Отрасли нейропсихологии: Нейропсихология. Предмет, задачи и основные отрасли нейропсихологии.

Нейропсихология. Предмет, задачи и основные отрасли нейропсихологии.

Нейропсихология сформировалась в 30-40 годы 20 вв. Основоположник — А.Р.Лурия.

Нейропсихология — отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

Нейропсихология — изучает мозг и психику, биологическое и социальное (в более широком смысле).

Нейропсихология в настоящее время широкая ветвь знаний, которая делится на ряд отраслей. Современные отрасли нейропсихологии:

  1. клиническая нейропсихология — изучение симптомов, синдромов и диагностика при поражении мозга. Основной материал — больные с локальными поражениями мозга. Также рассматривают и соматических больных.
  2. нейропсихология детского возраста — формирование мозговой организации психических процессов, взаимосвязь развития мозга и психики.
  3. экспериментальная нейропсихология
  4. психофизиологическое направление — изучение мозговой организации психических процессов с помощью физиологических процессов
  5. нейропсихология индивидуальных развитий — нейропсихология нормы (моторная сфера, эмоционально-личностная. ..)
  6. нейропсихология старческого возраста.

Основные теоретические положения отечественной нейропсихологии.

Теоретические основы заложены Лурия, Выготским.

Основная проблема (когда речь идет о мозговой организации) — локализация высших психических функций. Мозг связан с психикой. Мозг — субстрат психической деятельности. Каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.

Существовало 2 исторических точки зрения — в 20-30 годы:

  1. Узкий локализационизм (Брока)
  2. Эквипатенциализм — Шеррингтон — мозг в целом вносит вклад в каждую психическую функцию. Антилокализационизм.

Лурия пересмотрел понятия —

высшая психическая функция — это не некоторая неделимая способность к чему-то — это целая система, состоящая из различных звеньев. ВПФ — еще и опосредованы. Локализация — это понятие было пересмотрено — локализуется не ВПФ в целом, а лишь звенья ПФ. Соотносить эти звенья или факторы не непосредственно с морфологическим субстратом (мозговой тканью), а с теми психическими процессами, которые в мозгу протекают.

Локализовать функцию — значит понять строение этой функции, разбить на звенья, и понять какие физиологические процессы обеспечивают этот фактор, звено. Мозг — не совокупность нервных центров, которые жестко выполняют ту или иную функцию. Мозг работает как единое целое, каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психических функций. Сама локализация не является жестко закрепленной. Например, у человека пулевое ранение в левый висок. Речь нарушена. При специальной работе логопед и нейропсихолог могут восстановить речь. Возможно, не так чисто. Следовательно — локализация изменилась. Локализация является динамической, а не закрепленной.

При поражении правого полушария у детей до 12 лет речь нарушалась, а при поражении левого полушария — речь не нарушалась — следовательно — локализация динамическая.

Лурия предложил структурно-морфологическую модель.

3 блока мозга. Динамическая локализация только внутри блоков.

Структурная модель мозга Лурии.

1-ый блок мозга. Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования. Анатомические структуры первого блока мозга:

  • ствол мозга — ретикулярная формация ствола
  • лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус)
  • диэнцефальные ядра (подкорковые ядра). Стволовые и подкорковые структуры.
  • кора — медиабазальная кора лобных и височных отделов ( в середине между полушариями, базальная база, посередине внизу).

Функции первого блока мозга.

1. основная функция — активация больших полушарий — поддержание определенного уровня бодрствования.

Активация временная — смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация — для поддержания внимания.

2. модально неспецифическая память — эпизодическая, личностная, память на события.

3. обеспечение базальных эмоций — страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных.

4. функция поддержания жизни в организме — витальная функция. Нейрогуморальная регуляция, эндокринная система — на уровне гипофиза, гипоталамуса; регуляция в деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения), регуляция таких функций как дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее…

5. регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости.

6. регуляция мышечного тонуса (для двигательной активности).

2-ый блок мозга. Блок приема, переработки и естественно хранения экстероцептивной информации — извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов — изнутри.

Повреждение органов — работа 2 блока мозга. Проприоцепторы — отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц.

Анатомически во 2 блок мозга входят: конвекситальная (поверхностная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Корковое звено анализаторной системы, висок слуховой системы, затылок зрительной системы, темя кожно-кинестетической системы.

Функция — обработка информации.

Поля второго блока мозга делятся на:

  • первичные
  • вторичные
  • третичные

1. Первичные поля — первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота.

2. Вторичные поля — отвечают за дальнейшую обработку информации: форма, глубина, анализ полученной информации.

При разрушении вторичные полей возникают агнозия, апраксия — нарушение предметности восприятия. Слуховой анализатор во вторичных полях: анализ фонем, звуков.

3. Третичные поля — ассоциативные — отвечают за самый высокий уровень переработки информации.

Функция — синтез информации.

Ассоциативные зоны в верхней теменной коре. Отдельные участки нижней теменной коры. Зона TPO относится также к третичным полям. Это зона перекрытия височной, теменной и затылочной области.

3-ий блок мозга. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Конвекситальная кора лобных долей.

Третичная кора — ассоциативная. одна треть мозга — лобная часть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Именно поэтому возможны ВПФ у человека.

Функции третьего блока мозга — обеспечивает серию движений. Например, письмо. Плавное переключение с одного действия на другое. Целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности.

Моторная кора — прецентральная кора, моторая кора, проекционная кора.

Концепция Лурии — концепция системной динамической локализации ВПФ.

Нейропсихология. Предмет, задачи и основные отрасли нейропсихологии….

Привет, сегодня поговорим про нейропсихология предмет задачи, обещаю рассказать все что знаю.

Для того чтобы лучше понимать что такое нейропсихология предмет задачи, основные отрасли нейропсихологии , настоятельно рекомендую прочитать все из категории Нейропсихология.

Нейропсихология сформировалась в 30-40 годы 20 вв. Основоположник — А.Р.Лурия.

Нейропсихология — отрасль клинической психологии, изучающая мозговые основы психической деятельности, или мозговую организацию психической деятельности.

Нейропсихология — изучает мозг и психику, биологическое и социальное (в более широком смысле).

Нейропсихология в настоящее время широкая ветвь знаний, которая делится на ряд отраслей. Современные отрасли нейропсихологии:

  1. клиническая нейропсихология — изучение симптомов, синдромов и диагностика при поражении мозга. Основной материал — больные с локальными поражениями мозга. Также рассматривают и соматических больных.
  2. нейропсихология детского возраста — формирование мозговой организации психических процессов, взаимосвязь развития мозга и психики.
  3. экспериментальная нейропсихология
  4. психофизиологическое направление — изучение мозговой организации психических процессов с помощью физиологических процессов
  5. нейропсихология индивидуальных развитий — нейропсихология нормы (моторная сфера, эмоционально-личностная…)
  6. нейропсихология старческого возраста.

Основные теоретические положения отечественной нейропсихологии.

Теоретические основы заложены Лурия, Выготским.

Основная проблема (когда речь идет о мозговой организации) — локализация высших психических функций. Мозг связан с психикой. Мозг — субстрат психической деятельности. Каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психической деятельности.

Существовало 2 исторических точки зрения — в 20-30 годы:

  1. Узкий локализационизм (Брока)
  2. Эквипатенциализм — Шеррингтон — мозг в целом вносит вклад в каждую психическую функцию. Антилокализационизм.

Лурия пересмотрел понятия — высшая психическая функция — это не некоторая неделимая способность к чему-то — это целая система, состоящая из различных звеньев.  ВПФ — еще и опосредованы. Локализация — это понятие было пересмотрено — локализуется не ВПФ в целом, а лишь звенья ПФ. Соотносить эти звенья или факторы не непосредственно с морфологическим субстратом (мозговой тканью), а с теми психическими процессами, которые в мозгу протекают.

Локализовать функцию — значит понять строение этой функции, разбить на звенья, и понять какие физиологические процессы обеспечивают этот фактор, звено. Мозг — не совокупность нервных центров, которые жестко выполняют ту или иную функцию. Мозг работает как единое целое, каждая зона мозга вносит свой вклад в осуществление психических функций. Сама локализация не является жестко закрепленной. Например, у человека пулевое ранение в левый висок. Речь нарушена. При специальной работе логопед и нейропсихолог могут восстановить речь. Возможно, не так чисто. Следовательно — локализация изменилась. Локализация является динамической, а не закрепленной.

При поражении правого полушария у детей до 12 лет речь нарушалась, а при поражении левого полушария — речь не нарушалась — следовательно — локализация динамическая.

Лурия предложил структурно-морфологическую модель.

3 блока мозга. Динамическая локализация только внутри блоков.

Структурная модель мозга Лурии.

1-ый блок мозга. Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования.Анатомические структуры первого блока мозга:

  • ствол мозга — ретикулярная формация ствола
  • лимбическая система (таламус, гипофиз, гипоталамус)
  • диэнцефальные ядра (подкорковые ядра) . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Стволовые и подкорковые структуры.
  • кора — медиабазальная кора лобных и височных отделов ( в середине между полушариями, базальная база, посередине внизу).

Функции первого блока мозга.

1. основная функция — активация больших полушарий — поддержание определенного уровня бодрствования.

Активация временная — смена периодов сна и бодрствования, кратковременная активация — для поддержания внимания.

2. модально неспецифическая память — эпизодическая, личностная, память на события.

3. обеспечение базальных эмоций — страх, удовольствие. Отрицательных центров больше, чем положительных.

4. функция поддержания жизни в организме — витальная функция. Нейрогуморальная регуляция, эндокринная система — на уровне гипофиза, гипоталамуса; регуляция в деятельности внутренних органов (сердечно-сосудистные сокращения), регуляция таких функций как дыхание, терморегуляция, иммунитет и прочее…

5. регулятор (инстинктивных) генетически-закрепленных форм поведения. Например, поведение в ситуации стресса, аффекта, половое поведение, регулятор систем зависимости.

6. регуляция мышечного тонуса (для двигательной активности).

2-ый блок мозга. Блок приема, переработки и естественно хранения экстероцептивнойинформации — извне от рецепторов, органов чувств, а также от проприоцепторов — изнутри.

Повреждение органов — работа 2 блока мозга. Проприоцепторы — отвечают за положение частей тела, о состоянии мышц.

Анатомически во 2 блок мозга входят: конвекситальная (поверхностная кора теменной, височной, затылочной областей мозга. Корковое звено анализаторной системы, висок слуховой системы, затылок зрительной системы, темя кожно-кинестетической системы.

Функция — обработка информации.

Поля второго блока мозга делятся на:

  • первичные
  • вторичные
  • третичные

1. Первичные поля — первичная обработка импульсов, которые приходят от анализатора, непосредственно от рецептора. При разрушении первичных полей наступает корковая слепота.

2. Вторичные поля — отвечают за дальнейшую обработку информации: форма, глубина, анализ полученной информации.

При разрушении вторичные полей возникают агнозия, апраксия — нарушение предметности восприятия. Слуховой анализатор во вторичных полях: анализ фонем, звуков.

3. Третичные поля — ассоциативные — отвечают за самый высокий уровень переработки информации.

Функция — синтез информации. Ассоциативные зоны в верхней теменной коре. Отдельные участки нижней теменной коры. Зона TPO относится также к третичным полям. Это зона перекрытия височной, теменной и затылочной области.

3-ий блок мозга. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Конвекситальная кора лобных долей.

Третичная кора — ассоциативная. одна треть мозга — лобная часть. У животных одна шестая или одна десятая часть. Именно поэтому возможны ВПФ у человека.

Функции третьего блока мозга — обеспечивает серию движений. Например, письмо. Плавное переключение с одного действия на другое. Целеполагание, контроль за всеми функциями психической деятельности.

Моторная кора — прецентральная кора, моторая кора, проекционная кора.

Концепция Лурии — концепция системной динамической локализации ВПФ.

 

  Нейропсихология — одна из областей психологического знания — решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом — методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности — теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины. 
   Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии. 
   Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой — накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т. п.). 
   Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры ее изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий. 
   Авторы учебного пособия «Клиническая психология» отдают себе отчет в условности деления этой области психологии на теоретическую и клиническую. Тем не менее, обобщение именно клинического диагностического аспекта применения метода А.Р. Лурии в современных условиях, необходимость его широкого распространения, задачи практической подготовки студентов-психологов к работе в различных областях медицины настоятельно требовали создания подобного методического руководства. В нем не нашли своего отражения два важнейших направления современной нейропсихологии, имеющих самостоятельный практический смысл: нейропсихологическая реабилитация и нейропсихология детского возраста. Стратегия и тактика нейропсихологической реабилитации исчерпывающе разработана и представлена в трудах профессора кафедры нейро- и патопсихологии Л.С. Цветковой и возглавляемого ею коллектива Проблемной лаборатории. Детская нейропсихология — относительно новое направление исследований, плодотворно осуществляемое под руководством доктора психологических наук Э.Г. Симерницкой, ведущего научного сотрудника этой же кафедры, в научном и практическом плане представляет собой большую самостоятельную область нейропсихологии, требующую, на наш взгляд, создания отдельного методического руководства.  
   В заключение хотелось бы подчеркнуть, что новые сферы приложения нейропсихологии и достижения нейропсихологической практики с отчетливой яркостью показывают поистине неисчерпаемые возможности, заложенные в созданной А.Р. Лурией области психологической науки, успехи которой в значительной мере обусловлены ее формированием в тесной связи с практикой и междисциплинарным взаимодействием с общей психологией, неврологией, нейрохирургией, функциональной анатомией, физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией.

Понравилась статья про нейропсихология предмет задачи? Откомментируйте её Надеюсь, что теперь ты понял что такое нейропсихология предмет задачи, основные отрасли нейропсихологии и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Нейропсихология

Нейропсихологическое тестирование | Типы нейропсихологических тестов

X Закрыть

Колумбус

Запишитесь на прием к врачу в Колумбусе.

Расписание онлайн 770-389-8100

Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.

Заполните анкету приема нового пациента

Чтобы увидеть своего провайдера через Telehealth вместо личной встречи, пожалуйста, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.

X Close

Macon

Запишитесь на прием к врачу в Macon.

Расписание онлайн 770-389-8100

Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.

Заполните анкету приема нового пациента

Чтобы увидеть своего поставщика медицинских услуг на приеме по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.

X Закрыть

Саванна

Запишитесь на прием к врачу в Саванне.

Расписание онлайн 912-352-2921

Не знаете, какой провайдер вам подходит? Нажмите кнопку ниже, чтобы ответить на несколько вопросов, и наша команда скоро свяжется с вами.

Заполните анкету приема нового пациента

Чтобы увидеть своего поставщика медицинских услуг на приеме по телефону Telehealth , а не лично, позвоните в свой офис, и мы согласуем это изменение.

X Close

TeleHealth

Запишитесь на прием к одному из наших поставщиков услуг TeleHealth.

Расписание онлайн

X Закрыть

X Закрыть

X Закрыть

Выберите регион

Выберите свой регион для доступа к порталу пациентов:

Атланта Афины Августа Колумбус Мейкон/Уорнер Робинс Саванна

X Близко

Назначить встречу

В настоящее время мы не принимаем новых пациентов Medicaid.
  • Имя*
  • Адрес электронной почты*
  • Номер телефона*
  • Местоположение*

    SETECTER ONEATHENSBROKHAVENCOLUMBUS-BRADLE0003

  • В какое время дня вы хотите, чтобы с вами связались?*

    Выберите OneMorningMid-DayEarly Evening

  • CAPTCHA

Пообщайтесь с нами

Нейропсихология? Введение в нейропсихологию — Учебник по психологии

  • Автор сообщения: