1.2. Понятие материнской любви. Типы материнской любви.
Любовь матери к ребёнку – одно из важнейших высших человеческих чувств. Как и всякое чувство, она характеризуется длительностью и устойчивостью и имеет предметный характер (её предмет – ребёнок, его благополучие) (Вилюанс В.К.,1976)
У каждого человека эмоции и чувства проявляются по – разному. Это можно сказать и о чувстве материнской любви. Большинство матери готовы целиком посветить себя детям, и жертвуют собой, когда это необходимо. Есть множество примеров, когда матери, жертвуя карьерой, личной жизнью и прочим. Всю свою жизнь посвящают, например, детям – инвалидам и относятся к ним с глубокой привязанностью и истинной жертвенностью, несмотря на трудные, чрезвычайные условия жизни. Иметь детей, заботиться о детях жить с детьми необходимо большинству женщин. Им необходимо, чтобы с их помощью и на их глазах росли и вступали в жизнь новые люди.
Чувство материнской любви зарождается на основе материнского инстинкта, присущего и животным. Но именно как чувство материнская любовь характеризует только человека. Причём не мало матерей, усыновившие и считающие своим «чужого» ребёнка, испытывают по отношению к нему чувство не менее глубокое и сильное, чем чувство родной матери. Свои чувство, в том числе и материнскую любовь, человек может проявлять в разной форме. Это зависит от его личностных особенностей: характера, темперамента, воли, социального опыта, от того в каких условиях воспитывался он сам, был ли окружён материнской заботой или нет. (Гарбузов В.И., 1982)
Уравновешенные, разумные матери, выросшие в гармоничной семье, обычно умеют совмещать чувство любви к ребёнку и требования к нему, продиктованные разумом. Они умеют строить процесс воспитания так, чтобы ребёнок всё время ощущал их нежность, заботу, внимание, но в то же время дают ребёнку и свободу выбора, соответствующую его возрасту, приучают его к ответственности, не требуя невозможного, не посильного для их ребёнка.
Такая любовь – залог успеха ребёнка в будущем. У людей, которые выросли в гармоничной семье, нормальная самооценка, они умеют строить отношения с окружающими людьми, способны в своей семье создать гармоничные отношения. (Матейчик З, 1992)
Но всякое чувство может иметь как позитивную, так и негативную направленность.
Чувства, получившие исключительную силу, подчинившие себе другие побуждения и переживания человека принято называть страстями.
Основным признаком страсти является её действительность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть заставляет человека сосредотачиваться на объекте её устремлений. То, что связано с господствующим чувством, отодвигается на задний план, перестаёт волновать, интересовать человека. Когда форму страсти приобретает материнская любовь, то зачастую она становиться неразумной, нездоровой, безумной. Такую любовь обычно называют «слепой» любовью. У неё несколько форм выражения. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается то общее, что рождает все типы «слепой» любви к ребенку.
Это всегда некая чрезмерность, преувеличенность и эгоизм. (Додонов Б.И., 1978)
К типу материнской любви относится, для матери у которой ребенок — моя радость, с акцентом на слове «мое».
В основе позиции матери лежит представление о любви к ребенку как о выполнении всех его желаний и капризов. Ребенку служат всем, чем могут, только бы он любил свою мать. Вернее, даже не служат, а прислуживают. И, конечно, осыпают подарками, так как подарок- лучшее средство, чтобы расположить к себе ребенка, задобрить, вызвать симпатию.
Второй тип «слепой» любви проявляется в заявлении исключительных прав на ребенка. Мать ревнует его к другим не в силах представить, как ее любимое дитя способно еще кого-то любить.
Следующий тип «слепой» любви называют протекционистским. Мать любой ценой стремится все предоставить ребенку все жизненные блага. В ответ на критику такие матери отвечают, что хотят добра своему ребенку. Святая материнская любовь оправдывает все средства для достижения цели, то есть приобретения материальных благ, которые по ее мнению, особенно ценны. Эти средства могут зачастую быть нечестными, вредящими другим людям. Такие матери в присутствии ребенка могут высказываться следующим образом: « А какое нам дело до других, лишь бы у тебя все, было!», « Никогда не пробьешься с оглядкой на других. Взаимопомощь, дружба- все это хорошо в сказках, но по телевизору, а в жизни дело обстоит совсем по-другому!»
Ребенок очень чутко воспринимает личность своего воспитателя, его жизненные позиции, отношение к другим людям, к миру, и поэтому когда он вырастет, то осуществит усвоенные еще в детстве принципы. Постаревшая мать станет для своего взрослого ребенка в первую очередь теми «другими» людьми, который забудет, что мать хотела для него только добра и все для этого делала. Кроме того, мать, любящая своего ребенка «слепой» любовью, считает, что лучше его знает, что нужно ее ребенку. Такая мать не ждет, пока проявятся способности и склонности ее чада, не учитывает его индивидуальность, не просит совета — ей заранее все ясно. Такими бывают обычно те матери, которые перенесли трудное детство. При этом такая мать часто не хочет иметь второго ребенка, лишь бы все досталось единственному, ненаглядному. Она сама подбирает ребенку друзей, которые, по ее мнению, могут хорошо влиять на ребенка и могут быть чем-то полезны ему (Мещерякова С.Ю., 2000) . Сама того, не желая, такая мать лишает своего ребенка братьев и сестер, и лишает его настоящей дружбы.
Мать переносит на ребенка свою систему ценностей, которая заключается в приобретении благ, но при этом она забывает передать ценности труда, ведущего к благосостоянию, ценность теплых человеческих отношений, взаимопонимания, только благодаря которым люди чувствуют себя счастливыми и защищенными. Поэтому на деле оказывается, что матери, которая дала своему ребенку «все», не оказывается места в жизненных устремлениях повзрослевшего чада. Таким образом, образом всякая чрезмерность, в том числе и чувства любви, вредит, так же как и недостаток этой любви.
Однако есть женщины, у которых чувство материнской любви развито слабо, а некоторые вообще не хотят иметь детей. Они оправдывают это чем угодно, и отсутствием нормальных жилищных условий, неустойчивым материальным положением, тем, что дети требуют больших материальных расходов и т. д. В определенной мере такие жалобы оправданны. Особенно сейчас, когда в нашей жизни нет стабильности. Многие женщины боятся иметь детей, так как не готовы нести за них ответственность. У таких женщин не развито чувство ответственности, они эгоистичны, не умеют любить никого, кроме себя. А дети – это значит, ограниченные возможности получить хорошее образование, рост в карьере, повышении квалификации, реализации своих способностей и возможностей. Жизни женщины замыкается на кухне, дети приносят в ее жизнь волнение, шум, беспорядок. К тому же возникает беспокойство за свою внешность: при нынешней сверхкультуре, стройности дети представляют угрозу идеалу физического совершенства. Некоторые видят в детях опасность для внутреннего равновесия.
Такие женщины боятся любви, боятся сильных чувств, зачастую имея опыт потери любви: «Будем постоянно переживать за ребенка, за его неудачи, за его поражения», — говорят такие женщины, «мы будем приносить все в жертву детям, а они в один прекрасный день бросят нас, забыв о благодарности, от них только мучения.»
И, наконец, некоторые женщины не хотят материнства из–за горьких впечатлений собственного детства, а другие из – за психосексуальных отклонений, с которыми им не удалось справиться. (Филиппова Г.Г., 2004)
Однако хуже, когда женщины рожают детей, чувство материнской любви не возникает. В результате этого возникает проблема девиантного материнства. К проблемам девиантного материнства относятся и проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, и проблемы отношений между матерями и детьми, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отношений в его оптимальном психологическом развитии в младенческом, раннем, и дошкольном возрастах. (Хорни К., 1993).
studfiles.net
Материнская модель любви — психология
Материнская модель любви
Авторы: Психологос — энциклопедия практической психологии
Материнская модель любви воплощает безусловное принятие любимого и отношение к нему как к маленькому ребенку, нуждающемуся в теплоте и бережности, любви и заботе.
Материнская модель любви — это не утверждение, что все матери так любят своих детей, что это присуще только женщинам (и всегда) и не присуще мужчинам. Нет.
Это некоторая идеальная конструкция, которая иногда частично наблюдается в жизни, и чаще это проявляется в любви матери к своим детям. Когда в любви проявляются такие черты, тогда и говорят о такой модели любви.
Безусловное принятие — основная черта материнской модели любви. Мама не ставит условий, когда она будет любить своих детей, а когда нет, она это будет делать при любых обстоятельствах: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был».
Иногда это безоценочность, спокойное принятие, как к частичке себя, иногда — положительная оценка, радость от самого его существования: «Я тебя люблю просто потому что ты есть».
По замыслу материнской любви, мать любит ребенка всегда и любого: чистого и грязного, бодрого и усталого, довольного и раздраженного, доброго и злого, порядочного и преступника…
Ровно потому, что для любящей матери сын не может быть преступником, его могут так называть только посторонние, не любящие люди. Для нее он ее маленький, который запутался в трудной жизненной ситуации, который нуждается в помощи и поддержке.
Мама любит своего ребенка всегда. Если в утробе матери ребенок стукает ножками и делает ей больно — как можно маме сердиться на то, что является частью ее самой? И когда ребенок рождается, он все равно остается таким же маленьким, такой же частью ее самой. Тот, кого любят материнской любовью, будет маленьким всегда, сколько бы ни было ему лет.
Материнская любовь — одна из главных и наиболее популярных сторон дающей любви, главная составляющая любви и родителей к детям, и просто любящих людей друг к другу. Материнская любовь — это гармония и лад.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» — похоже, что апостол Павел писал именно о материнской модели любви.
Однако гармония и лад не всегда способствуют развитию, они могут замещать развитие, а то и прямо препятствовать ему. Бережная материнская любовь, не уравновешенная отцовским требовательным подходом, легко портит детей. Материнская любовь нужна всегда, но в разной мере.
Что жизненно необходимо младенцу, то в меньше степени требуется взрослому человеку.
Любовь нужна каждому, но с возрастом забота как о маленьком должно смениться уважением как к взрослому, а безусловное принятие — требовательностью, что характерно уже для отцовской модели любви.
Энциклопедия практической психологии «Психологос»
Источник: http://lib.komarovskiy.net/materinskaya-model-lyubvi.html
За гранью материнской любви
Пожалуй, мама — самый главный человек в жизни каждого из нас. Мать ответственна за то, каким вырастет ребенок. Являясь важным звеном в процессе формирования нашей личности, именно мама закладывает в нас те качества, с которыми нам суждено прожить всю последующую жизнь.
Работа матери – это самый важный и самый тяжкий труд. Тем не менее, для многих людей мать является очень спорной фигурой в жизни. Во взаимоотношениях матери и ребенка бывает много конфликтов, иногда бывает очень трудно найти общий язык.
В данной статье мы рассмотрим шесть типов отклонения от правильного процесса воспитания, начиная с недостатка любви и нежности и заканчивая неумением отпустить выросших детей в самостоятельную жизнь, а также последствия такого воспитания, которые проявляются в жизни уже выросших детей.
Мама– «призрак» или «холодная» мама. Поведение по отношению к ребенку
Мама — «призрак» физически или эмоционально отсутствует для ребенка. Иногда это мама, которой пришлось много работать, она практически не появлялась дома или приходила уже поздно вечером очень уставшая и неспособная уделить время своему ребенку.
Но есть и другой вариант такой матери, которая проводит дома достаточно времени, но просто не стремится к общению с ребенком. Она все время занята своими делами, крутится по хозяйству. Такая мама не прибегает к насилию над ребенком, но закрыта для его эмоций, она не учит его близости и открытости.
Детские воспоминания уже выросших детей наполнены сюжетами одиночества.
Они вспоминают, как постоянно были предоставлены сами себе, играли в одиночестве, засыпали без маминых сказок… Мать — «призрак» оставляет неудовлетворенными потребности ребенка в безопасности, доверии, чувстве принадлежности, чем наносит ему глубочайшую рану, приводящую к неспособности выросшего ребенка выстраивать длительные отношения.
Такие детки, когда вырастают, испытывают тяжелые чувства, т.к. фактически маму обвинить не в чем: она была рядом, она кормила, она учила, но эмоционально она была далека, холодна. Очень часто такая мама может быть в депрессии или переживать свои очень сложные отношения в семье, с мужем. Эмоциональная сдержанность может быть связана с усталостью мамы, которая не справляется и, следовательно, начинает заботиться только о необходимых, физических потребностях малыша.
Последствия воспитания матерью – «призраком»
В случае воспитания ребенка матерью – «призраком» наиболее страдает сфера его взаимоотношений с другими людьми. Ему кажется, что отношения – это пустая трата времени, что это клетка, рабство, обязанность, т.к. в его голове есть воспоминания только внешнеблагополучных отношений в семье. Внутри тяжелая пустота и холод.
В таком случае вообще проще сказать, что мне никто не нужен и часто такие люди начинают избегать отношений с социумом, окончательно погружаясь в свои конфликты. Весь мир кажется агрессивным, враждебным, не заслуживающим доверия.
Внутри чувство вины и скрытая агрессия, причем выражение агрессии никем не запрещается, просто люди не видят в ней смысла: «Ну и что, если я буду злиться, что от этого поменяется?».
Очень часто тяжелые депрессии являются постоянным спутником таких людей, а следствием этого может быть все, что угодно: от наркотической и алкогольной зависимости до соматических заболеваний, особенно в области сердечнососудистой системы.
Мама – «фарфоровая куколка» или мама как ребенок. Поведение по отношению к ребенку
«Фарфоровая куколка» — чрезмерно тревожная мама «разваливающаяся на куски» при проявлении у ребенка сильных негативных эмоций, не способная сдерживать эмоции своего ребенка. Такая мать испытывает страх перед сильными и негативными эмоциями и не может утешить ребенка, т.к. сама нуждается в утешении в этот момент.
Она не в состоянии справиться с неприятной или напряженной ситуацией.
Испытывая страх столкнуться с негативными эмоциями ребенка, она не дает ему возможность понять, что он чувствует (как только ребенок захныкал, сразу дает ему бутылочку или, не дослушав рассказ о том, что встревожило ребенка, начинает сразу его успокаивать, прижимать к себе).
В результате ребенок получает сигнал о том, что его чувства никого не интересуют и их лучше спрятать поглубже. Такая мама не удовлетворяет потребность ребенка в проявлении эмоций, поэтому он не научается контролировать бурю своих эмоций и достигать зрелости в отношениях с другими людьми.
Варианты реакций мамы на эмоции ребенка:
Последствия воспитания матерью – «фарфоровой куколкой»Вырастающие дети, также как и их мама, сохраняют страх перед сильными и негативными эмоциями. Они молча переживают эти чувства внутри себя, не допуская их прорыва наружу. Болезненные чувства они заглушают усердной работой или вредными привычками. Они постоянно испытывают страх «не совладать с собой», «потерять контроль». В отношениях с другими такие люди оказываются больше дающей, а не принимающей стороной. Убежденные, что никого это не интересует, они не хотят навязывать другим людям свои чувства. Такие люди могут быть чересчур заботливы и забывать о себе, чем нарушают границы другого человека и в итоге провоцируют агрессию на себя. Такие люди честно не понимают, почему другие зляться на них и думают, что мир крайне несправедлив, неправилен, эмоционален, что мир сходит с ума, т.к. сильные эмоции пугают их, они не знают, что с ними делать. Также человек может бояться собственных сильных чувств и прерывать отношения всякий раз, когда они появляются (прекращают отношения, когда сильно влюбляются, уходят с работы, если заметили, что начали злиться и т.д.). В основе всегда есть общее тревожное состояние, приступы паники и страх. Недостаток материнского утешения в детстве препятствует тому, чтобы самому научиться успокаивать себя и справляться с трудностями жизни.
Удушающая (контролирующая) мать. Поведение по отношению к ребенку
«Удушающая» мать не способна позволить ребенку вести собственную жизнь, отделиться, отойти от нее, сделать шаг в сторону или поперек, ломает волю ребенка. Ей кажется, что без нее ребенок просто не сможет жить, хорошо учиться в школе, выбрать нужную профессию, удачно жениться. Она буквально «душит» ребенка своей заботой и гиперопекой. Она не поощряет особенности ребенка, его индивидуальные склонности, желает «слепить» из него свой идеальный образ. Она ждет от него соблюдения определенных правил, но, когда эта схема нарушается, она не способна допустить, чтобы неприятные последствия обрушились на ребенка, и берет ответственность за его поступки на себя, не позволяя ребенку прожить последствие своего выбора и найти свой путь. Контролирующая мама не удовлетворяет потребность ребенка в самостоятельности. Она поощряет желание ребенка избегать ответственности, подавляет проявления его воли, решимости и самобытности.
Последствия воспитания «удушающей» матерью
Ребенок, воспитанный «удушающей» матерью, постоянно чувствует, что ему не позволяют вести жизнь по собственному усмотрению, что никто не прислушивается к его мнению и не уважает его выбор. Когда такие дети вырастают, они стремятся как можно скорее вырваться из родительской семьи и обрести свободу.
Но у человека могут возникнуть проблемы с тем, чтобы говорить «НЕТ», также есть проблемы с контролем над собой, т.к. они не прошли эту школу в детстве. Более того, в отношениях с другими людьми такой человек убежден, что отношения строятся на контроле, и использует гнев, вину, манипулирование, чтобы выстраивать отношения.
Отношения, как правило, его пугают, т.к. есть ощущение, что семья – это клетка и контроль, человек не видит других возможных вариантов построения отношений, причем как в семье, так и на работе. Но такой человек склонен к созависимым отношениям, т.е.
он берет часть ответственности за другого и где-то ведет себя как его мама, поэтому часто можно встретить, например, как жена оправдывает мужа алкоголика.
На эмоциональном уровне человек может испытывать чувство беспомощности, депрессию, склонность винить других, в подростковом возрасте часто отмечается игровая, алкогольная или наркотическая зависимости.
Мать – «коллекционер» или Мама, которая «любит за успехи». Поведение по отношению к ребенку
Мать – «коллекционер» проявляет условную любовь к ребенку, она принимает его только в случае его успеха. Такая мама не готова принять слабости ребенка, нежелательные качества его характера. Как правило, ребенок растет в такой семье, ощущая, что его любят и гордятся им. Все его успехи активно обсуждаются за семейным ужином.
Однако, когда ребенок не достигает должного уровня успеха, мать разочаровывается в нем. Она желает, чтобы ребенок был идеален, не позволяя ему совершать ошибки. Ребенок стремится к совершенству, чтобы удержать близость, интерес и любовь матери. Такая мама оставляет без внимания потребность ребенка в принятии.
Когда ребенок не чувствует, что его принимают целиком и полностью, когда его слабые и негативные стороны отвергаются матерью, он начинает усиленно стремиться к совершенству, подавлять в себе все недостатки. Он не может смириться с тем, что у него что-то не получилось.
Ребенок на всю жизнь получает установку: «Если я не буду идеальным, я останусь без любви».
Последствия воспитания матерью – «коллекционером»
Дети, выросшие рядом с такой матерью, чувствуют, что их любят только как «приз». Однако, вся горечь таких отношений заключается в том, что восхищение возносит свой объект на пьедестал, но, в то же время, устанавливает дистанцию между людьми, ведь нельзя достичь близости с тем человеком, которому вы поклоняетесь.
Такой ребенок, вырастает перфекционистом, но те части личности, которые были убраны в детстве, все равно возвращаются и человек может впасть, например, в пищевую зависимость, потом сильно ругать себя за это, потом опять стараться быть идеальным, потом срываться и т.д.
Человек живет в постоянном страхе, что кто-то увидит другую часть его личности, тем самым усложняет отношения, если они есть. Такой человек всегда нуждается в подпитке со стороны, чтобы его хвалили постоянно, но напитаться этим не может и сам страдает, думая, что мир ужасен, впадая в депрессию: «Я никому не нужен».
Мать – «Босс» или Властная мать. Поведение по отношению к ребенку
Особенность воспитания матерью – «Боссом» заключается в том, чтобы подчинить ребенка своему авторитету и обучить его своей системе ценностей. Мать считает, что мир опасен и полон угроз, и что ребенка следует заранее подготовить к трудной борьбе.
У нее есть твердые принципы, взгляды и ценности. Она имеет собственное мнение обо всем – о школе, дружеских компаниях, профессиональной карьере, семье, финансах и т.д. Пока ребенок принимает и разделяет взгляды матери, все хорошо.
Но как только ребенок начинает проявлять свою личность (интересы, точку зрения и пр.), идти против авторитета матери, это воспринимается ей как мятеж, который нужно немедленно подавить. Ключом к успеху для нее являются строгие правила и повседневное следование им.
Мать – «Босс» не удовлетворяет потребность ребенка в равенстве.
Последствия воспитания матерью – «Боссом»
Симптомы отношений
- «Нижняя позиция». Такой человек постоянно ощущает себя ниже других. Ему кажется, что он не в состоянии принимать взрослые компетентные решения, и он предпочитает передоверить руководство другим людям. Он боится вызвать раздражение, обнаружив хоть какие-то способности, соображение, силу. Такой человек отказывается от успеха, его преследуют неудачи и в работе, и в личной жизни, он не может реализовать свой потенциал. Человек не становится взрослым среди взрослых. Начальники, супруг, друзья – все кажутся ему старшими, все вправе решать за него. Это фанатик «устава», он чувствует себя в безопасности, только если знает «правила». На работе он избегает творческого риска и конфронтации.
- «Верхняя позиция». Человек ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их действия. Он идентифицирует себя с ролью родителя и тем самым преодолевает свою роль ребенка. К подчиненным, к друзьям, партнеру по браку он относится высокомерно и критически. Последнее слово непременно должно остаться за ним, он терпеть не может противоречий и порывает с людьми, готовыми на конфронтацию.
- Мятежники. Представляет собой проявление все той же «нижней позиции», однако в этом случае возмущение родительским авторитетом берет верх даже над страхом не удостоиться одобрения. Мятежник отвергает всяческие правила и авторитеты. Родители, начальники, учителя и любые другие представители власти, – враги его личной свободы. Он не может работать в иерархической структуре из-за постоянных конфликтов с начальниками, жалуется на недостаток свободы и уважения, но не готов платить за них большей ответственностью. Он находится в состоянии непрерывного протеста.
Мать – «кредитная карточка». Поведение по отношению к ребенку
Мать – «Кредитная карточка» не дает свободу своему ребенку и не способна отпустить его в свободную жизнь. Она может поощрять его самостоятельность и свободолюбие лишь до тех пор, пока его мнение не расходится с представлениями семьи. Такая мама желает, чтобы ребенок всегда был рядом и нуждался в ней.
Она стремится убедить ребенка, что единственным источником любви и истины для него может быть только она сама. Пытается «купить» любовь ребенка, выполняя все его прихоти, лишь бы он понял, как сильно она его любит и что только с ней он всегда будет в безопасности и комфорте.
Она не в состоянии принять ту мысль, что выросший ребенок должен идти своим путем и сам распоряжаться своей жизнью.
Последствия воспитания матерью – «кредитной карточкой»
Нездоровая зависимость от матери проникает во взаимоотношения выросшего ребенка с другими людьми. Даже если отношения начинаются на основе взаимного равенства, они быстро перерастают в борьбу за зависимость/независимость. Человек стремиться найти партнера, который будет заботиться о нем, а потом начинает ссориться с ним, т.к. тот вечно пытается его контролировать.
Склонность искать в других людях «мамочку» приводит к разрыву отношений (т.к. главная цель — отделение от матери). Разрыв не всегда выливается в развод или прекращение любовной связи. Главное – эмоциональный уход (отстраняются, уходят в себя, ищут себе дела вне дома, тратят все время на друзей или хобби).
Центр психологического консультирования и психотерапии «Психология74»
Адрес: г. Челябинск, ул. Курчатова, д 5В, оф. 308;
Телефон: +7 (351) 750-47-67
Источник: https://www.med74.ru/psy/articles/detskaya_psihologiya/za_granyu_materinskoy_lyubvi.html
I.2.2 Типы материнской любви
К типу материнской любви относится, для матери у которой ребенок — моя радость, с акцентом на слове «мое».
В основе позиции матери лежит представление о любви к ребенку как о выполнении всех его желаний и капризов. Ребенку служат всем, чем могут, только бы он любил свою мать. Вернее, даже не служат, а прислуживают. И, конечно, осыпают подарками, так как подарок- лучшее средство, чтобы расположить к себе ребенка, задобрить, вызвать симпатию.
Второй тип «слепой» любви проявляется в заявлении исключительных прав на ребенка. Мать ревнует его к другим не в силах представить, как ее любимое дитя способно еще кого-то любить.
Следующий тип «слепой» любви называют протекционистским. Мать любой ценой стремится все предоставить ребенку все жизненные блага. В ответ на критику такие матери отвечают, что хотят добра своему ребенку. Святая материнская любовь оправдывает все средства для достижения цели, то есть приобретения материальных благ, которые по ее мнению, особенно ценны.
Эти средства могут зачастую быть нечестными, вредящими другим людям. Такие матери в присутствии ребенка могут высказываться следующим образом: « А какое нам дело до других, лишь бы у тебя все, было!», « Никогда не пробьешься с оглядкой на других.
Взаимопомощь, дружба- все это хорошо в сказках, но по телевизору, а в жизни дело обстоит совсем по-другому!»
Ребенок очень чутко воспринимает личность своего воспитателя, его жизненные позиции, отношение к другим людям, к миру, и поэтому когда он вырастет, то осуществит усвоенные еще в детстве принципы.
Постаревшая мать станет для своего взрослого ребенка в первую очередь теми «другими» людьми, который забудет, что мать хотела для него только добра и все для этого делала. Кроме того, мать, любящая своего ребенка «слепой» любовью, считает, что лучше его знает, что нужно ее ребенку.
Такая мать не ждет, пока проявятся способности и склонности ее чада, не учитывает его индивидуальность, не просит совета — ей заранее все ясно. Такими бывают обычно те матери, которые перенесли трудное детство. При этом такая мать часто не хочет иметь второго ребенка, лишь бы все досталось единственному, ненаглядному.
Она сама подбирает ребенку друзей, которые, по ее мнению, могут хорошо влиять на ребенка и могут быть чем-то полезны ему (Мещерякова С.Ю., 2000) . Сама того, не желая, такая мать лишает своего ребенка братьев и сестер, и лишает его настоящей дружбы.
Мать переносит на ребенка свою систему ценностей, которая заключается в приобретении благ, но при этом она забывает передать ценности труда, ведущего к благосостоянию, ценность теплых человеческих отношений, взаимопонимания, только благодаря которым люди чувствуют себя счастливыми и защищенными. Поэтому на деле оказывается, что матери, которая дала своему ребенку «все», не оказывается места в жизненных устремлениях повзрослевшего чада. Таким образом, образом всякая чрезмерность, в том числе и чувства любви, вредит, так же как и недостаток этой любви.
Однако есть женщины, у которых чувство материнской любви развито слабо, а некоторые вообще не хотят иметь детей. Они оправдывают это чем угодно, и отсутствием нормальных жилищных условий, неустойчивым материальным положением, тем, что дети требуют больших материальных расходов и т. д. В определенной мере такие жалобы оправданны.
Особенно сейчас, когда в нашей жизни нет стабильности. Многие женщины боятся иметь детей, так как не готовы нести за них ответственность. У таких женщин не развито чувство ответственности, они эгоистичны, не умеют любить никого, кроме себя.
А дети — это значит, ограниченные возможности получить хорошее образование, рост в карьере, повышении квалификации, реализации своих способностей и возможностей. Жизни женщины замыкается на кухне, дети приносят в ее жизнь волнение, шум, беспорядок.
К тому же возникает беспокойство за свою внешность: при нынешней сверхкультуре, стройности дети представляют угрозу идеалу физического совершенства. Некоторые видят в детях опасность для внутреннего равновесия.
Такие женщины боятся любви, боятся сильных чувств, зачастую имея опыт потери любви: «Будем постоянно переживать за ребенка, за его неудачи, за его поражения», — говорят такие женщины, «мы будем приносить все в жертву детям, а они в один прекрасный день бросят нас, забыв о благодарности, от них только мучения.»
И, наконец, некоторые женщины не хотят материнства из-за горьких впечатлений собственного детства, а другие из — за психосексуальных отклонений, с которыми им не удалось справиться. (Филиппова Г.Г., 2004)
Однако хуже, когда женщины рожают детей, чувство материнской любви не возникает. В результате этого возникает проблема девиантного материнства.
К проблемам девиантного материнства относятся и проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, и проблемы отношений между матерями и детьми, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отношений в его оптимальном психологическом развитии в младенческом, раннем, и дошкольном возрастах. (Хорни К., 1993).
Источник: http://psy.bobrodobro.ru/2237
Пять типов матерей и их эмоциональное наследие
Как бы мы ни относились к своим матерям, их чувства, поведение и отношение к миру формируют нас и определяют всю нашу жизнь. Как влияет на будущее ребенка поведение матери? И можно ли хорошо распорядиться этим наследием? Мнение семейного психотерапевта Стефана Поултера.
Близки мы с матерью или предпочитаем сохранять дистанцию, потеряли ее несколько лет назад или переехали в другую страну – в любом случае ее стиль жизни и наши с ней отношения определяют едва ли не каждый аспект нашего бытия. В определенном способе вести себя и взаимодействовать с окружающими, в наших взглядах, ценностях и убеждениях, в нашей семейной и сексуальной жизни отражается то эмоциональное наследие, которое мы получили от матери.
О том, как формируется привязанность между матерью и ребенком в первые месяцы и годы жизни, написано много.
Благодаря Зигмунду Фрейду и особенно Джону Боулби мы знаем, что благополучие ребенка основано прежде всего на здоровой, безопасной привязанности к матери.
Меньше внимания уделяется тому, как развиваются эти отношения позже, в детском и подростковом возрасте, как эта привязанность формирует уклад жизни и особенности поведения взрослого.
Американский клинический психолог и опытный семейный психотерапевт Стефан Поултер замечает: «Самое главное – признать, что это влияние существует.
А негативным оно может быть только в том случае, если оно остается неопознанным, отвергнутым или неверно понятым.
Когда вы осознаете, насколько многогранно это воздействие, и учитесь им управлять, «фактор матери» становится позитивной силой, меняющей вашу жизнь к лучшему».
Стефан Поултер определяет пять стилей материнства: «перфекционистка», «непредсказуемая», «лучший друг», «эгоистка» и «идеальная».
Как правило, это контролирующая сверх меры, боязливая и тревожная женщина, для которой главное – внешняя сторона жизни: ей необходимо производить впечатление, поддерживать имидж. Ее дети склонны критиковать себя и заниматься самоедством, они чувствуют свою несостоятельность и эмоциональную пустоту.
Если вы ее ребенок…
Ваши сильные стороны: Вы, скорее всего, человек, очень ответственный в своих отношениях, на вас во всем можно положиться. Вы цените упорство и трудолюбие, это для вас самые важные качества характера.
Эмоциональное наследие: Вам всегда кажется, что мнение других людей важнее, чем ваше собственное. Вы живете с ощущением, что весь мир наблюдает за вами и готов вас осудить.
Беспокойная, раздражительная, излишне эмоциональная, она не способна владеть чувствами, и ее изменчивое настроение определяет ее родительский стиль. Она сама в своей голове создает проблемы и кризисы, а потом транслирует это взвинченное состояние своим детям.
Если вы ее ребенок…
Ваши сильные стороны: У вас хорошо развита эмпатия, вы прекрасно работаете с людьми. Вы всегда готовы поддержать своих коллег по работе, родственников и друзей.
Эмоциональное наследие: Вырастая с укоренившейся потребностью заботиться о людях и их душевных проблемах, вы в то же время можете быть чрезмерно раздражительны и склонны к депрессии. Вы с ранних лет учитесь читать людей и ситуации, и это помогает вам справляться с чужими вспышками гнева или возмущением.
Она общается с ребенком на равных, бессознательно желая избежать ответственности за него. Вместо взрослого, способного заботиться и защищать, ребенку предлагается задушевный друг, партнер, собеседник, но при этом его фактически лишают матери. Ее эмоциональные потребности столь велики и всепоглощающи, что ей самой приходится опираться на ребенка, чтобы удовлетворить их.
Если вы ее ребенок…
Ваши сильные стороны: Вы понимаете всю важность границ между родителями, детьми, друзьями и родственниками. Вы часто осознаете, что занимаете ведущую позицию в ваших отношениях и принимаете на себя ответственную роль взрослого.
Эмоциональное наследие: Вы можете чувствовать себя забытым и обделенным вниманием, испытывать страх отвержения. Другие чувства, знакомые такому ребенку, – обида, возмущение, ощущение, что его не любят и недооценивают.
Один из наиболее распространенных стилей материнства. Такая женщина не способна видеть в ребенке отдельную индивидуальность, она эгоцентрична и не уверена в себе. Ее отпрыски с раннего возраста привыкли освещать ее жизнь и оставаться при этом в тени.
Если вы ее ребенок…
Ваши сильные стороны: У вас настоящий талант поддерживать других, вы хорошо чувствуете и понимаете людей во всех типах отношений. Вы верны и отзывчивы, способны принимать близко к сердцу чужие нужды и решать чужие проблемы.
Эмоциональное наследие: Вы сомневаетесь в своей способности принимать решения. Вам трудно доверять своим собственным чувствам в любой ситуации, потому что материнское мнение для вас всегда было более важным и значимым.
Такие матери, как ни удивительно, есть. Но их, согласно книге Стефана Поултера, совсем немного, – примерно 10%. Безупречная мать сочетает в себе лучшие черты других четырех стилей.
Она эмоционально уравновешена, она видит в своих детях уникальных личностей и помогает им вырасти самостоятельными людьми.
Она несовершенна, но какими бы ни были ее жизненные обстоятельства, она заботится о детях осознанно и с большим желанием.
Если вы ее ребенок…
Ваши сильные стороны: Чувствуя любовь и принятие матери, вы готовы к рискованным решениям и переменам в жизни без страха быть непонятым и отвергнутым.
Эмоциональное наследие: Вы способны принимать и уважать чужую точку зрения. Вы эмоционально автономны от матери и умеете справляться с трудностями независимой жизни.
Стефан Поултер подчеркивает, что нашим матерям чаще всего присущ не один определенный стиль, а как минимум два. Но какой-то из них все равно доминирует.
Важно взглянуть на этот материнский стиль отстраненно, без критики и возмущения. Только так, с позиции взрослого, а не ребенка, и можно понять истинную роль матери и ее влияние на вас. Взрослый подход подразумевает и нашу готовность разделить ответственность за отношения, и осознание, что они не зафиксированы раз и навсегда.
Детско-родительская связь – это непрекращающийся диалог, который выстраиваем и мы тоже. Например, каждый из нас способен «переписать» ту «книгу правил», которую он получил по наследству от матери.
«Книга правил» – это тот свод писаных и неписаных законов, которые охватывают ключевые стороны жизни – выбор профессии, отношения с деньгами, воспитание детей, духовность и сексуальность.
Чтобы изменить эти правила, необходимо понимать, как они влияют на ваши отношения и проблемы.
Правило, например, может звучать так: «Девочке неприлично звонить мальчику первой». В подтексте этого табу слышится следующее: «Никогда не выходи замуж за человека, которого любишь сильнее, чем он тебя.
Пусть муж тебя любит: так ты окажешься в более выигрышной позиции».
В конечном счете послание, которое дочь впитает, может оказаться еще более глубоким и драматичным: не стоит сильно влюбляться и ждать столь же сильной любви в ответ.
Как можно переписать эту «книгу правил»? Прежде всего – рассмотреть сценарии, в которых мы замечаем, что думаем, говорим и действуем как наша мать.
«Когда я чувствую тревогу или неуверенность, я сразу слышу мамин пессимистичный голос, – признается 36-летняя Наталья.
– И эту ее ворчливую интонацию: «Я знала, знала, что не нужно это покупать/ приезжать сюда/ соглашаться на эту авантюру. И зачем мы это сделали? О чем мы вообще думали?»
Фокусируясь на болезненных моментах, мы можем определить, какие конкретно «главы» из материнской «книги правил» мы впитали особенно хорошо. Для кого-то будет полезным подробно описывать в дневнике те ситуации, в которых реакции вдруг начинают повторять материнские, а затем проанализировать, что общего в этих сценариях.
«Я заметила, что слышу мамин голос в те моменты, когда беспокоюсь о каком-то важном событии в будущем или на работе или когда собираюсь потратить большую сумму денег – в общем, когда чувствую, что не могу контролировать ситуацию», – рассказывает Наталья. Определив однажды ключевые обстоятельства, можно поискать способы реагировать на них иначе, найти аргументы в пользу противоположной точки зрения.
Но эта работа будет иметь смысл только в одном случае: если мы готовы воспринимать свою мать не как существо всевластное и подавляющее. И не как само совершенство, недоступное для критики.
А как цельную личность, со всеми ее достоинствами и недостатками.
Чтобы затем, обнаружив ее сильные и слабые стороны, в полной мере осознать собственные возможности и ресурсы в этом непрекращающемся диалоге.
Стефан Поултер – клинический психолог и семейный психотерапевт с 30-летним стажем, автор нескольких книг, в том числе «Фактор отца: как наследие отца влияет на вашу карьеру» и «Фактор матери: как эмоциональное наследие матери влияет на вашу жизнь» (обе – Prometheus Books, 2006, 2008).
Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/generations/pyat-tipov-materey-i-ih-emotsionalnoe-nasledie/
Рекомендации педагога — психолога: «Материнская модель любви»
Автор материала: Чехова Ольга Анатольевна
Рекомендации педагога – психолога: Материнская модель любви.
Материнская модель любви воплощают безусловное принятие любимого и отношение к нему как к маленькому ребенку, нуждающемуся в теплоте ибережности, любви и заботе.
Материнская модель любви — это не утверждение, что все матери так любят своих детей, что это присуще только женщинам (и всегда) и не присуще мужчинам. Нет. Это некоторая идеальная конструкция, которая иногда частично наблюдается в жизни, и чаще это проявляется в любви матери к своим детям. Когда в любви проявляются такие черты, тогда и говорят о такой модели любви.
Безусловное принятие — основная черта материнской модели любви. Мама не ставит условий, когда она будет любить своих детей, а когда нет, она это будет делать при любых обстоятельствах: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был».
Иногда это безоценочность, спокойное принятие, как к частичке себя, иногда — положительная оценка, радость от самого его существования: «Я тебя люблю просто потому что ты есть».
По замыслу материнской любви, мать любит ребенка всегда и любого: чистого и грязного, бодрого и усталого, довольного и раздраженного, доброго и злого, порядочного и преступника…
Ровно потому, что для любящей матери сын не может быть преступником, его могут так называть только посторонние, не любящие люди. Для нее он ее маленький, который запутался в трудной жизненной ситуации, который нуждается в помощи и поддержке.
Мама любит своего ребенка всегда. Если в утробе матери ребенок стукает ножками и делает ей больно — как можно маме сердиться на то, что является частью ее самой? И когда ребенок рождается, он все равно остается таким же маленьким, такой же частью ее самой.
Тот, кого любят материнской любовью, будет маленьким всегда, сколько бы ни было ему лет. Материнская любовь — одна из главных и наиболее популярных сторон дающей любви, главная составляющая любви и родителей к детям, и просто любящих людей друг к другу.
Материнская любовь — это гармония.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» — похоже, что апостол Павел писал именно о материнской модели любви.
Однако гармония и лад не всегда способствуют развитию, они могут замещать развитие, а то и прямо препятствовать ему. Бережная материнская любовь, не уравновешенная отцовским требовательным подходом, легко портит детей. Материнская любовь нужна всегда, но в разной мере.
Что жизненно необходимо младенцу, то в меньше степени требуется взрослому человеку.
Любовь нужна каждому, но с возрастом забота как о маленьком должно смениться уважением как к взрослому, а безусловное принятие — требовательностью, что характерно уже для отцовской модели любви.
Составила педагог – психолог: Чехова О. А.
Источник: https://VseUroki.pro/doc/rekomendacii-pedagoga—psihologa-materinskaya-mode-7820.html
obu4ayka.ru
Особенности материнской и отцовской любви (Эрих Фромм. «Искусство любви»)
Известный философ Эрих Фромм. В книге “Искусство любви” утверждал, что способность любить – важнейшая черта человеческой личности и что любовь – критерий подлинности человеческого бытия, ответ на проблему человеческого существования. Любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости[12].
В своей работе Фромм выделяет пять компонентов, присущих каждому виду любви[12]. Это давание, забота, ответственность, уважение и знание. Способность любви давать предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накапливать, и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в
достижении своих целей. То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. Другой аспект любви – ответственность есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважать человека невозможно, не зная его.
Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание – как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.
Фромм считал любовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества – конформизма и соглашательства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудничестве с другими людьми и любви – психологически оправданными являются лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творческая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром, путь любви, признается единственно возможным и универсальным.
Фромм выделяет различные виды любви: эротическую – любовь между мужчиной и женщиной; братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве; материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где всегда преобладает стремление отдать; любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому; любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления. Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизненно, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности – иметь или быть.
Первый модус – любовь как обладание характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами, становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщины – красоту, хозяйственность, плодовитость. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока – получить больше, отдать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, совершить выгодную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», либо вам «недодали». Второй модус – любовь как бытие творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви. Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, согласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытийной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой[12].
Широкое признание получила точка зрения Э.Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви.
Материнская любовь безусловна: ребенок любим просто за то, что он есть. Это пассивное переживание, материнской любви не нужно добиваться. Сама мать должна иметь веру в жизнь, не быть тревожной, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. В идеальном случае материнская любовь не пытается помешать ребенку взрослеть, не пытается назначить награду за беспомощность. Отцовская любовь по большей части – это обусловленная любовь, ее нужно и, что важно, можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной.Родительская любовь, в отличие от братской, предполагает определенное «распределение ролей». Ребенок любит родителей иначе, чем они его. Лет до 8–10 для ребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а не любить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что–то дать родителям, т.е. любить их, а не только быть любимым ими. Между родителями тоже имеется некоторое «распределение ролей». Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, независимость от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь обычно – обусловленная, т.е. отличается большей требовательностью; любовь отца ребенок должен «заслужить». Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка. Зрелость материнской любви состоит в ее способности желать для ребенка не усиления его зависимости от матери а, напротив, отделения от матери, основанного на росте самостоятельности ребенка. Отец, согласно Э. Фромму, выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины, санкций. Исследования показывают, что подростки скорее согласны принимать наказания со стороны отца, а не матери. Если наказывает мать, это воспринимается как эмоциональное отвержение, проявление нелюбви и враждебности. По Фромму родитель должен контролировать в первую очередь собственное поведение; воспитывать ребенка, не подавляя его личность; стремиться понять причину поведения ребенка; передать ребенку убеждение, что мы его любим и готовы помочь. Ключевыми понятиями его модели воспитания являются уважение; близость с родителями; проявления любви[11].
Фромм подчеркивает важность воспитания в первые годы жизни, он убежден, что любовь необходима не только по отношению к ребенку, но и между другими членами семьи.
Отцу он отводит в воспитании особую роль – быть образцом мужчины, формировать у мальчиков мужское отношение к жизни, но при этом не выдвигать чрезмерных требований.
Особое внимание родителей автор обращает на необходимость физического контакта с детьми – обнять, поцеловать, похлопать по плечу; на непрерывность в передаче ребенку ощущения любви, симпатии, что требует уменьшения раздражительности по пустякам; на искреннюю готовность делиться с детьми временем, знаниями, опытом, а не «идти на жертвы» [11].
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
Статья на тему: Типология материнской любви.
Типология материнской любви. Узнай себя.
1. «Добрая Фея». У матери с данным типом любви все компоненты имеют примерно одинаковый, высокий уровень выраженности. Такие матери стремятся как можно больше проводить времени вместе с ребенком, им нравится быть вместе с ним (биологический компонент). Такие матери, подобно Доброй Фее, четко проявляют к нему положительные эмоции и чувства (эмоционально-чувственный компонент), поэтому малышу комфортно и уютно рядом с мамой. Они имеют отчетливое представление о материнской любви (когнитивный компонент), знают, как проявлять то, что они испытывают к ребенку в действиях и поступках (поведенческий компонент). Как результат, ребенок чувствует проявление любви к себе со стороны матери, а это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию его личности.
2. «Вулкан». Матери с данным типом любви чрезвычайно эмоциональны, им нравится проводить время вместе с ребенком (биологический компонент). Они имеют достаточно развитый образ любви к ребенку и сформированную позицию родителя (когнитивный компонент). Но для таких матерей, как для вулкана, свойственна непредсказуемость поведения, характерны резкие перепады настроения, вследствие чего мать может применять чрезмерные запреты и наказания к ребенку (поведенческий компонент). Например, мать может накричать на малыша, может быть, даже отшлепать его и тут же, через несколько минут, обнять его, поцеловать, приласкать, поэтому ребенок чувствует, что мама любит его.
3. «Практичная». У матерей, принадлежащих к данному типу любви, наиболее развит когнитивный компонент любви по сравнению с эмоционально — чувственным, что определяет особенности проявления ее любви к ребенку. Такая мать руководствуется принципом полезности во взаимоотношениях с малышом. Она четко знает, что нужно ребенку, что вредно для него. Мать умеет проявлять свою любовь в действиях и поступках по отношению к ребенку (поведенческий компонент). Это позволяет ему чувствовать, что мама любит его. Она не избегает общества ребенка, но проявление любви матери недостаточно эмоционально. Стремясь воспитывать ребенка «по правилам», мать может быть иногда чрезмерно строгой, боясь ласками испортить, избаловать ребенка.
4. «Наседка». Матери, имеющие такой тип любви, подобно наседке, чрезмерно опекают своего ребенка, боятся далеко отпустить его от себя, контролируют каждый шаг ребенка. Это следствие того, что в структуре любви матери наиболее развиты биологический и эмоционально-чувственный компоненты. Она предпочитает сюсюкаться с ребенком, считая его младше по возрасту, чем это есть на самом деле. Такие матери могут заласкать своего малыша: так сильно целовать и обнимать его, что иногда, смеясь, он вырывается из ее объятий. Ребенок чувствует, что мать любит его, но подобное отношение может способствовать инфантилизму ребенка, его капризности, затруднениям в построении отношений с другими людьми в будущем.
5. «Мама-заочница». Особенностью любви матери данного типа является неразвитость биологического компонента любви. Мать не стремится проводить время вместе с ребенком, но испытывает к нему теплые чувства. У матери на среднем уровне сформирован образ любви к ребенку (когнитивный компонент) и способы ее проявления в действиях и поступках (поведенческий компонент), а также методы контроля этих проявлений. Такая мать, как студент-заочник, который сдает сессию два раза в год, эпизодически проявляет эмоции и чувства к ребенку. Она делает это редко, но бурно. При таком типе материнской любви ребенок испытывает дефицит внимания матери, эмоциональности во взаимоотношениях с ней.
6. «Элитная мама». Любовь матери, имеющей данный тип любви, похожа на тип любви мамы-заочницы: неразвитость биологического компонента любви, мать не стремится проводить время вместе с ребенком, но испытывает к нему теплые чувства. Отличие любви элитной мамы от любви мамы-заочницы состоит в том, что она предпочитает выражать свою любовь к малышу посредством покупки дорогих подарков, обеспечения материальными благами ребенка. В ее представлении любить – значит, чтобы ребенок был сыт, здоров, обут и одет, обеспечен «не хуже других». Тем не менее, мать искренне любит свое дитя, но проявления ее любви фрагментарны. Она уделяет много времени своей персоне, своему внешнему виду, а то, что остается, она уделяет ребенку. При таком типе материнской любви ребенок испытывает дефицит внимания матери, эмоциональности во взаимоотношениях с ней.
7. «Спящая красавица». Особенностью любви такой матери является ее слабая выраженность в действиях и поступках (поведенческий компонент), поэтому ребенку иногда сложно ее почувствовать. Это можно объяснить недостаточной сформированностью образа материнской любви, неумением ее проявлять и регулировать взаимоотношения с малышом вследствие недостаточной развитости когнитивного компонента родительской любви. Такая мать, подобно Спящей красавице, живет в «своем мире», поэтому она плохо знает личностные особенности своего ребенка – его потребности, интересы, способности. Она не чувствует сопричастности к жизни малыша (его делам, проблемам), поэтому не всегда может поддержать его. Ребенок вынужден сам стимулировать активность матери в проявлении любви к нему, например первым подойти к ней и поцеловать ее, чтобы она ответила тем же. Часто такая мать делегирует воспитание ребенка другим родственникам, например бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам, тетям и дядям и т. д. Мать не тяготится обществом ребенка, но и не стремится к телесному контакту с ним, например к объятиям. Она испытывает нежные чувства к нему, которые не всегда умеет выразить в силу индивидуально-личностных особенностей, из-за недостаточного уровня развития поведенческого компонента в ее любви. Мать и ребенок живут как бы в параллельных мирах.
nsportal.ru
Какое отличие материнской и отцовской любви? | Проза жизни
Конечным итогом материнской любви должно быть желание, чтобы ребенок отделился от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Мать должна не просто терпеть, а именно хотеть и поддерживать отдаление ребенка.
Материнская любовь — это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать.
В идеальном случае материнская любовь:
— не пытается помешать ребенку взрослеть;
— не пытается назначить награду за беспомощность;
— имеет веру в жизнь;
— не должна быть тревожной;
— имеет желание, чтобы ребенок стал независимым,
— и, в конце концов, отделился от матери.
Негативная сторона в безусловной материнской любви.
1. Из-за того, что любовь матери не надо заслуживать, к ребенку может прийти ощущение, что этой любви нельзя добиться, вызвать или контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, это все равно, как если бы все прекрасное ушло из жизни — и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.
2. В любви матери присутствует нарциссический элемент.
Ввиду того, что ребенок воспринимается как часть ее самой, любовь и слепое обожание матери могут быть удовлетворением ее нарциссизма.
3. В основе материнской любви могут быть обнаружены мотивы стремительного желания власти или обладания. Ребенок, существо беспомощное и полностью зависимое от ее воли, это естественный объект удовлетворения для женщины, властной и обладающей собственническими чертами.
Именно на этой стадии многие матери оказываются неспособны решить задачу материнской любви. Нарциссическая, властная, с собственнической установкой женщина может успешно быть любящей матерью, пока ребенок мал. Во взрослеющем ребенке мать может видеть угрозу потери своего объекта власти и контроля. Многие матери имеют трудности во времена, когда ребенок начинает отделяться от нее.
Ребенку важно, чтобы у него была не только хорошая мать, но и счастливая мать.
Все тревоги матерей проецируются на детей. Однако день за днем ребенок становится все более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо нее все более и более важной становится связь с отцом.
Отцовская любовь
Если мать — это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери.
Но хотя отец не представляет природного мира, он представляет другой полюс человеческого существования:
— мир мысли, вещей, созданных — человеческими руками,
— закона и порядка, дисциплины,
— путешествий и приключений.
Отцовская любовь это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».
Условная любовь отца:
— учит ребенка, как узнавать дорогу в мир.
— позволяет что-то сделать, чтобы добиться ее, «я могу трудиться ради нее»;
— не находится вне пределов контроля ребенка, как любовь материнская;
— направляема принципами и ожиданиями;
— она должна быть терпеливой и снисходительной, а не угрожающей и авторитетной;
— должна давать растущему ребенку все возрастающее чувство собственной силы;
— позволяет ему стать самому для себя авторитетом и освободиться от авторитета отца
Отрицательная сторона отцовской любви составляет :
— факт, что должна быть заслужена;
— что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут.
Материнская и отцовская установка по отношению к ребенку соответствует его собственным потребностям. Младенец нуждается в материнской безусловной любви и заботе как физиологически, так и психически. Ребенок старше шести лет начинает нуждаться в отцовской любви, авторитете и руководстве отца.
Функция матери — обеспечить ребенку безопасность в жизни,
Функция отца — учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.
В конечном счете, зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится и своей собственной матерью и своим собственным отцом. Он обретает как бы материнское и отцовское сознание.
Материнское сознание говорит: «Нет злодеяния, нет преступления, которое могло бы лишить тебя моей любви, моего желания, чтобы ты жил и был счастлив».
Отцовское сознание говорит: «Ты совершил зло, ты не можешь избежать следствий своего злого поступка, и если ты хочешь, чтобы я любил тебя, ты должен прежде всего исправить свое поведение».
Зрелый человек внешне становится свободен от материнской и отцовской фигур, он строит их внутри себя.
Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника; ребенка потому, что в человеке могут отсутствовать качества, которые необходимы для воспитания ребенка.
Дети служат проективным целям и тогда, когда встает вопрос о расторжении несчастливого брака. Главный аргумент родителей в такой ситуации тот, что они не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Всякое тщательное изучение показало бы, однако, что атмосфера напряженности и несчастья внутри «единой семьи» более вредна для ребенка, чем открытый разрыв — который по крайней мере учит, что человек в состоянии посредством смелого решения изменить непереносимую ситуацию.
Зная природу и особенности материнской и отцовской любви, нам легче будет понять чувства и мысли ребенка при разводе или других критических моментах семейной жизни.
shkolazhizni.ru
Материнская модель любви — Психологос
Фильм «Про злую мачеху»
Бережная материнская любовь, не уравновешенная отцовским требовательным подходом, легко портит детей.
скачать видео
Фильм «Там, где течет река»
В материнской любви к детям нет претензий. Правильно ли это?
скачать видео
Фильм «Большие и маленькие»
Чудесная мама с утра до вечера с душой заботится обо всех. Результаты — плачевны. Кажется, нужно что-то менять…
скачать видео
Материнская модель любви воплощают безусловное принятие любимого и отношение к нему как к маленькому ребенку, нуждающемуся в теплоте и бережности, любви и заботе.
Материнская модель любви — это не утверждение, что все матери так любят своих детей, что это присуще только женщинам (и всегда) и не присуще мужчинам. Нет. Это некоторая идеальная конструкция, которая иногда частично наблюдается в жизни, и чаще это проявляется в любви матери к своим детям. Когда в любви проявляются такие черты, тогда и говорят о такой модели любви.
Делаем скидку на придумки, фантазии и просто психологическую защиту: нередко за разговорами о материнской любви стоит нечто совсем другое. Когда-то — больная привязанность и страх услышать «Мама, ты меня не любишь!», когда-то неумение действовать жестко эффективным образом и отсюда избегание напряжения в отношениях с детьми… Что на самом деле в ваших отношениях — нужно разбираться всегда отдельно, пока вернемся к материнской любви в ее лучших вариантах.
Безусловное принятие — основная черта материнской модели любви. Мама не ставит условий, когда она будет любить своих детей, а когда нет, она это будет делать при любых обстоятельствах: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был». Иногда это безоценочность, спокойное принятие, как к частичке себя, иногда — положительная оценка, радость от самого его существования: «Я тебя люблю просто потому что ты есть». По замыслу материнской любви, мать любит ребенка всегда и любого: чистого и грязного, бодрого и усталого, довольного и раздраженного, доброго и злого, порядочного и преступника…
Ровно потому, что для любящей матери сын не может быть преступником, его могут так называть только посторонние, не любящие люди. Для нее он ее маленький, который запутался в трудной жизненной ситуации, который нуждается в помощи и поддержке.
Мама любит своего ребенка всегда. Если в утробе матери ребенок стукает ножками и делает ей больно — как можно маме сердиться на то, что является частью ее самой? И когда ребенок рождается, он все равно остается таким же маленьким, такой же частью ее самой. Тот, кого любят материнской любовью, будет маленьким всегда, сколько бы ни было ему лет.
Материнская любовь — одна из главных и наиболее популярных сторон дающей любви, главная составляющая любви и родителей к детям, и просто любящих людей друг к другу. Материнская любовь — это гармония и лад.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» — похоже, что апостол Павел писал именно о материнской модели любви.
Однако гармония и лад не всегда способствуют развитию, они могут замещать развитие, а то и прямо препятствовать ему. Бережная материнская любовь, не уравновешенная отцовским требовательным подходом, легко портит детей. Материнская любовь нужна всегда, но в разной мере. Что жизненно необходимо младенцу, то в меньше степени требуется взрослому человеку. Любовь нужна каждому, но с возрастом забота как о маленьком должно смениться уважением как к взрослому, а безусловное принятие — требовательностью, что характерно уже для отцовской модели любви.
www.psychologos.ru
Понятие избыточной материнской любви | Мы и дети
Просмотров: 375
30 ноября -1 г.
Поделиться статьей с друзьями
Материнскую любовь называют святой. Ее принято возносить, ее недостаток — порицать. А вот об избытке практически не говорят.
Но если не изучить обе стороны медали можно и не понять истины отношений между мужчиной и женщиной, проблем общения между родителями и детьми.
Избыточная материнская любовь часто становится основной причиной множества семейных проблем
Человечество до сих пор не осознает губительной силы избытка материнской любви. А некоторые женщины даже не желают знать о существовании такого явления.
Излишнее проявление материнской любви к детям появляется тогда, когда светлое и сильное чувство к самой себе и мужчине отходит в сторону. Дети занимают самую высокую ступеньку в лестнице жизненных ценностей. Собственная личность и личность мужчины, отца детей, становится чем-то второстепенным.
Существует несколько явных признаков избытка материнской любви в семье:
- Слабое здоровье детей и их сложная жизнь.
- Нереализованность главы семейства, часто серьезные заболевания, в том числе алкогольная зависимость.
- Проблемные взаимоотношения среди членов семьи, особенно между супругами.
Если присмотреться более внимательно к окружающим нас людям, можно увидеть множество доказательств, что чрезмерность в материнских чувствах действительно существует, и является не таким уж редким феноменом.
В обществе большая часть представителей сильного пола инфантильны, не самореализованы. О женщинах можно сказать тоже самое. Все потому, что в корне лежит избыток материнской любви — в каких-то семьях проблема была не слишком большой и повлияла на формирование личности не сильно, в других это явление проложило в душе детей более глубокие следы.
В данной ситуации мы говорим не об истинной любви матери, а о материнском чувстве. Искажение происходит из-за непонимания женщиной своего смысла в жизни.
Искажение здоровой материнской любви происходит по нескольким причинам
Как же формируется искаженная материнская любовь? Почему происходит перерождение любви в инстинкт материнства? На это явление влияет несколько факторов, о которых я хочу рассказать несколько подробнее.
В первую очередь женщина, которая не представляет своей жизненной цели, не имеет конкретной системы ценностей. Не понимая истинного смысла своего существования, она принимает навязываемую обществом идею — рождение детей. Так дети еще до своего появления становятся единственной целью, смыслом жизни, к которой стремится женщина.
К тому же, аналогичная проблема чаще всего передается из поколения в поколение. То есть мама внушает дочке, что после взросления она обязана выйти замуж и родить детей. А маме то же самое прививала бабушка, бабушке — прабабушка. Такую устойчивую модель порой бывает трудно изменить.
Собственничество как одна из причин избыточной материнской любви
Становясь матерью, в женщине раскрывается заложенный природой животный инстинкт самки, но в другой форме — в форме собственничества. Подсознательно женщина сильно привязывается к своему потомству и в душе надеется на такую же сильную взаимную привязанность. В детстве ребенок действительно отвечает сильнейшей взаимностью, что способствует созданию сильной связи “мать-ребенок”, которую очень сложно разорвать. Иногда привязанность сохраняется до глубокой старости.
Практически каждая женщина в душе — огромный собственник. Чаще всего это чувство направляется на свою кровиночку, ребенка.
Отсутствие чувства собственника в женщине — состояние наивысшей духовности. Об этом многие говорят, но лишь единицы понимают суть такого духовного состояния.
Жалость — побочный эффект избыточной материнской любви
Стоит отметить еще одну черту, присущую всем представительницам прекрасного пола — жалость. Особенно жалостливы женщины славянских корней — к мужчинам и в особенности детям. Следствием жалости становится жертвенность. Зачастую это чувство приходит на смену любви по отношению к мужчине, после чего женщина приносит себя в жертву ради удовлетворения его потребностей.
Жалость — пагубное чувство. Оно не позволяет человеку, который рядом, развиваться, делая его слабым, беззащитным, больным и немощным. Когда на протяжении многих лет жалеют ребенка, он не развивается как личность, оставаясь в состоянии слабого существа.
Краткий перечень причин избыточной материнской любви
Итак, в качестве итога приведем список причин формирования избыточной любви матери к ребенку:
- Непонимание женщиной смысла своего существования. Неспособность почувствовать себя.
- Наследственная стереотипность предназначения женщины.
- Общественное мировоззрение: материнство как основа жизни женщины.
- Формирование отношений с ребёнком таких, которых невозможно построить с мужчиной.
Эти причины в совокупности порождают избыточную материнскую любовь, а она в свою очередь становится причиной сложной жизни и множества психологических проблем как самой матери, так и других членов семьи.
Если вы не можете разобраться в отношениях с мамой, записывайтесь на серию вебинаров «Я и мама».
С любовью,
Ирина Гаврилова Демпси
Рубрика: Мы и детиwww.irinagavrilovadempsey.ru