Психология ощущений. — АДАПТАЦИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.
Страница 8 из 10
АДАПТАЦИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.
Хотя наши органы чувств и ограничены в возможностях восприятия сигналов, тем не менее, они находятся под непрерывным воздействием раздражителей. Мозгу, который должен перерабатывать получаемые сигналы, нередко угрожает перегрузка информацией, и он не успевал бы ее “сортировать и упорядочивать”, если бы не было регулирующих механизмов, которые поддерживают количество воспринимаемых раздражителей на более или менее постоянном приемлемом уровне.
Этот механизм, называемый сенсорной адаптацией, действует в самих рецепторах. Сенсорная адаптация, или приспособление – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Она уменьшает их чувствительность к повторяющимся или длительно (слабо, сильно) воздействующим стимулам. Различают три разновидности этого явления.
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.
В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз, лежащий на коже, вскоре перестает ощущаться. Обычным фактом является и отчетливое исчезновение обонятельных ощущений вскоре после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом. Интенсивность вкусового ощущения ослабевает, если соответствующее вещество в течение некоторого времени держать во рту, и наконец ощущение может угаснуть совсем.
Полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя не наступает. Это объясняется компенсацией неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата. Постоянные произвольные и непроизвольные движения глаз обеспечивают непрерывность зрительного ощущения. Эксперименты, в которых искусственно создавались условия стабилизации изображения относительно сетчатки глаз, показали, что при этом зрительное ощущение исчезает спустя 2-3 секунды после его возникновения, т.е. наступает полная адаптация (стабилизация в эксперименте достигалась при помощи специальной присоски, на которой помещалось изображение, двигавшееся вместе с глазом).
2. Адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается. Когда мы из полутемной комнаты попадаем в ярко освещенное пространство (например, выходя из кинотеатра на улицу), то сначала бываем ослеплены и не способны различать вокруг какие-либо детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора резко снижается, и мы начинаем нормально видеть. Это понижение чувствительности глаза при интенсивном световом раздражении называют световой адаптацией.
Описанные два вида адаптации можно назвать негативной адаптацией, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов. Негативная адаптация – вид сенсорной адаптации, выражающийся в полном исчезновении ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя, а также в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
3. Наконец, адаптацией называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию. Позитивная адаптация – вид повышения чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
В зрительном анализаторе – это адаптация к темноте, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине. В температурных ощущениях позитивная адаптация обнаруживается тогда, когда предварительно охлажденная рука чувствует тепло, а предварительно нагретая — холод при погружении в воду одинаковой температуры. Вопрос о существовании негативной болевой адаптации долгое время был спорным. Известно, что многократное применение болевого раздражителя не обнаруживает негативной адаптации, а напротив действует все сильнее с течением времени. Однако новые факты свидетельствуют о наличии полной негативной адаптации к уколам иглы и к интенсивному горячему облучению.
Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие — медленную. Например, тактильные рецепторы адаптируются очень быстро. По их чувствующему нерву при воздействии какого-либо длительного раздражения пробегает лишь небольшой “залп” импульсов в начале действия раздражителя. Сравнительно медленно адаптируется зрительный рецептор (время темповой адаптации достигает нескольких десятков минут), обонятельный и вкусовой.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. Адаптация помогает (посредством органов чувств) улавливать слабые раздражители и предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при продолжительном воздействии на него раздражителя. Так, известно, что под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.
Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, т.е. для того чтобы его чувствительность приблизилась к абсолютному порогу требуется 40 минут. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочкового, характерного для дневного освещения, в течение 10 минут глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи. При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению.
Применительно к другим органам чувств пока не доказано, что в их рецепторных аппаратах имеются какие-либо вещества, химически разлагающиеся при воздействии раздражителя и восстанавливающиеся при отсутствии такого воздействия.
Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность. Развитие торможения вызывает усиленное возбуждение других очагов, что способствует повышению чувствительности в новых условиях (явление последовательной взаимной индукции).
Другой регулирующий механизм находится в основании мозга, в ретикулярной формации. Он вступает в действие в случае более сложной стимуляции, которая хотя и улавливается рецепторами, но не столь важна для выживания организма или для той деятельности, которой он в данное время занят. Речь идет о привыкании, когда определенные раздражители становятся настолько привычными, что перестают влиять на активность высших отделов мозга: ретикулярная формация блокирует передачу соответствующих импульсов для того, чтобы они не “загромождали” наше сознание. Например, зелень лугов и листвы после долгой зимы сначала кажется нам очень яркой, а через несколько дней мы к ней так привыкаем, что просто перестаем замечать. Подобное явление наблюдается у людей, живущих вблизи аэродрома или автодороги. Они уже “не слышат” шума взлетающих самолетов или проезжающих грузовиков. То же самое происходит и с горожанином, который перестает ощущать химический привкус питьевой воды, а на улице не чувствует запаха выхлопных газов автомашин или не слышит автомобильных сигналов.
