Персона архетип: Архетип Персона — Психология | NEWHOUSE

Архетип Персона — Психология | NEWHOUSE

ПЕРСОНА: Юнг соотносил Персону с Эго и полагал, что Персона есть некоторая часть из нашей психики, которая обращена вовне и служит задачам адаптации.

Персону можно соотнести с нашими социальными ролями. По Юнгу, Персона – это не есть нечто индивидуальное. Это – маска, в которую мы рядимся для того, чтобы предстать перед кем-то. Эта маска коллективна, поэтому Юнг считает Персону фрагментом коллективной психики, которую часто удается получить с большим трудом.

«Слово «Персона» – и впрямь подходящее для этого выражение, ибо первоначально Персона – это маска, которую носил актер, и которая обозначала исполняющуюся им роль. И если мы рискнем предпринять точное различение того, что следует считать личностным, а что неличностным психическим материалом, то вскоре мы окажемся в величайшем затруднении, поскольку о содержании Персоны, в сущности, должны будем сказать то же самое, что сказали о коллективном бессознательном, а именно: что она всеобщая.

Лишь благодаря тому обстоятельству, что Персона – это более или менее случайный фрагмент коллективной психики, мы можем впасть в заблуждение, полагая, что это есть нечто индивидуальное. Но мы должны помнить, что это – лишь маска, которая инсценирует индивидуальность нашей персоны.

Когда мы снимаем эту маску, то обнаруживается, что то, что мы раньше считали индивидуальным – оно совершенно не индивидуально. Но Персона – это компромисс между индивидуумом и социумом. Поэтому Персона должна напоминать собой мембрану, которая позволяет нам дышать и взаимодействовать с социумом».

То есть у человека есть его некая сокровенная индивидуальность – Самость, есть его Эго, которое более-менее представлено в сознании, а для того, чтобы это Эго как-то соотносилось с социальным миром, человек нуждается в неком адаптаторе – и именно эту функцию выполняет Персона. Люди с неразвитой Персоной – это, грубо говоря, безбашенные социопаты.

Плохо адаптированная Персона чревата плохой приспособляемостью к окружающему миру. Но столь же опасна слишком хорошо адаптированная Персона – она грозит облитерацией индивидуальности (то же самое относится и к людям, у которых слишком много разнообразных Персон). И тогда человек покрывается своей Персоной как коркой (аналогия Юнга), и начинает задыхаться, находясь в плену своей Персоны, будучи охваченным ею.

И тогда его индивидуальность постепенно умирает Юнг приводит такой пример:

Цитата

«Если профессор идентифицирует себя со своей кафедрой – это уже ненормально, потому что его индивидуальность оказывается задушенной».

Персона человека формируется в онтогенезе, когда человек усваивает какие-то стандарты поведения/чувствования/мышления/реагирования etc. Соответственно, Персона темпераментного итальянца и сдержанного японца будут совершенно разными. Таким образом, Персона, бесспорно, является культурно обусловленной.

Формирование Персоны – пожизненный процесс. Вход человека в новые трудовые коллективы и эмоциональные связи предполагает непрерывную модификацию Персоны и усвоение новых моделей поведения

И эта имитация/мимикрия у нас происходит пожизненно. Известно, что в процессе терапии клиенты очень часто начинают в чем-то подражать своим аналитикам (последним это бывает очень неприятно).

В детстве Персона представляет собой тоненький, еле заметный слой (Юнг называл его «шапочкой»), а по мере взросления этот слой все больше и больше разрастается.

В процессе формирования Персоны ее центральная ось (по которой она в основном и разрастается) организуется доминантной функцией сознания.

Юнг выделял 4 функции сознания по аналогии с азимутами в географии. Эти четыре функции хорошо знакомы по опроснику Майерс-Бриггс, которым и определяются (мышление-чувства; ощущение-интуиция). Мышление и чувства Юнг называл рациональными функциями (в основе слова «рациональный» лежит корень «рацио», что означает «соотношение»).

Две другие функции – ощущение и интуицию – Юнг называл иррациональными. Интуиция – это видение событий в целом, без замечания каких-либо деталей, а ощущение – это обращение внимания на детали без понимания ситуации в целом. Например, историк-интуит будет описывать событие в целом, тогда как историк с преобладающей функцией ощущения будет уходить в детали.

Та функция сознания, которая развита у человека больше всего, называется доминантной. Это та функция, которой мы можем произвольно управлять, на которую можем положиться. Кто-то считает, что она предопределена изначально и дается человеку при рождении, кто-то – что она определяется социумом через Персону. Сама Персона во многом организована нашей доминантной функцией – и по тому, как человек представляет себя в Персоне мы можем догадываться о его доминантной функции.

На ход развития Персоны влияет не только личный опыт человека, но и запросы внешней среды. Известно, что у каждого человека есть несколько Персон (вообще говоря, разнообразие Персон – не самая плохая вещь). Сам Юнг представлял личность как личину, как нечто, что обращено вовне – то есть как набор Персон. А то, что обращено вовнутрь – это Самость.

Две функции, которые развиты на горизонтали импровизированной оси координат (+) называются вспомогательными – они частично осознаются, а частично – нет. Причем одна из двух вспомогательных функций всегда развита получше. По этой же причине в опроснике Майерс-Бриггс есть разделение на первую и вторую функцию, а третья и четвертая определяются автоматически (ибо третья функция всегда противоположна второй, а четвертая – первой). Третья функция более-менее развита, если мы имеем невротика, в случае же психоза она полностью в Бессознательном. При психозе у человека максимум две функции, и те функционируют в ограниченном режиме.

Если проанализировать бред и галлюцинации больных в состоянии психоза, то можно заметить, что их фразы построены грамматически верно, более того – каждая отдельная фраза может соответствовать истине. Однако будучи сопоставленными вместе эти вменяемые по отдельности фразы образуют полный бред. «Я хочу переехать на другую квартиру». «На нашей лестничной площадке живет плохой сосед». Ну бывает такое? Бывает. А теперь добавляем фразу «Сосед прилетел с Марса и он не человек» – и вуаля, весь текст моментом превращается в бред сумасшедшего.

Общая идея такова: в норме первая функция сознательна и управляема всегда, вторая и третья – иногда, а четвертая – никогда. В состоянии невроза- бордерлайна-психоза происходит «погружение» сознания ниже импровизированной ватерлинии. И тогда две вспомогательные функции оказываются «под водой» (в Бессознательном).

Четвертая функция всегда бессознательна. Юнг в своих работах определял ее как неполноценную. Неполноценность этой функции заключается в ее архаичности, то есть в отсутствии гуманитарно обработанных форм данной функции. Например, у мыслительного человека чувства могут появляться out of fucking nowhere и точно так же пропадать. Юнг особо оговаривает, что человек не просто не может управлять этой функцией, а даже более того – это она управляет им.

Человек захвачен своей четвертой функцией. На человека мыслительного типа могут неожиданно накатывать какие-то чувства – причем он совершенно не понимает, откуда они взялись, но при этом они столь сильны, что он ничего не может делать. Он может оказаться погруженным или в безумное веселье, или в печаль – и не будет понимать, откуда все это накатило. Человеку мыслительного типа, взявшему на себя труд понимать то, какие чувства он испытывает, предстоит очень тяжелая работа.

Персона выполняет защитную функцию, обеспечивая защиту нашего Эго от воздействий социальной среды. Она же выполняет компенсаторную функцию

В процессе своего развития человек неизбежно идентифицируется с какой-то из своих Персон или с несколькими сразу. Одной из базовых идентификаций является наша гендерная идентификация (e.g. Девочка-девушка-женщина).

Если человек надолго задерживается на какой-то своей идентификации, не соответствующей его актуальному возрасту, у него есть все шансы прослыть фриком или чем похлеще (30-летний мужик, собирающий самолетики).

Персона — Психологос

01 октября 2022 г., 21:40

Маска или Персона (Persona) — архетип, согласно К. Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека.

«Маска – это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой». К.Г. Юнг

По мнению М. Якоби, у личности, находящейся в согласии, как со средой, так и с собственной жизнью, Маска – это всего лишь тонкая защитная оболочка, помогающая её естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, говорит Джемс А. Холл, неразвитая Персона делает человека очень чувствительным, он ощущает угрозу даже в обычных взаимодействиях с окружающими.

Название для архетипа Юнг взял из античного театра, где актёры называли персоной прикладываемую к лицу маску.

  • Аналитическая психология
  • Автор К.Г. Юнг
  • Социальная роль

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Активное воображение

Активное воображение — это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

2Подробнее

01 окт. 2022 г.

Аналитическая теория личности

Философскую основу теории Юнга составляет телеологическое допущение организменной целенаправленности, благодаря которой трансформационные процессы индивидуации разворачиваются в каждом человеке по путям, уже заложенным в уникальном потенциале психологического центра, названному Юнгом Самостью.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Архетип

​Архетип — вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти «виды действия» (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном — совокупности архетипов.

3Подробнее

01 янв. 2000 г.

Бессознательное

Бессознательное в широком смысле — область психического, которая не видится сознанием (неосознаваемая область психического) и в отношении которой отсутствует субъективный контроль. Неосознаваемые нами влияния одних элементов нашей психики на другие элементы и наше поведение. Если душевно здоровый, но немного уставший человек закроет глаза и представит себе высокое голубое небо, теплое солнышко, шелест листвы и журчание прозрачного ручья — его состояние обычно становится лучше.

4Подробнее

01 окт. 2022 г.

Коллективное бессознательное

Класс психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества.

6Подробнее

01 окт. 2022 г.

Личное бессознательное

Личное бессознательное — поверхностный слой психики — содержит личные содержания индивида, принадлежащие непосредственно самому индивиду, который может делать (и часто делает) их осознанными, а значит, интегрированными в сознание, в Эго. Сюда относятся бывшие содержания сознания, слабоэнергизированные восприятия, не доходящие до порога сознания, или подпороговые впечатления, различные комбинации слабых и неясных представлений, не соприкасающихся с сознательной установкой.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Трансцендентная функция

По К.Г. Юнгу — (Transcendent function; Transzendente Funktion) — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположоностями.

0Подробнее

Содержание

Новые статьи:

  • Как отмечать день рождения ребенка?
  • Не все праздники — твои!
  • Результатник, умеющий наслаждаться
  • Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
  • «Зима и котик», стихотворение

Популярные статьи:

  • Воспитание девочки
  • Сильный человек, слабый человек
  • Обманывать папу не советую
  • Невероятная жизнь Бенджамина Франклина
  • Как решить вопрос с сексом раз и навсегда

Хиты недели:

  • Невероятная жизнь Бенджамина Франклина
  • Воспитание девочки
  • Сильный человек, слабый человек
  • Гнев, злость, ярость. Что делать с собственной агрессивностью?
  • На вас обиделись: как реагировать?

архетипов и личностей | Юзабилити и веб-доступность

Quick Definition

Архетипы и персонажи — это визуальные документы, представляющие группу пользователей продукта или услуги на основе исследования UX, которое обычно основано на поведении пользователей, целях и болевых точках.

Архетипы и персонажи

Разница между архетипами и персонажами заключается в том, как представлена ​​информация. Персонажи имеют человеческое лицо с именем и биографической информацией, чтобы показать пользователя как реального человека. У архетипов есть название и изображение, иллюстрирующее основное поведение пользователей, которое следует учитывать.

NNG Сравнение персонажей (слева) и архетипов (справа)

 

 

Зачем использовать архетип?

Архетип пользователя поддерживает дизайн, ориентированный на пользователя, предоставляя простой и быстрый способ понять пользователя, основанный на реальном понимании пользователя по сравнению с неопределенным понятием «пользователь». Он может обеспечить ориентированную на пользователя разработку, дизайн и бизнес-направление проекта.

 

Команда Yale ITS UX предпочитает архетипы, потому что они фокусируют внимание на понимании пользователя и только на понимании пользователя. Без вымышленного имени, демографических данных и стоковой фотографии архетип не навешивает ярлыки на пользователя. Это поддерживает инклюзивный подход к дизайну. Часто эти факторы личности становятся в центре внимания, а не поведение пользователей, цели или болевые точки.

 

Из чего состоит архетип?

Исследования пользователей, такие как опросы пользователей, аналитика, опросы, анализ данных и т. д., должны быть основой архетипа. Он должен представлять мнение пользователя о продукте или услуге как человека.

 

Информация, собранная в ходе исследования пользователей, должна быть проанализирована, чтобы определить, что должно быть включено в архетип. Информация должна быть основана на нескольких источниках, а не только на мнении одного человека, и иметь отношение к продукту или услуге.

 

Некоторый общий контент для включения в архетип:

  • Заголовок или псевдоним —  Предоставление заголовка, описывающего основное поведение пользователя, начнет рисовать картину пользователя, которого вы описываете. Пример титула архетипа — «детальный исследователь».
  • Изображение или рисунок —  Предоставление изображения, например значка или логотипа, поддерживающего имя, позволит визуализировать пользователя. Это также возможность для дизайна раскрасить код или тему набора архетипов для проекта.
  • Краткое описание —  Краткое описание пользователя как человека с эмоциями и действиями поддержит цель архетипа — сообщить, кто такой пользователь.
  • Behaviors —  Список ключевых моделей поведения пользователя, применимых к продукту или услуге, может помочь определить направление. Примером поведения пользователя является «склонность использовать ярлыки, чтобы сэкономить время».
  • Цель — 
    Определение цели пользователя всегда полезно для дизайна, ориентированного на пользователя. Определение цели — желание просматривать и осмотреться, а не ориентация на задачу — может изменить решение о навигации.
  • Болевые точки —  Список основных болевых точек — это хороший способ выделить то, что важно для пользователя.

Некоторые примеры пользовательского контента, если это применимо к проекту и поддерживаемым данным:

  • Цитата —  Это не настоящая цитата, но если бы ваш архетип что-то сказал, что бы это было?
  • Уровень навыков или знаний —  Предоставление информации о навыках или знаниях пользователя может потенциально определить, может ли пользователь выполнить задачу или понять термин.
  • Доступные ресурсы —  Ресурсы, такие как время, деньги или поддержка, могут оказать большое влияние на вашего пользователя, если включить эту информацию в архетип, который вы определяете потенциальные ограничения или влияние пользователя.
  • Доступность —  Предоставление информации о доступности пользователей потенциально может определить, как, когда и сколько времени должно выполняться задание.

Ресурсы

  • Персонажи делают пользователей запоминающимися для членов команды разработчиков — NNG
  • Персоны против архетипов — NNG
  • Что такое персонажи? – Дизайн взаимодействия

Архетип простого человека/обывателя — все, что вам нужно знать 4  > 

Архетип простого человека/обывателя: все, что вам нужно знать

Это двенадцатая статья нашего мастер-класса по архетипам из пятнадцати частей. Узнайте больше об архетипах в нашем первый артикул .

Если вы хотите, чтобы читатель увидел себя в этой истории, вам нужно узнать об архетипе Простого Человека. Обыкновенный человек, также известный как Обыватель, именно так и звучит: обычный человек.

Это Джим с улицы или Париса с работы. Это тот человек, которого вы видели покупающим продукты, выгуливающим собаку, отвозящим ребенка в школу или любым другим из обычных, обычных вещей, которые мы делаем каждый день.

Это потому, что Простой Человек именно такой: обычный.

И когда дело доходит до того, чтобы заставить читателя соединиться с персонажем, обычное может быть очень мощным.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Кто такой обычный человек/обыватель
  • Что делают архетипы обычного человека/обывателя
  • Некоторые общие характеристики
  • Примеры обычного человека в популярной культуре
90 004 Обычный человек — это лишь один из архетипов персонажей, которые вы можете использовать в своих произведениях. Если вы хотите узнать больше об архетипах и о том, как они улучшают ваше письмо, обязательно ознакомьтесь с первой частью нашего мастер-класса по архетипам!

Что такое архетип простого человека/обывателя?

Нет другого архетипа, способного создать такую ​​сильную и немедленную связь, как Обычный человек. Вся предпосылка этого типа характера состоит в том, чтобы представить читателя в пределах истории.

Больше всего Обычный человек старается вести простую жизнь. Они много работают, ладят почти со всеми и довольны своим миром. Обычный человек подлинный, и эта подлинность означает, что он сразу же понравится как читателю, так и другим персонажам вашей истории.

Обычный человек просто хочет приспособиться. Он хочет заводить связи и получать удовольствие от существующих отношений. Имея в виду эту цель, Обычный человек подобен как Любовнику, так и Шуту, но в то время как Любовник — это сила страсти и действительно БОЛЬШОЙ любви, а Шут скрывает свое желание приспособиться за юмором, Обычный Человек или Обычный человек легко получает вместе со всеми окружающими.

Проще говоря, они счастливы. По крайней мере, в начале.

Что делает архетип простого человека/обывателя?

При включении персонажа обычного человека в текст вы, скорее всего, будете использовать его по двум причинам.

Во-первых, как мы установили, нужно установить немедленную связь со читателем. Вы когда-нибудь смотрели на знаменитостей и думали, что они приземленные или такие же, как мы? Это заставляет вас любить их больше, верно? Я смотрю на тебя, Райан Рейнольдс. Но это потому, что Райан Рейнольдс искренний, добрый и полностью такой же, как мы, несмотря на то, что он зарабатывает миллионы долларов каждый год.

Хотя вашему обычному персонажу не обязательно быть миллионером, черты этого архетипа устраняют разрыв между читателем и персонажем.

Другая причина, по которой вы будете использовать архетип Обыкновенного человека, заключается в том, чтобы погрузить его в незнакомые и, вероятно, опасные ситуации, как в сюжетной структуре «Путешествие героя». Вашему простому человеку говорят, что что-то не так, и, к сожалению, только он может это исправить.

В такой ситуации Обычный человек поначалу проявляет сильное нежелание действовать. Можно ли их винить? Если бы какой-нибудь старик в костюме волшебника появился у моей двери и сказал, что мне нужно украсть у дракона, я бы не ухватился за эту возможность.

Будучи такими же, как вы и я, Обычный человек обычно не обладает особенно полезными талантами для этой новой ситуации, поэтому мы болеем за них еще больше. Когда мы болеем за них, мы видим, как Обычный человек трансформируется на своем пути, делая его кем-то гораздо более способным (в хорошем или плохом смысле), чем он был изначально.

Это часто приводит к тому, что Обычный человек исполняет роль главного героя, обычно главного героя. Они могут быть второстепенными персонажами, но тогда у них, вероятно, будет больше «экранного времени», чем у большинства других второстепенных персонажей, чтобы показать, насколько они похожи на нас и как они преуспевают, несмотря на то, что они нормальные. И наоборот, они могут использовать лишь небольшое экранное время, чтобы показать нам, насколько не в своей тарелке обычный человек был бы в их ситуации.

Каковы типичные характеристики архетипа простого человека/обывателя?

Хотите узнать характеристики обычного человека? Просто посмотрите в зеркало.

Теперь, когда я ради шутки потенциально оттолкнул кучу читателей, позвольте мне заверить вас, что вы уникальны и обладаете талантами и опытом, о которых большинство архетипов Обыкновенных людей даже не мечтают.

При создании обычного человека рассмотрите возможность использования некоторых из этих типичных черт архетипа:

  • Принятие
  • Сострадание
  • Содержание
  • Чуткость
  • Заземленность
  • Трудолюбие
  • Скромность
  • Вид 9 0044
  • Отзывчивый

Несмотря на все их замечательные характеристики, вам нужно наделить Обыкновенного человека некоторыми недостатками. Без недостатков персонажи просто какие-то скучные. Рассмотрим некоторые из них:

  • Боязнь
  • Беспокойство
  • Выйти из себя
  • Подавленный
  • Бессильный
  • Неохотный
  • Неподготовленный

Все эти недостатки дают простому человеку уникальную возможность расти, и это лучшее, что может сделать этот тип архетипа в истории. Но опять же, имейте в виду, что обычный человек может стать героем или злодеем.

Примеры архетипов обычного человека/обывателя в популярной культуре

Образ обычного человека/обывателя очень популярен в литературе и других средствах массовой информации. Если я не упомянул об этом раньше, это чрезвычайно легко для аудитории соединиться с Обычным человеком, поэтому писатели широко используют их.

Вот некоторые персонажи из Обыкновенных лиц, которых вы можете узнать:

Бильбо Бэггинс из Хоббит — детище обычного человека или обывателя. Наш друг Бильбо счастлив просто жить своей жизнью в Шире, занимаясь хоббитскими делами (в основном едой, питьем, сном и курением). Честно говоря, я не могу винить его за то, что он сказал «нет», когда приходит Гэндальф и говорит, что Бильбо нужен, чтобы помочь кучке гномов, которых он никогда не встречал, проникнуть в логово дракона и украсть большой драгоценный камень. Но он это делает и в результате становится героем.

Алиса из Алиса в стране чудес также является примером обычного человека. Она чертовски обычная, вплоть до того, что засыпает под деревом, потому что больше нечего делать. Способность Алисы быть совершенно обычной используется, чтобы показать, насколько запредельной является Страна Чудес (можно сказать, сопоставление, если они хотят использовать излишне длинное слово).

Большинство персонажей из Stranger Things — обычные люди. Для младших детей их самой большой определяющей чертой является то, что они ботаники. Если бы это был талант, я был бы самым талантливым человеком в мире. Нэнси и Стив — обычные школьники. Хоппер — всего лишь начальник полиции (и очень хороший). Одиннадцать — один из немногих основных персонажей, которые в любом случае исключительны, но именно нормальность главных героев делает их действия такими необычными.

Сделайте своего необычного обычного человека в Dabble

Вы читали о простом человеке. Вы знаете, кто такие обыватели, как они думают и действуют. Ты готов, юный падаван, использовать Простого Человека в своей истории… если хочешь.

Как и все архетипы, Обычный человек может быть сильным персонажем, привлекающим читателя, знакомящим с персонажем и, особенно в случае с этим архетипом, заставляющим их сочувствовать вашему обычному, обычному будущему герою. .

Но создать такого персонажа, как Обычный человек, непросто. Если вы хотите отслеживать все заметки о своих персонажах, такие как их сюжетная линия, особенности, цели и недостатки, а также все другие детали, которые оживят вашего персонажа, вам нужна такая платформа, как Dabble. Все ваши заметки о персонажах и построении мира хранятся в одном месте, всего в одном клике от всех ваших записей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *