Страница 3 из 3
Таким образом, замедленное, неполноценное развитие анализаторов приводит к тому, что при умственной отсталости, как правило, резко задерживается развитие речи. К тому времени, когда речь должна бы быть средством общения, обозначения и орудием мышления, она оказывается в крайне неразвитом состоянии. Недостатки речи умственно отсталых школьников изучены очень основательно многими советскими психологами (А. Р. Лурия, М. Ф. Гнездилов, Г. М. Дульнев, М. П. Кононова, В. Г. Петрова). Прежде всего, обнаруживается, что разница между пассивным и активным словарем у умственно отсталых детей особенно велика. Их активный словарь особенно скуден. Умственно отсталые учащиеся очень мало пользуются прилагательными, глаголами, союзами. Грамматический строй их речи крайне несовершенен. Их фразы односложны. Дети очень редко пользуются соподчиненными предложениями, очень затрудняются в подборе слов для выражения оттенков мысли. Мышление учащихся с нарушением интеллекта носит конкретный характер, очень медленно переходя от конкретного к обобщенному. Для этих детей характерна непоследовательность мышления, а также некритичность суждений. У умственно отсталого ребенка наблюдается низкий уровень развития мышления, что, прежде всего, объясняется неразвитостью основного инструмента мышления — речи. Из-за этого он плохо понимает смысл разговоров членов семьи, содержание того, что ему читают и что читает он. Он часто не может быть участником игр своих нормально развивающихся сверстников, так как не понимает необходимых указаний и инструкций.Из-за дефектов восприятий умственно отсталый ребенок имеет чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и «обесцвеченность» представлений свойственна умственно отсталым детям. Так, разнородные объекты теряют в представлениях детей все индивидуальное, оригинальное, уподобляются друг другу, становятся похожими. Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями и, самое главное — плохое развитие речи лишают ребенка той «необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление. Основной недостаток мышления умственно отсталых детей — слабость обобщений. В то же время взрослые дети довольно быстро развиваются и каждую из мыслительных операций выполняют лучше, чем младшие дети. На развитие памяти умственно отсталых детей влияет замедленность формирования и видоизменения новых условных связей. Детям свойственны быстрота забывания и неточность воспроизведения, забывчивость как проявление истощаемости и тормозимости коры головного мозга, зависимость воспроизведения от осмысления материала и преднамеренности запоминания, опосредствованное запоминание. Как показали исследования (X. С. Замский), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. Слабость замыкательной функции коры головного мозга обусловливает малый объем и замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их. Кроме того, ослабление активного внутреннего торможения, обусловливающее недостаточную концентрированность очагов возбуждения, приводит к тому, что накопленный опыт многих умственно отсталых детей отличается крайней неточностью. Что касается внимания детей с нарушением интеллекта, то этот психический процесс отличают колебания внимания и малый его объем. Ученые-психологи подчеркивают, что у умственно отсталых детей внимание трудно сделать навыком самоконтроля. Уровень развития внимания у умственно отсталых детей весьма низок. Они смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания, они не улавливают многое из того, о чем говорит им взрослый. По этой же причине дети выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Г. Е. Сухарева пишет, что произвольное целенаправленное внимание у детей, страдающих олигофренией, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается. Одной из важных причин подобных нарушений внимания автор называет диффузиость недоразвития всей познавательной сферы. Внимание умственно отсталых, даже будучи привлечено к определенным сторонам объекта, плохо фокусируется, слабо сосредоточивается на них, как бы скользит по их поверхности. Поэтому многие авторы отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормальных детей. Трудность, а подчас и невозможность длительной концентрации отражаются, прежде всего, на деятельности, требующей значительного умственного напряжения. Для преодоления отвлечения внимания требуются волевые усилия и определенная затрата энергии, что вызывает большие трудности даже при самой легкой степени умственной отсталости. В эмоциональной сфере умственно отсталых детей наблюдаются зависимость чувств от потребностей и болезненные особенности настроений. Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. Переживания умственно отсталого ребенка примитивны, полюсны, он испытывает только или удовольствие, или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет. Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходы от одного настроения к другому, у других детей (такие встречаются гораздо чаще) наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проблеме формирования психических процессов у детей с нарушением интеллекта посвящены труды различных авторов, но многогранность данной темы оставляет простор для дальнейших исследований. Литература
Теги: нарушением интеллекта детей процессов психических «ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя» |
» Особенности психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте» | Презентация к уроку на тему:
Слайд 1
Министерство образования Московской области Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ) Истринский профессиональный колледж-филиал «Особенности психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте » Подготовила Студентка ПНК16 Б группы Мортина Кристина Преподаватель: Балясникова М. В. Истра 2017
Слайд 2
Введение Младший школьный возраст — один из благоприятных периодов для развития психических познавательных процессов. Поскольку в этом возрасте происходит активное развитие всех этих функций, то со стороны взрослых ребенку требуется непосредственная помощь в становлении их. Младший школьный возраст — ребенок становится школьником, что приводит к перестройке всей его системы жизненных отношений.
Слайд 3
1.Внимание Внимание есть простейший вид самоуглубления, за счет которого достигается особое состояние: созерцаемый предмет или мысль начинает занимать все поле сознания целиком, вытесняя из него все остальное. Тем самым обеспечивается устойчивость процесса и создаются оптимальные условия для обработки этого объекта или мысли «здесь и сейчас ». Ребенок должен уметь сосредоточиться на учебном задании, в течение длительного времени сохранить на нем интенсивное (концентрированное) внимание, с определенной скоростью переключаться, гибко переходя с одной задачи к другой. Однако произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению.
Слайд 4
2.Память Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал. Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. В то же время, эмоциональная память не всегда сопровождается отношением к ожившему чувству, как к воспоминанию ранее пережитого.
Слайд 5
2.Память Образная память тоже имеет свои ограничения. Дети, действительно, лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события, чем определения, описания, объяснения. Однако в период удержания в памяти образ может претерпеть определенную трансформацию. Типичными изменениями, происходящими со зрительным образом в процессе его хранения, являются: упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных элементов, приводящее к преобразованию фигуры и ее превращению в более однообразную .
Слайд 6
3.Воображение Воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий . Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие — создают новые фантастические образы и ситуации.
Слайд 7
3.Воображение Неустанная работа воображения — эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Нередко активность воображения лежит в основе формирования личностных качеств, актуальных для конкретного ребенка.
Слайд 8
4.Мышление Мышление — процесс познания действительности на основе установления связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее. Как правило, при формулировке вопроса дети младшего школьного возраста представляют себе реальную ситуацию и как бы действуют в этой ситуации .
Слайд 9
4.Мышление Наглядно-образное — основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Словесно выраженную мысль, не имеющую опоры в наглядных представлениях, этим детям понять бывает трудно . Суждения детей обычно единичны и опираются на личный опыт. Поэтому они категоричны и обычно относятся к наглядной действительности. Мышление развивается от конкретных образов к понятиям, обозначенным словом. Образы и представления у разных людей индивидуальны. Сильно различаясь, они не обеспечивают надежного взаимопонимания.
Слайд 10
Заключение В процессе обучения ребенка в начальных классах, когда у него происходит бурное развитие психических познавательных процессов, желательно контролировать особенности формирования у ребенка когнитивной сферы. Для решения этих задач педагоги могут весьма успешно использовать психологические методы, тем более что уровень психического развития ребенка уже позволяет использовать весьма значительное количество тестовых методик.
Слайд 11
Спасибо за внимание
[Решено] Сопоставьте характеристику с психическим процессом: Группа ответов…
Вопросы и ответыСоциальная психология
Сопоставьте характеристику с психическим процессом: Группа ответов…
Вопрос задан SAHILGILL40 на сайте coursehero.com
Сопоставьте признак с мыслительным процессом:
Группа вариантов ответа
Вы легко можете остановить процесс0013
[ Выбрать ] управляемый автоматический
Умственный процесс требует достаточных когнитивных ресурсов осознает психический процесс
[ Выберите ] управляемый автоматический
Социальные наукиПсихологияСоциальная психология
Ответил hecitaemma на coursehero. com
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor n
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec faci
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellente
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Пе
Разблокировать доступ к этому и более
10 000 пошаговых объяснений
Есть учетная запись? Войти
Пошаговое объяснение
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesqu
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facili
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar to
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Имя
Подпишитесь на CliffsNotes.
Разблокируйте все пошаговые объяснения, загрузите PDF-файлы литературных заметок и многое другое. Получите доступ
Связанные вопросы и ответы
Q
Роль осведомителей в раскрытии корпоративных преступлений: Тема исследует важность осведомителей в разоблачении…
Ответ дан 42 дня назад
Психологические перспективы: определение и примеры
Когда вы сталкивались с чем-то, что вызывало у вас неловкость в своих действиях? Затем вы обнаружили, что нечто подобное произошло с вашим другом, и его реакция была совершенно другой. Возможно, вы спрашивали себя, почему вы так поступили. Психологические аспекты могут помочь нам понять, почему.
Психологические перспективы — это системы идей, которые психологи используют для понимания и интерпретации поведения.
- Что такое поведенческие перспективы в психологии?
- Что такое когнитивная перспектива психологии?
- Каковы биологические аспекты психологии?
- Что такое линейная перспектива в психологии?
- Каковы некоторые примеры различных точек зрения?
Поведенческая перспектива в психологии
Следующий текст исследует, как мы учимся и приобретаем поведение, уделяя особое внимание роли окружающей среды и обусловленности.
Человек, которого подбадривают коллеги, проявляет внешнее влияние на поведение. pexels.com
Окружающая среда формирует человеческое поведение
Согласно поведенческой психологии, мы приобретаем поведение, обучаясь (обусловливая) окружающую среду.
В психологии обусловливание учит действовать определенным образом в определенных ситуациях, как это представлено в классическом и оперантном обусловливании .
Иван Павлов использовал классическую тренировку при обучении собак выделять слюну со звуком. Джон Б. Ватсон , в своем эксперименте «Маленький Альберт», приучил малыша Альберта бояться крысы, соединив ее с громким звуком, который заставил его плакать. Оперантное обусловливание Б. Ф. Скиннера использовало подкрепление для обучения животных новому поведению, такому как нажатие рычага у крыс и клевание клавиш у голубей.
Наблюдаемое поведение
Поведенческие психологи изучают наблюдаемое поведение , а не то, что происходит в сознании, чтобы понять развитие человеческого поведения. Поскольку на наш разум и эмоции влияет множество факторов, психологам-бихевиористам сложно измерить и оценить эти события и то, как они влияют на поведенческие результаты.
Система стимул-реакция
Поведенческая психология связывает стимулы с действиями, а прошлый опыт определяет поведение человека. Психологи этого взгляда обращаются к внешнему, оказывающему значительное влияние на самочувствие и действия человека. Этот принцип основан на Законе Эффекта Эдварда Торндайка , , который гласит, что действия, которые приводят к положительным последствиям, более вероятны, чем действия, за которыми следуют отрицательные результаты.
Когнитивная перспективная психология
Каковы некоторые различия и сходства в подходах, которые используют когнитивные и поведенческие психологи? Продолжайте читать и узнайте больше о ментальных событиях, научном методе и схемах.
Человек показывает, как мысли и эмоции влияют на поведение. pexels.com
Психические события
Когнитивная психология рассматривает психические события для понимания того, как человек реагирует на стимул. Ментальные события включают воспоминания и восприятия из прошлого опыта. Они считают, что эти факторы определяют поведение человека. Когнитивные психологи считают, что без этих опосредованных процессов будет трудно понять человеческое поведение.
Психология как научная дисциплина
Подобно поведенческим психологам, когнитивные психологи рассматривают психологию как науку, уделяющую особое внимание прямому наблюдению и измерению психических процессов, управляющих поведением. Они используют научные методы для изучения человеческого разума и поведения. Результаты этих исследований помогают им понять человеческую мысль.
Люди — машины для обработки данных
Когнитивная психология сравнивает людей с компьютером с точки зрения обработки информации. Этот психический процесс включает в себя ввод , хранение и вывод .
Ввод включает в себя понимание стимулов.
Хранение отражает обработку и интерпретацию информации из анализа стимула.
Выход включает в себя принятие решений и то, как человек будет действовать в ответ на стимулы.
Схемы представляют собой совокупность информации, которой обладает человек на основе прошлого опыта. Согласно когнитивной психологии, схемы также могут влиять на психические процессы. Схемы помогают нам фильтровать объем информации, которую мы получаем из окружающей среды. Проблемы могут возникнуть, когда для интерпретации данных из среды используются нерелевантные схемы.
Биологическая перспектива психологии
Как следует из названия, биологические психологи считают, что наше поведение имеет биологические корни.
Спираль ДНК. pixabay.com
Психология как объективная дисциплина
Подобно поведенческой и когнитивной психологии, биологический подход к психологии также ценит научные методы в понимании поведения. Изучение поведения с биологической точки зрения означает сравнение различных видов, чтобы лучше понять человеческое поведение, исследование телесных функций в организме, таких как гормоны, функции мозга и нервной системы, а также изучение наследственности, например, как генетика определяет IQ.
Поведение имеет свои биологические корни
Биологическая психология связывает биологические причины с нашими мыслями, эмоциями и действиями. К биологическим причинам относятся генетика, функция и структура мозга, а также связь между разумом и телом. Эта точка зрения также объясняет, как нейротрансмиттеры или химические мессенджеры мозга влияют на поведение и как определенные дисбалансы способствуют психическим расстройствам.
Эволюция генов
Биологическая психология связывает некоторые эволюционные корни с тем, как гены эволюционировали для адаптации поведения на протяжении миллионов лет. Эволюция обнаружила сходство в поведении животных с поведением человека, предполагая улучшение генов с течением времени, привнося эволюционные перспективы в биологическую психологию.
Психология линейной перспективы
Когда вы идете по дороге, вы замечаете, что линии сходятся, и чем ближе они становятся, тем дальше кажется дорога. Это восприятие расстояния называется линейной перспективой, при которой две параллельные линии встречаются на определенном расстоянии, а большее расстояние означает, что линии сближаются, например, на тротуаре или железнодорожных путях. Линейная перспектива — это монокулярный сигнал, сигнал расстояния, воспринимаемый одним глазом.
Примеры психологической перспективы
В психологии существует семь основных точек зрения, и вот несколько примеров.
Ребенок получает игрушку, иллюстрирующую положительное подкрепление. pexels.com
Поведенческая перспектива в психологии
Эта психологическая точка зрения утверждает, что люди учатся поведению через окружающую среду. Когнитивные или биологические процессы не влияют на поведение человека. Но впечатления от окружения. Эта концепция относится к модификации поведения, используемой психологами для лечения психических проблем, основанной на работах Иван Павлов , Джон Б. Ватсон , Эдвард Ли Торндайк и Б. Ф. Скиннер. Как видно из классической или оперантной обусловленности , поведенческая перспектива объясняет, что человеческое поведение обусловлено внешними реакциями.
Когнитивная перспектива в психологии
Когнитивная перспектива рассматривает действия как связанные с разумом. Когнитивные психологи изучают, как психические процессы и состояния (например, восприятие и мотивация) влияют на поведение и почему мы думаем и действуем именно так, а не иначе. В когнитивной психологии память состоит из трех этапов, включающих получает (кодирование), сохраняет (хранение) и вспоминает (извлечение) информации. Этот психологический подход внес свой вклад в другие дисциплины, такие как педагогическая психология и ненормальная психология.
Биологическая перспектива в психологии
Психологическая перспектива, такая как биологическая перспектива , рассматривает биологические и физические влияния на поведение. Примеры включают генетика , болезнь , и здоровье мозга . Наука, стоящая за биологической перспективой, включает диагностику заболеваний, определение эффектов лекарств и измерение других природных факторов, чтобы понять их влияние на психологическое здоровье. Эта перспектива исследует жизненно важные области, такие как ощущения, гормоны и телесные функции.
Гуманистическая перспектива в психологии
Гуманистическая перспектива высоко ценит саморазвитие и свободную волю, помогая людям реализовать свой высший потенциал. Эта точка зрения гласит, что все люди желают достижений, ведущих их к самореализации. Психологи, придерживающиеся гуманистической психологической точки зрения, исследуют такие понятия, как ценности, цель и свобода, чтобы понять человеческое существование.
Гуманистическая точка зрения утверждает, что:
У каждого человека есть возможности добиться успеха при наличии соответствующих факторов.
Опыт и личность уникальны для каждого человека.
Самореализация — это ответственность, которую люди должны осознать.
Психодинамическая перспектива в психологии
Психодинамическая перспектива , представленная Зигмундом Фрейдом , фокусируется на том, как конфликты, коренящиеся в раннем детстве, определяют поведение взрослых. Согласно этой точке зрения, существует взаимодействие между сознательным, подсознательным и бессознательным разумом. Подсознательные мысли связаны с поведением человека. Согласно Фрейду, свобода воли имеет мало общего с действиями. Лучшее понимание подсознания позволяет психологам направлять человека в отношении его мыслей и чувств.
Эволюционная перспектива в психологии
Эволюционная перспектива , основанная Чарльзом Дарвином , утверждает, что люди со временем развили черты, которые оказались полезными в окружающей среде. Эта точка зрения основана на естественном отборе, при котором организмы конкурируют за выживание. Человеческий мозг продолжает когнитивно адаптироваться. Эволюционная перспектива объясняет, как изменения в окружающей среде повлияли на то, как люди думают и действуют на протяжении миллионов лет.
Социокультурная перспектива в психологии
Социокультурная перспектива исследует, как социальные и культурные влияния влияют на поведение человека.