САФУ — Педагогика и психология девиантного поведения
Научно-исследовательская база для осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности по профессиональным образовательным программам:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»
1. Лаборатория психолого-педагогического практикума
(пр. Ленинградский, д. 40, ауд. 208 а)
Цель деятельности — создание условий для организации учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в области практической педагогики и психологии и формирования профессиональных компетенций обучающихся
Виды научно-исследовательской деятельности на базе лаборатории — проведение исследований в рамках курсового проектирования, проведение исследований по выпускным квалификационным работам, проведение исследований в рамках проектной деятельности обучающихся и преподавателей кафедры, проведение микро-исследований в рамках практических и лабораторных занятий по профессиональным образовательным программам
Оборудование лаборатории: ноутбуки с предустановленным ПО (автоматизированное рабочее место), учебные материалы ИМАТОН
Программное обеспечение «Эффектон студио» (сетевая версия на 10 комп)
2. Центр (класс) деловых игр
(пр. Ленинградский, д. 40, ауд. 209)
Цель деятельности — создание условий для организации учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся в области использования активных методов обучения и организации деловых игр, формирования профессиональных компетенций обучающихся
Виды научно-исследовательской деятельности на базе лаборатории — проведение исследований в рамках курсового проектирования, проведение исследований по выпускным квалификационным работам, проведение исследований в рамках проектной деятельности обучающихся и преподавателей кафедры, проведение микро-исследований в рамках практических и лабораторных занятий по профессиональным образовательным программам
Оборудование лаборатории: доски пробковые, ноутбуки Hewlett-Packard 6470b 14», мультемедиа-проектор BenQ PB6210, видеокассета, стенд, кинопроектор, видеомагнитофон ВМ-12 N 39181Факультет психологии и специального образования — Абитуриент ТГПУ
декан ФПСО Каракулова Ольга Викторовна
Презентация факультета: учебная, научная и студенческая жизнь
youtube.com/embed/x9kFKwfUxM0″ frameborder=»0″/>
Направление подготовки, направленность (профиль) / направленности (профили) | Код | Квалификация | Форма обучения | Вступительные испытания | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Очная | Очно-заочная | Заочная | ||||
Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия» | 44.03.03 | Бакалавр | 4 г. | 4 г. и 6 м. | 5 л | Собеседование Русский язык Биология |
Специальное (дефектологическое) образование, «Олигофренопедагогика» | 44.03.03 | Бакалавр | — | — | 5 л | |
Психолого-педагогическое образование, «Специальная психология и педагогика»; «Психология образования» | 44. 03.02 | Бакалавр | 4 г. | — | — | Биология Русский язык Математика |
Психолого-педагогическое образование, «Психология и социальная педагогика»; «Психология образования»; «Специальная психология и педагогика» | 44.03.02 | Бакалавр | — | — | 5 л | |
Педагогика и психология девиантного поведения, специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» | 44.05.01 | Социальный педагог | 5 л. | — | — | Обществознание Русский язык Математика |
Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия»; «Педагогика и психология инклюзивного образования» | 44.04.03 | Магистр | 2 г. | — | 2 г. 3 м. | Собеседование |
Психолого-педагогическое образование, «Педагогика и психология образования»; «Практическая психология и педагогика» | 44. 04.02 | Магистр | 2 г. | — | 2 г. 3 м. | Собеседование |
Страница факультета на официальном сайте ТГПУ
Дорогие абитуриенты!
Вам предстоит сделать самый важный шаг в вашей юной и уже такой взрослой жизни – выбрать свой профессиональный путь. Приходя на факультет психолого-педагогического и специального образования, вы выбираете одно из самых престижных направлений подготовки – Психолого-педагогическое образование, вы заранее ставите себе высокую жизненную планку. В современных условиях общество предъявляет более серьезные требования к профессиональному образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих мобильно перестроиться в соответствии с новыми вызовами времени. В связи с этим единая цель, которую ставит перед собой факультет на всех уровнях и этапах – создание условий для всестороннего развития личности.
Это связано не только с учебным процессом, но и с той атмосферой творчества, самовыражения, креативности и активной жизненной позицией, которая создает феномен современного мира — умение «быть» в меняющихся обстоятельствах и активно участвовать в происходящих переменах. Надеемся, что оценив всю информацию, собственные намерения, вы сделаете правильный выбор профессионального пути.Удачи вам на предстоящих вступительных испытаниях!
До встречи на факультете психологии и специального образования!
С уважением, декан ФПCО
О.В. Каракулова
История и современность
Факультет психологии основан в 1995 году и на данный момент является одним из самых востребованных факультетов на рынке образовательных услуг.
Сегодня факультет психологии и специального образования входит в состав Института психологии и педагогики, что позволяет эффективно использовать в образовательной деятельности потенциал еще двух факультетов: педагогического факультета и факультета дошкольного и начального образования.
К основным преимуществам факультета психологии и специального образования следует отнести:
- возможность многоуровневой профессиональной подготовки: бакалавриат – магистратура – аспирантура;
- приобретение знаний студентами в рамках двух специальностей – психологии и педагогики;
- различные формы обучения;
- квалифицированный педагогический состав, способный обеспечить высокий уровень подготовки специалистов;
- практикоориентированность при обучении;
- большие возможности для организации профессиональной практики;
- активное вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу;
- насыщенная студенческая жизнь.
Обучение на факультете психологии и специального образования — это, прежде всего, интересная студенческая жизнь, наполненная яркими событиями, максимально раскрывающими личностный и творческий потенциал студентов.
Студенческая жизнь на факультете начинается с многолетней традиции — посвящения студентов первого курса. На базе загородного лагеря студенты первого курса в течение дня проходят ряд профессиональных проб, погружаются в атмосферу командного духа. Все проходит весело, с юмором, а завершается праздничным концертом и чаепитием.
Студенты факультета психологии и специального образования активно вовлечены в спортивную жизнь университета, подтверждение этому служат индивидуальные и командные достижения студентов в спортивных и спортивно-патриотических играх: «Стартус», «Противостояние», «Штурм» и др.
Студенты факультета психологии и специального образования неоднократно становились победителями предметных олимпиад, университетского конкурса педагогического мастерства, КВН университетского и городского уровня.
Студенты факультета психологии и специального образования являются постоянными участниками и победителями творческих конкурсов: «Мисс ТГПУ», «Золотые голоса ТГПУ», «Танцуй за факультет», «Студенческая весна».
Особую гордость составляют мероприятия, организованные факультетом в рамках ежегодного празднования Дня Победы: конкурс фотографий военных лет, конкурс стихов и песен о войне, литературно-музыкальные композиции с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.
Большое внимание на факультете психологии и специального образования уделяется научно-исследовательской работе студентов. Под руководством научных руководителей студенты изучают психическое здоровье участников образовательных отношений; особенности социально-психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, находящихся в особых условиях пребывания; специфику поликультурного образования и др. Заинтересованные студенты активно привлекаются к работе психологического кружка и психологического клуба, где наряду с маститыми учеными обсуждают актуальные вопросы психологии.
В последние годы одним из приоритетных направлений работы факультета психологии и специального образования является расширение международных контактов с зарубежными партнерами. В рамках программы академической мобильности студенты имеют возможность обучаться и проходить стажировки в университетах дальнего и ближнего зарубежья. В то же время на факультете проходят обучение студенты из Индонезии, Мали, Конго, Монголии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Многие студенты факультета психологии и специального образования за высокие достижения в учебе, науке, спорте и культурно-творческой деятельности руководством университета были поощрены туристическими путевками по культурно-историческим местам России и Европы.
В современном обществе быть психологом — это модно, интересно и перспективно.
Поверьте, студенческие годы, проведенные на факультете психологии и специального образования, будут для вас самыми яркими и незабываемыми.
Учебный план специальности «Педагогика дополнительного образования» | |||||
1 курс | |||||
Наименование дисциплины | Общий объем, в акад. час. | Теоретическое обучение (просмотр видеолекций, изучение текстовых лекций, работа в Электронной библиотеке «Юрайт», самостоятельная работа) | Практическая подготовка (практические занятия, выполнение тестов, прохождение учебной и производственной практики, в т.ч. преддипломной) | Контактная работа с преподавателями (вебинары, онлайн-консультации) | Форма аттестации |
Иностранный язык | 117 | 61 | 40 | 16 | дифференцированный зачет |
Математика | 156 | 82 | 54 | 20 | экзамен |
Физическая культура | 117 | 62 | 41 | 14 | дифференцированный зачет |
Основы безопасности жизнедеятельности | 70 | 36 | 24 | 10 | дифференцированный зачет |
Информатика | 78 | 41 | 27 | 10 | дифференцированный зачет |
Естествознание | 108 | 58 | 38 | 12 | дифференцированный зачет |
География | 72 | 37 | 25 | 10 | дифференцированный зачет |
Астрономия | 36 | 19 | 13 | 4 | дифференцированный зачет |
Родной язык | 143 | 80 | 53 | 10 | дифференцированный зачет |
Русский язык | 117 | 62 | 41 | 14 | экзамен |
Литература | 195 | 105 | 70 | 20 | экзамен |
История | 156 | 84 | 56 | 16 | экзамен |
Исследовательский проект / Основы исследовательской деятельности | 39 | 21 | 14 | 4 | дифференцированный зачет |
2 курс | |||||
Наименование дисциплины | Общий объем, в акад. час. | Теоретическое обучение (просмотр видеолекций, изучение текстовых лекций, работа в Электронной библиотеке «Юрайт», самостоятельная работа) | Практическая подготовка (практические занятия, выполнение тестов, прохождение учебной и производственной практики, в т.ч. преддипломной) | Контактная работа с преподавателями (вебинары, онлайн-консультации) | Форма аттестации |
Основы философии | 72 | 37 | 25 | 10 | экзамен |
История | 72 | 38 | 26 | 8 | экзамен |
Иностранный язык | 88 | 41 | 27 | 20 | зачет |
Физическая культура | 112 | 64 | 42 | 6 | зачет |
Русский язык и культура речи | 102 | 55 | 37 | 10 | экзамен |
Культурология | 114 | 62 | 42 | 10 | экзамен |
Математика | 68 | 37 | 25 | 6 | дифференцированный зачет |
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | 118 | 65 | 43 | 10 | экзамен |
Экологические основы природопользования | 102 | 56 | 38 | 8 | дифференцированный зачет |
Педагогика | 58 | 29 | 19 | 10 | зачет |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 44 | 23 | 15 | 6 | тестирование |
ПМ. 01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области социально-педагогической деятельности) | |||||
Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | 336 | 196 | 130 | 10 | экзамен |
Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности | 256 | 134 | 90 | 32 | экзамен |
Учебная практика ПМ.01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области социально-педагогической деятельности) | 72 | 68 | 4 | дифференцированный зачет | |
Производственная практика (по профилю специальности) ПМ. 01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области социально-педагогической деятельности) (1 часть) | 144 | 136 | 8 | дифференцированный зачет | |
ПМ.02 Организация досуговых мероприятий | |||||
Методика организации досуговых мероприятий | 214 | 120 | 80 | 14 | зачет |
3 курс | |||||
Наименование дисциплины | Общий объем, в акад.час. | Теоретическое обучение (просмотр видеолекций, изучение текстовых лекций, работа в Электронной библиотеке «Юрайт», самостоятельная работа) | Практическая подготовка (практические занятия, выполнение тестов, прохождение учебной и производственной практики, в т. ч. преддипломной) | Контактная работа с преподавателями (вебинары, онлайн-консультации) | Форма аттестации |
Иностранный язык | 88 | 44 | 30 | 14 | экзамен |
Физическая культура | 114 | 65 | 43 | 6 | зачет |
Экономика образовательной организации | 106 | 59 | 39 | 8 | зачет |
Педагогика | 32 | 17 | 11 | 4 | экзамен |
Психология | 52 | 28 | 18 | 6 | зачет |
Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 72 | 38 | 26 | 8 | экзамен |
Дополнительное образование детей: история и современность | 46 | 23 | 15 | 8 | зачет |
ПМ. 01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области социально-педагогической деятельности) | |||||
Реализация программ дополнительного образования для одаренных детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья | 202 | 110 | 74 | 18 | экзамен |
Планирование, организация и социально-педагогическая поддержка деятельности детских общественных объединений | 198 | 108 | 72 | 18 | дифференцированный зачет |
Производственная практика (по профилю специальности) ПМ. 01 Преподавание в одной из областей дополнительного образования детей (в области социально-педагогической деятельности) (часть2) | 72 | 68 | 4 | дифференцированный зачет | |
ПМ.02 Организация досуговых мероприятий | |||||
Методика организации досуговых мероприятий | 270 | 150 | 100 | 20 | экзамен |
Содержание и методика проведения культурно-досуговых массовых мероприятий | 96 | 47 | 31 | 18 | экзамен |
Содержание и методика проведения спортивно-оздоровительных досуговых мероприятий | 98 | 48 | 32 | 18 | экзамен |
Основы организации каникулярного отдыха детей | 96 | 49 | 33 | 14 | экзамен |
Учебная практика ПМ. 02 Организация досуговых мероприятий | 36 | 34 | 2 | дифференцированный зачет | |
Производственная практика (по профилю специальности) ПМ.02 Организация досуговых мероприятий | 252 | 238 | 14 | дифференцированный зачет | |
4 курс | |||||
Наименование дисциплины | Общий объем, в акад.час. | Теоретическое обучение (просмотр видеолекций, изучение текстовых лекций, работа в Электронной библиотеке «Юрайт», самостоятельная работа) | Практическая подготовка (практические занятия, выполнение тестов, прохождение учебной и производственной практики, в т. ч. преддипломной) | Контактная работа с преподавателями (вебинары, онлайн-консультации) | Форма аттестации |
Физическая культура | 118 | 67 | 45 | 6 | дифференцированный зачет |
Психология | 52 | 24 | 16 | 12 | экзамен |
Дополнительное образование детей: история и современность | 36 | 17 | 11 | 8 | курсовая работа, экзамен |
Безопасность жизнедеятельности | 102 | 56 | 38 | 8 | дифференцированный зачет |
Теория и методика инклюзивного образования | 78 | 34 | 22 | 22 | зачет |
Основы педагогического мастерства | 156 | 80 | 54 | 22 | дифференцированный зачет |
ПМ. 03 Методическое обеспечение образовательного процесса | |||||
Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования | 488 | 268 | 178 | 42 | экзамен |
Планирование и мониторинг педагогического процесса | 96 | 44 | 30 | 22 | экзамен |
Проектирование и организация работы с педагогическим коллективом | 92 | 44 | 30 | 18 | экзамен |
Производственная практика (по профилю специальности) ПМ. 03 Методическое обеспечение образовательного процесса | 252 | 238 | 14 | дифференцированный зачет | |
5 курс | |||||
Наименование дисциплины | Общий объем, в акад.час. | Теоретическое обучение (просмотр видеолекций, изучение текстовых лекций, работа в Электронной библиотеке «Юрайт», самостоятельная работа) | Практическая подготовка (практические занятия, выполнение тестов, прохождение учебной и производственной практики, в т.ч. преддипломной) | Контактная работа с преподавателями (вебинары, онлайн-консультации) | Форма аттестации |
Психология общения | 68 | 34 | 22 | 12 | дифференцированный зачет |
Теория и методика инклюзивного образования | 68 | 31 | 21 | 16 | экзамен |
Правовое обеспечение профессиональной деятельности | 64 | 26 | 18 | 20 | экзамен |
Комплексный экзамен по профессиональным модулям ПМ. 01, ПМ.02, ПМ.03 | комплексный экзамен | ||||
Производственная (преддипломная) практика | 144 | 136 | 8 | дифференцированный зачет | |
Выпускная квалификационная работа | 216 | 208 | 8 | защита ВКР | |
ИТОГО (без учета часов практик): | 6048 | 3216 | 2144 | 688 | |
поступдение и обучение, что сдавать на факультет психологии, предметы для психфака
Факультет психологии МГУ имени М.
В.ЛомоносоваПсихфак был основан в 1966 году. В настоящее время в состав факультета психологии входят 13 кафедр и 5 научных лабораторий. Обучение ведётся по трём специальностям: клиническая психология, психология служебной деятельности и педагогика и психология девиантного поведения. Факультет ведёт активный обмен преподавателями и студентами с 13 вузами 9 стран мира, поэтому у вас будет возможность попутешествовать и попробовать себя в обучении в иностранном университете.
Перед принятием решения о поступлении обратите внимание, какие предметы на психологическом факультете МГУ вам предстоит изучать. Это будут социально-гуманитарные, естественно-научные и психологические дисциплины. Начинать готовиться лучше заранее и уже в школе отнестись к ним с особым вниманием.
Поступление на факультет психологии МГУ
Если выпускник амбициозен и хочет посвятить свою жизнь психологии, его в первую очередь будет интересовать, как поступить на психологический факультет МГУ, ведь это один из самых престижных вузов страны. Необходимо заранее выяснить, какие экзамены сдавать и как к ним хорошо подготовиться. Средний проходной балл ЕГЭ растёт каждый год: если в 2015 году он составлял 85,97, то в 2018 уже был 89,3.
Для всех трёх специальностей необходимо сдать ЕГЭ по русском языку и математике. Помимо этого, необходимо сдать в форме ЕГЭ и дополнительного вступительного испытания (ДВИ) обществознание — для поступления на специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» и биологию — для специальностей «Психология служебной деятельности» и «Клиническая психология».
Предметы на психологическом факультете
Обучение на факультете психологии МГУ предполагает изучение большого количества предметов. Около 60% учебных часов отводится на общеобразовательные социально-гуманитарные дисциплины (история, философия, социология, экономика, политология, педагогика, право и другие), естественно-научные (анатомия, физиология, антропология и экология) и математические (высшая математика, информатика, математические методы в психологии). А также фундаментальные психологические дисциплины:
- общая психология,
- психология личности,
- психология сознания,
- история психологии,
- экспериментальная психология,
- дифференциальная психология,
- основы психодиагностики,
- методологические проблемы психологии,
- психологический практикум.
Остальные 40% отводятся на изучение вариативной части — дисциплины специализации, элективные и факультативные курсы.
С пятого семестра каждый студент факультета выбирает одну из специальностей:
- общая психология,
- психология спорта,
- психология развития и возрастная психология,
- экстремальная психология и психологическая помощь,
- психология личности,
- социальная психология,
- психология безопасности,
- психология развивающего инновационного образования,
- психофизиология,
- педагогическая психология,
- психология труда и организационная психология,
- психология переговоров и разрешения конфликтов.
На специальности «клиническая психология» можно выбрать:
- психосоматику,
- нейропсихологию,
- психологическое консультирование,
- патопсихологию,
- психотерапию,
- психокоррекцию.
Опыт обучения студентки психологического факультета МГУ Екатерины Нестеровой.
Я поняла, что хочу изучать психологию, в 10 классе. Увлекалась анатомией и физиологией нервной системы. Мне было интересно читать книги про то, как работает мозг человека.
Выбрала МГУ потому, что отечественная психология зародилась именно в этом университете. Там работают замечательные преподаватели, которые учились у основоположников психологии в России.
Факультет психологии МГУ находится на Моховой улице, прямо напротив Красной площади. У факультета два небольших, но уютных корпуса. На факультете много лабораторий. Наибольший интерес у абитуриентов вызывает центр исследования движения глаз и комната виртуальной реальности.
Некоторые занятия студентов психфака проходят на Воробьёвых горах. Например, у меня генетика, анатомия и физиология ЦНС проходили на биофаке, а физкультура была в главном здании.
Сейчас я учусь на кафедре социальной психологии, занимаюсь научной работой, исследую учебную мотивацию школьников. На кафедре царит очень тёплая атмосфера. Я всегда могу обратиться за советом и помощью к преподавателям.
Самыми сложными на психологическом факультете МГУ считаются дисциплины, связанные с математикой. Но все занятия проходят очень интересно, много практических заданий.
Учиться на факультете трудно, но интересно. Много возможностей для развития, у выпускников факультета психологии МГУ нет проблем с трудоустройством.
С дипломом психолога можно работать в абсолютно разных сферах: от образования до силовых структур.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1 Кедрова И.А. 11 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассмотрены характеристики родового понятия «поведение» и его разновидность «отклоняющееся поведение личности». Определено, что основополагающим в генезисе девиантного поведения подростков является процесс социализации, успешность которой обеспечивается активно-преобразующей, творческой позицией личности. Системообразующими факторами поведения выступают направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархии ее мотивов. В результате анализа показано, что своевременно не пресеченные формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Выявлено, что отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной социально-дезадаптивного поведения
направленность личности
подростки
социализация
девиантное поведение
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2000. – 288 с.
3. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – 416 с.
4. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Проблемы развития психики / Л.С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
6. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я.И. Гилинский. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с.
7. Гоголева А.В. Аддиктивое поведение / А.В. Гоголева. – Ижевск: Изд. дом «Удм. ун-т», 2001. – 340 с.
8. Дюркгейм Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм // Социология преступности. – М., 1996. – С. 60–64.
9. Клейберг Ю.А. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков: Автореф. дисс. д. психол. н. / Ю.А. Клейберг. – Тверь, 1999. – 30 с.
10. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. – М: Политиздат, 1982. – 174 с.
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – Изд. 2-е / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
12. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.А. Леонтьев; Под ред. М.К. Кабардова.– М.–Нальчик, 1996. – 96 с.
13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
14. Мертон Р. Социальная структура аномия / Р. Мертон //Социология преступности. – М., 1996. – C. 12–16.
15. Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика / А.И Миллер. – Киев: Наукова думка. 1985. – С. 159.
16. Невский И.А. Подростки группы риска в школе / И.А. Невский. – М., 1997. – 112 с.
17. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. С.А. Беличевой. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1999. – 180 с.
18. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
20. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка / Д.И. Фельдштейн. – М.: Знание, 1978. – 178 с.
21. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1989. – С. 23–25.
22. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3.Фрейд. – М.: Просвещение, 1981. – 121 с.
23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 1996. – 327 с.
24. Augoustinos M., Walker J. Postmodern challenges to social cognition// Social cognition. An integrated approach. London, 1996.
25. Bertocchini P., Costanzo E. Manuel d auto formation. – Paris: Hachette, 1989.
26. Skinner B.F. Bihaviorism and pfenomenology. Ed. by T.W. Wann. – Chicago: Univ. of Chicago Press, 1964. – 402 p.
27. Sumner C. Folkways / C. Sumner. – Boston, 1986. – P 23–33/
28. Higgins P. Understanding Diviance / P. Higgins, R. Butler. – McGraw-Hill Book Company, 1982
29. Kelly G. A theory of personality. The psychology of personal constructs. – N.-Y., 1963.
30. Kelvin P., Jarrett J. Unemployment: its social psychological effects. – London, 1985.
Вопросы поведения были поставлены достаточно давно в рамках философии, психологии, педагогики, социологии и носили характер осмысления особенностей человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в ХIХ в., когда социологи, психологи, врачи стали анализировать психологические феномены больших социальных групп, особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Психология как наука о поведении начинает развиваться в XX столетии.
Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между:
1) информацией о людях и межличностными отношениями;
2) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;
3) преобразованиями внутреннего мира самой личности.
Это необходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков, при определении причин и условий, его обусловливающих.
«Поведение — это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней и внутренней активностью» [17, с. 276].
В дальнейшем обсуждении под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.
Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути — оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием [19].
В целом, поведение личности отражает процесс ее социализации — интеграции в социуме. Социализация в свою очередь предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей по соотношению процессов адаптации — индивидуализации, а также по позиции личности в социуме.
Выделяют общие характеристики поведения [5]:
1) мотивированность — внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности;
2) адаптивность - соответствие ведущим требованиям социальной среды;
3) аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;
4) продуктивность - реализация сознательных целей;
5) адекватность - согласованность с конкретной ситуацией.
Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».
По мнению ряда авторов, исходным для понимания отклонений является понятие нормы [1, 6 и др.]. Социальная норма выражает исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются (конструируются) как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества
В отклоняющемся поведении (да и поведении в норме) поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений.
При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее.
Поведение человека неоднородно. В соответствии с внутренней организацией активности в поведении (ее внешней организацией) можно выделить три основных «слоя». Один из них связан с мотивом активности, другой — с ее целями, третий — с инструментальной основой активности [21].
Обобщенные способы поведения, т.е. характерологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности являются следствием биологических факторов — генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены — они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения. Однако системообразующим фактором поведения выступают направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархии ее мотивов.
Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности - над высшими [9].
В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация — это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы [13]. В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь.
Психологические традиции изучения явления, каким является девиантное поведение, складывались в работах таких авторов, которые являются приверженцами психоаналитических и социологических школ [3, 22].
Ю.А. Клейберг относит к девиантному поведению все виды поведения, которые обычно применяются под различными названиями: делинквентное, преступное, асоциальное, деструктивное, дезадаптивное, социальное творчество [8].
Основополагающим в генезисе девиантности является процесс социализации [2, 4], в ходе которого индивид принимает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности, становление личности как члена данного общества, процесс активного самопостроения, который стимулируется определенными социальными условиями.
Успешность социализации обеспечивается активно-преобразующей, творческой позицией человека. Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией, что является источником девиантности.
К промежуточным факторам, опосредующим зависимость девиантного поведения от внешних условий, относят эмоциональные особенности, устойчивые социально-психологические особенности личности, особенности интеллекта [14].
Отечественные психологи выдвигают в качестве основного положение о том, что психика индивида - прижизненное онтогенетическое образование, развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми, направленность его обучения и воспитания. Факторами, влияющими на поведение подростка, являются социальные обстоятельства, а также отношение к ситуациям, которое обусловливается конкретными условиями социализации и индивидуальными особенностями. Влияние ситуации на поведение опосредуется «воспринимающими когнитивными системами индивида» [9, 30].
Для раскрытия природы (генезиса) и причин социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение — два полюса на одной и той же оси общественно значимого поведения индивидов, групп и других общностей [24].
Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив, ему присуща «хрупкость» психики. Л.С. Выготский [5] показал, что особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.
В исследованиях психологов были выявлены те конкретные социальные обстоятельства (прежде всего изменение места ребенка в обществе, смена его позиции), которые, как говорит А.Н. Леонтьев [11], характеризуют подростковый период развития.
Ведущей для подросткового возраста деятельностью является общественно полезная деятельность. В ней реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, в признании взрослыми его активности.
В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека[25].
Представляется, что наиболее адекватно он очерчен в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности (от 10 до 15 лет) [23].
Ведущей для подросткового возраста деятельностью является общественно полезная деятельность. В ней реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, в признании взрослыми его активности.
Разновидность отклоняющегося поведения — делинквентное поведение — система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, неадекватностью реакций, ригидностью поведения, склонностью к аффективным реакциям [26].
Своевременно не пресеченные формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей — такова первопричина социально-дезадаптивного поведения [18, 29].
Социальная дезадаптивность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством, асоциальным проявлением на ранних стадиях формирования личности. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению [7].
Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка может считаться нормальным поведением, отражающим поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса — кризиса идентичности [16, 27].
Подростковый возраст — это возраст «социального импринтинга» — повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию [15]. Вместе с тем некоторые авторы выделяют первичную девиацию — это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения), и вторичную девиацию — подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.
Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания — от подвига до правонарушения [20]. И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию и породить честолюбие. Неадекватность самооценки личностных свойств проявляется противоречивостью во взаимоотношениях с окружающими [10, 28]. На поведение подростка оказывают влияние и складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, его положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям [12].
Выводы
1. Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.
2. Основополагающим в генезисе девиантности является процесс социализации, в ходе которого индивид принимает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности, происходит становление личности как члена данного общества
3. Типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в ближайшем окружении. Это становится почвой для девиантного поведения.
Рецензенты:Мухаметзянов И.Ш., д.м.н., профессор, ректор ЧОУ ВПО «Академия социального образования» г. Казань;
Каташов В.Г., д.п.н., профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Кедрова И.А. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 690-690;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20813 (дата обращения: 11.08.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Тест девиантного поведения | Академия вашего образования
Тест»Психология девиантного поведения»
Позволяет оценить знания в психологии девиантного поведения, изучения механизмов возникновения, формирования, динамики и исходов девиантного поведения, а также способы и методы их коррекции и терапии. Для автогенерации сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов
/Автор: Вероника Васикевич/
1. Наркотическая зависимость имеет… стадии:
3
1
4
2
2. Девиации бывают:
сложными
эффективными
простыми
негативными и позитивными
3. На какой фазе алкогольной зависимости появляется зависимость, не контролируемая человеком, когда не может остановиться, объявляет себе « трезвые дни», проблема с окружающими, обещает что перестанет пить, но не удается?
на решающей
на предупреждающей
на конечной
на начальной
4. …отклонение от нормы, от общей закономерности
ретардация
акселерация
зависимость
аномалия
5. Девиантное поведение — это:
стремление быть в обществе других людей
высший уровень личностного развития
устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых общественных норм
постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека
6. Делинквентное поведение – это:
антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния
любые внутренние или внешние формы психических актов, определяемые и направляемые представлениями о лишении себя жизни
поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания
7. Причинами делинквентного поведения могут быть:
все ответы верны
алкоголизм в семье
фрустрация детской потребности
психопатия
8. Какое понятие не относится к видам суицидального поведения?
комплексный суицид
демонстративный суицид
скрытый суицид
истинный суицид
9. Какое понятие не относится к типу девиантного поведения?
делинквентное
патохарактерологическое
аддиктивное
катарсистическое
10. Девиантология — это:
наука о политике; наука о сущности, формах и закономерностях возникновения, функционирования и развития политических систем
наука, изучающая суицидальное поведение и способы предотвращения самоубийств
наука изучающая социальные девиации и реакцию общества на них
наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
11. Алкогольная зависимость имеет … фазы:
1
4
2
5
12. На какой стадии наркотической зависимости формируется физическая зависимость, а поиск идет не только на то, чтобы вызвать эйфорию, а чтобы избежать мучения?
1
2
4
3
13. К формам зависимого поведения не относят:
гэмблинг
сексуальные аддикции
гиперопека
аутодеструктивное поведение
14. Причинами аддиктивного (зависимого) поведения могут быть:
избавиться от состояния тревожности
пример родителей
чувство взрослости
все ответы верны
15. Возбуждение сексуального характера, когда испытывает человек, от неожиданного эффекта, который у посторонних производит обнажение им половых органов, — это:
эксгибиционизм
ретифизм
трансвестизм
мазохизм
(PDF) Девиантное поведение в школе
Journal of Education and Training Studies Vol. 6, № 10; Октябрь 2018
134
процесс ассимиляции и воспроизводства ценностей и норм. Это может быть результатом однократного действия человека
, не соответствующего установленным социальным нормам. Например. криминализация общества, развод, коррупция должностных лиц и т. д.
Понятия «норма» и «отклонение» имеют социальное определение (Shaffer, 2009).В медицине аберрантное поведение относится к
отклонениям от общепринятых норм, регулирующих межличностные взаимодействия. В рамках психического здоровья
и пограничного состояния эти действия, действия, утверждения описывают формы психоневрологической патологии (Goode, 2016). В психологии
девиантное поведение определяется как отклонение от социально-психологических и моральных норм (Goode, 2016).
Отклонения характеризуются нарушением общепринятых норм, наносящим ущерб самим людям,
общественному благосостоянию и их окружению.
Аберрантное поведение можно рассматривать как выбор между социально приемлемыми и девиантными способами достижения поставленных целей
(Шериф, 2005). Например, пытаясь разбогатеть или добиться успеха (по определению самого себя), можно выбрать
неприемлемых средств, например, издевательства над другими или даже участие в преступной деятельности (Dwyer, 2016). Другие могут изображать
открытого неповиновения, протеста, отвергать общепринятые социальные ценности, включая моральные и правовые законы, и объединяться в
, участвуя в различных преступных, террористических или других экстремистских группах.Таким образом, они предпочитают бороться с обществом, в котором живут
, а не пытаются приспособиться к нему (Graham, 1988; Hall & Hayden, 2007; White, 2016). Во всех этих случаях аберрация
является результатом полного или относительного провала социализации, то есть неспособности или нежелания людей приспособиться к обществу
и его требованиям,
Девиантное поведение подростков включает антисоциальное, делинквентное, противоправное, агрессивное, агрессивное поведение. самоуничтожение и суицидальные действия.
Эти действия могут привести к различным отклонениям в личном развитии. Часто эти отклонения включают реакцию детей
на тяжелые жизненные обстоятельства (Wolfe, Marcum, Higgins & Ricketts, 2014). Это состояние часто колеблется от
доот формы заболевания до нормы. Поэтому его должен оценивать и учитель, и врач.
Причины девиантного поведения связаны с условиями воспитания, особенностями физического развития и социальной средой.
.Подросток, оценивая свое тело, отмечает норму, свое физическое превосходство или неполноценность
и приходит к выводу о своей социальной значимости и значимости (Бердибаева, Гарбер, Иванов,
Сатыбалдина, Сматовад, Елубаева , 2016). У ребенка может быть либо пассивное отношение к своей физической слабости,
, либо желание компенсировать недостатки, либо желание устранить их физическими упражнениями. Иногда задержка развития нервно-мышечной функции
нарушает координацию движений и проявляется в виде неуклюжести.
Упреки и пренебрежительные замечания других по поводу их внешнего вида и неловкости вызывают сильные чувства
и искажают их поведение. Высокие мальчики уверены в своих силах и мужественности, и им не нужно бороться, чтобы заслужить уважение сверстников
(Зотова, Пряжнкиков, Бережная, Ермаков, Меламуд, 2016). Таким образом, они более послушны,
естественны и требуют меньше внимания. Благодаря своей уверенности в себе другие дети воспринимают высоких мальчиков как очень разумных людей.
Худые, отстающие в развитии мальчики воспринимаются другими как незрелые, маленькие и непригодные. Таким мальчикам требуется
опеки, потому что они бунтуют. Чтобы изменить такое неблагоприятное представление о себе, они должны
проявить предпринимательскую смекалку, смелость, образцовые личные достижения и постоянно присутствовать, чтобы
доказать свою полезность и незаменимость среди своих сверстников (Зотова и др., 2016). Это мероприятие вызывает эмоциональное напряжение
и трудности в общении, что является идеальными условиями для нарушения общепринятых стандартов
.
Девиантное поведение подростков часто имеет социальные причины, например, недостатки в образовании и воспитании. Преступность
В большинстве случаеввыстрелов из дома. Самые первые выстрелы девиантности происходят из-за страха наказания или как протест
, который затем превращается в рефлекторный стереотип (Дензин, 2010).Причины девиантного и делинквентного поведения
у подростков проистекают из отсутствия присмотра, невнимания со стороны родственников, страха наказания, мечтательности, желания
устранить опеку над опекунами или родителями, жестокого обращения со стороны товарищей и в немотивированном стремлении изменить
статус-кво. Бродяжничество также может привести к правонарушению.
Отдельно отметим, что раннее злоупотребление алкоголем и наркотиками среди подростков вызвано желанием находиться в компании взрослых,
чувствовать себя зрелыми, удовлетворить любопытство или изменить преобладающее психическое состояние.После употребления алкоголя наблюдается
бодрого настроения, повышение уверенности в себе и расторможенность (Бердибаева и др., 2016). Групповая зависимость, возникающая
при выпивке с друзьями, может привести к алкоголизму.
Как показывает опыт, исходным и часто единственным фактором, способствующим социальной адаптации подростков с девиантным поведением, является
внешнее требование общества вести себя таким образом, чтобы они соответствовали правилам и нормам
( Tankard & Paluck, 2016).Однако это внешнее требование не вызывает положительных эмоциональных реакций (Van
Zoonen, 2013). Таким образом, у подростка отсутствует внутренняя мотивация к социальной адаптации. Обязанность школы
— представить это внешнее требование девиантным подросткам. Однако Рубингтон и Вайнберг (2015),
считают, что это противоречие, поскольку нормативное положение закрепляет эту ответственность за родителями. Тем не менее, на практике
основная роль образовательных учреждений, т.е.е., школы, для обучения детей и подростков. На наш взгляд, это связано с неспособностью семьи
взять на себя такое бремя из-за материальных трудностей и ограниченным пониманием
концепций девиантного поведения как объекта педагогической теории …
О ПОНЯТИЯХ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.M. Попова Нашему современному обществу необходима системная работа по защите жизни людей и здоровья, безопасности детей и его импорт и функция для частичного предотвращения и преодоления <сильного > из деви t поведения в отношении молодежи.Devi an t поведение — это поведение мысленного an человека <сильного > на , что приводит к социальной дезадаптации этого человека на из-за постоянного нарушения моральных норм и сильные> d ценности, принятые в этом обществе. Являясь наиболее распространенной формой аберрированного поведения , деви t поведение характеризуется большое разнообразие симптомов, например, агрессии на , неповиновении ан , хулиганстве, хулиганстве , несанкционированном <сильном > регулярное участие в изучении и работы; уход из дома an d vagr an cy; а социальные действия сексуального характера; попытки суицида и т. д.Наиболее распространенной формой молодежного деви t поведения является злоупотребление алкоголем. , табак, наркотики и d психотропные вещества и ces. Эти аберрации on связаны с вызывающим привыкание (зависимым) поведением [3]. Проблема деви и сильное> t поведение всегда привлекало внимание на как общественности , так и экспертов в различных науки (медицина, психология, социология, право, педагогика).Не существует единой теории поведения devi<▪an sizest sizes , но обширные знания накапливается по этому вопросу в различных областях науки. Существует ряд теорий и dc о предположениях, которые объясняют отклонения на , образующие сильное> d развитие.Все они могут быть разделены на две большие группы: в и социальных сетях. К первой группе относятся биологические и d an тропологические, психологические теории и dc on cepts, согласно которым основные > как он за поведение деви ан у людей на себя ( генетическая предрасположенность к , личным характеристикам и т. д.). Группа sec on d из c on ставит соответствующую возможность отклонения на strong > развитие на самой социальной системы. Биологические и d и тропологические теории и dc на strong> cepts были первыми. Наиболее известные теории относятся к С.Ломброзо, У. Шелд на , У. Пирс и др. Чезаре Ломброзо (1836–1909), итальянский психиатр и криминалист, писал: в своей биологической теории , что «преступный тип» в результате деградации до предыдущих стадий из гудения и эволюции на ч как определенное появление вее и strong> d считает, что наследственность является причиной преступного поведения .Он обнаружил около 37 характеристик « an 191
Психолого-педагогических особенностей работы юристов с подростками с девиантным поведением и несовершеннолетними преступниками
Статья журнала Открытый доступ
Зиннатова, Гульназ М .; Миронов Данил Дмитриевич
В настоящее время проблема эффективности психолого-педагогической работы с подростками с девиантным поведением и несовершеннолетними преступниками приобрела большую актуальность и актуальность в связи с важностью выявления и учета психолого-педагогических особенностей подростков с девиантным поведением и несовершеннолетних. возраст преступников в современных условиях, необходимость социально-педагогической коррекции образа жизни, необходимость подготовки квалифицированных юристов, способных работать с данной категорией молодежи.Целью статьи является определение профессиональных компетенций юристов, а также выявление их личных и профессиональных качеств, важных для успешного осуществления профессиональной деятельности. Методология исследования включает комплексный анализ феномена «готовность будущих юристов к работе с подростками девиантного поведения», теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. В статье использованы следующие методы: сравнительно-аналитический и системный.Авторы сделали попытку доказать, что наличие у специалистов юридической профессии профессиональных и личностных качеств, таких как социальная ответственность, мобильность и рефлексивность, призвано помочь им в более успешном осуществлении своей профессиональной деятельности. Авторы также показывают, что эти подростки нуждаются в тщательной психологической и педагогической поддержке, а также в терпении, терпимости и поддержке со стороны профессиональных юристов в их работе.
Курсы по изучению вероисповедания при отклонениях и социальных проблемах на JSTOR
АбстрактныйНеобычные религии, часто называемые новыми религиозными движениями (НРД) или «культами», представляют собой увлекательную и теоретически проницательную форму девиантного поведения.Однако по большей части те, кто изучал девиантные религии, идентифицировали себя как социологов религии, а не теоретиков девиантности, и их книги и статьи, посвященные девиантной религии, в первую очередь были адресованы социологам религии. В результате социологи склонны преподавать религию как отклонение в курсах социологии религии, но не в курсах отклонений или социальных проблем. Цель этой статьи — выделить значительную литературу и важные теоретические связи, имеющие отношение к преподаванию девиантных религий в курсах по девиантным и социальным проблемам.Концепции и теория девиантности могут быть легко применены к изучению культов, и результат может быть академически и интеллектуально стимулирующим как для профессора, так и для студента.
Информация о журналеTeaching Sociology публикует статьи, заметки и обзоры, предназначенные для помощи преподавателям дисциплин. Статьи варьируются от экспериментальных исследований преподавания и обучения до обширных синтетических эссе по педагогически важным вопросам. Заметки сосредоточены на конкретных учебных вопросах или методах.Основная цель — поделиться теоретически стимулирующей и практически полезной информацией и советами с учителями. Форматы включают полные статьи; заметки объемом десять страниц или меньше; интервью, обзорные эссе; обзоры книг, фильмов, видео и программного обеспечения; и разговоры.
Информация об издателеЗаявление о миссии Американской социологической ассоциации: Служить социологам в их работе Развитие социологии как науки и профессии Содействие вкладу социологии в общество и ее использованию Американская социологическая ассоциация (ASA), основанная в 1905 году, является некоммерческой организацией. членская ассоциация, посвященная развитию социологии как научной дисциплины и профессия, служащая общественному благу.ASA насчитывает более 13 200 членов. социологи, преподаватели колледжей и университетов, исследователи, практикующие и студенты. Около 20 процентов членов работают в правительстве, бизнес или некоммерческие организации. Как национальная организация социологов Американская социологическая ассоциация, через свой исполнительный офис, имеет все возможности для предоставления уникального набора услуги своим членам, а также продвижение жизнеспособности, заметности и разнообразия дисциплины.Работая на национальном и международном уровнях, Ассоциация стремится сформулировать политику и реализовать программы, которые, вероятно, будут иметь самые широкие возможное влияние на социологию сейчас и в будущем.
Понимание влияния положительных отклонений в рабочих организациях — Бизнес-школа Мичиганского университета
Понимание влияния положительных отклонений в трудовых организациях
По мнению исследователей бизнес-школы Мичиганского университета, отклонения на рабочем месте могут быть положительными, если только положительными.
Традиционно под девиантностью понимается намеренное поведение, которое отрицательно отклоняется от организационных норм, тем самым угрожая благополучию организации и / или ее членов. Воровство и невежливость обычно приводятся как примеры девиантного или вредного поведения.
В своей новой статье в American Behavioral Scientist Гретхен Спрейцер, клинический профессор менеджмента и организаций и доктор философии. студент Скотт Соненшейн определяет положительное отклонение как «намеренное поведение, которое значительно отклоняется от норм референтной группы в благородных целях.»
Они обсуждают, чем положительное отклонение отличается от связанных просоциальных типов поведения, таких как организационная гражданственность, разоблачение, корпоративная социальная ответственность и творчество / инновации, и предлагают первоначальные рекомендации по способам практического применения (измерения и оценки) положительного отклонения с целью его устранения. поощрять эмпирические исследования по теме.
«Положительное отклонение направлено на те крайние случаи превосходства, когда организации и их члены освобождаются от ограничений норм, чтобы вести достойный образ жизни», — говорит Спрейцер.«Это имеет огромное влияние на людей и организации, которые принимают участие в такой деятельности и получают от нее выгоду».
При определении положительного отклонения Спрейцер и Соненшейн выступают за нормативный подход, который подразумевает оценку поведения (которое должно или не должно происходить) определенной группой людей (референтной группой), ожидания которой определяют регулярное или типичное поведение. Вдобавок, по мнению исследователей, положительно девиантное поведение должно быть чем-то, что другие будут превозносить или одобрять, если осознают это, и должны сосредоточиваться на действиях с благородными намерениями, независимо от результатов.
Они говорят, что деятельность по обеспечению гражданского гражданства не соответствует определению положительного отклонения, поскольку такое поведение незначительно по величине и часто является продолжением предписанных ролевых обязанностей, существенно не отклоняется от норм и предназначено для улучшения функционирования организации (что положительное отклонение может или не может сделать).
Кроме того, умышленные действия информатора по раскрытию информации о неэтичном или незаконном поведении обычно отклоняются от нормативных ожиданий референтной группы (правонарушителей), но могут быть или не быть благородными — и, таким образом, могут быть или не быть положительно отклоняющимися — в зависимости от от того, являются ли действия человека альтруистическими или мстительными.
Наконец, деятельность, связанная с корпоративной социальной ответственностью и творчеством / инновациями, также не соответствует трем критериям положительного отклонения: добровольное поведение; существенное отклонение от норм референтной группы; и благородные намерения.
Чтобы проиллюстрировать положительное отклонение в действии, Спрейцер и Соненшейн рассказывают, как в 1978 году компания Merck & Co. решила производить за свой счет и бесплатно распространять лекарство, которое помогло искоренить речную слепоту в развивающихся странах.В другом тематическом исследовании положительного отклонения два исследователя описывают, как владелец небольшой автобусной компании обнаружил свой объект в бедном районе Чикаго, привил идеи о бизнесе и предпринимательстве своим сотрудникам и стал инкубатором для новых предприятий, созданных жителями. она наняла.
«Лучше понимая этих замечательных людей и их поведение на уровне организации, ученые узнают, как и почему происходит такое поведение», — говорит Спрейцер.«Отвечая на вопросы о том, как и почему положительно отклоняющееся поведение, программа Positive Organizational Scholarship может сделать важный шаг к пониманию и продвижению дополнительных положительных форм поведения в рабочей организации».
Рост положительной организационной стипендии (POS), которая фокусируется на добродетельности, присущей рабочим организациям, стимулировало интенсивный интерес к противоположному концу спектра, то есть к положительному поведению, которое отклоняется от норм рабочего места в пользу, а не во вред. .Все большее число ученых считают, что положительное отклонение может иметь важное значение для содействия субъективному благополучию и долгосрочной эффективности организации.
POS был создан как центр передового опыта в Мичиганской бизнес-школе, где ведущие преподаватели изучают ее потенциал, проводят полевые исследования и делятся своими выводами посредством преподавания, симпозиумов, научных статей и профессиональных журналов.
Педагогическое развитие — R.C. Моррис, доктор философии
СЕРТИФИКАЦИЯ
2012.Сертификат об обучении на высшем уровне — CIE, Университет Пердью
2011. Сертификат о высшем образовании — CIE, Университет Пердью
НАГРАДЫ
2014. Премия Комитета по обучению помощников учителей за выдающиеся достижения в области преподавания, Университет Пердью
2013. Премия за выдающиеся преподавательские способности аспирантов — факультет социологии, Университет Пердью
ОБУЧЕНИЕ
Социология:
2007 SPR — Преподавание социологии — SOC 610 (3 кредитных часа)
Центр повышения квалификации преподавателей (CIE): *
2006 TAO — Ориентационная сессия для выпускников на целый день
- Десять главных ошибок учителей
- Управление письмом как средством обучения почти по любому предмету
- Вы называете это программой?
- Умные способы получить обратную связь для улучшения вашего обучения
- Создание заинтересованного класса: методы обсуждения
- Инструменты и методы построения тестов
- Создание учебных философий и портфолио
- Почему я не получил пятёрку? Использование субъективных тестов и выставление оценок
- Как использовать Hotseat
- Ваши ученики обманывают? Выявление, предотвращение и реагирование
- Создание информированных лиц для решения проблем — 4-часовая рабочая сессия
- Взаимоотношения ученика и учителя: установление взаимопонимания с учениками
- Правила установки для вашего курса
- Разработка курса с нуля, часть 1
- Разработка курса с нуля, часть 2
- Умные способы получить обратную связь для улучшения вашего обучения
- Как избежать плохой презентации
- Создание электронного портфолио
- Основы служебного обучения
- Использование кликеров в повседневном обучении
- Что общего у учителей и продавцов?
- Запись микро-обучения
- Воспроизведение с микрообучением
* Представлено в порядке обучения.
РАЗРАБОТКА МАСТЕРСКОЙ
2011. Выпускник TA Центра повышения квалификации (CIE), ответственный за развитие обучения, организацию семинаров и обучение, Университет Пердью.
Ориентация на обучение для выпускников — Координатор семинара по микро-обучению, осень 2013 г.
Ориентация на преподавание для выпускников — со-фасилитатор, осень 2012 г. — Университет Пердью
Семинар — ведущий фасилитатор, осень 2011 г. — Университет Пердью
«Интеграция кликеров в повседневное обучение»
— со-фасилитатор, осень 2011 г. — Университет Пердью
«Ваши студенты обманывают? Выявление, предупреждение и реагирование »
Ориентация на обучение для выпускников — со-фасилитатор, осень 2011 г. — Университет Пердью
Аттестация в классе — проведено 14 классных SGID (8 из которых были индивидуальными SGID), осень 2011 г. — Университет Пердью
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ
Разработана учебная программа для:
• CJ 327 — Криминология (традиционная и гибридная)
• CJ 330 — Методы исследования в уголовном правосудии (традиционные и гибридные)
• CJ 350 — Американские тюрьмы и тюрьмы (традиционные)
• CJ 360 — Криминальный жизненный путь (традиционный )
• CJ 389 — Стажировка по уголовному правосудию (студенты и консультант сообщества)
• CJ 420 — Этические вопросы уголовного правосудия (традиционные и онлайн)
• CJ 424 — Уголовное правосудие и социальная политика (семинар)
• CJ 450 — Уголовное правосудие & Global Engagement (обучение за границей)
• CJ 479 — Senior Capstone в области уголовного правосудия (гибрид)
• Soc 100 — вводная социология (традиционная и онлайн)
• Soc 200 — социальные проблемы (традиционные и онлайн)
• Soc 324 — криминология ( традиционный)
• Soc 328 — Уголовное правосудие (традиционное и онлайн)
• Soc 340 — Социальная психология (традиционное)
Совместные планы уроков, основные задания, учебные планы и расписание с другими преподавателями этих курсов
ВЫПУСКНИК НАСТАВНИК
• Проводил еженедельные встречи с аспирантами, преподающими курсы социологии, чтобы помочь им улучшить преподавание.
Отклонение декодирования с сыновьями анархии
Баркер, Т. и Хуман, К.М. (2009). Преступления большой четверки мотоциклетных банд. Журнал уголовного правосудия, 37, 174–179. DOI: 10.1016 / j.jcrimjus.2009.02.005
Бертон, Э.(1988). Социология и художественный фильм. Преподавание социологии, 16, 263-271.
Шампу, Дж. (1997). Фильм как учебный ресурс. Journal of Management Inquiry, 8, 206-217. DOI: 10.1177 / 105649269982016
Clinard, M. & Meier, R. (2008). Социология девиантного поведения. 13-е изд. Бельмонт: Уодсворт.
Демерат III, Нью-Джерси (1981). Сквозь дважды скрещенный глаз: социология и кино. Преподавание социологии, 9, 69-82.
Донахи, М.Л. (2000). Моделирование телевизионных программ как инструмент обучения социальной теории. Преподавание социологии, 28, 67-70.
Дюркгейм, Э. (1897). Самоубийство. Нью-Йорк: Свободная пресса.
Итон, Дж. И Ускул, А.К. (2004). Использование Симпсонов для обучения социальной психологии. Преподавание психологии, 31, 277-278.
Гоффман Э. (1959). Представление себя в повседневной жизни. Нью-Йорк: якорные книги.
Гуд, Э.(2011). Девиантное поведение. 9-е изд. Река Верхнее Седл: Зал Прентис.
Hannon, J.T. И Марулло С. (1988). Образование для выживания: использование фильмов для обучения войне как социальной проблеме. Преподавание социологии, 16, 245-255.
Heckert, A. & Heckert, D.M. (2002). Новая типология девиации: объединение нормативных и реактивистских определений девиации. Девиантное поведение, 23, 449-479. DOI: 10.1080 / 016396202320265319
Хаттон, Дж.Г. и Мак, А.К.Й. (2014). Стоит ли картинка тысячи слов? Использование фильмов и телешоу для обучения связям с общественностью. Обзор связей с общественностью, 40, 585-594. DOI: 10.1016 / j.pubrev.2014.03.003
Ханна, Н. и Харрис, К.А. (2015). Открытие расы в «пострасовом» мире: обучение расе через Primetime Television. Преподавание социологии, 43, 39-45. DOI: 10.1177 / 0092055X14553710
Куруц, С. (2009). Создатель «Сыны анархии» Курт Саттер на шоу культовых байкеров.Журнал «Уолл Стрит. Проверено 14 сентября 2015 г. (http://blogs.wsj.com/speakeasy/ 2009/11/30 / sons-of-anarchy-creator-kurt-sutter-on-the-cult-biker-show /)
Ливингстон, К. (2004). Просмотр популярных фильмов о психических заболеваниях через призму социологии. Преподавание социологии, 32, 119-128.
Loewen, J.W. (1991). Обучение расовым отношениям из художественных фильмов. Преподавание социологии, 19, 82-86.
Меландер, Л.А. и Вортманн, С.Л. (2011). Активация теории в вводном классе: Эрвинг Гоффман посещает Вистерия-лейн. Журнал эффективного обучения, 11, 75-86.
Нефес, Т. (2014). Обучающие семинары по социологии через Симпсоны: Гомер под глазами К. Райта Миллса. Журнал социологии, 50, 115-131.
О’Хара, К. (2008). Сыны анархии, вдохновленные адскими ангелами. TribLive. Проверено 14 сентября 2015 г. (http://triblive.com/x/pittsburghtrib/ae/s_585151.html # axzz3lq1CqzyF)
.Куинн, Дж.(2001). Ангелы, бандиты, преступники и язычники: эволюция организованной преступности среди 1% мотоклубов большой четверки. Девиантное поведение, 22, 379-399. DOI: 10.1080 / 016396201750267870
Куинн, Дж. Ф. и Форсайт, К. Дж. (2009). Кожа и Rolexs: символизм и ценности мотоциклетного клуба. Девиантное поведение, 30, 235-265. DOI: 10.1080 / 01639620802168700
Куинн, Дж. Ф. и Кох, С. (2010). Природа преступности в однопроцентных мотоклубах.Девиантное поведение, 24, 281-305. DOI: 10.1080 / 016396203
291Саттер, К. (создатель / исполнительный продюсер). (2008-2009). Сыны анархии: сезоны 1 и 2 [телесериал]. Лос-Анджелес: SutterInk.
Томпсон, W.E. (2008). Псевдо-девиантность и субкультура «новых байкеров»: кабаны, блоги, шкуры и латте. Девиантное поведение, 30, 89-114. DOI: 10.1080 / 01639620802050098 Трир, Дж. (2010). Представления об образовании в четвертом сезоне сериала HBO «The Wire».Педагогическое образование ежеквартально, 37, 179-200.
Вольф, Б.