Эксплицитная память — Психологос
01 октября 2022 г., 21:27
Различают две формы долговременной памяти:
- эксплицитная (декларативная) память — сознательное восстановление прошлого, память на факты, события,
- имплицитная (см. Память процедурная), которая проявляется в условных рефлексах, привычках, навыках (моторных, перцептивных, речевых и пр.).
Эксплицитная память — память, функционирование которой можно описать. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее. Когда вы сидите на экзамене и пытаетесь вспомнить материал, усвоенный за последний год, то пользуетесь своей эксплицитной памятью. При использовании имплицитной памяти происходит повторение ранее усвоенной деятельности без какого-либо сознательного усилия. Исследования пациентов, страдающих амнезией, показывают, что они обычно утрачивают эксплицитную память, но их имплицитная память в целом остается нетронутой.
Е. Тульвинг (1972) различает в структуре эксплицитной памяти два вида хранилищ, которые соответствуют делению памяти на семантическую и эпизодическую (в т.
- Виды памяти
Комментарии (0):
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Долговременная память (ВВП)
Долговременная память необходима, когда информацию нужно удерживать или в течение всего нескольких минут (например, замечание в разговоре, сделанное ранее), или на всем протяжении жизни (например, воспоминания взрослого о детстве). В экспериментах с долговременной памятью психологи в общем изучали забывание по истечении нескольких минут, часов или недель, но было очень мало исследований, связанных с периодами длиной в годы и тем более десятилетия. Эксперименты, охватывающие многолетний период,
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Имплицитная память (ВВП)
Существует вид памяти, который проявляет себя в навыках и выражается в совершенном выполнении некоторых перцептивных, моторных или когнитивных задач без сознательного восстановления того опыта, который привел к такому совершенству. Например, по мере тренировки мы можем устойчиво улучшать свою способность к распознаванию слов иностранного языка, но в момент, когда мы распознаем слово и тем самым демонстрируем наш навык, не требуются какие-либо сознательные воспоминания об уроках, приведших к улучшенному знанию. Здесь память выражена имплицитно
0Подробнее01 янв. 2013 г.
Память
Память — способность запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить нужную информацию.
1Подробнее01 окт. 2022 г.
ВВП. Глава 8. Память
Современные психологи выделяют в памяти три главных раздела. Первый из них относится к трем стадиям памяти: кодированию, хранению и воспроизведению. Второй касается разграничения видов памяти для кратковременного или длительного хранения информации. В третий раздел попадают различные виды памяти, которые выделяются в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система памяти — для фактов, другая — для навыков). Для каждого из этих разделов существуют данные, показывающие, что различаемые сущности — скажем, кратковременная и долговременная память — опосредуются (частично) различными мозговыми структурами.
0ПодробнееСодержаниеНет событий
Новые статьи:
- Марк Аврелий, стоик
- Почему я должен идти домой?
- Уважение к детям или неуважение к родителям?
- Дети, у которых есть все, воспитанию не подвержены
- Кого спасать при пожаре: ребенка или мужа?
Популярные статьи:
- Тест Томаса — типы поведения в конфликте
- Мужчины ненавидят слабых женщин
- Мужчины и женщины: почему неравенство?
- Как разговаривать с мужем
- Манипуляции — нравственное увечье или высокое искусство
Хиты недели:
- Ребенок орет, кричит, визжит. .. Что с этим делать?
- Аутогенная тренировка, аутотренинг
- Как вести себя девушке, чтобы выйти замуж
- Жена не хочет секса. Что делать?
- Шлепки по попе
Имплицитная и эксплицитная память
- Details
- Просмотров: 15408
- Предыдущая статья Природа эгоизма и альтруизма
- Следующая статья Зеркальные нейроны, эмпатия и эмоциональное заражение
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными
воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.
Оба раза, когда моя жена была беременна, я часто пел детям старую русскую песню, которую слышал от бабушки. В ней ребенок описывает любовь к жизни и к маме: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».
Я пел ее по-русски и по-английски на последнем триместре беременности супруги, потому что в это время слуховая система плода уже достаточно развита для восприятия звуков сквозь амниотическую жидкость.
Потом, когда детям исполнилась неделя, я провел с каждым из них эксперимент, для чего пригласил коллегу. (Я знаю, что это не было контролируемое исследование, но зато мы повеселились.) Не говоря ему, какую именно песню я пел беременной жене, я спел по очереди три разных.
Не было никаких сомнений: когда дети слышали знакомые мелодию и слова, они открывали глаза шире, становились активнее, и мой коллега легко определил изменения в их уровне внимания.
Так, в мозге детей записалось перцептивное воспоминание. (Сейчас они не разрешают мне петь. Наверное, сквозь плаценту мой голос казался лучше.)Имплицитная память
Мы кодируем имплицитные воспоминания на протяжении всей жизни, и многие исследователи считают, что в первые восемнадцать месяцев мы фиксируем только их. Ребенок кодирует запахи и звуки, связанные с домом и родителями, ощущение голода в животе, упоительный вкус теплого молока, страх громких и злобных голосов и то, как напрягается тело мамы во время визита одного родственника. Имплицитная память зашифровывает впечатления, эмоции и телесные ощущения, включая появляющиеся по мере нашего роста умения ползать, ходить, разговаривать или кататься на велосипеде.
Имплицитная память также использует способность мозга обобщать на основании опыта, и именно таким образом мы создаем ментальные модели на базе повторяющихся событий. Это уже сложнее связывания нейронов, активирующихся одновременно. Наш мозг подытоживает и объединяет похожие события в одну прототипную репрезентацию, называемую схемой.
Наконец, имплицитная память формирует механизм актуализации установки, с помощью которого мозг готовится к определенной реакции. Когда мама приходит домой, сын ожидает, что она его обнимет. Его внутренний мир подготовлен к восприятию жеста, и он начнет тянуть руки вверх, как только услышит звук подъехавшей машины. Когда мы становимся старше, актуализация установки продолжает работать, но уже для более сложного поведения. Если вы научились плавать, то, надевая купальник или плавки, вы автоматически активируете поведенческий репертуар плавания и, прыгнув в бассейн, будете полностью готовы плыть.
Перечисленные шесть сфер имплицитной памяти: восприятие, эмоции, телесные ощущения, поведение, ментальные модели и актуализация — это основные детали мозаики сознания. Они определяют, как прошлое продолжает влиять на нас в настоящем. После получения опыта остаются синаптические связи, формирующие и фильтрующие ощущения в текущий момент. Используя имплицитные элементы из прошлого, мозг — ассоциативный орган и прогнозирующее устройство — постоянно готовит нас к будущему.
Эксплицитная память
Эксплицитная память проявляется на втором году жизни. Хотя в дошкольном возрасте дети имеют довольно яркие воспоминания о своем более раннем возрасте, становясь взрослыми, они помнят довольно мало из того, что происходило раньше пяти или шести лет. (Это явление называют детской амнезией.)
Эксплицитное кодирование зависит от способности концентрировать внимание и интегрировать элементы пережитых событий в фактические или автобиографические репрезентации.
Родители инстинктивно укрепляют данную способность у маленьких детей, прося их рассказать о вчерашнем походе в зоопарк или о том, что они видели на детской площадке утром.
Когда мы извлекаем эксплицитное воспоминание, у нас действительно появляется ощущение, что мы переносим в свое пространство осознанности что-то из прошлого. Ваши внутренние образы связаны одновременно с фактами и самоощущением внутри конкретного эпизода из прошлого.
В течение жизни мы аккумулируем эпизодические воспоминания в более крупные кластеры, укладывая их вдоль временной шкалы. Они называются автобиографической памятью. Благодаря ей вы способны сравнить свой десятый и двадцатый дни рождения и составить связный рассказ о собственной жизни — нарратив.
По мере развития гиппокампа мы можем формировать фактические и эпизодические воспоминания. развивается на протяжении всей жизни, поскольку он продолжает собирать эксплицитные воспоминания, позволяющие нам узнавать себя и окружающий мир.
Влияние стресса
При чрезмерном стрессе выработка гормона кортизола ведет к подавлению развития гиппокампа и его нормальной работы. Согласно ряду еще не опубликованных исследований, дети, которые первые годы жизни провели в приютах, имеют ряд особенностей, связанных с чрезмерным стрессом, обусловленным жесткой, непредсказуемой и иногда пренебрежительной обстановкой в таких учреждениях.
Степень увеличения миндалевидного тела соответствует уровню эмоционального замешательства, испытываемого детьми, когда им показали фотографии людей с негативными выражениями лица. Кроме того, на увеличенное миндалевидное тело указывала сниженная концентрация внимания на глазах при просмотре изображений. Таким образом, механизм стресса работал следующим образом:
стресс от неблагоприятных условий среды — ускоренный рост миндалевидного тела — повышенная эмоциональная реактивность на лица с отрицательными эмоциями и сниженное восприятие черт лица
Предположительно в результате неблагоприятной ситуации у детей возникали трудности с эмоциональной регуляцией, с самоорганизацией в социальной обстановке и с восприятием лиц. Дети, которые росли в семьях, при просмотре фотографий лиц задействовали кортикальные участки (включая кору верхней височной доли и латеральную затылочно-височную извилину, отвечающую за знания и опыт).
А дети из детских домов не задействовали выше расположенные участки. Вместо этого у них происходила стимуляция миндалевидного тела и других подкорковых участков. Следовательно, имплицитная и эксплицитная память опыта обусловлена первыми годами жизни.Дэниел Сигел. Майндсайт: новая наука личной трансформации
- Предыдущая статья Природа эгоизма и альтруизма
- Следующая статья Зеркальные нейроны, эмпатия и эмоциональное заражение
Неявная и явная память: определение и примеры
Ключевые выводы
- Неявная и явная память представляют различные нейронные процессы и различные состояния осознания нашей долговременной памяти.
- Эксплицитная память включает в себя припоминание ранее изученной информации, для получения которой требуются сознательные усилия, в то время как имплицитная память бессознательна и не требует усилий. Эксплицитная память исчезает при отсутствии воспоминаний, в то время как имплицитная память более надежна и может длиться всю жизнь, даже при отсутствии дальнейшей практики.
- Открытие имплицитной и эксплицитной памяти произошло в результате лечения пациента, страдающего амнезией. Как правило, пациенты с амнезией испытывают большие трудности с сохранением эпизодической и семантической информации после начала амнезии.
- В то время как имплицитная память включает перцептивные и эмоциональные бессознательные воспоминания, эксплицитная память включает информацию и переживания, которые мы можем сознательно вспомнить.
- Несмотря на множество исследований и множество исследований, точная природа взаимосвязи между имплицитной памятью и эксплицитной памятью до сих пор остается неясной.
Нашу долговременную память можно принципиально разделить на два различных типа, а именно неявную память и явную память (Squire, 2004).
Следует отметить, что формирование эксплицитных воспоминаний требует нескольких раундов стимуляции, значительных усилий и значительного времени. В качестве альтернативы, обучение и сохранение имплицитных воспоминаний может быть вызвано одним стимулом.
Более того, в то время как имплицитная память зависит от определенных областей мозга, явная память зависит от многокомпонентных мозговых связей, включающих корковые и височные области мозга.
Содержание
Происхождение и развитие
Открытие имплицитной памяти и эксплицитной памяти произошло в результате лечения пациента-невролога Генри Густава Молейсона (Squire, 2009).
Попытка вылечить его эпилепсию с помощью двусторонней медиальной височной лоботомии разрушила части мозга Молисона. Следовательно, он страдал амнезией. Хотя после операции Молисон смог сформировать кратковременную память, его долговременная память была нарушена.
Молисон смог быстро освоить такие навыки, как зрительно-моторная координация. Однако он не мог вспомнить событий из своих прежних дней до операции.
Память на события и знания, полученные до начала амнезии, как правило, остаются неповрежденными, но больные амнезией не могут хранить новые эпизодические или семантические воспоминания.
Другими словами, похоже, что их способность сохранять декларативную информацию нарушена.
Однако их процедурная память практически не пострадала. Они могут вспомнить навыки, которым уже научились (например, езда на велосипеде), и приобрести новые навыки (например, научиться водить машину).
Природа амнезии Молисона позволила ученым понять работу различных систем памяти, а также структуры мозга, управляющие их работой.
В дополнение к случаю Молисона, исследование пациентов, страдающих от различных форм нейродегенерации и травм, также расширило наше понимание имплицитной и эксплицитной памяти (Squire, 2015).
Например, изучение того, как поврежденный гиппокамп пациентов с болезнью Альцгеймера влияет на их способность создавать и сохранять явные воспоминания, вызвало важную дискуссию.
Что такое неявная память?
Имплицитная память, также известная как бессознательная память или автоматическая память, относится к перцептивным и эмоциональным бессознательным воспоминаниям, которые влияют на наше поведение (Dew & Cabeza, 2011).
Влияние имплицитной памяти на наше текущее поведение происходит без нашего сознательного извлечения воспоминаний.
Таким образом, имплицитная память позволяет нашему предыдущему опыту улучшать выполнение различных задач без нашего сознательного и явного осознания такого опыта.
Типы имплицитной памяти
Процедурное обучение
- Процедурная память является частью имплицитной памяти, которая отвечает за знание того, как выполнять определенный тип действия, например чтение, завязывание шнурков и езда на велосипеде.
- Процедурные воспоминания автоматически извлекаются для выполнения процедур, связанных как с когнитивными, так и с двигательными навыками. Это позволяет выполнять задачи без необходимости сознательного контроля или внимания.
- Связь процедурного обучения с мышечной памятью может сделать определенные действия второй натурой (Bullemer, Nissen, & Willingham, 19).89).
Прайминг
- Прайминг — это бессознательная форма имплицитной памяти человека, связанная с перцептивной идентификацией слов и объектов. Прайминг может быть ассоциативным, негативным, позитивным, аффективным, концептуальным, перцептивным, повторяющимся или семантическим.
- Тонкие эффекты, которые охватывает это сложное психологическое явление, могут быть использованы для манипулирования индивидуальным поведением.
Категорийное обучение
- Категорийное обучение предполагает получение концепции для уточнения и категоризации различных объектов посредством группирования (Ell, Shawn; Zilioli, & Monica, 2012). Обучение по категориям позволяет проводить сравнения и указывает на субъективные деления для лучшего понимания.
Перцептивное обучение
- Перцептивное обучение составляет основу когнитивных процессов и взаимодействует с нейронной основой для получения основного эффекта. Перцептивное обучение также улучшает восприятие, позволяя отличать похожие вещи друг от друга.
Эмоциональное обучение
- Эмоциональное обучение, включающее автобиографические воспоминания, переплетенные с эмоциями, относится к влиянию эмоций на человека.
Примеры имплицитной памяти
Некоторые примеры имплицитной памяти включают умение играть на пианино, ездить на велосипеде; завязать обувь и другие двигательные навыки. Эти навыки включают в себя процедурные знания, которые включают в себя «знание того, как» что-то делать.
Другие примеры неявной памяти могут включать:
- Знать, как приготовить завтрак.
- Умение играть на музыкальном инструменте.
- Навигация по знакомой области, такой как ваш дом или район.
Навыки, использующие имплицитную память, не включают сознательное мышление (т. е. они бессознательны и автоматически). Например, мы чистим зубы, практически не осознавая, какие навыки нам нужны.
Связанные структуры мозга
Считается, что в функционировании имплицитной памяти участвуют мозжечок и базальные ганглии (Dew & Cabeza, 2011). Мозжечок, необходимый для процедурных воспоминаний, расположен в основании головного мозга.
Хотя мозжечок не инициирует действия, он получает и координирует сигналы от спинного мозга, головного мозга и сенсорных систем для выполнения двигательных движений. и Кабеза, 2011). Мозжечок, необходимый для процедурных воспоминаний, расположен в основании головного мозга.
Мозжечок, формирующий задний мозг, в первую очередь отвечает за развитие навыков, а также за некоторые когнитивные задачи, такие как внимание и речь (13.2 Центральная нервная система — анатомия и физиология, 2013). и Кабеза, 2011). Мозжечок, необходимый для процедурных воспоминаний, расположен в основании головного мозга.
С другой стороны, базальные ганглии, участвующие в выборе действий, необходимы для плавного управления последовательными движениями (Ullman, 2004).
Ответственные за такие процессы, как формирование привычек и регуляция эмоций, базальные ганглии состоят из пары структур глубоко внутри мозга. и Кабеза, 2011). Мозжечок, необходимый для процедурных воспоминаний, расположен в основании головного мозга.
Конституция базальных ганглиев объясняет, почему имплицитная память включает в себя подсознательно управляемое сенсомоторное поведение, о котором мы обычно не подозреваем.
Что такое явная память?
Эксплицитная память, также известная как декларативная память, относится к воспоминаниям, связанным с личным опытом, а также фактической информацией, которую мы можем сознательно извлечь и намеренно сформулировать (Dew & Cabeza, 2011).
Воспроизведение информации из эксплицитной памяти требует определенной степени сознательного усилия – информация сознательно доводится до сознания и «декларируется».
Например, декларативное знание включает в себя «знание того, что» Лондон — столица Англии, зебры — животные, дата дня рождения вашей мамы и т. д. (Cohen & Squire, 1980).
Типы эксплицитной памяти
Семантическая память
- Семантическая память — это часть долговременной памяти, отвечающая за хранение информации об окружающем мире. Сюда входят знания о значении слов, а также общие знания.
- Например, Лондон — столица Англии. Он включает в себя сознательное мышление и является декларативным.
Эпизодическая память
- Автобиографическая память включает в себя различные эпизоды из прошлого, собранные из нашей личной истории на основе определенного времени, места, объекта или человека. Автобиографические воспоминания часто сочетают в себе эпизодические и смысловые воспоминания.
Эпизодическая память
- Эпизодическая память — это тип долговременной памяти, отвечающий за хранение информации о событиях (то есть эпизодах), которые мы испытали в своей жизни.
- Эпизодические воспоминания связаны с сознательным мышлением и могут быть объявлены явно. Примером может служить воспоминание о нашем первом дне в школе.
Пространственная память
- Пространственная память имеет решающее значение для формирования когнитивных карт. Он включает в себя запись фактов, касающихся пространственного расположения человека. Благодаря пространственной памяти мы легко находим дорогу в знакомых городах.
Примеры эксплицитной памяти
Знание, которое мы храним в семантической и эпизодической памяти, сосредоточено на «знании того, что» нечто имеет место (т. е. декларативное). Например, у нас может быть семантическая память на знание того, что Париж — столица Франции, и у нас может быть эпизодическая память на знание того, что мы сегодня сели на автобус до колледжа.
Другие примеры явной памяти могут включать:
- Воспоминание о пунктах списка дел.
- Запоминание дат различных событий для экзамена по истории.
- Запоминание времени визита к врачу.
Связанные структуры мозга
Эксплицитная память управляется связью между префронтальной корой, миндалевидным телом и гиппокампом (Dew & Cabeza, 2011).
Считается, что префронтальная кора необходима для хранения и извлечения долговременных воспоминаний, включающих информацию и факты (13.2 Центральная нервная система — анатомия и физиология, 2013).
Гиппокамп, расположенный глубоко в височной доле мозга, необходим для пространственного восприятия и навигации, а также для консолидации информации из кратковременной в долговременную память (Squire, 2015).
Гиппокамп не связан с имплицитной памятью. Миндалевидное тело, отвечающее за эмоциональное обучение, расположено рядом с гиппокампом.
В то время как запоминание и припоминание событий зависят от функции гиппокампа, декларативные функции внутри медиальной височной доли мозга консолидируются в височной коре (Squire, 2009).).
Взаимосвязь между двумя системами памяти
Хотя недавние данные свидетельствуют о значительном влиянии прайминга имплицитной памяти на припоминание фактов эксплицитной памятью, считается, что две системы памяти работают независимо с принципиально разными правилами работы (Squire, 2004).
Исследование пациентов с амнезией подразумевает разделение имплицитной и эксплицитной памяти. Например, в одном случае некоторые пациенты с амнезией и серьезно нарушенной долговременной вербальной памятью не продемонстрировали никаких трудностей при освоении определенной головоломки, даже если они не могли вспомнить, что видели такую же головоломку раньше (Brooks & Baddeley, 19).76).
В то время как повреждение гиппокампа может объяснить потерю явной памяти, потеря их способности к сознательному запоминанию, по-видимому, по-прежнему оставляет нетронутыми различные остаточные способности к обучению.
Несмотря на это очевидное разделение, имплицитная и явная память, по-видимому, работают параллельно, формируя наше поведение (Squire, 2015).
На взаимосвязь между двумя системами памяти также может влиять хроническое употребление наркотиков, старение и стресс. Однако, несмотря на многочисленные исследования и большое количество исследований, точная природа этой взаимосвязи все еще остается неясной (Dew & Cabeza, 2011).
Следовательно, еще предстоит выяснить, взаимодействуют ли две системы памяти или конкурируют друг с другом.
Список литературы
13.2 Центральная нервная система – анатомия и физиология. (2013, 6 марта). Opentextbc.Ca. https://opentextbc.ca/anatomyandphysiology/chapter/13-2-the-central-nervous-system/
Брукс, Д.Н.; Баддели, AD (1976). Чему могут научиться больные амнезией. Нейропсихология, 14 (1), 111–129. дои: 10.1016/0028-3932(76)-9
Буллемер, П.; Ниссен, М.Дж.; Уиллингем, Д.Б. (1989). О развитии процедурных знаний. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 15 (6): 1047–1060. дои: 10.1037/0278-7393.15.6.1047.
Коэн, Нью-Джерси, и Сквайр, Л.Р. (1980). Сохранение обучения и сохранение навыков анализа паттернов при амнезии: диссоциация знания «как» и знания «что». Наука , 210, 207–209.
Дью, И. Т. З., и Кабеса, Р. (2011). Проницаемые границы между явной и неявной памятью: поведенческие и нейронные свидетельства. Анналы Нью-Йоркской академии наук , 1224(1), 174–190. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2010.05946.x
Элл, Шон; Зилиоли, Моника (2012), Категориальное обучение, в Seel, Norbert M. (ed.), Энциклопедия наук об обучении , Springer US, стр. 509–512, doi: 10.1007/978-1-4419-1428 -6_98, ISBN 978-1-4419-1428-6
Сквайр, Л.Р. (2004). Системы памяти мозга: краткая история и современные перспективы. Нейробиология обучения и памяти . 82(3), 171–177. CiteSeerX 10.1.1.319.8326. doi: 10.1016/j.nlm.2004.06.005. PMID 15464402.
Squire, LR (2009). Наследие пациента Х.М. для неврологии. Нейрон, 61 , 6–9. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2008.12.023
Сквайр, Л. Р., и Деде, А. Дж. О. (2015). Сознательная и бессознательная системы памяти. Перспективы Колд-Спринг-Харбор в медицине, 5 (1). https://doi.org/10.1101/cshperspect.a021667
Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (ред. ), Организация памяти , (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Ульман, М.Т. (2004 г.). Вклад схем памяти в язык: декларативная/процедурная модель. Познание, 92 (1–2), 231–70. doi: 10.1016/j.cognition.2003.10.008. PMID 15037131. S2CID 14611894.
Физиология, явная память — StatPearls
Введение
Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию или данные, когда они необходимы. Без памяти невозможно заниматься повседневными делами, строить отношения, учиться и развиваться в жизни. То есть память представляет нашу идентичность.
Согласно многоуровневой модели памяти (также известной как модальная модель), предложенной Аткинсоном и Шиффрином в 1968 году, память состоит из трех хранилищ: сенсорного регистра, кратковременной памяти (СТМ) и долговременной памяти ( ЛТМ). STM — это способность хранить информацию и управлять ею в течение короткого времени[1], в то время как LTM относится к хранению информации в течение длительного периода времени. STM, также называемая краткосрочной памятью или первичной или активной памятью, указывает на различные системы памяти, участвующие в сохранении фрагментов информации (фрагментов памяти) в течение относительно короткого времени (обычно до 30 секунд). Напротив, LTM может хранить неопределенное количество информации в течение неопределенного времени.
Основываясь на исследованиях когнитивной психологии, с конца шестидесятых годов прошлого века исследователи предложили разделить LTM на два основных подмножества LTM, e явная память и имплицитная память .[2] Эксплицитная память также называется как декларативная память, поскольку она может быть выражена намеренно с помощью языка и других способов общения. В 1972 году эстонский ученый Эндель Тульвинг предложил различать два типа эксплицитной памяти, эпизодическую и семантическую память, и проиллюстрировал принципы этих систем памяти в книге под названием «Организация памяти» (Нью-Йорк, Academic Press, 19).72). Хотя на протяжении многих лет Тульвинг модифицировал конструкцию семантической и эпизодической памяти, этот нозографический подход к таксономии памяти остается ключевой концепцией современной когнитивной нейронауки. Семантическая память представляет собой сознательную и интенциональную память понятий и значений, тогда как эпизодическая память представляет собой сознательное воспоминание эпизода, последовательности событий, которые его характеризовали, и его пространственно-временного положения. Другими словами, эксплицитная память связана со способностью сознательно запоминать общие понятия, идеи и события, которые произошли в жизни человека. В эксплицитной памяти эпизодическая память имеет автобиографическую отсылку к лично пережитым событиям (контекстно-зависимая), тогда как семантическая оторвана от автобиографической отсылки и не может быть определена с точки зрения ее контекстно-зависимой. Следует отметить, что как к эпизодической, так и к семантической памяти можно обращаться непреднамеренно, и невозможно провести строгое различие между двумя системами эксплицитной памяти. Вероятно, эти две формы памяти очень интерактивны и имеют общие функциональные свойства и нейронные основы.
С другой стороны, имплицитная память не требует для извлечения сознательного вмешательства. То есть его восстановление происходит не в виде воспоминаний, а посредством действий или автоматизмов, «умений». Она, в свою очередь, представляет наши способности (например, плавание, езда на велосипеде, вождение автомобиля) и поэтому называется процедурной памятью.
Подводя итог, LTM можно разделить на два подмножества:
Хотя модальная модель представляет собой прекрасную основу для понимания модальностей памяти, она, по-видимому, приводит к чрезмерному упрощению материи и подвергается критике за то, что является пассивной и линейной моделью. На основе широкого круга исследований, проведенных по этому вопросу, было предложено несколько альтернативных моделей памяти. Скорее всего, модель, которая могла бы детально объяснить работу памяти, еще не предложена. Поэтому разумно полагать, что различные модели и теории должны быть интегрированы. В этом контексте рабочая модель памяти, предложенная Баддели и Хитчем в 1974, предлагает объяснение того, как работает STM.[3] STM, действительно, представляет собой нечто большее, чем одно простое унитарное хранилище, и включает в себя различные компоненты, такие как центральный исполнительный элемент и зрительно-пространственные компоненты. В этом сложном сценарии рабочая память (WM) представляет собой способность временно хранить данные и управлять ими для обслуживания текущих задач через многокомпонентную систему. То есть WK представляет собой систему обработки информации, позволяющую хранить информацию в наборах LTM посредством STM.[1]
Развитие
В целом, эксплицитная память продолжает развиваться на протяжении многих лет, включая быстрые изменения в течение первых двух лет жизни, пока человек не достигнет 60 лет, после чего эксплицитная память начинает постепенно уменьшаться. разных возрастных групп, взрослых, детей и младенцев обусловлено несколькими причинами. Первая причина, медиальная височная доля формируется и созревает до рождения, за исключением гиппокампа, точнее за исключением зубчатой извилины, которая продолжает развиваться до 11-месячного возраста. Вторая причина – быстрая миелинизация, которая происходит в течение первого года жизни. Последняя причина заключается в том, что связи между медиальной височной долей и областями коры, такими как префронтальная кора, хорошо установлены в возрасте от 10 до 18 лет.
Механизм
Доказательства функционирования памяти (центры, сети, механизмы) были получены при изучении клинических случаев, в которых анатомические изменения из-за травмы или хирургического вмешательства привели к дефициту памяти различной степени. Самым известным клиническим случаем стал американец Генри Густав Молейсон, более известный как пациент Х.М., наиболее изученный человек в истории неврологии и главный герой «живого эксперимента» как минимум в сотне научных публикаций. Амнезия Г. М. была следствием вмешательства, проведенного для лечения фармакорезистентной эпилепсии, которое состояло из двусторонней лоботомии медиальной височной коры, расширенной на несколько сантиметров внутрь мозга и включающей часть миндалевидного тела, энторинальную кору и хороший часть гиппокампа. После вмешательства у больного появились признаки очень тяжелой формы амнезии. Фактически, его память была неповрежденной в отношении событий, предшествовавших операции, но она больше не могла формировать новые LTM. Однако многие другие когнитивные способности остались нетронутыми. Процедурная память также не была нарушена, как показал H.M. был в состоянии научиться выполнять новые задачи, даже если он не мог вербализовать то, что он узнал. Неудачный случай Х.М., который сохранил тяжелый дефицит памяти на всю жизнь, позволил впервые подчеркнуть, что недекларативная память основана на нейронных цепях, отличных от нейронов медиальной височной доли, и, прежде всего, не требует сознательных процессов памяти. [7]
Семантическая память
Семантическая контрольная сеть представляет собой систему связи между различными областями мозга, которая в конечном итоге работает для хранения, извлечения или присвоения значения словам, событиям и т. д. [8] Недавняя модель предлагает создание семантической обработки после За прошедшие годы был собран широкий спектр нейровизуализационных и патологических данных, которые определили, какие области мозга включены в эту сеть. Семантическая обработка начинается с так называемых представлений, специфичных для модели, что означает анализ и обработку отдельной информации в ее отдельной области. Например, звук и внешний вид клавиатуры выражаются в разных областях, если вы слышите музыку фортепиано, звук будет передаваться и интерпретироваться в слуховых областях, например, в первичной слуховой коре. Что касается внешнего вида клавиатуры, то она будет представлена в зрительных областях, таких как первичная зрительная кора. После этого шага эти различные входные данные будут переданы в более высокие зоны конвергенции, которыми являются нижняя теменная доля, латеральная и вентральная височная доля. Полученные входные данные в предыдущих областях будут храниться и организовываться одновременно или по отдельности в зависимости от сходства и различия информации. В примере с клавиатурой два входа будут присоединены и сохранены вместе. Эти зоны позволяют мозгу эффективно манипулировать любыми сохраненными концепциями, создавать новые идеи или мысли и классифицировать их по определенным группам. Другой важной областью семантической обработки является префронтальная кора, которая помогает регулировать и выбирать содержимое семантической памяти, что означает, что она способна вызывать и запоминать только релевантные факты или идеи, связанные с этим понятием. [9]]
Эпизодическая память
Эпизодическая память — это способность сознательно вспоминать или переживать конкретное событие, которое произошло в жизни человека, и отличается от семантической памяти тем, что вы можете вспомнить точное время и место, в котором произошло событие, или вы получили эту информацию. .[8] В целом эпизодическая память возникает благодаря обширным связям между неокортексом, парагиппокампальными областями и гиппокампом (ГПК), и ГПК считается наиболее важной структурой в формировании эпизодической памяти. памяти активируются одновременно и не во всех задачах. Вместо этого эти области образуют так называемые союзы, специфичные для процесса, временную ассоциацию между определенными областями, которые контролируются ежеминутным спросом. кора, миндалина, передняя височная кора. В зависимости от содержания сигнала связь неокортекса с гиппокампом разделяется на два отдела, первый отдел — задний неокортекс с задним гиппокампом, который связан с содержанием пространственно-временной памяти. Второй отдел — это передняя неокортекс с передним гиппокампом, и он связан с эмоциональной, семантической и схематической частью памяти. Входные данные, получаемые неокортексом, имеют разные пути, в зависимости от содержания сигнала. Информация, несущая пространственное содержание, передается в парагиппокампальную кору. С другой стороны, непространственные входы передаются в околоносовую кору. Следуя предыдущим шагам, пространственная и непространственная информация перемещается в медиальную и латеральную энторинальную кору соответственно. Наконец, пространственная и непространственная информация отправляется в передний HPC и задний HPC соответственно. Пока HPC получает эту информацию отдельно, они начинают сходиться внутри HPC.[11][12]
Клиническое значение
Различные патологические процессы могут нарушать функционирование эксплицитной памяти в ее компонентах.
Болезнь Альцгеймера (БА)
Деменция — это приобретенное прогрессирующее когнитивное нарушение, влияющее на повседневную активность, и единственной основной причиной деменции является болезнь Альцгеймера (БА), на которую приходится от 50 до 75 % всех случаев деменции. В большинстве случаев AD проявляется спорадически и, по-видимому, является результатом сложного взаимодействия между экологическими и генетическими факторами. Двумя основными признаками, характеризующими AD, являются наличие амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков. Амилоидные бляшки представляют собой аномально свернутые белки АВ, которые накапливаются внеклеточно; с другой стороны, и нейрофибриллярные клубки представляют собой парные спиральные нити, которые содержат гиперфосфорилированный тау. Большинство пациентов с БА жалуются на постепенное прогрессирующее ухудшение эксплицитной памяти, и они также могут испытывать изменения поведения, инвалидность, галлюцинации и даже судороги. Ожидаемая смерть пациентов с атопическим дерматитом наступает через 8,5 лет после первого проявления [13]. В настоящее время не существует схемы лечения БА, а доступное лечение направлено только на устранение симптомов и улучшение качества жизни по мере прогрессирования заболевания. Финансовая и домашняя поддержка являются обязательными для этих пациентов, поскольку они становятся более зависимыми и малоподвижными по мере прогрессирования заболевания. Ингибиторы ацетилхолинэстеразы являются основным методом лечения симптоматических пациентов; кроме того, мемантин является альтернативным лечением для пациентов средней и тяжелой степени [14].
Транзиторная глобальная амнезия (ТГА)
Транзиторная глобальная амнезия (ТГА) представляет собой клинический синдром, характеризующийся внезапным началом временной антероградной амнезии, продолжающейся не более 24 часов, без какого-либо другого неврологического дефицита. TGA поражает людей среднего и пожилого возраста, встречаясь от 3,4 до 10,4 на 100 000 человек. Причина и механизм ТГА до сих пор неясны, но некоторые исследования предполагают несостоятельность клапана яремной вены как потенциальный механизм.
ТГА — это клинический диагноз, полагающийся только на подробный анамнез и физикальное обследование. Пациентов с ТГА часто приводит кто-то, кто был свидетелем события, потому что пациенты с ТГА не знают о своей проблеме. При физикальном обследовании пациенты с ТГА имеют нормальные сенсорные, двигательные и когнитивные способности, за исключением способности запоминать новую информацию. Другие диагностические тесты, такие как ЭЭГ и визуализация, обычно не проводятся, если не подозревается альтернативный диагноз, такой как эпилепсия или транзиторная ишемическая атака (ТИА).
Специального лечения ТГА не существует, так как этот синдром является самокупирующимся и временным. В целом рецидивирующая ТГА встречается относительно редко, хотя может возникать в течение многих лет. Пациенты с ТГА не имеют повышенного долгосрочного риска цереброваскулярных событий [15].
Контрольные вопросы
Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Каталожные номера
- 1.
Cascella M, Al Khalili Y. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 21 июля 2022 г. Нарушение кратковременной памяти. [PubMed: 31424720]
- 2.
Renoult L, Rugg MD. Исторический взгляд на эпизодически-семантическое различие Энделя Тульвинга. Нейропсихология. 2020 02 марта; 139:107366. [PubMed: 32007511]
- 3.
Baddeley AD, Hitch GJ, Allen RJ. От кратковременного хранилища к многокомпонентной рабочей памяти: роль модальной модели. Мем Когнит. 2019Май; 47 (4): 575-588. [PubMed: 30478520]
- 4.
Ричмонд Дж., Нельсон, Калифорния. Учет изменений в декларативной памяти: точка зрения когнитивной нейробиологии. Dev Rev. 2007 Sep; 27 (3): 349-373. [Бесплатная статья PMC: PMC2094108] [PubMed: 18769510]
- 5.
Риггинс Т., Роллинз Л. Различия в развитии памяти в раннем детстве: понимание потенциалов, связанных с событиями. Детский Дев. 2015 май-июнь;86(3):889-902. [Бесплатная статья PMC: PMC4428939] [PubMed: 25677124]
- 6.
Ward EV, Berry CJ, Shanks DR. Влияние возраста на явную и имплицитную память. Фронт Псих. 2013;4:639. [Бесплатная статья PMC: PMC3779811] [PubMed: 24065942]
- 7.
Clark RE. Текущие темы, касающиеся функции системы памяти медиальной височной доли. Curr Top Behav Neurosci. 2018;37:13-42. [PubMed: 29589322]
- 8.
Джавабри К. Х., Шарма С. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 28 апреля 2022 г. Физиология, функции коры головного мозга. [В паблике: 30860731]
- 9.
Биндер Дж.Р., Десаи Р.Х. Нейробиология семантической памяти. Тенденции Cogn Sci. 2011 ноябрь;15(11):527-36. [Бесплатная статья PMC: PMC3350748] [PubMed: 22001867]
- 10.
Кабеза Р., Стэнли М.Л., Москович М. Альянсы, специфичные для процессов (PSA) в когнитивной нейронауке. Тенденции Cogn Sci. 2018 ноябрь;22(11):996-1010. [Бесплатная статья PMC: PMC6657801] [PubMed: 30224232]
- 11.
Москович М., Кабеза Р., Винокур Г., Надель Л. Эпизодическая память и не только: гиппокамп и неокортекс в трансформации. Анну Рев Психол. 2016;67:105-34. [Бесплатная статья PMC: PMC5060006] [PubMed: 26726963]
- 12.
Дикерсон до н. э., Эйхенбаум Х. Система эпизодической памяти: нейросхемы и расстройства. Нейропсихофармакология. 2010 Январь; 35 (1): 86-104. [Бесплатная статья PMC: PMC2882963] [PubMed: 19776728]
- 13.
Cascella M, Bimonte S, Barbieri A, Del Vecchio V, Muzio MR, Vitale A, Benincasa G, Ferriello AB, Azzariti A, Ar Ра C , Куомо А. Анализ потенциальной роли Nigella sativa и входящего в его состав тимохинона в профилактике и развитии болезни Альцгеймера. Front Aging Neurosci. 2018;10:16. [Бесплатная статья PMC: PMC5811465] [PubMed: 29479315]
- 14.
Lane CA, Hardy J, Schott JM. Болезнь Альцгеймера. Евр Дж Нейрол. 2018 янв; 25(1):59-70. [PubMed: 28872215]
- 15.
Arena JE, Rabinstein AA. Транзиторная глобальная амнезия. Мэйо Клин Proc. 2015 г., февраль; 90 (2): 264–72. [PubMed: 25659242]
Раскрытие информации: Халид Джавабри заявляет об отсутствии соответствующих финансовых отношений с неправомочными компаниями.