Пассивное агрессивное и ассертивное поведение: Ассертивное, пассивное и агрессивное поведение

Ассертивное, пассивное и агрессивное поведение

Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».

АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суть
Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других. Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят. При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе. Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.

Явное поведение
Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу.

Скрытая мысль
Я не позволю Вам использовать меня и не буду атаковать Вас за то, что Вы такой, как Вы есть.

Цель
Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.

Вербальные и невербальные характеристики
• Активное слушание
• Твердый, спокойный голос
• Прямой контакт глаз
• Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
• Громкость голоса, подходящая к ситуации
• Использование: «Я», «Я люблю, хочу. ..», «Я не хочу…»
• Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
• Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось…»

Выгода
Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности. Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.

Расплата
Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление.

ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суть
Вы нарушаете Ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли и убеждения, а, следовательно, позволяете другим нарушать Ваши права. Пассивное или неассертивное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимание. Пассивный человек позволяет другим топтаться по себе, как по коврику в коридоре. Неассертивные люди думают, что они не контролируют события, находятся под контролем и не имеют возможности действовать самостоятельно. Они не позволят своим потребностям иметь преимущество над потребностями других. Они позволяют другим принимать за них решения, даже если знают, что в последствии они будут об этом жалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

Явное поведение
Со мной все равно не считаются, поэтому можете мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем Ваши.
Скрытая мысль
Позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве Вы будете любить/уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защитить Вас от боли.
Подсознательное
За неуверенностью скрыть глубинный страх, не соответствовать ожиданиям других.
Цель
Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой.

Вербальные и невербальные характеристики
• Позволить событиям проходить мимо
• Ходить вокруг да около — не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду
• Ни к месту извиняться мягким, неустойчивым голосом
• Быть нечетким, избегать прямого взгляда
• Избегать телесных контактов — отступить от других, сутулить плечи
• Моргать или смеяться при выражении гнева
• Прикрывать рот рукой
• Использовать фразы: «Если это не будет слишком затруднительно для Вас» и «Но все равно делайте, что
хотите…»
Выгода
Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, Вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие будут защищать Вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или прячете конфликт, которого боитесь.

Расплата
Если из-за недостатка ассертивности Вы позволили отношениям развиваться не так, как Вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и др.). Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Суть
Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда Вам угрожают, Вы атакуете.

Явное поведение
Мне не важно, что Вы чувствуете. То, что важно для Вас, совершенно безразлично для меня.
Скрытая мысль
Я «сделаю» тебя до того, как это сделаешь ты. Я здесь номер первый.
Вербальные и невербальные характеристики
• Вторжение в пространство других людей
• Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд
• Родительские жесты
• Угрозы: «Лучше поосторожней», «Если ты не. ..», «А ну-ка…» и др.
• Прерывания: «Да что ты говоришь», «Не будь дураком» и др.
• Оценивающие комментарии
Выгода
Другие делают то, что Вы хотите. Все идет так, как Вы хотите, и Вам нравится чувство человека, который сам управляет своей жизнью. Вы менее уязвимы в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией.
Подсознательное
За агрессией всегда скрыта глубокая неуверенность в себе.

Цель
Доминировать, побеждать, заставить другого проигрывать и наказать других.
Расплата
Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться. Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого.

Манипуляция? Агрессия? Ассертивность?

Ассертивное поведение – способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

Ассертивное поведение – способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

Различные стили поведения сотрудников в организациях. Их преимущества и недостатки

Поведение сотрудников организаций может принимать различные формы: пассивную и активную.

Пассивное поведение

Пассивное поведение в организациях – деятельность ограничена рамками должностных инструкций, исключая любую инициативу. Работа по принципу: «солдат спит – служба идёт». Работники реагируют лишь на прямые приказы руководства. Пассивный стиль бывает обусловлен низким уровнем рабочей мотивации. Он хорошо сочетается с административно-командным стилем руководства.

Выгоды пассивного поведения для работника: минимальный объём ответственности, малые затраты энергии, наличие большого количества оправданий на случаи ошибок и неудач, отсутствие необходимости в напряжённом творческом мышлении.

Достоинства пассивного стиля: высокая предсказуемость действий подчинённых и результатов, сравнительно малое количество ошибок.

Недостатки: отсутствие инициативы, замедленная реакция на неожиданности, низкие темпы развития.

Активное поведение может быть агрессивным, манипулятивным и ассертивным.

Активный агрессивный стиль

Под агрессией понимаются любые формы поведения, предполагающие причинение кому-либо или чему-либо физического или психологического ущерба .

Агрессия может быть инструментальной, когда человек или организация достигает своих целей через сознательное причинение вреда другому человеку или организации.

Пример инструментальной агрессии во внешней политике организации: «чёрный PR» – распространение негативной информации о конкурентах с целью увеличения собственной доли рынка.

Пример инструментальной агрессии во внутренних отношениях в организации: прямое принуждение персонала к выполнению работы, не входящей в должностную инструкцию, через угрозу увольнения (достигаются рабочие цели организации).

Агрессия также может быть эмоциональной или враждебной, когда усилия направлены на борьбу с чем-либо или кем-либо и единственной целью является причинение ущерба объекту взаимодействия.

Пример эмоциональной агрессии во внешней политике: месть контрагенту, не выполнившему условия джентльменского соглашения (я не рассматриваю случаи, когда месть осуществляется с сознательной целью поддержания авторитета организации и/или предполагает возможность получения материальной компенсации).

Пример для внутренней политики: оскорбление сотрудника (руководителя, подчинённого), если, конечно, оскорбление не служит для вызова нужных нападающему реакций.

«Нападение на провоцирующего нас человека не обязательно окажется хорошим выходом из ситуации вне зависимости от того, какое удовлетворение может принести нам эта агрессия. Начав атаку на своего обидчика, первоначально мы можем получить удовольствие от своих действий: помимо достижения агрессивных целей мы можем надеяться на то, что дадим ему хороший

Однако за подобное удовольствие всё равно придётся платить. Люди, подвергнувшиеся нашему нападению, могут ответить нам в том же духе, что неминуемо приведёт к длительному обмену агрессивными и контрагрессивными действиями. Существует и другая, не такая очевидная возможность развития событий. Агрессоры нередко испытывают удовольствие, когда видят, что им удалось причинить вред атакованным им людям.

Благодаря получению подобного подкрепления они с большей вероятностью будут готовы нападать на других людей, даже если возникшая в будущем ситуация окажется существенно иной. Поэтому хотя наши агрессивные побуждения и могут ослабнуть после наказания провоцировавших нас людей, но при этом возникает лишь краткосрочное уменьшение вероятности новых проявлений нашей агрессивности.

В долгосрочном плане мы, скорее всего, станем ещё более агрессивными, чем были в прошлом» (Берковиц).

Агрессивный стиль широко распространён в современных организациях. Его основное преимущество состоит в том, что он иногда позволяет быстро достигать целей организации или личных целей. Человек, использующий этот стиль поведения, часто испытывает эйфорию от чувства превосходства, может также снимать таким образом напряжение (так называемое «выпускание пара»).

Недостатки агрессивного стиля поведения: может вызывать ответные реакции избегания или встречной агрессии, затрудняет построение долгосрочных отношений, влечёт обиды и возмущение, отказ от сотрудничества. У самого агрессора обычно возникает чувство отвращения к себе, гнев на себя, теряется самоконтроль.

Манипулятивный стиль поведения

Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Важное отличие манипулятивного стиля от агрессивного заключается в закрытости целей от объекта манипуляции. Раскрытие цели ведёт к разрушению манипуляции, и общение переходит в агрессивный или ассертивный стиль.

В литературе указываются следующие отличительные черты манипуляции:

  • Осознанность манипулятором своих целей и средств.
  • Скрытость целей манипулятора.
  • Скрытость средств манипулятора.
  • Принятие адресатом на себя ответственности за происходящее.

Пример манипуляции при внешнем контакте: жалобы на бедственное положение дел в фирме, просьбы «войти в положение». Цель: добиться смягчения позиции контрагента, в конечном итоге – увеличить прибыль собственной организации за его счёт.

Пример манипуляции при общении внутри организации: лестные отзывы о профессиональных качествах коллеги, сопровождаемые просьбой о «небольшой» помощи с последующей демонстрацией собственной беспомощности. Цель: переложить выполнение работы на другого.

Преимущества манипулятивного стиля поведения: позволяет достигать краткосрочных целей с минимальными затратами, получать удовольствие от ощущения тайной власти и чувства превосходства.

Недостаток: риск раскрытия манипуляции и связанное с ним нервное напряжение манипулятора.

У окружающих манипулятивное поведение вызывает раздражение, досаду, тревогу, подозрения, чувство вины. Эти чувства затрудняют деловое взаимодействие, обуславливают возникновение конфликтов и могут приводить к разрыву отношений. Манипулятор также часто становится объектом встречных манипуляций. Пример: «спасатель» требует у «жертвы» оказания ответной услуги (ну я же тебе помог!).

Манипуляция основана на утаивании информации. Поэтому манипулятивный стиль взаимодействия часто препятствует движению рабочей информации, уменьшает суммарный объём информации при принятии важных решений, что приводит к ошибкам в деятельности и снижению эффективности работы организации.

Ассертивное поведение

Ассертивное поведение – способ действий, при котором человек активно и последовательно отстаивает свои интересы, открыто заявляет о своих целях и намерениях, уважая при этом интересы окружающих.

Ассертивность с точек зрения различных авторов

Ассертивное поведение (некоторые авторы используют слово «ассертивность», вкладывая в него аналогичный смысл) разными авторами понимается несколько по-разному. Правильнее было бы различать эти понятия. Под ассертивностью следует понимать свойство личности, ее склонность вести себя при достижении своих целей ассертивно. Ассертивное же поведение — это реализация данного свойства в конкретном поведении человека.

Сложилась традиция описывать ассертивное поведение через некоторый набор правил (прав), которые соблюдает в своем поведении ассертивный человек.

М. Дж. Смит

С точки зрения прав личности — человек осведомлён о собственных правах, пользуется ими и, при необходимости, отстаивает свои права. В то же время ассертивный человек признаёт за окружающими такие же права и стремится строить взаимоотношения без нарушения чьих-либо прав.

Список неотъемлемых прав личности с точки зрения Смита:

  • Вы имеете право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
  • Вы имеете право не оправдываться, не извиняться за свое поведение.
  • Вы имеете право решать, должны ли вы брать на себя ответственность за чужие проблемы (есть ли вам дело до чужих проблем).
  • Вы имеете право передумать, изменить свое мнение.
  • Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них.
  • Вы имеете право не зависеть от того, как к вам относятся другие.
  • Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
  • Вы имеете право быть нелогичным в принятии решений.
  • Вы имеете право сказать: «Мне наплевать», «Меня не интересует», «Меня не волнует».

В случае возникновения дисбаланса «мои права – чужие права» поведение становится пассивным (у меня прав меньше, чем у окружающих) или агрессивным (у меня прав больше, чем у окружающих). Манипуляция с точки зрения прав личности скорее агрессивна, так как объект манипуляции не использует часть своих прав по неосведомлённости, сознательно или «по забывчивости». Интересен случай «у меня нет прав, у окружающих нет прав» — предельный случай пассивности, похоже на смерть личности.

Э.Берн

Если рассматривать стили поведения в терминах трансакционного анализа, то получается следующая картина.

Состояние «Родитель»: человек рассуждает так же, как обычно рассуждал один из его родителей (воспитателей, руководителей), реагирует так, как прореагировал бы он. Благодаря Родителю, многие реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, но затрудняет принятие точки зрения другого человека. Поведение Родителя описывается формулой «Так надо», «Знаю, как надо».

Состояние «Ребёнок»: человек реагирует так же и с той же целью, как это сделал бы маленький ребёнок. Ребёнок не всегда задумывается о последствиях своих действий для себя и для других людей и руководствуется формулой «Я хочу».

Состояние «Взрослый»: человек самостоятельно и объективно оценивает ситуацию, в непредвзятой манере излагает ход размышлений, формулирует свои проблемы и выводы, к которым пришёл. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Взрослый осознаёт свои цели, эмоции и побуждения и в состоянии управлять ими. Формула действия для взрослого: «Я выбираю», «Я предпочитаю».

Ассертивное поведение – это отношения на уровне Взрослый —Взрослый, то есть ассертивный человек воспринимает и ведёт себя как взрослый плюс точно так же относится к объекту взаимодействия.

Ассертивный стиль поведения хорошо подходит для применения в повседневной деятельности организаций. Этот стиль позволяет находить взаимоприемлемые решения и сохранять отношения даже в очень сложных ситуациях. Сложности с применением ассертивности связаны с тем, что навыки такого поведения требуют серьёзной подготовки и практики, поскольку для большинства людей более привычны другие стили общения.

© 2004 Алексей Сергеев
www.master-class.spb.ru
При перепечатке ссылка обязательна

Пассивно-агрессивное и напористое поведение в отношениях

Одна из самых распространенных реакций людей, когда я рассказываю о своей работе по преодолению пассивно-агрессивного поведения, — это страстное: « Пассивная агрессия так расстраивает! Терпеть не могу пассивно-агрессивных людей !» за которым последовало быстрое и более застенчивое: « Подождите, а что такое пассивная агрессия?»

По правде говоря, существует много путаницы в отношении различий между прямой агрессией, определяемой как спонтанный, незапланированный акт гнева, направленный на причинение вреда или уничтожение кого-либо или чего-либо (Long, Long and Whitson, 2009). ) — и пассивная агрессия, гораздо более преднамеренный, но скрытый способ выражения гнева таким образом, что тонко, но верно «отомстит» кому-то. В то время как агрессивный человек часто действует импульсивно и вскоре сожалеет о своем поведении, пассивно-агрессивный человек обычно получает истинное удовольствие от того, что расстраивает других — отсюда и термин «сердитая улыбка».

Отличительной чертой пассивно-агрессивного человека является то, что он или она считает, что жизнь станет только хуже, если другие люди узнают о его гневе, поэтому он выражает свои мысли и чувства косвенно, через характерное поведение, например, уход от разговоров (часто с последними словами например, «хорошо» или «что угодно»), дуться, откладывать дела на потом, выполнять задачи на уровне ниже стандартного, саботировать групповые усилия и распространять слухи или недовольство за кулисами.

Знакомо?

Второй наиболее часто задаваемый мне вопрос касается разницы между пассивной агрессией и напористостью. Во многом эти два стиля являются полными противоположностями. Первый отмечен эмоциональной косвенностью, а второй — выражением гнева прямым, вербальным и эмоционально честным способом. В то время как пассивная агрессия связана с замаскированным гневом, настойчивость заключается в том, чтобы подружиться с гневом, овладеть им и дать ему возможность выразиться так, чтобы никому не было больно и не обесценивалось.

Итак, как все это выглядит в реальном мире — помимо теории коммуникации и в практике реальных взаимодействий между людьми? Ниже я привожу пример того, как агрессивный, пассивно-агрессивный и напористый стили общения проявляются в обычной ситуации между мужем и женой:

Агрессивная просьба мужа: * химчистка! И не забудьте на этот раз, как на прошлой неделе! Черт возьми, ты никогда ничего не делаешь прямо здесь!

Пассивно-агрессивный запрос мужа : «После того, как вы сделаете педикюр или сделаете что-то, что вы делаете весь день, пока я на работе, не могли бы вы забрать мою химчистку для меня? То есть, если вы не слишком занят. »

Настойчивая просьба мужа : «Не могли бы вы забрать мою химчистку для меня по пути домой сегодня вечером?»

Обратите внимание на разницу между тремя способами, которыми мужья обращаются к своим партнерам с просьбой об одной и той же услуге. В первом примере агрессивный проситель идет прямо в яремную вену своей жены, вспоминая прошлые ошибки, оскорбляя ее, ругаясь и используя «ты» сообщения, чтобы посыпать соль на ее открытую рану. Пассивно-агрессивный муж, напротив, просит о вещах окольными путями, добавляя удары тыльной стороной руки, которые достаточно очевидны, чтобы причинить боль, и в то же время достаточно скрыты, чтобы их отвергли. В обоих сценариях ясно видно, что стиль каждого мужа — это четко написанное приглашение как к немедленному, так и к долгосрочному конфликту.

В последнем примере напористый муж делает прямую и прямую просьбу. Он не обесценивает свою партнершу и никоим образом не уважает ее. По крайней мере, он эффективен в своем общении, экономя время и силы, обращаясь за помощью прямо, просто, прямо и без скрытых топоров.

При сравнении стороны к стороне различия между агрессивным, пассивно-агрессивным и напористым общением совершенно очевидны. В долгосрочной перспективе пассивная агрессия еще более разрушительна для межличностных отношений, чем агрессия, и со временем все отношения с пассивно-агрессивным человеком станут запутанными, обескураживающими и дисфункциональными (Long, Long, and Whitson, 2009).).

Для получения дополнительной информации о принятии позитивных решений при выражении гнева и изменении пассивно-агрессивного поведения ознакомьтесь с Злая улыбка: психология пассивно-агрессивного поведения в семьях, школах и на рабочем месте , 2-е изд., или посетите сайт Signewhitson. com для онлайн-тренировок и онлайн-тренировок.

Разница между агрессивным, пассивным и ассертивным поведением

Агрессивное, пассивное и ассертивное поведение
 

Разницу между агрессивным, пассивным и ассертивным поведением можно определить по разным реакциям на ситуацию. Поведение человека можно разделить на несколько типологий. При наблюдении за реакцией человека на ситуации можно выделить такую ​​типологию. Согласно этому, люди могут вести себя тремя различными способами. Они напористое, агрессивное и пассивное поведение. Напористое поведение включает в себя честное, прямое и уверенное поведение, не нарушающее права других. Агрессивное поведение предполагает враждебность и насилие по отношению к другим. Пассивное поведение предполагает непротивляющееся поведение. Это ясно показывает, что они относятся к трем различным типам поведения. В этой статье давайте рассмотрим различия между этими тремя формами поведения.

Что такое напористое поведение?

Напористое поведение характеризуется честностью, уверенностью, заботой, активным участием и заботой о правах других . Человек, демонстрирующий напористое поведение, всегда честен и говорит уверенно. Он активно участвует в ситуации и непосредственно занимается проблемой. Такое поведение часто считается превосходным и лучшим методом разрешения ситуаций.

Человек с ассертивным поведением заботится о правах других и не нарушает их. Они открыто выражают свои желания и мнения, что приводит к лучшему пониманию. Они уверены не только в своем мнении, но и в себе. Это позволяет им быть удовлетворенными тем, как они справляются с ситуациями. Когда дело доходит до отношений с другими, их честность и прямолинейность позволяют им улучшать отношения и укреплять их.

Напористое поведение характеризуется честностью, уверенностью, заботой и т. д.

Что такое агрессивное поведение?

Агрессивное поведение характеризуется насилием и враждебностью по отношению к другим . В отличие от людей с напористым поведением, человек с агрессивным поведением не беспокоится о других. Он эгоистичен и очень самоуверен. Он не слушает других, а подходит к ситуации только со своей точки зрения. Агрессивное поведение и напористое поведение имеют одну общую характеристику. Это экспрессивность. Так же, как напористый человек, агрессивный человек также выражает себя. Однако это может быть полно враждебности.

В отличие от напористого поведения, когда человек заботится о других, агрессивное поведение этого не делает. Он обвиняет других и очень невнимателен. Такой человек может атаковать других физически или словесно и не может сосредоточиться на проблеме, поскольку им движет гнев.

Что такое пассивное поведение?

Те, у кого пассивное поведение, невыразительны . Они не выражают свое мнение или свои потребности. Они не играют активной роли и позволяют другим делать выбор за них. Обычно они безразличны к окружающим и замкнуты. В отличие от агрессивного человека, пассивный человек не выражает гнев напрямую, а держит его внутри. Ему не хватает уверенности, и из-за этой характеристики другие могут оскорблять его. Еще одна ключевая черта такого человека заключается в том, что он не будет сталкиваться с ситуацией или проблемой, а предпочитает избегать ее. Это подчеркивает, что эти три поведения отличаются друг от друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *