Павлов вклад в психологию: Вклад И.П. Павлова в развитие отечественной психологии ХХ века

Академик Павлов о психологии: kris_golovastik — LiveJournal

Академик Павлов о психологии

Психология не наука, а только надежда на науку.
Джеймс

Великий ученный И.П. Павлов Нобелевский лауреат, физиолог, преобразователь и неутомимый деятель, занимался не только кровообращением, пищеварением и условными рефлексами, его интересовала наука в целом во всех ее проявлениях.
Так как он был ярый спорщик и отстаиватель материалистической концепции в науке, его не могли не заинтересовать новые веяния его столетия, и он на них естественно откликался. В частности, у него было свое мнение по поводу психологии и психологов. Прошелся он по ним, прямо скажем, конкретно.

Претензии ученого к психологам заключались в следующем:

1. Отсутствие в большинстве случаев экспериментальных проверок, использование умозрительных (взятых из воздуха) теорий как объясняющих те или иные явления.

Цитата:

«Физиологу невольно думается, что психолог, так недавно обособившийся от философа, еще не совсем отрешился от пристрастия к философскому приему дедукции, от чисто логической работы, не проверяющей каждый шаг мысли согласием с действительностью».

2. Отход психологов от естествознания — науке о природных явлениях, т.е. от природы человека, его физиологии.

Цитаты:

«Я не отрицаю психологии как познания внутреннего мира человека. … здесь и сейчас я только отстаиваю и утверждаю абсолютные непререкаемые права естественнонаучной мысли всюду и до сих пор, где и покуда она может проявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность!»

«Между тем, мне ясно, что многие психологи ревниво, так сказать, оберегают поведение животного и человека от таких чисто физиологических объяснений, постоянно их игнорируя и не пробуя прилагать их сколько-нибудь объективно».

«Я против некоторых психологов опять имею сердце. Я их отрицал, потом немного примирился, но теперь факты восстанавливают меня против них. У них, по-видимому, имеется желание, чтобы их предмет оставался неразъясненным, вот какая странность! Их привлекает таинственное. От того, что можно объяснить со стороны физиологии, они отворачиваются».

«Еще Сократ говорил: «Познай самого себя», а тут ученый человек, невролог, говорит: «Не смей познавать»».

3. Субъективизм (отсебятина). Психологи приписывают явлениям свои личные интерпретации. Впутывают в научное мышление свое миросозерцание.

Цитаты:

«..Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого!»

В лаборатории Павлова даже был объявлен штраф за употребление таких психологических выражений как: собака «догадалась», «захотела», «пожелала».

«… потому что психологическое рассуждение – есть адетерминистическое рассуждение, т.е. я признаю явление, происходящее ни оттуда, ни отсюда. Я говорю: собака подумала, собака желает – и удовлетворяюсь. И это есть фикция. А причины для явления так и нет. Стало быть, и удовлетворение при психологическом толковании тоже только фиктивное, без основания. Наше объективное объяснение есть истинно-научное, т.е. всегда обращающееся к причине, всегда ищущее причину».

«… это большая задача, к которой я себя готовлю, перебрать все психологические понятия и показать в сопоставлении с нашим объективным материалом, до какой степени они фантастичны и носят грубый эмпирический характер, который представляет непреодолимую помеху при анализе тонких явлений высшей нервной деятельности».

4. Невнимание к фактам, а лишь игра словами. Теоретизирование («игрушечные сочинения и фантазии»).

Цитаты:

«Насчет психологов: все-таки они специалисты слов, с фактами же они совершенно не считаются».

«В науке никаких авторитетов нет кроме факта, а факт должен быть понятен до точки».

«… нет, несомненно, это особенная порода людей это особенная область, где мысль настоящая не имеет ход, а постоянно закапывается черт знает во что».

5. Вера в сверхъестественное.

Цитаты:

«… они никак не могут примириться, что эту душу можно взять в руки, взять в лабораторию, на собаках разъяснить законы ее деятельности».

«… все это обречено на гибель как слепое отрицание действительности»

«Меньше этики, больше антропологии, меньше интересоваться тем, что должно бы быть, и больше тем, что есть».

«… все это муки анимиста, который должен встать на научную точку зрения, дух времени подталкивает, а ресурсов для этого нет…».

Психология сегодня

Критика Павлова это «решительное нет» всему ненаучному, непроверенному. И «категорическое да» обоснованным, научным методам в помощи человеку.
Он не отрицал ни психологии, ни психологов, но лишь обращал внимание: откуда растут корни, и предупреждал об опасности отойти от истоков психики, а ОНА нравится это или нет, находится в головном мозге человека и имеет свои закономерности. Которые невозможно не учитывать!
Павлов был возмущен и встревожен. Все эти опасения прозвучали сто лет назад и, видимо, не зря.
Что мы имеем сейчас? Сотни психологических направлений-школ (а дитя без глаза), повальное увлечение абстрактными иррациональными псевдонаучными концепциями, рекомендации и техники неучитывающие физиологию, типологию конкретного человека.
Если уж браться за лечение человека, так прежде досконально изучив его. Что это такое есть человек? Почему он реагирует так, а не иначе? Какой у него тип нервной системы? Кому что рекомендовать? Что такое нервные процессы, что такое психика, в конце концов, где она хоть находится?
Легко увидеть, что основные запросы к психологам обусловлены невротическими и депрессивными состояниями. Также огромное количество проблем обусловлено особенностями трудного характера. И без знания-понимания основ сущности их страдания – помочь просто невозможно.
Думаю, нам есть к чему поучиться у нашего гения. Прислушаться к его словам через века идущие к нам и призадуматься, прежде чем приступать к терапии такого сложного существа как человек. Чтобы лечить-помогать, надо знать.

Цитата:

«Я вижу и преклоняюсь перед усилиями мысли в работе старых и новейших психологов, но мне вместе с тем представляется, — и едва ли это можно оспаривать, — что работа эта совершается страшно не экономично, и я проникнут убеждением, что чистая физиология головного мозга животных чрезвычайно облегчит, больше того – оплодотворит непомерную, богатырскую работу тех, кто посвящает себя науке о субъективных состояниях человека».

Павлов и Фрейд

Павлов о Фрейде: «Когда я думаю сейчас о Фрейде и о себе, мне представляются две партии горнорабочих, которые начали копать железнодорожный туннель в подошве большой горы – человеческой психики.
Разница состоит, однако, в том, что Фрейд взял немного вниз и зарылся в дебрях бессознательного, а мы добрались уже до света… А Фрейд может только с большим или меньшим блеском и интуицией гадать о внутренних состояниях человека. Он может, пожалуй, сам стать основателем новой религии…».

А между тем, вклад самого Павлова в психологию и психиатрию огромен:

— экспериментально доказал физиологическую основу психики на примере условных рефлексов
— заложил фундамент всей последующей поведенческой психотерапии, условно-рефлекторной терапии (научение различным навыкам поведения, лечение тревог и навязчивостей, зависимостей через положительное или отрицательное подкрепление)
— акцентировал внимание на важности, как свободы, так и дисциплины в воспитании ребенка, аргументировал в своих статьях разумное их соотношение (возбуждение и торможение)
— разработал учение о темпераментах (выделение сильной и слабой нервной системы человека, а также ее подвижности и уравновешенности, таким образом, подвел научную базу к работе Гиппократа о холериках, меланхоликах, флегматиках, сангвиниках)
— к учению о темпераментах добавляет разделение людей на мыслительный, художественный и средний типы
— разрабатывает микстуру на основе брома и кофеина, которая обладает успокаивающим действием. Делает открытие о важности дозировки микстуры для разных типов нервной системы человека («микстура Павлова»)
— сонная терапия («терапия сном»), основана на учении И. П. Павлова об охранительной и целебной роли торможения. Лечение сном приводит к нормализации деятельности ЦНС и тем самым создает благоприятные условия для лечения различных заболеваний
— анализ физиологических процессов, лежащих в основе гипнотического внушения
— выдвинул понятие о второй сигнальной системе в головном мозге человека как о системе речевых сигналов, показав, таким образом, возможность воздействия словом на человека в лечебных оздоровительных целях (так как вторая сигнальная система (речь) коренным образом связана с первой сигнальной системой (ощущения) можно посредством одной воздействовать на другую)
— учение об экспериментальных неврозах (срывах) в результате перенапряжения НС (опытным путем показал как неврозы могут появляться в здоровом организме (путем перенапряжения раздражительного или тормозного процесса, или их сталкивания) и как можно их погасить снова до нормы (путем продолжительного отдыха, устранения отрицательных раздражителей)
— на основе учения об условных рефлексах, его последователям удалось доказать влияние коры головного мозга на работу внутренних органов и их заболевание, психосоматика (кортико-висцеральная теория)
— ввел понятие «рефлекс цели», призывал поощрять увлечения, страсть к коллекционированию людей (предложил понятие «маркотерапия»)
— через законы торможения и возбуждения объяснил физиологическую основу некоторых психических заболеваний (охранительное торможение, патологическое растормаживание-возбуждение)

И многое, многое другое….

И в заключении:

И.П. Павлов: «И поныне вполне справедлива пословица: чужая душа – потемки». Наши же объективные исследования сложно-нервных явлений у высших животных дают основательную надежду, что основные законы, лежащие под этой страшной сложностью, в виде которой нам представляется внутренний мир человека, будут найдены физиологами и не в отдаленном будущем».

Здесь отражается один из фундаментальных призывов академика – это призыв к примирению («браку») физиологии с психологией.

Желаю нам всем в этом удачи!

Литература:

И. П. Павлов
«Рефлекс свободы»

Уэллс Г.
«Павлов и Фрейд»

Теория личности Ивана Павлова / личность

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936) Прежде всего, он известен как инициатор парадигмы классической обусловленности, также называемой «павловской». Тем не менее, Павлов и его последователи внесли другой значительный вклад в психологию, такую ​​как их типология личности, основанная на исследовании нервной системы. .

В этой статье мы опишем 4 типа личности, которые существуют согласно теории Павлова, а также основные понятия этой модели, наиболее важные из которых связаны с основными нервными процессами (возбуждение и торможение) и их свойствами, которые определяют поведенческие различия между людьми.

  • Статья по теме: «Основные теории личности»

Теория личности Павлова

Павлов развил свою теорию о личности через эксперименты, которые он провел в своей лаборатории. Именно этот автор исследовали обучение рефлекторных реакций путем кондиционирования с помощью собак в качестве экспериментальных предметов; в отношении этих животных особенно хорошо известны исследования Павлова о слюноотделении..

В отличие от других современных моделей личности, среди которых выделяется психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда, теория Павлова не только фокусируется на описании психологических различий между людьми, но также пытается объяснить их посредством изучения деятельность нервной системы, которая порождает темперамент, основа личности.

Вот почему предложение Павлова о личности основано на биологических теориях, в которых для объяснения индивидуальных различий используются конструкции, связанные с биологией. Соматические типологии Кречмера и Шелдона, френология Галла или более современные модели, такие как модели Эйзенка, Грея или Цукермана, являются частью той же категории..

  • Может быть, вам интересно: «Различия между личностью, темпераментом и характером»

Нервные процессы и их свойства

Типология личности Павлова вытекает из его гипотез об основных свойствах нервной системы. В этом смысле важно учитывать два физиологических процесса, возбуждение и торможение, а также его три основных свойства: сила, баланс и мобильность.

Возбудительные и тормозные нервные процессы происходят независимо, хотя они взаимодействуют, вызывая различные состояния корковой активности в зависимости от степени преобладания каждого из них. Определение этих понятий похоже на то, что мы используем в настоящее время, когда говорим о симпатической и парасимпатической нервной системе. .

Павлов заявил, что Межиндивидуальные различия в поведении объясняются свойствами процессов возбуждающий и тормозящий каждого человека (или животного). Он говорил о «силе» для обозначения общей работоспособности нейронов, «баланса» между возбуждением и торможением и «подвижности» или скорости этих процессов..

Сила, равновесие и подвижность были бы наиболее важными свойствами, но Павлов также описал облучение или распространение процесса в других областях нервной системы и концентрацию его в данной области. Позже его ученик Владимир Небылицын добавил четвертое свойство: динамизм или скорость формирования рефлекса..

  • Статья по теме: «Иван Павлов: биография этого эталона бихевиоризма»

4 типа нервной системы

По словам Павлова, характеристики основных нервных процессов у конкретного человека определяют тип деятельности его нервной системы, а следовательно, и его темперамент. Эти биологические черты станут основой личности; взаимодействие с факторами окружающей среды приведет к различиям в поведении между людьми.

Критерии, которые использовал Павлов для своей классификации, были совершенно произвольными. Сначала он разделил собак на две группы в зависимости от того, была ли его нервная система сильной или слабой. Затем он разделил форты в зависимости от того, были ли они сбалансированы или нет; Наконец, он создал категории «сильный-сбалансированный-медленный» и «сильный-сбалансированный-импульсивный».

1. Сильный и несбалансированный

Этот тип темперамента характеризуется отсутствие баланса между процессами возбуждения и торможения; поэтому существует тенденция к появлению физиологических состояний, в которых одно из двух преобладает очень.

Мы можем связать сильную и неуравновешенную личность (или импульсивность) с гневным темпераментом типологии юмора Галена, греческого врача, который жил во втором веке нашей эры. и в котором Павлов был вдохновлен. В модели Einsenck PEN это было бы сопоставимо с высоким уровнем экстраверсии и низкой эмоциональной стабильностью. .

2. Сильный, сбалансированный и медленный

В этом случае нейроны обладают хорошей работоспособностью, и баланс между возбуждением и торможением является адекватным, но скорость инициирования и прекращения этих процессов низкая. Сильно-сбалансированный-медленный тип соответствует интроверсии и эмоциональной устойчивости в модели Айзенка, и с флегматическим типом Галена.

3. Сильный, сбалансированный и импульсивный

В отличие от предыдущего типа, в сильно-сбалансированно-импульсном типе скорость процессов возбуждения и торможения высока. Следуя классификации Галена, мы поговорим о спокойном темпераменте, и у Айзенка эти люди будут иметь высокую степень экстраверсии и эмоциональной стабильности.

4. Слабый

Четвертый тип эквивалентен флегматическому темпераменту Галена и будет представлять интроверсию и эмоциональную нестабильность в модели Эйзенка. Павлов определяет это просто как низкая работоспособность клеток нервной системы.

Вклад Ивана Павлова в психологию

Иван Павлов

Иван Павлов, пожалуй, больше всего известен своими исследованиями в области условного поведения собак, но, помимо дрессировки собак, вызывающих выделение слюны при звуке колокольчика, Павлов также принимал участие во многих других важных областях. физиологии и психологии. Каков вклад Ивана Павлова в психологию?

Иван Павлов родился в России в 1849 году, в семье сельского священника. Его первые занятия были посвящены богословию, но вскоре он увлекся изучением естественных наук, и в 1870 году Павлов начал изучать физиологию в Санкт-Петербургском университете, где обнаружил в себе любовь к естественным наукам. Он преуспел в этой области и был награжден золотой медалью за свою первую исследовательскую работу. Павлов перешел в аспирантуру Медико-хирургической академии, где продолжил свои исследования, прежде чем был назначен директором физиологической клиники под руководством известного врача С. П. Боткина. Именно здесь он защитил докторскую диссертацию, получившую Нобелевскую премию, по теме «Центробежные нервы сердца» в 1919 году. 04.

Хотя Павлов внес большой вклад в науку и физиологию, одним из главных вкладов Ивана Павлова в психологию была его работа над условным рефлексом, концепцией, которой он, пожалуй, наиболее известен. Действительно, фраза «собака Павлова» теперь повсеместно используется для описания того, кто реагирует на стимулы или ситуацию, не задумываясь об этом, что показывает, насколько далеко темы творчества Павлова сумели распространиться в массовой культуре.

Классические эксперименты Павлова по выработке условного рефлекса начались, когда он заметил, что у животного часто начинается слюноотделение до того, как пища попадает ему в рот. Этот процесс он назвал «психической секрецией». Во время своих исследований слюноотделения и пищеварения он применял к собакам различные стимулы, чтобы вызвать у них слюноотделение, даже если не было еды. В конце концов у собак выделялось слюноотделение в ответ на различные звуки или визуальную стимуляцию, процесс, который стал известен как «условный рефлекс».

Хотя работа Павлова в основном касалась физиологии, он оказал огромное влияние в области психологии, и его исследования оказали глубокое влияние на растущий интерес к бихевиоризму и бихевиористскому движению. Большая часть ранних работ в этой области психологии использовала исследования Павлова по классической обусловленности, а известный бихевиорист Джон Б. Уотсон часто цитировал работу Павлова в своих собственных исследовательских работах.

Исследования Павлова в области обусловливания также повлияли на изучение того, как животные и люди реагируют на окружающую среду, а его исследовательские методы помогли продвинуть исследования объективным и научным образом. Изучая условные рефлексы, Павлов обнаружил, что эти рефлексы возникают в коре больших полушарий — области мозга, которая организует деятельность организма, а также отвечает за то, как животное взаимодействует с окружающей средой.

Павлов добился огромных успехов на протяжении всей своей карьеры. Благодаря его усилиям в мире физиологии Советский Союз стал мировым центром изучения физиологии, и, несмотря на то, что Павлов не очень симпатизировал идеям коммунизма, советское правительство и правящая Коммунистическая партия безмерно им гордились. ; настолько, что Павлову была предоставлена ​​неограниченная свобода продолжать свои исследования.

Иван Павлов | Superprof

Вы можете спросить любого об Иване Павлове, чтобы получить какую-то версию «Парня с собаками?». Они могут включать такие детали, как «Русский» или «слюни». Как в: «Русский парень, который заставил собак пускать слюни колокольчиком?». Для среднего человека это все около Собаки Павлова ; немного о Павлове, человеке и его произведениях.

При всем при этом Иван Павлов был замечательным ученым и талантливым физиологом. Хирургические навыки были настолько точны, что он мог рассечь даже тонкие сердечные нервы. На самом деле работа, которая принесла ему Нобелевскую премию , не имела ничего общего с павловской обусловленностью. Взгляните на краткое изложение того, что он сделал:

  • он усовершенствовал мешок Гейденгайна (мешок Павлова), внешний «желудок», связанный с нервной системой.
  • руководил (и организовал) кафедрой физиологии Института экспериментальной медицины
  • возглавлял кафедру физиологии Военно-медицинской академии
  • внес большой вклад в физиологию и неврологию «эксперимент с собакой Павлова»
  • Он получил Нобелевскую премию по физиологии за свою работу по физиологии пищеварения

Учитывая все это, совершенно неблагородно думать о нем только как о «русском ученом, который классно работал со слюноотделением у собак». .’ Иван Павлов проделал впечатляющую работу. Он оказал огромное влияние на физиологию. Его Законы условного рефлекса произвел революцию в психиатрической помощи, хотя он не был прежде всего доктором психики. Нам нужно поближе познакомиться с этим новаторским психологом, его жизнью и работой.

Лучшие репетиторы по психологии

Поехали

Иван Павлов: Ранняя жизнь и образование

Павлов был первым из 11 детей, рожденных православным священником Петром Павловым и его женой Варварой. Большая, дружная семья жила в Средней России, в Рязани. Молодой Иван весело выполнял свои обязанности, заботился о своих братьях и сестрах и ухаживал за садом. Когда я не был так занят, любимым занятием была езда на велосипеде. Гребля, плавание и командные виды спорта заполняли его лето.

Как и многие современные мальчишки, наша российская молодежь с удовольствием каталась на велосипеде. Photo by 童 彤 on Unsplash

Каким бы умным он ни был, он не пошел в школу до 11 лет. Падение с высоты на каменную мостовую потребовало нескольких лет отдыха и восстановления сил. Когда он, наконец, вошел в класс, он обнаружил, насколько острым был его интеллект, особенно в науке и математике. В конце концов, он отказался от перспективы священнической карьеры в середине семинарии.

Он ушел из дома, чтобы поступить на физико-математический факультет в 9-м0021 Санкт-Петербургский университет . Он посещал курсы естественных наук, чтобы дополнить свой учебный план. Он получил желанную университетскую награду за свои исследования в области физиологии; в частности, за его статью о нервах поджелудочной железы. Эти исследования сосредоточили его страсть. Он остановился на карьере физиолога, перейдя в Военно-медицинскую академию.

В то время он был известен как Императорская академия медицинской хирургии. Там он оттачивал свои хирургические навыки под бдительным присмотром доктора Элиаса фон Сиона. Позже Павлов станет ассистентом своего наставника. Вскоре стало известно о таланте молодого Ивана в качестве 9-го.Хирург 0021 и физиолог совершили обход. Через восемь лет после того, как он ушел из семинарии, еще работая над диссертацией, известный клиницист Сергей Боткин предложил ему возглавить физиологическую лабораторию.

Во многом у Ивана Павлова и Вильгельма Вундта было много общего. Оба они происходили из религиозных семей и изначально планировали зарабатывать на жизнь в церкви. Оба обладали неуемным любопытством и острым аналитическим умом. Оба были пионерами в своих областях и работали над тем, чтобы сделать свои дисциплины законными областями научных исследований, помимо других областей исследования.

Иван Павлов, физиолог

Безусловно, физиология была общепризнанной дисциплиной задолго до того, как Иван Павлов вышел на поле. Его усилия послужили определению масштабов физиологических исследований. Всего через шесть лет после его первых официальных лабораторных набегов Физиологические общества начали появляться даже в США (1877 г.) и Великобритании (1876 г.). Неясно, какое влияние оказала работа доктора Павлова на любой из этих органов.

Нам известно, что после получения докторской степени он отправился в Германию учиться у Рудольфа Хайденхайна. Этот достопочтенный вырезал небольшую часть желудка собаки вне ее тела, чтобы изучить пищеварительные процессы животного. Его выводы оставались неполными до тех пор, пока Павлов не изобрел способ продления желудочных нервов до мешка. Сегодня мы называем эти мешочки Heidenhain или 9.0021 Пакеты Павлова .

Его пребывание в Бреслау закончилось через два года. Он вернулся в Россию, где ему предложили несколько должностей. Он возражал, пока не был назначен профессором фармакологии в своей альма-матер. Через пять лет он получил приглашение возглавить отдел физиологии в Институте экспериментальной медицины. Он служил там до конца своей карьеры.

Жан Пиаже, швейцарский психолог, с самого начала своей карьеры занимался развитием детей и изучением психики. Напротив, Павлов начал свою профессиональную жизнь с намерением понять, как работает тело. Он наткнулся на теорию классическая обусловленность по чистой случайности. Эта теория и его законы условного рефлекса подтолкнули его к психиатрии.

Павлов заметил, что у его собак выделяется слюна в ожидании еды. Фото Джеймса Баркера на Unsplash

Павловская кондиционирование

Уверившись в своей профессии, Павлов всерьез занялся изучением пищеварения. Он сосредоточился на функциях желудка — на том, как переваривается пища. Он выделил слюнную железу собаки — переместил ее за пределы тела животного, как научился делать в Германии. Таким образом, он мог измерить, сколько слюны произвело животное и при каких условиях. Именно тогда он заметил, что у собак выделялось слюноотделение еще до того, как появилась еда. Он хотел исследовать причины этого психическая секреция , как он это называл.

Наконец-то мы нашли стимулы! Павлов научил своих собак ожидать еды после того, как они «слышат звон колокольчика». По крайней мере, так гласит легенда (об этом позже). На этом этапе работы д-р Павлов измерял слюнные реакции своих животных на любой раздражитель. Некоторые из них ранее были связаны с получением пищи; другие нет. Он будет заниматься этим направлением расследования более 30 лет. В конце концов, он свел все свои наблюдения в то, что он назвал законами условного рефлекса.

Американский психолог Б. Ф. Скиннер нашел работу Павлова увлекательной. Он хотел проверить возможности такой обусловленности как формы выученного поведения. Таким образом, условный рефлекс, или, если использовать более точный термин Павлова, условный рефлекс , стал ключевым понятием в сравнительной психологии.

Поймите, Павлов никогда не задавался целью вызвать у собак слюни. Эксперименты, которые он проводил, не были предназначены для проверки классической теории обусловливания. Так уж получилось, что как он проводил опыты на пищеварительные функции , он заметил, что у его испытуемых выделяется слюна до того, как подается какая-либо пища. Это случайное открытие привело к серии испытаний, помимо тех, которые предназначались для проверки пищеварения.

Иван Павлов обучал собак реагировать на раздражители. Photo by gotdaflow on Unsplash

Павловский ответ

Многие ошибочно полагают, что Павлов когда-либо использовал колокол только для стимуляции знаменитого Павловского ответа . На самом деле он использовал самые разные стимулы. Некоторые аудиальные — например, знаменитый колокольчик, некоторые визуальные (мигающие огни) и некоторые физические. Не исключались поражения электрическим током и агрессивные воздействия. У собак даже выделялась слюна, когда появлялся человек, который обычно их кормил, даже если они приходили без еды. Таким образом, эти лаборанты также служили стимулом.

Мы должны помнить, что целью его работы было измерение желудочной секреции, а не обучение собак запрограммированной реакции. Тем не менее изменения в секреции слюны побудили Павлова задаться вопросом, могут ли его законы условного рефлекса объяснить человеческий психоз . Он давно установил, что нервная система вызывает рефлексы. А что такое рефлексы, как не физические проявления реакции на раздражители?

Павлов считал, что психотические пациенты проявляют психоз в ответ на хаотический мир. Чем хаотичнее окружающая среда, тем сильнее психотический рефлекс. Вскоре после того, как он изложил эту концепцию, российские больницы начали лечить психотических пациентов в спокойной, нестимулирующей обстановке. Они сообщили о поразительном успехе. Постепенно мир последовал его примеру. Сегодня сокращение или устранение экологических раздражителей — это Стандартная практика в психиатрической помощи.

Как ни странно, работа Павлова лежит в основе классической теории обусловливания, используемой сегодня в образовании. Он сосредоточил свои исследования на физиологии нечеловеческих животных. Тем не менее, он проверил свои

теории обусловливания на детях-сиротах. В этом было больше, чем немного жестокости. Ему нужны были достаточно здоровые испытуемые для тестирования. Существует много свидетельств того, что он хорошо кормил и содержал своих собак, но также подвергал их болезненным воздействиям и ненужным хирургическим вмешательствам. Детей не обошли стороной и эти аспекты его исследований.

Когда мы рассматриваем методы Павлова сегодня, на ум приходит слово «бесчеловечный».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *