Пассивное и активное слушание
Пассивное и активное слушание
Часто во время беседы неплохо бы и послушать собеседника. Все мы уверены, что умеем это прекрасно делать. Но иногда приходится брать на себя роль пассивного слушателя, потому что собеседника не остановить. Преодолеть эту проблему можно, развивая в себе навык активного слушания. Оно предполагает владение умением самовыражения и действия, поскольку это не пассивное, а активное слушание.
Тренируя умение слушать и понимать, мы тренируем также умение выражать свои мысли и чувства и умение воплощать их в действии. Важно, чтобы Вы отчаянно не искали, что сказать.
Активное слушание автоматически освобождает Вас от этой проблемы.
Попрактиковаться Вы сможете, задавая собеседнику вопросы и демонстрируя ему свою заинтересованность.
Чем отличаются активное и пассивное слушание?
Активное слушание
Пассивное слушание
Попытки побудить партнера к разговору
Терпеливое ожидание того, чтобы партнер
заговорил
Попытки точно воспринять сказанное партнером
Ожидание того, когда партнер скажет нечто
действительно важное и интересное
Попытки удерживать излишне многословного или
отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки
вернуть его к обсуждаемой теме
Отвлечение внимания на что-либо другое при
сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда
партнер вернется к теме разговора или перестанет
говорить.
Я тебя слышу
02.08.2011 | © Издательский дом «Бюджет» | Работа и здоровье | № 8 август 2011
Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика.
Е. Э. Ивина, психолог
При общении люди все больше используют визуально-текстовые каналы связи. Электронная почта, форумы, чаты. Живой разговор уходит на второй план. Мы перестаем слушать речь собеседника и теряем умение слушать. Умение слушать по-настоящему — наивысшая форма вежливости.
Умение слушать собеседника следует отличать от инстинктивного слышания. Это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию. Умение слушать как метод восприятия информации и средство взаимопонимания используется людьми гораздо чаще, чем другие аспекты общения.
Слушаем по-разному
Процесс слушания многоуровневый, но его деление на уровни весьма условно, так как они могут меняться в зависимости от ситуации, типа реакции говорящего, а также от индивидуальных особенностей самого слушателя. Исследователь Мадэлин Беркли-Ален выделила три уровня, каждый из которых характеризуется определенным типом поведения, влияющего на восприятие информации и понимание говорящего.
Активное слушание: сопереживание
На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего. Вот некоторые характеристики этого уровня: ощущение присутствия в данном месте и в данное время; уважение к говорящему и ощущение контакта с ним; сосредоточенность; концентрация на манере общения говорящего, включая язык тела; сопереживание чувствам и мыслям собеседника; игнорирование своих собственных мыслей и чувств: внимание направлено исключительно на процесс слушания.
Слушание-сопереживание требует проявления слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он действительно слушает. При этом главный акцент делается на искренности данного процесса, понимании, выражении заботы и сочувствия.Активно-пассивное слушание: мы слышим слова, но на самом деле не слушаем
На этом уровне люди остаются как бы на поверхности общения, не понимая всей глубины сказанного. Они пытаются услышать, что говорит собеседник, но не предпринимают попыток понять его намерения, оставаясь эмоционально отчужденными от акта общения. Такое слушание может привести к опасному недопониманию, так как человек недостаточно сконцентрирован на том, что говорится. В то же время у говорящего может сложиться обманчивое впечатление, что его слушают и понимают.
Пассивное слушание: с отключением
Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому.
Большинство из нас в разное время в течение дня слушают на различных уровнях. Однако нашей задачей должно стать умение активно слушать и сопереживать в любых ситуациях.
Слушаю, но не слышу
Пассивное слушание наиболее распространено. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем. На этом уровне люди остаются как бы на поверхности общения, не понимая всей глубины сказанного. Почему мы оказываемся неспособными к активному восприятию услышанного? Причин много. Одна из них — просто лень. Нам не хочется лишний раз напрягаться, прилагать усилия, чтобы услышать собеседника. Но есть и другие препятствия, стоящие на пути к активному слушанию. На процесс слушания влияют наши воспоминания, убеждения, интересы, ожидания, сильные чувства, предположения, прошлый опыт, окружение, предрассудки.
Все они вместе взятые и каждое по отдельности выполняют роль своеобразных фильтров.Личное отношение к
Сильные эмоции — тема разговора волнует вас настолько сильно, что это мешает слушать.
Расхождение во взглядах на обсуждаемую тему — ваша точка зрения в корне отличается от высказываемой собеседником.
Усталость или дискомфорт — стрессовое состояние, утомление, голод, жара, холод, недомогание и т. д.
Желание говорить самому — вам нравится быть в центре внимания; вы наслаждаетесь звучанием своего голоса и считаете важным только свое личное мнение.
Внешние факторы — отсутствие концентрации внимания может быть вызвано каким-либо шумом, посторонними мыслями и переживаниями.
Фильтры формируют ловушки пассивного слушания:
Предвзятое (негативное) слушание: вы
заранее знаете (или вам кажется,
что знаете), что хочет сказать
человек. При этом вашу реакцию даже
и помимо вашей воли будет определять
некоторое заранее
Избирательное слушание: вы слышите только то, что хотите услышать; все остальное как бы отфильтровывается.
Отвлеченное (безразличное) слушание: вы не проявляете эмоций, выглядите как человек, думающий о чем-то другом.
Пассивный слушатель не предпринимает усилий, чтобы прислушаться к тому, что говорит собеседник, не видит причин, почему надо сопереживать. Обычно такого собеседника воспринимают как человека замкнутого, пессимистично и негативно настроенного, которого другие люди мало заботят. Бывает, что от него можно услышать: «Ничего не могу поделать, положение безвыходное, никто с ним не справится!». В результате пассивного или активно-пассивного слушания, как правило, проблемы не решаются, их становится все больше и больше.
На заметку: Исследования показали, что человеком на письмо отводится 9 процентов времени, на чтение — 16 процентов, на речь — 35 процентов, а на слушание — 40 процентов.
Активное слушание
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми.
Эмпатический ответ — фраза, в которой отражается наше глубокое понимание внутреннего мира собеседника, не вытекающее прямо из его слов.
Активное (эмпатическое) слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил. В этом случае необходимо приложить усилия, чтобы понять точку зрения собеседника. Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней. Вы должны не только сосредоточиться на том, что говорит другой человек, но и понимать язык его тела, контролировать свое собственное невербальное поведение, продумывать ответы на задаваемые вам вопросы и думать, что спросить самому. Умение слушать непредвзято, открыто, давая знать другому человеку, что он услышан, не менее важный навык, чем умение задавать вопросы.
Методику эмпатического
слушания имеет смысл применять,
когда человек сам хочет
Счастье — это когда тебя понимают
Понимание происходит на двух уровнях: эмоциональном (собеседник уверен, что до партнера дошли его переживания) и интеллектуальном (собеседник чувствует, что партнер осознает, о чем ведется разговор). Существует несколько шагов, которые определяют осознанность понимания.
Выражение благорасположенности: Собеседнику надо дать понять, что он услышан и понят. Это достигается жестами, мимикой, позой, голосом.
Возврат к сказанному: Повторение слов или целых фраз, только что произнесенных собеседником, — это ясный сигнал, что его слушают, а мысли и чувства, только что выраженные им, важны и нашли отклик.
Прояснение смысла: Выслушав собеседника, следует с помощью вопросов прояснить смысл его слов.
Подведение итогов услышанного: Подведение итогов поможет добиться по меньшей мере двух вещей:
при подведении итогов услышанного могут проявиться дополнительные детали;
еще раз продемонстрировать собеседнику, что вы стараетесь достигнуть взаимопонимания.
Убеждение в услышанном: В заключение беседы надо подвести итоги. Можно спросить: «Думаете, я все правильно понял? Или у нас еще что-то осталось нерешенным?».
Если собеседник говорил
достаточно искренне, а вы сумели его
слушать заинтересованно и
Методы активного слушания
При осуществлении шагов понимания используют различные методы.
Эхотехника (перефразирование) — это мысль, сказанная иначе. Главная цель эхотехники — уточнение информации, показ собеседнику, что он услышан, подача звукового сигнала «я такой же, как ты». Ее сущность состоит в том, что вы возвращаете собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами и предваряя вводными фразами. Например «Вы считаете, что…».
Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. При «возврате» реплики не стоит интерпретировать сказанное.
Особенностью этой техники является
то, что она наиболее полезна в
тех случаях, когда речь собеседника
кажется нам понятной. Часто такая
«понятность» оказывается иллюзией,
и истинного выяснения
Резюмирование — это подведение итогов, выделение главной мысли, воспроизведение слов партнера в сжатом и обобщенном виде. Основное назначение приема — показать, что слушающий уловил сообщение говорящего целиком, а не какую-либо часть. Информация об этом передается с помощью определенного набора фраз. Например: «Таким образом…», «Итак, вас интересует…», «Обобщая то, что вы сказали…».
Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, решении проблем. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось или оказалось в тупике. Прием «резюме» оказывается действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником.
Эмоциональный повтор — краткое повторение услышанного, желательно с ключевыми словами и оборотами клиента. Иногда уместно выразить энтузиазм. Вопросы типа: «Правильно ли я вас понял?» или «Не так ли?» дают слушателю дополнительную пользу — собеседник счастлив, что правильно услышан, а слушающий лучше запомнит сказанное.
Уточнение (выяснение) — обращение к говорящему за некоторым уточнением. Начинается с элементарных вопросов, которые называют проясняющими. Эффективность выяснения во многом зависит от техники постановки вопросов. Они как бы не закончены, открыты. Начинаются проясняющие вопросы со слов «где», «когда», «как» и т. д. Например: «Что вы имеете в виду?», «Где?», «Как это произошло?». С их помощью можно собрать очень полезную информацию, которая откроет внутренний смысл беседы. Проясняющие вопросы объясняют обоим собеседникам детали, упущенные в разговоре. Таким образом можно показать собеседнику, что партнер заинтересован в том, что он слышит. С помощью вопросов воздействуют на ситуацию так, чтобы она развивалась в нужном вам направлении. Так в разговоре можно выявить ложь и ее подоплеку, не вызывая со стороны собеседника враждебности. Используйте вопросы типа: «Не повторите ли еще раз?», «Не объясните ли вы это?». В этом случае нельзя задавать вопросы, требующие односложных ответов.
Логическое следствие (развитие идеи)
— это когда слушатель выводит
логическое следствие из высказываний
собеседника. Метод дает возможность
уточнить смысл сказанного, получить
информацию без прямых вопросов. Эта
техника отличается от предыдущих тем,
что не просто перефразируется или
резюмируется высказывание собеседника,
а делается попытка вывести из
него логическое следствие, выдвинуть
предположение о причинах услышанного.
Во многих случаях развитие идеи совершенно
необходимо. Однако следует избегать
поспешности в выводах и
Нерефлексивное слушание (внимательное молчание)
Активное и пассивное слушание в психологии – чем отличаются
Содержание
- Для чего и в каких ситуациях стоит уметь быть активным слушателем?
- Можно ли научиться активному слушанию?
- Пассивное слушание – это плохо?
Существуют разные виды слушания в человеческом общении – молчаливое пассивное и превращающее монолог в диалог активное. Подробнее о том, чем активное слушание отличается от пассивного, читайте на sympaty.net.
На вопрос, что такое активное и пассивное слушание в психологии,
можно дать простой ответ: это вовлеченное и невовлеченное восприятие.
Для чего и в каких ситуациях стоит уметь быть активным слушателем?
Целей может быть много:
- Расположить к себе собеседника, улучшить его мнение о вас как о внимательном человеке.
- Мотивировать собеседника рассказать вам больше информации и с большим количеством подробностей.
- Показать свою эмоциональную поддержку.
- Продемонстрировать, что вы тоже испытываете подобные чувства или имеете схожий опыт. Эмпатическое слушание иногда даже выделяют в отдельный вид слушания, наряду с активным и пассивным.
Без вовлеченного восприятия беседа угасает и становится некомфортной.
Можно ли научиться активному слушанию?
Желая освоить активное слушание, техники и приемы его вам вряд ли придется изучать «с нуля» — ведь они интуитивно используются всеми нами тогда, когда мы искренне заинтересованы в диалоге.
Но иногда их стоит использовать осмысленно – например, в деловом общении, в общении с потенциальными клиентами – желая повысить продажи, и т.д.
Да и на романтическом свидании активная слушательница наверняка будет иметь успех у кавалера!
Приемы активного вовлеченного слушания
Итак, приемы вовлеченного слушания:
- Уточняющие вопросы. Они могут быть закрытыми (подразумевающими короткий положительный или отрицательный ответ) или открытыми – требующими развернутого повествовательного ответа.
- Поддакивание. Это могут быть даже кивки головой без слов.
- Реакция междометиями – «вау!», «ого!», «фу!» и т.д.
- Парафраз. Это перефразированное повторение отрывка речи, с целью уточнить, правильно ли вы услышали и поняли сказанное. Также это подчеркивает, что данная информация особенно интересна для вас.Парафразирование часто несознательно используют дети, повторяя с вопросительной интонацией слова взрослых или сверстников.
- Резюмирование. Выслушав длинный рассказ, можно высказать определенный короткий вывод из него, чтобы понять, совпадает ли ваше мнение с выводом собеседника.
- Поддержание темпа и громкости речи. Если человек говорит быстро и громко, не стоит включаться в диалог медленно и тихо.
- Передача эмоциональных реакций мимикой. Не говоря чего-либо, можно улыбнуться, нахмуриться, показать удивление или другую эмоцию на своем лице.
Пассивное слушание – это плохо?
Если у вас уже есть навыки активного восприятия речи собеседника, это вовсе не означает, что отныне вы везде и всегда должны слушать активно. Иногда это выматывает эмоционально и не приносит взамен полезной информации или положительного настроя, иногда вмешательство в чей-то монолог попросту неуместно.
Так, примеры пассивного слушания – это лекции, семинары, другие мероприятия, где докладчик не нуждается в комментариях аудитории.
Чем больше количество слушателей – тем менее нужна обратная связь, поскольку выступающий не сможет полноценно взаимодействовать с каждым присутствующим. Это же касается неформального общения, когда кто-то что-то рассказывает в большой компании.
А еще переходить от активного слушания к пассивному в диалоге можно, если вы не хотите вовлекаться в эту беседу и желали бы скорейшего завершения общения. Даже если собеседник хочет выговориться «свободным ушам», ему вряд ли подойдет молчащий равнодушный слушатель.
Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Подробнее про авторов сайта.
В чем разница между активным и пассивным слушанием
11 февраля 2020 г.
by Hasa
Чтение через 4 мин.
Основное различие между активным и пассивным слушанием заключается в том, что активное слушание — это слушание и реакция, а пассивное слушание — это слушание без реакции.
Умение слушать является важным компонентом любого общения. Если вы плохо слушаете, вы, вероятно, не сможете полностью понять, что вам говорят. Активное слушание и пассивное слушание — это два способа, которыми мы слушаем людей. При активном слушании слушатель должен сконцентрироваться, понять, ответить, а затем вспомнить то, что было сообщено. С другой стороны, при пассивном слушании слушатель должен спокойно сидеть и усваивать информацию.
Ключевые области, охватываемые
1. Что такое активное прослушивание
— Определение, функции, примеры
2. Что такое пассивное прослушивание
— Определение, особенности, примеры
3. Что сходства Между активным и пассивным слушанием
– Обзор общих черт
4. В чем разница между активным и пассивным слушанием
– Сравнение основных различий
Ключевые термины
Активное слушание, слушание, пассивное слушание
Что такое активное слушание
Активное слушание — это способ слушать другого человека и реагировать на него, улучшая взаимопонимание между двумя людьми. Это метод слушания, используемый при консультировании и разрешении конфликтов и споров. Активное слушание включает в себя слушание и реакцию, что указывает на то, что вы поняли сказанное. При этом реакция в основном включает невербальные сигналы, такие как кивание, зрительный контакт и выражение лица. Обратите внимание, что эти невербальные сигналы возникают естественным образом; если вы концентрируетесь на намеренном подаче невербальных сигналов, вы, вероятно, плохо слушаете.
Кроме того, когда вы активно слушаете кого-то, вы не перебиваете говорящего. Но вы будете взаимодействовать с ним или с ней, задавая вопросы или отвечая на его или ее вопросы (как только этот человек закончит говорить). Активное слушание — это, по сути, двусторонняя коммуникация, требующая большого внимания, сопереживания и усилий.
Если говорящий дал разрешение, вы также можете делать заметки во время прослушивания. При активном слушании также важно обобщать и отражать основные моменты, о которых сообщалось. Это поможет слушателю лучше понять.
Что такое пассивное слушание
Пассивное слушание — это, по сути, слушание чего-либо без какой-либо реакции на это. Когда вы пассивно слушаете, вы будете сидеть тихо, не давая никакого ответа или реакции. Например, слушая музыку, просматривая новости, слушая лекцию и т. д. При пассивном слушании существует тенденция нашего ума время от времени переключаться на другие темы; хотя вам кажется, что вы что-то слушаете, на самом деле вы не понимаете, о чем идет речь. Следовательно, пассивное слушание — это односторонняя коммуникация.
Поскольку при пассивном слушании нет обратной связи или вопросов, у говорящего также нет возможности узнать, понял ли слушатель сообщение или нет. Однако пассивные слушатели также могут сидеть спокойно, не отвлекаясь, как и при активном слушании. В таких случаях вы можете определить активного слушателя по его или ее невербальным сигналам.
Сходства между активным и пассивным слушанием
- Оба типа слушания могут включать в себя сидение в тишине, не прерывая.
- Они могут потребовать больше вовлечения, чем слушания.
Разница между активным и пассивным слушанием
Определение
Активное слушание — это реакция во время слушания, чтобы подчеркнуть понимание, а пассивное слушание — это слушание без реакции или ответа.
Обратная связь
Кроме того, активное слушание может включать обратную связь и вопросы, а пассивное слушание — нет.
Фокус
При активном слушании слушатель концентрируется, понимает, отвечает и затем запоминает сказанное. Однако при пассивном слушании разум слушателя может переключиться на другие темы.
Невербальные сигналы
Активное слушание включает в себя естественные невербальные сигналы, такие как кивание и зрительный контакт, но пассивное слушание может не включать их.
Примеры
Консультирование или разрешение споров может включать активное слушание, тогда как прослушивание музыки, прослушивание новостей и т. д. являются примерами пассивного слушания.
Заключение
Активное слушание и пассивное слушание — это два способа, которыми мы слушаем людей. Основное различие между активным и пассивным слушанием заключается в том, что активное слушание — это слушание и реакция, тогда как пассивное слушание — это слушание без реакции.
Ссылка:
1. «Сила слушания». Командная технология, доступна здесь.
2. «Важность активного слушания». Институт дара жизни, 28 июня 2019 г., доступно здесь.
Изображение предоставлено:
1. «Женщина в наушниках слушает музыку» Автор Kaboompics.com (CC0) через Pexels
2. «Ушная ушная раковина Listen Free Photo» (CC0) через Needpix.com
Об авторе: Хаса
Хаса имеет степень бакалавра в области английского, французского языков и переводоведения. В настоящее время она учится на степень магистра английского языка. В сферу ее интересов входят литература, язык, лингвистика, а также еда.
Просмотреть все сообщения
Вам также могут понравиться эти
Активное и пассивное слушание: 7 основных отличий, плюсы и минусы, примеры
Активное и пассивное слушание — это два типа общения. Оба этих типа общения предполагают сидение в тишине. Однако, если мы посмотрим на активное и пассивное слушание, различия будут различаться по их мотивационному уровню, уровню подключения и ментальному подходу.
Давайте подробнее рассмотрим Активное и пассивное слушание
Процесс | Активное слушание — это интерактивный процесс, а пассивное слушание — механический. |
Включает | Оба типа общения предполагают сидение в тишине |
Общение | Активное слушание — это двустороннее общение, а пассивное слушание — одностороннее. |
Обратная связь | Обратная связь присутствует только при активном прослушивании |
Содержание
Что такое активное слушание?
Активное слушание — формальный вид общения, при котором слушающий активно слушает говорящего, а затем отвечает ему. Активное слушание — это не только активное слушание человека, но и демонстрация вербальных и невербальных признаков слушания. Этот тип общения используется в обучении, консультировании, организации сообщества и защите общественных интересов.
Что такое пассивное слушание?
Если мы посмотрим на определение пассивного слушания, то это тип слушания, при котором человек слушает другого, но не с полным вниманием и часто отвлекается от разговора. При таком прослушивании слушатель просто сидит тихо, не отвечая говорящему. Пассивное слушание в основном используется при прослушивании музыки или радио во время выполнения каких-либо действий.
7 основных различий между активным и пассивным слушанием
Компоненты | Активное слушание | Пассивное слушание |
---|---|---|
Определение | Активное слушание также описывает говорящего как полностью вовлеченного в свои мысли и процесс слушающего. | Пассивное слушание — это процесс простого прослушивания сообщения без участия говорящего. |
Слушающий | Концентрируется и понимает ответ говорящему. | Думает о чем-то другом, слушая слушателя |
Личная ответственность | Взять на себя ответственность за обучение и рост. | Избегает ответственности за решение проблем и обучение |
Ментальный подход | Человек, активно слушающий, остро мыслит и обдумывает информацию. | При пассивном слушании люди просто принимают и сохраняют информацию без намерения задать вопрос. |
Уровень мотивации | Сильный | Неделя |
Сила воли | Активный слушатель всегда проявляет сильную волю к новым идеям. | Пассивный слушатель ограничен и не обладает силой воли |
Невербальные подсказки | Активный слушатель имеет невербальные подсказки, такие как изменение выражения лица, улыбка или закатывание глаз. | При пассивном слушании слушатель зевает, смотрит туда-сюда или молчит, чтобы показать скуку. |
Сходство активного и пассивного слушания
- Будь то активное или пассивное слушание, оба предполагают сидение в тишине и слушание слушателя.
- В обоих типах связи слушатель получает сообщение или информацию.
Примеры активного и пассивного слушания
Примеры активного слушания
- Задавать конкретные вопросы для уточнения.
- Раскрытие того же опыта, чтобы проявить интерес.
- Задавайте открытые вопросы.
Примеры пассивного прослушивания
- Прослушивание музыки во время других занятий.
- Просмотр новостей по телевизору с использованием мобильного телефона.
- Невнимательно слушать кого-то и думать о чем-то другом.
Активное слушание против пассивного: плюсы и минусы
Активное слушание: плюсы и минусы
Плюсы: активное слушание
- Активное слушание дает слушателю больше возможностей понять вещи и улучшить концентрацию.
- Активное слушание придает уверенности слушателю и вовлекает его в разговор.
Минусы активного слушания
- Активное слушание требует времени и энергии, а иногда и много времени.
- Активное слушание иногда приводит к тому, что люди используют слушателя как «пост для прослушивания».
Плюсы и минусы пассивного слушания
Плюсы пассивного слушания
- При пассивном слушании человек не обязан реагировать на других.
- Пассивное слушание иногда расслабляет человека, так как ему не нужно сильно концентрироваться на словах слушателя.
Минусы пассивного слушания
- Пассивное слушание может произвести плохое впечатление на говорящего.
- Пассивное слушание может привести к тому, что человек упустит важную информацию, потому что он невнимательно слушает.