар грома, который все уладил. Я смотрел на эту крошечную загадочную вещь и чувствовал себя таким глупым. Я чувствовал себя маленьким, слабым и немощным. Я бы сказал, что любой, у кого есть ребенок, не может быть бихевиористом.
ПТ: Когда вы предлагаете новые идеи и прокладываете новые пути, вас непременно будут критиковать, не так ли?
Маслоу: Я разработал много хороших приемов для отражения профессиональных атак. Мы все должны это сделать. Хороший контролируемый эксперимент возможен только тогда, когда вы уже чертовски много знаете. Если я пионер по своему выбору и отправлюсь в пустыню, как я буду проводить тщательные эксперименты? Если бы я попытался, я был бы дураком. Я не против тщательных экспериментов. Наоборот, я работал с тем, что я называю статистикой «растущих кончиков».
У дерева весь рост происходит на растущих верхушках. Человечество точно такое же. Весь рост происходит в растущей верхушке: среди этого одного процента населения. Он состоит из первопроходцев, новичков. Вот где действие.
ПТ: Именно вы помогли опубликовать работу Рут Бенедикт о синергии. О чем это?
Маслоу: Можно создать социальные институты, которые объединяют эгоизм и бескорыстие, так что вы не сможете принести пользу себе, не принося пользу другим. И наоборот.
PT: Как психология может стать более сильной силой в нашем обществе?
Маслоу: Нам всем следует обратить внимание на сходство различных дисциплин и подумать о расширении психологии. Выбрасывать что-либо — безумие. Хорошая психология должна включать в себя все методологические приемы, не привязываясь к одному методу, одной идее или одному человеку.
ПТ: Я вижу в вас катализатор и мост между многими дисциплинами, теориями и философиями.
Маслоу: Моя работа — собрать их все вместе. У нас не должно быть «гуманистической психологии». Прилагательное должно быть ненужным. Я не антибихевиорист. Я антидоктринер.
PT: Эйб, оглядываясь назад на собственное образование, какое бы вы посоветовали другим?
Маслоу: Больше всего меня научили великие образовательные события в моей жизни. Они научили меня, какой я человек.
Это был опыт, который привлек меня и укрепил меня. Психоанализ был для меня большой вещью. И выйти замуж. Брак — это школа. К тому же наличие детей. Став отцом, я изменил всю свою жизнь. Это научило меня как бы по откровению. И чтение отдельных книг. Книга Уильяма Грэма Самнера «Народные обычаи» была горой Эверест в моей жизни: она изменила меня.
Мои учителя были лучшими в мире. Я разыскал их: Эриха Фромма, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макса Вертхаймера, Альфреда Адлера, Дэвида Леви и Гарри Харлоу. Я был в Нью-Йорке в 1930-е годы, когда из Европы прибыла волна выдающихся эмигрантов.
ПТ: Не каждый может иметь такие выдающиеся способности.
Маслоу: Важен учитель. И если это так, то что мы делаем со всей нашей образовательной структурой — с кредитами и идеей, что один учитель не хуже другого? Вы смотрите в каталог колледжа, и там написано English 342. Он даже не удосуживается назвать вам имя преподавателя, и это безумие. Целью образования и всех социальных институтов является развитие полной человечности. Если вы помните об этом, все остальное приложится. Мы должны сконцентрироваться на голах.
ПТ: Это как в истории о летчике-испытателе, который связался по рации с домом: «Я заблудился, но у меня рекордное время».
Маслоу: Если вы забудете цель образования, то все потеряно.
ПТ: Если бы сегодня к вам пришел редкий, способный к самореализации молодой психолог и спросил: «Что самое важное я могу сделать в это кризисное время?», что бы вы посоветовали?
Маслоу: Я бы сказал: займитесь агрессией и враждебностью. Нам нужна окончательная книга об агрессии. И нам это нужно сейчас. Существуют только кусочки: животный материал, психоаналитический материал, эндокринный материал. Время уходит. В этом понимании лежит ключ к пониманию того зла, которое может разрушить наше общество.
Можно провести еще одно исследование. Я хотел бы протестировать весь новый класс первокурсников Университета Брандейса различными способами: психиатрическими интервью, личностными тестами, всем. Я хочу следовать за ними в течение четырех лет колледжа. Для начала я хочу проверить свою теорию о том, что эмоционально здоровые люди воспринимают лучше.
ПТ: Вы можете сделать учебу в колледже только предварительной и следовать за ними на протяжении всей их жизни, как это делал Льюис Терман со своими одаренными детьми.
Маслоу: О да! Я хотел бы знать: насколько хорошим отцом или матерью становится этот ученик? И что происходит с его/ее детьми? Такое долгосрочное исследование заняло бы больше времени, чем у меня осталось. Но это, в конце концов, ничего не меняет. Мне нравится быть первым бегуном в эстафете. Мне нравится передавать эстафету следующему человеку.
Эдвард Хоффман получил докторскую степень в Мичиганском университете. Клинический психолог из Лонг-Айленда, он является автором нескольких книг, в том числе «Право быть человеком: биография Абрахама Маслоу» (Тарчер).
Трансперсональная психология и экзистенциально-гуманистическая психология – экзистенциальная терапия
Обзор трансперсональной психологии
Трансперсональная психология часто тесно связана или считается ветвью гуманистической психологии. Его происхождение можно проследить до Маслоу, которого также считают основателем гуманистической психологии (Дэниелс, 2005). Однако сам Маслоу рассматривал их как отдельные теории, называя их 3-й и 4-й силами психологии соответственно. Хотя ассоциации часто более тесно связаны между трансперсональной и гуманистической мыслью, существует много общего и с экзистенциальной психологией.
Слово трансперсональный относится к нахождению за пределами личного. Другими словами, существует неявное метафизическое предположение о том, что существуют реальности человеческого опыта, выходящие за пределы материального и личного. Кроме того, существует неявная оценка этого опыта.
Некоторые из важных трансперсональных теоретиков включают Авраама Маслоу, Карла Юнга, Кена Уилбера, Стансилова Грофа, Майкла Уошберна и Стэнли Криппнера. Маслоу, как упоминалось выше, также считается отцом гуманистической психологии. Включение Юнга как трансперсонального психолога менее очевидно. Возможно, лучше рассматривать его как человека, раннее повлиявшего на трансперсональную психологию, чем как трансперсонального психолога.
Сходство с экзистенциальной психологией
Первичное сходство экзистенциальной и трансперсональной психологии с гуманистической базой ценностей. Обе теории разделяют веру в человеческий потенциал и приверженность человеческому достоинству. Они менее склонны к постановке диагноза, чем другие терапевтические подходы, более осторожно относятся к авторитетной роли терапевта и больше озабочены субъективным опытом отдельного клиента.
Духовная составляющая трансперсональной психологии явно проблематична для тех экзистенциалистов, которые не верят в духовную составляющую человеческого бытия. В этом разделе я сосредоточусь на тех экзистенциалистах, включая меня самого, которые открыты для метафизической духовной реальности. Эти экзистенциалисты склонны сосредотачиваться на духовности как на тайне (см. Schnieder, 2004). Точно так же большинство трансперсональных психологов воздерживаются от приверженности определенной метафизической позиции и признают ограниченность знания о духовных сферах жизни. Однако трансперсональные психологи, как правило, испытывают больший оптимизм в отношении нашей способности построить описательную психологию, основанную на этих духовных переживаниях.
В контексте терапии стороннему наблюдателю может быть трудно обнаружить разницу между гуманистическим, экзистенциальным и трансперсональным подходами к терапии. Внутригрупповых различий больше, чем между этими группами. Различия проявляются больше в теории и нюансах. Однако существуют также некоторые существенные потенциальные различия, которые обсуждаются ниже.
Отличия от экзистенциальной психологии
Возможно, самое важное различие между экзистенциальными и трансперсональными теоретиками заключается в размещении духовного компонента. Для трансперсональных психологов поиск духовного подразумевается как более высокий уровень сознания. Эта сфера обязательно находится за пределами личного (т. е. трансперсонального). Для экзистенциалистов существует меньше определенного метафизического обязательства.
Трансперсоналисты склонны более однонаправленно сосредотачиваться на «высотных» переживаниях, связанных с человеческим бытием. Их часто называют пиковыми переживаниями, самопревосхождением или самоактуализацией. Многие экзистенциалисты в какой-то степени разделяли бы эти убеждения, но они были бы менее центральными и интерпретировались бы по-разному. Экзистенциалисты считают, что важно поддерживать больший баланс в нашем внимании к нашим ограничениям и нашим возможностям. Гуманистическая психология, позитивная психология и трансперсональная психология имеют тенденцию больше сосредотачиваться на возможностях, часто пренебрегая экзистенциальными реалиями. Разница не столько в содержании, сколько в пропорциях или направленности. Однако экзистенциалисты часто по-разному интерпретируют пиковые переживания или самоактуализацию. Например, экзистенциалисты более склонны интерпретировать эти переживания как телесные, а не трансцендентные. Или, по крайней мере, они интерпретируют их как более телесных и менее трансцендентных.
В контексте терапии это может стать более выраженным. С ежеминутными решениями терапевта терапии, ориентированные на высоту (гуманистическая, позитивная психология и трансперсональная), ошибаются в сторону сосредоточения внимания на потенциалах и здоровье. Хотя экзистенциалисты также часто сосредотачиваются на этих возможностях, они также считают необходимым рассмотреть ограничения и болезненные экзистенциальные реалии. Там, где трансперсональный терапевт может побудить клиента «отпустить болезненный опыт», экзистенциалист может побудить его временно погрузиться в болезненный опыт как часть процесса понимания или проработки этой реальности.
Многие трансперсональные психологи чаще используют техники или процессы, предназначенные для облегчения духовного роста и исследования. Многие экзистенциальные терапевты также действуют очень похоже, в то время как некоторые избегают участия в более явных духовных процессах в терапии. Экзистенциалисты, как правило, более осторожны, позволяя клиенту проложить путь в эти процессы и меньше полагаться на них.
Ограничения и критика
Я часто ощущал неоднозначную реакцию на трансперсональную психологию. Многие аспекты этой теории привели меня к трансперсональному мышлению. Однако из-за дискомфорта мне стало более комфортно работать в первую очередь как с экзистенциальным терапевтом. Эти теории действительно имеют много общего и могут извлечь большую пользу из продолжительного диалога. Несмотря на это, ошибочно рассматривать эти теории как одну.
Как указывает Дэниелс (2005), опасность трансперсональной психологии заключается в том, что она часто игнорирует теневые или более темные стороны человеческого бытия. Иными словами, трансперсональная психология не имеет адекватного отношения к экзистенциальным реалиям. Хотя вклад Дэниелса в эту область направлен на то, чтобы исправить это, это остается серьезной проблемой.
Два самых влиятельных экзистенциальных психолога, Ролло Мэй и Кирк Шнайдер, вступили в критические диалоги с трансперсональным теоретиком. Обеспокоенность, которую разделяет большинство экзистенциалистов, можно выразить в нескольких моментах, связанных с отмеченными выше различиями. Во-первых, есть опасения по поводу трансперсональных подходов, которые делают определенные метафизические обязательства, которые могут исключать некоторые религиозные и/или духовные системы верований (примечание: эту долю разделяют некоторые трансперсональные психологи, такие как Daniels, 2005).