Психология памяти.
Память – одна из важнейших процессов психики. Любая форма психической деятельности опирается на память.
Память – психический процесс, включающий в себя процессы: запоминание, сохранение, последующее воспроизведение человеком его опыта, а также забывание.
Человек способен удержать в памяти не только то, что он ощущал, и воспринимал, но и то, что он думал, переживал и делал. Память человека тесно связана с ощущениями и восприятием, с вниманием, мышлением, эмоциями и чувствами.
Память избирательна. В ней сохраняется не все, что прошло через сознание человека или воздействовало на мозг, а то, что связано с его потребностями, интересами, деятельностью. Память – как и другие психич. процессы, это субъективное отражение объективного мира. Значит, особенности и установки личности человека и его деятельность влияют на содержание, полноту и прочность его памяти.
Запоминание–процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание избирательно: в памяти сохраняется не все, что воздействует на органы чувств. Доказано, что всякое запоминание есть закономерный продукт действия субъекта с объектом.
Процесс запоминания протекает в трех формах:
— запечатление, — непроизвольное запоминание, — произвольное запомин.
Запечатление – прочное и точное сохранение в КП и ДП памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления возникают эйдетические образы. Феномен эйдетизма в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать ответ о ее деталях, это возможно тогда, когда образ виденного сохраняется в сознании целиком. Это часто встречается у детей.
Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Так, с года ребенок запоминает слова языка, находясь в определенной языковой среде. Непроизвольному запоминанию способствует сильное чувство (радость, страх, отвращение…). Этот способ запоминания имеет определенное, положительное значение, на нем построена память в начальном периоде усвоения знаний. Непроизвольное запоминание является продуктом и условием осуществления познавательных и практических действий.
Произвольное запоминание – продукт специальных мнемических действий, т.е. действий, целью которых будет само запоминание. Оно возникло в трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности. Характерной чертой произвольного запоминания является волевой акт и обязательное присутствие мотива, решающей задачи.
Сохранение –более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две формы:
— собственно сохранение и — забывание.
Различают два вида сохранения материала в памяти:
1) кратковременный и 2) долговременный.
Кратковременная память – непосредственное запечатление совокупности объектов при однократном восприятии ситуации, фиксация объектов, попавших в поле восприятия. В кратковременной памяти информация хранится от нескольких секунд до нескольких часов (1-2 суток). Объем – 5-6 предметов. В условиях КП продуктивными являются задачи, для решения которых могут быть использованы автоматизированные способы действия.
Долговременная память – запоминание и сохранение информации, имеющей большее значение, на длительный срок содержания. Объем ДП зависит от важности для человека информации. ДП хранится многие месяцы и годы. КП – имеет тактическое значение, а ДП – стратегическое.
Информация, использованная в деятельности, или исчезает из памяти или из КП переходит в ДП.
В качестве промежуточного звена между КП и ДП существует оперативная память – обслуживающая текущие действия человека.Из ДП извлекается информация, необходимая для обслуживания соответствующей деятельности.
Забывание – процесс памяти, связанный со стиранием из памяти событий, которые не важны для человека, не повторяются, не воспроизводятся человеком в его деятельности. То, что не включается в деятельность, не повторяется – забывается. Забывание полезно и связано с формированием опыта личности.
Включение в деятельность – средство связи материала с потребностями человека, следовательно, борьба с забыванием. Нужно систематически повторять то, что было сохранено в памяти. Повторять материал необходимо спустя небольшое время после его восприятия, например, вечером прочитать записанную утром лекцию. Забывание также имеет избирательный характер.Значимый материал, связанный с деятельностью, забывается медленно. А то, что имело жизненное значение, совсем не забывается.Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности.
Сохраняемое в ДП не стирается, а становится несосознанным. Сохранение — процесс не пассивный, а динамический. Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они ассоциируются, уточняются и дифференцируются. Сохраняемый в сознании опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится лишь то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.
Воспроизведение – процесс памяти, воссоздание в деятельности и общении сохраненного в ДП материала и перевода его в оперативную.
Существует 3 уровня воспроизведения:
— узнавание, — собственно воспроизведение, — припоминание.
Узнавание– это воспроизведение какого-то объекта в условиях повторного восприятия. Оно имеет большое значение в жизни. Без него мы каждый раз воспринимали бы вещи как новые, а не как уже знакомые. Без узнавания невозможно осмысленное восприятие:узнать – значит включить воспринятое в систему наших знаний, нашего опыта.Узнавание сопровождается особым эмоциональным переживанием – чувством знакомости: «уже слышал, видел, пробовал». Узнать легче, чем воспроизвести в отсутствии оригинала. Каждому приходилось испытывать странное переживание: ты приезжаешь в заведомо новый для тебя город или оказываешься в новой ситуации, а кажется, что все это уже было. Мнимое узнавание называется«дежа вю»(в переводе с фр. «уже видел»). Здесь нас подводят ассоциации – похоже только кое-что, а кажется, все повторилось.
Если узнавание полное, определенное, оно осуществляется непроизвольно(без усилий) – незаметно для себя мы узнаем в процессе восприятия вещи, предметы, которые ранее воспринимали. Но если узнавание неполное и поэтому неопределенное, когда , например, увидев человека, мы переживаем «чувство знакомого», но не можем отождествлять его с тем, которого знали ранее или мы узнаем человека, но не можем вспомнить условия, в которых мы воспринимали человека, то в этих случаях узнавание являетсяпроизвольным.Опираясь на восприятие объекта, мы намеренное стараемся вспомнить различные обстоятельства, чтобы уточнить его узнавание. В этом случае узнавание переходит в воспроизведение.
Собственно воспроизведение – осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится. Оно вызывается содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Это
Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивными задачами, которые человек ставит перед собой. Когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда не удается вспомнить то, что необходимо, тогда приходится делать активные поиски, преодолевая трудности. Такое воспроизведение называется припоминанием.
Припоминание – воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание характеризуется активными поисками в лабиринтах памяти нужной информации, это определенная умственная работа, труд. Требуется волевое усилие. Припоминание также, как и запоминание, избирательно. Хорошо осознанная и точно сформулированная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные ассоциации. Рекомендуется два приема:
ассоциирование и опора на узнавание. Опора на узнавание – название возможных вариантов цифр, слов, фактов, которые могут быть узаны и припомнены.
Все три уровня воспроизведения вплетены друг в друга и взаимодействуют в мнемической деятельности.
Ассоциирование– связи между отдельными звеньями воспринятого в жизни, играют большую роль в запоминании и припоминании.
Виды памяти:
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяют память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
по характеру целей деятельности: произвольную и непроизвольную;
по продолжительности закрепления и сохранения материала: КП, ДП и оперативную.
Двигательная (моторная)– запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования навыков письма, ходьбы, танцев, трудовых навыков.
Эмоциональная память– на чувства, заключается в запоминании, воспроизведении и узнавании эмоций и чувств. Лежит в основе формирования привычек. Пережитые и сохраненные в памяти чувства могут побуждать к действию или тормозить. Способность сочувствовать другому человеку основана на эмоциональной памяти.
Образная память– зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
Словесно-логическая (смысловая) – заключается в запоминании и воспроизведении мыслей. Т.к. мысли не существуют без языка, то и память на них смысловая.
Определение памяти
Определение
Память — способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка) , эмоциональная или аффективная (память «чувств») , образная и словесно-логическая.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Сущность процесса
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Классификация
По времени хранении память подразделяют:
Мгновенная | 0,1 — 0,5 с | — удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память — образа). |
Кратковременная | до 20 с | — представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание. |
Оперативная | до нескольких дней | — хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком. |
Долговременная | Неогран. | — хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. |
Генетическая | — информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. | |
Зрительная | — сохранение и воспроизведение зрительных образов. | |
Слуховая | — запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. | |
Двигательная | — запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. | |
Эмоциональная | — память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. | |
Осязательная, обонятельная, вкусовая … | — удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. |
По характеру участия воли в процессах:
Непроизвольное запоминание | — происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. |
Произвольное запоминание | — процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. |
Развитие процесса
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности.
И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
См. также
Память
- Актуализация
- Амнезия детства
- Ассоциации как способ запоминания
- Вербальная память
- Виды памяти
- Виды памяти и их особенности
- Влияние впечатлений и эмоций на память
- Воспроизведение
- Вспышки памяти
- Долговременная память
- … и другое
памяти | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию. Это запись опыта, который направляет будущие действия.
Память включает в себя факты и детали переживаний, которые люди сознательно вызывают в памяти, а также укоренившиеся знания, которые всплывают на поверхность без усилий или даже осознания. Это одновременно и краткосрочное хранилище информации, и более постоянная запись того, что вы узнали. Типы памяти, описанные учеными, включают эпизодическую память, семантическую память, процедурную память, рабочую память, сенсорную память и проспективную память.
У каждого вида памяти есть свое применение — от ярких воспоминаний эпизодической памяти до функционального ноу-хау процедурной памяти. Тем не менее, есть общие черты в том, как работает память в целом, и в ключевых структурах мозга, таких как гиппокамп, которые являются неотъемлемой частью разных видов памяти.
В дополнение к роли памяти, позволяющей людям понимать, ориентироваться и делать прогнозы о мире, личные воспоминания обеспечивают основу для богатого ощущения себя и своей жизни и вызывают такие переживания, как ностальгия.
Чтобы узнать больше, см. Типы памяти , Как работает память и Личные воспоминания и ностальгия .
Забывчивость и проблемы с памятью
Потеря памяти — неизбежная обратная сторона человеческой способности запоминать. Забывание, конечно, нормально и случается каждый день: мозг просто не может хранить постоянную запись всего, что человек переживает и узнает. А с возрастом типично некоторое ухудшение памяти. Существуют стратегии, позволяющие справиться с такой потерей, например, использование вспомогательных средств для запоминания, таких как календари и заметки-напоминания, или рутинное размещение предметов, которые могут быть потеряны.
Однако в более тяжелых случаях память может быть необратимо повреждена деменцией и другими нарушениями памяти. Деменция — это потеря когнитивных функций, которая может иметь различные причины, наиболее распространенной из которых является болезнь Альцгеймера. Люди с деменцией испытывают прогрессирующую потерю функций, так что потеря памяти может начаться с незначительной забывчивости (например, о том, что они недавно поделились историей) и постепенно прогрессировать до трудностей с запоминанием новой информации, узнаванием знакомых людей и другими важными функциями памяти. Профессиональная оценка может помочь определить, является ли легкая потеря памяти у человека следствием нормального старения или признаком серьезного заболевания.
Нарушения памяти также включают множественные типы амнезии, возникающие не в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, а в результате черепно-мозговой травмы или других причин. Люди с амнезией теряют способность вспоминать прошлую информацию, сохранять новую информацию или и то, и другое. В некоторых случаях потеря памяти носит постоянный характер, но бывают и временные формы амнезии, которые проходят сами по себе.
Чтобы узнать больше, см. Потеря памяти и Нарушения памяти .
Создание лучшей памяти
Хотя память естественным образом ухудшается с возрастом, многие люди сохраняют остроту ума. Как они это делают? Гены играют определенную роль, но профилактические меры, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон, а также поддержание активности и напряженности мозга, могут помочь предотвратить потерю памяти.
Наука о памяти также показывает, как каждый может улучшить свою память, независимо от того, является ли целью оттачивание памяти в долгосрочной перспективе или просто сдача экзаменов в этом семестре. Уловки с краткосрочной памятью включают мнемонические приемы (такие как акронимы и категоризация), разделение учебного времени и самопроверку ради запоминания информации. Сон и физические упражнения — другие усилители памяти.
Усердно практикуясь с методами улучшения памяти, некоторые люди тренируются запоминать огромное количество информации, например, длинные последовательности слов или цифр. Однако для небольшого числа людей экстраординарные способности памяти являются естественными. К числу таких одаренных запоминающих относятся ученые, у которых мощная память сочетается с некоторыми когнитивными нарушениями или отклонениями в развитии нервной системы, а также люди с типичным интеллектом, которые помнят исключительное количество подробностей своей жизни.
Чтобы узнать больше, см. Как улучшить память и Экстраординарные способности памяти .
Роль памяти в психическом здоровье
Память является ключевым элементом при определенных состояниях психического здоровья: нарушение функции памяти может способствовать дистрессу или может совпадать с основным расстройством. Забывчивость связана с депрессией; связи в памяти, например, связанные с опасными ситуациями или сигналами, связанными с наркотиками, являются неотъемлемой частью тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; а посттравматические симптомы переплетаются с памятью о травмирующих переживаниях.
Фактически, такие переживания, как неприятные воспоминания и воспоминания, являются одними из основных симптомов посттравматического стрессового расстройства. Для человека с посттравматическим стрессовым расстройством ряд сигналов, включая ситуации, людей или другие стимулы, так или иначе связанные с травмирующим опытом, могут вызывать очень неприятные воспоминания, и человек может стремиться избегать таких напоминаний.
Как признак различных психических расстройств, аберрантная или предвзятая функция памяти также может быть целью лечения. Например, лечение, включающее экспозиционную терапию, используется, чтобы помочь пациентам уменьшить силу воспоминаний, связанных с травмой, путем безопасных и управляемых встреч с этими воспоминаниями и стимулами, связанными с травмой.
Чтобы узнать больше, см. Память и психическое здоровье .
Далее: Типы памяти
Основные чтения
Последние сообщения
Модель рабочей памяти (Baddeley and Hitch)
Сообщения на вынос
- Рабочая память представляет собой хранилище с ограниченной емкостью для хранения информации в течение короткого периода времени при выполнении умственных операций с этой информацией.
- Рабочая память представляет собой многокомпонентную систему, включающую центральный исполнительный орган, зрительно-пространственный блокнот, фонологический цикл и эпизодический буфер.
- Рабочая память важна для рассуждений, обучения и понимания.
- Теории рабочей памяти предполагают, что для сложных логических рассуждений и задач обучения требуется умственное рабочее пространство для хранения и обработки информации.
Модель нескольких магазинов Аткинсона и Шиффрина (1968) оказалась чрезвычайно успешной с точки зрения количества исследований, которые она произвела. Однако в результате этого исследования стало очевидно, что в их представлениях о характеристиках кратковременной памяти есть ряд проблем.
Рис. 1 . Модель рабочей памяти (Baddeley and Hitch, 1974)
Baddeley and Hitch (1974) утверждают, что картина кратковременной памяти (STM), представленная моделью с несколькими хранилищами, слишком проста.
В соответствии с моделью Multi-Store, STM хранит ограниченные объемы информации в течение коротких периодов времени с относительно небольшой обработкой. Это единая система. Это означает, что это единая система (или хранилище) без каких-либо подсистем. Тогда как рабочая память представляет собой многокомпонентную систему (слуховую и зрительную).
Следовательно, в то время как кратковременная память может только хранить информацию, рабочая память может как сохранять, так и обрабатывать информацию.
Рабочая память — это кратковременная память. Однако вместо того, чтобы хранить всю информацию в одном хранилище, существуют разные системы для разных типов информации.
Центральный исполнительный
Управляет всей системой (например, боссом рабочей памяти) и распределяет данные по подсистемам: фонологическому циклу и зрительно-пространственному блокноту. Он также имеет дело с когнитивными задачами, такими как ментальная арифметика и решение проблем.
Зрительно-пространственный блокнот (внутренний глаз)
Зрительно-пространственный блокнот является компонентом модели рабочей памяти, которая хранит и обрабатывает информацию в визуальной или пространственной форме. Визуально-пространственный блокнот используется для навигации.
Фонологическая петля
Фонологическая петля является компонентом модели рабочей памяти, которая работает с устным и письменным материалом. Он подразделяется на фонологический запас (который хранит информацию в речевой форме) и артикуляционный процесс (который позволяет нам повторять вербальную информацию в цикле).
- Фонологическое хранилище (внутреннее ухо) обрабатывает восприятие речи и сохраняет произносимые слова в течение 1-2 секунд.
- Процесс артикуляционного контроля (внутренний голос) обрабатывает производство речи, репетирует и сохраняет вербальную информацию из фонологического хранилища.
Рис. 2 . Компоненты модели рабочей памяти (Baddeley and Hitch, 1974)
Обозначения, присвоенные компонентам (см. рис. 2) рабочей памяти, отражают их функции и тип информации, которую они обрабатывают и манипулируют. Предполагается, что фонологическая петля отвечает за манипулирование речевой информацией, тогда как зрительно-пространственный блокнот отвечает за манипулирование визуальными образами.
Модель предполагает, что каждый компонент рабочей памяти имеет ограниченную емкость, а также что компоненты относительно независимы друг от друга.
В этой статье
Центральный исполнительный орган
Центральный исполнительный орган является наиболее важным компонентом модели, хотя мало что известно о том, как он функционирует. Он отвечает за мониторинг и координацию работы подчиненных систем (например, зрительно-пространственного блокнота и фонологического цикла) и связывает их с долговременной памятью (LTM).
Центральный исполнитель решает, какой информации следует уделить внимание и какие части рабочей памяти отправить для обработки этой информации. Например, два вида деятельности иногда вступают в конфликт, например, вождение автомобиля и разговор.
Вместо того, чтобы сбить велосипедиста, который шатается по дороге, лучше перестать говорить и сосредоточиться на вождении. Центральный исполнитель направляет внимание и отдает приоритет конкретным видам деятельности.
p> Центральный исполнительный орган является наиболее универсальным и важным компонентом системы оперативной памяти. Однако, несмотря на его важность в модели рабочей памяти, мы знаем об этом компоненте значительно меньше, чем о двух подсистемах, которыми он управляет.
Бэддели предполагает, что центральный исполнительный орган действует скорее как система, контролирующая процессы внимания, а не как хранилище памяти. Это не похоже на фонологическую петлю и зрительно-пространственный блокнот, которые представляют собой специализированные системы хранения. Центральный исполнительный механизм позволяет системе рабочей памяти выборочно воспринимать одни стимулы и игнорировать другие.
Baddeley (1986) использует метафору босса компании для описания того, как действует центральный исполнительный директор. Руководитель компании принимает решения о том, какие вопросы заслуживают внимания, а какие следует игнорировать.
Они также выбирают стратегии для решения проблем, но, как и любой человек в компании, начальник может делать одновременно лишь ограниченное количество вещей. Босс компании будет собирать информацию из ряда различных источников.
Если мы продолжим применять эту метафору, то мы увидим, что центральный исполнитель в рабочей памяти интегрирует (т. — временная память).
Фонологическая петля
Фонологическая петля — это часть рабочей памяти, которая обрабатывает устный и письменный материал. Он состоит из двух частей (см. рисунок 3).
Фонологическое хранилище (связанное с восприятием речи) действует как внутреннее ухо и хранит информацию в речевой форме (то есть произнесенные слова) в течение 1-2 секунд. Произнесенные слова попадают в хранилище напрямую. Написанные слова должны быть сначала преобразованы в артикуляционный (разговорный) код, прежде чем они смогут попасть в фонологическую память.
Рис. 3 . Фонологическая петля
Процесс артикуляционного контроля (связанный с производством речи) действует как внутренний голос, репетирующий информацию из фонологического хранилища. Информация циркулирует по кругу, как по ленте. Так мы запоминаем номер телефона, который только что услышали. Пока мы повторяем это, мы можем сохранять информацию в рабочей памяти.
Процесс артикуляционного контроля также преобразует письменный материал в артикуляционный код и передает его в фонологическое хранилище.
Зрительно-пространственный блокнот
Зрительно-пространственный блокнот ( внутренний глаз ) обрабатывает визуальную и пространственную информацию. Визуальная информация относится к тому, как выглядят вещи. Вполне вероятно, что зрительно-пространственный блокнот играет важную роль, помогая нам отслеживать, где мы находимся по отношению к другим объектам, когда мы перемещаемся в окружающей среде (Baddeley, 1997).
По мере того, как мы перемещаемся, наше положение по отношению к объектам постоянно меняется, и важно, чтобы мы могли обновлять эту информацию. Например, зная, где мы находимся по отношению к партам, стульям и столам, когда мы ходим по классу, мы не натыкаемся на предметы слишком часто!
Блокнот также отображает и обрабатывает визуальную и пространственную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Например, пространственная планировка вашего дома хранится в LTM. Попробуйте ответить на вопрос: сколько окон в передней части вашего дома?
Вероятно, вы представляете фасад своего дома и считаете окна. Изображение было извлечено из LTM и помещено в блокнот.
Данные свидетельствуют о том, что рабочая память использует две разные системы для обработки визуальной и вербальной информации. Задача визуальной обработки и задача вербальной обработки могут выполняться одновременно.
Выполнять две визуальные задачи одновременно труднее, потому что они мешают друг другу и производительность снижается. То же самое относится и к выполнению двух словесных заданий одновременно. Это подтверждает мнение о том, что фонологическая петля и блокнот — отдельные системы рабочей памяти.
Эмпирические данные о рабочей памяти
Какие существуют доказательства того, что рабочая память существует, что она состоит из ряда частей, что она выполняет ряд различных задач?
Модель рабочей памяти делает следующие два прогноза:
1 . Если две задачи используют один и тот же компонент (рабочей памяти), они не могут успешно выполняться вместе.
2 . Если в двух задачах используются разные компоненты, должна быть возможность выполнять их как вместе, так и по отдельности.
Ключевое исследование: Baddeley and Hitch (1976)
Цель : выяснить, могут ли участники использовать разные части рабочей памяти одновременно.
Метод : Проведен эксперимент, в котором участников просили выполнить два задания одновременно (метод двойного задания) — задание на диапазон цифр, которое требовало от них повторения списка чисел, и задание на словесное рассуждение, которое требовало их выполнения. чтобы ответить верно или неверно на различные вопросы (например, за B следует A?).
Результаты : По мере увеличения количества цифр в заданиях на диапазон цифр участникам требовалось больше времени, чтобы ответить на логические вопросы, но ненамного дольше — всего доли секунды. И они больше не делали ошибок в заданиях на вербальное мышление по мере увеличения количества цифр.
Заключение : В задаче на вербальное рассуждение использовался центральный исполнительный механизм, а в задаче на диапазон цифр использовалась фонологическая петля.
Эпизодический буфер
Первоначальная модель была обновлена Baddeley (2000) после того, как модель не смогла объяснить результаты различных экспериментов. Был добавлен дополнительный компонент, называемый эпизодическим буфером.
Эпизодический буфер действует как «резервное» хранилище, которое взаимодействует как с долговременной памятью, так и с компонентами рабочей памяти.
Рис. 3 . Обновленная модель с включением эпизодического буфера
Критическая оценка
Сильные стороны
Современные исследователи в целом согласны с тем, что кратковременная память состоит из ряда компонентов или подсистем. Модель рабочей памяти заменила идею унитарной (одной части) STM, предложенную моделью с несколькими хранилищами.
Модель с рабочей памятью объясняет гораздо больше, чем модель с несколькими магазинами. Это имеет смысл для ряда задач — вербальное мышление, понимание, чтение, решение проблем и визуальная и пространственная обработка. И эта модель подтверждается значительными экспериментальными данными.
Рабочая память применяется к задачам реальной жизни :
– чтение (фонологический цикл)
– решение задач (центральный исполнитель)
– навигация (визуальная и пространственная обработка)
KF Пример из практики поддерживает модель рабочей памяти. KF получил повреждение мозга в результате аварии на мотоцикле, которая нарушила его кратковременную память. Нарушение KF было в основном связано с вербальной информацией — его память на визуальную информацию практически не пострадала. Это показывает, что существуют отдельные компоненты СТМ для визуальной информации (VSS) и вербальной информации (фонологическая петля).
Рабочая память поддерживается исследованиями с двумя задачами (Baddeley and Hitch, 1976).
Модель рабочей памяти не слишком подчеркивает важность репетиции для сохранения STM, в отличие от модели с несколькими хранилищами.
Слабые стороны
Либерман (1980) критикует модель рабочей памяти, поскольку зрительно-пространственный блокнот (VSS) предполагает, что вся пространственная информация изначально была визуальной (они связаны).
Однако Либерман отмечает, что слепые люди обладают прекрасным пространственным восприятием, хотя у них никогда не было никакой визуальной информации. Либерман утверждает, что VSS следует разделить на два разных компонента: один для визуальной информации, а другой для пространственной.
Существует мало прямых доказательств того, как работает центральная исполнительная и что она делает. Возможности центральной исполнительной власти никогда не измерялись.
Рабочая память включает только STM, поэтому не является комплексной моделью памяти (поскольку она не включает SM или LTM).
Модель рабочей памяти не объясняет изменений в способности обработки информации, происходящих в результате практики или времени.
Ссылки
Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). Глава: Человеческая память: предлагаемая система и ее процессы управления. In Spence, KW, & Spence, JT Психология обучения и мотивация (Том 2). Нью-Йорк: Академическая пресса. стр. 89–195.
Баддели, А. Д. (1986). Рабочая память . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.