Памятка работа над памылкамі па беларускай мове 4 клас: Памятка па рабоце над памылкамі па беларускай мове. 2-4 класы (2022) Н. А. Жыліч, «Адукацыя і выхаванне»

For Flip_Правила русского языка в таблицах и схемах_Грабчикова — флипбук страница 1-8

Published by Annabelousanny, 2020-04-05 17:33:30

Read the Text Version

No Text Content!

    Pages:

  • 1 - 8

Минск “Адукацыя і выхаванне” 2019 ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цель данного пособия — помочь провести работу над ошибками. Тра- диционно учитель на полях обозначает ошибку (I — орфографическая ошибка, V — пунктуационная ошибка, Н — негрубая ошибка). При ис- пользовании этой памятки на полях выставляется ещё и номер орфо- граммы, для того чтобы легче было найти её в памятке. Ученик сначала под руководством учителя (дома при помощи родите- лей), а затем самостоятельно исправляет ошибки. Структура памятки: 1. После каждого номера орфограммы ученик читает, что нужно сделать. 2. Рубрика “Делай так” подсказывает, как нужно сделать, т. е. даёт образец работы в тетради. 1 3. В рубрике “Запомни!” ученику предлагается вспомнить или изучить правило правописания данного слова. Памятка состоит из 28 пунктов. Начинается она с простых правил, с которыми ребята знакомятся в I—II классах. Это постановка знаков препинания в конце предложения, написание большой буквы в словах, сочетаний жи, ши; же, ше; ча, ща; чу, щу и др. В III—IV классах количество изучаемых правил увеличивается — написание разделительного твёрдого знака, непроизносимых соглас- ных и т.

д. Регулярное использование памятки поможет прочно усвоить правила правописания. 2 15. ПЕРЕНОС СЛОВ. Напиши слово правильно, разделяя его для переноса, запиши ещё три слова, разделяя их для переноса. Делай так: ки-но, озе-ро, стра-на, пи-рог. Запомни! Слова переносятся по слогам. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву. Слова из одного слога не переносятся: мост, класс. Слог из одной буквы не переносится: осень, Юлия. Буквы ь, ъ, й при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят: маль-чик, объ-ём, строй-ка. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: груп-па, Ал-ла. Многие слова можно переносить различными способами: се-стра, сес-тра, сест-ра; шу-мный, шум-ный. 11 16. СОЧЕТАНИЯ ЧК, ЧН, НЩ, РЩ, ЧТ, ЩН. Напиши слово правильно, запиши ещё три слова с данным сочета- нием.
Делай так: ручка, ночка, речка, печка. Запомни! Звуки [ч’], [щ’] всегда мягкие, но сочетания чк, чн, нщ, рщ, чт, щн пишутся без мягкого знака. 17. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Напиши слово правильно, запиши ещё две пары слов на это правило. Делай так: честный — честь, звёздный — звезда, солнце — солнышко. Запомни! В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не про- износятся. Для проверки надо подобрать такое однокоренное слово, в ко- тором данные согласные произносятся отчётливо: звёздный — звезда. Написание слов здравствуй, чувство, лестница, праздник нужно за- помнить. 12 Запомни! Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Однородные члены пред- ложения отделяются друг от друга запятой: Мы любили читать сказ- ки, рассказы, стихи. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом и: В огороде растут морковь и капуста. Если однородные члены предложения связаны союзами а, но, то пе- ред ними ставится запятая: Зимой солнце ярко светит, но мало греет.
28. ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ. Напиши правильно предлог и местоимение, подчеркни букву н, запи- ши ещё два или три местоимения с предлогами. Делай так: у него, к ней, у них. Запомни! После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква н. Местоимения с предлогами пишутся раздельно: у вас, ко мне. 19 ПРИЛОЖЕНИЕ I. Как определить падеж имени существительного? 1. Найди слово, к которому относится имя существительное. 2. Поставь от него вопрос. 3. По вопросу и предлогу определи падеж. Кружились (над чем?) над озером (Т. п.). II. Как определить склонение имени существительного? 1. Поставь имя существительное в именительный падеж единствен- ного числа. 2. Определи род. 3. Выдели окончание. 4. По роду и окончанию определи склонение. По улице — улица, ж. р., -а, 1-е скл. 20 Предлагаем также: Республиканское унитарное предприятие “Издательство “Адукацыя і выхаванне”.
УНП 100626241. Памятка па рабоце над памылкамі па беларускай мове Уклад. Н. А. Жыліч 84 × 60 1/16 (20 × 14,5 см), 24 с. pshop.by Памятка по математике ЧЕЛОВЕК И МИР для начальной школы Памятка для начальной школы Сост. Г. М. Федорович Сост. Е. И. Левитина 84 × 60 1/16 (20 × 14,5 см), 32 с. 84 × 60 1/16 (20 × 14,5 см), 32 с. В пособии систематизированы Пособие содержит схемы, рисунки, таб­­­ пра­в­­ила и понятия основных разде­ ли­ц­ ы, которые облегчают запоминание изу­ лов начального курса математики. Ма­­­ ченного и помогают комплексн­о воспри­ териал изложен в доступной форме. нимать пройденный материал. Каждое правило сопровождается по­­­ дробно разобранными примерами. Может быть использовано при подго­ товке к тематическому контролю.


ПАМЯТКА «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ» | Поурочные планы по русскому языку 4 класс

Приложение

Памятка

«Работа над ошибками»

1. Б о л ь ш а я   б у к в а  в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так:

Выпал пушистый снег. Дети рады.

 

2. П р о п у с к   б у к в ы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Делай так: звонок, ученик.

 

3. С л о г.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: у/чи/тель – 3 сл.

Запомни!

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

4. П е р е н о с  с л о в а.

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси – на.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

 

5. М я г к и й   з н а к  ь, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

 

6. Г л а с н ы е   п о с л е   ш и п я щ и х.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Делай так:

Малыши, карандаши, ежи

, роща, туча.

 

7. С о ч е т а н и е  чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова.

Н а п р и м е р: дочка, речка, мощный.

 

8. У д а р е н и е.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Н а п р и м е р:

 

9.  Б е з у д а р н а я   г л а с н а я   в  к о р н е,   п р о в е р я е м а я  ударением  (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Делай так:

 

10.  Б е з у д а р н а я   г л а с н а я   в   к о р н е,  н е  п р о в е р я е м а я  у д а р е н и е м.

Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Н а п р и м е р:

 

11. П а р н ы е   з в о н к и е   и   г л у х и е   с о г л а с н ы е.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Делай так: морозы – мороз, ягода – ягодка.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

 

12. Б о л ь ш а я   б у к в а   в   и м е н и   с о б с т в е н н о м.

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова на эту орфограмму.

Н а п р и м е р: Илья, Петров, Мурка, Волга, Красноярск.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

 

13.  Р а з д е л и т е л ь н ы й   м я г к и й   з н а к.

Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак (ь) и гласную букву.

Н а п р и м е р: вьюга, листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

 

14. Д в о й н ы е   с о г л а с н ы е   в   с л о в е.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

 

15. З н а к и   п р е п и н а н и я  в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Н а п р и м е р: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. С о с т а в   с л о в а.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1–2 однокоренных слова.

Н а п р и м е р:

 

17. Г л а с н ы е   и   с о г л а с н ы е   в   п р и с т а в к а х.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще два слова с этой же приставкой.

Н а п р и м е р:

 

18. П р а в о п и с а н и е   п р и с т а в к и   с о   с л о в о м.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Н а п р и м е р:

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

 

19. П р а в о п и с а н и е   п р е д л о г а   с о   с л о в о м (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Н а п р и м е р:

 

20. Р а з д е л и т е л ь н ы й   т в е р д ы й   з н а к (ъ).

Выпиши слово правильно. Запиши еще два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Н а п р и м е р:

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

 

21. Н е п р о и з н о с и м ы е   с о г л а с н ы е  в корне слова.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Делай так:

 

22. С о е д и н и т е л ь н ы е   г л а с н ы е  в сложных словах (о, е).

выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще одно слово на эту орфограмму.

Делай так:

 

23. П р е д л о г   с   м е с т о и м е н и е м (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на эту орфограмму.

Н а п р и м е р:

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

 

24. Б е з у д а р н ы е   г л а с н ы е   в   р о д о в ы х   о к о н ч а н и я х имен прилагательных.

Выпиши из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.

Делай так: в доме  новом.

Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

 

25. Н е  с   г л а г о л о м  (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Делай так:

 

26. М я г к и й   з н а к   у   г л а г о л о в   н е о п р е д е л е н н о й   формы.

Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши еще два слова на это правило.

Делай так: (что делать?)

 

27. Р а з б о р   п р е д л о ж е н и я.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

Делай так:

Седые туманы плывут к облакам. (пов., невоскл., прост., распр.). Туманы (какие?) седые, плывут (куда?, к чему?) к облакам.

 

28. О д н о р о д н ы е   ч л е н ы   п р е д л о ж е н и я.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Н а п р и м е р:

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

(.)

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге.

(.)

 

29. С л о ж н о е   п р е д л о ж е н и е.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

На п р и м е р:

В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.

(), ().

 

30. П р а в о п и с а н и е   б е з у д а р н ы х   п а д е ж н ы х  окончаний  имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши пример.

Делай так:

 

31. П р а в о п и с а н и е  б е з у д а р н ы х  п а д е ж н ы х  окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу  – м. р., ед. ч. , д. п.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

 

32. М я г к и й  з н а к (ь) н а  к о н ц е   г л а г о л о в   2 — г о   л и ц а  единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще два глагола на эту орфограмму.

Н а п р и м е р:  пишешь,  решаешь,  читаешь  (наст.  вр.,  2-го  лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак (ь).

 

33. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед
ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так:

Внутри борьбы за возрождение белорусского языка

Каждую неделю чуть более часа небольшая группа людей в Минске, столице Беларуси, звонит на секретную встречу, чтобы сохранить дух языка своей страны. Местом встречи раньше был общественный парк, частный дом или даже кафе, но риск быть обнаруженным КГБ, печально известным разведывательным управлением Беларуси, подтолкнул их к переходу в онлайн в конце сентября. Их «прегрешение»: говорить на родном языке страны, беларусском, восточнославянском языке, который ближе к украинскому, чем к русскому. «Я не всегда знаю, кто записывается, они могут быть шпионами [КГБ]», — говорит Анна, учительница, которая последние два года ведет эти занятия по белорусскому языку. (Время предоставило Анне псевдоним из соображений безопасности.)

Ее усилия являются частью подпольного движения по всей Беларуси, направленного на то, чтобы обратить вспять постоянно растущую русификацию восточноевропейской нации, в которой проживает 9 миллионов человек. До 20 века большинство людей, населявших нынешнюю территорию Беларуси, говорили по-белорусски, а русский, польский, немецкий и идиш также играли роль в различных общинах. Именно после Второй мировой войны русский язык действительно стал доминирующим в общественной жизни, а его носители считались образованными и более лояльными к Москве. Когда Беларусь провозгласила независимость от Советского Союза в 1991 белорусский язык был объявлен официальным языком страны в рамках ряда изменений, знаменующих новую постмосковскую эру. Но под властью пророссийского авторитарного лидера Александра Лукашенко, который возглавляет страну с 1994 года, доминирование России усилилось, а белорусы все больше отодвигались на второй план. По данным переписи 2019 года, около 60% населения признают белорусский родным языком страны, но чуть более четверти используют его в повседневной жизни.

Хотя русский язык был введен в качестве второго государственного в 19На референдуме 95 года власти все еще в значительной степени терпели белорусский язык после обретения Беларусью независимости. Но их отношение к языку стало более враждебным после президентских выборов в августе 2020 года, когда Лукашенко объявил о победе над своим демократическим противником Светланой Тихановской в ​​ходе голосования, которое многие сочли сфальсифицированным. Европейский союз осудил выборы и отказался признать Лукашенко президентом, что придало смелости сотням тысяч людей, вышедших на улицы, чтобы призвать к справедливости. Вскоре после этого Лукашенко направил свои силы безопасности для разгона толпы на фоне угроз президента России Владимира Путина, что он пришлет поддержку, если ситуация обострится.

Эти события помогли закрепить за белорусским языком статус языка сопротивления как Лукашенко, так и России. «Наш язык стал символом протестов, а фраза «Далучайся!» или «Объединяйтесь с нами!» стала песнопением движения», — сказал TIME по видеосвязи известный белорусский лингвист Винцук Вячорка. (Он отказался раскрыть свое местонахождение из соображений безопасности.) «Молодежь быстро поняла, что демократическая Беларусь возможна, если мы возродим нацию с ее собственной идентичностью, поэтому сегодня она имеет для них новое значение».

После протестов 2020 года правительство Лукашенко нацелилось на множество демонстраций поддержки белорусского языка, которые связывают его использование с поддержкой демократической оппозиции. Хотя этот язык по-прежнему преподается в школах, а книги по-прежнему издаются на белорусском языке, власти прямо или косвенно пресекают его использование в других сферах. В мае был закрыт универсальный книжный магазин «Книгаука» независимого издательства «Янушкевич», выпускающий много белорусскоязычных изданий, после того как власти провели обыск в помещении и конфисковали 200 книг (основатель Андрей Янушкевич также был арестован на 10 суток по «мелкому обвинению»). обвинение в хулиганстве). Несколькими месяцами ранее белорусскоязычная газета «Наша Ніва» была названа «экстремистским формированием», а членам ее руководства были предъявлены обвинения в «причинении имущественного ущерба без признаков кражи» после того, как они разместили свой офис в частной квартире, как заявляют правозащитные организации. был политически мотивирован. После ареста в августе гида Игоря Хмары за то, что он якобы говорил по-белорусски на улице, противники правительства выразили обеспокоенность по поводу безопасности людей, которые хотят использовать его в общественных местах.

Именно в этой среде тащится Анна, учительница. Она говорит, что преподавание белорусского языка — это единственное, что она может сделать, чтобы сохранить дух своей страны. Ее первый класс собрался вскоре после выборов 2020 года в центре Минска. Ее второе занятие, которое длилось полгода в 2021 году, проходило онлайн и включало представителей белорусской диаспоры. Ее третий и нынешний класс был гибридным, прежде чем в прошлом месяце он стал полностью виртуальным. В среднем каждое занятие посещает около десятка человек. «Это совершенно бесплатно, и я добровольно делаю это», — говорит она. «Так много людей хотят выучить наш язык, и моя миссия — изменить что-то к лучшему в моей стране».

Для Татьяны, одной из учениц Анны с 2021 года, занятия — это шанс осмысленно воссоединиться со своей белорусской идентичностью. «Они помогли мне больше узнать о своей стране, и я надеюсь, что однажды белорусский язык будет восстановлен в качестве основного языка моей страны», — говорит она.

Подробнее: Запад не может позволить себе забыть о Беларуси

Разгон протестующих в поддержку демократии в 2020 году впервые вдохновил Анну, которая была среди демонстрантов, на преподавание белорусского языка. Но полномасштабное вторжение России в Украину в феврале — и аргументы Кремля о так называемой защите там русскоязычных — придали ее усилиям новую актуальность. С тех пор многие стали больше опасаться дальнейших репрессий против белорусов. «Многие из нас боятся России, особенно сейчас. Русский язык, русская культура, русский солдат и русский танк», — говорит Анна.

У 68-летнего Лукашенко более сложные отношения с белорусами и русскими. С одной стороны, он выжал белорусское существование и выставил его на посмешище. В 2006 году он сказал, что «ничего великого нельзя выразить» на белорусском языке, а затем резюмировал, что «в мире есть только два великих языка — русский и английский». С другой стороны, в январе он смело заявил, что каждый гражданин должен учить белорусский: «Вы должны понимать, что нас что-то отличает от других — это белорусский язык. Нам не нужно оставлять это».

Критики утверждают, что его редкие похвалы белорусскому языку не соответствуют действительности. «Когда Лукашенко пытается высказываться о белорусском языке, это в основном тактика, попытка показать некоторую независимость от Москвы, но природа его режима такова, что он не может реально продвигать белорусский язык», — говорит Вячорка.

Некоторые белорусские официальные лица оспаривают мнение о том, что Лукашенко или его правительство подавляют язык. Иван Васильевич Саверченко, директор Центра изучения белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, государственной организации, говорит, что его страна прилагает большие усилия для поддержки и развития белорусского языка. В письменном ответе на вопросы, присланные TIME, он сказал, что «начиная со следующего 2022/2023 учебного года Министерство образования приняло решение увеличить количество часов» — он не уточнил, насколько — «для обучения белорусского языка и белорусской литературы в школах». Он также отверг утверждения о том, что людям мешают свободно изучать язык.

Вячорка не согласен с заявлениями белорусских властей о том, что язык находится под защитой. «Лукашенко был последователен в русификации Беларуси, и Москва была этому рада, потому что это держит белорусское население в российском информационном поле и обеспечивает манипулирование общественным мнением», — говорит он.

На сегодняшний день Беларусь является единственной бывшей советской республикой, в которой нет университета на родном языке, а согласно Атласу языков мира, находящихся под угрозой исчезновения ЮНЕСКО, белорусский язык считается уязвимым из-за продолжающегося широкого использования русского языка.

Анна, учитель белорусского языка в Минске, говорит, что ее страсть к родному языку ее страны только возросла с 2020 года. Она говорит, что планирует продолжать преподавать, даже если это может быть арестовано. «Я вырос, говоря по-русски, но после распада Советского Союза белорусский язык вошел в мою жизнь и никогда не уходил. Две трети своей жизни я говорю на нем. Язык дал мне возможность сказать: я не русский, я белорус».

TIME использовал для этого материала белорусскую латиницу Łacinka.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *