Зачем Нужен Школьный Психолог И Чем Он Занимается? — Обрсоюз
В чем заключается важность педагога-психолога в школе до сих пор понимают не все. Деятельность школьного психолога часто неочевидна, но именно она является тем инструментом, который может сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. И хотя сегодня далеко не во всех школах есть позиция педагога-психолога, все чаще руководители школ, учителя, а также родители учеников и сами ученики начинают сталкиваться с проблемами, решить которые под силу только практикующему специалисту-психологу.
Педагог-психолог в школе – это специалист, который проводит психологическую работу с обучающимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика.
Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме детей в школу. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.
Психокоррекция – это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает обучающимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.
Психоконсультирование – это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Особенность этой работы в том, что она может оказаться очень полезной для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы.
Психопросвещение и психопрофилактикапредполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления, поднимать острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.
Перечисленные выше аспекты работы еженедельно встраиваются в график школьного психолога. Многие ошибочно полагают, что педагог-психолог – это тот, кто не занят работой до тех пор, пока не возникнет какая-либо чрезвычайная ситуация. Но если вы посмотрите на циклограмму специалиста, вы увидите, что рабочий день состоит из множества задач, среди которых: психологическая диагностика, групповая работа с учащимися разных классов, индивидуальное консультирование в кабинете, просветительская работа с родителями, работа с методической литературой и консультирование педагогов, работа с документацией.
В методическую работу и работу с документацией входит разработка рабочей программы. На каждый учебный год педагог-психолог составляет программу занятий, учитывая возрастные особенности детей и влияние меняющегося мира: детскую гаджетозависимость, дефицит внимательности, повышение тревожности и агрессивности и т.д. Составляя годовой план, педагог учитывает все вводные данные и расписывает программу, темы, количество и продолжительность обязательных мероприятий, а также ожидаемый результат.
Как правило, в одной школе работает один школьный психолог. Такой специалист разрабатывает программы для разных классов, учитывая возрастную специфику. Впрочем, бывает и так, что в школе работает несколько психологов, специализирующихся на работе с разными возрастными группами.
Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Педагог-психолог работает с самым сложным механизмом – с детскими и подростковыми умами, поэтому психолог в школе должен быть вдвойне чутким и внимательным.
В чем же заключаются основные особенности этой работы?
Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.
И в завершении стоит отметить, что поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации.
Сегодня для школьного психолога существуют различные спциальные комплексы. В цифровом продукте для школьного психолога Эффектон Студио собраны более 100 методик для исследования и развития внимания, работы с восприятием, сенсомоторикой, памятью, мышлением и другими познавательными способностями.
Отдельные усилия разработчиков были посвящены диагностике и тренировке детей дошкольного возраста, развитию математических и лингвистических способностей.
Проверить работу методик в демоверсии и подобрать индивидуальную конфигурацию можно по ссылке.
Читайте ещё
Педагог-психолог в школе | Интерактивный портал службы занятости населения Мурманской области
Версия для слабовидящих
- Главная
- Информация
- Новости
- Новость
11.09.2020 Обычная важность
Государственная услуга по профессиональной ориентации
Педагог-психолог в школе
Педагог-психолог в школе — это специалист в области психологии, который изучает душевное состояние учеников, корректирует их поведение, помогает в устранении проблем личностного характера, адаптации в коллективе, способствует улучшению психологического климата в классе, проводит разъяснительную работу с родителями и педагогами.Ключевые задачи этого специалиста — помочь учащемуся выбрать грамотные механизмы поведения, выявить свои психологические проблемы, обрести внутренний и внешний баланс. Стоит заметить, что психолог не занимается патологическими сбоями в человеческой психике, а корректирует его внутренний мир и душевное состояние.
Особенности профессии
Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:
- Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов.
- Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения.
- Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ.
Плюсы и минусы профессии
Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.
Плюсы:
- возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться;
- приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни;
- профессия считается творческой и интересной;
- возможность реально помогать людям в решении их проблем;
- познание самого себя и глубин своего сознания.
К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя. Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес. Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.
Профессия психолог интересная, но подходит далеко не каждому человеку. На свете существует много других интересных профессий, в том числе в системе человек-человек. И среди них есть такая, которая подойдет именно вам.
Важные качества
Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.
- эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне;
- умение слушать и слышать человека;
- стрессоустойчивость;
- такт и деликатность;
- общительность;
- наблюдательность;
- оптимизм и уверенность в собственных силах;
- креативность и умение предлагать нестандартные решения;
- терпимость;
- умение успокоить клиента;
- сопереживание.
Обучение на школьного психолога
Стать педагогом-психологом можно только, получив высшее психологическое образование. После обучения желательно регулярно посещать профильные курсы, тематические семинары и повышать собственный профессиональный уровень.
Место работы
Дипломированные специалисты могут работать в психологических центрах, образовательных и медицинских учреждениях, на телефонах доверия, в частных компаниях по психологическому консультированию, на предприятиях в качестве штатных психологов. Многие психологи открывают частную практику, либо работают на дому.
Карьера
Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела.
Профессиональные знания:
- умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования;
- знание истории и современных задач науки «психология»;
- осознание основных методов профессии;
- специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека;
- владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы;
- знание основ психодиагностики и психологического консультирования;
- иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях.
Известные психологи
Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.
Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.
Вы всегда можете обратиться за бесплатной консультацией к специалисту Центра занятости населения, оказывающему государственную услугу по профессиональной ориентации граждан.
г. Кола, пр. Защитников Заполярья, д.1, корп.2,
Кабинет № 7, телефон (881553) 3-50-34,
e-mail:kola@murman—zan.ru
Общество преподавания психологии
Общество преподавания психологии — Преподавание психологии (журнал)
ISSN: 1532-8023 (электронный) 0098-6283 (бумажный)
Частота публикаций:
Издательство: Sage
Члены STP, обратите внимание: Руководитель STP Комитет проголосовал за прекращение рассылки печатных выпусков Преподавание психологии членам STP. Члены STP по-прежнему будут иметь онлайн-доступ ко всем прошлым и текущим выпускам, включая статьи «Online First». Вы можете прочитать обоснование этого решения здесь. Лица, которые предпочитают подписаться на получение печатных выпусков, могут сделать это непосредственно в SAGE Publications (нажмите здесь), но приобретение печатной подписки в SAGE не включает членство в STP.
Онлайн-доступ к Top (только для участников STP)Просмотр записанного веб-семинара: Как стать эффективным обозревателем журнала (требуется вход в систему)
Aims and Sco pe
Базовые и вводные курсы по психологии самые популярные факультативы в кампусах колледжей и быстро растущее дополнение к учебным программам средней школы. Таким образом, «Преподавание психологии» незаменимо как справочник по методам обучения и как форум для новых идей. Посвященный улучшению процесса обучения и преподавания на всех уровнях образования, этот журнал зарекомендовал себя как ведущий источник информации и вдохновения для всех, кто преподает психологию. Охват включает эмпирические исследования в области преподавания и обучения; изучение характеристик учителя или ученика; обзоры предмета или контента для использования в классе; расследования оценок учащихся, курсов или учителей; профессиональные проблемы учителей; сочинения по обучению; инновационные описания курсов и оценки; проекты учебных программ; библиографический материал; демонстрации и лабораторные проекты; и новости.
Краткая история журнала
Преподавание психологии развилось в его нынешнюю форму, поскольку оно пришло на смену Информационному бюллетеню преподавания психологии, первый выпуск которого вышел в ноябре 1950 года. Информационный бюллетень состоял из 59 выпусков за 24-летний период. Роберт С. Дэниел (1992), первый редактор собственно журнала, отметил, что это было «необычайно долгое созревание даже для журнала» (стр. 433). По словам Дэниела, никто точно не знает, кто редактировал первое издание, хотя Элизабет Б. Херлок, как секретарь 2-го отдела, считает, что первый выпуск подготовила она (стр.
Уилберт С. Рэй был первым назначенным редактором, взявшим на себя эту роль до ноябрьского номера 1958 года. Содержание журнала расширилось, а формат включал цветную обложку и оглавление. В 1963 году Джеймс М. Джойс сменил Рэя и продолжил расширять охват информационного бюллетеня. Количество страниц также увеличилось; Информационный бюллетень состоял из 36 страниц для последнего выпуска Джойса в качестве редактора в 1963 году. Эдвард Р. Острандер сменил Джойса в первом выпуске 1964 года, а в 1964 году его сменил Теофил С. Кравец.66. Наконец, Дуглас А. Мичелл стал последним редактором информационного бюллетеня.
В 1973 году Роберт С. Дэниел был назначен редактором на двухлетний срок, который продлился 13 лет. Под его руководством журнал развил свой нынешний вид, увеличив количество выпусков с двух до четырех в год. В 1985 году Чарльз Л. Брюэр сменил Дэниела и продолжил выпуск исключительного журнала, который был признан редакторами журнала Change одним из ведущих дисциплинарных журналов в стране. После десятка лет пребывания Брюэра на руководящей должности он уволил свой IBM-selectric, и Рэндольф А. Смит согласился на роль редактора. Оригинальные машинописные рукописи перестали существовать, их заменили рукописи на дискетах. Теперь, когда Эндрю Н. Кристофер начинает свой срок в качестве редактора, все материалы и обзоры размещаются в Интернете. Оригинальный мимеографированный информационный бюллетень «Преподавание психологии» был успешно заменен весьма успешным «Преподаванием психологии», в котором воспроизведена роль информационного бюллетеня в распространении статей, иллюстрирующих творчество и энтузиазм преподавателей психологии.
[Источник: Даниэль, Р. С. (1992). Преподавание психологии, журнал. В A.E. Puente, J.R. Matthews и C.L. Брюэр (ред.). Преподавание психологии в Америке: история (стр. 433–452). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.]
.Стать учителем со степенью психолога
Психология связана с разумом, как и образование. Если вы планируете получить степень бакалавра в области психологии, а также преподавать где-нибудь в будущем, у вас есть очень жизнеспособный путь. Он не обязательно будет самым коротким; в некоторых случаях вы будете увеличивать продолжительность времени, прежде чем вы получите этот желанный сертификат. Будет ли это и насколько, будет зависеть от того, что вы планируете преподавать, а также от традиционных и альтернативных путей сертификации, существующих в вашем штате. Однако, если у вас есть страсть к дисциплине, вы можете многое выиграть.
Избранные программы:Университет Гранд-Каньона (GCU) — предлагает онлайн-программы бакалавриата по психологии , созданные по образцу стандартов и рекомендаций, установленных Американской психологической ассоциацией, с упором на: судебную экспертизу. Психология и производительность и спорт Психология. Также предлагается несколько магистерских программ психологии. Нажмите здесь, чтобы узнать о GCU и их программах.
Университет Капелла аккредитован Высшей учебной комиссией и предлагает степень бакалавра психологии онлайн. Эта программа смоделирована в соответствии с рекомендациями Американской психологической ассоциации (APA). APA не аккредитует программы бакалавриата по психологии. Университет Капелла также предлагает несколько онлайн-магистерских и докторских программ в области психологии, включая как клинические, так и неклинические специализации. Нажмите здесь, чтобы связаться с Университетом Капелла и запросить информацию об их программах.
Нью-Йоркский университет — Магистр искусств в области онлайн-консультирования и руководства — GRE не требуется. MPCAC-аккредитован. Завершить всего за 18 месяцев. Доступна двуязычная концентрация. Доступны стипендии. Нажмите здесь, чтобы запросить информацию сегодня.
University of Southern California — MSW онлайн. Программа MSW, аккредитованная USC CSWE, с вариантами стажировки как онлайн, так и лично, позволяет лицам с BSW получить степень всего за 12 месяцев. Нажмите Здесь, чтобы запросить информацию сегодня..
Regent University предлагает степень бакалавра. в психологии; Психология, MS; Клиническое консультирование по вопросам психического здоровья, MA; Консультирование и психологические исследования, доктор философии.
Есть две группы будущих преподавателей, которые могут захотеть выбрать специализацию по психологии: те, кто хочет иметь прочную основу для обучения и мотивации, и те, кто хочет преподавать психологию учащимся средней школы. Вот посмотрите, почему вы можете выбрать специализацию по психологии и какие варианты программ вы можете выбрать.
Психология как введение в процесс обучения
Педагогическая психология — популярный вариант магистратуры для уже сертифицированных учителей. Они не стремятся стать школьными психологами, но хотят максимизировать обучение и способствовать общему развитию в своих классах. Это также вариант изучения психологии перед сертификацией. Есть программы бакалавриата по психологии развития.
В некоторых программах психология сочетается с подготовкой учителей. Университет Западного Вашингтона, например, предлагает основной вариант «Психология: человеческое развитие» для студентов, проходящих начальную сертификационную программу. Программа знакомит студентов с такими понятиями, как поведенческая неврология, социальная психология и аномальная психология, и позволяет им выбирать из таких предложений, как «психология языка» и «стереотипы, предубеждения и дискриминация».
В других случаях ваша специализация по психологии будет отделена от вашей возможной сертификации преподавателя. Это может быть преимуществом. Программы сертификации учителей ищут студентов, которые не только привержены образованию, но и привержены определенной группе населения или предметной области — и которые почти готовы вступить в роль стажера. Это не относится к программам по психологии. Учитывая специальное образование? Программа психологии развития может дать представление как о типично, так и о нетипично развивающихся людях и помочь вам решить, в чем заключаются ваши интересы и таланты.
Если вы выберете программу подготовки учителей после получения степени бакалавра, знайте, что существует множество ускоренных вариантов и что учителям часто платят больше, если они имеют более высокий уровень образования. С другой стороны, просто иметь специализацию по психологии недостаточно, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию или комитет по найму. Что ты делаешь с майором. Рассмотрите возможность стажировки.
Психология как дисциплина
Если вы увлечены дисциплиной психологии и не собираетесь поступать в докторантуру, вы можете решить, что хотите преподавать этот предмет в средней школе. Как правило, вам понадобится основа в нескольких дисциплинах социальных наук. Не так много студентов изучают психологию, как историю или правительство. Тем не менее, психология является популярным курсом, и студенты часто получают кредиты Advanced Placement.
Ваш штат может предложить одобрение преподавания психологии на уровне средней школы. При выборе специальности вы должны учитывать, сколько дополнительных курсовых работ по общественным наукам вам потребуется, чтобы удовлетворить ваши потребности в одобрении; это будет варьироваться от штата к штату.