Параметры характеризующие уровень развития личности – Уровни развития личности — психология

Уровень развития личности — Психологос

Так себе мужичок

Называют это по-разному: личностное развитие, личностный уровень, уровень развития личности, но при оценке себя или других людей нам это важно: насколько в человеке развиты его интеллект, самостоятельность, ответственность? Можно ли его назвать человеком нравственным? Насколько характерны для него позитив, конструктив, авторская позиция, способность самому определять свою жизнь, способность управлять собой, быть сильнее обстоятельств? Это человек-организм или человек-личность?

Заботясь о развитии маленьких детей, родители вначале в большей мере интересуются их физическим развитием и развитием их творческих способностей: их умении рисовать, слышать и понимать музыку, петь и танцевать. Приходит пора отдавать ребенка в школу — в школе ребенок получает среднее образование, далее — вуз. Что касается собственно личностного развития, оно обычно в этот период происходит фоново: кружки, школы и университеты развития личности у нас пока не распространены. Личностное развитие происходит чаще стихийно, когда (и насколько) родители обучают ребенка навыкам самостоятельности, когда ребенок, взаимодействуя со сверстникам, проходит школу социализации, когда ребенок копирует образцы поведения тех, кто его окружает и кто является для него авторитетом.

Вполне приличная девушка

А эти люди вызывают настоящее уважение

Показатели личностного развития:

  • Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. Развитие интеллекта, Уровень интеллекта,
  • Развитие эмоционального интеллекта, способность к вчувствованию и сопереживанию, владение арсеналом влияния через эмоции и чувства. В частности, уровень управления эмоциями определяется тестом «Пять стульев». Эмоциональная черта (эмоциональная черта — например, вспыльчивость — склонность индивида к переживанию того или иного эмоционального состояния).

Развитие эмоциональной сферы. Уровень эмоциональной сферы

  • Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность — Дают консультации и поддержку.
  • Уровень развития инициативы и ответственности. А именно, ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.
  • Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. Развитие культуры. Уровень культуры.
  • Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. Смотри Как быстро узнать человека с хорошим душевным здоровьем
  • Воспитанность, эстетическое развитие.
  • Умение развиваться и привычка к развитию.

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит — в другой. Смотри Квадрат главных жизненных сфер

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности — разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. Смотри Возрастные этапы развития личности

www.psychologos.ru

Уровни развития личности

Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.


Первый, эгоцентрический уровень — определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень, группоцентрический — человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви.

Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Русская культура стремилась к реализации в человеке духовного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признанным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Для русского типа характера были присущи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, сострадание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем являлась совесть.

Советская культура формировала иной тип личности — группоцентрический: «главными были класс, партия, коммунистическое общество, а все, что вокруг — враги, против которых возможны любые средства борьбы» (Братусь). Для советского типа характера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были «классовое сознание, классовая польза».

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе просоциальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеале нести благо всем людям, человечеству в целом, стремление к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Современное российское общество является переходным, периодом слома прежней идеологии и культуры и несформированности другой культуры, в результате психологическое состояние людей можно оценить «как переходное потребностно-мотивационное состояние, когда, образно говоря, «пойди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном состоянии может еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действительно потребно. Вот и мечется человек в таком состоянии, часто капризничает, дурит». Состояние это весьма опасно своей тягостностью, возможным отчаянием, а также вероятностью обмана, выбора ложного предмета, не отвечающего на деле сути личностного роста, вероятностью выбора ложного пути и ложных целей. Идет перебор, увлечение то одним, то другим, но ни один из выборов не окончательный: то, что вчера восхвалялось, сегодня — подвергается хуле, происходит резкая перемена символов и увлечений, но, с другой стороны, прежние советские группоцентрические, часто неосознаваемые установки продолжают действовать. Группоцентризм сейчас не только не преодолен, но обрел новые формы: сепаратизм, национализм, всевозможные формы группирования, кучкования и противопоставления.



www.psyvsem.ru

Как определить уровень развития личности

Показатели личностного развития:

·      Развитие интеллекта: дурачок, адекватный, умный, разумный, мудрый. 

·      Объем заботы, взросление: от человека-ребенка к взрослому человеку, далее большому и великому человеку. Ступени от 0 до 2: 0 Дети. Человек-ребенок — нуждаются (у них нужды) в утешении и директивах. Человек-подросток — заинтересованы в консультациях и поддержке, но борются за признание своей самостоятельности. 2 Состоявшаяся (взрослая) личность 

·      Уровень развития инициативыи ответственности. А именно,ступени иждивенец, исполнитель, специалист, ответственный сотрудник, руководитель среднего звена, директор, владелец.

·      Уровень культуры, куда входит грамотность, в том числе психологическая грамотность. 

·      Уровень душевного здоровья: от невротика к здоровому. Умение находиться в гармонии с собой и окружающими, продуктивность конфликтов, любовь к себе и окружающим. 

·      Воспитанность, эстетическое развитие.

·      Умение развиваться и привычка к развитию.

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности -Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес.Так или иначе складываясь, разные показатели дают Общий уровень развития личности. При этом какой-то показатель уровня развития личности может быть развит в одной области (сфере) и не развит — в другой. 

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности

Уровень развития личности и этапы жизненного пути личности — разные вещи. В процессе здорового естественного роста, с возрастом, личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. Какие? И всегда ли проходят? Разные исследователи описывают эти процессы по своему. 

econet.ru

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ | Персональный сайт Олега Гадецкого

Внутренние программы и установки развития личности.

— На пути становления лидера, духовного лидера, как бизнесмена, могут ли помешать ограничивающие убеждения или негативные установки? Если да, то, как их можно устранить? — Первое, нужно понять, что в жизни мы движимы прихотями или глубинными потребностями и ценностями. Мы ведомы этими программами и внутренними установками. Очень часто мы их не замечаем, но их нужно осознавать и наблюдать за собой, задавать вопросы:

«Какие чувства у меня возникают? Какие поступки я совершаю?».

Мы можем видеть, что многие поступки мы совершаем из за страха, социального престижа или потому что есть некий образ «каким я должен быть» и очень мало поступков которые идут из глубинных ценностей «Что я как личность по-настоящему хочу?». Чтобы лучше понять себя, запишите все свои желания, все, что вы хотите достичь в жизни. Затем проверьте весь список задав себе вопрос «Это прихоть или моя потребность?».

Как понять их различие? Когда потребность записана, проговорена, она сразу вызывает радость, наполненность, всё внутри откликается. Прихоть же вызовет напряжение, стресс, поверхностную радость, т.е. «Хочу уже сделать и всё, никто меня не остановит!».

Четыре уровни развития личности.

У личности есть четыре уровня. На каждом из них проявляются свои потребности.

Первый уровень – это физический план, это наши эмоции. Потребность этого уровня выражена в желании иметь хорошее здоровье, финансовую свободу, чистые эмоции, которые выражаются в желании радоваться, смеяться, дружить, любить.

Второй уровень – это социальная реализация. В этом мире, мы хотим кем-то стать, сделать какую-то карьеру, достичь успеха. Нам нужно реализовать свой потенциал, проявиться в мире людей, Мужчина должен стать мужчиной, женщина – женщиной.

Третий уровень – это уровень интеллектуальный. Здесь мы хотим познавать мир, его законы, понимать самих себя, высший смысл жизни и осознанно воспринимать всё, что с нами происходит.

Духовный план – это взаимодействие души и Бога, души и высшего. Духовный план – это план полного бескорыстия. Душа действует в этом мире на благо других.

Душа, которая помнит о своих взаимоотношениях с высшим, которая в медитации открывается к этим высшим божественным энергиям, напитавшись этой энергией, становится проводником в этом мире, отдает другим. Когда мы говорим о своих потребностях, важно помнить об этих четырех уровнях. Настоящая потребность – это всегда внутреннее озарение, вдохновение, глубокое и настоящее. Чтобы не потеряться в этом мире опирайтесь на свои глубинные потребности и будьте осторожны в прихотях.

Олег Гадецкий. Ответы на вопросы к транскрибированной версия семинара «Законы гармонии и успеха», прочитанного в городе Барнауле.

gadecky.ru

УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Характеры и роли

УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Поведение людей одного характера меняется в зависимости от уровня их психологического и морального развития.

На первом уровне психологического развития находятся люди, которые все свои потенциалы направляют на биологическое выживание, стараясь при этом сделать его более комфортным. В их жизни нет внутреннего конфликта. Однако это может быть конфликт потребителя. Их не волнуют проблемы других людей, перипетии социальной и общественной жизни. Они начинают замечать окружающий мир, если он вносит помехи в их незамысловатую жизнь. К ним применимо выражение Одоевского: «Люди мышиного горизонта».

На втором уровне психологического развития оказываются люди, для которых жизнь — это весы, где на одну чашу положено то, что принадлежит им, а на другой чаше — то, что принадлежит другим.

Это сравнение мучительно, потому что вторая чаша всегда перевешивает, перетягивает и ощущение обделенности заливает разум. Оно порождает зависть, зависть многогранную, съедающую человека, трансформирующуюся в сильнейшие энергетические удары, которые люди второго уровня производят по объектам своей зависти.

Эти люди хотят взять от мира как можно больше, давая взамен как можно меньше.

Однако большинство людей стремятся построить с миром симметричные отношения. Они проявляют при этом любовь, нежность, потребность заботы о другом человеке. В это же время они страдают от несовершенства мира, обижаются, испытывают боль. Это люди третьего уровня. У них существуют четкие идеалы о том, как нужно строить жизнь. Однако невозможность изменить свою жизнь и организовать ее в соответствии со своими новыми целями порождает мучительный конфликт. Его создает личность в надежде изменить свою жизнь, и эта ситуация приводит личность к неврозу.

Новое возникает лишь через разрушение старого. Для создания новой психологической программы необходимо пройти переплавку, нужно пересмотреть, а затем уничтожить огромные фрагменты старой программы. Невроз необходим и полезен для человека как для развивающейся личности. «То, что гусеница называет смертью, Творец называет бабочкой» (Р. Бах).

Человек выходит на четвертый уровень психологического развития. Происходит расширение сознания, избавление от невротического эгоцентризма, при котором ощущение собственной боли закрывало интересы других людей. Мышление становится позитивным, усиливается эмпатия и появляется выраженная тенденция помощи другим людям.

Вершиной психологического развития является пятый уровень, где все свои потенциалы человек направляет на служение другим людям. На этом уровне находятся такие личности, как Альберт Швейцер, Махатма Ганди, Мать Тереза, мать Мария, христианские святые… ,

Поведение людей одного и того же характера может отличаться в силу различий уровней их морального и психологического развития.

Циклотимики, астеники и шизоиды способны подниматься до пятого уровня. Себялюбивые, эгоистичные эпилептоиды и истероиды крайне редко совершают подобное восхождение.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Уровни развития личности и личностный рост. Схема личностного развития

Развитие личности и личностный рост. Уровни развития личности в личностном ростеReviewed by https://plus.google.com/u/0/106316628551306822086 on Mar 24Rating: 4.5

Приветствую вас, уважаемые коллеги и друзья!

В этой статье я хочу рассказать об одной очень интересной системе, которая даст Вам понимание того, как можно развиваться, насколько развитыми есть люди и каким образом нужно двигаться, как правильно заниматься личностным ростом.

Изображу я это метафорически в виде интересной картинки…

Уровни развития личности и личностный рост

Представим себе такую ситуацию. Когда-то, не важно в каком возрасте, у каждого бывает по-разному, мы начинаем задумываться о смысле жизни. Будь то 16 лет, 25 или 30 – неважно, у нас происходит некий инсайт.

То есть мы понимаем, что в этом мире есть очень интересные книги, очень интересные знания, которое помогут просветиться и зарабатывать гораздо больше, быть более счастливым.

И мы понимаем, что до этого момента сознания мы жили в неком подвале, у нас были одеты розовые очки или просто-напросто закрыты глаза…

Схема уровней развития личности

Можно нарисовать следующий рисунок, где изображен фундамент и построен многоэтажный дом:

Здесь несколько этажей и эти этажи бесконечны (дом у нас новый современный, поэтому таким конусом

).

Мы понимаем, что всю жизнь до того времени, когда у нас не произошел инсайт, мы были в подвале. То есть существует только какая-то фиксированная заработная плата, у нас были какие-то ограниченные увлечения и в принципе мы не осознавали, что где-то есть другой мир, другая жизнь.

И когда мы из этого подвала выходим – оказываемся, грубо говоря, на первом этаже. Мы понимаем, что необходимо заниматься личностным ростом, проходить тренинги и какие-то семинары, заниматься более интересными вещами, найти в своей жизни любимое дело и уметь его монетизировать.

На этом уровне мы также обращаем внимание на то, что после этого нам необходимо и дальше развиваться. Когда попали на первый этаж, мы должны четко понимать, что перед нами долгий путь из нескольких сотен, может быть нескольких тысяч этажей.

И по мере нашего развития мы оказываемся на определенном уровне знаний и компетенции. Метафорически это можно изобразить в виде дома. То есть когда мы «вылезли» из подвала — мы начинаем жить на первом этаже.

На этом этаже нам необходимо прочитать книжки, посетить некие семинары . После этого мы будем понимать, что нам уже на этом уровне той информации мало – нам необходимо на следующий.

Что здесь я Вам советую прочитать?

Во-первых, на первом уровне читайте книги Мирзакарима Норбекова. Они очень хорошо открывают глаза, позволяют задуматься, позволяют открыть перед собой новые горизонты.

Если Вы хотите именно на первый этаж прочитайте Норбекова и Вы гарантированно на нем окажетесь. И не только на нем, это Вам позволит перейти и на второй этаж, где Вы начнете замечать, что есть такие авторы, как Роберт Кийосаки, который дает более углубленную и интересную литературу, более конкретизированную.

На следующих ступеньках есть такие авторы, как Стивен Р. Кови, Джим Рон. Дальше есть еще более интересные авторы, и еще, и еще…

Развитие личности и личностный рост

К чему это все я рассказываю?

На каждом уровне по мере того, когда Вы начинаете расти, развиваться, Вы с одного этажа переезжаете жить на другой. И Вам необходимо понять, что нужно фильтровать.

То есть если Вы уже на втором этаже и допустим, Вам предлагают почитать книгу Норбекова, потому что она очень крутая и классная, Вы уже должны понимать, что у человека проснулись его внутренние чувства – у него произошел инсайт и он только-только начинает. И поэтому Вам необходимо читать более углубленную литературу, которая предназначена уже для Вашего уровня развития. Дальше есть специальные книги для следующего уровня и т. д.

Необязательно эту литературу разделять категориями именно по авторам, потому что, например, у Роберта Кийосаки есть книги, которые будут актуальны для 2 уровня, также есть произведения, которые будут подходить на 5,6 уровне…

Цель моей статьи рассказать Вам о следующем. Когда у Вас произойдет инсайт, когда Вы начнете смотреть на мир по другому, когда Вы выберите путь личностного развития, Вы должны понимать, что необходимо будет переезжать мысленно, образно, а может быть даже физически, с одного этажа на другой и постоянно расти.

Нет предела совершенству и нет какого-то конечного этажа.

Нам необходимо слушать и идти за теми авторами, кто от нас недалеко ушел. Если мы на первом этаже надо слушать авторов, которые сейчас на втором уровне, после этого слушать тех, кто на третьем этаже… Потому что, например, 4-ый этаж для первого будет несколько непонятен – необходимо сначала пережить 2-ой и 3-ий.

Я надеюсь, сейчас у Вас в голове что-то щелкнуло и Вы должны понять всю глубину этой мысли. Почему нам необходимо следить за этими людьми в интеллектуальном плане, изучать их материалы – потому что с помощью других мы познаем себя. И если мы учимся у других – это только для того, чтобы лучше понять себя.

Учитесь у других, понимайте себя, будьте победителем и все у Вас будет отлично!

Для тех, кто любит формат видео – смотрите видеоверсию:

Рекомендую также ознакомиться с другими популярными на этом блоге статьями по личностному росту.

P.S. Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить следующую.

www.chelpachenko.ru

Уровни развития личности. Зрелая личность


Студопедия

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 31Следующая ⇒

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация —  это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также содеятельности с другими людьми.

Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но, прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог [6,17,28, 33 ].

В общем виде самореализация как процесс реализации себяэто осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Л.И.Анциферова выделяет три уровня развития личности.

На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения, не учитывает качество и степень своего воздействия на ситуацию и тем самым препятствует достижению целей. Качества субъекта проявляются через целеполагание и действия по преодолению трудностей на пути к достижению цели.

На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения, прогнозирующий результаты. Он способен адекватно соотносить свои возможности с требованиями ситуации.

На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно соотносит с требованиями времени. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, но в аспекте ее общественно-исторической значимости [16].  

Зрелость личности

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

• широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;

• мера развития личности как субъекта;

• характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

• социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором [45,64].  

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.

6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой [36 ].  

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.

2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.

4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития.Это соотношение наиболее оптимально для развития человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых, или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

· ответственность;

· терпимость;

· саморазвитие;

· позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология  — это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости [цит. по: 49 ]. 

.

Динамика личности

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой, — социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качества индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Под этим понятием подразумевается жизнь человека как личности.

В изучении жизненного пути можно выделить два аспекта:

А) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных ступенях;

Б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

«Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю». Жизненный путь — это история индивидуального развития. Человек развивается, подвергаясь социализации в ее конкретно-исторической форме. Он включается в производственную, политическую и культурную жизнь общества, переживает исторические события своей эпохи (С.Л.Рубинштейн).

Социально-историческая обусловленность биографии возникает вследствие того, что для современного человека общество служит макросредой его развития, так как процессы, происходящие в обществе, определяют существенные моменты жизненного пути.

Характеристикой общества, то есть макросреды, является образ жизни, который складывается в определенных исторических условиях на основе материального производства и включает в себя деятельность людей по по преобразованию этих условий и самой этой основы.

Образ жизни определяется комплексом взаимодействующих обстоятельств.

Субъективная сторона изменений в среде, то есть изменений в их значении для развития личности, фиксируется в понятии – социальная ситуация развития.

Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность, превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте. Длительное следование «не своим» путем приводит к разрыву между сознательным поведением и потребностями, заложенными в потенциал развития. Этот разрыв может субъективно выражаться в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической напряженности. Ошибки в выборе субъективно-оптимального жизненного пути являются неизбежными и в этом смысле даже нормальными. Преодоление жизненных кризисов ведет к более полному и точному пониманию «своего» пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.

Реализованность психологического времени личности осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего возраста», который и может быть назван психологическим возрастом.

1. Психологический возраст — это характеристика человека как индивидуальности, измеряется он в ее внутренней системе отсчета, а не путем интериндивидуальных сравнений.

2. Психологический возраст в некоторых пределах принципиально обратим, т.е. человек может стареть и молодеть в психологическом времени.

3. Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности.

Эволюционно-генетический подход к проблеме жизненного пути личности и ее времени. Концепция эволюции жизни Пьера Жане (1859-1947). Он одним из первых попытался изобразить психическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности.

Идеи Жане относят к так называемым теориям стадий, или уровней. Для подобных теорий характерно рассматривать психическую жизнь как целое, в рамках которого всякий элемент занимает свое место, а вся совокупность элементов структурирована в виде пирамиды. Вершина пирамиды представляет собой цель, или важнейшую витальную реальность. Связи между уровнями осуществляются через отношение целей и средств наличного бытия. Жане трактует функции как нисходящий ряд. Вершине соответствует «функция действительного», выражающаяся в волевых актах, внимании и ощущении реальности момента. Ниже следует «незаинтересованная активность», далее — функция «воображения» (фантазия), далее — «висцеральная реакция чувства» и, наконец, «бесполезные соматические движения»   [цит.по: 56].

Пьер Жане сформулировал положение о том, что первичным является реальное действие, производимое в условиях сотрудничества между людьми. В дальнейшем это действие из реального становится вербальным, а затем сокращается и переходит во внутренний план — план беззвучной речи, и наконец, превращается в умственное действие. Все внутренние операции — суть преобразованные внешние, совершаемые в ситуации сотрудничества.
В групповом акте сотрудничества имеется особый аспект, центрация на котором приводит к выводу о том, что во взаимодействии индивидов присутствует не только социальный, но и психологический контекст. Он провозглашает принцип сотрудничества, согласно которому человеческое поведение строится не только на основе коллективных представлений, имеет мотивационный заряд и реализуется системой внешних и внутренних операций, но и включает в себя отношение между участниками сопряженной деятельности. Анализ категории «отношение» рассматривается им как особый аспект психической деятельности человека, который не может быть полностью раскрыт ни в категориях социологии, ни в терминах психологии (образа-действия-мотива). Для обозначения новой реальности использовался термин «психосоциальное отношение». Жане развивает исторический подход к психике, собо выделяя социальный уровень поведения и его производные — волю, память, мышление. Самосознание развитие языка П. Жане связывает с развитием памяти и представлений о времени   [15].

Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер (1893-1982). Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач: 1) биолого-биографического исследования, или изучения объективных условий жизни; 2) изучения истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека; 3) анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях

Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Связывая эти два процесса с особенностями протекания психических процессов, она выделяет две фазы переходного возраста — негативную и позитивную.
Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. У девочек период негативности продолжается от 2 до 9 месяцев (с 11 до 13 лет) и заканчивается началом менструаций, а у мальчиков — предел возрастных колебаний больше, он приходится на возраст 14-16 лет.

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.

В познании внутреннего мира личности Ш. Бюлер отдает предпочтение биографическому методу, изучению дневников. Собрав свыше 1000 дневников, она обнаружила удивительное сходство между ними, в первую очередь имеющее отношение к затрагиваемым подростком темам, таким как чувство одиночества, интерес к себе, проблема времени, поиск идеала, жажда любви и др. Теории П. Жане и Ш. Бюлер относятся к эволюционно-генетическому подходу, в котором делается попытка проследить связь жизненного пути личности и возрастной периодизации, соотношение внешних и внутренних событий жизни.
Наиболее распространенным методом ранних теорий жизненного пути личности является биографический сбор материала. Исследователи с большой серьезностью относились к подобным эмпирическим процедурам, зная их достоинства и недостатки. «Недопустимо прилагать категории биографического подхода без разбора ко всему, что выявляется при анамнезе или исследовании. Биографический метод — это не объяснение, а род наблюдающего восприятия. Используя его, мы не обнаруживаем никаких новых факторов или веществ наподобие излучений или витаминов. Но он оказывает преобразующее воздействие на фундаментальные категории объяснения. Включение субъективного фактора в методологию исследования — это точка, в которой возникает сдвиг фундаментальных категорий»

Ранние работы по проблеме эволюции жизни имели общие корни — они понимали развитие как эволюционный, строго заданный процесс, определяемый и внешними, и внутренними факторами; рассматривали развитие человеческой жизни, с одной стороны, как уникальный, с другой — как универсальный процесс. И единичное, и общее нередко представлялось как уже заранее заданное, предопределенное. «Жизнь человека структурируется благодаря его работе, деятельности по созданию собственного мира, творчеству. Жизнь человека, вплоть до самых глубинных основ детерминируется возможностями конструктивной деятельности в том мире, в котором этот человек растет. Широта его горизонтов, устойчивость его основ, испытываемые им потрясения — все это в целом имеет свой источник в мире, где данный индивид родился, и определяет меру его самосознания и содержание его экзистенциального опыта [цит.по: 56].

С.Л. Рубинштейн полагал, что проникновение в психологию принципа эволюции сыграло для ее развития значительную роль. Во-первых, эволюционная теория «ввела в изучение психических явлений новую, очень плодотворную точку зрения, связывающую изучение психики и ее развития не только с физиологическими механизмами, но и с развитием организмов в процессе приспособления к среде», а во-вторых, привела к развитию генетической психологии, стимулируя работы в области фило- и онтогенеза [46].

Функционально-динамический подход к проблеме жизненного пути личности и ее времени. Проблема жизненного пути в работах С.Л.Рубинштейна. С.Л. Рубинштейн — один из тех отечественных психологов, кто целенаправленно занимался проблемой жизненного пути личности. Он критически отнесся к эволюционной теории Ш. Бюлер, утверждая, вопреки ей, что жизненный путь   не есть простое развертывание плана жизни, заложенного в детстве. Это  социально детерминированный процесс, на каждом этапе которого возникают новообразования. Личность является активным участником этого процесса, и в любой момент может вмешаться в него. Именно в таком ключе, т.е. в плане постановки проблемы жизненного пути личности как процесса, детерминируемого социальными и субъектными переменными, в 30-е г. ХХ в. и была сформулирована задача исследования индивидуальной истории человека.

Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека.

Свои исходные взгляды Рубинштейн изложил в «Основах общей психологии», где пока еще не фигурирует само понятие субъекта, но та реальность, которую оно обозначает, уже представлена. «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал» [46, с. 683]. В данном утверждении содержится указание не только на то, что личность зависит от условий и обстоятельств своей жизни, но и на то, что она сама их обусловливает. Сознание, активность, зрелось личности рассматриваются Рубинштейном как «высшие личностные образования», которые выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути человека как субъекта деятельности [8,20].  

В отличие от отечественной психологии того времени, которая исследовала личность либо через систему общественных отношений, конкретно реализуемых во взаимодействии между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский), либо с помощью категории деятельности (А.Н. Леонтьев), С.Л. Рубинштейн вышел за пределы конкретных видов материальной и идеальной деятельности, поместив личность в более широкий контекст — в пространство ее жизнедеятельности. Именно личность соотносит свои субъективные желания и объективные требования социальной ситуации, осуществляя регуляцию взаимоотношений между субъектом и объектом. «Таким образом, личность не растворяется в деятельности, а посредством нее решает сложные жизненные задачи и противоречия. Здесь деятельность выступает в качестве поведения и поступков. Это и есть качество личности как субъекта жизни, который определяет свои ценности и способы их реализации в жизни, строит свои отношения (и способы общения в них), находит адекватные своей личности способы самореализации в деятельности» [5,6].

Понятие субъекта и положение о субъектном подходе при исследовании психики были введены С.Л. Рубинштейном в 40-х г. ХХ в. Дальнейшую разработку они получили в работах 50-х г.г. — «Бытие и сознание» (1957) и «Принципы и пути развития психологии» (1959). Это понятие позволило преодолеть безличную связь сознания и деятельности. «В общей проблеме детерминации поведения человека эта рефлексия или, говоря иными словами, мировоззренческие чувства, выступают как внутренние условия, включенные в общий эффект, определяемый закономерным соотношением внешних и внутренних условий. От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней» [цит.по: 56].

Субъектный подход преодолевает обособленное изучение личности — ее отдельных качеств, сторон, свойств, ипостасей вне жизни, а также безличный подход к изучению жизненных структур, ценностей, событий, периодов развития человека.

Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения:

· психического склада — индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

· личностного склада — мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

· жизненного склада — способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это — активность, сознание и способность к организации времени жизни.

Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах. Понятие активности тесно связано с пересмотренным Рубинштейном в 50-е г.г.  ХХ в. принципом детерминизма. В новой трактовке он звучал как соотношение внешнего и внутреннего, во взаимосвязи которых все возрастающую роль играет именно внутреннее. «Общий принцип решения проблемы внешнего и внутреннего, сформулированный мною, — пишет С.Л. Рубинштейн,  заключается в соотношении самоопределения и зависимости от другого: внешние условия не прямо и непосредственно определяют конечный результат, а преломляясь через действие внутренних условий, собственную природу данного тела или явления.. При этом, строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства. Действие причины зависит от природы объекта, на который оказывается воздействие, от его состояния» [цит.по: 56].

Основными формами активности являются инициатива и ответственность. Инициатива рассматривается как свободная, отвечающая потребностям субъекта форма самовыражения, а ответственность (по Рубинштейну) как самое глубокое, равное самой жизни чувство серьезности, как жизненная способность личности удерживать контроль за собой и всем происходящим, видеть скрытые стороны жизни, обнаруживающие себя в последствиях, быть субъектом своей жизни и организатором жизни других людей [6].

Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции — функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания. Такая трактовка сознания содержится в более ранних работах Рубинштейна.

Позднее, в книге «Бытие и сознание» сознание стало интерпретироваться с помощью категории идеального. «Идеальным Рубинштейн называет отношение между знанием, идеями, образами и т.д. как результатами познания, отражения и их объектом, действительностью» [8,c.121]. Функции сознания обнаруживаются в процессе осуществления личностью самодетерминации процесса своего осуществления. Это означает, что проблема сознания обсуждается в новом для ее понимания контексте — в пространстве категорий свободы и необходимости. Теперь субъект не просто опосредствует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий. «В силу того, что человек, благодаря наличию у него сознания, может предусмотреть, заранее представить себе последствия своих действий, он самоопределяется во взаимодействии с действительностью, данной ему в отраженной идеальной форме (в мысли, в представлении) еще до того, как она может предстать перед ним в восприятии в материальной форме: действительность, еще не реализованная, детерминирует действия, посредством которых она реализуется» [цит.по:56].

Понятие жизненного пути личности, таким образом, неразрывно связано с понятием субъекта. Именно категория субъекта означает высший уровень развития личности. «Личность становится индивидуальностью, достигая максимального уровня своей особенности, а субъектом она становится, достигая оптимального уровня развития своей человечности, этичности (по Рубинштейну). Но, поскольку ее развитие осуществляется не «в себе» или «для себя», а в жизненном пути, общении, деятельности, то качество ее как субъекта проявляется в оптимальном способе организации этого жизненного пути, общения, деятельности». Субъект, таким образом, проявляется через такие категории, как организация жизни и деятельности, способ разрешения противоречий и совершенствование [9].

А.В. Брушлинский утверждал: «Субъектом столь неразрывного, недизъюнктивного единства природного и социального (культуры) становится человек по мере того, как он — будучи ребенком, подростком и т.д. — начинает выделять себя (не отделять!) из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту действия, познания, созерцания и т.д. Первый существенный критерий становления субъекта — это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения их простейшими значениями слов. Следующий наиболее важный критерий — это выделение детьми в возрасте 7-10 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий (числа и т.д.)» [20].

Согласно А.В. Брушлинскому, субъект — это человек, люди на высшем уровне активности, который индивидуален для каждого, на уровне целостности и автономности; для субъекта окружающая действительность — не только система раздражителей, а объект действия и познания, субъект — более широкое понятие, чем человек. Субъект есть единство всех его качеств — природных, социальных, общественных, индивидуальных. Личность — менее широкое определение человеческого индивида и обозначает социальные свойства человека [20].

Основной характеристикой субъекта является «переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя» [16].

Действительно, как отмечает К.А. Абульханова-Славская, исходным уровнем организации жизни и качества личности является ее невыделенность из хода событий, из жизни. Организация жизни тесно связана с ее осуществлением. «Затем на следующем уровне личность начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям» не наблюдается синхронности между изменчивостью личности и ходом событий. На высшем уровне личность не только самоопределяется по отношению к ходу отдельных событий, она «начинает последовательно и определенно проводить свою линию жизни, имеющую собственную логику, хотя и не обязательно ведущую к успеху»   Как субъект деятельности она не подчинена обстоятельствам, и поэтому может вступать в противоречие с ними. «Важнейшей характеристикой личности в качестве субъекта жизнедеятельности выступает знание, чего она хочет, знание своих и объективных возможностей, а главное, на что и как далеко она пойдет ради своих общественных принципов…» [7,с.35-36].

Проведение единой жизненной линии заключается не просто в отделении значимого от незначимого, а и в определении меры и масштаба значимости. Умение разрешать противоречия и определяет способность личности к регуляции диссонанса между ожиданиями и достижениями, которые строятся вокруг значимых событий.

Личность в качестве субъекта жизни существует в другом времени и пространстве, она сама организует и то, и другое, выбирая свой уникальный, присущий ее природе способ регуляции времени жизни. Эти задачи, поставленные С.Л. Рубинштейном в разные периодыего деятельности, были реализованы в трудах его учеников и последователей и в работах авторов, которые занимались проблемой времени вне контекста функционально-динамического подхода к личности.

Психологическое время личности. В психологии сложилась богатая традиция изучения психологического времени. Она начата в работах М.Гюйо, П.Жане, А.Бергсона, П Фресса, Ж. Ньюттена, к, Левина. С.Л.Рубинштейн сформулировал понятие «кажимости» времени и человека как «субъекта жизни», ответственного за сценарий своей судьбы.



stydopedya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *