Отношение обломова и штольца к семье и родителям: 1) Отношение Обломова и Штольца к семье и родителям 2) Отношение Обломова и Штольца к…

Образование Обломова и Штольца сочинение

Лучшие сочинения и пересказы

  • Сочинения
  • По литературе
  • Гончаров
  • Образование Обломова и Штольца

Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу жизни других, который строится на чинопочитании. В качестве противоположного Обломову героя автор рисует портрет Штольца: молодого человека, полного амбиций, образованного и энергичного.  Герои противоположны практически во всём: внешность, интерьер дома, а в частности образование.

Образование героев также отличается. Автор показывает, как герои учились в школе, в первой части романа, а именно во сне Обломова. Этот эпизод играет важную роль для понимания личностей героев.

Штольц с детства был непоседой, то и дело попадал в драки. Отец любил сына, но был по-своему холоден.

Он давал свободу мальчику, не ругал за проделки, в то время как мать старалась воспитывать сына как настоящего дворянина.

Стоит сказать, что Илья и Андрей посещали одно учебное заведение, но подход к образованию со стороны их родителей был разный. Родители Штольца настаивали на получении качественного образования. Мальчик посещал пансионат ежедневно, выезжал с отцом на работу и учился практической деятельности. Ещё в детстве он заработал первые деньги. К 14-15 годам мальчик стал самостоятельно выезжать в город по поручениям родителей.

Подход Обломовых к учёбе был совсем другой. Если маленький Илья капризничал или просто глаза его были неясными, родители оставляли его дома, чтобы защитить от этой тягости. Сам Илья не любил учиться и видел в этом наказание. Обломов не понимал, зачем ему эти знания в жизни, учился кое-как. С домашним заданием ему часто помогал Штольц.

После пансионата Илья Обломов отучился в военном училище 2 года, интереса к книгам не проявлял и полученные знания в последствии применить не смог.

Получив бесполезный аттестат, герой уехал в Петербург и стал работать коллежским секретарём. Работа ему не нравилась, и постепенно он ушёл с неё.

Андрей Штольц в то же время получил практическое, трудовое образование. По поручению отца он уехал учиться в университет, а благодаря книгам отца освоил немецкий и французский язык. Благодаря такому воспитанию и образованию герой вырос целеустремлённым и трудолюбивым человеком.

2 вариант

Роман «Обломов» — одно из самых известных произведений русского писателя Ивана Александровича Гончарова. В своем произведении писатель использует прием антитезы, при помощи противопоставления героев друг другу в полной мере раскрываются характеры персонажей. Таким образом, барину Илье Ильичу Обломову противопоставлен образ Андрея Ивановича Штольца.

Обломов – представитель богатого дворянского рода. Илья Ильич родился и вырос в селе Обломовка. Родители всячески опекали маленького Обломова, приучая его к праздной спокойной жизни. Труд в селе Обломовка считался наказанием, поэтому за Илью Ильича все делали слуги, и постепенно он понял, что приказывать удобнее, нежели делать что-то самому. Из-за чрезмерной опеки родных, герой привык, что за него все важные решения принимает кто-то другой. Образование Обломов получил в небольшом пансионе в селе Верхлеве, которое находилось недалеко от родной Обломовки. Впоследствии герой окончил университет в Москве.

Обломов – добрый ленивый человек, которого больше всего заботит собственный покой. Для него счастье – это полное спокойствие, возможность погрузится в свои мечты и раздумья. Герой не интересуется окружающим миром, предпочитает времяпровождение на собственном диване светским мероприятиям. Обломов добрый мягкий кроткий человек. Он очень умен, но, к сожалению, из-за неспособности самостоятельно принимать решения, из-за неподготовленности к жизни, к труду, герой не смог реализовать свой внутренний потенциал.

Противоположность Обломова – Андрей Штольц, деятельный энергичный человек. Он родился и вырос в селе Верхлеве. Его отец по происхождению был немцем, а мать русской. Отец Штольца не баловал сына, с юных лет он приучил его к труду, привил любовь к знаниям. С 8 лет отец учил Андрея Штольца грамоте, географии, а мать священной истории, разбору по слогам басен Крылова и трудов Телемака. В уже юном возрасте Штольц подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных. Так же как и Обломов, Штольц окончил пансион в селе Верхлево, а затем московский университет. Андрей Штольц сильный, решительный герой. Он находится в постоянной деятельности, движении. Герой не боится жизни, а познает ее.

Главное отличие Штольца от Облома заключается в том, что Андрей Иванович является реалистом. Он не предается мечтаниям, как его друг, не идет по течению жизни, а самостоятельно управляет ей. Обломов и Штольц – два характера, порожденные своим временем. Образ одного героя помогает понять образ другого, в противопоставлении персонажей, в полной мере раскрываются положительные и отрицательные их черты.

Также читают:

← Воспитание Обломова и Штольца ← Что такое обломовщина↑ ГончаровРоль Захара в романе Обломов → Анализ фрагмента «Сон Обломова» →

Картинка к сочинению Образование Обломова и Штольца

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Всеволода в Слово о полку Игореве сочинение

    В «Слове о полку Игореве» повествуется о походе князя Игоря Святославовича против врагов земли русской – половцев. Одной из центральных фигур летописи является кровный брат князя – Всеволод Святославович.

  • Сочинение Что такое Взаимовыручка (9 класс 15.3 ОГЭ)

    Что такое взаимовыручка детям объясняют родители с самого детства. Нужно помогать младшим братику и сестре, всем делиться с ними, защищать. Это закон. Но кем он принят? Взрослыми, властью

  • Образ и характеристика Любви Гордеевны в пьесе Бедность не порок Островского сочинение

    Дочь главного персонажа произведения Гордея Карпыча Торцова Любовь Гордеевна является одним из женских образов пьесы.

  • Сочинение про Огород

    Огород – это в настоящее время кормилец многих людей. Если разобраться, то мы все родом из деревни. А там люди всегда кормились с огородов. Во-первых, на них выращиваются экологически чистые овощи и фрукты.

  • Сочинение на тему Польза чтения книг 7, 8 класс

    В современном мире очень стремительно развиваются технологии и вытесняют все то, что когда-либо было настолько дорого или же необходимо. Сейчас никого не удивишь тем, что в семье есть компьютер и уж тем более телевизор

Сочинения

  • По картинам
  • По литературе
  • Свободная тема
  • Про Родину
  • Про технологии
  • Русский язык
  • Про семью
  • Про школу
  • Про войну
  • Про природу
  • По пословицам
  • Про времена года
  • Праздники
  • Про дружбу
  • 9 класс ОГЭ
  • 11 класс ЕГЭ
  • Про животных
  • Профессии
  • Известные люди
  • Города

Дружба и отношения Штольца и Обломова в романе «Обломов»

Меню статьи:

  • Образ Обломова: погруженный в задумчивость
  • Активный и целеустремленный Штольц
  • Причина дружбы Обломова и Штольца
  • Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова
  • Такая дружба очень важна
  • Отзывы читателей о произведении

Они в детстве жили почти рядом – в соседних деревнях, – затем, уже будучи подростками, Они учились в пансионе для дворянских детей. На протяжении всей жизни судьба снова и снова сводила этих людей. Вы спросите, о ком идет речь? Конечно же, об Илье Обломове и Андрее Штольце из романа Ивана Гончарова «Обломов» и их необычной дружбе.

Чтобы вникнуть в суть отношений этих диаметрально противоположных по натуре друзей, нужно проследить их жизнь на протяжении произведения.

Для того, чтобы понять, насколько противоположными по характеру были Андрей Штольц и Илья Обломов, необходимо сначала проследить за характером первого героя, фамилией которого назван весь роман. Илья Ильич предстает перед читателями неряшливым и крайне ленивым человеком средних лет. Его любимым местом является диван, а одеждой домашний халат, который «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела…»

Небрежное убранство комнаты, где, казалось бы, соблюдался порядок, но при пристальном взгляде обнаруживалась масса внешних недостатков, еще больше подчеркивало инфантильность героя. Он не имел ни определенной цели в жизни, ни каких-либо четких планов, взирая на окружающее рассеянно и задумчиво.

Активный и целеустремленный Штольц

Андрей Штольц был совершенно другим. С юношеским жаром еще в юности он объяснял уроки медлительному и мечтательному другу, стремился помочь, чтобы Илья нашел себя в жизни. Но его стремления не оправдались, потому что ученье «странно подействовало на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

О самом же Андрее автор говорит так: «Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу выбирают его…»

Любопытным и очень активным маленький Андрюша был еще с самого детства. Любые его выходки, вплоть до того, что мальчик мог уйти на несколько дней, при этом не вызывая беспокойства отца, воспринимались его родителями без всякой паники. Не препятствуя сыну свободно познавать окружающий мир, папа способствовал развитию целостной, вполне самостоятельной личности. Андрей Штольц удивительный человек, к которому уже с первых строк проникаешься симпатией. Герой романа, любящий жизнь и стремящийся в будущее. Таким он изображен на страницах произведения.

Причина дружбы Обломова и Штольца

У читателя, вникающего в образы таких абсолютно противоположных личностей, может возникнуть справедливый вопрос: как они могли дружить? Но, может, некоторые удивятся, узнав, что вначале Андрей и Илья были похожими по характеру. Но именно воспитание, среда, в которой обитали юные друзья, сделали их настолько разными, как Юг и Север. Однако, близкие товарищи прекрасно справляются со своей несхожестью и отлично дополняют друг друга.

Эти два разных по темпераменту человека смогли по достоинству оценить друг друга. Штольц видит в Обломове его прекрасную душу, а тот, в свою очередь, замечает лучшие качества настоящего, преданного друга.

“…Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще; многих любил я, но никого так прочно и горячо, как Обломова. Узнав раз, его разлюбить нельзя…” – отзывается Андрей Иванович об Илье Ильиче.

Он любит друга за его искренность, считает очень хорошим человеком, даже несмотря на его вальяжность, апатию и лень. Штольц надеется, что когда-нибудь возможно будет переделать Илью Ильича и пытается принять соответствующие меры. Но получится ли это у него?

Эпизоды из романа: дружба Штольца и Обломова

В продолжение всего романа Обломов и Штольц идут рука об руку, сохраняя искреннюю привязанность друг ко другу. Рассмотрим некоторые эпизоды из их жизни.

Вот Илья и Андрей маленькие дети. Один из них смелый и активный, другой немного ленивый, мечтательный и боязливый. Родители безмерно любят своих чад, но воспитывают их по-разному. Поэтому и судьбы у них совершенно неодинаковые …


Вот Андрей, «часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала едет посидеть на широком диване Обломова и в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу». В присутствии Обломова друг успокаивается, чувствует себя, как человек, который пришел «из великолепных зал под собственный скромный кров».

Вот они ведут диалог между собой, и Андрей никак не может убедить Илью стать более живым, выйти в общество, оторваться от своего удобного дивана, сменить образ мыслей, оставить пассивность, апатию и лень, стать полноценной личностью… «Точно ком теста, свернулся и лежишь» упрекает Штольц Обломова, но тот не реагирует на замечания. Однако, Андрей непреклонен в своем решении изменить ситуацию. «Нет, я тебя не оставлю так, возмущается он. Через неделю ты не узнаешь себя. Ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен делать с собой и с тобой, а теперь одевайся…»

Умный Штольц за пеленой равнодушия и лени сумел разглядеть в друге философа, ведь он иногда говорит очень правильные речи. «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? говорит Обломов другу. Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!..»

«Ты рассуждаешь, словно древний, делает вывод Штольц. А впрочем, и то хорошо, по крайней мере рассуждаешь, не спишь».

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием романа Ивана Гончарова “Обломов“.

Проницательному Обломову все надоело, потому и пытался он закрыться в скорлупе своих нелепых грез и мечтаний и ограничиться пребыванием в собственном доме, где все так привычно и знакомо, где нет никакой суеты и напускного веселья. Но жить по плану друга ему тоже крайне тяжело…


А вот еще одна сцена. «Теперь или никогда» заявляет Штольц, и Обломов делает большое усилие над собой, решая последовать совету друга и получить французский паспорт. Однако, в то время он так никуда и не уезжает. Зато в личной жизни происходят неожиданные перемены: Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую, женщину простую и в то же время благородную. С трепетом к ней относится и его друг Андрей.

Но подход к девушке у Ильи Ильича оригинальный: не желая льстить, он и здесь проявляет какую-то неуклюжесть, равнодушие к напыщенным фразам, а может, даже невежество, говоря: Мне ничего не стоит сказать: «Ах! я очень рад буду, счастлив, вы, конечно, отлично поёте… это мне доставит… Да разве это нужно?»

Наконец Ольга запела, и Обломов, не удержался от восторженного «Ах». «Слышите? сказал ей Штольц. Скажи по совести, Илья: как давно с тобой не случалось этого?» – спросил он влюбленного друга. К сожалению, инфантильность Обломова со временем взяла верх над его светлыми чувствами к Ольге Ильинской. Он не смог, да и не захотел преодолеть свою природную лень и стать мужем этой прекрасной женщины. В конце концов, в жены Ольгу взял именно Андрей Штольц, который, оказывается, тоже был влюблен в неё, но не хотел мешать счастью друга.

Наступает время перемен, и Обломов женится на Агафье, вдове коллежского секретаря Пшеницына, женщине хозяйственной, доброй и неглупой, которая преданно ухаживала за ним во времена болезней и депрессий. Жизнь его снова идет размеренно и плавно. Агафья окружает мужа заботой и поддерживает полный порядок в доме. Ну а что же Штольц?

К сожалению, последняя встреча друзей спустя пять лет была весьма печальной. «Погиб!» – сокрушался о друге Андрей Иванович, увидев его в крайне тяжелом душевном состоянии. Потрясло его и то, что Агафья – жена Ильи. При этом неожиданном известии будто каменная стена разверзлась между друзьями, и Штольц понял, что никогда уже его товарищ не оставит Обломовку. Но все же он внял просьбам Ильи Ильича «не забыть его сына Андрея». И дал себе слово повести мальчика совершенно другой дорогой, и с ним «приводить в дело их юношеские мечты».

Здесь явно прослеживается мысль автора: он воспитает нового сына активным и любящим жизнь, и «обломовщина» (апатичный образ жизни, нелепая мечтательность и лень, которые были присущи Илье Ильичу) наконец-то прекратится.

Такая дружба очень важна

Проследив за отношениями Обломова и Штольца, можно сделать вывод: такая дружба тоже нужна и полезна, ведь они удивительным образом дополняли друг друга и поддерживали в трудные минуты жизни. Жаль, конечно, что Илья Обломов умер, не сумев справиться с внутренней апатией и ленивым образом жизни, но после него остался сын, которого взял на воспитание лучший и верный друг – Андрей Иванович. Он и в этот раз помог Илье – теперь уже усыновив его родную кровиночку и дав ребенку шанс на полноценную, осмысленную жизнь. Но разве могло произойти иначе? Ведь дружба Ильи и Андрея всегда была настоящей.

Отзывы о произведении

«Обломов и Штольц – олицетворение двух эпох: старой, уже изжившей себя и новой эры будущего. Энергичный Андрей Иванович не терпит застоя, и шокирован тем, что его любимый друг пожелал навсегда остаться в Обломовке. Он хочет жить по-новому, вдохновленный новыми идеями. А старое, ветхое, ненужное уже проходит».

«Новая жизнь, по мнению многих читателей, – это совершенное преобразование старых устоев. Как ни старался Штольц расшевелить Обломова, у него ничего не получилось. Значит, надо начинать все сначала. Если друг не смог понять жизнь правильно, то поймет его сын Андрей, который непременно будет воспитан в духе Штольца.

Однако, где верные ориентиры? На что или на кого нужно равняться, идя вперед. Для меня ответ очевиден: новый путь, ведущий к счастью и вечной радости, указан человечеству в Библии, Иисусом Христом. Однако, люди отвергают его и ищут своего, а не того, что угодно Господу. Но к чему, в конечном итоге, приведут такие поиски? Не будет ли в конце жизни большого разочарования? На этот сложный вопрос пусть каждый человек ответит сам себе».

Автор: Виктория Давыдова

сравнительная характеристика или анатомия?

Гениальный роман Ивана Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: Обломова и Штольца. Сравнительная характеристика их может занять страницы и страницы. Ведь они совершенно разные: по своему темпераменту, по своему отношению к жизни и мировоззрению. Десять лет писал это Гончаров! Как вы думаете, уважаемые читатели, академик Петербургской Академии художеств «воровал» целое десятилетие, написав роман в виде «однослойного» пирога? Что проще члену-корреспонденту написать рассказ о двух друзьях! Один — без меры ленив. Другой удивительно эффективен. Но нет. О каждом из нас написан роман! И это мы постараемся доказать. В этом исследовании нам поможет сравнительная характеристика Обломова и Штольца.

Образ Ильи Обломова

Помещик Обломов — внешне полный, распущенный мужчина с темно-серыми глазами, предпочитающий пассивный образ жизни, лежащий на диване, ничего не делающий. Во всем его облике видна небрежность, но лицо его одухотворенно. И мысль присутствует в ней постоянно, она светится в глазах, прячется в морщинах лба, извивается вместе с губами. Однако эта идея «беззубая», она не имеет практического применения. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца явно не в пользу Ильи Ильича. Он потомственный помещик. У него 350 крепостных. Хороший, добротный особняк в Питере, дача, загородный дом. Обломов понятия не имеет, как ухаживать за всем этим имуществом, которое находится в его владении. Он как ребенок, сначала его грабит приказчик, а потом разоряют мошенники Михей Андреевич Тарантьев и Иван Матвеевич Мухояров.

Имеет образование, но не имеет практического опыта работы. Под влиянием первых неудач на службе у него сформировался психологический «комплекс лени», преодолеть который Илья Ильич не смог.

Образ Андрея Штольца

По сюжету романа они знакомы и дружны со школы: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика свидетельствует о близости их кастового происхождения. Андрей Штольц родился в семье немца-стюарда Ивана Богдановича и простой, но образованной русской женщины. Соотношение его статуса к статусу друга-землевладельца такое же, как у владельца бизнеса-топ-менеджера. Отец с детства регулярно обучал наукам, а также бухгалтерии, трудолюбию в нем. Андрей – худощавый мужчина с впалыми щеками, смуглой кожей и зеленоватыми выразительными глазами. Он гиперактивен: постоянно, как акула, находится в движении. Писатель говорит о своем герое, будто он состоит только из мышц и сухожилий. Он знает языки и умен, поэтому его отправляет торговая компания в качестве агента в Бельгию. Кроме того, Штольц умеет творчески использовать свои знания. Поэтому коллеги предпочитают приглашать его для разработки проектов. Обломов и Штольц по-разному относятся к деньгам. Сравнительная характеристика свидетельствует о жизнеспособности последних.

Тайный подтекст образов Гончара?

То, что по большому счету образы Штольца и Обломова не самостоятельны, а аллегоричны, автор романа показывает в их отношениях с Ольгой Ильинской. С одной стороны, оно не может ни победить, ни удержать, но неизменно привлекает мягкотелого Илью Ильича своим романтизмом, чистой детской душой. С другой стороны, Штольц, ставший ее мужем, патологически не чувствует разницы между деловым сотрудничеством и искренностью. В романтической свадебной поездке в Париж он, мягко говоря, неубедителен.

Для чего Гончаров создал эти два образа: Обломова и Штольца? Сравнительная характеристика этих снимков — просто поучительный вывод? Контрастные персонажи? А может это должно смотреться шире? Ведь каждый из нас, конечно, знает, сколько в нем «столцов» и сколько в нем «обломов». Что такое Обломов? Это сон, который не касается ногами земли. Мечта глобальна, лишена стремления к реализации. А что такое Штольц? Это приземленность, деловая хватка, чувство партнерства. Итак, зададимся тем же вопросом: «Если мы создаем что-то глобальное, можем ли мы в принципе сбрасывать со счетов мечту?» (Как вы знаете, Штольц избегал мечтаний.) Вряд ли.

А вы, уважаемые читатели, согласны со следующим выводом? Чтобы создать по-настоящему успешную личность, продвигающую фантастические проекты, нужно смешать в одном стакане 30% мечтателя-Обломова и 70% фанатика творчества Штольца. Это Гончаров хотел нам сказать? Ведь в семье Столцовых появился приемный сын. Конечно, правильное образование воспитает в нем деловую хватку. Ну, а способность мечтать? Гены еще, знаете ли…

Times of Laziness — European Journal of Psychoanalysis

Счастливы бездельники, которые могут позволить себе пренебрегать полезностью, полезностью и прибылью(2). Их лень дает им возможность игнорировать презренную полезность. Искусство может быть бесполезным. Искусство санкционирует жизнь счастливого бездельника. Лень открывает возможность для праздного прохождения времени, для безделья часов. Другие периоды лени: периоды мечтаний, периоды погружения в размышления, периоды созерцания, периоды мечтаний, галлюцинаций, периоды депрессии.

Лень лучше всего описана как культурный феномен — или, по крайней мере, как феномен русской культуры — в классическом романе Ивана Гончарова «Обломов». Кстати, в 1907, известный анархист Петр Кропоткин писал, что найти Обломова можно в любом уголке мира. Роман «Обломов» был опубликован в 1859 году. Гончаров писал его медленно, мучительно, в течение одиннадцати лет. Его герой стал образцом окультуренной лени.

I. ОНЕЙРОДРОМ (3): РОЖДЕНИЕ БЕЗДАВЦА

В России «Обломов» стал широко распространенным прозвищем, обозначающим неисправимую лень.(4) А ведь лентяй, лентяй в России не живет и не живет. жить за границей. Вместо этого он живет на Обломовщине, в Стране обломовщины. Бездельник не может покинуть эту страну, даже если он знает, что живет там, даже если ему снится ее имя — обломовщина — «ночью, написанное на стенах огненными буквами, как на пиру Валтасара». (187) (5) Но как попасть в эту страну лени?

Как Обломов стал Обломовым?
Чтобы ответить на этот вопрос, Гончаров обращается к детству героя, пытаясь объяснить его становление-Обломовым. Потому что «ни одна деталь не ускользнула от пытливого внимания ребенка: картина его домашней жизни неизгладимо отпечатывалась в его памяти; его податливый ум воспитывался на примерах перед ним, бессознательно планируя свою жизнь по образцу жизни вокруг него». (104) Программа «лени» прослеживает и прокладывает себе путь, предписывая будущее.
Описав петербургские будни Обломова, Гончаров погружает своего героя в сон, который «останавливает медленное и ленивое течение его мыслей и мгновенно переносит его в другие времена, других людей, другие места». (93) Эта глава — единственная часть книги, которая имеет название, кроме номера (IX). Это название «МЕЧТА ОБЛОМОВА». Жизнь однообразно заявляет о себе цифрами, а мечты — словами. Именно сон прерывает «медленный и ленивый поток мыслей», который «мгновенно» переносит сновидца в другие места и времена. Именно сон пробуждает его от неизменности и монотонности, от повторения того, что всегда одно и то же. Любовь ко сну характеризует бездельника и выводит его из страны лени. Как мечтает герой, читатель попадает в детство героя, в его личную историю и историю его общества, не торопясь, неторопливо переходя от феодализма к капитализму. Этот сон бессознательно переносит свою программу жизни на жизнь своего окружения. Как мечты, как детство, лень противится принципу реальности. Лень рождается в детстве.
Онейродинамика опыта не только уносит героя и читателя через ландшафт детства; они тоже время от времени замирают: вся деревня Обломовка засыпает во сне Обломова. Сон останавливает любую попытку действия. Сон — самый действенный способ противостоять суете и суете раннего капитализма: поспать, а может, и помечтать… Сны — «родина» Обломова.
Сон Обломова состоит из двух частей. Первая часть демонстрирует совершенство детской лени по закону. Обломову семь лет. Вторая часть уже содержит некоторую озабоченность принципами реальности. На данный момент Обломову уже 14.
Сон начинается с панорамных описаний пейзажей и природы. Здесь все обещает «спокойную, долгую жизнь, пока волосы из белых не станут желтыми, а смерть не придет незаметно, как сон». (95) Сказочная жизнь до смерти, жизнь, которой нечего бояться, потому что ее просто нет, потому что она всегда уже «позади нас». Умереть, уснуть. Нет такой вещи, как время.
Здесь нет ничего неожиданного; нет такой вещи, как изменение. Время ритмично. Время течет по естественному календарю. Жизнь в Обломовке синхронизирована с круговоротом природы и ее экзистенциальными моментами: рождение-женитьба-смерть. В этом деревенском помещичьем раю история не существует, вернее, она подчинена круговороту вечного возвращения. Все тихо и мечтательно.
Здесь нет посторонних. Нет новостей. Нет преступления. Никакой страсти, потому что «ни бурные страсти, ни дерзкие предприятия не волновали жителей; и в самом деле, какие страсти или предприятия могли бы их взволновать? Они не знали ничего, кроме того, что знали о себе». (6) (98) Во сне Обломов встречает только родных и близких ему людей: свою нежную няню и ее ласки, свою мать, давно умершую, отца, который все дела откладывает на потом и предается мечтам наяву. , его слуги, которые не дают ему ничего делать самому. Нет незнакомцев; нет никакого желания, которое они могли бы породить. Отсюда формула Обломова: «Я не могу хотеть того, чего не знаю». (197)
Очнувшись ото сна, Обломов попадает в мир работы и беспокойства. Мир, который ненавидит сон и лень как праздность. Мир, в котором правит коммерческая этика. Мир, населенный его другом, страховым агентом Штольцем.

II. ОБЛОМОВ-ЛЕТНИК – ШТОЛЬЦ-ДОСТИЖИТЕЛЬ

Во второй половине сна Обломова праздность есть защита от труда. Обломову 14 лет. В это время он готовится вступить во вновь сформировавшуюся иерархию раннего капитализма. Родители юного Обломова готовят его к работе, но одновременно и защищают от нее. Жители Облмовки «терпели труд как наказание, возложенное на [их] предков, но не могли любить его и избегали его, когда могли, считая это возможным и правильным». (116)
Большинство словарей, как русских, так и английских, определяют лень через нелюбовь или неумение работать: лень есть нежелание работать, проистекающее из отсутствия (трудового) желания. Обломов не понимает, зачем надо работать. Зачем работать? Зачем учиться? Такого рода вопросы даже не приходят в голову его антиподу, Штольцу. (7) Штольц — человек действия. Штольц не подвергает сомнению и не сомневается в Законе своего отца. В нем работает Отец-протестант, направляя его к новым свершениям.
Мир капитализма живет по закону непрерывного движения. Время всегда на исходе. Быстрее и быстрее. Все выше и выше, вверх по иерархической лестнице. Каждая новая занятая позиция показывает следующую позицию, которую нужно завоевать. Завершение проекта знаменует собой начало следующего проекта. Удовлетворенное желание порождает следующее желание. Обломов видит в этом соперничество и зависть. «Ни у кого из них нет спокойных, ясных глаз; все заражают друг друга тоской и горькой тревогой, все к чему-то мучительно стремятся. И хотя бы за правду, за свое и чужое благо. Но нет, успех товарища заставляет их бледнеть. Только одно желание […]: низложить другого человека и построить свое благополучие на руинах врага». (175) Мир безудержного движения капитала всегда переносится в будущее; при этом он откладывает настоящее. От этой вселенной растущего капитала у Обломова кружится голова. Один вопрос постоянно возвращается к нему: а когда они живут? Своей бездеятельностью он сопротивляется телеологии и настойчивости ее цели — отложить жизнь, отложить жизнь на потом, на другое время, в другое место. Его место — Обломовка.
В Обломовке «были совершенно глухи к экономическим теориям о необходимости быстрого оборота капитала, увеличения производства и обмена товаров. В простоте своего сердца они поняли и применяли на практике только один способ употребления капитала — хранить его в сундуке». (121) В Обломовке тоже никто «особо не верил в душевные беды; они не думали, что жизнь может состоять в стремлении к какой-то далекой цели; они смертельно боялись сильных чувств; и в то время как в некоторых местах тела людей быстро пожираются вулканическим действием внутреннего, духовного огня, души обломовцев покоились, мирные и невозмутимые, в своих удобных телах». (115-116) Границы праздности – это границы, связывающие тело. Торпор возвращается в тело. Ленивец валяется в теле.
Не только вселенная капитализма, не только желание, но и каналы и потоки информации постоянно расширяются. Уже в середине XIX века Обломов приводит свидетельства масс-медиации, представляющей собой еще одно бесконечное самоуничижительное движение, еще одно расширение вселенной. Обломов рассказывает Штольцу о человеке, который был крайне удивлен, когда узнал, что Обломов никогда не удосужился прочитать газеты. В своем изумлении представитель СМИ начал «вести себя о Луи-Филиппе, как будто он был его собственным отцом. Потом он приставал ко мне, почему, я думаю, французский посол уехал из Рима? Боже мой, обречь себя на то, чтобы проглатывать ежедневный запас мировых новостей и кричать о них всю неделю, пока не иссякнет запас! Сегодня Мехмет Али отправил корабль в Константинополь и ломает голову, почему. Завтра у дона Карлоса будет неудача, и он ужасно обеспокоен. Вот канал роют, вот отряд войск на восток послан — боже мой, можно подумать пожар был! Он ужасно расстроен, суетится и кричит, как будто за ним войска! […Но] видно, что они крепко спят, несмотря на все их крики. Их всеохватывающие интересы — прикрытие пустоты, несочувствия ко всему!» (175-176) Обломов говорит об очередном «сне без бодрствования», сне о масс-медиуме (универсальном, высокопроводящем), поглощающем человека в масс-медиальный онейроид, где неленивые передвигаются с места на место с поразительная скорость. Но по мере того, как эта инопланетная мечта набирает обороты, она неизменно превращается в бесконечный кошмар.
Неленивый человек летит, ломая голову потоком информации и финансов. Он работает на лету. До самой его смерти. Он летает, пока не умрет, а это скоро. Неленивый человек давно пролетел мимо реки жизни Обломовки, где не было крысиных бегов, не было необходимости гнаться за темпом времени. Обломов не понимает: какой смысл в этой скорости, если она стирает человека? Он не понимает мотивов, которые движут тем, кто поглощен трудом. Вместо этого он задает себе экзистенциальные вопросы: «Когда человек живет?» и «Для чего нужно жить?»
Ответ Штольца: «Ради самой работы и ничего больше. Работа придает форму, завершенность и цель жизни». (183)Но у Обломова другая программа. Название его программы — авось.(8)
Обломов относится к тому, что нужно сделать по принципу возможного. Этот принцип подразумевает, что любые отношения или действия могут каким-то образом разрешиться сами собой. Возможно, даст бог. Таким образом, это одна из самых традиционных реакций на перспективы перемен. Возможно (авось) снимает напряжение. Больше вообще ничего делать не надо. — А может быть, Захар что-нибудь придумает, чтобы мне не пришлось двигаться; будем надеяться, что обойдутся, не выгоняя меня, — отложат переделки до следующего лета или не будут делать вовсе; ну как-нибудь все устроится! Ведь я не могу толком… пошевелиться!…» (90) Эти три волшебных слова — быть может (авось), может быть и как-то — Гончаров описывает как успокаивающие и умиротворяющие, а Пушкин, в свою очередь, называет авось «народным шибболетом», отмечая его как отличительный, опознавательный признак. Не содержание, а произношение слова «Шибболет» позволяет «нам» идентифицировать «их» как Других. Шибболет — непереводимая идиома. В десятой главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

Авось, о Шибболет народный,
Тебе б я оду посвятил…

Быть может, о шибболет народный,
Эту оду я посвящаю тебе. ..

Обломов пытается пойти против самого себя. Он пытается идти по пути своего друга, своего двойника, своего Другого, (9) Штольца: «[Но] это значит идти вперед…. И делать это всю жизнь! Прощай, мой поэтический идеал! Это как в кузнице, это не жизнь; это непрерывный шум, пламя, жар, грохот… Когда мне жить? Не лучше ли мне остаться? (188) Быть может, время покажет, даст Бог; возможно, нет необходимости гнаться за временем; возможно, мы сможем двигаться со временем, не прерывая и не нарушая его естественного хода.
Два друга, Обломов и Штольц, русский и немец: оба две стороны одной медали, как Восток и Запад, как Труд и Торжество. Они порождают друг друга. Штольц знает цель жизни, которая не является ни миром, ни любовью. Штольц становится самим собой, работая, растворяясь в работе. И хотя он опасается перспективы потерять себя в любви, он хочет использовать эту любовь, чтобы пробудить Обломова от его лени.

III. ЛЕНЬ _ ЛЮБОВЬ _ ДЕПРЕССИЯ

Штольц пытается излечить Обломова от лени любовью. Он знакомит Обломова с Ольгой. Штольц действует так, как если бы он был врачом-гомеопатом, пытающимся устранить одну болезнь (лень) введением другой (любовь). Так же, как мечтание, как и безделье, любовь ведет к утрате себя, «потому что у человека, пораженного любовью, нет лишних мыслей, чтобы наблюдать глазами ученого, как впечатление прокрадывается в его душу и очаровывает [сон] над его чувствами, из-за чего он потерял зрение; его «я» постепенно исчезает и переходит к нему или к ней, к его возлюбленной». (395-6)
Любовь Обломова к Ольге заканчивается тем, что по-русски называется обломом, обрывом: Обломов уходит, вырубается, ломается. Лень оказывается сильнее любви. Обломов возвращается в страну лени.
Но что еще хуже, ландшафт изменился. Его лень уже не соответствует той сонной летаргии, от которой Обломов пробудился, чтобы любить. Эта прежняя жизнь потеряла смысл. Обломов потерял себя. Как будто он покинул свою мечту, кокон своего детства, чтобы все глубже и глубже погружаться во время до счастья детства, во времена безвременья, смерти. Он больше не отвечает ни на какие вопросы, больше не замечает, что происходит вокруг него, и даже не замечает, что плачет. «[Он] часами смотрел на снег, падающий и сугробы во дворе и на улице, покрывающий штабеля бревен, курятники, конуру, сад, огород, образующие пирамиды из столбов в забор — все было мертво и завернуто в тряпку». (390) Обломов воскресает к своей покойной жизни в депрессивной лени.

IV. ФАНТАЗМ – СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРИНЦИПУ РЕАЛЬНОСТИ

Лень предлагает защиту от выбора, долга и ответственности. Но лень — это еще и мучительное, бесконечное рождение новой жизни; его депрессивные сокращения рождают творчество. Как таковая лень есть труд (10). Для Обломова лень есть «место рождения» мысли: «Смею сказать, когда вы видите, как я натягиваю одеяло на голову, вы думаете, что я лежу, как бревно, и сплю; но нет, я не сплю, я все думаю о глубоких размышлениях… (11)» (88) Лень есть территория размышлений, мечтаний, фантазий. Обломов мог быть творцом; он мог бы быть художником, писателем. Он мог быть, например, Гончаровым.
Для художника нет окончательного расставания с детскими фантазиями. В процессе взросления Обломов, очевидно, узнает, что сказка есть сказка, но все же «сказка смешалась в его сознании с действительностью, и он иногда бессознательно грустил, что сказка не жизнь и жизнь не жизнь». сказка. (111) Как художник, Обломов не хочет расставаться со своими мечтами и фантазиями. Его мир — мир воображения. Реальный мир дает ему только страх и горе. Даже если он перестанет верить сказке, «даже если исчезнет вера в призраков, на ее месте останутся страх и смутная тревога». (114) Призраки возвращаются.
Своим появлением они воссоздают призрачный мир, мир, который оказывает отчаянное сопротивление внешней реальности. «И, может быть, именно вечная тишина сонной, вялой жизни, отсутствие движения и каких-либо реальных ужасов, приключений и опасностей заставили человека создать фантастический мир среди реального, где могла бы разыграться его праздная фантазия… (112)
Мечты и воображение – обратная сторона работы, деятельности, труда. Мечты — тайный труд. Никто не знал и никто не видел внутренней жизни Обломова. Все думали, что все, что он может делать, это лежать и, может быть, время от времени есть. Только антипод Обломова «Штольц, хорошо знавший его, мог свидетельствовать о его способностях и о вулканической работе его пылкого ума и нежного сердца». (63)Выслушивая полностью сны Обломова, Штольц называет его поэтом. Штольц умеет распознать художественную природу обломовщины.
Что касается самого Штольца, то он не смеет смеяться над мечтами. Это потому, что он их боится. У него онейрофобия. Он боится себя; он боится, что может стать таким, как его Другой, его друг Обломов. Сны — назовем их сном — могли разрушить его идеал работы, труда. Гончаров говорит, что мечтам нет места в душе Штольца. Но все же Штольц опасается появления фантома Обломова. Штольц — прагматик. Для него онейро-переживание снов, мечтаний, капризов, лени является основным источником опасности.

В. ЛЕНИН, ПРИЗРАК ОБЛОМОВА

Писатель Гончаров умер. Таковы помещики и помещики. Даже Обломова уже нет с нами. Но его призрак жив и здоров. Оно неожиданно появилось даже там, где его меньше всего ждали, — в «энтузиазме» освобожденного социалистического труда.
В отличие от любой формы труда в принципе, этот призрак был явлением не только экономическим, но и политическим. Многие отмечают лень как решающий фактор краха коммунистической системы. Главная проблема коммунизма коренилась в отсутствии необходимого «[классового] ​​сознания», которое могло бы освободить труд от жадности, превратив его в радостную деятельность. Можно сказать, что ленинский проект потерпел неудачу из-за лени и сопротивления рационализации.
В основе ленинского проекта лежала лень.(12) Впервые эту мысль сформулировал поэт, художник и мечтатель Анатолий Перегуд. В 1960-е годы, вместо того чтобы заниматься общественно-созидательным трудом, он начал асфальтировать улицы своего родного города Севастополя с коммунистическим лозунгом «Все силы в борьбе за лучшее будущее!» С диагнозом шизофрения Перегуд был помещен в Крымскую психиатрическую больницу № 1, где продолжил творческую деятельность до конца жизни.
Перегуд утверждал, что Ленин взял свой псевдоним, чтобы продемонстрировать необходимость лени.(13) Только лень может спасти человечество. Коммунизм — это не освобожденный труд, а высвобожденная способность лениться.
Призрак Обломова сразу раскрылся в проекте Коммунизма. Доказательством истинности шизоидеи Перегуда может служить тот факт, что Ленина неоднократно преследовал призрак Обломова. Описывая первые годы советского государства, Ленин отмечает, что «старый Обломов все еще здесь, и нам нужно будет вымыть, почистить, натереть и вычистить его, прежде чем он сможет принести какую-либо реальную пользу».
Призрак Обломова проник в параноидальную машину тесно структурированного, рационализированного, навязчивого времени. Его полезность заключается в том, что он способен посеять сомнения в машине Штольца, которая состоит «сплошь из костей, мускулов и нервов, как английская скаковая лошадь. […] [Штольц] не делал лишних движений. Если он сидел, то сидел неподвижно; если он был активен, то использовал только те жесты, которые были необходимы. […] Казалось, что он контролировал свои радости и печали, как движения рук и ног, и относился к ним, как к погоде». (160) Призрак Обломова — вирус в машине Штольца.
Обломов жив. Но ему нет места в кормушке, направляющейся к Эффективности, Карьерному Продвижению, Успеху или Продуктивности. Его место там, где оказался Анатолий Перегуд: психиатрическая палата. Фуко утверждает, что неспособность работать является первым критерием сумасшествия. Однако бездельник, бездельник, бездельник может найти спасение на обочине параноидальной социальной машины, на территории искусства. Здесь они позволяют вам мечтать и спать. Или, по крайней мере, за искусством сохраняется временное право сломать или бросить параноидально-навязчивую работу машины. Искусство преследует призрак Обломова, который «никогда не поклонится ложным идолам, [чья] душа всегда будет чиста, честна, добра. Его душа чиста, как кристалл; таких, как он, немного, они редки; они подобны жемчужинам среди толпы. Его сердце нельзя подкупить».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *