Паттерн поведения это в психологии: Что такое паттерн, или Почему иногда так сложно вести себя «прилично»?

Паттерны поведения. Феникс. Терапевтические паттерны Милтона Эриксона

Паттерны поведения

В форте Беннинг, штат Джорджия, я тренировал команду снайперов для международных командных соревнований по стрельбе. Однажды я обедал в зале войсковой столовой с двумя лейтенантами, и тут вошли несколько человек, и я заметил, как одна девушка взяла поднос и стала оглядывать столовую в поисках подходящего столика. Она прошла мимо нескольких столиков, где были свободные места… и села туда, где она могла сидеть с западной стороны столика. Я сказал лейтенантам: «Эта девушка — единственный ребенок в семье». Они спросили: «Откуда вы знаете?» — «Я вам скажу, только сначала проверьте, так ли это». Они пошли и спросили ее, правда ли, что она единственный ребенок в семье… и она ответила: «Да». Она поинтересовалась, почему они ее об этом спрашивают. И они сказали: «Вон тот доктор сказал, что вы единственный ребенок». — «А кто это?» Они назвали ей мое имя. «Я никогда о нем не слышала». Они вернулись. .. как же я узнал, что она единственный ребенок? Она оглядывала столовую в поисках столика, где она могла сесть, и в результате нашла столик, где свободной была западная сторона. Потому что дома папа сидел вот здесь, мама сидела здесь, а ей оставалось сесть здесь. В поведении людей множество. паттернов, и не пытайтесь все их сформулировать. Просто ждите, и вы увидите, как они будут проявлять себя.

Когда вы видите человека, протягивающего вам правую руку, ладонь которой ребром обращена к поверхности земли, этот жест вызывает у вас симметричную последовательность, или «паттерн», форм поведения, в соответствии с которым вы протягиваете свою правую руку, сжимаете руку другого человека и начинаете трясти ее вверх-вниз. Рукопожатие определенно не является примером особенно глубокомысленного или сложного поведения, однако оно ЯВЛЯЕТСЯ примером поведения, структурированного в виде паттерна. Под поведением, структурированным в виде паттерна, мы понимаем тот факт, что рукопожатие обладает некоторым качеством, позволяющим систематически вызывать определенный результат (в частности, устанавливать определенного рода раппорт).

Протягивание руки описанным выше способом любому представителю нашей культуры практически неизменно вызовет определенную совокупность симметричных реакций со стороны этого человека, а именно — пожатие вашей руки. Таким образом, мы можем сказать, что это пример (культурного) поведенческого паттерна в том смысле, что он предсказуемым образом описывает результат некоторой последовательности форм поведения.

Диапазон форм опыта, на который распространяется структурированное подобным образом поведение, в действительности значительно шире и тоньше, чем такие с очевидностью запрограммированные формы поведения, как рукопожатие, раскуривание сигареты, нажатие на тормоз при виде красного света и т. д. Формы поведения, включающие развернутые когнитивные процессы и осознание, а также более сложные формы внешнего поведения (такие, как наступление и развитие депрессии) или же тонкие, неосознанные формы поведения (скажем, моргание при произнесении некоторых слов), столь же жестко структурированы, как и простые «привычки».

На самом деле основная часть нашего поведения в высшей степени структурирована. Если вы на минуту задумаетесь о поведении членов вашей семьи или друзей в аналогичных контекстах, этот факт станет для вас очевидным. Возьмем, к примеру, еду. Некоторые люди практически всегда разрезают всю поданную им пищу на кусочки, а уже потом едят, а другие практически всегда отрезают и едят по кусочку. Одни едят быстро, другие — медленно. Одни смотрят в меню и выбирают первое блюдо, которое кажется им привлекательным, а другие не могут принять решение до тех пор, пока официант не спросит их, что им принести. Очевидно, что подобных вариаций существует бесчисленное множество. Суть же в том, что разные люди в одинаковых контекстах демонстрируют различные формы поведения и что большая часть их форм поведения в рамках определенного контексты будет повторяйся раз, когда они в очередной раз окажутся в рамках этого контекста. Иными словами, их поведение структурировано в виде паттернов. Распространите ваши размышления на любой контекст, и вы обнаружите неизменные закономерности в вашем собственном поведении и в поведении других людей.

В большинстве случаев эти поведенческие паттерны обеспечивают нам значительное преимущество, заключающееся в том, что нам не приходится сознательно отслеживать и направлять шаги, из которых состоят практически все наши действия — открывание двери, завязывание шнурков или заказ еды в ресторане. Если бы вы каждый раз задумывались о том, как вам открыть дверь, завязать шнурки или быстро выбрать блюдо, решение этих задач было бы бесконечно обременительным и крайне неэффективным (более того, если бы вы могли генерировать поведенческие альтернативы при выполнении подобного рода задач чересчур обильно, вам грозила бы опасность навеки застрять перед закрытой дверью и умереть от голода, так и не завязав шнурки). Выстраивание большинства форм нашего поведения в жестко структурированные последовательности освобождает сознательную часть нашей психики, позволяя использовать ее для других, более интересных размышлений (так, завязывая шнурки, вы можете думать о предстоящем свидании, а не о том, какой узел вам завязать).

Некоторые из наших поведенческих паттернов представляют собой общепринятый культурный опыт — к их числу относится рукопожатие, тогда как многие другие паттерны являются в высшей степени индивидуальными — к ним можно отнести пристрастие начинать бритье с верхней губы, надевание сначала брюк, а потом рубашки, ожидание того, что вас пригласят на свидание, и отказ проявить инициативу, предоставление супругу права выбора фильма для просмотра и многое другое.

Как часто семейные проблемы представляют собой сущие пустяки. Супружеские пары обращаются ко мне и говорят… мы любим друг друга и наслаждаемся сексом, но когда мы пытаемся заснуть… каждая ночь заканчивается жутким скандалом. Каждую ночь, когда мы пытаемся уснуть, мы начинаем ссориться. А ведь мы любим друг друга, наша сексуальная жизнь в полном порядке, но когда мы ложимся спать, мы начинаем ссориться. И какая мысль первой приходит вам в голову? Как вы думаете, из-за чего они ссорятся? Я говорю им: «Вы оба выросли с привычкой спать на правой стороне постели или на левой стороне — поэтому вы и ссоритесь, когда ложитесь спать, что либо ВЫ оказываетесь на неудобной для вас стороне постели, либо ОН».

В моей собственной семье тоже был случай, когда Майк и Арчи спали однажды ночью в одной постели, а оба они привыкли спать на правой стороне. О, какой скандал закатили Арчи и Майк, пытаясь устроиться поудобнее! То Арчи спал на правой стороне, и тогда Майк оказывался не с той стороны, то наоборот, и они никак не могли успокоиться.

Одним из способов размышления о ситуации клиента является рассмотрение возможности того, что он использует паттерн поведения, неэффективный или неадекватный в контексте, в котором используется этот паттерн. К примеру, если человек все время «предоставляет супруге право решать, какой фильм смотреть, то в контексте супружеских отношений этот паттерн вполне уместен; но если этот человек будет использовать тот же паттерн в обществе своих коллег на заседаниях правления компании, его репутация окажется под угрозой. Если он желает оказывать какое-либо влияние на будущее своей компании, то должен уметь открыто выражать свое мнение о том, в каком направлении ей следует развиваться.

Аналогичным образом пианист, которого охватывает при выходе на сцену такой страх, что он не может играть, использует паттерн поведения, который, возможно, являлся бы полезным, если бы его попросили выполнить некую физически опасную задачу (к примеру, полететь на дельтаплане без предварительной подготовки), однако в контексте фортепианного концерта он неуместен. Таким образом, наша задача — не избавиться от некоторых форм поведения, а контекстуализировать их уместным образом, ограничивая эти формы поведения теми сферами, где их использование уместно, а также формируя или вызывая паттерны поведения, уместные в других контекстах. С точки зрения поведенческих изменений член правления компании добивается от вас как от своего психотерапевта изменения паттерна его поведения таким образом, чтобы в контексте заседаний правления он мог заявить о своих предпочтениях, а пианист хочет обрести способность без страха выходить на сцену и исполнять свою программу.

Чем же в таком случае определяется то, когда человек демонстрирует тот или иной КОНКРЕТНЫЙ паттерн поведения? Существует несколько способов ответить на этот вопрос. Одним из них является указание на то, что индивиды демонстрируют те паттерны поведения, которые они сами обучились использовать в данном контексте или которым их научили другие люди. К примеру, вас в раннем возрасте могли научить уступать желаниям других, когда возможен выбор вариантов. Другой способ объяснить систематическое проявление поведенческих паттернов — указать на то, что они являются логическим следствием совокупности обобщений, которыми руководствуется человек в рамках конкретного контекста. К примеру, убеждение в том, что другие люди будут любить вас, если вы будете уступать их желаниям, может найти внешнее выражение в передаче выбора другим. В первом случае реакции человека в рамках определенного контекста являются функцией форм поведения, которые были им сформированы или усвоены, тогда как во втором его реакции являются функцией совокупности убеждений или обобщений, приобретенных тем или иным способом. Разумеется, ни одно ни другое описание не является однозначно верным, — это две стороны одной медали.

Когда опыт (либо в форме прямых указаний, либо в форме благоприятного стечения обстоятельств) моделирует ваше поведение в рамках определенного контекста, наряду с новыми поведенческими привычками формируются обобщения и критерии, конгруэнтные данным формам поведения. И напротив, изменение ваших обобщений или критериев в отношении определенного контекста приведет к поведенческим изменениям, конгруэнтным этим изменениям в вашей модели мира. Иными словами, то, каким образом вы будете реагировать (вести себя) в данном контексте, будут определять ваши убеждения относительного того, что хорошо, а что плохо, что полезно, а что вредно, что интересно или важно, а что опасно в конкретном контексте.

Таким образом, тот референтный опыт (критерии/убеждения/ обобщения), в пользу которого вы будете производить сортировку, в значительной степени определит характер уместного поведения в рамках соответствующего контекста, однако верно также и то, что поведенческий опыт модифицирует существующие обобщения или формирует новые (посредством пересортировки критериев). Предметом рассмотрения предыдущей главы являлось то, как Эриксон использовал точки зрения своего клиента (то есть его референтный опыт) в качестве средства для изменения его привычного поведения и достижения за счет этого более глубоких изменений. В этой главе мы рассмотрим то, как Эриксон использует паттерны поведения клиента с целью полезного изменения его точки зрения и за счет этого добивается более глубоких изменений.

Развитие способности производить вмешательство, идущее на благо вашего клиента, либо благодаря задействованию его модели мира, либо благодаря использованию его паттернов поведения, придаст вашей работе гибкость и глубину, что является очевидным преимуществом. Как же нам в таком случае выделить нужный паттерн поведения среди огромного количества поведенческой и вербальной информации, предоставляемой вашим клиентом? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала провести различение между содержанием проблемы и организацией этого содержания в форме паттернов.

ПАТТЕРНЫ ГИПНОЗ И ПАТТЕРНЫ

ПАТТЕРНЫ ГИПНОЗ И ПАТТЕРНЫ Представьте, если хотите, гипнотизера старого пошиба, погружающего субъекта в гипнотическое состояние и дающего ему мощное внушение. (Для тех, кто поинтересуется, что такое мощное внушение, скажу: те внушения, которые работают -*– это мощные,

ПАТТЕРНЫ: ЭКСПЕРИМЕНТ

ПАТТЕРНЫ: ЭКСПЕРИМЕНТ Мы, люди, не только полагаемся на паттерны, не, как я кратко отмечу, способны очень быстро их усваивать. К тому же, мы чувствуем себя неуютно, даже жалко, когда наши паттерны сталкиваются или изменяются. Вернитесь мысленно… сейчас… в то время, когда вы

ПАТТЕРНЫ: ПРАКТИКА

ПАТТЕРНЫ: ПРАКТИКА Теперь я хочу попросить тех из вас, кто занимается лечением, прервать как свои паттерны, так и паттерны ваших пациентов. Следующие упражнения должны помочь вам расширить ваши системы веры или просто изменить их. Обратите внимание на положение тела

Глава 9. Паттерны.

Глава 9. Паттерны. Гипноз и паттерны. Представьте, если хотите, гипнотизера старого пошиба, погружающего субъекта в гипнотическое состояние и дающего ему мощное внушение. (Для тех, кто поинтересуется, что такое мощное внушение, скажу, те внушения, которые работают-это

Гипноз и паттерны.

Гипноз и паттерны. Представьте, если хотите, гипнотизера старого пошиба, погружающего субъекта в гипнотическое состояние и дающего ему мощное внушение. (Для тех, кто поинтересуется, что такое мощное внушение, скажу, те внушения, которые работают-это мощные, остальные —

Паттерны: эксперимент.

Паттерны: эксперимент. Мы, люди, не только полагаемся на паттерны, не, как я кратко отмечу, способны очень быстро их усваивать. К тому же, мы чувствуем себя неуютно, да жалко, когда наши паттерны сталкиваются или изменяются. Вернитесь мысленно… сейчас… в то время, когда вы

Гипноз — паттерны — Эриксон.

Гипноз — паттерны — Эриксон. В разделе о терапевтических применениях мы обсудим более детально методы прерывания саморазрушающих паттернов поведения и поможем вам разработать паттерны для понимания и обнаружения паттернов. А сейчас рассмотрим результаты внезапного

Паттерны: практика.

Паттерны: практика. Теперь я хочу попросить тех из вас, кто занимается лечением, прервать как свои паттерны, так и паттерны ваших пациентов. Следующие упражнения должны помочь вам расширить ваши системы веры или просто изменить их. Обратите внимание на положение тела

7. Паттерны поведения и архетипы

7. Паттерны поведения и архетипы 397 Мы установили, что нижняя граница психического проходит там, где функция высвобождается из-под власти принудительной силы инстинкта и становится послушна воле, а также определили волю как энергию, которой некто располагает. А это, как

Паттерны намерения и переопределения

Паттерны намерения и переопределения Определение и признание позитивных намерений критика с последующим преобразованием критического замечания в вопрос со словом «как» является примером «вербального фокуса». Здесь «Фокусы языка» применяются для переключения

 1.1. Паттерны сценарного процесса

 1.1. Паттерны сценарного процесса Начнём с того, что в отличие от личностного сценария, где всё сложно, а всё потому, что вариантов его может быть ну ох как много (отчего мы здесь его не анализируем, а облегчаем и расширяем…), со сценарным процессом всё ну очень даже просто.

Паттерны мета-программ

Паттерны мета-программ Понятие мета-программ возникло в НЛП в конце 70-х годов. Это одно из ключевых достижений НЛП второго поколения. Несколько паттернов первоначально предложил Ричард Бэндлер – это способы, которыми люди поддерживают «связность» в процессе

Паттерны привлечения внимания

Паттерны привлечения внимания Как известно, званый гость впятеро дороже напросившегося.Когда мы писали эту книгу, заметили, что модель поиска партнера для отношений мало чем отличается от модели поиска клиентов, которая называется «Он сам пришел». Как и любой другой

Содержание и паттерны поведения

Содержание и паттерны поведения Содержание проблемы вашего клиента включает конкретных людей и места, которые вовлечены в ситуацию клиента, перечисление нежелательных форм поведения и чувств клиента, а также перечисление конкретных результатов, которых клиент хочет

Противоречивые паттерны данных

Противоречивые паттерны данных Конечно, задним числом нам известно, как развивался этот сюжет. Порывшись на свалке истории, легко извлечь оттуда тех, кто опередил свое время, чем я до сих пор и занимался. Однако за два последующих столетия астрономы так и не разгадали

как поменять привычки и воспитать силу воли

Почему спустя месяц после Нового года никто не вспоминает о своих новогодних резолюциях? Почему так тянет в McDonald’s, даже если в приоритете забота о здоровье? Почему даже при реальной угрозе смерти изменить образ жизни получается только у 14% людей? Наши друзья из проекта Reminder изучили тему, чтобы понять, как управлять привычками по науке и стать лучшей версией себя. Для этого они поговорили с Алексеем Ивановым, дизайнером продуктов в калифорнийском стартапе Directly, автором телеграм-канала Ponchik News, коучем и пропагандистом поведенческого дизайна.

Фото: John Arano / Unsplash

Что такое дизайн поведения?

Поведенческий дизайн, или дизайн поведения, — комплекс упрощенных методик, заимствованных из поведенческих наук. Они помогают целенаправленно изменять привычки и работать над собственным поведением.

Эти методики используются в бизнесе и помогают выпускать продукты, к которым пользователи легко привыкают. Именно благодаря использованию знаний, которые подарили нам поведенческие науки, пользователей так и тянет лишний раз проверить Facebook или смартфон. Но ту же технику можно использовать во благо.

Например, это сделал исследователь из Корнелльского университета Ричард Паттерсон. Он начал искать решение, чтобы повысить процент студентов, которые завершают онлайн-курсы. Обычно это делают лишь 10% студентов.

Паттерсон предложил части студентов установить ежедневный лимит на интернет. Когда студенты тратили лимит, программа RescueTime блокировала сайт. Каждое утро они получали электронное письмо с напоминанием об их ограничении. По сравнению с контрольной группой эти студенты получили более высокие оценки и потратили на изучение курса на 24% больше времени. Они завершали курс с вероятностью 40% (сравним с исходными 10%!). По словам Паттерсона, успешным студентам помог «механизм принятия обязательств» (commitment device) из поведенческой экономики: если человек заранее устанавливает ограничение, это увеличивает его терпение и силу воли.

Поведенческий дизайн утверждает: каждый может проектировать свое поведение, если знает, из каких компонентов оно состоит. И фундамент, на котором поведение строится, — это: привычки, автоматические действия, основанные на предыдущем опыте.

На привычках основаны около 40% наших ежедневных действий. Более того, современные исследования ставят под вопрос даже нашу свободу в принятии решений. В 2008 году нейробиологи сканировали мозг испытуемых, чтобы понять, как люди принимают решения. Участники эксперимента должны были нажимать кнопку левой или правой рукой, какой именно — им предстояло решить самим. Оказалось, что по активности мозга можно понять, какой рукой воспользуется участник. Но самое удивительное, что выяснили исследователи: определенные паттерны мозговой активности подсказывают поведение еще до того, как человек сознательно примет решение, — за целых семь секунд. И если огромная часть того, что мы делаем, происходит автоматически и почти бессознательно, то и корректировать действия можно не «волевым» усилием, а через те же поведенческие механизмы.

Каким образом решение превращается в автоматическое поведение? Нейробиологи из Массачусетского технологического института экспериментировали на крысах и выяснили, что при повторении одних и тех же действий мозговая активность меняется.

Крыс запускали в лабиринт, в конце которого их ждала награда — кусочек шоколада. В начале эксперимента их мозг, особенно базальное ядро, работал активно. Но спустя некоторое количество повторений мозговая активность уменьшилась: пики были только в начале и в конце лабиринта. Крыса сразу устремлялась по знакомому пути к шоколаду, при этом центры мозга, которые ответственны за принятие решений и даже память, «спали». Руководило крысой базальное ядро — именно там, в нейронах полосатого тела, «хранятся» привычки.

Анализ активности мозга крыс показал, что тот превращал последовательные действия в привычки не случайно, а по определенной схеме. Механизм можно описать в виде модели: знак (щелчок, который открывал лабиринт) дает старт действию, действие происходит (движение по лабиринту), мозг получает награду (шоколад).

Итак, привычка = знак (триггер) + рутинное действие + награда.

Чуть усложним ситуацию. На самом деле через некоторое количество повторений крыса уже знала, что в конце лабиринта ждет шоколад. Когда раздавался щелчок и пахло шоколадом, крыса бежала вперед, одержимая желанием получить награду. Поэтому, чтобы понять, как мы привыкаем к тем или иным действиям, добавим в уравнение страстное желание.

Цикл привычки = видим ЗНАК → страстно ЖЕЛАЕМ награду → делаем ДЕЙСТВИЕ → чтобы получить НАГРАДУ.

Сканирование человеческого мозга подтвердило, что тот же простой неврологический цикл верен и для людей. Формулу назвали петлей привычки.

Вот так могут сформироваться типичные привычки.

  • Вы проснулись → хотите почувствовать себя бодрым → пьете кофе → чувствуете себя бодрым.
    Вы удовлетворили желание, кофе становится связанным с пробуждением.
  • Вы чувствуете запах пончиков, когда идете на работу, → хотите пончик → покупаете пончик и едите его → удовлетворили желание съесть пончик.
    Теперь покупка пончика связана с дорогой на работу, и есть риск, что вы будете покупать его все чаще.
  • Вы столкнулись со сложностью на работе → хотите избавиться от разочарования → достаете телефон и проверяете соцсети → чувствуете облегчение.
    Сложности в работе регулярно вызывают желание залезть в телефон.

Автоматические действия могут быть простыми и состоять из одной конкретной активности (сказать «спасибо» в ответ на комплимент), а могут быть устроены весьма сложно (одна парковка машины состоит из десятка разных решений, которые опытный водитель выполняет «на автопилоте»). В конце концов, даже наше мышление — привычка: например, негативным мыслям также соответствуют определенные нейронные модели.

Чтобы спроектировать привычку, Алексей Иванов, дизайнер продуктов в калифорнийском стартапе Directly, предлагает связать награду с одним из эволюционно значимых механизмов нашей психики. «Эволюционные механизмы заставляют нас не только есть, спать и заниматься сексом: они и про кооперацию, и про социальный статус, и про валидацию в группе, — объясняет он. — Это знают и используют разработчики приложений».

Полученные лайки высвобождают нейротрансмиттер дофамин, который отвечает за ощущение удовольствия. В этом случае цикл формирования привычки завязан на потребность быть частью социума.

Дофамин — только один из нейромедиаторов системы внутреннего подкрепления, которая представляет целую нейронную структуру мозга. Она активизируется, когда мы делаем что-то субъективно приятное — и чем легче это приятное достается, тем быстрее мозг запоминает: таким путем можно получить поощрение. Поэтому нужно совсем немного времени, чтобы привычка сформировалась, — и вот вы уже «зависимы» от приложения.

Наградой, которая вызовет правильную нейрохимическую реакцию лимбической системой и поможет «закрепить» поведение, может быть еда — как в экспериментах с крысами. Это самый базовый эволюционный мотиватор, которым можно «подкрепить» желаемое поведение.

Например, cигнал будильника (триггер) — встать вовремя (действие) — самый вкусный завтрак (награда). Для большего эффекта добавьте в «награду» продукты, которые естественным образом увеличивают уровень «счастливых» нейромедиаторов в организме: сою, ананасы, бананы, артишоки, шоколад и сыр (аминокислота триптофан серотонин), картофель, овощи, цельнозерновые продукты (витамин В-6 дофамин), миндаль, авокадо, яйца, бобы, курицу и рыбу (аминокислота тирозин дофамин), кофеин (дофамин), индейку, курицу, тунец, лосось (триптофан+тирозин дофамин и серотонин).

Другие «награды» с нейрохимической подоплекой.

  • Движение, причем не только изнуряющие упражнения на высоком пульсе, а даже медитативная растяжка стимулирует синтез эндорфина. Еще помогут смех и слезы.
  • Социальное поощрение, или похвала, дает дозу серотонина и мотивирует добиваться высоких целей, чтобы снова и снова заслужить уважение и признание. «Я веду канал и выступаю с лекциями на интересные мне темы. Это восполняет мою потребность в социальном одобрении. Это мой способ себя проявлять», — комментирует эту «награду» Иванов.
  • Принадлежность к группе связана с окситоцином и обеспечивает нам чувство безопасности. Одновременно работает и «серотониновое» социальное поощрение — получается нейрохимическое комбо. Неважно, хотите вы бегать по утрам, худеть или учить испанский: это легче сделать, присоединившись к соответствующему сообществу.
  • Достижение цели, особенно — сложной, вызывает синтез дофамина. Поэтому не забывайте отмечать даже скромные успехи во внедрении привычек. Для этого Алексей Иванов советует трекер Habit, в котором можно настроить напоминания, отметить проделанную активность и отследить, как часто вы ее выполняете. Чуть более навороченный Tally — он позволяет внедрять новое поведение вместе с другом или подругой (см. пункт «Принадлежность к группе»).

Алексей Иванов

Уже усвоенную привычку можно изменить. Само знание о том, как формируется привычка, облегчает процесс: так, в Колумбийском университете и Университете Альберты провели серию экспериментов по формированию привычки к физическим упражнениям. Половине участников рассказали про «петлю привычки» и предложили придумать для себя триггеры и награды, которые помогут им регулярно заниматься спортом. В следующие четыре месяца те участники, которые узнали про цикл формирования привычек и определили триггеры и награды, потратили вдвое больше времени на тренировки, чем те, кто ничего о привычках не знал.

Вернемся к крысами из эксперимента Массачусетского университета. Когда награду из лабиринта убрали, крысы отказались от привычки бегать в поисках шоколада. Но, стоило ее вернуть, как вернулась и привычка.

Почему так произошло? Старые привычки не забываются, они навсегда «зашиты» в мозге, а каждое повторение их усиливает. Это объясняет, почему нам так сложно от них отказаться.

Чарлз Дахигг, обладатель Пулитцеровской премии за статьи о технологичных компаниях и культовый дизайнер поведения, описывает «золотое правило» избавления от вредных привычек так: бессмысленно пытаться их уничтожить, нужно их изменить.

«У меня появилась плохая привычка ходить в кафетерий каждый день и есть шоколадное печенье, — вспоминает Дахигг собственный опыт. — Я положил на компьютер заметку с надписью NO MORE COOKIES. Но каждый день мне удавалось игнорировать эту записку».

Отказаться от печенья ни с помощью заметок, ни волевым усилием не получилось — но потом Дахигг изучил петлю привычки и осознанно заменил привычное действие и вознаграждение на менее вредные.

Чтобы изменить привычку, Дахигг советует:

  1. Определить привычное действие.

Для себя Дахигг сформулировал действие так: встать днем ​​с рабочего места, пойти в кафетерий, купить шоколадное печенье и съесть его, общаясь с друзьями.

2. Поэкспериментировать с наградами.

Дахигг не знал, что именно приносило ему удовольствие: само печенье, прилив энергии от сахара в печенье или временная передышка от работы. Он начал последовательно экспериментировать: почувствовав желание выйти за печеньем, в разные дни он прогулялся по кварталу, ничего не съев; купил вместо печенья пончик, потом яблоко, потом кофе; вместо кафетерия пошел поболтать в кабинет к другу. Каждый раз спустя 15 минут он спрашивал себя: мне все еще хочется печенья? Так Дахигг понял, что ест печенье не потому, что голоден, — просто ему нужно отвлечься от работы.

Чтобы избавиться от нежелательной привычки:

  1. Найдите триггер, который запускает привычку.

Триггеры бывают внутренние (голод, скука, грусть) и внешние (уведомление на телефоне, реклама, запах выпечки). Иногда для желаемого поведения достаточно подобрать правильный триггер, а чтобы избавиться от нежелательного — удалить триггер, который его инициирует: например, отключить телефон, чтобы уведомление-триггер не отвлекало от работы.

Дахигг попытался понять, что является сигналом для каждодневной прогулки за печеньем. Для этого он письменно задал себе такие вопросы.

Где вы? (сижу за своим столом)

Который сейчас час? (3:36 вечера)

Каково ваше эмоциональное состояние? (скучно)

Кто еще здесь? (никто)

Какие действия предшествовали побуждению? (ответил на письмо)

Через три дня Дахигг понял: триггер — это время. Каждый день его тянуло к печенью между 15:00 и 16:00.

2. Распишите цикл для новой привычки.

Поняв рутинное действие, награду и триггер, Дахигг построил новый цикл привычки. Он написал:

«В 15:30 каждый день я буду ходить к партнеру и разговаривать 10 минут».

И установил будильник на 15:30. Через несколько недель новая привычка стала автоматической, и к печенью Дахигга больше не тянуло.

Не нужно сразу браться за все раздражающие привычки. Иногда достаточно изменить одну, ключевую привычку, которая научит вас перепрограммировать другие. Такой привычкой может быть занятие спортом: так, Дахигг упоминает, что регулярная физическая активность не только улучшает пищевое поведение, но и необъяснимым образом заставляет меньше пользоваться кредитными картами.

Повторяющиеся действия, которые мы совершаем снова и снова, — более сложный и развернутый вариант привычки. Их Алексей Иванов называет стратегиями. Адаптивная стратегия — такая модель поведения, которая помогает справляться со стрессом и приспосабливаться к изменениям среды. А неадаптивная — та, которая когда-то работала, но больше не эффективна.

«Печально, но факт: каждый из нас использует много неадаптивных стратегий поведения, а вот адаптивных — гораздо меньше, — говорит Алексей Иванов. — Хорошая новость: их можно менять».

Простейший пример неадаптивной стратегии — нарратив перфекционизма, когда человек не может расслабиться из-за беспокойства, что делает все не идеально. В результате он постоянно откладывает дела или переделывает то, что уже закончил. Более того, человек начинает считать, что он хорош и ценен настолько, насколько хороша его работа. Любая ошибка угрожает его самооценке — значит, он менее устойчив к стрессу. С перфекционизмом также часто сочетается так называемый «синдром самозванца», для которого, по словам нейробиолога доктора Тары Сварт, характерны высокий уровень кортизола и низкий уровень дофамина и серотонина — то есть много стресса, мало радости и мотивации что-то делать.

Перфекционизм приводит к расстройствам пищевого поведения и депрессии. И, несмотря на стремление к высоким результатам, перфекционизм не ведет к успеху: исследование 2010 года показало, что профессора психологии, одержимые стремлением к совершенству, меньше публикуются во влиятельных журналах, чем их более реалистичные коллеги.

«В перфекционизме есть две стороны: позитивная — про стремление к выдающемуся, негативная — про страх социального неодобрения, что кто-то тебя разоблачит, поймет, что ты не соответствуешь высоким критериям, — объясняет Алексей Иванов. — За негативной стороной также стоит эволюционный механизм: раньше было сложно выжить, если тебя исключали из группы, поэтому в нас так сильно закреплен страх быть отвергнутым».

Наша задача как дизайнеров поведения — преобразовать перфекционизм из злокачественного состояния, минимизировать страх социального неодобрения, но при этом сохранить мотивацию. Когда парализующее стремление к идеальному пройдет, человек заметит, что большинство задач на самом может быть решено с внутренней оценкой «достаточно хорошо».

Избавление от перфекционизма, как и любое другое изменение поведения, — индивидуальная работа, и нет универсальной инструкции, которая подойдет всем, говорит Алексей Иванов. Он работает с поведенческими паттернами по такой схеме, которая позволяет найти причинно-следственные связи и перепрограммировать их.

  1. Разобрать паттерн.

Стратегия перфекционизма может привести, например, к прокрастинации или к самоосуждению. Подумайте, что актуально именно в вашем случае.

2. Заметить, какой триггер «включает» действие.

В случае перфекционизма триггером может быть совершенная ошибка, критика коллег, тупик в важном проекте.

3. Заменить действие на другое.

Нужно найти менее деструктивное действие. Например, вместо самоосуждения дать себе право на три ошибки в день, вместо прокрастинации — планировать время и делегировать часть дел коллегам.

4. Понять, какая скрытая выгода (бессознательно получаемое преимущество) содержится в паттерне.

Например: «Осуждение ведет к тому, чтобы меня пожалели и полюбили, то есть мне это нужно, чтобы меня любили».

5. Дать себе скрытую награду другим способом.

Если хочется, чтобы вас похвалили, — попросите об этом кого-то из близких. Вряд ли они откажут.

Кроме последовательной проработки паттерна Алексей Иванов советует не сравнивать себя с другими. Вместо этого он предлагает сравнивать себя с собой же год, два или три назад — и применять практику благодарности: «Один раз в начале или в конце дня я благодарю трех людей, которые сделали для меня что-то хорошее, или три разных события, которые меня вдохновили, мотивировали или просто порадовали, — рассказывает он. — С помощью благодарности я переключаю мышление: вместо того чтобы сравнивать себя с кем-то, я наслаждаюсь тем, что есть у меня сейчас». Полезно также сделать практику письменной.

Эффективный дизайн поведения начинается с привычек, потом нужно определить неадаптивные стратегии и постепенно работать с ними. Но нужно их сначала найти: выяснить, какие истории человек о себе рассказывает, как он себя видит и какие у него на самом деле сильные и слабые стороны. Часто нежелательное поведение и отсутствие мотивации связаны именно с искаженным восприятием себя.

Для объективной оценки личности Алексей Иванов использует психометрию и составляет психологический портрет клиента. Это позволит понять ценности человека, определить, в какой среде ему будет комфортно, в какой — нет, какие техники и какая мотивация будут работать в его случае, а какие — окажутся бесполезными.

«Часто человек думает, что во всем может быть успешен — или, наоборот, что ни в чем не может быть успешен: зависит от степени самовлюбленности или самокритики, — поясняет Алексей Иванов. — Но на самом деле мы часто не понимаем, кто мы. Чтобы определить сильные и слабые стороны, я использую, например, Hogan Assessment — профессиональный тест, который используют американские компании при найме сотрудников».

Такие тесты интерпретируют специалисты: они смотрят не только на самоидентификацию (как мы видим себя), но и на репутацию (как нас видят другие).

Чтобы создать собственный психологический портрет самому, можно самостоятельно использовать упрощенные тесты. Из них Алексей Иванов рекомендует.

  • Hexaco оценивает личность по шести параметрам: открытости опыту, добросовестности, экстраверсии, доброжелательности, нейротизму, честности. Hexaco разработали ученые из канадского Университета Калгари на основе другого популярного опросника — «Большой пятерки» для диагностики личностных факторов темперамента и характера. Тест специализированный, поэтому придется долго разбираться с результатами.
  • StrengthsFinder 2.0 определяет ваши сильные и слабые стороны. Его разработал психолог Дон Клифтон, чтобы раскрывать природные таланты, выяснять, что мы делаем лучше всего — и сосредотачиваться на развитии именно этих направлений. Научная база теста скромнее, чем у Hogan и Hexaco, зато не придется мучиться с интерпретацией.
  • MBTI определяет личность по типологии Майерс-Бриггс, в основе — архетипы Юнга (в России известен в варианте соционики). Тип присваивается в зависимости от того, какие параметры вам более свойственны: интроверсия или экстраверсия, интуиция или восприятие, чувство или мышление, оценка или восприятие. MBTI — популярный тест, но он не считается научным. Зато интуитивно понятен и не требует специальных знаний для интерпретации.

Мы также советуем следующие тесты с достаточной научной базой: MMPI, опросник Леонгарда-Шмишека, Via Character, Big Five и The TPAQ-45 Complete Personality Profile.

Узнайте больше
  • Tiny Habits: The Small Changes That Change Everything

Профессор поведенческой психологии Стэнфорда Би Джей Фогг делит поведение на три компонента: мотивацию, способность и триггеры. Если хотя бы один из них отсутствует, смена привычки или закрепление новой не происходит. С помощью модели Фогга можно понять, чего именно не хватает для желаемого поведения, — и работать с проблемным компонентом.

  • Hooked: How to Build Habit-Forming Products

Израильский инвестор Нир Эйал рассказывает о модели «петли» (Hook Model) и объясняет, как сформировать привычку через четырехэтапную последовательность.

  • Thinking, Fast and Slow («Думай медленно… решай быстро»)

Дэниел Канеман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 года за исследования поведения в условиях неопределенности, объясняет, как механизмы мышления заставляют нас действовать иррационально.

Понравился материал? Подпишитесь на еженедельную email-рассылку Reminder!

Почему вы продолжаете делать то, что ненавидите: понимание нежелательных моделей поведения

Элис Бойс, доктор философии. | 5 июня 2009 г. | Без категории | Комментариев нет

«Психологические выгоды» загоняют людей в модели поведения, которые обеспечивают некоторые психологические преимущества, но также имеют важные недостатки. Общие примеры этих типов моделей нежелательного поведения включают: переедание, прокрастинацию, проблемные способы взаимодействия с другими людьми, чрезмерные траты и чрезмерное использование телевизора или Интернета.

Этот пост о том, как остановить нежелательные модели поведения, поняв скрытые (и не очень скрытые) «психологические выгоды», связанные с поведением. Обычно люди не повторяют модели поведения, если на каком-то уровне они не получают от этого поведения чего-то хорошего. Как только вы поймете, какие психологические потребности связаны с нежелательным поведением, вы сможете более эффективно изменить его и найти более достойную альтернативу.

Давайте рассмотрим различные виды вознаграждений, которые обычно завлекают людей в модели нежелательного поведения.

Подумайте о поведении, от которого вы хотели бы отказаться. Вы получите больше пользы от чтения этого поста, если найдете один конкретный пример из своей жизни и будете думать об этом примере во время чтения.

Говоря языком докторов психологических наук, «выплаты» бывают двух видов:

1. Получение большего количества того, чего вы хотите трудные ситуации или задачи)

И в разных областях: эмоциональные выплаты, мыслительные выплаты, физические выплаты и выигрыши ситуации.

Любое нежелательное поведение будет иметь НЕСКОЛЬКО различных видов выплат.

Вознаграждение за эмоции

Важно понимать, что нежелательное поведение часто связано со смесью желаемых и нежелательных последствий.

Например, когда вы нарушаете диету и переедаете, вы можете испытывать чувство вины или стыда, но вы также можете ощущать элементы возбуждения, вызванные тем, что вы восстаете против установленных вами правил.

Здесь мы пытаемся построить полную картину всех различных типов последствий нежелательного поведения, чтобы вы могли понять его психологически.

Поведение, которое вы хотите делать меньше, вызывает какие-либо положительные эмоции? Какие?
напр. спокойствие/умиротворение/расслабление, радость, волнение, интерес.

Уменьшает ли это поведение ваши негативные эмоции? Какие? например тревога/страх/напряжение, стыд, гнев, одиночество, печаль, вина?

Иногда отдача от эмоций будет очень слабой (например, вызвать легкое чувство интереса или возбуждения или лишь немного уменьшить гнев), но включите эти умеренные отдачи в свой анализ, потому что они являются частью психологической картины.

Одним из наиболее важных преимуществ, часто связанных с нежелательным поведением, является уменьшение беспокойства или напряжения. Множество различных типов нежелательного поведения помогают людям временно уменьшить чувство тревоги.

Вознаграждения за мысли

Вознаграждения за мысли бывают разных типов. Здесь я приведу лишь несколько примеров некоторых важных типов.

1. Вознаграждение за мысли может включать в себя отвлечение себя от размышлений о чем-то, о чем трудно думать. Например, ошеломление себя средствами массовой информации может быть эффективным способом отвлечься от размышлений о аспектах вашей жизни и отношений.

2. Другим важным типом вознаграждения за мысли является утверждение того, что вы являетесь хозяином своей судьбы, т.е. «Я взрослый и могу делать, что хочу». Это часто относится к нежелательному поведению, связанному с нарушением ваших правил или правил других людей (например, трата денег, не предусмотренная вашим бюджетом, или нарушение диеты). Нет ничего плохого в глубокой психологической потребности хотеть делать то, что вы хотите, но если эта потребность возникает в вашей жизни нежелательным образом, она может не удовлетворяться более здоровым образом в других сферах вашей жизни.

3. Другой важный тип отдачи от мысли связан с тем, как вы видите себя как личность и как вас видят другие. Допустим, для вас действительно важно, чтобы другие люди знали, что вы хороший, справедливый, щедрый или веселый человек. Если это важно для вас, это будет мощным мотиватором вашего поведения. Например, если вы считаете, что свободно тратите деньги как часть своей веселой/беззаботной личности, это может привести к тому, что вы потратите больше денег, чем можете себе позволить. Или желание показаться хорошим может привести к тому, что вы будете слишком щедры, помогая другим. Если нежелательное поведение подтверждает ваше ощущение того, что вы хороший, справедливый, щедрый, веселый (или что-то еще, что важно для вас), добавьте это в свой анализ. Это важная психологическая отдача.

Это может работать и по-другому, например. если вы хотите, чтобы другие люди считали вас очень контролирующим/очень независимым, это может помешать сближению с людьми (например, если нежелательное поведение, которое вы хотите преодолеть, связано с трудностями близости в отношениях).

4. Еще один распространенный тип вознаграждения за мысли относится к мыслям о «заслуженности». Это когда нежелательное поведение подтверждает, что вы «заслуживаете» хороших результатов, которые приходят с нежелательным поведением, например. Вы заслуживаете острых ощущений от покупки хороших вещей, вы заслуживаете того, чтобы побаловать себя, вы заслуживаете отдыха. Вознаграждение за заслуги часто является особенно мощным мотиватором поведения, если в глубине души вы двойственно относитесь к своим достоинствам или считаете себя малоценным (низкая самооценка). Одно из решений этой проблемы состоит в том, чтобы почувствовать себя более комфортно, поскольку вы действительно заслуживаете удовлетворения своих глубоких психологических потребностей, таких как удовольствие и спокойствие, и вы также заслуживаете того, чтобы делать это так, чтобы это не мешало вашим другим глубоким психологическим потребностям. как чувство контроля над своим поведением.

5. Вы можете узнать больше о понимании своих глубинных психологических потребностей здесь – Поверхностные и глубинные цели. Спросите себя, не связаны ли какие-либо из этих глубинных потребностей с вашим нежелательным поведением.

Физические вознаграждения

Некоторые типы нежелательного поведения имеют физические вознаграждения. Например, в течение короткого периода времени после того, как вы съели закуску с высоким содержанием сахара, это может дать большую отдачу в виде увеличения энергии и снижения усталости.

Эта интенсивная краткосрочная физическая отдача, вероятно, будет очень мощной, заставляя вас совершать нежелательные действия, когда вы устали.

Выигрыш в ситуации

Что происходит после нежелательного поведения?

Например, крик на вашего ребенка или партнера может быть эффективным способом заставить их сделать то, что вам нужно в краткосрочной перспективе (даже это не поможет этим отношениям в долгосрочной перспективе).

Если вы накричите на своего партнера, он/она перестанет придираться к вам?

Если вы шлепаете своих детей, они перестают соперничать за ваше внимание и дают вам передышку? В этих случаях эти результаты являются частью того, что удерживает вас от нежелательного поведения.

Избавляет ли вас нежелательное поведение (по крайней мере временно) от того, что вы не хотите делать, или от того, что было бы трудно сделать?

Означает ли саботаж ваших отношений, что вы избегаете вопросов близости и обязательств, которые были бы для вас трудными?

Означает ли, что прокрастинация на работе снижает ваши шансы на повышение? Чувствуете ли вы двойственное отношение к аспектам того, что будет означать повышение по службе (например, вы не хотите выступать перед публикой или путешествовать, вам нравится быть одним из парней, а не начальником)?

Что дальше?

Как только вы узнаете, какие психологические потребности связаны с вашим нежелательным поведением, подумайте об альтернативных стратегиях выживания. Это могут быть альтернативные стратегии преодоления трудностей, когда в противном случае вы могли бы совершить нежелательное поведение. Или, в зависимости от того, на каком поведении вы сосредоточены, это могут быть альтернативные идеи решения проблем (например, как вы могли бы чувствовать себя более комфортно в отношениях с близостью/доверием) или более широкие идеи о том, как удовлетворить определенные психологические потребности в вашей жизни в целом ( например, как вы могли бы расширить свои возможности, чтобы заявить о себе, повеселиться, попробовать что-то новое или добиться уважения со стороны других).

Еще один полезный пост, который поможет остановить нежелательные модели поведения, — «Понимание ваших триггеров». Чтение этого поста поможет вам определить ситуации с высоким риском попадания в ловушку нежелательного поведения и больше расскажет о том, как выбрать альтернативные стратегии выживания.

Спасибо за прочтение

Если вам понравился этот пост, напишите об этом в Твиттере или Stumble it.

Теги:Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), Счастье, Здоровое питание, Самоуважение

Об авторе
Элис Бойс, доктор философии.

Доктор Элис Бойес — бывший клинический психолог, ставший писателем. Она является автором набора инструментов для беспокойства (2015 г.), опубликованного TarcherPerigee, издательством PenguinRandomHouse. Она ведет блоги для PsychologyToday.com и Business Insider, а также публикуется в различных журналах.

Модель поведения типа А и ишемическая болезнь сердца: физиологические и психологические аспекты

  • Бейкер Л. Дж., Гастингс Дж.Е.84). Усиленные психофизиологические реакции пациентов с коронарной болезнью типа А во время изображений, относящихся к типу А. Журнал поведенческой медицины , 7 , 287–306.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Брансон, Б.И., и Мэтьюз, К.А. (1981). Поведенческий паттерн типа А, предрасположенный к коронарной болезни: анализ стратегий производительности, влияния и атрибуции во время неудачи. Журнал личности и социальной психологии , 40 , 916–918.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Каррутерс, Мэн (1969). Агрессия и атерома. Ланцет , 2 , 1170.

    CrossRef пабмед Google Scholar

  • Карвер, CS (1981). Воспринимаемое принуждение, сопротивление убеждению и модель поведения типа А. Журнал исследований личности , 19 , 467–481.

    Google Scholar

  • Карвер, К.С., Коулман, А.Э., и Гласс, округ Колумбия (1976). Паттерн коронаропронального поведения и подавление утомления в тесте на беговой дорожке. Журнал личности и социальной психологии , 33 , 460–466.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Карвер, К.С., и Гласс, округ Колумбия (1978). Склонный к коронарным заболеваниям паттерн поведения и межличностная агрессия. Журнал личности и социальной психологии , 36 , 361–366.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Чек, Дж., и Дайк, Д.Г. (1986). Враждебная агрессия и поведение типа А. Личность и индивидуальные различия , 7 , 819–827.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Чесни, Массачусетс, Блэк, Г. В., Чедвик, Дж.Х., и Розенман, Р.Х. (1981). Психологические корреляты склонного к коронарной болезни поведения. Журнал поведенческой медицины , 4 , 217–230.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Контрада Р.Дж., Райт Р.А. и Гласс Д.К. (1985). Психофизиологические корреляты поведения типа А: комментарии к Хьюстону (1983) и Холмсу (1983). Журнал исследований личности , 19 , 12–30.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Корс, К.Д., Манук, С.Б., Кантвелл, Дж.Д., Джордани, Б., и Мэтьюз, К.А. (1982). Паттерн склонного к коронарной болезни поведения и сердечно-сосудистый ответ у лиц с ишемической болезнью сердца и без нее. Психосоматическая медицина , 44 , 449–459.

    ПабМед Google Scholar

  • Демброски, Т. М., Макдугалл, Дж. М., Херд, Дж. А. , и Шилдс, Дж. Л. (1979). Влияние уровня нагрузки на давление и частоту сердечных сокращений у субъектов типа A и типа B. Журнал прикладной социальной психологии , 9 , 209–228.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Демброски, Т.М., МакДугалл, Дж.М., и Мусанте, Л. (1984). Желательность контроля против локуса контроля: отношение к паралингвистике в интервью типа А. Психология здоровья , 3 , 15–26.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Демброски, Т.М., Макдугалл, Дж.М., Шилдс, Дж.Л., Петилло, В., и Лушен, Р. (1978). Компоненты предрасположенного к коронарной болезни типа А и ответ сердечно-сосудистой системы на психомоторную нагрузку. Журнал поведенческой медицины , 1 , 159–176.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Демброски, Т. М., Вайс, С.М., Шилдс, Дж.Л., Хейнс, С., и Фейнлейб, М. (ред.) (1978). Склонное к коронарным заболеваниям поведение . Нью-Йорк: Springer-Verlag.

    Google Scholar

  • Даймонд, Э.Л., Шнайдер, Н., Шварц, Д., Смит, Дж.К., Ворп, Р., и Пасин, Р.Д. Преследование, враждебность и тип А как детерминанты реактивности сердечно-сосудистой системы во время соревнований. Журнал поведенческой медицины , 7 , 171–189.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Димсдейл, Дж.Э., Хакетт, Т.П., Блок, П.С., и Хаттер, А.М. (1978). Эмоциональные корреляты модели поведения типа А. Психосоматическая медицина , 40 , 580–583.

    ПабМед Google Scholar

  • Дайк, Д.Г., Мозер, К.Г., и Дженисс, член парламента (1987). Поведение типа А и специфичное для ситуации восприятие контроля. Психологические отчеты , 60 , 991–999.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Эдгер, Н. (1987). Поведение и агрессия типа А: провокация, конфликт и физиологическая реакция в парадигме учитель-ученик Басса . Неопубликованная докторская диссертация, Университет Манитобы, Виннипег, Канада.

    Google Scholar

  • Фрэнсис, К. (1981). Восприятие враждебности, тревоги и депрессии у субъектов, демонстрирующих предрасположенность к коронарным заболеваниям. Journal of Psychiatric Research , 16 , 183–190.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Фридман, М. (1969). Патогенез ишемической болезни сердца . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Google Scholar

  • Фридман М., Байерс С.О., Даймонт Дж. и Розенман Р.Х. (1975). Плазменный катехоламический ответ субъектов с коронарной предрасположенностью (тип А) на специфическую провокацию. Метаболизм , 24 , 205.

    CrossRef пабмед Google Scholar

  • Фридман М. и Розенман Р. Х. (1974). Поведение типа А и ваше сердце . Нью-Йорк: Кнопф.

    Google Scholar

  • Гласс, округ Колумбия (1977). Модели поведения, стресс и ишемическая болезнь сердца . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

    Google Scholar

  • Гласс, округ Колумбия, и Карвер, К.С. (1980). Беспомощность и коронарная склонность личности. В J. Garber и M.E.P. Селигман (ред.), Человеческая беспомощность (стр. 223–243). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Голдбэнд, С. (1980). Стимульная специфичность физиологической реакции на стресс и коронарно-предрасположенный паттерн поведения. Журнал личности и социальной психологии , 39 , 670–679.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Harnes, C.G., Lightman, MA, & McDonough, J.T. (1965). Уровни норэпинефрина и адреналина в плазме и моче после физической нагрузки среди мужчин старшего школьного и низшего социального классов, а также у лиц с неострой ишемической болезнью сердца. Тираж (Приложение III) , 32 , 105.

    Google Scholar

  • Герман С., Блюменталь Дж. А., Блэк Г. М. и Чесни М. А. (1981). Самооценка взрослых людей типа А (склонных к коронарным заболеваниям). Знают ли представители типа А, что они принадлежат к типу А? Психосоматическая медицина , 43 , 405–414.

    ПабМед Google Scholar

  • Холмс, Д. С. (1983). Альтернативный взгляд на дифференциальную психофизиологическую чувствительность людей с паттернами поведения типа А и типа Б. Журнал исследований личности , 17 , 40–47.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хьюстон, Б.К. (1983). Физиологическая реактивность и модель поведения типа А. Журнал исследований личности , 17 , 22–39.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Дженисс, член парламента, Дайк, Д.Г., и Малкольм, А.Т. (1986). Личность, контроль и модель поведения типа А. Неопубликованная рукопись, Университет Манитобы, Виннипег, Канада.

    Google Scholar

  • Дженисс, член парламента, Эдгер, Н., и Дайк, Д.Г. (1986). Поведение типа А, выражение гнева и реакции на образы гнева. Мотивация и эмоции , 8 , 373–388.

    Google Scholar

  • Дженисс, член парламента, Ерама, К., и Дайк, Д.Г. (1987). Поведение типа А и обработка причинных атрибуций в лабораторных и естественных условиях. Рукопись на рассмотрении, Университет Манитобы, Виннипег, Канада.

    Google Scholar

  • Дженкинс, К.Д., Зизански, С.Т., и Розенман, Р.Х. (1971). Продвигайтесь к валидации компьютерного теста на склонность к коронарной болезни типа А. Психосоматическая медицина , 33 , 193–202.

    ПабМед Google Scholar

  • Кан, Дж.П., Корнфельд, Д.С., Франк, К.А., Хеллер, С.С., и Хоар, П.Ф. (1982). Поведение типа А и артериальное давление во время коронарного шунтирования. Психосоматическая медицина , 42 , 407–414.

    Google Scholar

  • Кранц, Д.С., Арабиан, Дж.М., Давиа, Дж.Э., и Паркер, Дж.С. (1982). Поведение типа А и коронарное шунтирование: интраоперационное артериальное давление и периоперационные осложнения. Психосоматическая медицина , 44 , 273–294.

    ПабМед Google Scholar

  • Кранц, Д. С., и Дюрель, Л.А. (1983). Психобиологические субстраты модели поведения типа А. Журнал психологии здоровья , 2 , 393–411.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кранц, Д.С., Дюрель, Л.А., Давиа, Дж.Э., Шаффер, Р.Т., Арабиан, Дж.М., Демброски, Т.М., и МакДугалл, Дж.М. (1982). Лечение пропранололом у пациентов с коронарными заболеваниями: связь с поведением типа А и сердечно-сосудистым ответом. Journal of Human Stress , 8 , 4–12.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Кранц, Д.С., Гласс, Д.К., и Снайдер, М.Л. (1974). Беспомощность, уровень стресса и предрасположенность к коронарным заболеваниям. Журнал экспериментальной социальной психологии , 10 , 284–300.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Койпер, Н.А., и Дерри, П.А. (1982). Самореференция депрессивного и недепрессивного содержания при легкой депрессии. Журнал личности , 50 , 67–79.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Малкольм, А.Т., Дженисс, член парламента, и Дайк, Д.Г. (1984). Поведение типа А, частота сердечных сокращений и реакция зрачков: влияние холодового прессора и угрозы эго. Журнал психосоматических исследований , 28 , 27–34.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Маркус, Х. (1977). Я-схемы и обработка информации о себе. Журнал личности и социальной психологии , 35 , 63–78.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мэтьюз, К.А. (1982). Психологические взгляды на модели поведения типа А. Психологический бюллетень , 91 , 293–323.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Мэтьюз, К. А., Гласс, округ Колумбия, Розенман, Р. Х., и Бортнер, Р. В. (1977). Соревновательный драйв, паттерн А и ишемическая болезнь сердца: дальнейший анализ некоторых данных совместного группового исследования. Журнал хронических болезней , 30 , 489–498.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Мозер Г.Г. и Дайк Д.Г. (1987). Поведение типа А и суждения о контроле над собой и другими. Рукопись на рассмотрении, Университет Манитобы, Виннипег, Канада.

    Google Scholar

  • Нестле, П.Дж., Вергезе, А., и Ловелл, Р.Р. (1967). Секреция катехоламинов и реакция симпатической нервной системы на эмоции у мужчин со стенокардией и без нее. American Heart Journal , 73 , 227.

    CrossRef Google Scholar

  • Питтнер, М.С., и Хьюстон, Б.К. (1980). Реакция на стресс, когнитивные стратегии выживания и модель поведения типа А. Журнал личности и социальной психологии , 39 , 147–157.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Родуолт Ф. и Комер Р. (1982). Склонное к коронарным заболеваниям поведение и переживание реактивности в парадигме устранения выбора. Бюллетень личности и социальной психологии , 8 , 1521–158.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Розенман, Р.Х., Бранд, Р.Дж., Дженкинс, К.Д., Фридман, М., Штраус, Р., и Вурм, М. (1975). Ишемическая болезнь сердца в Западном совместном исследовании сердца: последний опыт наблюдения в течение 8,5 лет. Журнал Американской медицинской ассоциации , 232 , 872–877.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Розенман Р.Х., Фридман М., Штраус Р., Вурм М., Косичек Р., Хан В. и Вертессен Н.Т. (1964). Прогностическое исследование ишемической болезни сердца. Журнал Американской медицинской ассоциации , 189 , 103–110.

    Google Scholar

  • Розенман Р.Х., Рахе Р.Х., Борхани Н.Д. и Файнлейб М. (1976). Наследуемость личности и модели поведения. Acta Geveticae Medicae et Gemellologiae , 25 , 221–224.

    Google Scholar

  • Шмайдер Р., Фридрих Г., Нойс Дж. и Руддел Дж. (1982). Влияние В-блокаторов на склонность к коронарным заболеваниям типа А. Психосоматическая медицина , 44 , 129–130.

    Google Scholar

  • Смит, Т.В., и Родевальт, Ф. (1986). О состояниях, чертах и ​​процессах: трансакционная альтернатива предположениям об индивидуальных различиях в поведении и физиологической реактивности типа А. Журнал исследований личности , 20 , 229–251.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Спилбергер, К. Д., Джонсон, Э., Рассел, С., Крейн, Р.С., Джейкобс, Г., и Уорден, Т.И. (1985). Переживание и выражение гнева: построение и проверка шкалы выражения гнева. В MA Chesney and RH Rosenman (Eds.), Гнев и враждебность при сердечно-сосудистых и поведенческих расстройствах (стр. 5–29). Нью-Йорк: Hemisphere/McGraw-Hill.

    Google Scholar

  • Strube, MJ (1985). Атрибуционный стиль и поведенческий паттерн типа А, предрасположенный к коронарной болезни. Журнал личности и социальной психологии , 49 , 500–509.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Штрубе, М. Дж. (1987). Модель самооценки модели поведения типа А. В Р. Хоган и У. Джонс (ред.), Перспективы личности: теория, измерение и межличностная динамика (стр.). Гринвич, Коннектикут: JAI Press.

    Google Scholar

  • Струбе, М. Дж., Тернер, К.В., Серро, Д., Стивенс, Дж., и Хинчи, Ф. (1984). Межличностная агрессия и поведенческий паттерн типа А, предрасположенный к коронарной болезни: теоретическое различие и практические последствия. Журнал личности и социальной психологии , 47 , 829–847.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Вандо, А. (1969). Параметр личности, связанный с переносимостью боли . Неопубликованная докторская диссертация, Колумбийский университет, Нью-Йорк.

    Google Scholar

  • Вейтен, Э. (1968). Лабораторный тест на индукцию состояний настроения. Поведенческие исследования и терапия , 6 , 437–482.

    Google Scholar

  • Вайс, Дж. М., Стоун, Э. А., и Харрейл, Н. (1970). Совладающее поведение и адреналин мозга у крыс. Журнал сравнительной и физиологической психологии , 72 , 153–160.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *