Образ жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов»: сравнение в таблице
Обломов. Штольц и Ольга. Художник Л. Красовский |
Андрей Штольц и Илья Обломов являются центральными героями романа «Обломов».
Обломов и Штольц дружат с детства, несмотря на все различия в их характерах, происхождении, воспитании и образе жизни.
В этой статье представлено сравнение образа жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов» Гончарова (таблица с цитатами).
Смотрите:
— Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
— Все материалы по роману «Обломов»
Образ жизни Обломова и Штольца: сравнение героев | |
Все время лежит: «. ..а ты и не бегаешь, все лежишь…» | Все время в движении: «…Да нет, ты не усидишь на одном месте…» |
Ленится, не работает: «…Да разве я мечусь, разве работаю?..» | Трудится: «…Я видел Россию вдоль и поперек. Тружусь…» |
Не ценит время: «…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова…» | Ценит время: «… ведь тебе строиться надо; теперь лето, драгоценное время уходит. ..» |
Не любит путешествовать: » …совершил единственную поездку из своей деревни до Москвы…» | Много путешествует: «…Штольца почти никогда не было в Петербурге…» |
Не любит светскую жизнь: «…Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!..» | Бывает в обществе, на балах: |
Избегает незнакомых людей: «…К незнакомым? Что выдумал! Я пойду лучше к Ивану Герасимовичу…» | Знакомится с новыми людьми: «. ..шел в круг людей, знакомиться, сталкиваться с новыми или замечательными лицами…» |
Не любит читать: | Любит читать: |
Не любит учиться: «…алгебра, геометрия – что я стану с ними делать в Обломовке? ..» | Учится чему-то новому: «…Учиться хочет, все видеть, знать…» |
Его ничего не интересует: | У него есть интересы: |
Это было сравнение образа жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов» (таблица с цитатами).
Смотрите: Все материалы по роману «Обломов»
Обломов и Штольц — сравнительная характеристика героев: характер, образование, воспитание
Меню статьи:
- Общая характеристика произведения
- Образы из «Обломова»: общие черты и отличия
- Образ Обломова
- Внешность персонажа
- Характер героя
- Личные качества Обломова
- Воспитание персонажа
- Образование Ильи
- Образ жизни Ильи Обломова
- Образ Штольца
- Внешность персонажа
- Характер Штольца
- Личные качества Штольца
- Воспитание Андрея Штольца
- Образование Андрея
- Образ жизни Штольца
- Чем похожи эти персонажи?
- Идея произведения
Кто не помнит легендарное произведение Гончарова «Обломов»? Цитаты из этого текста стали крылатыми. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца – одна из ключевых позиций анализа этого романа. Текст – пример правдоподобности и реалистичности. Далее мы проанализируем похожие черты героев гончаровского произведения и их различия.
Гончаровский роман не зря получил репутацию легендарного произведения. Действительно, это знаковый для XIX-го века текст. Автор обращается к важным социальным и философским темам. Сравнительный анализ двух ключевых действующих лиц гончаровского произведения позволяет раскрыть идейный смысл текста. Писатель изображает через двух разных личностей две разные человеческие природы. Автор демонстрирует образ двух разных жизней. Сюжет произведения предполагает, что два героя дружат с детских лет. В зрелые годы мужчины продолжили общение. Герои помогали друг другу. Штольц давал товарищу советы по решению бытовых проблем. Обломов, в свою очередь, возвращал другу душевную гармонию.
Образы из «Обломова»: общие черты и отличия
Центральными действующими лицами гончаровского произведения являются два героя – Обломов и Штольц. Персонажи изображаются разными: личности отличаются разными характерами и мировосприятием. Такая «карта» героев обеспечивает роману насыщенностью, выраженными конфликтами. Автор сталкивает образы, демонстрирует контрасты и различия людей.
Образ Обломова
Внешность персонажа
Автор изображает Обломова полным человеком, с «брюхом». Герой уверен, что полнота – ноша, посланная природой. Мужчина родился с темно-серыми глазами. В целом наружность героя – приятная. Правда, лицо молодого человека отличалось болезненностью, «неопределенным цветом». Писатель подмечает отсутствие румянца, смуглости. Лицо героя было не столько бледным, сколько безразличным. Пассивность жизни мужчина списывал на неважное здоровье.
Итак, что мы имеем? Ключевое внимание автор сосредоточил на портретных характеристиках действующих лиц. Обломов предстает мягким, тихим, добрым и мечтательным человеком.
Рефлексирующий, философствующий мужчина ведет инертный образ жизни, плывет по течению. Герой руководствуется доводами сердца, а не рассудка. Обломов часто идет против голоса разума. Характер человека соответствует внешности персонажа. Писатель подчеркивает мягкость, леность, округлость движений героя.
Характер героя
Писатель описывает своего персонажа потомственным дворянином, помещиком. В обломовской семье детей баловали добрыми, «жирными» ласками. Обломова избаловали «нежным воспитанием». Родители заботились о сыне, не желали истязать ребенка тяжелым трудом и учебой. В итоге мальчик получил «какой-нибудь аттестат». Как следствие – изнеженность, избалованность, сибаритство Обломова. Сейчас герой дослужился до коллежского секретаря. В отличие от Штольца, мужчина не переживал в своей жизни трудностей. Герой не знал опыта потерь, лишений и страданий.
Личные качества Обломова
Воспитание и жизнь героя привели к его лени, пассивности, инертности. Герой отдает предпочтение мыслям, а не действиям. Мысли мешают поступкам, толкая в еще большей пассивности. Автор называет обломовское существование вялым, дряблым. Такая же вялость, апатия и скука характеризовала образ мыслей персонажа. Обломов по-своему страдал – от внутренних конфликтов, апатии. Однако ни усталость, ни апатичность не сделали мужчину менее мягким. Обломовский характер отличался робостью, леностью души. Автор подчеркивает, что мужчина – не боец, а созерцатель сражения. В личности персонажа отсутствует самолюбие. Однако в характере героя присутствует бессилие и слабость. Это добрый, бессильный человек. Илья Ильич не скрывал, что боится многих вещей, трусит.
Воспитание персонажа
Для того чтобы лучше понять особенности личности персонажа, автор описывает атмосферу воспитания героя. Что же окружало Обломова с детских лет? Это «затягивающая» пелена сна, полудремы. Мальчик рос ленивым, изнеженным человеком. Родители ничего не жалели для своего сына. Однако «болотистая» среда «обломовщины» не сразу повлияла на ребенка. Обломов-мальчик описывается как жизнерадостный, активный и любопытный ребенок. Поначалу герой имеет больше общих черт со Штольцем. Но со временем герой поддается чрезмерной родительской заботе, «оранжерейному» воспитанию. Обломов – продукт прививания устаревших ценностей, отживших идеалов.
Образование Ильи
С юношества начинают проявляться контрасты между личностями двух героев. Различия сформировались во время учебы мальчиков. Андрей – любитель активного познания окружающего мира. Юноша прививал любовь к исследованиям другу – Илье. Мальчику из Обломовки не хватало пламени, чтобы развить в себе интерес к жизни. Впрочем, усилия Андрея быстро сводились на «нет». Обломов быстро терял интерес к книгам, миру, людям. С помощью родителей, без особых стараний герой все-таки окончил школу. В университете герой тоже не проявляет усердия. Причина апатии – непонимание, как можно применить полученные знания на практике. Герою трудно понять и принять порядки столицы, жесткие нормы общества. Реалии жизни оказались далеки от идеала обломовской жизни в родительском доме.
Образ жизни Ильи Обломова
Мужчина – домосед, знакомства с новыми людьми не интересует героя. Автор ассоциирует с персонажем образ жизни как болота, жизни как сна. В целом герою не нравится жизнь. Обломов жаждет покоя: уснуть и не проснуться. Утомленность, мечтательность, не управляемость ничем – вот что характеризует обломовский образ жизни. Обломов живет бесцельно. Герою не нравится выходить из дома, путешествовать, переступать порог своей комнаты. Мужчина не интересуется событиями, происходящими вокруг. Обломов не читает книг, не смотрит газет.
Образ Штольца
Внешность персонажа
Штольц отличается худобой, почти полным отсутствием щек. Даже во внешности мужчина – полная противоположность Обломова. Глаза героя блестят зеленым цветом, отличаются глубиной и выразительностью. Лицо Штольца – смуглое с ровным цветом лица. В отличие от предыдущего персонажа, у этого героя крепкое, хорошее здоровье. Штольц не мучается ячменем или кожными болезнями.
Мужчине удалось сохранить силу духа.
Какие же выводы можно отсюда сделать? Отличие Штольца от предыдущего персонажа – как внутреннее, так и внешнее. Герой руководствуется доводами рассудка, отодвигает эмоции на второй план. Штольц плохо разбирался в интуиции и сфере чувств. Обломов выглядит как «обрюзгший не по годам» человек.
В 1872 году свет увидел текст «Мильон терзаний». Именно такое название носит статья литературно-критического характера, изданная Гончаровым. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Штольц – наоборот: он – сплошные «кости, мускулы и нервы». Внешний вид мужчины связывается со стилем жизни: стремительной гонкой, охотой, борьбой. Автор приписывает герою постоянное саморазвитие и труд над улучшением себя. Так, можно заключить, что Обломов со Штольцем – зеркальное отражение друг друга. Первый – интроверт, инертный человек, чувственный. Второй – экстраверт, деятельная личность, рациональный.
Характер Штольца
Штольца, в свою очередь, автор представляет личным дворянином, не помещиком. У героя интересное происхождение: на 50% мужчина немец. Поэтому окружающим людям Штольц напоминает «немецкого» юношу. Мужчине удалось дослужиться до надворного советника. Таким образом, Штольц превзошел Обломова. Вероятно, причина успеха героя – суровая учеба. Родители воспитывали сына жестко, твердо, в тяжелом труде. Штольц много внимания уделял практике. Отец мужчины не отличался нежностью, не демонстрировал эмоций. Штольц рос без баловства, без ласки, в строгости. Мужчине пришлось пережить тяжкие времена: бороться с жизнью, решать проблемы. Так Штольц рос, развивался и крепчал.
Личные качества Штольца
Отличительное качество героя – трудолюбие. Труд мужчина считал образом, смыслом и целью своей жизни. По мнению Штольца, работа – особая стихия, которая помогает человеку. Между мыслями и делами персонаж выбирает дела, поступки.
Любовь – это одно из тех чувств, которые способны кардинально изменить человека. Именно желание восхитить, приятно впечатлить или привлечь внимание своей второй половинки способно стать самой лучшей мотивацией в жизни. Так произошло и в жизни Ильи Ильича Обломова. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Штольц – активный, деятельный человек. Активность обеспечивает герою бодрость – как ума, так и тела. Скука, апатия – этого Штольц не знал. Герой – твердый человек, спокойный и решительный. Мужчина отличался уверенностью в себе, самолюбием. В целом это сильная личность, которая ассоциируется со свежестью, блеском силы, отвагой. Штольц шел к цели, не взирая на средства.
Воспитание Андрея Штольца
Штольц – продукт прогрессивного мышления. Это человек, активно познающий и осваивающий мир. Мальчика воспитывал строгий отец-немец и нежная мать. Женщина происходила из старинного дворянского русского рода. Сочетание разных подходов в воспитании сына превратили Штольца во всесторонне развитую личность. Но все равно мальчик ощущал минусы такого воспитания. Так, Штольцу не хватало нежности. Автор использует метафору, описывая своего героя: «кактус, привыкший к засухе». Любовь, душевное тепло, забота, мягкость – все это было «дефицитным товаром» для персонажа.
Образование Андрея
Рациональный, активный взгляд на мир позволил Андрею быстро продвинуться по службе. Герой строил успешную карьеру. Неудачи мужчина воспринимал как стимулы для дальнейшего развития. Штольц – пример непрерывной деятельности, высокой работоспособности. Герой нравился другим людям, легко заводил новые знакомства. Этот человек воспринимался как полезный элемент общества, приятный гость и собеседник. Именно отец заложил основы целеустремленности Андрея. Герой постоянной стремился к знаниям, умел применять их на практике.
Образ жизни Штольца
Штольц – коммуникабельный, социально активный человек. Герою нравится знакомиться с людьми, получать новый опыт. Если Обломов считает жизнь болотом, то Штольц – огнем. Мужчина любит жить, желает себе долголетия. Всю натуру Штольца характеризует неутомимость, постоянная деятельность.
Герой полностью контролирует свою жизнь – с помощью ума, терпения, силы, контроля над другими людьми. Человек сам контролирует свою жизнь – таким принципом руководствуется Штольц. Герой не мечтает, так как это отвлекает от реальности. Стиль жизни мужчины отличается целеустремленностью и настойчивостью. Штольц редко сидит дома, часто путешествует. Мужчина следит за происходящими вокруг событиями, много читает, следит за новостями из газет.
Чем похожи эти персонажи?
Итак, прежде всего мы проанализировали различия между двумя гончаровскими персонажами. Однако далее стоит задаться вопросом: есть ли между этими людьми что-то общее? Действительно, контраст – ключевой момент при сравнении этих героев. Однако существуют и общие черты.
Оба героя достигли тридцатилетнего возраста. Штольц познакомился с Обломовым еще в детстве. Мальчики учились рука об руку, потом ступили на путь карьеры чиновника. Образование, доброта, честность, глубина, искренность и отзывчивость – это общее для обоих героев. Кроме того, оба персонажа любят музыку, не против пения. Автор намекает: в детстве эти люди имели приблизительно одинаковые возможности, одинаковый багаж. Однако они по-разному воспользовались своими ресурсами. Отношение к жизни, стиль жизни – это отличает героев. Обломов выбрал затворнический образ жизни, эскапизм. Мужчина спрятался дома – от мира, людей, от самого себя. Штольц, наоборот, отдал предпочтение активному, полноценному, интересному образу жизни. Герой шел путем открытости – миру и окружающим людям.
Идея произведения
Писатель делает акцент на жизненном выборе. Герои гончаровского романа воплощают кардинально разные образы жизни. Один человек выбрал пассивный путь, другой – активный. Какой главный вывод можно сделать из этого произведения, из сравнения двух действующих лиц? Каждый человек – хозяин своей жизни. Люди сами выбирают, как им жить, что делать. Выбор касается того, что можно взять от своего существования. Однако перед тем как брать, нужно вложить. Решение о том, что вкладывать в жизнь, человек принимает самостоятельно.
Автор: Богдана Носенок
Образ и внешность Обломова в романе «Обломов»
Не случайно Иван Александрович Гончаров написал свой знаменитый роман «Обломов», получивший признание современников после публикации классика, целых десять лет. Как он сам писал о нем, этот роман — о «своем» поколении, о тех барчуках, которые приехали в Петербург «от хороших матерей» и попытались сделать там карьеру. Им пришлось изменить свое отношение к работе, чтобы действительно сделать карьеру. Через это прошел и сам Иван Александрович. Впрочем, многие местные дворяне и во взрослой жизни оставались бездельниками. В начале XIX века это не было редкостью. Художественно цельное изображение представителя выродившегося в крепостной зависимости дворянина стало для Гончарова основной идеей романа.
Обломов Илья Ильич типичный персонаж начала 19 века
Внешность Обломов, сам образ этого местного дворянина вобрал в себя столько характерных черт, что он стал нарицательным. Как свидетельствуют воспоминания современников, даже во времена Гончарова не было даже негласного правила называть сына «Ильей», если так же звали отца… Причина в том, что таких людей не должны много работать, чтобы обеспечить себя хлебом насущным. Могут и не служить, потому что капитал и крепостные уже обеспечивают определенный вес в обществе. Это помещик, владеющий 350 крепостными, но совершенно не интересующийся сельским хозяйством, который его кормит, не контролирует вора-подьячего, который его безбожно грабит.
Дорогая мебель из красного дерева покрыта пылью. Все его существование на диване. Он заменяет собой всю квартиру: гостиную, кухню, прихожую, кабинет. По квартире бегают мыши, водятся клопы.
Внешность главного героя
Описание внешности Обломова указывает на особую — сатирическую роль этого образа в русской литературе. Суть его в том, что он продолжил классическую традицию лишних людей в своем Отечестве, вслед за пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным. У Ильи Ильича вид соответствующий этому образу жизни. Его не старое полное, но уже рыхлое тело, он надевает изрядно поношенный халат. Его глаза мечтательны, его руки неподвижны.
Основная деталь внешности Ильи Ильича
Не случайно, неоднократно описывая по ходу романа внешность Обломова, Иван Александрович Гончаров акцентирует внимание именно на его пухлых руках, с маленькими кистями, совершенно изнеженных. Этот художественный прием — мужские руки не заняты работой, — дополнительно подчеркивает пассивность главного героя.
Мечты Обломова никогда не находят реального продолжения в бизнесе. Это его личный способ лелеять свою лень. И занят он ими с самого пробуждения: показанный Гончаровым, например, день из жизни Ильи Ильича начинается с полуторачасового неподвижного сновидения, разумеется, при этом не вставая с дивана…
Положительные черты Обломова
Однако надо признать, что Илья Ильич более добрый и открытый. Он дружелюбнее, чем великосветский щеголь Онегин или фаталист Печорин, доставляющий другим одни неприятности. Он не способен поссориться с мужчиной из-за пустяка, а тем более вызвать на дуэль.
Гончаров описывает внешность Обломова Ильи Ильича в полном соответствии с его образом жизни. А живет этот помещик со своим верным слугой Захаром на Выборгской стороне в просторной четырехкомнатной квартире. Полный, рыхлый 32-33-летний лысеющий шатен с каштановыми волосами, довольно приятным лицом и мечтательными темно-серыми глазами. Таково появление Обломова в кратком описании, которое Гончаров вводит в начале своего романа. Этот потомственный дворянин из некогда известного в провинции рода, двенадцать лет тому назад приехал в Петербург делать чиновную карьеру. Начинал он с должности секретаря колледжа. Потом по неосторожности отправил письмо вместо Астрахани в Архангельск и, испугавшись, уехал.
Его лицо, конечно же, есть у собеседника для общения. И неудивительно, что к нему каждый день приходят гости. Внешность Обломова в романе «Обломов» нельзя назвать непривлекательной, она даже в какой-то мере выражает недюжинный ум Ильи Ильича. Однако в нем нет практического упорства, целеустремленности. Однако лицо его выразительно, в нем отражается течение непрерывных мыслей. Он произносит добрые слова, строит благородные планы. Уже само описание внешности Обломова подводит внимательного читателя к выводу, что духовность его беззубая, а планам никогда не суждено сбыться. Они будут забыты, не дойдя до практического воплощения. Однако на их место придут новые идеи, также оторванные от реальности…
Внешность Обломова — зеркало деградации…
Сытая, безбедная жизнь местного дворянина, который, по сути, паразитирует на труде крепостных, убила в нем любую трудовую деятельность. Его ничуть не смущает такой образ жизни. Илью Ильича к нему родители приучили с детства. Его не интересует сфера труда, сфера сельскохозяйственного производства — в принципе. Хозяйство, возглавляемое его семьей Вотчиным в Обломовке, украдено приказчиком и лжеприятелями — аферистами Иваном Михеяровым, Мухояровым и Михеем Тарантевым.
Заметим, что даже облик Обломова в романе Обломов мог быть совсем другим — он получил другое домашнее образование. .. Ведь он был энергичным, любознательным ребенком, не склонным к полноте. Как и положено в его возрасте, он интересовался происходящим вокруг. Однако мать пристроила к малышу няню, которая не давала ему ничего брать в руки. Со временем Илья Ильич тоже брался за любую работу, как удел низшего сословия, крестьян.
Появления противоположных персонажей: Штольц и Обломов
Почему наблюдатель-физиогномист приходит к такому выводу? Да потому, что, например, облик Штольца в романе «Обломов» — совсем другой: жилистый, подвижный, динамичный. Андрей Иванович не мечтает, он вместо этого планирует, анализирует, формулирует цель, а затем работает над ее достижением… Ведь Штольц, его друг с юных лет, мыслит рационально, имея юридическое образование, а также богатое опыт службы и общения с людьми.. Происхождение его — не такое дворянское, как у Ильи Ильича. Его отец — немец, работавший приказчиком у помещиков (в нашем теперешнем понимании — классический наемный управляющий), а мать — русская женщина, получившая хорошее гуманитарное образование. Он с детства знал, что карьеру и положение в обществе нужно заслужить с трудом.
Диаметрально противоположны в романе эти два персонажа. Даже внешность у Обломова и Штольца совершенно разная. Ничего похожего, ни одной похожей черты, это два совершенно разных типа человека. Первый — прекрасный собеседник, человек открытой души, но лентяй в последнем воплощении этого недостатка. Второй активен, готов помочь друзьям, попавшим в беду. В частности, он знакомит своего друга Илью с девушкой, которая может «исцелить» его от лени, — Ольгой Ильинской. Кроме того, он наводит порядок в помещичьем хозяйстве Обломовки. А после смерти Обломова усыновил его сына Андрея.
Различия в том, как Гончаров обрисовывает внешность Штольца и Обломова
Различными способами мы узнаем черты внешности, которыми обладают Обломов и Штольц. Внешность Ильи Ильича показана автором классически: со слов автора, рассказывающего о нем. Особенности образа Андрея Штольца мы узнаем постепенно, со слов других персонажей романа. Вот так мы начинаем понимать, что у Андрея поджарое, жилистое, мускулистое телосложение. Его кожа смуглая, а зеленоватые глаза выразительны.
Обломов и Штольц по-разному относятся к любви. Внешность избранниц, как и отношения с ними, у двух героев романа разные. Обломов получает жену-мать Агафью Пшеницыну — любящую, покровительствующую, не надоедливую. Штольц женится на образованной Ольге Ильинской — жене-компаньонке, жене-помощнице.
Неудивительно, что этот человек, в отличие от Обломова, транжирит свое состояние.
Внешний вид и уважение к людям, связаны ли они?
Внешность Обломова и Штольца воспринимается людьми по-разному. Размазня-Обломов, как мёд, притягивает мух, — притягивает к себе мошенников Михея Тарантьева и Ивана Мухоярова. Периодически испытывает приступы апатии, ощущая явный дискомфорт от своей пассивной жизненной позиции. Собранный, дальновидный Штольц такого упадка духа не испытывает. Он любит жизнь. Его проницательность и серьезный подход к жизни пугают негодяев. Недаром после встречи с ним Михаил Тарантьев «бежит». Для
Используя авторские цитаты, наглядно визуализируем внешность Обломова и Штольца (таблица 1):
Заключение
Внешность Обломов Илья Ильич прекрасно вписывается в понятие «лишнего человека, то есть человека, который не может себя реализовать в обществе.Те способности, которыми он обладал в юности, впоследствии были загублены.Вначале – неправильное воспитание, а затем – безделье.Раньше смышленый мальчуган был дряблым до 32 лет, потерял интерес к окружающей жизни, и к 40 годам заболел и умер.Иван Гончаров описал тип дворянина-крепостного, имеющего жизненное положение рантье (он регулярно получает деньги от чужого труда, и ему не приходится работать за себя.) Очевидно, что люди, имеющие такую жизненную позицию, не имеют будущего.0003
В то же время энергичный и целеустремленный разночинец Андрей Штольц добивается в жизни очевидных успехов и положения в обществе. Его внешний вид является отражением его активной натуры.
Итак, начинаем работать с текстом. На одном из занятий вам было предложено составить по плану сравнительную цитатно-цитативную характеристику, используя только материал романа. Текст романа. Зачем это нужно? Анализ текста, глубокий анализ текста! позволит вам в этом случае понять, из чего складывается образ героя, как выбор лексических средств позволяет Мастеру (писателю!) создать характер персонажа. Мы увидим, что выбор тех или иных позволит нам донести до читателя глубокую мысль, мысль (какой именно мысли — постараемся определить вместе с вами) Вы находитесь на вики-странице, а значит, можете вносить изменения. Как это сделать — см. Не забудьте указать авторство — так мне будет понятно, кого ставить. Первый столбец я заполнила для пробы — здесь все, о чем мы говорили на уроке. Если у вас есть желание добавить первую колонку, пожалуйста, это приветствуется. Сравнительная характеристика изображения Илья Обломов и Андрей Столц
|