Психология отношений личности
Содержание
Введение
Раздел I. Теоретико-методологические аспекты психологии отношений личности
Глава 1. Теоретико-методологический анализ
Категории «отношение»
Идея «отношение» в научной мысли: история вопроса
Проблема отношения человека к человеку в философии жизни и экзистенциальной философии
Представления об отношениях личности
В отечественной психологии
Проблема отношений в зарубежных теориях личности
Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитюд»
Общественные и межличностные отношения
Представления о межличностных отношениях
Структура отношений личности
Проблема развития межличностных отношений
Характеристика межличностного взаимодействия
Межличностное общение и отношения личности
Глава 2. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях
Феномен границы в межличностных отношениях
Литературно-художественные описания дистанции в межличностных отношениях
Социально-психологическая дистанция: определение понятия
Составляющие дистанции
Функции и механизмы социально-психологической дистанции в межличностных отношениях
Мотивация установления социально-психологической дистанции в межличностных отношениях
Обзор существующих классификаций дистанции в межличностных отношениях
Раздел II. Гармония и дисгармония межличностных отношений
Глава 1. Гармония и дисгармония межличностных отношений: определение понятий
Гармония межличностных отношений
Представление о дисгармонии межличностных отношений
Концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений
Глава 2. Любовь и зависимость в межличностных отношениях
Переживание любви к другому, как элемент социокультуроного бытия личности
Эмоциональная созависимость как проявление «патологии» любви
Интеракционная зависимость в отношениях личности
Глава 3. Конфликты в межличностных отношениях
Конфликт: определение понятия
Структура, функции и динамика конфликтов
Модели развития межличностной конфликтной ситуации
Представления о конфликтной личности
Профилактика конфликтов
Способы урегулирования конфликтов: обзор подходов
Влияние на поведение оппонента в межличностном конфликте
Стратегии разрешения конфликтов в межличностных отношениях
Глава 4. Одиночество и отношения личности
Литературно-художественные представления об одиночестве
Одиночество: определение понятий
Подходы к изучению одиночества
Типологии одиночества
Обзор программ по преодолению одиночества
Глава 5. Кризис в межличностных отношениях
Представления о психологическом кризисе
Кризис как критическая ситуация в межличностных отношениях
Представления о переживании критических ситуаций
Поведенческие проявления переживания кризиса в межличностных отношениях
Раздел III. Диагностика и профилактика дисгармонии м ежличностных отношений
Глава 1. Общие аспекты диагностики межличностных отношений
Основные проблемы психодиагностики
Обзор методов диагностики межличностных отношений
Представление о комплексной диагностике межличностных отношений
Глава 2. Описание методик комплексной диагностики дисгармонии отношений и её профилактика
Методика «субъективная оценка межличностных отношений»
Методика «шкала субъективного переживания одиночества»
Методика «определение социально-психологической дистанции»
Профилактика дисгармонии межличностных отношений
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Человек не изолированное существо, он связан с окружающим миром и нуждается в нем.
Несмотря на значительное количество исследований в области психологии отношений, внедрение научных достижений в практику психологической помощи не всегда дает ощутимые результаты. Необходимо продолжать научный поиск причин, разрушающих межличностные отношения, и находить новые пути гармонизации этих отношений, а также разрабатывать новые методики, позволяющие диагностировать характер отношений взаимодействующих субъектов с целью профилактики возникновения одиночества, конфликтности и дисгармонии межличностных отношений, а также переживания в них психологических кризисов.
Кроме того, считаем, в отечественной науке отсутствует общепринятое мнение об определении, о структуре и развитии межличностных отношений. Полагаем, что одной из таких причин этого является отсутствие единого концептуального подхода в изучении межличностных отношений и их особенностей. Решению данной проблемы и посвящена представленная работа.
В первой части книги представлен теоретико-методологический анализ категории «отношение». Во второй части описана концепция гармонии и дисгармонии межличностных отношений, также рассмотрены феномены дисгармонии отношений – переживание одиночества, кризисов и конфликтов в межличностных отношениях. В третьей части книги описана специфика психологической диагностики межличностных отношений.
В разделе «приложения» представлены авторские психодиагностические разработки, позволяющие многомерно изучить межличностные отношения: методика «субъективная оценка межличностных отношений», методика «определение социально-психологической дистанции», методика «шкала субъективного переживания одиночества», методика «переживание психологического кризиса личности», анкета «причины неудовлетворенности межличностными отношениями» и анкета «межличностная дистанция».
Надеемся, что данная работа послужит основой для развития самостоятельного и перспективного направления исследования в психологии, имеющего теоретическое и практическое значение, актуального для современного этапа развития психологической науки. Книга рассчитана как на специалистов занимающихся научной деятельностью, так и на психологов, работающих в области консультирования и психотерапии межличностных отношений, а также всех тех, кто интересуется вопросами, связанными с отношениями между людьми.
📖 Теория личности, Основные концепции, Патогенетическая психотерапия, Глава 4. Интегративная психотерапия. Александров А. А. Страница 28. Читать онлайн
Основные концепции
…
Теория личности
В. Н. Мясищев характеризует личность прежде всего как систему отношений человека к окружающей действительности. Самое главное и определяющее личность ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями. Субъективное отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объективность, а индивидуально-психологическое становится социально-психологическим. Поскольку отношения определяют действия, реакции и переживания человека, они являются движущей силой личности.
Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут преобладать органические, личные или общественные цели, мотивы или потребности. В связи с этим, характеризуя личность, обычно говорят о ее направленности. В. Н. Мясищев считает этот термин не вполне удовлетворительным. По В. Н. Мясищеву, в сущности речь идет о доминирующих отношениях, то есть о большей или меньшей активности, реактивности, аффективности в отношении к тем или иным объектам. Так, доминировать могут «животные», конкретно личные или идейные интересы. Подобно тому как объекты окружающей действительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчиненных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людьми, в целом обусловленные структурой общества.
В. Н. Мясищев выделяет четыре компонента характеристики личности.
1. Доминирующие отношения личности. С вопросом о доминирующих отношениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им социальный идеал блага или цели личного преуспеяния, либо человек не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с повседневными заботами. Тесным образом связана с проблемой личности, ее целей, отношений, проблема счастья.
2. Психический уровень человека. Это не только уровень его желаний, но и уровень его достижений. Определить данный уровень значит ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможности, какой след он оставил в жизни общества? Иначе говоря, каково историческое значение личности. Богатство личности определяется богатством ее опыта, прежде всего общественно-трудового, культурного опыта, основанного на богатстве общественных связей в широком смысле слова.
Богатство личности, выражая уровень ее развития, неразрывно связано с ее сознательностью и самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности.
Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.
Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических (витальных) импульсов поведения.
3. Динамика реакций личности. Она соответствует тому, что в психологии называется темпераментом, а в физиологии И. П. Павлова типом высшей нервной деятельности.
В. Н. Мясищев подчеркивает, что, во-первых, темперамент проявляется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллектуальной и идейной жизни; во-вторых, темперамент обнаруживается лишь в области активных отношений личности; в-третьих, темперамент также может меняться под влиянием жизненных условий.
4. Взаимосвязь основных компонентов, или общая структура личности. Сюда относятся пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, то есть соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называют характером личности.
Эта сторона важна для понимания таких волевых и моральных свойств, как устойчивость, настойчивость, выдержка, самообладание, отзывчивость, внимание к человеку, принципиальность, честность и противоположные им отрицательные качества. В названных свойствах, как в едином узле, связываются доминирующие отношения человека с уровнем его развития в целом, в отдельных сторонах и в динамике темперамента.
Разрабатывая теорию личности, В. Н. Мясищев уделяет внимание также вопросу ее развития. Проблему развития личности В. Н. Мясищев связывает с характеристикой ее отношений на разных этапах развития. Существенным для определения уровня развития является структура отношения к действительности. В ранней стадии у ребенка, собственно, нет отношений, его реакции обусловлены импульсами непосредственного удовлетворения своих органических влечений. В дальнейшем развитии они крайне неустойчивы, импульсивны, непосредственно обусловлены аффективным состоянием или аффективной реакцией, вызываемой предметами и лицами окружающей действительности. Дальше завязываются определенные отношения с действительностью, имеющие еще непосредственно-эмоциональный, конкретно-личный характер, определяясь привязанностью или враждой, интересом и т. п. Параллельно с формирующимся сознанием объективной действительности у ребенка возникает объективная мотивировка отношений, и он начинает действовать в силу сознания необходимости подчинять непосредственные побуждения, желания и эмоции опосредованным мотивам. На самом высоком уровне развития в связи с ростом его общественных связей, с развитием абстрактного мышления его отношения расширяются, приобретают осознанно мотивированный, принципиально обоснованный характер, причем внешние требования осознаются личностью как необходимость, и, подчиняясь им, принимая их, личность делает их внутренним принципом своего поведения.
Первые шаги развития ребенка протекают обычно в семейной среде. Здесь устанавливаются первые общественные связи. В дальнейшем развитие ребенка может пойти путем расширения положительных общественных связей, переключения в более широкую общественную среду, например школьную. Общественный контакт, его прочность, устойчивость или хрупкость, его объем (широкий, ограниченный или избирательный), замкнутость, сосредоточенность на себе, индифферентизм, агрессивные установки все обусловлено опытом общественного развития ребенка. Поведение, исходящее из мотивов личного или общественного интереса, в частности общего интереса детей одной школы, профессиональной группы, народа или класса, отражает одновременно и уровень развития отношений, то есть общественного сознания, и их направленность. Это отношение, формируясь в процессе общественно-трудового опыта и в связи с его особенностями, отливается в систему взглядов материалистически-реалистическую или мистически-идеалистическую.
Способ включения в общественную деятельность, в частности степень, форма, возраст привлечения к труду, радикально отражаются на всем взаимоотношении личности и действительности, рано формируют рабочие или паразитарные установки, трезвый или мистически-нереальный взгляд на вещи, действенность или пассивность, – словом, всю структуру личности ребенка.
Проблему движущей силы развития человека В. Н. Мясищев рассматривал с философско-психологической точки зрения следующим образом. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.
Развитие есть постоянная борьба противоположностей. Одной из сторон развития личности является нарастание и обогащение системы ее возможностей и потребностей (требований к жизни). Вместе с тем предъявляет ряд требований к человеку и предоставляет ему определенные возможности окружающая действительность. Борьба и единство противоположностей здесь заключаются в том, что жизнь создает меняющиеся условия (общественные требования и возможности), которые сталкиваются с имеющимися у человека потребностями и его внутренними возможностями и побуждают его к освоению нового и переделке самого себя, в результате чего у него возникают новые потребности и новые внутренние возможности. Личность, изменяясь, развивается, меняется и характер ее отношения к действительности. Но последняя также изменяется. Весь этот спиралевидный процесс развития с наполняющими его борьбой, овладениями и преодолениями составляет основное содержание развития личности, в ходе которого она выступает не пассивным объектом, а все более активным и сознательным субъектом.
В чем разница между отношением и личностью?
Урджа Пандья
Урджа Пандья
Автор технического контента
Опубликовано 10 февраля 2017 г.
+ Подписаться
Два слова «отношение» и «личность» взаимозаменяемы, но между этими двумя словами есть ключевое различие. Личность — это в основном сочетание качеств или характеристик любого человека. С другой стороны, отношение относится к способу мышления, убеждениям или эмоциям человека.
Личность в основном определяется как качество человека. Просто это определяет, кто мы есть. Мы встречаем множество людей в нашей жизни, из которых, как мы замечаем, лишь немногие выступают с веселой веселой натурой, беззаботной, полной жизни, где мало людей консервативны и строги. Когда мы наблюдаем за людьми в соответствии с их личностью, мы обычно разговариваем с ними или можем установить с ними контакт. Личность человека остается неизменной на протяжении всей жизни. Так как речь идет скорее о наследственности, так как считается, что личность развивается в генетической форме. Личность — это в основном сумма общих личностных характеристик, а именно физических и психологических. Иногда наши ценности помогают больше определить нашу личность.
Короче говоря, мысли или эмоции человека создают личность. Он остается неизменным на протяжении всей жизни. Наконец, личность — это результат того, чему человек учится в течение определенного периода времени.
ОтношениеОтношение — это все, что касается мыслей или чувств человека по поводу определенной темы, человека или места. В зависимости от опыта существует вероятность того, что человек может изменить свое отношение. Это больше о мышлении человека, которое основано на окружающей среде, к которой он принадлежит. Наше отношение меняется по мере того, как мы приобретаем больше опыта, но ситуация отдельного человека.
Короче говоря, поведение или способ реагирования или мышления в любой конкретной ситуации человека показывает отношение. Он постоянно меняется в зависимости от ситуации. Наконец, отношение является результатом опыта человека с течением времени.
Вывод:Существует очень тонкая грань между личностью и отношением. Тем не менее, мы можем сказать, что личность зависит от того, кто мы есть, и отношение полностью зависит от вас и окружающей среды, в которой вы живете. Личность в основном статична, а отношение динамично.
Сколько стоит разработка приложения в 2023 году?
16 марта 2023 г.
Как поисковый маркетинг помогает в расширении бизнеса?
4 марта 2022 г.
Как открытый банкинг меняет платежный ландшафт во всем мире?
3 марта 2022 г.
Цели и планирование
7 февраля 2017 г.
Советы для деловых поездок для женщин.
2 января 2017 г.
10 причин, по которым управление проектами является основным модулем ERP для строительства
2 апр. 2016 г.
Самсунг Галакси С6 Край+
14 марта 2016 г.
КАШМИР – РАЙ НА ЗЕМЛЕ
13 марта 2016 г.
Android V/S iOS — посмотрим, что лучше.
10 марта 2016 г.
Увидеть все
В чем разница между личностью и отношением
Основное различие между личностью и отношением состоит в том, что личность относится к сочетанию качеств, черт характера, принципов, познания и т. д., тогда как отношение относится к точке зрения или мнению, которое человек имеет по отношению к чему-либо.
Личность человека формируется под воздействием различных переживаний и взаимодействий, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Таким образом, установки являются основной частью личности. Отношение человека может меняться в зависимости от его прошлого опыта, людей, с которыми он общается, и т. д. В результате у человека может быть разное отношение к людям, вещам или предметам.
Ключевые области
1. Что означает личность
– Определение, черты, значение
2. Что означает отношение
901 28 – Определение, признаки, значение
3. Что такое взаимосвязь Между личностью и отношением
– Схема связи
4. В чем разница между личностью и отношением
– Сравнение ключевых различий
Ключевые термины
Отношение, мнения, черты характера, личность, слова
Что означает личность характеристики или качества, формирующие отличительный характер человека. ” Таким образом, личность кого-либо представляет собой совокупность всех качеств, мнений, взглядов и принципов этого человека; все, что составляет черты его характера.
По В Кембриджском справочнике по психологии личности (2009 г.) личность определяется как «характерный набор поведений, познаний и эмоциональных паттернов, которые развиваются из биологических факторов и факторов окружающей среды».
Более того, Энциклопедия психологии определяет личность как «индивидуальные различия в характерных моделях мышления, чувств и поведения. «Поэтому личность человека обычно включает в себя модели его мыслей, мнений, принципов, поведения и т. д., и это делает каждого человека уникальной личностью.
Личность можно определить с помощью различных тестов, таких как опросник Большой пятерки (BFI), Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI-2), тест чернильных пятен Роршаха, опросник невротической личности KON-2006, [3] Эннеаграмма тест или личностный опросник Айзенка (EPQ-R).
Майерс Бриггс Типы личности
Существуют различные типы личности у людей, и некоторые из них: интровертная личность, экстравертная личность, эмоциональная личность, веселая личность, рациональная личность и т. д. Тем не менее, трудно точно определить кого-то как обладающего одной конкретной личностью, поскольку эти черты характера существуют на разных уровнях у разных людей. Однако основные качества и другие характерные элементы человека выступают в качестве приоритетных при формировании личности этого человека.
Что означает Отношение
Отношение — это психологическая конструкция, ментальная и эмоциональная сущность, которая присуща человеку или характеризует его. Короче говоря, отношение относится к мнению или точке зрения, которую человек имеет по отношению к кому-то или чему-то. Поэтому у людей разное отношение к вещам. Это разнообразие взглядов на одно и то же и определяет мировоззрение, мировоззрение или определенную черту личности конкретного человека. Таким образом, это делает каждого человека другим и уникальным человеком.
Согласно модели отношений ABC в психологии, структуру отношений можно описать с помощью трех компонентов, таких как:
- Аффективный компонент : показывает чувства/эмоции человека по отношению к объекту отношения. Например: «Я боюсь змей».
- Поведенческий (или волевой) компонент показывает, как наше отношение повлияло на манеру действий или поведение человека. Например: «Я не пойду в места, где есть змеи, и буду кричать, если увижу одну».
- Когнитивный компонент : показывает убеждение/знание человека об объекте отношения. Например: «Я считаю, что змеи опасны».
Например, обратите внимание на различное отношение людей к различным социальным вопросам, таким как аборты, гомосексуальность, смертная казнь. Часто люди с одинаковым отношением к конкретной теме собираются вместе и образуют сообщества или дружеские отношения. Как в известной идиоме «Рыбак рыбака слетается в стаю».
Более того, окружение или люди, с которыми человек общается, оказывают прямое влияние на его отношение в дополнение к прошлому опыту этого человека, социальным взаимодействиям и т. д. циничное отношение к отношениям впоследствии. Таким образом, отношение является психологическим конструктом.
Точно так же отношение может меняться с опытом и временем. Например, человек начнет положительно относиться к тому, кто ему сначала не нравился, но после того, как он познакомится с этим человеком и обнаружит его хорошие качества, первоначальное отношение к этому человеку превратится в положительное. Таким образом, отношение может формироваться из прошлого и настоящего человека. Следовательно, отношение имеет большое значение практически в любой жизненной ситуации.
Связь между личностью и отношением
- Отношение(я) является основной частью личности.
Разница между личностью и отношением
Определение
Личность — это сочетание характеристик или качеств, таких как набор моделей поведения, познания и эмоциональных паттернов, которые формируют отличительный характер человека. С другой стороны, отношение — это мнение или точка зрения, которую человек имеет по отношению к чему-то или кому-то. Это объясняет основное различие между личностью и отношением.
Значение
Чтобы объяснить это далее, личность в целом может определять тип человека (делает каждого человека уникальной личностью), в то время как отношение определяет только точку зрения кого-либо относительно конкретной вещи или человека.
Черты характера
Психологические черты играют важную роль в формировании личности, а опыт играет важную роль в определении чьих-либо отношений. В этом основное различие между личностью и установками.
Изменение
Еще одно важное различие между личностью и отношением состоит в том, что изменение личности сложно и требует времени, поскольку оно является конструкцией многих психологических атрибутов, таких как черты, отношения, качества и т. д. Однако отношения подвержены изменениям, поскольку они напрямую связанные с собственным опытом и мнениями.
Заключение
Термины «личность» и «отношения» часто используются людьми в обществе. Это два разных качества человека. Поскольку личность представляет собой набор качеств, характеристик, чувств и отношений, можно легко определить тип человека.