Открытый урок по дисциплине «Психология» на тему «Основы психологического тренинга.
Цели урока:
— образовательная: дать студентам знания о психологическом тренинге: понятие, особенности, цели;
— ознакомительная: основы, структура психологического тренинга.
Форма урока: эвристическая беседа с элементами психологического тренинга.
Тип урока: урок закрепления знаний — практикум, деловая игра, викторина.
Дидактический материал: опорный конспект, раздаточный материал.
Время: 45 минут теория, 45 минут практика.
Ход урока:
— Организационный момент.
— Обоснование актуальности темы.
— Изложение материала с элементами беседы:
1. Понятие психологического тренинга.
2. История возникновения.
3. Цели, задачи и виды психологического тренинга.
— Закрепление материала:
4. Ознакомительный психологический тренинг в рамках закрепления знаний.
5. Рефлексия.
6. Подведение итогов.
Мы продолжаем изучать социальную психологию и сегодня тема нашего семинара «Психологический тренинг».
Что же такое тренинг? Мы познакомимся с историей возникновения тренинга. Сформулируем его цели, задачи, виды.
– Что каждый из вас понимает под термином «Тренинг»? Выписать на доску.
1. Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Тренинг может рассматриваться с разной точки зрения:
— тренинг как своеобразная форма дрессировки,
— тренинг как тренировка,
— тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Таким образом, рассматривая тренинг в рамках деятельности по развитию личности, предлагаю обозначить его функции следующим образом: диагностика, коррекция, развитие, профилактика и мотивация. Помимо этого стоит отметить, что тренинг, как групповой метод работы, позволяет повысить интенсивность и упрочить стойкость возникающих изменений, а также максимально использовать возможности каждого участника.
2. Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога Курта Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.
Позже была основана Национальная лаборатория тренинга, где начали обучать политиков, менеджеров, управленцев умению разрешать конфликтные ситуации, руководить, эффективно общаться. В 1954 году появляются группы сензитивности, направленные на развитие способности чувствовать свое и чужое состояние, прояснение основных жизненных ценностей и установок человека. В 50-60-е годы появляется, кстати, и понятие «бизнес-консультант» (ими становятся преподаватели университетов США и ученые-исследователи).
В Россию тренинги пришли в 90-е годы вместе с развитием бизнеса и открытием филиалов крупных транснациональных предприятий. Именно тогда появилась потребность обучать новых сотрудников в соответствии со стандартами деятельности иностранных компаний и корпораций.
3. Основная цель любого тренинга — отточить эффективность в каком либо деле, а так же продвинуть каждого участника за незначительное время из его настоящего в его будущее, где он будет более уверенным, умным, находчивым, владеющим новыми, более совершенными знаниями и умениями, которые помогут ему быть максимально эффективным в заданной тренингом ситуации (и в жизни в целом).
Цели конкретизируются в задачах. Задачи должны отражать конкретные результаты, достижение которых планируется в ходе работы, а не носить характер абстрактных рассуждений или лозунгов. Задачи должны быть реалистичны, т. е. достижимы в условиях тренинга с учетом отведенного для занятий времени. В то же время задачи не должны быть слишком простыми.
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.
Методы, приемы и техники тренинга достаточно разнообразны. К ним относятся:
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (её течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путём применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике:
— дебаты — Программированные инструкции;
— демонстрация — Работа в малых группах;
— дискуссия — Разговор;
4. Ознакомительный тренинг.
Цель: ознакомление с понятием, структурой психологического тренинга. Время: 45 минут.
1. Ознакомление с целью.
Групповые нормы: правило конфиденциальности, искренность, «здесь и сейчас», обращаемся по имени, знакомство. В рамках семинара будут упражнения из различных тренингов.
В конце каждого упражнения: уточнение у студентов направления этого психологического задания.
2. Упражнение « Интервью».
Участники разбиваются по парам. Задача — познакомиться друг с другом, поочередно исполняя роль интервьюера, причем «звездой» должна быть известная мировая личность. Журналист название издания, свое имя придумывает самостоятельно.
3. «Работа с именем».
Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме «официального» имени» человек несет детские и «особенные» имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.
Если бы вы выбирали себе имя заново, – какое бы вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать. Чтобы поменялось в жизни. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.
4. “Семья”.
Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”), определить степень родственной связи, озвучить.
5. «Похвала».
Работа в парах. Один человек хвалит себя за что-то в течение 1 минуты, второй записывает все слова. Потом второй буквально по тексту зачитывает первому эти слова, то есть хвалит этими словами «от себя». «Я тебя хвалю за то-то…» далее по тексту. Тот, кто наблюдал, дает обратную связь – что было труднее воспринимать из уст другого, что легче. Поменяться.
6. «Государственная дума».
Ведущий задает проблему, группа решает, принимает законопроект.
7. «Разноцветные листы».
Каждому участнику тренинга выдается лист бумаги и ручка (или фломастер, маркер). На этом листе каждый член группы должен написать пожелания всем участникам тренинга. После этого пожелания озвучиваются и крепятся на видное место или участники тренинга могут подарить их друг другу на память.
8. Итог: ощущения, ожидания.
5. Рефлексия:
— Скажите, что нового вы сегодня узнали?
— Что вас удивило?
— Что вы возьмёте себе на заметку?
— Что было самым интересным?
6. Подведение итогов.
Психология / Открытый урок — Страница 10
Добавить материал
дошкольный занятие образовательный конспект технология группа работа деятельность методический программа возраст игра ребенок математика проект тема учебный дитя урок школа формирование использование развитие разработка класс
- Главная /
- Публикации /
- Психология
Открытое занятие по Социальной психологии
Автор: Понамарева Елена Леонидовна
Представляю вашему вниманию свой сценарий открытого урока по дисциплине «Социальная психология»
февраль 2015 • 6135 • 0
Проф.
игра «Перспектива»Автор: Трубиленко Наталья Сергеевна
Игра познакомит учащихся с ситуацией на рынке труда
февраль 2015 • 3698 • 0
Забавы с гидрогелем
Автор: Корчагина Альбина Раисовна
Занятие развивает в детях раннего возраста цветовосприятие, а также включает в себя игры на сенсорное развитие детей
февраль 2015 • 888 • 0
Методическая разработка занятия по дисциплине «Психология» для специальности 34.
02.01 «Сестринское дело» Тема: «Психология выступления»Автор: Парначева Татьяна Васильевна
Разработка занятия для студентов медицинского колледжа
февраль 2015 • 4905 • 0
Тренинг для молодых педагогов «Успешное публичное выступление»
Автор: Рупасова Ольга Васильевна
Тренинг по развитию речи педагогов. Основы ораторского искусства
февраль 2015 • 15187 • 0
Здоровый образ жизни в школе
Автор: Данильченко Любовь Петровна
История о здоровье и нездоровье, о сложном пути к физическому и духовному совершенству
февраль 2015 • 6114 • 0
Групповое занятие «Счастье — это.
..»Автор: Кремлякова Анна Юрьевна
Занятие проводится с детьми с целью формирования представления о счастье, развития абстрактного мышления, творческого воображения, умения запечатлевать свои фантазии на бумаге, воспитания чуткого, бережного, осторожного отношения к значению слова «счастье», к окружающему миру и близким людям.
февраль 2015 • 10774 • 0
-
Песочная игратерапия для детей дошкольного возраста
Автор: Кирова Наталья Николаевна
Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящики с детьми дошкольного возраста. Данные упражнения будут очень полезны педагогом — психологам работающих с детьми дошкольного возраста
февраль 2015 • 9401 • 0
Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста (6-9 лет) «Почемучка»Автор: Рупасова Ольга Васильевна
В современном мире возрос интерес к развитию творческих способностей. Актуальность их изучения и развития определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, мыслить творчески
февраль 2015 • 8243 • 0
Медвежонок Миша в гостях у малышей
Автор: Корчагина Альбина Раисовна
Конспект поможет развивать мелкую моторику, учить удерживать внимание, активизировать пассивный и активный словарь детей (возьми, сделай, поставь дом, посади кошечку на домик, мяу-мяу), воспитывать аккуратность (учить складывать кубики в коробку)
февраль 2015 • 2507 • 0
Преподавание психологических наук – Ассоциация психологических наук – APS
Разрушение мифов в психологии
Научная правда о некоторых широко распространенных мифах среди студентов (и даже некоторых преподавателей) — вместе с предлагаемыми планами уроков для класса.
Преподавание
Текущие направленияНаправленный на интеграцию передовых психологических наук в класс, Преподавание текущих направлений в психологических науках предлагает советы и практические рекомендации по преподаванию определенной области исследований или темы в психологической науке, которая была
Классные ресурсы
Эти ресурсы стали возможными благодаря поддержке Фонда APS для обучения и общественного понимания психологических наук.
Доступная наука
News Последние новости исследований Журнал Observer Подкасты Under the Cortex Текущие направления в психологии Подкасты Блоги Наблюдения Minds on the Road Minds for Business Myers & DeWall Talk Psych Videos Лекция APS-David Myers о
Новое изобретение вводной психологии
Представляем серию планов уроков, ориентированных на науку, чтобы помочь преподавателям психологии разоблачать и исправлять мифы и заблуждения, которые учащиеся приносят в класс.
- В кабинете психолога
Серия видеороликов с интервью с ведущими деятелями психологии.
Учебный фонд APS
Учебный фонд APS предоставляет небольшие гранты для проектов, способствующих преподаванию и изучению психологических наук.
Инициатива Википедии APS
Правильно ли Википедия понимает психологию? APS призывает вас поддержать ее миссию по использованию возможностей Википедии для максимально полного представления психологической науки. Когда общественность ищет информацию
Преподавание тем исследований
Психологические исследования способствуют пониманию важных факторов, способствующих эффективному обучению, от индивидуального обучения до школьного климата.
Работа и карьера
Ознакомьтесь с вакансиями и стипендиями, узнайте о возможностях финансирования, а также о направлениях исследований и карьерных идеях.
Пять советов по улучшению сетевых форумов
Независимо от того, являются ли они дополнением к стандартной учебной среде или краеугольным камнем веб-классов, онлайновые доски обсуждений становятся одним из основных продуктов в высшем образовании. Бывший президент APS Мортон Энн Гернсбахер обсуждает, как сделать эти форумы максимально привлекательными и интерактивными.
Обучение студентов психологии устойчивого развития
Воздействие человека на окружающую среду — одна из самых острых социальных проблем сегодня, и пришло время включить ее в курсы психологии, — говорит научный сотрудник APS Барбара Молт.
Новая статистика: оценка и достоверность исследований
С участием Джеффа Камминга Университет Ла Троб, Австралия Ведущие ученые в области психологии и других дисциплин стремятся помочь ученым усовершенствовать методы проведения, анализа и составления отчетов о своих исследованиях. Они выступают за использование «
Ресурсы для кабинетов психологии AP — AP Central
Класс AP
Войдите в AP Classroom и изучите следующие ресурсы:
Ежедневные видеоролики AP – это короткие обучающие сегменты с возможностью поиска, которые вы можете:
- назначать учащимся до или после занятий, чтобы максимально увеличить время для обсуждения.
- назначьте вместе с темой вопросы для устранения недоразумений.
- побуждают учащихся использовать их самостоятельно, на мобильных устройствах или компьютерах.
- отслеживать, чтобы узнать, какие учащиеся смотрят каждое видео в каждом классе.
Тематические вопросы являются формирующими вопросами для проверки понимания учащимися во время обучения. Назначайте тематические вопросы, чтобы выявить недопонимание учащихся и нацелить свои уроки.
Проверки успеваемости помогают оценить знания и навыки учащихся по каждому разделу с помощью:
- вопросов с несколькими вариантами ответов с обоснованием правильных и неправильных ответов и
- вопроса со свободным ответом и руководства по подсчету баллов, которые помогут вам оценить работу учащихся.
Мои отчеты выделяет прогресс для каждого учащегося и класса в единицах AP.
Банк вопросов – это доступная для поиска база данных реальных вопросов AP. Вы можете:
- найти тематические вопросы и практические экзаменационные вопросы, проиндексированные по содержанию и навыкам.
- поиск любого вопроса, отрывка или стимула по тексту или ключевому слову.
- создавать собственные викторины, которые можно назначать онлайн или на бумаге.
Узнайте, как начать работу в AP Classroom.
АП ежедневно
Войдите в AP Classroom, чтобы получить доступ к AP Daily.
- Предназначен для любой учебной среды, Преподаватели AP могут назначать эти короткие видеоролики по каждой теме и навыку в качестве домашнего задания наряду с вопросами по теме, разминками, лекциями, обзорами и многим другим. Учащиеся
- AP также могут самостоятельно просматривать видео для получения дополнительной поддержки.
- Видео доступны в AP Classroom на странице «Ресурсы курса».
Ежедневные инструкторы AP
опытных преподавателей AP по всей стране могут виртуально поддержать ваш курс:
- Ведущий преподаватель: Джозеф Суоп, Северо-Западная средняя школа, Роквилл, штат Мэриленд,
- Наташа Алстон, Средняя школа Маунтин-Пойнт, Феникс, Аризона,
- Аннет Нильсен, Средняя школа Вудс-Кросс, Вудс-Кросс, Юта
- Карл Хонма, Средняя школа Святого Марка, Уилмингтон, Делавэр,
- Лара Брунер, Средняя школа Дезерт-Виста, Феникс, Аризона,
- Мариса Дель Савио, Средняя школа Уолта Уитмена, Бетесда, Мэриленд,
- Марк Минник, Средняя школа Саутсайд, Форт-Смит, Арканзас,
Преподаватели факультета высшего образования
Дополните свое обучение 30-минутными видеороликами по каждому разделу, размещенными преподавателями колледжей или университетов.