Благодаря этому полезному механизму (механизму привыкания) человеку легче заметить любое изменение или новый элемент в окружающей обстановке, легче сконцентрировать на нем свое внимание, а в случае необходимости и противостоять ему. Подобного же рода механизм позволяет нам сосредоточивать все внимание на какой-то важной задаче, игнорируя привычные шумы и суету вокруг нас.
<< Предыдущая — Следующая >>
Адаптация к ощущениям. — nlpt — LiveJournal
?- Адаптация к ощущениям.
- nlpt
- December 10th, 2015
Адаптация к ощущениям
Что?
Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств
под влиянием действия раздражителя.
Синоним:
Приспособление
Виды:
Негативная:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.
В случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию
Пример:
легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться
2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
Позитивная:
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя
Пример:
В зрительном анализаторе
темновая адаптация
при которой увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте
Болевая адаптация
Негативная
ряд фактов свидетельствует о её возможности в отдельных случаях, например:
к уколам иглы,
к интенсивному горячему облучению
Позитивная:
действует все сильнее с течением времени
Зачем?
Адаптация
помогает посредством органов чувств улавливать слабые раздражители
и предохраняет органы чувств
от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Как?
Чувствительность анализаторов,
определяемая величиной абсолютных порогов,
не постоянна
и изменяется под влиянием ряда
условий,
физиологических
и психологических
среди которых особое место занимает явление адаптации.
Скорость адаптации
имеет огромное биологическое значение
Разная
Пример:
Тактильные рецепторы
быстро
рецепторы
Зрительный
обонятельный,
вкусовой
адаптируются медленно
до нескольких десятков минут
См. также
Сенситизация
– обострение (усиление) чувствительности,
является результатом
либо адаптации,
либо создания оптимальных условий для восприятия конкретных раздражителей.
Пример:
сенситизация наступает в результате темновой адаптации, когда ранее не видимые предметы начинают восприниматься с помощью палочек сетчатки.
Особый тип сенситизации
– перекрестная сенситизация, при которой снижение импульсного тока в одной сенсорной системе приводит к обострению чувствительности в другой.
Пример:
в темноте резко снижаются слуховые пороги,
что вызывает обострение слуховой чувствительности в целом.
Источник: http://geum.ru/lib/vzaimodeystvie- oschuscheniy-sensibilizatsiya-i-sinesteziya.htm
Mind Map: © Ольга Виноградова 2015Tags: восприятие, понятие, психология, физиология
Что такое позитивная адаптация? | Наш Олень
Позитивная адаптация, которую иногда отождествляют с «психологической устойчивостью», представляет собой психологическую систему навыков совладания, используемую людьми или семьями, столкнувшимися с травмирующими событиями.
Эта терапевтическая копинг-система позволяет преодолевать невзгоды и стрессовые ситуации с помощью позитивной адаптации, роста и повышенной эмоциональной устойчивости.
Базовая теория
Согласно Джин Энн Саммерс, Ширли Бер и Энн Тернбулл в их исследовании «Позитивная адаптация и способность справляться с трудностями семей, в которых есть дети с ограниченными возможностями», позитивная адаптация – это процесс адаптации к негативную ситуацию, а не «исправление» ее.
При использовании методов позитивной адаптации реакция человека или семьи на эмоционально стрессовое событие потенциально вызывает «распределение ресурсов» и фокусирует внимание на положительных аспектах негативной ситуации. Когда люди сталкиваются с первоначальной проблемой, ее решение «становится катализатором и улучшает другие аспекты жизни». В книге Гамильтона МакКаббина и Джоан Паттерсон «Социальный стресс и семья» эта восходящая психологическая спираль названа «боадаптацией», в отличие от «дезадаптивности» или дисфункции в результате кризиса.
Теория стресса
Теория стресса, важная основа позитивной адаптации, утверждает, что люди или семьи могут получить положительный эффект от нежелательных событий. В своей книге 1949 года «Семьи в условиях стресса» профессор Рубен Хилл (считающийся основателем теории стресса) представляет формулу ABCX, где «А» представляет собой стрессовое событие, «В» представляет ресурсы человека или семьи, «С» его восприятие. важности события и «Х» его реакции на событие.
В книге «Социальный стресс и семья» теория стресса используется для иллюстрации того, что «в некоторых случаях стресс может быть продуктивным» и что «реципиент, испытывающий стресс… . . должны адаптироваться [чтобы] достичь устойчивого состояния [или] восстановиться».
Методы
Саммерс, Бер и Тернбулл определяют первый шаг позитивной адаптации как «случайную атрибуцию». На этом этапе человек или семья определяет причину проблемы, таким образом достигая чувства контроля, повышая самооценку и обретая чувство смысла.
Второй шаг, получивший название «мастерство», происходит, когда человек или семья получают достаточный контроль над ситуацией, чтобы предотвратить ее повторение в будущем. Третий шаг — это повышение самооценки, достигаемое за счет избирательного реагирования на положительные аспекты и потенциальные выгоды негативной ситуации и поддержания справедливого и положительного отношения к себе по отношению к другим.
Ситуации
Позитивная адаптация применяется к любой ситуации, которая вызывает физический, эмоциональный или психический стресс или вред. Общие ситуации, на которые направлена позитивная адаптация, включают смерть любимого человека, старение, изнурительную физическую травму, разлуку, насилие, воспитание детей-инвалидов, развод, жестокое обращение, потерю работы и стихийные бедствия.
Преимущества
Позитивная адаптация способна способствовать устойчивости, терпимости, эмоциональному пониманию, находчивости, силе и профессиональному и личностному росту. Это побуждает к изучению «смысла жизни», отвлекает ресурсы на стратегии предотвращения, развивает компетентность в условиях стресса, улучшает самооценку, создает способность к доверию и поощрению, повышает уверенность в себе и устанавливает адаптивную систему для применения к будущей катастрофе.
Устойчивость, развиваемая посредством позитивной адаптации, не статична, а динамична, представляет собой развивающийся процесс, который адаптируется в зависимости от конкретной трагедии или угрозы. Эмпирические исследования, проведенные Л. Виклер, М. Уослоу и Э. Хэтфилд в статье 1983 года для журнала Social Work Magazine, иллюстрируют положительную адаптацию, показывая, что 75 процентов родителей детей с ограниченными возможностями сообщают, что их нетрадиционный родительский опыт делает их «сильнее». или «намного сильнее».
СВЯЗАННЫЕ :: Что за поведение мигает?
положительная адаптация в предложении
Эти слова часто используются вместе. можно перейти к определению положительного или определение адаптации. Или посмотрите другие комбинации с адаптацией.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Положительный Адаптация среди молодежи, подвергающейся насилию в обществе.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В раннем детстве одна зона положительная 9Адаптация 0063 — это развитие безопасных отношений привязанности с основным опекуном.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Первый вывод состоит в том, что билингвизм — это положительная адаптация к окружающей среде, выходящая за рамки повышения коммуникативной компетентности во втором языке и более глубокого культурного понимания.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Основываясь на своей эмпирической работе, они описывают три взаимосвязанных и иерархических компонента, которые они считают центральными для положительной адаптации : аффективный, когнитивный и поведенческий.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Мы рассмотрели две широкие темы, относящиеся к проблемам экстернализации и позитивной адаптации , а именно агрессию по отношению к другим и заботу о других.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Скорее, это подразумевает двойную ссылку на состояние жизни (как может фраза «молодёжь в группе риска») и, одновременно, свидетельство положительной адаптации .
Из Кембриджского корпуса английского языка
В целом, существующая эмпирическая литература по устойчивости традиционно использует поведенческие индексы невзгод и положительный адаптация .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Как упоминалось ранее, устойчивость — это термин, означающий позитивную адаптацию перед лицом невзгод.
Из Кембриджского корпуса английского языка
В науке о развитии устойчивость обычно относится к
Из Кембриджского корпуса английского языка
Могут быть признаки атипичных процессов, способствующих положительной адаптации у некоторых детей, проявляющих устойчивость.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Таким образом, устойчивость этих детей была предсказуема; их отскок к положительной адаптации был скрыт в надежной базе, которая предшествовала проблемам дошкольного периода.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Имея глубокую ориентацию на развитие, эти пионеры осознали важность траекторий, характеризующихся неожиданно положительной адаптацией или восстановление после невзгод в жизни молодых людей, которых они изучали.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Важно отметить, что то, что считается защитным фактором или механизмом для заторможенных детей, может не привести к положительной адаптации для незаторможенных детей.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Кроме того, литература по устойчивости обычно фокусируется на более контекстуальных факторах риска, таких как бедность или жестокое обращение, и положительной адаптации , которая проявляется, несмотря на эти риски или невзгоды.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Второе важное различие, связанное с определениями, заключается в том, следует ли рассматривать устойчивость только как положительный адаптация после невзгод, а также как восстановление после предыдущих адаптивных неудач.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Лонгитюдные исследования перехода во взрослую жизнь подростков, которые, как предполагается, сопряжены со значительным риском адаптивных трудностей, таких как незамужние родители-подростки, выявили неожиданно положительную адаптацию .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Если можно провести различие между этими двумя конструктами как на нейробиологическом, так и на поведенческом уровне, то это будет убедительным доказательством отличительности положительной адаптации и устойчивости.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Зависит ли результат расстройства от последовательного сочетания обязательств и поддержки, которые удерживают человека на пути к патологии или возвращают его к положительный адаптация .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Выражение генов при обучении, которое происходит в результате взаимодействий с окружающей средой, возможно, является фундаментом, на котором строится
Из Кембриджского корпуса английского языка
Эта двухмерная конструкция подразумевает два суждения: одно о положительный адаптация и другие о значении риска (или невзгоды).
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.