особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями
Вопрос 1. Этиология нарушений зрения и слуха
Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными факторами.
В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важнейших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.
В последние годы ведущая роль придается генетическим факторам, большей частью связанным с наследственной патологией. Более 50% случаев глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Показано, что в возникновении глухоты даже после перенесенной инфекции большое место принадлежит наследственному предрасположению. Особенно актуальна эта закономерность при глухоте, связываемой с медикаментозным лечением. Генетическая недостаточность органа слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков.
Аналогичные соотношения характерны и для поражения зрения. Имеют значение различные экзогенные воздействия на плод в период беременности (такие инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами — гормональными, снотворными и т. д.). Нередкой причиной является патология родов. Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже — менингиты и опухоли мозга. Наследственным факторам в происхождении патологии зрения отводится от 15 до 17%.
Вопрос 2. Систематика нарушений сенсорной сферы
Систематика нарушений сенсорной сферы учитывает критерии времени и степени поражения.
Среди детей с недостаточностью слуха выделяются:
1) глухие: а) рано оглохшие, б) поздно оглохшие;
2) слабослышащие: а) с относительно сохранной речью, б) с глубоким недоразвитием речи.
Различают два вида поражений слухового анализатора: тугоухость и глухоту.
Глухота – это стойкое нарушение слуха, при котором невозможно самостоятельное восприятие речи на слух и самостоятельное овладение речью на слух.
Тугоухость – это такое понижение слуха, которое вызывает затруднения в восприятии речи на слух, однако восприятие речи все же возможно (при использовании звукоусиливающей аппаратуры, усилении голоса или приближении говорящего к самому уху.).
В соответствии с данными определениями различают две большие категории детей: глухих и слабослышащих. Однако такого деления оказалось недостаточно. Дело в том, что при одинаковой потере слуха дети могут очень сильно различаться по уровню речевого развития. Те дети, которые потеряли слух в возрасте до года и те дети, слух которых оставался сохранным до пяти-шести лет, очень сильно отличаются друг от друга по уровню развития. Поэтому в сурдопедагогике принято учитывать также
При этом следует отметить, что почти не встречаются дети, совершенно не воспринимающие мир звуков, т.е. живущие в полной тишине. Как правило, глухие дети воспринимают различные звуки (чаще низкие) при достаточном их усилении (свыше 80 дб.). В сурдопедагогике всех глухих, в зависимости от диапазона воспринимаемых частот, подразделяют на четыре группы. Первая группа (дети с восприятием только низких частот) может услышать заводской гудок, шум поезда. Вторая группа при достаточном усилении воспринимает некоторые гласные: о, у. Третья группа может услышать гласные: а, о, у, ритмическую структуру слова, ударный слог. Четвертая группа представлена детьми, воспринимающими широкий диапазон частот — они могут услышать при достаточном усилении все гласные, соноры, количество слогов в слове.
Слабослышащие дети, как правило, воспринимают широкий диапазон частот. Их подразделяют на две большие группы в зависимости от состояния их речи. Первая группа – это слабослышащие дети с развитой речью с незначительными нарушениями ее произносительной стороны. Вторая группа – это дети со значительным речевым недоразвитием.
Сила звука, которая необходима для того, чтобы его услышал глухой или слабослышащий человек, составляет: от 30 до 80дб у слабослышащих, и более 80дб — у глухих. Болевой порог – 120дб. При этом учитываются, главным образом, показатели речевого диапазона, т.е. от 250 до 2000 гц.
Среди детей с недостаточностью зрения Н. Г. Морозова выделяет:
а) тотально слепых,
б) частично видящих,
в) слабовидящих.
Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом.
Так, у глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослым деятельность с предметами.
Затруднения в овладении речью приводят и к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие этого страдает формирование предметных представлений. Слабость закрепления предметов в словах в свою очередь приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации. Задержка речевого развития затрудняет включение восприятия в более широкий круг деятельности.
В то же время введение слова без опоры на сенсорный опыт, как это имеет место у слепых детей, ведет либо к размыванию и непомерной генерализации значения слова, либо, наоборот, закреплению за словом более узкого круга понятий, сужающего развитие уровня обобщения.
Большое значение имеет специфическое нарушение развития эмоциональной сферы. Так у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка. У глухих детей в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. У них часто отсутствует «комплекс оживления», значительно позднее происходит дифференциация близких и чужих. В более старшем возрасте проявляется, определенный дефект эмоциональной ориентировки, в значительной степени связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.
Вышеприведенные данные подтверждают положение Л. С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.
На модели сенсорного дефекта показателен и обратный тип зависимости, возникающий в пределах аномального развития, а именно влияние уровня культурального развития на первичный биологический дефект (Р. М. Боскис, 1963; Т. А. Власова, 1972 и др.
). Так, если при неполной потере слуха ребенок не научается говорить, то дефект слуха усугубляется в связи с ограниченным опытом его использования. И наоборот, максимальное стимулирование речи способствует уменьшению первичного дефекта и оказывает развивающее влияние на слух.Исследование патологии сенсорной сферы подтвердило и другое предположение Л. С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящее общее развитие.
Так, характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые конкретные предметные действия, готовые стать развернутыми, то у слепого глобальные игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики при относительно сохранной речи создают своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде примитивных манипуляций и однообразно повторяемых движений, но при этом сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия.
Сравнение разных видов аномалий развития при патологии сенсорной сферы как друг с другом, так и с нормой дало убедительный материал и для формулирования ряда общих закономерностей аномалий развития. К этим закономерностям, во-первых, относится недоразвитие по сравнению с нормой способностей к приему, переработке и хранению информации. Наиболее страдает усвоение той информации, которая адресована к пораженному анализатору. Однако имеются затруднения в скорости и объеме информации, адресованной и к сохранному анализатору. Так, в работах И. М. Соловьева, А. П. Гозовой, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой и др. показано, что у глухих детей младшего возраста такие закономерности, особенно замедленность восприятия, отчетливо проявляются по отношению к информации, воспринимаемой и зрительно (увеличение времени простой реакции и времени, требуемого для восприятия объекта, уменьшение количества воспринимаемых деталей предметных изображений и т.
д.).Другой общей особенностью, выступающей при изучении дефектов развития сенсорной сферы, является недостаточность словесного опосредования. Это очевидно при дефекте слуха, при котором нарушается развитие речевой системы, но это также наблюдается и при дефектах зрения. Так, у слабовидящих непосредственный зрительный анализ сигналов может страдать меньше, чем словесная квалификация его результатов. У детей с высокой степенью близорукости простые дифференцировки световых сигналов мало отличаются от нормы, но адекватный словесный отчет затруднен.
Следствием перечисленных особенностей дефицитарности указанного ряда психических процессов является тенденция и к определенному замедлению темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения.
Наряду с вторичными отрицательными симптомами имеют место и симптомы компенсаторные, возникающие в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. В зависимости от характера сенсорного дефекта у аномальных детей возникают различного рода функциональные перестройки, в основе которых лежат мобилизация резервных возможностей ЦНС и высокая пластичность в формировании ВПФ, совершенствующаяся в процессе специального обучения.
Так, у глухих при отсутствии словесной речи формой компенсации становится жестовая речь. Известно о развитии «шестого чувства» у слепых: способности улавливать наличие приближающихся предметов даже при полном отсутствии зрения. Широко известна и утонченная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму и фактуру предмета.
И наконец, общим для недостаточности сенсорной сферы — как зрения, так и слуха — является определенная специфика аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции. Причинами патологического формирования личности дефицитарного типа, связываемого В. В. Ковалевым с дефектами сенсорной и моторной сферы, считаются как реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной, моторной либо соматической депривации.
Клинико-психологическая структура развития личности детей с дефектами зрения и слуха включает ряд общих признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации как следствие объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истериформных свойств личности нередко усугубляется неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки, инфантилизирующей его личность, еще более тормозящей формирование социальных установок. Следует, однако, отметить, что эти эмоциональные и личностные расстройства, как правило, формируются у таких детей, если они находятся в неадекватных условиях обучения и воспитания.
Развитие детей с нарушением слуха
Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.
Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.
Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.
Пройти тест слуха онлайн
Что дает тест слуха ?
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Пройти тест слуха
Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха
Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.
Мышление
Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.
Внимание
У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.
Память
Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.
Формирование речи у слабослышащих детей
При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.
Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.
Реабилитация детей с нарушениями слуха
Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.
Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.
Пройти тест слуха онлайн
Что дает тест слуха ?
Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.
Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.
Пройти тест слуха
Читайте ещё по теме нарушения слуха
Дети с нарушением слуха
У детей в раннем возрасте и после 1 года могут возникать нарушения слуха. Они бывают врождёнными или приобретёнными. Детскую тугоухость можно лечить или корректировать, особенно успешно – если она выявлена на ранних стадиях. Рассмотрим самые частые причины, по котором дети могут плохо слышать.
Профессии «опасные» для слуха и работа с нарушениями слуха
Нарушение слуха – одно из самых распространенных заболеваний людей, чья профессиональная деятельность предполагает наличие постоянного шума, причем на повышенных тонах. Как правило, слух начинает пропадать постепенно, поэтому распознать образовавшийся недуг сразу не удается.
Диагностика нарушений слуха
Проблемы со слухом – распространённое заболевания у людей различных возрастных групп. Качественная проверка нарушений слуха в специализированном медицинском центре позволит выявить недуг даже на самых ранних стадиях и предотвратить его развитие. Помните, своевременное обнаружение патологии существенно упростит весь курс лечения вне зависимости от причины ее появления! Более запущенные формы заболевания вылечить труднее и на это уйдет гораздо больше средств.
Причины потери слуха
Потеря слуха представляет собой патологию, при которой у человека порог слышимости повышается до 25 децибел и выше. Патология имеет 4 степени, от легкой до глубокой, характеризующейся полной утратой способности слышать. Недуг ведет к нарушению слухового восприятия, затрудняя общение и коммуникации, трудовую деятельность и другие сферы жизни.
Развитие речи с нарушением слуха
Если у ребёнка в младенческом или более взрослом возрасте диагностировали нарушение слуха, для родителей это не должно стать поводом опустить руки. Практика показывает, что слабослышащих малышей можно научить разговаривать. Этот процесс будет длиться чуть дольше, чем в семье с полностью здоровым ребёнком, но это не критично.
Возврат к списку
В наших центрах прием ведется только по предварительной записи! Записаться на прием можно по телефону центра, который находится в вашем городе.
Ваше имя
Ваш телефон
Ваш город Выберите городАрхангельскБалашиха- Киржач- Реутов- Старая Купавна- Электрогорск- КоролевБарнаулБелгород- Губкин- Старый Оскол- Алексеевка- ВалуйкиБерезникиБрянск- Клинцы- Навля- ПочепВеликий Новгород- Валдай- Великие Луки- Старая Русса- Луга- Кириши- БоровичиВладимир- КовровВолгоград- Михайловка- Котово- Камышин- АхтубинскВологдаВоронеж- Бобров- Бутурлиновка- Борисоглебск- Лиски- Павловск- Острогожск- Богучар- Россошь- НововоронежЕкатеринбург Малышева- Первоуральск- Асбест- В. Пышма- Реж- Верхний Тагил- НовоуральскЕкатеринбург Щорса- Каменск-Уральский- Полевской- Верхняя Салда- Богданович- Ревда- Нижний ТагилИваново- Кинешма- Фурманов- Тейково- Кохма- Шуя- Вичуга- Приволжск- Родники- Плёс- Лежнево- Комсомольск- Суздаль- Юрьев-Польский- ВязникиИжевск- Сарапул- Глазов- Воткинск- ЧайковскийИркутск- Усолье-Сибирское- Ангарск- ЧеремховоКазань- Волжск- Чистополь- Елабуга- Буинск- Заинск- АльметьевскКалининград- Советск- Черняховск- Советск- БалтийскКалуга- Обнинск- Козельск- Людиново- ЧеховКемерово- Ленинск-Кузнецкий- Анжеро-Судженск- Юрга- БерёзовскийКиров- Кирово-Чепецк- Слободской- КотельничКострома- Буй- Красное на Волге- Волгореченск- Галич- НерехтаКраснодар- Белореченск- Тимашевск- Крымск- Абинск- Кореновск- Славянск-на-КубаниКрасноярск- Боготол- Канск- Зеленогорск- Ачинск- ЛесосибирскКурган- Шадринск- Целинное- Петухово- Шумиха- Куртамыш- ДалматовоКурск- Льгов- Курчатов- Железногорск- Курск- ЩигрыЛипецк- Лебедянь- ЕлецЛюберцы- Лыткарино- РаменскоеМагнитогорск- Белорецк- СибайМосква м. Ул. Академика ЯнгеляМосква ул. НовослободскаяНабережные Челны (проспект Набережночелнинский)- Мамадыш- АзнакаевоНижний Новгород- Павлово- Бор- БалахнаНовокузнецк- НовокузнецкНовомосковск- Ефремов- Богородицк- Узловая- Донской- Кимовск- КиреевскНовосибирск- Бердск- Болотное- Искитим- ТогучинОмск- Исилькуль- ОдесскоеОрел- Ливны- МценскОренбург СалмышскаяОренбург Терешковой- Бузулук- Орск- СаракташПенза- Кузнецк- Сердобск- Каменка- пгт. ШемышейкаПермь- Лысьва- Соликамск- КунгурПетрозаводск- Кондопога- ОлонецПодольскПсковРостов-на-Дону- Зерноград- Азов- Белая КалитваРязань Дзержинского- Скопин- Касимов- СасовоРязань Первомайский пр-т- Гусь-Хрустальный- Шилово- Егорьевск- Ступино- Воскресенск- Луховицы- Коломна- Муром- Шатура- Ряжск- Озеры- Новомичуринск- КашираСамара- Отрадный- Кинель-ЧеркассыСанкт-Петербург- Кировск- Всеволжск- Тосно- Гатчина- Красное село- Пушкин- СестрорецкСаранск- Ковылкино- пгт Торбеево- п. Комсомольский- Починки- Арзамас- Рузаевка- Темниково- Атяшево- Ардатов- АлатырьСаратов- Балаково- Вольск- Маркс- Ершов- БалашовСевастополь- ЯлтаСерпуховСимферополь- Керчь- Белогорск- ЕвпаторияСмоленск- Рославль- Дорогобуж- Ярцево- СафоновоСтаврополь- Кисловодск- Минеральные воды- Георгиевск- Черкесск- Ессентуки- Армавир- Изобильный- БлагодарныйСургутСыктывкарТамбов- Мичуринск- Рассказово- Моршанск- КотовскТверь Волоколамский пр-т- Кимры- Дубна- Бежецк- Ржев- ОсташковТверь Тверской пр-т- ТоржокТольяттиТула ЖаворонковаТула Ложевая- Суворов- АлексинТомскТюмень- Ишим- Заводоуковск- Тобольск- ЯлуторовскУльяновск- Димитровград- ИнзаУфа- Октябрьский- Салават- Стерлитамак- ДюртюлиЧебоксары- Йошкар-Ола- КанашЧелябинск ул. Свободы- Златоуст- Миасс- КаслиЭнгельсЯрославль- Рыбинск- Ростов- Гаврилов-Ям- Переславль-Залесский- УгличАрмения — Ереван
Нажимая кнопку «Заказать звонок», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 152-Ф3 “О персональных данных”
Исследователи выясняют, может ли раннее знакомство с языком жестов предотвратить когнитивные проблемы у глухих детей — ScienceDaily
Группа исследователей из Университета Коннектикута пересматривает многолетние дебаты о том, должны ли глухие дети изучать язык жестов, чтобы максимально раскрыть свой потенциал для оптимального развития.
Исследования показали, что дети, рожденные глухими, часто испытывают трудности в обучении и, как следствие, плохо учатся в школе. Тем не менее, исследование глухих детей также показало, что у детей из жестовых семей язык, познание и грамотность развиваются по обычному графику.
Одно из распространенных мнений состоит в том, что трудности в обучении связаны с недостатком слухового опыта. А с появлением всеобщего скрининга слуха новорожденных и усовершенствованных технологий, таких как кохлеарные имплантаты — хирургически вживляемые устройства, обеспечивающие доступ к звуку — все больше и больше глухих детей полагаются на разговорную речь с раннего возраста.
В то время как некоторые провозглашают это победой, другие указывают на изменчивость результатов разговорной речи как на свидетельство того, что исключение языка жестов может быть рискованным подходом.
«Проблема в том, что мы не можем достоверно предсказать, кто добьется успеха с помощью разговорного языка, а кто нет, — сказал Мэтью Холл, постдокторант и ведущий исследователь. «К тому времени, когда станет ясно, что владение разговорным языком ребенка не способствует здоровому развитию по всем направлениям, этому ребенку может быть уже слишком поздно овладевать языком жестов».
В субботу, 13 февраля, в рамках панели по двуязычию на ежегодном собрании AAAS в Вашингтоне, округ Колумбия, Холл обсудит эти вопросы и то, как они связаны с его текущим исследованием.
В каждой части исследования примут участие две группы детей с врожденной глухотой в возрасте от 5 до 12 лет: 40 носителей языка жестов (тех, кто знакомится с языком жестов с рождения) и 40 пользователей кохлеарных имплантов, которые никогда не сталкивались с языком жестов. .
Если Холл и коллега-исследователь Дайан Лилло-Мартин, выдающийся профессор лингвистики Университета Коннектикута, обнаружат, что раннее знакомство с языком жестов может предотвратить когнитивные проблемы у глухих детей, то это продемонстрирует, что слуховой опыт не является необходимым для здорового когнитивного развития. Исследователи подозревают, что раннее знакомство с языком жестов может быть тем, что позволяет этим детям нормально развиваться; прямое подтверждение этой гипотезы потребует интервенционных исследований, которые они надеются провести в будущем.
«Эта работа имеет особое значение, потому что она имеет важное теоретическое значение, но она также может изменить практику, влияющую на жизнь глухих детей и их семей», — говорит Лилло-Мартин.
Но исследовательская группа UConn также признает практические трудности, связанные с этим выводом. Дети, рожденные глухими, чаще всего рождаются в семьях, не владеющих жестами. Только около 10% детей с врожденной глухотой рождаются в семьях, в которых лингвистическая информация доступна с рождения посредством языка жестов. Таким образом, многим семьям придется выучить новый язык.
В настоящее время исследователи набирают участников исследования через школы и организации, обслуживающие глухих и слабослышащих детей по всей стране, а также установили связи между Калифорнийским университетом и Университетом Галлодет, государственным университетом для обучения глухих и слабослышащих, расположенным в Вашингтоне, округ Колумбия
Ожидается, что проект, финансируемый за счет гранта Национального института здравоохранения, будет завершен к осени 2016 г.
Поддержка успеха детей с потерей слуха
Уши — это просто способ обработки звука мозгом (Кэрол Флексер).
Версия для печати
Слух — это событие первого порядка для разговорной речи, чтения и обучения, основанное на раннем развитии слуховых центров мозга.
По состоянию на июнь 2013 года данные по штату из Северной Каролины показали, что 92% семей хотели, чтобы их ребенок слушал и говорил, тогда как только 6% выбрали одновременное общение, 2% выбрали ASL и 1% выбрали речь по сигналу. Ясно, что выбор родителей резко изменился с течением времени, поскольку 40% выбрали разговорный язык в 19 лет.95, который увеличился до 85% в 2005 году. Успех развития соответствующих возрасту речевых и языковых навыков основан на ранней последовательной слуховой стимуляции, которая является основой развития слуховой коры головного мозга.
Развитие мозга и потеря слуха Раздаточные материалы:
Письменный формат
Графическое резюме
Слуховая кора является наиболее высокоорганизованной единицей обработки звука в мозге. Эта область коры является нервным центром слуха, языка и музыки, определяя основные элементы высоты тона и громкости. Правая слуховая кора более чувствительна к тональности, тогда как левая слуховая кора более чувствительна к мельчайшим последовательным различиям в звуке, например в речи. Способность слуховой коры функционировать в значительной степени зависит от звуков, с которыми мы сталкиваемся в раннем возрасте. Важно отметить, что развитие структур мозга в слуховой коре для обработки мельчайших и быстрых изменений высоты тона и громкости, необходимых для развития речи и языка, является вторичным по отношению к последовательной стимуляции, начинающейся до рождения (4 месяца беременности) и продолжающейся в течение раннего младенчества и раннего детства. . Эти изменения в слуховой коре сохраняются на протяжении всей жизни человека. Такое же воздействие слуховой стимуляции за пределами этого периода не вызывает устойчивых изменений в развитии структур мозга, отвечающих за обработку высоты тона и громкости.
Таким образом, существует критическое окно для развития слуховой нервной системы. Исследования развития мозга показывают, что сенсорная стимуляция слуховых центров мозга имеет решающее значение и влияет на фактическую организацию слуховых путей мозга. Критическое окно изучения языка является вторичным по отношению к развитию центров обработки сенсорной информации в мозгу. Этот критический период длится от рождения до приблизительно 3-летнего возраста, когда нейропластичность мозга наиболее высока.
Доказательства указывают на то, что центральные слуховые пути не развиваются нормально в отсутствие звуковой стимуляции. Это означает, что исторически плохие речевые и языковые навыки у детей с потерей слуха были связаны с лежащим в основе нейрофизиологическим дефицитом в развитии центрального слуха, вызванным отсутствием ранней акустической стимуляции в оптимальные периоды пластичности центральной слуховой системы. Таким образом, дети с нарушениями слуха подвержены риску аномального созревания центральных слуховых путей, если они не получают адекватной сенсорной стимуляции посредством усиления, и, следовательно, они будут подвержены риску задержки или аномального развития речи и языка. Учитывая, что центральные слуховые пути максимально пластичны только в первые годы развития, существуют ограниченные временные рамки для определения того, обеспечивает ли обычное усиление стимуляцию, необходимую для слухового развития. Например, было показано, что у врожденно глухих детей, которым в позднем детстве (после семи лет) установлены кохлеарные имплантаты, наблюдается задержка созревания центрального слуха. С другой стороны, дети, которым установили кохлеарные импланты в чувствительный период в раннем детстве (к 3,5 годам), демонстрируют нормальное созревание центрального слуха в течение шести месяцев после использования импланта.
Если мы углубимся в развитие мозга, то увидим, что основы развития структур слуховой коры для обработки мельчайших последовательных различий в звуке, например, в речи, возникают значительно раньше, чем в 3,5 года. Ранние структуры в мозге развиваются на основе последовательных сенсорных стимулов. При рождении младенцы с типичным слухом имеют мозг примерно с 2500 синапсами или связями на нейрон. В результате постоянной стимуляции количество синапсов вырастает до 15 000 на нейрон к 2-3 годам жизни ребенка. В возрасте 2-3 лет начинает происходить «синаптическая обрезка». Более слабые синаптические связи устраняются, а более сильные связи сохраняются и укрепляются. Таким образом, если синапсы в слуховой коре не будут постоянно стимулироваться путем усиления и частого эффективного общения с маленьким ребенком в возрасте около 2 лет, большинство из них, вероятно, будет сокращено в течение следующего года или около того в пользу синапсов. более сильные структуры визуальной обработки.
Подводя итог, можно сказать, что слух — это событие первого порядка для разговорной речи, чтения и обучения. Постоянный опыт прослушивания в раннем младенчестве (от рождения до 3 лет) имеет решающее значение для развития речи и языка у маленьких детей и закладывает основу прочной языковой базы, необходимой для чтения.
Для получения дополнительной информации об исследованиях, связанных со слуховым созреванием и влиянием потери слуха, ознакомьтесь с недавними исследованиями, в частности, с исследованием Ану Шармы
- http://pediatrics.