Павлов и п вклад в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

Павлов, Иван Петрович — Психологос

«Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то их бы не хватило вам».
​И.П. Павлов

Иван Петрович Павлов (27 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 27 (14) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская)(1826—1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова).

Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И.П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатипёрстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1903 году 54-летний Павлов сделал доклад на международном физиологическом конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И.П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые cформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведенные на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении.

В 1919—1920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года. И.П. Павлов воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б.П. Бабкин, А. И. Смирнов и др.

После смерти Павлов был превращён в идола советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова, см. , например, его цитаты…:

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <…>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <…>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живем в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 25)

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (1876-78) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1884—86 — был командирован для совершенствования знаний за границу в Бреслау и Лейпциг, где работал в лабораториях у Р. Гейденгайна и К. Людвига.
  • 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.
  • 1901 — Павлов был избран членом-корреспондентом, а в 1907 действительным членом Петербургской Академии наук.
  • 1904 — Павлову присуждается Нобелевская премия за многолетние исследования механизмов пищеварения
  • 1925 — до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН СССР.
  • 1936 — 27 февраля Павлов умирает от пневмонии. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

Именем Павлова был названы:

  • Санкт-Петербургский государственный медицинский университет
  • Село Павлово во Всеволожском районе Ленинградской области
  • Институт физиологии в Санкт-Петербурге
  • Улица академика Павлова в Москве
  • Станция метро в Праге

Иван Петрович Павлов — Практическая психология на Aboutyourself.

ru

Автор Evgeniy в . Опубликовано История и Биографии Последнее обновление: 18/03/2015

Иван Петрович Павлов

«Наука требует от человека всей его жизни» — писал Иван Павлов. И будь у вас хоть две жизни, по его словам, и их вам бы не хватило. Иван Павлов призывал быть страстными в своей работе и в своих исканиях.

Наиболее известные работы:

  • Труды по физиологии кровообращения и пищеварения.
  • Классическое обусловливание
  • Нобелевская премия 1904 года в области физиологии.

Рождение и смерть:

  • Родился Иван Петрович Павлов 14 сентября 1849 года.
  • Скончался он 27 февраля 1936 года.

Первые годы жизни:

Иван Петрович Павлов родом из небольшой деревни в Рязани (Россия), в которой его отец был сельским священником. Его ранние исследования были сосредоточены на богословии, но чтение «Происхождения видов» Чарльза Дарвина оказало сильное влияние на его будущие интересы. Вскоре он отказался от своих религиозных исследований и посвятил себя изучению науки. В 1870 году он начал изучать естественные науки в университете Санкт-Петербурга.

Карьера:

Основными интересами Павлова были изучение физиологии и естественных наук. Он помог основать кафедру физиологии при Институте экспериментальной медицины и продолжал наблюдать за программой в течение следующих 45 лет.

Исследуя пищеварительную функцию собак, он отметил, что его субъекты будут выделять слюну перед подачей еды. В ряду известных экспериментов, он представил множество различных раздражителей до подачи еды, в итоге обнаружив, что после повторения комбинаций собака будет выделять слюну при появлении других стимулов, кроме еды. Он назвал эту реакцию условным рефлексом. Павлов также обнаружил, что эти рефлексы возникают в коре больших полушарий головного мозга.

Павлов получил значительное признание за свою работу, включая принятие в 1901 году в Российскую Академию наук и Нобелевскую премию по физиологии в 1904 году. Советское правительство также предлагало существенную поддержку для работы Павлова, и Советский Союз вскоре стал известным центром физиологических исследований.

Вклад в психологию:

В то время как Иван Павлов не был психологом, и, по сообщениям, недолюбливал область психологии в целом, его работы оказали большое влияние в этой области, в частности на развитие бихевиоризма. Его открытие и исследование рефлексов оказали влияние на растущее движение бихевиоризма, и его работы часто упоминаются в сочинениях Джона Б. Уотсона. Другие исследователи использовали работы Павлова в изучении рефлексии как формы обучения. Его исследования также продемонстрировали методы изучения реакций на окружающую среду по объективному, научному методу.

Публикации Ивана Павлова:

Pavlov, I. P. (1927). Conditioned reflexes. London: Routledge and Kegan Paul — английский перевод книги под названием «Условные рефлексы» (1923).

Павлов И. П. Лекции об условных рефлексах: Двадцать пять лет объективного изучения высшей нервной деятельности поведения животных.

Павлов И. П. (1994) психопатология и психиатрия.

Биографии Иван Павлов:

Todes, D. P. (2000) Иван Павлов. Издательство Оксфордского университета.

Теги: Иван Петрович Павлов, физиология

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Иван Павлов: теория, эксперимент и факты

Вы слышали об Иване Павлове? Возможно нет. Вы слышали о собаке Павлова? Вероятно! Давайте раскроем, кем был Иван Павлов и почему его собака была так важна.

  • Кем был Иван Павлов?
  • Почему Иван Павлов важен для психологии?
  • Что такое классическое обусловливание?

Вклад Ивана Павлова в психологию

Иван Павлов, русский психолог, родился 26 сентября 1849 г., и умер 27 февраля 1936 года. В то время как другие известные психологи не всегда питали страсть к образованию и обучению, Павлов всю свою жизнь отдавал приоритет знаниям. С юных лет он понимал важность сбора и понимания новой информации. Однако областью изучения Павлова была не психология, а физиология.

Физиология фокусируется на понимании того, как работает тело.

Павлова обучали некоторые из лучших профессоров и физиологов того времени, когда он учился физиологии. Павлов был настолько успешным во время своего образования, что выиграл бесчисленное количество премий на своих факультетах. В конце концов, Павлов защитил докторскую диссертацию. Он проводил исследования в разных немецких лабораториях, но в конце концов вернулся на родину. Вернувшись в Россию, Павлов большую часть времени посвятил изучению пищеварения, что принесло ему Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1919 году.04!

Иван Павлов. Викисклад.

К этому моменту вы, вероятно, задаетесь вопросом, как Павлов стал всемирно известным психологом, когда он целыми днями изучал физиологию и даже получил за это Нобелевскую премию. Как ни странно, когда Павлов проводил эксперимент с пищеварением и желудком, он наткнулся на свой главный вклад в психологию — классическую обусловленность.

Иван Павлов Классическая кондиция

Когда Иван Павлов изучал пищеварение собак, он заметил кое-что интересное в своих собаках-участниках. Во время экспериментов по физиологии Павлов велел своим научным сотрудникам приносить корм для собак. Цель его физиологических экспериментов не имела ничего общего с этой стадией, однако позже она стала важной частью головоломки, которая привела Павлова к открытию классической обусловленности.

Когда исследователи приносили еду, у собак выделялась слюна, потому что они были голодны. У них выделяется слюна, потому что это естественный рефлекс нашего тела. Однако Павлов заметил, что, когда собаки видели исследователей, даже когда исследователи не приносили еду, у собак все равно выделялась слюна. У исследователей не было еды, так почему же у собак текло слюноотделение? Классическое кондиционирование!

Классическое обусловливание можно рассматривать как бессознательное обучение, которое происходит, когда непреднамеренный рефлекс сочетается со стимулом.

Мы расширим другие важные определения классического обусловливания, когда будем говорить об эксперименте Павлова!

Иван Павлов Теория

Основываясь на своих наблюдениях в лаборатории, Иван Павлов разработал свой собственный эксперимент и теорию о непреднамеренном слюноотделении у собак. Павлов предположил, что классическое обусловливание происходит, когда собаки видят, как исследователи входят в комнату. Поскольку у собак все еще выделялось слюноотделение, когда у исследователей не было еды, Павлов заявил, что стимул пищи был сопряжен с ранее нейтральным стимулом исследователей. Таким образом, вместо того, чтобы у собак выделялось слюноотделение, когда они видели еду, они выделяли слюну, когда видели исследователей.

Павлов провел свои первые наблюдения в лаборатории и сформулировал новую теорию и гипотезу. Он полагал, что, используя классическое обусловливание, он сможет заставить собаку выделять слюну, когда они слышат звон колокольчика, а не в присутствии еды. Хотя Павлов уже частично наблюдал это в лаборатории во время занятий физиологией, он впервые проводил психологический эксперимент.

Эксперимент Ивана Павлова

Даже если вы никогда раньше не слышали об Иване Павлове, есть вероятность, что вы слышали словосочетание «собака Павлова». Хотя в эксперименте Павлова изучалось классическое обусловливание, в просторечии он известен как «9».0013 Собака Павлова . Целью Павлова было научить собаку выделять слюну, когда она звонила в колокольчик.

Давайте разобьем эксперимент на три отдельных этапа, чтобы понять определения и понять, что такое классическое обусловливание.

Перед кондиционированием

Перед кондиционированием у собаки не было слюноотделения, когда она слышала звонок, но выделялась слюна, когда ей давали еду, как у всех собак. В этом случае безусловным стимулом будет получение собакой еды, а безусловным ответом будет слюноотделение собаки при виде еды. Оба эти термина имеют прилагательное безусловный , потому что это естественные реакции собаки. Он не был обусловлен, поэтому необусловлен.

Безусловный стимул (UCS) — это предъявляемый объект, который непроизвольно вызывает реакцию.

Безусловная реакция (UCR) — это естественная реакция организма на безусловный раздражитель.

Итак, мы определили пищу и слюноотделение с точки зрения условной терминологии, но как насчет звонка? Звон колокольчика был бы тем, что упоминается как нейтральный стимул.

Нейтральный стимул (NS) — это объект, который не вызывает реакцию до обусловливания, но позже, когда он сочетается с безусловным стимулом.

Звонок является нейтральным стимулом, потому что до обусловливания звонок в колокольчик ничего не значил для собаки. Стимул нейтрален. Однако позже колокольчик превратится в условный раздражитель.

Классически обусловленная собака. Pixabay.com.

Обзор перед кондиционированием

Перед кондиционированием собаке дают корм (UCS) и слюну (UCR). Когда он слышит звонок (NS), ничего не происходит.

Во время обучения

Следующим этапом эксперимента Павлова является фактическое обучение собаки (также известное как приобретение ). Цель обусловливания состоит в том, чтобы соединить безусловный раздражитель с нейтральным раздражителем. Другими словами, Павлов пытался вызвать у собаки слюноотделение, когда звонил в колокольчик. Для этого каждый раз, когда он давал собаке еду, он звонил в колокольчик. Первоначально у собаки выделялась слюна (UCR), когда она видела еду (UCS). Звоня в колокольчик каждый раз, когда собака видела еду, она в конечном итоге соединила колокольчик (NS) с едой (UCS).

Поскольку классическое обусловливание основано на естественном бессознательном обучении, требуется время, чтобы соединить эти два стимула вместе.

После обусловливания

После многих испытаний произошло спаривание, в результате чего появился условный раздражитель и условная реакция.

Условный раздражитель (УС) — это элемент, который был нейтральным раздражителем, но после того, как он был соединен с безусловным раздражителем, он становится условным раздражителем. Затем условный раздражитель вызывает условную реакцию.

Итак, для Павлова условным раздражителем является звон колокольчика. Колокольчик начинался как нейтральный раздражитель, и во время условного рефлекса он соединился с безусловным раздражителем (еда), будучи представленным одновременно. В конце концов, собака мысленно объединила эти два сигнала, превратив звонок в условный раздражитель.

условная реакция (CR) — это естественная реакция организма, которая раньше была безусловной реакцией, но из-за обусловливания стала условной реакцией.

Условная реакция — слюнотечение собаки. Раньше у собаки непроизвольно выделялась слюна, когда он видел еду. Однако у собаки началось слюноотделение, когда он услышал звонок от кондиционера.

Звон колокольчика вызвал слюноотделение у собаки. Pixabay.com.

Обзор после кондиционирования

После кондиционирования у собаки выделяется слюна (CR), когда кто-то звонит в звонок (CS). Корм (UCS) больше не нужно давать собаке для слюноотделения (ранее известный как UCR, но теперь известный как CR).

Эксперимент Павлова с собакой был первым опубликованным исследованием классического обусловливания. Можете ли вы привести другие примеры классической обусловленности в вашей повседневной жизни?

Факты об Иване Павлове

Хотя Павлов был наиболее известен своими новаторскими исследованиями в области классической обусловленности, у него были и другие особенности.

  • До того, как Павлов сосредоточил свое образовательное путешествие на физиологии, он начал в духовной семинарии.

  • Павлов был женат на Серафиме Васильевне Карчевской, учительнице, с 1881 г. до своей смерти в 1936 г.

  • Павлов умер в возрасте 86 лет от двустороннего воспаления легких.

  • Несмотря на то, что он был из России, Павлов осуждал коммунизм в 1920-х годах, открыто не соглашаясь с широко распространенным в то время политическим мнением.

  • Работа Павлова с классическим обусловливанием проложила путь другим психологам, таким как Б. Ф. Скиннер и Джон Б. Уотсон, и их идеям бихевиоризма

Ян Павлов — Ключевые выводы

  • Самый важный вклад Ивана Павлова в психологию — область классической обусловленности
  • Иван Павлов столкнулся с классической обусловленностью при изучении пищеварения собак безусловная реакция и нейтральный стимул, которые являются естественными реакциями без манипуляций
  • Во время обусловливания исследователи пытаются соединить нейтральный раздражитель с безусловным стимулом, чтобы вызвать безусловную реакцию
  • После обусловливания нейтральный раздражитель становится условным раздражителем. Когда предъявляется условный раздражитель, он должен вызывать условную реакцию.

Теории детского развития: Иван Павлов

Иван Павлов был русским физиологом, известным прежде всего своими работами по разработке принципов классической обусловленности. Классическое обусловливание Павлова нашло множество применений: в поведенческой терапии, в экспериментальной и клинической среде, в учебных классах, а также при лечении фобий с помощью систематической десенсибилизации.

 

Иван Павлов Теория: классическое обусловливание

Классическое обусловливание, впервые открытое русским физиологом Иваном Павловым (1849-1936), представляет собой процесс обучения, управляемый ассоциациями между стимулом окружающей среды и другим стимулом, который возникает естественным образом.

Любое классическое условное обучение предполагает взаимодействие с окружающей средой. Чтобы произошло обучение, также должен быть «нейтральный стимул», за которым следует естественный рефлекс. Например, собаки Павлова слышали тон (нейтральный раздражитель), за которым следовало слюноотделение (естественный рефлекс) в ответ на поступление пищи. Как только звук нейтрального раздражителя стал связан со стимулом, присутствующим в окружающей среде (подача пищи), вскоре стало возможным вызывать слюноотделение, просто произнося нейтральный раздражитель.

Действие классического обусловливания на субъекта представляет собой трехфазный процесс:

Фаза 1: Предобусловленное состояние

Классическое обусловливание требует естественного стимула, вызывающего автоматическую реакцию. Таким образом, на этом этапе существует UCS (безусловный стимул), связанный с UCR (безусловным ответом), который возникает естественным образом.

Фаза 2: состояние кондиционирования

Затем параллельно с UCS повторно вводится нейтральный стимул. Вскоре нейтральный стимул становится связанным с UCS. Как только это начинает происходить, нейтральный стимул трансформируется в CS (условный стимул), потому что субъект теперь приучен реагировать на CS, как если бы это был естественный UCR.

Фаза 3: Состояние постобработки

Когда UCS и CS соединены, только CS инициирует ответ. На этом заключительном этапе реакция стала CR (условной реакцией). Это означает, что субъект научился производить CR при срабатывании CS, который раньше был просто нейтральным сигналом.

Ключевые элементы классического обусловливания:

1. Приобретение

Приобретение требует, чтобы нейтральный стимул стал связанным с безусловным стимулом. Затем это необходимо неоднократно подкреплять, чтобы обеспечить эффективное обучение.

2. Угасание

Угасание (противоположное приобретению) происходит, когда условная реакция ослабевает или перестает существовать. Чтобы условная реакция сохранялась, безусловный раздражитель должен время от времени повторно вводиться, чтобы «дополнить» желаемую условную реакцию.

3. Генерализация стимула

После того, как условная реакция была создана, она может проявляться как реакция на другие стимулы, которые кажутся похожими. Например, если условным раздражителем является определенный звук колокольчика, похожие по звучанию звуки колокольчика могут вызывать такую ​​же реакцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *