Открытая закрытая смешанная ринолалия – : (, ) —

Содержание

Особенности открытой и закрытой ринолалии

Ринолалия – специфическое речевое нарушение, в основе которого всегда лежит неправильное функционирование системы носоглотки. Причины, приводящие к нарушению, чаще всего носят органический характер, но могут быть также функциональными. В зависимости от того, какая часть носоглоточной системы пострадала и как именно проявляется дефект, выделяется открытая и закрытая ринолалия, а также смешанная ее форма.

Особенности повреждения открытого типа

Открытая ринолалия у детей случается гораздо чаще, чем любая другая форма. Она характеризуется открытым сообщением носоглоточной системы, из-за которого воздушная струя свободно может проходить и через нос и рот разом, повышая резонирование. В результате во время произношения страдают практически все звуки, но ярче всего дефект проявляется на фонемах У, И, П, Д, Т, Б, Г, К, Р, Л. Понять речь становится практически невозможно.

Виды повреждения открытого типа

Открытая ринолалия возникает как следствие тяжелого анатомического изъяна небно-глоточной системы. В зависимости от того, что стало ее причиной, и от периода жизни, в котором она проявилась, выделяют несколько видов заболевания. Они представлены ниже в таблице.

Виды и причины нарушения

Тип нарушенияПричины
Врожденная открытая ринолалия природного генеза
  • Небное расщепление
  • Расщелины органов речевого аппарата
  • Анатомические дефекты неба, маленького язычка, альвеолярного отростка
Приобретенная открытая ринолалия природного генеза
  • Травма носоглотки
  • Парализация носоглоточной системы
  • Новообразования
  • Большое количество рубцовой ткани, возникшей после хирургического вмешательства
Функциональная открытая ринолалия
  • Длительное отсутствие движения мягкого неба
  • Проблемы со слухом
  • Истерия

Важно! Открытая форма ринолалии органического генеза всегда требует хирургической коррекции, в то время как с функциональной работает только логопед.

Основные проблемы при открытой форме

Структура речевого дефекта при открытой ринолалии отличается многосторонностью. Поражение затрагивает фонетическую и фонематическую стороны, тембр. В результате наблюдается общее недоразвитие всей речевой системы. Ключевыми проблемами считаются:

  1. Гиперназальность при произношении большинства фонемов.
  2. Слабость и монотонность голоса.
  3. Дефектное произношение слоговой структуры слов.
  4. Атипичная компенсаторная артикуляция.
  5. Нарушение письменной речи.

В целом симптоматика открытой ринолалии довольно яркая и становится очевидна уже при первом общении с ребенком даже не специалисту.

Методы коррекционной работы

Механизмы открытой ринолалии довольно сложны и требуют поэтапной коррекционной работы. Как и при любом речевом нарушении, лечение начинается с исследовательской части. Именно на ней базируется выбор методов

Обследование открытого повреждения включает в себя:

  1. Сбор анамнестических данных.
  2. Изучение медицинских и педагогических документов.
  3. Медицинский осмотр хирургом, ортодонтом, стоматологом и другими специалистами.
  4. Логопедическое обследование с выявлением особенностей дыхания, анатомического строения органов, голоса, фонематического слуха.

По результатам анализа составляется характеристика детей с открытой формой ринолалии и подбираются методы исправления.

Устранение открытой ринолалии природного генеза всегда начинается с хирургического вмешательства. В большинстве случаев после исправления анатомического дефекта звукопроизношение восстанавливается, требуя лишь небольшой логопедической поддержки. Функциональное открытое нарушение не имеет в своей основе явных проблем в строении небно-глоточной системы, поэтому его исправление проводится логопедом, дефектологом, психологом.

Важно! Сначала ведется логопедическая подготовка речевого аппарата до операции, а затем окончательная звукопостановка после нее.

Особенности повреждения закрытого типа

Закрытая ринолалия определяется слабым носовым резонансом, поскольку небо и глотка имеют препятствие, которое мешает воздушной струе свободно проходить через нос. Сильнее всего при этом страдают носовые фонемы. Гласные звуки из-за нарушения тоже страдают, но в другой степени. Они становятся менее яркими, лишаются определенных тоновых особенностей.

Виды закрытой ринолалии

Как и в случае с открытой формой, закрытая может иметь в своей основе причины разного характера, а также быть как врожденной, так и приобретенной. Но основная классификация строится на местоположении анатомического недостатка.

Тип нарушениеПричины
Передняя закрытая форма
  • Частый насморк, в том числе хронический
  • Новообразования в носовой полости
  • Искривление перегородки
Задняя закрытая форма
  • Аденоиды
  • Новообразования в носоглотке
Функциональная закрытая ринолалия
  • Невротические расстройства
  • Нарушения в работе ЦНС
  • Оставшаяся после хирургического устранения дефекта привычка
  • Имитация назальной речи взрослых

Закрытая ринолалия любого типа попадается в практике гораздо реже, чем открытая. Иногда перегородка не полностью закрывает проход воздушной струе, при этом коррекционная работа не меняется.

Основные проблемы при закрытой форме

Симптоматика закрытой ринолалии проявляет себя довольно ярко, как и в случае с открытой, хотя речь нарушается не так сильно. Кроме нарушения выговаривания носовых фонемов, явными признаками нарушения можно назвать:

  1. Гнусавость
  2. Глоттализация
  3. Назальность

В целом речь ребенка с закрытой формой нормально понимаема, поскольку страдает меньше фонемов.

Методы работы по исправлению закрытой формы

На первом этапе исправления закрытого повреждения проводится обследование с использованием инструментальных методов, а также собирается медицинский анамнез. После этого проводится психолого-педагогическое обследование фонетических и фонематических особенностей речи. На основе полученных данных, так же как и при открытой ринолалии, составляется характеристика с рекомендациями.

Собственно коррекция строится по стандартному принципу. Если речь идет об органической проблеме, дефект устраняется хирургом. После этого начинается логопедическая работа. Если нарушение функциональное, им занимается профильный специалист. Это может быть не только логопед, но и невролог, психолог.

Логопедическая помощь включает в себя:

  1. Нормализацию носового дыхания.
  2. Развитие голоса.
  3. Восстановление функций гортани.

Устранить закрытую ринолалию несколько легче, чем другие формы. В первую очередь потому, что анатомический дефект, из-за которого она появляется, не такой тяжелый.

Особенности смешанного повреждения

Если разом обнаруживаются признаки открытой и закрытой форм, говорят о смешанной ринолалии. Характеризуется она слабым носовым резонансом при произношении носовых фонемов и яркой назальностью со всеми остальными звуками. Классификация нарушения обычно не выделяется, поскольку полностью зависит от того, какие именно дефекты присутствуют.

Причины смешанной формы

Чтобы появилось нарушение такого типа, у ребенка одновременно должны проявиться причины открытой и закрытой ринолалии. При этом они могут быть как природным, так и появившимися, как механическими, так и функциональными. Обычно основой болезни становится сочетание расщелины и аденоидных разращений или дефект мягкого неба и новообразования в носовой полости.

Методы коррекционной работы

Выбор конкретных методик для устранения нарушения зависит от того, какой дефект выражен наиболее сильно. Если правильному звукопроизношению в большей степени мешает расщелина, то основные усилия направлены на хирургическое восстановление.

Важно! Функциональные причины смешанной ринолалии всегда устраняются после органических.

Работу по исправлению нарушения проводят в разном возрасте. Открытую органическую форму обычно устраняют в раннем детстве. Закрытой могут заняться в дошкольном или младшем школьном возрасте. Но консультирование со специалистами должно происходить постоянно, пока проблема не окажется полностью решенной.

Видео

126

onlymama.ru

Причины возникновения открытой и закрытой ринолалии

Ринолалия – заболевание довольно распространенное. Оно проявляется в неправильном произношении некоторых звуков, в основном носовых. Причины возникновения ринолалии кроются в дефектном строении, а значит и неправильном функционировании органов речи. Внешне это проявляется в том, что воздушная струя при говорении проходит не в том направлении, а значит голос приобретает назальный оттенок. Зная конкретные причины болезни, ее можно вылечить или достаточно хорошо компенсировать.

Общие причины нарушения звукопроизношения при ринолалии

Формы и причины ринолалии связаны напрямую. Специалисты выделяют 3 вида нарушения и определяют для каждого из них собственные источники. Они представлены ниже в таблице.

ОткрытаяЗакрытаяСмешанная
  • Расщепление неба
  • Травмы ротовой или носовой полостей
  • Паралич мягкого неба
  • Ограничение подвижности неба
  • Вялая артикуляция
  • Анатомические изменения носоглотки
  • Неврологические нарушения
  • Копирование гнусавой речи
  • Хронический насморк
  • Непроходимость носа
  • Недостаточность контакта неба и глотки

Все перечисленные выше проблемы являются лишь основой для возникновения заболевания. За каждой из них могут стоять несколько отдельных осложнений, которые и требуется устранить хирургическим путем или с помощью логопедической работы.

Важно! Причины ринолалии могут быть врожденными и приобретенными, поэтому определение времени возникновения болезни становится ключевым в выборе методов ее лечения.

Причины открытой ринолалии

Об этой форме нарушения говорят, когда воздушная струя двигается через носовые пазухи и полость рта одновременно, вызывая отголосок во время произношения. Проблема может быть вызвана органическими и функциональными повреждениями природного и приобретенного характера.

Причины и механизм нарушения открытой органической ринолалии

Большая часть проблем, приводящих к развитию этого типа заболевания, является врожденными. Вот наиболее встречающиеся из них:

  1. Расщелины неба (двусторонние и односторонние).
  2. Урезанное мягкое небо.
  3. Расщепление альвеолярного отростка.
  4. Повреждение маленького язычка или его отсутствие.

К перечисленным причинам, в свою очередь, приводят нарушения в раннем пренатальном периоде. Если беременная женщина страдала тяжелыми инфекционными заболеваниями, такими как токсоплазмоз, краснуха, грипп, вероятность неправильного формирования органов речи значительно повысится. Кроме того, навредить могут курение и алкоголизм будущей матери, ее прямое взаимодействие с опасными химическими веществами, сильные стрессы на ранних сроках беременности.

По статистике именно врожденная органическая ринолалия встречается наиболее часто и именно ее компенсировать сложнее всего, но приобретенное нарушение тоже может вызвать проблемы с речью. Наиболее частые причины в этом случае:

  1. Рубцовые деформации.
  2. Травматическая перфорация неба.
  3. Паралич или парез.

Они появляются в результате лечения травм и удаления новообразований и плохо поддаются коррекции, хотя некоторые методы работы все же имеются.

Причины и механизмы ринолалии открытого функционального типа

Этот вид нарушения считается приобретенным. Причин, запускающих его развитие, не слишком много. В основном она проявляется после иссечения аденоидов у детей и из-за постдифтерийных парезов. Болезнь проявляется слабым подъемом неба и отрывочным смыканием неба и глотки во время произношения. В качестве коррекции в этом случае требуется длительная логопедическая работа.

Причины закрытой ринолалии

Закрытая ринолалия зарождается, когда какое-то препятствие мешает свободному прохождению воздушной струи через носовую полость. В результате поток идет только через рот, из-за чего страдают носовые фонемы. Классификация этого вида нарушения выглядит несколько сложнее, чем при открытой форме. В зависимости от местоположения препятствия закрытую ринолалию делят на переднюю и заднюю. Основные типы нарушения и их причины представлены в таблице ниже.

Типы закрытой ринолалииПричины
Передняя закрытая форма органического генеза
  • Непрестанный насморк
  • Болезненность слизистой носовой полости
  • Дефект носовой перегородки
Задняя закрытая форма органического генеза
  • Аденоидные разращения
  • Фибромы
  • Полипы и опухоли носоглотки
  • Рост непарной глоточной миндалины
Функциональная закрытая форма
  • Гиперфункция мягкого неба
  • Невротические расстройства
  • Поражение ЦНС
  • Аденоидэктомия
  • Копирование неправильной речи взрослых

Важно! Открытая и закрытая ринолалии, причинами которых выступают органические дефекты, устраняются после хирургического вмешательства, а функциональные – в ходе логопедической работы.

Причины смешанной ринолалии

При нарушении такого типа у ребенка можно наблюдать одновременно две проблемы: носовую непроходимость и слабое небо-глоточное смыкание. Соответственно в основе могут быть как органические, так и функциональные причины. По статистике чаще всего встречается вариант, когда одновременно проявляется три основы болезни: слишком короткое мягкое небо или его расщепление (как одностороннее, так и двустороннее) и аденоидное разрастание. При таком раскладе в первую очередь приходится говорить о хирургическом лечении, хотя после него не редко применяются и другие методы коррекции.

Неврологические причины ринолалии

Отдельной группой можно выделить неврологические причины ринолалии у детей. В их основе лежат нарушения работы центральной нервной системы. Среди самых распространенных в первый год жизни проблем, способных привести к дефектному произношению, можно выделить:

  1. Мозговые кровоизлияния, в том числе во время сложных родов и в первые часы после них.
  2. Черепно-мозговые травмы.
  3. Проблемы с питанием головного мозга.
  4. Параличи различного генеза.
  5. Экстрапирамидные нарушения, мешающие нормальной иннервации мышц речевого аппарата.

Заметить возникновение ринолалии в раннем возрасте трудно, поэтому если ребенок испытал на себе одну или несколько проблем, перечисленных выше, он должен получить консультацию невролога, а при наступлении дошкольного возраста и логопеда или дефектолога.

В большинстве случаев ринолалия встречается в открытой форме органического генеза. В ее основе лежат нарушения, заметить которые можно еще до рождения ребенка. При этом назначается хирургическое лечение и, если оно осуществлено достаточно рано (до момента активного развития речи), простого устранения дефекта оказывается достаточно, чтобы исправить ситуацию. Чем позже диагностированы причины ринолалии и определена ее форма, тем выше вероятность, что коррекцию придется проводить длительное время и несколькими специалистами.

Видео

122

onlymama.ru

причины, симптомы, диагностика и лечение

Ринолалия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата. Ринолалия характеризуется грубыми искажениями звукопроизношения, назализацией согласных и гласных звуков, вторичным нарушением фонематических процессов и письменной речи, недоразвитием лексико-грамматической стороны речи. Диагностическое обследование при ринолалии включает консультацию отоларинголога, челюстно-лицевого хирурга, логопеда для выявления анатомических и функциональных дефектов артикуляционного аппарата и степени нарушения всех сторон речи. С целью преодоления ринолалии может проводиться хирургическое, физиотерапевтическое, ортодонтическое лечение; психотерапия, логопедическая работа.

Общие сведения

Ринолалия — искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания. Ринолалия встречается с частотой 1 случай на 760 человек. Некоторые авторы рассматривают ринолалию как форму механической дислалии, однако общепринятым в современной логопедии является выделение ринолалии в самостоятельное нарушение речи. Для обозначения ринолалии в литературе иногда используются термины «гнусавость» или «ринофония», однако оба этих понятия недостаточно полно отражают суть речевого нарушения, поскольку указывают лишь на специфическое нарушение голоса (назализацию), в то время как при ринолалии страдает артикуляционная и акустическая сторона речи.

Многообразие и сложность расстройств, лежащих в основе ринолалии, обусловливают необходимость участия в ее преодолении специалистов в области хирургической стоматологии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии, психологии.

Ринолалия

Классификация ринолалии

Механизм развития ринолалии связан с нарушением взаимодействия носовой полости и ротоглотки. В зависимости от особенностей этого нарушения принято выделять открытую и закрытую форму ринолалии. С учетом возможных причин (анатомических дефектов или нарушения функции речевого аппарата) каждая из форм может быть органической и функциональной.

Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

При сочетании непроходимости носа и недостаточности небно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. В этом случае отмечается отсутствие носовых звуков и назальный оттенок голоса.

Причины ринолалии

По времени возникновения открытая органическая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Врожденная открытая ринолалия встречается у детей с расщелинами мягкого и твердого нёба («волчьей пастью»), расщеплением альвеолярного отростка верхней челюсти и верхней губы («заячьей губой»), укорочением мягкого нёба, раздвоением или отсутствием маленького язычка, скрытыми (субмукозными) расщелинами твердого нёба. Причинами врожденных расщелин лица может служить заражение беременной на ранних сроках гестации токсоплазмозом, гриппом, краснухой, паротитом и др. инфекциями; контакт с ядохимикатами и другими вредными веществами, курение, употребление наркотиков и алкоголя во время беременности, стрессы, эндокринные нарушения у будущей мамы. Критическим периодом для формирования расщелин лица служит 7-8 неделя эмбриогенеза.

Приобретенная открытая органическая ринолалия возникает в результате рубцовых деформаций, травматической перфорации нёба, параличей и парезов мягкого нёба, обусловленных ранением или опухолевой компрессией языкоглоточного или блуждающего нервов.

Случаи открытой функциональной ринолалии встречаются после удаления аденоидов или при постдифтерийных парезах мягкого неба. При этом наблюдается недостаточный подъем мягкого неба и неполное нёбно-глоточное смыкание при фонации.

Причинами закрытой органической ринолалии выступают различного рода анатомические изменения в носовой полости или носоглотке. Передняя закрытая ринолалия может быть связана с наличием искривления носовой перегородки, полипов носа, гипертрофии слизистой, опухолей полости носа. Задняя закрытая ринолалия вызывается аденоидами, полипами, фибромами носоглотки, ростом непарной глоточной миндалины и т. д.

Закрытая функциональная ринолалия возникает при гипертонусе мягкого неба, препятствующем выходу воздушной струи через нос. Данное состояние может развиваться вследствие аденоидэктомии, неврологических нарушений, а также на фоне копирования гнусавой речи окружающих.

Симптомы ринолалии

При открытой органической ринолалии, обусловленной врожденными расщелинами лица, с первых дней жизни у ребенка страдают жизненно-важные функции питания и дыхания. При кормлении ребенка молоко вытекает через нос, поэтому новорожденный недостаточно набирает массу тела и недополучает необходимые питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает достаточно согреться в носовых ходах, т. к. через расщелину сразу поступает в нижние дыхательные пути. Дети с небными расщелинами и открытой ринолалией предрасположены к возникновению гипотрофии, отита, евстахиита, бронхита, пневмонии. Врожденные небные расщелины часто сочетаются с неправильным прикусом.

Состояние интеллекта у детей с открытой ринолалией может быть различным – от нормы до ЗПР и олигофрении различной степени. Часто у детей наблюдаются неврологические знаки: нистагм, птоз, гиперрефлексия.

Долингвистический период у детей с ринолалией протекает аномально: обращает внимание отсутствие модулированного и разнообразного лепета, тихая или беззвучная артикуляция звуков. Речевое развитие при ринолалии также запаздывает: первые слова ребенок нередко произносит после 2-х лет. Речь невнятная, невыразительная и непонятная для окружающих.

При открытой органической ринолалии грубо нарушается артикуляция звуков и звукопроизношение. Корень языка постоянно находится в приподнятом положении, а кончик языка – в пассивном, опущенном, в связи с чем большая часть согласных приобретает «заднеязычный» оттенок и напоминает звук [х]. При открытой ринолалии все звуки имеют сильный носовой (назальный) оттенок, между собой практически не дифференцируются; голос становится глухим и тихим.

Стремясь произносить звуки более внятно, дети напрягают мимическую мускулатуру, мышцы губ, языка и крыльев носа, что приводит к возникновению гримас и еще больше ухудшает общее впечатление от речи.

Неточная артикуляция и искаженное звучание звуков сопровождается вторичным нарушением слуховой дифференциации и фонематического анализа, приводя к нарушениям письменной речи – дисграфии и дислексии. Ограничение речевых контактов у детей с ринолалией приводит к недостаточной сформированности словарного запаса и грамматической стороны речи, т. е. ОНР.

Если ребенок с открытой органической ринолалией осознает и переживают свой дефект, это вызывает у него развитие вторичных психических наслоений: замкнутости, раздражительности, застенчивости.

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания.

Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [м’], [н], [н’]), заменой [м] на [б], [н] на [д]. При этом также страдает тембр голоса; из-за невозможности носового дыхания дети вынуждены дышать ртом. Дети с закрытой органической ринолалией склонны к простудным заболеваниям, развитию астенического синдрома. При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок.

Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, челюстно-лицевым хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом, дефектологом, психологом. Наиболее важными инструментальными исследованиями, позволяющими выявить причины ринолалии, служат рентгенография носоглотки, риноскопия, фарингоскопия, электромиография и др.

При логопедическом обследовании больного с ринолалией основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [и] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, одновременно логопед ощущает пальцами сильную вибрацию крыльев носа. Затем исследуется звукопроизношение всех гласных и согласных звуков, просодическая сторона речи, фонематические процессы, состояние лексики и грамматики; у школьников – состояние чтения и письма.

На основании медицинской диагностики и обследования устной речи намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы при ринолалии.

Коррекция ринолалии

При органических формах ринолалии требуется устранение анатомических дефектов: изготовление глоточного обтуратора, хирургическая коррекция деформаций лица (уранопластика, велофарингопластика, хейлопластика), аденотомия, полипотомия носа, септопластика, удаление новообразований глотки и пр. Главная роль в лечении функциональной ринолалии принадлежит физиотерапии и психотерапии. Медицинское воздействие дополняется дифференцированной логопедической работой. Особенности коррекционного процесса рассмотрим на примере ринолалии при нёбных расщелинах.

Логопедические занятия по коррекции открытой органической ринолалии проводят в до- и послеоперационной периоде. До операции проводится артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж (пальцевой массаж фрагментов твердого нёба и вибрационный массаж мягкого нёба). На этом этапе необходимо работать над постановкой и автоматизацией доступных звуков (при сохранении их назального оттенка), развивать силу и гибкость голоса, расширять словарь ребенка, воспитывать слуховое внимание и фонематический слух и т. д.

Целью послеоперационной работы по коррекции ринолалии служит закрепление достигнутых навыков в новых анатомических условиях. С этой целью проводится массаж послеоперационных рубцов нёба, развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания, выработка дифференцированного ротового и носового выдоха, коррекция звукопроизношения, устранение назального оттенка голоса, ликвидация пробелов в лексико-грамматическом строе и фразовой речи.

Прогноз и профилактика ринолалии

Функциональная ринолалия, как правило, имеет благоприятный прогноз и устраняется с помощью фониатрических упражнений и логопедических занятий. Эффективность преодоления органической ринолалии во многом определяется результатами хирургического лечения, сроками начала и полнотой логопедической работы.

Профилактика ринолалии заключается в предупреждении возникновения и своевременном устранении анатомических дефектов и функциональных расстройств речевого аппарата.

www.krasotaimedicina.ru

Ринолалия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ринолалия — термин имеет специфическую, несколько различающуюся интерпретацию и трактовку в общемедицинской и в логопедической лексике и специальной литературе.

Ринолалия рассматривается только как синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искажённое произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Различают два варианта гнусавости:

  • гнусавость закрытая (rinolalia clausa), наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки [5]. Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже[⇨]).
  • гнусавость открытая (rinolalia aperta), характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос[5].

Здесь синдром ринолалии дифференцируется более детально и трактуется несколько шире. Специалисты-логопеды более детализируют как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия», в частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные нозологические единицы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы.

При ринолалии нарушение резонирования в носовой полости происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.

  • Ринолалия закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса; причинами являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют ринолалию закрытую органическую и функциональную. Образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем; при этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]. одним из внешних признаков закрытой ринолалии является постоянно открытый рот.
    • Ринолалия закрытая задняя — нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих: а)верхний край

ru.wikipedia.org

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость) — это нарушение тембра голоса (он приобретает носовой оттенок) и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Определить гнусавость можно:

  • на слух
  • при поднесении зеркала к носу (если при произнесении слов безносовых звуков зеркало запотевает — открытая гнусавость; при произнесении слов с носовыми звуками зеркало не запотевает — закрытая).

Причины возникновения ринолалии можно разделить на:

  • Органические центрального, к ним относятся мозговые кровоизлияния, черепно-мозговые травмы, нарушения питания головного мозга, центральный или периферический паралич, экстрапирамидные нарушения, приводящие к нарушению иннервации мышц мягкого неба и обуславливающие его парезы и параличи;

Могут быть врожденные и приобретенные:

    • укороченное мягкое небо
    • отсутствие маленького язычка
    • укороченный или раздвоенный мягкий язычок
    • полипы, аденоиды, опухоли, искривления носовой перегородки, гипертрофия слизистой носа, травмы неба, последствия операций иболезней (перфорации, рубцовые изменения)
    • расщелины неба и губы различной величины и формы
  • Функциональные центральные
  • Функциональные периферические

Нарушения дыхательныхпроцессов, привычно опущенное мягкое небо (например, после постдифтирийного пареза, после аденотомии, операционных травм), подражание гнусавой речи окружающих, болезни евстахиевой трубы, нервномышечно связанной с мягким небом, дефекты слухового контроля.

Виды врожденных расщелин.

Расщелины неба (различают по размеру и расположению):

  • сквозные (одно- и двусторонние). Несращение захватывает губы, альвиолярный отросток, твердое и мягкое небо. Двусторонние расщелины идут по обе стороны от середины твердого неба
  • несквозные (полные и неполные). При несквозных полныхнесращение доходит до области резцового отверстия, при неполных незахватывает резцового отверстия, может быть незначительным по величине. Несквозные расщелины также могут быть одно- и двусторонние
  • субмукозные (несквозные, подслизистые, скрытые). При этих расщелинах наблюдается недоразвитие пластин небных костей, недоразвитие мышечной системы мягкого неба при достаточном развитии слизистых оболочек.

Расщелины губы:

  • частичные — несращение только в крае губы, не доходит до нижнего носового отверстия
  • полные — расщелины затрагивают нижний отдел носового отверстия и нередко передний край дна носового хода.

Появление врожденных расщелин обусловлено неблагоприятными эндо- и экзогенными факторами. Они могут иметь наследственный характер, могут быть обусловлены радиоактивным облучением кого-либо из родителей, дефицитом микроэлементов в организме беременной женщины, могут являться следствием лекарственного воздействия (противосудорожные, антипаразитические препараты, гормоны, избыток витамина А, кортизон в критические сроки беременности). Причиной появления расщелин могут стать биологические факторы: грипп, кривая краснуха и т. д., воздействие химических веществ (кислоты, фенолы, бензин), а также психические потрясения беременной женщины в критические периоды (время закладки лицевого скелета: 4-8 недели беременности). Характер повреждений зависит от времени воздействия вредных факторов.

Классификация ринолалии.

В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии:

  • открытая
  • закрытая
  • смешанная

Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком.

Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке.

При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.

Открытая ринолалия.

Характеризуется дефектной артикуляцией и акустическим эффектом нозализации речевых звуков. Во время речи воздушная струя проходит одновременно через рот и через нос, вследствие чего возникает носовой резонанс при произнесении всех звуков. Аномальный акустический эффектсоздается специфическим тембром голоса. В рамках открытой ринолалии можно выделить органическую и функциональную ринолалию.

Органическая открытая ринолалия: чаще всего является следствием врожденных дефектов неба — расщелин. Расщелины обуславливают частичное или полное соединение двух резонаторных полостей — рта и носа. Во время речи нарушается направление воздушной струи при образовании звуков. Возникает специфический нозальный акустический эффект.

Ринолалия при расщелине неба характеризуется своеобразным комплексом симптомов:

  • изменение положения и активности языка. Все тело языка оттянуто назад (западает к глотке), корень и спинка приподнята кверху (отмечается высокий тонус), кончик языка обычно развит плохо, паретичен. Причина таких изменений заключается в том, что дети с первых дней жизни испытывают трудности при кормлении. Ребенок сосет корнем языка, напрягая лицевую мускулатуру. Позже эти трудности сохраняются: дети инстинктивно удерживают корень языка вверху, по возможности прикрывая им расщелину при питании и дыхании, вследствие чего корень языка гипертрофируется, кончик языка развивается слабо, пассивно втянут вглубь ротовой полости. Ребенку доступны только элементарные, недифференцированные движения языка. Изменение положения языка является своеобразным приспособлением ребенка к своему состоянию.
  • Нарушения деятельности мышц, осуществляющих движение мягкого неба. Движения мягкого неба неполноценны не только при речи, но и при актах жевания, глотания. Мягкое небо не выполняет своей основной функции: разделение носовой и ротовой полостей, его смыкание с задней стенкой глотки не осуществляется.
  • Изменение взаимодействия мышц всего периферического отдела речедвигательного анализатора. Нарушения взаимодействия артикуляционной и мимической мускулатуры: измененные движения лицевых мышц в процессе артикуляции, наличие синкинезий. В ряде случаев отмечают тикообразные движения лицевых мышц. Также нарушается взаимодействие между артикуляционными и дыхательными мышцами.
  • Особенности речевого дыхания: ускоренное, поверхностное, учащенное. Это связано с тем, что количество воздуха, выдыхаемого через нос, возрастает до 74% от всего выдыхаемого воздуха. Речевой выдох неравномерен, неравномерно распределен на протяжении произносимого слова или фразы. Страдает плавность и направленность выдоха, ритм речевого дыхания.

Необходимо отметить, что осуществление вдоха через расщелину обуславливает частые простудные заболевания у таких детей. До 80% детей с органической открытой ринолалией страдают снижением слуха. Это связано с частыми простудами, насморками, воспалениями евстахиевой трубы, ведущими к заболеваниям уха.

При органической открытой ринолалии все звуки произносятся с носовым оттенком. Наиболее дефектны гласные звуки, так как для них требуется самый сильный небно-глоточный затвор. Артикуляция согласных сдвигается кзади, звуки искажаются, приобретают хрипловатый оттенок. Характерно большое количество замен звуков, причем звуки-субституты также являются искаженными. Нарушаются согласные звуки, требующие наиболее высокого ротового давления. Таким образом, органическая открытая ринолалия, обусловленная расщелинами, характеризуется рядом патологических изменений в функции артикуляционного аппарата. Наиболее яркое из них — дефектное положение языка в полости рта и нарушение мышечного взаимодействия всего артикуляционного аппарата.

Вследствие снижения слуха, нечеткости собственной артикуляции, у детей с открытой ринолалией часто наблюдается недоразвитие фонематического слуха; вторичным следствием этого могут быть трудности овладения звуковой структурой слов. Это также может повлечь недоразвитие словарного запаса детей, неполноценность грамматического строя речи, т.е. синдром ОНР.

При органической открытой ринолалии могут наблюдаться вторичные психологические наслоения: ребенок начинает осознавать дефектность своей речи, начинать ее стесняться, что может вызвать замкнутость, речевой негативизм, специфические особенности поведения.

Функциональная открытая ринолалия: дефект речи может быть обусловлен гипокенезом мягкого неба, вследствие частых заболеваний носоглотки, слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости, нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе, подражанием нозальной речи. Иногда функциональная открытая ринолалия может иметь место после преодоленной органической открытой ринолалии, в таких случаях мягкое небо привычно опущено. Также такая форма ринолалии может иметь место при истерии, в данном случае ее особенность – приходящий характер. При истерии может возникать временная стрессовая гнусавость, обусловленная приходящими истерическими параличами. Функциональная открытая ринолалия встречается реже, чем органическая.

Закрытая ринолалия: обусловлена направлением речевого выдоха только через рот при произнесении всех звуков речи. При закрытой ринолалии страдают артикуляционные и акустические характеристики носовых звуков и тембра голоса. Закрытая ринолалия является следствием дефекта в носоглотке или носовой полости (гипертрофия слизистой носа, гипертрофия мягкого неба и т. д.). Выделяют две формы закрытой ринолалии:

  • органическая
  • функциональная

Закрытая органическая ринолалия обусловлена дефектами областей зева, носа, носоглотки. Формы закрытой органической ринолалии дифференцируют в зависимости от локализации дефекта:

  • передняя закрытая органическая ринолалия. Причины: гипертрофия слизистой носа вследствие хронических насморков, полипы и опухоли носовой полости, искривление носовой перегородки.
  • Задняя закрытая органическая ринолалия. Причины: механические препятствия в области носоглотки (аденоидные разращения, сращение мягкого неба с задней стенкой глотки, рост глоточной непарной миндалины). Для таких детей характерно постоянное ротовое дыхание, полуоткрытый рот.

Функциональная закрытая ринолалия: обусловлена гиперфункцией мягкого неба, которое преграждает путь воздушной струи через нос. Эта форма возникает при ненарушенном носовом дыхании, при хорошей носовой проходимости. Гиперфункция мягкого неба может быть обусловлена результатами операции по удалению аденоидов, недостатками слухового контроля, подражанию гнусавой речи окружающих. При этой форме голос имеет тусклый, мертвенный оттенок. Смешанная ринолалия: обусловлена утечкой воздуха через нос при патологически сниженном носовом резонаторе. В результате этого страдают артикуляторно-акустические характеристики всех звуков, значительно искажается тембр голоса. При этой форме наблюдается комбинация факторов, вызывающих открытую и закрытую ринолалию. Характер проявления речевого дефекта зависит от преимущественного нарушения. При этой форме отчетливо слышен носовой оттенок голоса и отсутствуют носовые звуки.

logopediy-dly-detey.ru

виды, причины, признаки, симптомы, лечение

Ринолалия – представляет собой патологию, при которой нарушается и искажается произношение звуков в частности, и речи в целом. Это довольно редкое расстройство, которое диагностируется у 1–2 детей на 1000. Подобная разновидность речевого дефекта может носить как врождённый, так и приобретённый характер, отчего и предрасполагающие факторы развития также будут отличаться.

Недуг имеет специфическую симптоматику, игнорировать которую родители не могут. Основными симптомами принято считать невнятную или невыразительную речь, позднее произношение первых слов малышом, а также большое количество психологических признаков.

В подавляющем большинстве случаев установление правильного диагноза не является проблемой, однако могут возникнуть трудности с определением разновидности заболевания. Именно на этом фоне диагностика носит комплексный характер и включает в себя консультирование специалистов из различных областей медицины.

Лечение у детей зачастую основывается на консервативных методиках, однако при некоторых формах заболевания в обязательном порядке обращаются к хирургическому вмешательству.

Этиология

Патогенез недуга заключается в неправильном взаимодействии между носовой полостью и ротоглоткой. Это становится причиной того, что во время образования звуков поток воздуха идёт неправильным путём, на фоне чего искажается произношение.

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения может носить первичный или приобретённый характер — в каждом случае предрасполагающие факторы будут отличаться.

Причины врождённой формы недуга представлены:

  • нарушением целостности мягкого или твёрдого неба, что в медицинской сфере носит название синдром «волчьей пасти»;
  • расщеплениями верхней челюсти или верхней губы – такое расстройство широко известно как «заячья губа»;
  • дефектами мягкого неба, а именно его укорочением;
  • патологиями маленького язычка – сюда стоит отнести его полное отсутствие или, наоборот, раздвоение;
  • расщелинами твёрдого неба, которые носят скрытый характер.

Причины ринолалии

Помимо этого, вызвать первичную ринолалию могут тяжёлые заболевания, перенесённые женщиной во время вынашивания плода в первом триместре. К таким болезням стоит отнести:

Не последнюю роль в возникновении такого расстройства речевой функции также играют:

  • воздействие токсических веществ на организм беременной;
  • пристрастие будущей матери к наркотическим веществам, спиртному или никотину – далеко не все представительницы женского пола, узнав о том, что ожидают ребёнка, считают нужным избавляться от пагубных пристрастий;
  • частые стрессовые ситуации, которым подвергаются женщины в положении;
  • протекание расстройств эндокринного характера до или вовремя беременности.

Стоит отметить, что вышеуказанные дефекты, провоцирующие возникновение ринолалии, образуются у плода на ранних этапах внутриутробного развития, а именно на седьмой или восьмой неделе.

Также считается, что не последнее место занимает отягощённая наследственность. Высока вероятность развития у ребёнка подобного нарушения речи, если у одного из родителей присутствуют:

  • расщелина губы или неба;
  • несимметричность кончика носа;
  • асимметрия крыльев носа.

Механизмы развития приобретённой ринолалии будут диктоваться разновидностью недуга. Например, способствовать развитию вторичной открытой органической ринолалии будут:

  • деформации неба рубцового характера;
  • такие состояния, как паралич или парез мягкого нёба;
  • сдавливание опухолью таких нервов, как блуждающий и языкоглоточный.

Открытая функциональная приобретённая ринолалия развивается на фоне:

  • перенесённого ранее вмешательства по иссечению аденоидов;
  • пареза мягкого нёба, возникшего на фоне дифтерии.

Закрытая ринолалия органической природы зачастую возникает из-за широкого спектра анатомических изменений в носу или носоглотке. Из этого следует, что источниками могут выступать

  • искривление перегородки, расположенной в носовой полости;
  • появление доброкачественных новообразований или полипов;
  • гипертрофия слизистой носа;
  • злокачественные опухоли в носу;
  • образование непарной миндалины.

Функциональная форма закрытой ринолалии представлена таким этиологическим фактором, как высокий тонус мягкого неба. Подобное состояние выражается в том, что невозможен полноценный выход струи воздуха через нос. Это нарушение может возникнуть из-за:

  • аденоидэктомии, т. е. операции по иссечению аденоидов;
  • различных отклонений неврологического происхождения;
  • банального копирования гнусавости речи окружающих людей.

Классификация

Ринолалия, определение которой состоит в неправильном функциональном взаимоотношении носовой полости и ротоглотки, имеет несколько разновидностей.

Классификация ринолалии

Основная классификация делит подобное заболевание на две формы:

  • открытая ринолалия – воздух одновременно проходит через рот и нос;
  • закрытая ринолалия – отличается тем, что воздух проходит не через нос, что обуславливается присутствием преграды в носовой полости или в зоне носоглотки. Это становится причиной того, что в значительной мере искажаются звуки «м» и «н». Помимо этого, гласные подвергаются изменениям, а именно теряют свою тональность и звонкость;
  • смешанная ринолалия – присутствуют признаки двух вышеуказанных форм, а голос у ребёнка приобретает носовое звучание.

Примечательно то, что открытая ринолалия диагностируется в несколько раз чаще закрытого или смешанного типа недуга.

По причинам возникновения как открытая, так и закрытая ринолалия бывает:

  • органической. Для открытой формы возникновение обуславливается врождёнными, реже приобретёнными дефектами ротоглотки или носовой полости. Закрытый тип недуга вызывают деформации носа;
  • функциональной – функциональная открытая ринолалия обусловлена перенесённой ранее какой-либо болезнью носоглотки. При закрытой разновидности болезни воздушный поток направлен через рот, а предрасполагающие факторы часто представлены неврологическими расстройствами.

Помимо этого, существуют такие виды ринолалии:

  • передняя – в подавляющем большинстве случаев выражается на фоне разращения аденоидов, отчего они приводят к перекрытию хоаны;
  • задняя – развивается из-за хронического насморка, полипов или искривления перегородки носа.

Симптоматика

Структура речевого дефекта при ринолалии, т. е. симптоматика болезни, будет несколько отличаться в зависимости от её разновидности.

Например, для открытой формы патологии будут характерны такие симптомы:

  • нарушение дыхательной функции;
  • трудности во время вскармливания грудного ребёнка или самостоятельного питания детей от двух лет;
  • недостаток массы тела новорождённого;
  • присутствие врождённых расщелин лица;
  • опущение верхнего века;
  • тихая речь;
  • непроизвольные колебательные движения глаз;
  • гиперрефлексия;
  • задержка речевого развития – первые слова дети зачастую произносят в возрасте двух лет;
  • появление гримас во время общения;
  • скупой словарный запас, что ещё больше затрудняет речевое описание происходящего в жизни ребёнка;
  • олигофрения;
  • раздражительность и замкнутость;
  • повышенная предрасположенность к таким недугам, как отит и бронхит, пневмония или евстахиит.

Характеристику закрытой формы ринолалии составляют следующие клинические проявления:

  • изменение тембра голоса;
  • нарушение в произношении носовых звуков;
  • трудности при общении с посторонними людьми;
  • неестественность и тусклость голоса;
  • необходимость в постоянном дыхании через рот;
  • склонность к простудным недугам;
  • развитие астенического синдрома;
  • нарушение письма, что выражается в дислексии или дисграфии;
  • недостаточный запас слов, по сравнению со сверстниками аналогичной возрастной категории.

Диагностика

Ребёнка с ринолалией и выражением вышеуказанной симптоматики необходимо отвести на консультацию к логопеду. Однако по причине того, что подобное нарушение может развиваться на фоне большого количества разнообразных факторов, то в обследовании пациента также принимают участие такие специалисты:

  • челюстно-лицевой хирург;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • ортодонт;
  • фониатр;
  • дефектолог;
  • психолог.

Первичная диагностика включает в себя:

  • изучение истории болезни и жизненного анамнеза пациента – при этом также учитывается информация касательно протекания беременности. Это даст возможность клиницисту не только установить причину развития заболевания, но и определить его разновидность;
  • проведение тщательного физикального осмотра – для выявления внешних нарушений, например, заячьей губы или волчьей пасти;
  • детальный опрос родителей или взрослого пациента.

Логопедическое обследование основывается на оценивании:

  • артикуляционного аппарата, в частности его строения и подвижности;
  • дыхания — физиологического и фонационного;
  • голоса и произношения всех звуков;
  • состояния чтения и письма – определяется у детей школьного возраста.

Иногда для установления этиологического фактора могут потребоваться инструментальные обследования, среди которых выделяют:

  • рентгенографию носоглотки;
  • риноскопию;
  • Риноскопия

  • электромиографию;
  • фарингоскопию;
  • КТ и МРТ.

Лабораторные исследования крови и других биологических жидкостей человека не имеют диагностической ценности.

Лечение

Коррекция ринолалии будет полностью диктоваться разновидностью протекания подобного речевого дефекта.

В случаях диагностирования органической разновидности патологии показано устранение анатомических дефектов, что выполняется при помощи:

  • применения глоточного обтуратора;
  • хирургической корректировки деформаций лица – сюда стоит отнести уранопластику, велофарингопластику и хейлопластику;
  • удаления аденоидов и полипов в носу;
  • иссечения новообразований глотки;
  • септопластики.

Терапия функциональной ринолалии основывается на:

  • физиотерапевтических процедурах;
  • психотерапии;
  • длительной работе логопеда с пациентом.

Помимо этого, в лечении также принимают участие:

  • логопедический массаж – особенности логопедической работы состоят в осуществлении пальцевого массажа некоторых частей твёрдого неба и вибрационного массажа мягкого неба;
  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционные упражнения.

Наиболее эффективными упражнениями артикуляционной гимнастики выступают:

  • «удав» — при этом язык сворачивают в трубочку и неспешно высовывают изо рта. Количество повторений – семь раз
  • «игла» — рот закрыт, а языком необходимо поочерёдно дотрагиваться до внутренней поверхности каждой щеки;
  • «часы» — широко раскрывают рот, язык складывают в трубочку и делают им круговые движения;
  • «лиана» — язык свешивают к подбородку и удерживают в таком положении примерно на пять секунд;
  • «метроном» — рот широко открыт, а язык передвигают из одного угла рта к другому;
  • «взлёт-посадка» — отличается от предыдущего упражнения тем, что язык, насколько это возможно, вытягивают к носу, после чего максимально опускают к подбородку.

Если коррекция подобного нарушения требовала осуществления операции, то после вмешательства в обязательном порядке осуществляется работа логопеда, касательно особенностей постановки звуков при ринолалии в новых для пациента анатомических условиях.

Коррекционные работы с врачом лучше всего начинать как можно раньше, для того чтобы к тому времени, как ребёнку исполнится 12–15 лет достичь положительных результатов терапии. 

Профилактика и прогноз

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие ринолалии, включают в себя:

  • ведение здорового образа жизни во время вынашивания ребёнка;
  • избегание при беременности тяжёлых инфекционных заболеваний;
  • своевременную ликвидацию анатомических дефектов у детей;
  • полноценное обучение малыша правильному произношению звуков;
  • предотвращение челюстно-лицевых травм у детей и переохлаждений детского организма;
  • регулярное посещение логопеда – это нужно для контроля над правильным развитием речи.

Прогноз при различных типах недуга будет отличаться. При функциональной разновидности ринолалии исход в подавляющем большинстве случаев благоприятный и напрямую зависит от профессионализма логопеда. Что касается органической ринолалии, то все зависит от успеха хирургического вмешательства и раннего начала коррекционной работы с логопедом.

simptomer.ru

виды, причины, лечение и коррекция

Безусловно, каждый мечтает, чтобы его наследник был самым здоровым. Появление диагноза в медицинской карте – словно нож, попадающий прямо в хрупкое родительское сердце. Без паники! Если ясно представлять, как нужно действовать, ситуация поправима. Если вашему ребенку поставили диагноз ринолалия – это не так трагично, как могло показаться на первый взгляд.

Что это такое

Начнем с основ. Ринолалия, по определению Соболевой Е.А., заключается в неестественном тембре и некорректном произношении из-за нарушений речевого аппарата в результате прямого соединения между носовой и ротовой полостью.

Когда мы проговариваем носовые согласные («м», «н»), мягкое небо опускается. Это позволяет нам спокойно вдохнуть воздух. Если же заменить их на ротовые гласные (допустим, «о», «а») – небо поднимается вверх, соприкасаясь со стенками глотки, куда тотчас же проникает воздушный поток.

Если этого смыкания не получается – увидим искажение речи.

Со стороны это заметно по следующим признакам:

  1. Звучание голоса, как при сильном насморке (что является ключевым отличием от дизартрии).
  2. Неспособность четко проговаривать и гласные, и согласные.

Классификация

Соболева Е.А. выделяет такие виды ринолалии.

Закрытая ринолалия – неспособность человека прогнать струю воздуха при произнесении назальных звуков. Она, в свою очередь, делится на таки подвиды:

  1. Органическая закрытая ринолалия – в случае, если причиной стало поражение носоглотки или же самого носа.
  2. Задняя закрытая ринолалия – когда виной нарушению увеличение слизистой, опухоли или искривления перегородки носика.
  3. Функциональная – базирующаяся на психосоматике. Например, привычке, оставшейся после излечения физиологических предпосылок.

Порой происходит обратная ситуация, при которой звуки слишком сильно назализируются. Это открытая ринолалия, к ней относятся:

  1. Функциональная открытая ринолалия – небо не повреждено, а просто-напросто не справляется со своими обязанностями.
  2. Органическая открытая ринолалия в некоторых случаях развивается внутриутробно. Это такие паталогии, как «заячья губа». Или при дисфункции небной части по вине паралича или при травмировании.

Некоторыми авторами упоминается еще и третья разновидность – смешанная ринолалия, сочетание черт и той, и другой.

Причины

Причины ринолалии у детей могут быть самыми разными.

Врожденная – то, что произошло во время беременности, влияет на отточенный механизм развития плода:

  • Болезни мамы – краснуха, принесенная дочкой подруги из садика, токсоплазмоз от поглаженной уличной кошки, даже банальный грипп.
  • Генетика – страшная штука: даже если у двоюродной бабушки мужа была расщелина, вы находитесь в зоне риска. Не говоря уже и о прямом родстве.
  • Гормональные сбои.
  • Работа на опасных предприятиях и контакт с сильной химией.
  • Пара выпитых рюмочек или десяток сигарет, от которых «ничего не случится» – и результат будет, как говорится, налицо.
  • Перегрузки матери, нервное напряжение и серьезные потрясения.

Приобретенная – травмы небной части после заболеваний или неудачного хирургического вмешательства. Малейший рубец, возможно, будет препятствием в дикции.

Отчасти профилактика ринолалии связана с бережным отношением матери к собственному здоровью во время вынашивания крохи. В этот ответственный момент вы ответственны за будущую жизнь. Так что немного здравого эгоизма в сочетании с оптимизмом – правильное решение!

Диагностика

Структура речевого дефекта при ринолалии будет различаться. Прислушайтесь к своему малышу.

  • Закрытая ринолалия характеризуется глухим произношением, как будто вся носовая полость чем-то забита.
  • Открытая – любые звукосочетания имеют назальный характер.
  • Смешанная – сочетает в себе обе вышеперечисленные формы ринолалии.

Чем опасно

Безразличие с таким диагнозом – не лучшая идея.

Если не принимать меры, прогнозы с таким заболеванием, увы, неутешительны.

  • При повреждениях лицевой области наблюдается отклонение от норм прироста веса. Любая еда будет просто-напросто вытекать из лишнего отверстия в области лица. Как следствие – малыши позже начинают ползать и ходить.
  • Следующий немаловажный фактор – повышение риска отоларингологических заболеваний в три раза. Без консультации лора – возможность слышать утрачивается полностью или частично, что впоследствие выражается в плохой обучаемости и задержках умственного развития.

Отмечены и другие неприятные симптомы:

  • Повышенное внутричерепное давление – а значит, здравствуйте, сильнейшие головные боли.
  • Карапуз будет острее реагировать на любые изменения, часто плакать и тяжело засыпать, поскольку ему будет свойственна повышенная возбудимость.
  • В более старшем возрасте отмечается лунатизм, склонность к унынию и низкий интерес к окружающему миру.
  • К школе ребенок уже четко будет осознавать, что с ним что-то не так. Ведь другие детишки говорят куда понятнее. Это будет вызывать чувство собственной «неправильности», породит комплексы и зависть по отношению к сверстникам. Некоторые носители данного отклонения становятся жертвой насмешек, глубже замыкаясь в себе и теряя связь с окружающим миром.
  • Сказывается это и на учебе: трудно отвечать у доски под улюлюканье и хохот толпы. А следовательно, готовьтесь к нежеланию учиться.

Коррекция

Лечение ринолалии основано на комбинации следующих средств:

  • Оперативное вмешательство.
  • Работа логопеда, отоларинголога и психотерапевта.

Решение о хирургической коррекции должен принимать врач, здесь от вас ничего не зависит. Но поспособствовать улучшениям – прямая обязанность родных.

Известный специалист Ипполитова А.Г. пишет, что логопедия – наилучший помощник в лечении ринолалии.

Упражнения и игры

Постановка звуков при ринолалии с детьми должна производиться в игровой форме. Вы здесь – не сторонний наблюдатель, а такой же участник, показывающий каждое действие на личном примере. Возможно применять такие упражнения:

  • Укладываемся на ровную поверхность. «Впомни-ка, мы с тобой однажды видели лягушку? Как она смешно надувает пузико! Давай-ка попробуем. Вдох – живот стал большой-пребольшой. А теперь квакушка станет сдувать пушинки с одуванчика. Медленно и аккуратно, чтобы не пропустить ни одну – фуух». Очень важно – не допускать резкого выдоха, ведь именно плавный «спуск» воздуха после диафрагмального наполнения кислородом необходим для коррекции фонационного дыхания. На животик можно положить небольшой шарик – маленькие любят смотреть за тем, как он скатывается, если животик опускается.

  • Ваш лучший друг – мыльные пузыри. Их выдувание – не только веселая забава, но и полезность.

  • Для отработки дыхания подойдет игра «Дегустатор». Пытайтесь вместе понюхать продукты в магазине и на кухне. Затем можно завязать глаза – и попытаться угадать, что есть что. Отличной наградой станет угаданная вкусняшка.

  • Грейте друг другу ладошки и щечки теплым дыханием. Задувайте свечки или спички.  Дуйте на одуванчики. Пойте песенки без слов. Можно придумать еще тысячи аналогичных игр.

Вам предстоит ежедневно работать вместе с вашим чадом. Помните, что ему нужна поддержка и помощь – без чуткого родительского контроля он едва ли готов систематически выполнять рекомендации. Радуйтесь даже мельчайшим успехам, хвалите свое солнышко – и прогресс не заставит себя долго ждать.

orechi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *