Критерии сравнения | П. А Гринев | А.И. Швабрин |
Отношение к семье Мироновых | Доброжелательно (“в доме коменданта я был принят как родной”), с уважением. Для него эта семья — “люди самые почтенные”. Особенно обращает внимание на Машу. | С презрением и высокомерием (первый диалог Швабрина и Гринева. “Швабрин выдумал, будто Иван Игнатьевич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной…”). Пытается очернить девушку в глазах Гринева (“Швабрин описал мне Машу совершенною дурочкою”). |
Поведение на поединке (дуэли). | Смело, не уступает противнику (“…я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в самую реку”). Но легкомысленно было согласиться на дуэль. | |
Поведение во время захвата крепости | Растерялся, испугался, но не забыл о понятиях долга и чести. До конца остается, верен присяге и своему долгу (“Пугачев протянул мне жилистую руку. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению.”). Гринев — доблестный офицер. | Для того чтобы сохранить свою жизнь, поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. Он забывает о понятиях долга, перед отечеством, и чести. Предает родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости, выбрав путь предательства и клеветы. Швабрин — эгоистичный, циничный изменник, ценящий только свою жизнь. |
Отношение к Маше Мироновой. | Вначале Маша ему не понравилась (“С первого взгляда она не очень понравилась мне.”), но после он проникся к ней с любовью (“Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку.”) | Не любил, использовал в личных целях. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева. |
Поведение с Пугачевым. | Честен, искренен, смел (“Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: я тебе служить не могу.”), прямодушен (“Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый; ты сам увидел бы, что я лукавствую.”). Без хитрости. | Лжив (скрывая Машу). |
dzh-natali.narod.ru
План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
Тема: «Русские семейства Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Цели:
— показать ту среду, которая воспитала главных героев повести;
— приобщать детей к русской национальной культуре;
— воспитывать в детях объективное отношение к семье и семейным ценностям.
Технология: технология развития критического мышления.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, презентация, фонограмма песни.
Эпиграф:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Себастьян Брант
Ход урока.
1. Стадия «Вызов».
Звучит песня “Ой, мороз, мороз”. После прослушивания песни вопрос: /3 мин/
– Как относятся герои песни друг к другу?
– Взаимоотношения мужчины и женщины в семье волновали людей с незапамятных времён, и мы с вами сегодня рассмотрим этот вопрос на подробном сопоставлении двух семей, изображённых Пушкиным в повести “Капитанская дочка” – семьи Гриневых и семьи Мироновых.
А сейчас попробуем составить кластер в парах на два слова: «семья» и «любовь», если что-то не успеете сделать сразу, можно будет продолжить потом. Еще вам необходимо подумать, на какие вопросы вы хотели бы сегодня найти ответы. /5-6 мин/
2. Стадия «Осмысление» /12 мин/
Рассматриваем кластеры, обсуждаем. Отвечаем на вопросы.
— Скажите, что мы знаем о семье, в которой воспитывался Петруша Гринев? /Это дворяне, Петр Гринев получил типичное воспитание, ничем не отличающееся от воспитания в других семьях/
— Семья – это, как правило, быт. Что говорится о быте Гриневых? / Варится варенье, есть голубятня, девичья, погребец с чайным прибором, узлы с булками и пирогами/
— Какими словами напутствовали, благословляли родители Петрушу? /Зачитать отрывок из главы 1, стр. 204 (210, 211)/
— Таким ли был дом другой семьи – Мироновых? Найдите описание первого впечатления Гринева от избы Мироновых. /«У ворот я увидел старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою». «Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной церкви». «Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю». «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота»./
— Мироновы богаты? Что говорит об их бедности? /За столом выясняется: «А у нас, мой батюшка, всего-то одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить». Еще говорится в главе 7-ой: «Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»/.
Физминутка /2 мин/
Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной, теперь встаньте на другую. Встаньте парами, лицом друг к другу, возьмитесь за руки.
Когда было легче удержаться на одной ноге? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь).
— Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.
— Итак, мы имеем представление, как выглядела русская изба примерно времен Мироновых. Настало самое время сравнить семьи Гриневых и Мироновых.
Заполняют таблицу, работая в парах. /3 мин/
Сравнительная таблица
Семья Гриневых | Семья Мироновых |
достаток | |
300 тыс. душ, дворянская усадьба. | Крестьянская изба, из крепостных – девка Палашка. |
воспитание детей | |
В модных, типичных для того времени традициях. | По-видимому, Маша воспитывалась только своей матерью и отцом. |
глава в доме | |
Андрей Петрович. | Василиса Егоровна. |
отношения в семье, главные жизненные принципы | |
Доброта, честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира. | Доброта, честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира. |
— Просмотр отрывка из к/ф «Капитанская дочка» /5-7 мин/ (2.32 по 2.39)
— Что доказывает чистую, бескорыстную любовь Гринева к Маше? /Вызывает Швабрина на дуэль, обижается на слова отца в письме, спасает ее от произвола пугачевцев; решает ехать один из Оренбурга в Белогорскую крепость, а ведь это опасно!/
— Работа по карточке. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания. /7 мин/
Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.
Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачёвым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию.
Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? /просить помощи у императрицы/
2. Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна? /преданность, доброту/
3. Почему Гринев не мог оправдаться? /не хотел впутывать Машу/
4. Кто донес на Гринева? /Швабрин/
5. Чей это портрет: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»? /императрица/
6. Как называется изобразительное средство: «бедная сирота», «гнусный бунт», «милая капитанская дочка»? /эпитет/
7. Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? /фразеологизм/
8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? /утверждение идеалов чести/
9. Как звали родителей Марии Мироновой и Петра Гринева? /Иван Кузьмич и Василиса Егоровна; Андрей Петрович и Авдотья Васильевна/
3. Стадия «Рефлексия» /3 мин/
— Составим синквейны
Ключевые слова: семья, любовь
Например, Семья Любовь
дружная, счастливая вечная, родительская
благословит, поможет, выручит поддержит, порадует, пожертвует
Семья есть благо Чем больше любишь, тем больше страдаешь
взаимопонимание дружба
— Как вы думаете, на каких жизненных принципах строилась семья Петра и Маши Гриневых?
— Верно, на тех самых принципах, которые были заведены еще их родителями. И я думаю, что и вы многое почерпнете из этого урока, когда будете создавать свои собственные семьи, где главным будет любовь, верность и все, что связано с добром.
nsportal.ru
Родители Гринева, его семья в повести «Капитанская дочка»
Одни из центральных персонажей повести «Капитанская дочка» – родители Гринёва: отец Андрей Петрович, премьер-майор в отставке, в молодости служивший при графе Минихе (военачальнике, прославившемся в войнах с Турцией), и мама Авдотья Васильевна, дочь бедного дворянина. Симбирские помещики, владельцы 300 душ.
Оба – представители наиболее интеллигентной части общества, люди по тем временам достаточно образованные, культурные. Любимое занятие отца – чтение Придворного календаря и комментарии по поводу прочитанного. Мать, прожившая с отцом много лет, «знавшая наизусть все его свычаи и обычаи», старалась календарь куда-нибудь подальше запрятать. Новости о каком-нибудь бывшем сержанте, а ныне генерале и орденоносце неизменно портили настроение Андрею Петровичу, и тот погружался «в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго». Таким образом, Авдотья Васильевна берегла доброе расположение духа своего супруга.
В семье царили незыблемые патриархальные порядки. Слово главы семейства было законом, домашние неукоснительно выполняли распоряжения. Мама увлекалась рукоделием, «молча вязала шерстяную фуфайку», готовила блюда русской кухни, варила варенья. Своего ненаглядного сыночка, единственного оставшегося в живых, она ласково называла Петрушей. Мальчик рос в атмосфере любви, заботы. Его опекал бывший стремянный Савельич, человек глубоко преданный всему семейству, грамотный, умный, непьющий. Одно время воспитанием Петра Гринёва занимался мосье Бопре, выписанный из Москвы, бывший брадобрей, но поступок этот сам отец Гринёва посчитал впоследствии ошибочным.
Гринёв-старший хотел видеть сына настоящим офицером, воином. Он изменяет «пункт приписки» к Семеновскому полку, расквартированному в Петербурге, и отправляет юношу в глушь, чтобы «пороху понюхал». «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку…» Таким образом, на формирование взглядов и характера Петра самое непосредственное влияние оказали строгое отцовское воспитание, нежная любовь матери, близость к природе, общение со справедливым и толковым Архипом Савельичем. По желанию батюшки, воспитание Гринёва предполагало привитие ему высоких морально-волевых качеств и почти не касалось освоения наук.
На протяжении всей повести родители не раз существенно повлияют на поведение и мироощущение сына. Так, узнав, что Петр участвовал в дуэли, отец очень серьезно отчитает его. Когда возникнет необходимость, симбирские помещики примут к себе Машу, оставшуюся без крова над головой после захвата крепости. И сделают это «с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту».
На последних страницах показано, как тяжело пережила беду искренняя в своей преданности императрице семья Гринёвых, как подкосило страшное известие отца и мать. «Сей неожиданный удар едва не убил отца моего…», « Дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями! Стыд и срам нашему роду!» А матушка, как всегда, стремясь нейтрализовать приступы меланхолии и отчаяния, «не смела при нем плакать и старалась возвратить ему бодрость, говоря о неверности молвы». Конечно же, родители не поверили наветам, они своего сына знали лучше. Для Гринёвых поступиться честью – немыслимо.
Незримая связь Петра с отчим домом, особенно ее духовная, эмоционально-чувственная составляющая, прочна, неразрывна, надежна. Сын делает все, чтобы не посрамить фамилии, быть достойным наследником бережно хранимых семейных традиций и уважаемым в обществе человеком. Ему это сполна удается.
Тест по произведению
obrazovaka.ru
Семья Мироновых в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (План)
Пушкин Александр Сергеевич — Семья Мироновых в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (План)
Семья Мироновых в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (План)
Место Мироновых в повести. («Капитанская дочка» — произведение историческое, но роль в нем вымышленных героев очень велика. Они помогают обрисовать эпоху: раскрыть особенности человеческих отношений, морали, быта, показать не как было, а как бывало в описываемое время. Без Мироновых невозможно было бы правильно понять психологию людей той эпохи, причины и мотивы их поведения, особенности русского национального характера.)
Жизнь семьи Мироновых в Белогорской крепости. (Мироновы живут мирной, простой, монотонной жизнью. Они скромны, гостеприимны, преданы друг другу, совершенно не воинственны.)
Капитан Миронов как офицер и семьянин. (Капитан Миронов — старый служака, преданный воинской присяге, необразованный, нерассуждающий, честно выполняющий свой долг. Он уважает и ценит свою жену, позволяет ей руководить семьей, считается с ее мнением, посвящает и в свои служебные дела. Дочь Маша — его любимица.)
Василиса Егоровна, ее роль в семье и в руководстве гарнизоном крепости. (Василиса Егоровна обладает более сильным характером, чем ее муж. Она не просто живет интересами капитана, а по сути именно она управляет и семьей, и крепостью, относится к гарнизону как к своей семье, награждает и наказывает людей по своему разумению, она справедлива и добра. Василиса Егоровна хорошо разбирается в людях: сразу определяет их суть — это показывает ее отношение к Швабрину и Гриневу.)
Как проявили себя члены семьи Мироновых во время и после захвата крепости пугачевцами? (При известии о начале восстания Мироновы проявили лучшие свои качества. Распоряжения, которые отдавал капитан, были разумны и целесообразны. Василиса Егоровна во всем ему помогала. Было сделано все возможное для обороны крепости, но Мироновы понимали, что не может гарнизон, состоящий из инвалидов, отстоять ее, и готовились к худшему. Маша впервые ослушалась родителей и отказалась покинуть крепость.
Во время наступления пугачевцев и их атаки на Крепость Мироновы и большинство солдат проявили себя как героические личности, до последней минуты оставались верны присяге и погибли, не изменив ей. Машу спасла случайность. Но спасла ли?..)
Маша в плену. Можно ли назвать ее поведение героическим? (Оказавшись в плену, да еще во власти Швабрина, Маша проявила мужество, выдержку и бесстрашие. Несмотря на угрозу разоблачения и гибели, она не соглашается стать женой Швабрина, сохраняет верность своему жениху. Утратив всех близких, девушка не сдается, не изменяет своим убеждениям. Робкая Маша показана здесь как героиня, достойная своих родителей.)
Решение Маши ехать в столицу, чтобы спасти своего жениха. (Маша не мирится с тем, что считает несправедливым. Она уверена в честности своего жениха, поэтому покидает гостеприимный дом Гриневых и едет в столицу, чтобы спасти своего жениха. Здесь проявляются ее твердость, сила духа, независимость, верность. По воле случая ее замысел удался.)
semya-mironovyh-v-povesti-a.-s.-pushkina-kapitanskaya-dochka-planсемья мироновых в повести а. с. пушкина «капитанская дочка» (план)
Место Мироновых в повести. («Капитанская дочка» — произведение историческое, но роль в нем вымышленных героев очень велика. Они помогают обрисовать эпоху: раскрыть особенности человеческих отношений, морали, быта, показать не как было, а как бывало в описываемое время. Без Мироновых невозможно было бы правильно понять психологию людей той эпохи, причины и мотивы их поведения, особенности русского национального характера.)
Жизнь семьи Мироновых в Белогорской крепости. (Мироновы живут мирной, простой, монотонной жизнью. Они скромны, гостеприимны, преданы друг другу, совершенно не воинственны.)
Капитан Миронов как офицер и семьянин. (Капитан Миронов — старый служака, преданный воинской присяге, необразованный, нерассуждающий, честно выполняющий свой долг. Он уважает и ценит свою жену, позволяет ей руководить семьей, считается с ее мнением, посвящает и в свои служебные дела. Дочь Маша — его любимица.)
Василиса Егоровна, ее роль в семье и в руководстве гарнизоном крепости. (Василиса Егоровна обладает более сильным характером, чем ее муж. Она не просто живет интересами капитана, а по сути именно она управляет и семьей, и крепостью, относится к гарнизону как к своей семье, награждает и наказывает людей по своему разумению, она справедлива и добра. Василиса Егоровна хорошо разбирается в людях: сразу определяет их суть — это показывает ее отношение к Швабрину и Гриневу.)
Какой предстает Маша Миронова при первых встречах с ней. (Маша вначале кажется простоватой, даже ограниченной. Такой ее рисует Швабрин. Но это не так. У девушки сильный характер, собственные взгляды и убеждения. Об этом говорит ее отношение к Швабрину. Маша хорошо разбирается в людях, умеет любить, во всем придерживается народных обычаев.)
Как проявили себя члены семьи Мироновых во время и после захвата крепости пугачевцами? (При известии о начале восстания Мироновы проявили лучшие свои качества. Распоряжения, которые отдавал капитан, были разумны и целесообразны. Василиса Егоровна во всем ему помогала. Было сделано все возможное для обороны крепости, но Мироновы понимали, что не может гарнизон, состоящий из инвалидов, отстоять ее, и готовились к худшему. Маша впервые ослушалась родителей и отказалась покинуть крепость.
Во время наступления пугачевцев и их атаки на Крепость Мироновы и большинство солдат проявили себя как героические личности, до последней минуты оставались верны присяге и погибли, не изменив ей. Машу спасла случайность. Но спасла ли?..)
Маша в плену. Можно ли назвать ее поведение героическим? (Оказавшись в плену, да еще во власти Швабрина, Маша проявила мужество, выдержку и бесстрашие. Несмотря на угрозу разоблачения и гибели, она не соглашается стать женой Швабрина, сохраняет верность своему жениху. Утратив всех близких, девушка не сдается, не изменяет своим убеждениям. Робкая Маша показана здесь как героиня, достойная своих родителей.)
Решение Маши ехать в столицу, чтобы спасти своего жениха. (Маша не мирится с тем, что считает несправедливым. Она уверена в честности своего жениха, поэтому покидает гостеприимный дом Гриневых и едет в столицу, чтобы спасти своего жениха. Здесь проявляются ее твердость, сила духа, независимость, верность. По воле случая ее замысел удался.)
Отношение писателя к семье Мироновых. (Автор с большой симпатией относится к Мироновым и вызывает такое же чувство у читателей. Писатель далеко не во всем согласен со своими героями: на них, на их взглядах и поведении лежит печать времени. Но он восхищается их высокими моральными качествами, верностью долгу, хотя и не скрывает их ограниченности. Один из эпиграфов прекрасно раскрывает авторское отношение к Мироновым: «Старинные люди, мой батюшка…»)
www.school-essays.info
Конспект к уроку литературы «Семейства Мироновых и Гриневых»
Тема: «Русское семейство Мироновых и Гриневых» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
Цели:
— показать ту среду, которая воспитала главных героев повести;
— приобщать детей к русской национальной культуре;
— воспитывать в детях объективное отношение к семье и семейным ценностям.
Технология: технология развития критического мышления.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, карточки, презентация, фонограмма песни.
Эпиграф:
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Себастьян Брант
Ход урока.
1. Стадия «Вызов».
Звучит песня “Ой, мороз, мороз”. После прослушивания песни вопрос: /3 мин/
– Как относятся герои песни друг к другу?
– Взаимоотношения мужчины и женщины в семье волновали людей с незапамятных времён, и мы с вами сегодня рассмотрим этот вопрос на подробном сопоставлении двух семей, изображённых Пушкиным в повести “Капитанская дочка” – семьи Гриневых и семьи Мироновых.
А сейчас попробуем составить кластер в парах на два слова: «семья» и «любовь», если что-то не успеете сделать сразу, можно будет продолжить потом. Еще вам необходимо подумать, на какие вопросы вы хотели бы сегодня найти ответы. /5-6 мин/
2. Стадия «Осмысление» /12 мин/
Рассматриваем кластеры, обсуждаем. Отвечаем на вопросы.
— Скажите, что мы знаем о семье, в которой воспитывался Петруша Гринев? /Это дворяне, Петр Гринев получил типичное воспитание, ничем не отличающееся от воспитания в других семьях/
— Семья – это, как правило, быт. Что говорится о быте Гриневых? / Варится варенье, есть голубятня, девичья, погребец с чайным прибором, узлы с булками и пирогами/
— Какими словами напутствовали, благословляли родители Петрушу? /Зачитать отрывок из главы 1, стр. 204 (210, 211)/
— Таким ли был дом другой семьи – Мироновых? Найдите описание первого впечатления Гринева от избы Мироновых. /«У ворот я увидел старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою». «Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной церкви». «Я пошел в сени и отворил дверь в переднюю». «Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота»./
— Мироновы богаты? Что говорит об их бедности? /За столом выясняется: «А у нас, мой батюшка, всего-то одна девка Палашка; да слава богу, живем помаленьку. Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить». Еще говорится в главе 7-ой: «Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»/.
Физминутка /2 мин/
Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытянув вперед. Постояли на одной, теперь встаньте на другую. Встаньте парами, лицом друг к другу, возьмитесь за руки.
Когда было легче удержаться на одной ноге? Что вам помогло? (поддержка, взаимопомощь).
— Поддержка человеку нужна всегда, а особенно в семье, потому что на взаимопонимании держатся семейные отношения.
— Итак, мы имеем представление, как выглядела русская изба примерно времен Мироновых. Настало самое время сравнить семьи Гриневых и Мироновых.
Заполняют таблицу, работая в парах. /3 мин/
Сравнительная таблица
Доброта,честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.
Доброта,
честность, любовь, взаимопомощь, верность домочадцам и присяге, сохранение чести мундира.
— Просмотр отрывка из к/ф «Капитанская дочка» /5-7 мин/
— Что доказывает чистую, бескорыстную любовь Гринева к Маше? /Вызывает Швабрина на дуэль, обижается на слова отца в письме, спасает ее от произвола пугачевцев; решает ехать один из Оренбурга в Белогорскую крепость, а ведь это опасно!/
— Работа по карточке. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания. /7 мин/
Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.
Слух о моем аресте поразил все мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачёвым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева, и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию.
Ответы на задания необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
1. Что решила предпринять Марья Ивановна, чтобы спасти Гринева? /просить помощи у императрицы/
2. Какие национальные черты русской женщины воплощает в себе Мария Ивановна? /преданность, доброту/
3. Почему Гринев не мог оправдаться? /не хотел впутывать Машу/
4. Кто донес на Гринева? /Швабрин/
5. Чей это портрет: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»? /императрица/
6. Как называется изобразительное средство: «бедная сирота», «гнусный бунт», «милая капитанская дочка»? /эпитет/
7. Какой оборот речи использован в предложении «… заставляло часто смеяться от чистого сердца»? /фразеологизм/
8. Какова главная идея романа «Капитанская дочка»? /утверждение идеалов чести/
9. Как звали родителей Марии Мироновой и Петра Гринева? /Иван Кузьмич и Василиса Егоровна; Андрей Петрович и Авдотья Васильевна/
3. Стадия «Рефлексия» /3 мин/
— Составим синквейны
Ключевые слова: семья, любовь
Например, Семья Любовь
дружная, счастливая вечная, родительская
благословит, поможет, выручит поддержит, порадует, пожертвует
Семья есть благо Чем больше любишь, тем больше страдаешь
взаимопонимание дружба
— Как вы думаете, на каких жизненных принципах строилась семья Петра и Маши Гриневых?
— Верно, на тех самых принципах, которые были заведены еще их родителями. И я думаю, что и вы многое почерпнете из этого урока, когда будете создавать свои собственные семьи, где главным будет любовь, верность и все, что связано с добром.
infourok.ru
Семья Мироновых в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (План) | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
Тема: Капитанская дочка
- Место Мироновых в повести. («Капитанская дочка» — произведение историческое, но роль в нем вымышленных героев очень велика. Они помогают обрисовать эпоху: раскрыть особенности человеческих отношений, морали, быта, показать не как было, а как бывало в описываемое время. Без Мироновых невозможно было бы правильно понять психологию людей той эпохи, причины и мотивы их поведения, особенности русского национального характера.)
- Простые люди — героические личности.
- Жизнь семьи Мироновых в Белогорской крепости. (Мироновы живут мирной, простой, монотонной жизнью. Они скромны, гостеприимны, преданы друг другу, совершенно не воинственны.)
- Капитан Миронов как офицер и семьянин. (Капитан Миронов — старый служака, преданный воинской присяге, необразованный, нерассуждающий, честно выполняющий свой долг. Он уважает и ценит свою жену, позволяет ей руководить семьей, считается с ее мнением, посвящает и в свои служебные дела. Дочь Маша — его любимица.)
- Василиса Егоровна, ее роль в семье и в руководстве гарнизоном крепости. (Василиса Егоровна обладает более сильным характером, чем ее муж. Она не просто живет интересами капитана, а по сути именно она управляет и семьей, и крепостью, относится к гарнизону как к своей семье, награждает и наказывает людей по своему разумению, она справедлива и добра. Василиса Егоровна хорошо разбирается в людях: сразу определяет их суть — это показывает ее отношение к Швабрину и Гриневу.)
- Какой предстает Маша Миронова при первых встречах с ней. (Маша вначале кажется простоватой, даже ограниченной. Такой ее рисует Швабрин. Но это не так. У девушки сильный характер, собственные взгляды и убеждения. Об этом говорит ее отношение к Швабрину. Маша хорошо разбирается в людях, умеет любить, во всем придерживается народных обычаев.)
- Как проявили себя члены семьи Мироновых во время и после захвата крепости пугачевцами? (При известии о начале восстания Мироновы проявили лучшие свои качества. Распоряжения, которые отдавал капитан, были разумны и целесообразны. Василиса Егоровна во всем ему помогала. Было сделано все возможное для обороны крепости, но Мироновы понимали, что не может гарнизон, состоящий из инвалидов, отстоять ее, и готовились к худшему. Маша впервые ослушалась родителей и отказалась покинуть крепость.
Во время наступления пугачевцев и их атаки на Крепость Мироновы и большинство солдат проявили себя как героические личности, до последней минуты оставались верны присяге и погибли, не изменив ей. Машу спасла случайность. Но спасла ли?..)
- Маша в плену. Можно ли назвать ее поведение героическим? (Оказавшись в плену, да еще во власти Швабрина, Маша проявила мужество, выдержку и бесстрашие. Несмотря на угрозу разоблачения и гибели, она не соглашается стать женой Швабрина, сохраняет верность своему жениху. Утратив всех близких, девушка не сдается, не изменяет своим убеждениям. Робкая Маша показана здесь как героиня, достойная своих родителей.) Материал с сайта //iEssay.ru
- Решение Маши ехать в столицу, чтобы спасти своего жениха. (Маша не мирится с тем, что считает несправедливым. Она уверена в честности своего жениха, поэтому покидает гостеприимный дом Гриневых и едет в столицу, чтобы спасти своего жениха. Здесь проявляются ее твердость, сила духа, независимость, верность. По воле случая ее замысел удался.)
- Отношение писателя к семье Мироновых. (Автор с большой симпатией относится к Мироновым и вызывает такое же чувство у читателей. Писатель далеко не во всем согласен со своими героями: на них, на их взглядах и поведении лежит печать времени. Но он восхищается их высокими моральными качествами, верностью долгу, хотя и не скрывает их ограниченности. Один из эпиграфов прекрасно раскрывает авторское отношение к Мироновым: «Старинные люди, мой батюшка…»)
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:- отношение гринева к семье капитана миронова
- характеристика родителей маши мироновой
- капитанская дочка характеристики семья мироновых
- план капитанська дочка пушкин
- план по рассказу капитанская дочка
iessay.ru
Помогите по Капитанской дочке вопросы)
1)Характер капитана Миронова (Что о нем говорит Андрей Карлович, и каким он видится Гринёву) Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдатских детей» , человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. 2)Первое впечатление Гринёва о пребывании в крепости Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором. 3)Что Гринёв подумал о Швабрине? Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гриневу по образованию, возрасту и роду занятий. 4)Его первоначальное отношение к Маше Мироновой В дочери Мироновых Маше Гринев «нашел благоразумную и чувствительную девушку» . 5)Кто и почему распоряжается к крепости Жена коменданта крепости, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. 6)Как изменилось отношение Гринёва к капитанской семье Вскоре Гринев становится для Мироновых «родным» , да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству» . Маша ухаживает за раненым Гриневым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности» Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу» . Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. 7)Почему Гринёв начал писать стихи Наверное, нежные чувства к Маше Мироновой. 8)Что послужило ссоре Гринёва с Швабриным. они ссорятся — Швабрин с издевкой раскритиковал любовную «песенку» , написанную Гриневым, а также позволил себе грязные намеки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринев выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен» , — признается Маша Гриневу. Ссора разрешается поединком и ранением Гринева. 9)Что защищал Гринев на дуэли. Честь и доброе имя Маши Мироновой.
1))Характер капитана Миронова (Что о нем говорит Андрей Карлович, и каким он видеться Гринёву) — каждый видит по своему) 2)Первое впечатление Гринёва о прибывании в крепость — какая-то дряблая деревушка и заброшенной пушкой и дохленьками домами) 3)Что гринёв подумал о Швабрине? — гавнюк 😀 4)Его первоначальное отношение к Маше Мионовой — добрая и культурная девушка 5)Кто и почему распоряжается к крепости — капитан миронов) ) 0почитай и выпиши) не помню уже 6)Как изменилось отношение Гринёва к капитанской семье — когда миронов заметил, как к нему хорошо относятся 7)Почему Гринёв начал писать стихи — чтобы произвести впечатление на машеньку 8)Что послужило Гринёва к ссоре с Швабрина. плохая оценка швабрина стихов гринёва 9)Что защищал Гринева на дуэле. — свою честь наверно)
touch.otvet.mail.ru