Структурная психологическая школа В. Вундта
8.07.2020
Психология как наука родилась в конце 19 веке, как дитя философии и экспериментальной физиологии.
Датой рождения психологии как самостоятельной науки считается 1879 г., когда немецкий учёный Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию и начал производить опыты с человеком методом интроспекции — т. е. самонаблюдения. Психология пошла путём естественных наук, т. е. стала проводить эксперименты. А развитие науки как естественной начинается в тот день, когда философская дискуссия перестаёт быть единственным способом познания и уступает место точным и систематическим наблюдениям, а главное — эксперименту. Из науки теоретической психология превратилась в науку экспериментальную.
Именно в 1879 г. психология отделилась от философии, так же, как ранее, в XVII веке химия и физика, а в XVIII веке — физиология.
Успехи физики и химии, объяснявшиеся применяемым ими методом расчленения вещества на составные элементы, подтолкнули Вундта использовать такой же метод в психологии.
Сознание было разбито на психические структуры, т. е. простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов, а также установить связи между ними и выявить законы этих связей. «Психология -это наука о структурах сознания» — это направление назвали структуралисткий подход или структурная школа, структурное направление.
Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом — зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами её находится область, содержания которой неотчётливы, смутны, не расчленены — это «периферия сознания».
Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной (с участием воли), так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объём. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания.Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть ещё и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка.
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. И к тому же эти элементы у разных людей оказались разными. Испытуемым в лаборатории показывали различные стимулы: картинки, звуки, запахи. И просили описать каждого то, что он чувствует. Выяснилось, что описания стимулов у разных людей были разными. То, что одному испытуемому казалось ярким, громким, приятным, другому — тусклым, тихим, неприятным. Одного красный цвет возбуждал, другого — шокировал и раздражал. Кроме того, в разные дни недели описания одних и тех стимулов у одного и того же человека тоже были разными! Т. е. ощущения неодинаковы, непостоянны и изменчивы. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать, и метод интроспекции как научный отошёл в историю.
Ключевые слова: Психология, Вундт
Источник: Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. — Ульяновск : УлГТУ, 2011. — 194 с.
Материалы по теме |
---|
Экзистенциальная психология: предметное поле Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-… |
Новый подход В. Вундта к темпераменту … |
Развитие социальной психологии Тамотсу Шибутани, Социальная психология |
Понятия экзистенциальной психологии Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-… |
Развитие психологических знаний в Средние века, в эпоху Возрождения Р. В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009… |
История возникновения социальной психологии Горбунова М.Ю., Социальная психология |
Особенности экзистенциального подхода в психологии Гришина Н. В., Введение в экзистенциальную психологию: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-… |
Общая характеристика процессов развития психологического знания как эволюции взглядов человечества на мир … |
Первая Весенняя психологическая школа факультета психологии для старшеклассников завершила свою работу!
Дебют Весенней Психологической Школы (ВПШ) для старшеклассников можно назвать успешным – школа собрала 50 талантливых ребят, проявивших глубокий интерес к психологии и возможностям обучения в этой области.
Спонсор Весенней психологической школы для старшеклассников:
«Английский от АнгличАн» – эксклюзивные курсы английского языка
Дебют 1-й Весенней Психологической Школы (ВПШ) для старшеклассников можно назвать успешным – школа собрала 50 талантливых ребят, большинство из которых являлись призерами и победителями Олимпиад. В ВПШ приняли участие 24 человека из школ Москвы и 26 участников из городов России, среди которых: Новосибирск, Омск, Пенза, Тула, Волжский, Сарапул, Бузулук, Элиста, Владимир, Чебоксары, Челябинск, Рыбинск, Самара, Раменское. Для некоторых из них ВПШ стала пространством принятия решения о пути в психологию, в Вышку.
На ВПШ были представлены все направления психологии, ведущие преподаватели провели 4 лекции о различных направлениях фундаментальной и прикладной психологии, 4 практикума и 5 мастер-классов; выступили представители Научного Студенческого Общества. Также школьники получили возможность попробовать свои силы в деловой игре «Путь в профессию» и в психологической викторине, посмотрели и обсудили фильм «Что гложет Гилберта Грейпа», получили памятные сувениры и полезные подарки.
В завершении Школы участники смогли предоставить друг другу обратную связь в виде прощальных почтовых посланий и обозначить свои привязанности (в прямом и переносном смысле), сказав напоследок добрые слова тем, кого хотел бы увидеть на ВПШ через год.
Мы не прощаемся с участниками ВПШ! Мы рады будем видеть всех на ежемесячных встречах, открытых лекциях и обсуждении фильмов (кстати, ближайшая встреча запланирована на 21.04 в 17:00 в ауд.104).
Подготовить и реализовать такой амбициозный проект, как ВПШ, могла только Команда единомышленников. В 2012 году над ВПШ работали:
Члены Оргкомитета: Агадуллина Елена Рафиковна, Вечерин Александр Викторович, Елисеенко Александр, Кириловская Анжелика, Кузнецова Анастасия, Ловаков Андрей Владимирович, Мандрикова Елена Юрьевна, Патоша Ольга Ивановна, Сафиуллина Эмилия, Фомичев Арам, Якубович Лея.
Помогали в организации ВПШ: Бойко Алена, Бурова Маргарита, Дегтярев Павел, Дейман Екатерина, Железный Максим, Иванова Мария, Казыханова Лилия, Калегина Екатерина, Петрова Екатерина, Питенин Александр Юрьевич, Титов Александр, Тодуа Мариам, Фаттахова Раушания, Филимонова Таисия, Хаустова Анастасия, Штроо Владимир Артурович, Юдин Евгений, Якушина Анна.
Преподавали в ВПШ: Агадуллина Елена Рафиковна, Бескинская Елена Олеговна, Вечерин Александр Викторович, Кириллова Елена Игоревна, Костромина Мария Владимировна, Леонтьев Антон, Николаева Алина Александровна, Орлов Александр Борисович, Осин Евгений Николаевич, Патоша Ольга Ивановна, Петрова Екатерина, Пустовит Росина Станиславовна, Скворцов Анатолий Анатольевич, Спиридонов Владимир Феликсович, Улановский Алексей Маркович, Фомичев Арам, Хачатурова Милана Родионовна, Худякова Ольга Владимировна, Чернышева Елена Георгиевна, Штроо Владимир Артурович, Шумский Владимир Борисович, Яголковский Сергей Ростиславович.
Г. Стэнли Холл: психолог и ранний геронтолог
Г. СТЭНЛИ ХОЛЛ сыграл важную роль в основании психологии как науки и ее развитии как профессии. Он наиболее известен своей работой по развитию детей, особенно подросткового возраста, но он также написал мощный трактат об экономической, социальной и интеллектуальной изоляции пожилых людей. Senescence , приведенный здесь, был первым серьезным анализом изменения опыта старения, проведенным американским социологом.0007
Грэнвилл Стэнли Холл родился на ферме своих родителей в Эшфилде, штат Массачусетс, 1 февраля 1844 года. Его отец, Грэнвилл Баском Холл, служил в законодательном собрании штата Массачусетс, а мать, Эбигейл Билз, училась в женской семинарии Олбани и преподавал в школе. Они передали своему сыну свою любовь к учебе, а также сильное чувство религиозного благочестия, и Холл вырос с решимостью внести свой вклад в мир. Первоначально он планировал стать священником.2
Холл окончил Уильямс-колледж в 1867 году и в том же году поступил в Объединенную теологическую семинарию в Нью-Йорке. Он завершил свое обучение в 1870 году, хотя после 10 недель работы церковным пастором решил оставить служение. С 1872 по 1876 год Холл преподавал литературу и философию в Антиохийском колледже. Затем он провел исследование с Х. П. Боудичем в Гарвардской медицинской школе и в 1878 году получил первую докторскую степень в области психологии в Соединенных Штатах.
Не сумев получить звание профессора, Холл уехал в Германию, где изучал физиологическую психологию в лабораториях Берлина и Лейпцига. Он также потратил время на изучение возможностей применения психологии в образовании. Он вернулся в Соединенные Штаты в 1880 году, и Гарвард пригласил его прочитать серию публичных лекций по вопросам образования. Лекции были настолько успешными, что в следующем году он повторил серию лекций и был приглашен прочитать аналогичную серию в Университете Джона Хопкинса в 1881 году.0007
В 1882 году Холл был назначен лектором психологии и педагогики в Университете Джона Хопкинса, а в 1884 году стал профессором. Эта профессура была первой кафедрой в новой области психологии в стране. Холл был главной силой в организации этой области, уделяя особое внимание научным подходам, и в 1883 году он основал лабораторию психологии в университете. ее первый президент.
В 1888 году Холл стал первым президентом Университета Кларка в Вустере, штат Массачусетс. Он представлял Кларк как крупную аспирантуру и пригласил ряд ведущих ученых присоединиться к факультету, включая антрополога Франца Боаса и биолога К. О. Уитмена. Случайная асфиксия жены и дочери Холла в 1890 году оставила его в одиночестве на воспитание маленького сына4, однако в течение следующего десятилетия он внес один из самых значительных вкладов в новую науку психологии. Он разработал свою влиятельную концепцию «генетической психологии», основанную на эволюционной теории, и укрепил свою репутацию ведущего реформатора образования.
В 1904 году Холл опубликовал Подростковый возраст: его психология и его связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием . В этом двухтомном исследовании, основанном на идее о том, что развитие ребенка резюмирует человеческую эволюцию, Холл рассмотрел множество вопросов и синтезировал исследования из широкого круга дисциплин. После выхода на пенсию в 1920 году Холл написал сопутствующую книгу о старении. Этот важный отчет был назван «пророческим» в связи с признанием возникающего «кризиса старения» в 20-м веке, когда увеличение продолжительности жизни, сужение семейных ролей и исключение из рабочей силы в совокупности резко изолировали пожилых людей и ограничивали их активное участие. в общественной жизни.1 Холл протестовал против этого процесса, утверждая, что мудрость, дарованная старостью, означает, что пожилые люди могут внести ценный и творческий вклад в общество. Тем не менее, клеймо старения означало, что вместо этого многие были вовлечены в глупую погоню за молодежью, пытаясь избежать исключения из полноценного участия в жизни своих сообществ. В заключении книги Холл выразил ощутимое чувство личного гнева по поводу этой формы дискриминации5. Его воодушевляющий призыв к лучшему пониманию процесса старения предвосхитил развитие геронтологии, а его критика маргинализации пожилых людей все еще находит отклик. сегодня.
1. Коул Т.Р. Пророчество Старение : Г. Стэнли Холл и реконструкция старости в Америке. Геронтолог. 1984; 24: 360–366. [PubMed] [Google Scholar]
2. Халс С.Х., Грин Б.Ф. мл. Сто лет психологических исследований в Америке: Дж. Стэнли Холл и традиция Джона Хопкинса. Балтимор, Мэриленд: Издательство Университета Джона Хопкинса; 1986:4.
3. Росс Д. Грэнвилл Стэнли Холл. В: Garraty JA, Carnes MC, ред. Американская национальная биография. Том 9. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 1999: 857–858.
4. Росс Д. Г. Стэнли Холл: Психолог как пророк. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета; 1972:208.
5. Вудворд К. Против мудрости: социальная политика гнева и старения. J Стареющий стад. 2003; 17:55–67. [Google Scholar]
History – Psychological & Brain Sciences
Краткая история психологии в Техасском университете A&M
Луди Т. Бенджамин-мл.
при исследовательской поддержке
Даррена Маршалла, Эбби Миллер, Дженнифер Сембера и Эшли Уильямс.
Прежде чем появилась научная психология, существовала другая академическая психология, известная как ментальная философия. Курсы ментальной философии — смесь британского эмпиризма и шотландского реализма — были обычным явлением в американских университетах во второй половине XIX века. Эти курсы охватывали такие предметы, как чувства, внимание, обучение, память, сознание, сновидение, рассуждение, эмоции, воображение и воля, предметы, которые сегодня составляют большую часть содержания вводных курсов по психологии. В то время как научная психология пришла в ТАМУ с опозданием, ментальная философия — нет. Это было предложено в самом первом семестре курсов в TAMU, которые вел Томас Сэнфорд Гатрайт, который был первым президентом колледжа и профессором ментальной и моральной философии. В его курсе использовался текст Джозефа Хейвена 9.0005 Ментальная философия , в котором предмет определяется как установление «фактов и законов умственной деятельности». В книге изучение разума представлено как эмпирическая наука, а не как экспериментальная. К 1879 году, году основания лейпцигской лаборатории Вильгельма Вундта, курс ментальной философии был обязательным для всех выпускников ТАМУ.
Первый курс, предлагаемый в ТАМУ со словом «психология» в названии, появился в 1913 году. Педагогическую психологию преподавал М. Л. Хейс, подчеркивая актуальность психологии для преподавания таких тем, как «инстинкты, формирование привычек, память [и ] внимание.» Этот класс был частью учебной программы подготовки учителей и отражал рост педагогических программ в американских университетах того времени. В следующем году Хейс добавил курс по подростковому возрасту, сделав упор на «изучение психологии подросткового возраста».
Первый курс общей психологии был предложен в 1920 году кафедрой сельских социальных наук. Психология 202 была описана в каталоге как курс психологии, «особенно адаптированный к потребностям бизнесменов и администраторов, [с акцентом на приложениях] к жизни, рекламе и управлению сотрудниками». В следующем году был добавлен третий курс психологии — «Социальная психология», в котором использовался текст Э. А. Росс « Социальная психология и социальный контроль ». В описании каталога подчеркивалось групповое поведение и методы социального контроля. И чтобы напомнить нам, что это предложение было частью учебной программы отдела, который теперь называется «Сельская социология», было сказано, что курс анализирует «ментальные установки сельских жителей». Сельская социология добавила четвертый курс психологии в 1922, озаглавленной «Психология в применении к промышленности», которая включала «отношение нервной системы рабочего к его разуму, воспитание у рабочих правильных привычек, увеличение количества и качества продукции [и] снижение товарооборота». К 1925 году курс социальной психологии преподавался с использованием учебника Флойда Олпорта, Social Psychology (1924). Чтобы некоторые не считали социальную нейронауку чем-то совершенно новым, в описании курса социальной психологии 1925 года отмечалось, что «некоторое внимание будет уделено неврологическим основам социального поведения».
В 1935 году была создана отдельная кафедра психологии, которую возглавил профессор Чарльз Герман Винклер, выпускник ТАМУ в 1904 году. До того, как перейти в психологию, Винклер занимал должность начальника отдела сельскохозяйственного образования. В качестве главы психологии Винклер возглавлял очень близкую по духу кафедру, возможно, потому, что он был единственным преподавателем. Винклер предложил курсы педагогической психологии, подросткового возраста и новый курс под названием «Умственная эффективность». Но социальная психология по-прежнему преподавалась в сельской социологии. Несмотря на то, что психология теперь была признана кафедрой, студентам не разрешалось выбирать основные или второстепенные предметы по этому предмету.
Первый человек, обученный научной психологии, не появлялся в ТАМУ до 1941 года, когда Уолтер А. Варвел (доктор философии, Канзас, 1938) присоединился к психологическому факультету Винклера. Профессор Варвел (1908–1990) работал на факультете ТАМУ до выхода на пенсию в 1974 году. Ранние исследования Варвела были сосредоточены на тесте чернильных пятен Роршаха, особенно в отношении методов проверки и использования теста для оценки депрессии. В свой первый год в TAMU Варвел добавил курс «Измерение в психологии», курс, посвященный психологическому тестированию, особенно интеллектуальной оценке.
После Второй мировой войны Законодательное собрание Техаса переопределило миссию ТАМУ как университета, хотя официальное изменение названия с колледжа на университет произошло только в 1963 году. Тем не менее, из-за действий Законодательного собрания университет начал серьезную реструктуризацию в 1947 г. была создана отдельная аспирантура. В дальнейшем кафедра психологии была объединена с факультетом образования и стала кафедрой образования и психологии. В том же году был нанят второй психолог, Милам С. Кавано (189 лет).9-1999), который преподавал в ТАМУ 22 года. В его первый год был добавлен курс по адаптации личности, а промышленный курс был восстановлен как промышленная психология. Также в том же году (1947) студентам впервые разрешили пройти специализацию по психологии с успешным завершением 12 часов.
Учебная программа по психологии была расширена в 1950-х годах за счет добавления курсов детской психологии, динамики человеческого поведения (мотивация), дифференциальной психологии, обучения, экспериментальной психологии, а в 1960-х годов с методами исследования, сравнительной психологией, физиологической психологией и ненормальной психологией. Конечно, за это время увеличилось и количество факультетов психологии.
Хотя кафедра психологии была основана в 1935 году, прошло еще 30 лет, прежде чем студенты смогли выбрать специальность по этой дисциплине. Лишь в 1965 году, почти через 90 лет после основания университета, ему была предложена степень бакалавра психологии. К тому времени на кафедре появилась первая женщина-преподаватель, Кэрол Аннетт Голайтли, социальный психолог, пришедшая в ТАМУ в 1919 году.64, но пробыл всего два года. Условия для женщин-преподавателей в те годы были не совсем благоприятными.
Психология была связана с образованием более 20 лет на одном факультете, и большинство курсов психологии рассматривались как поддержка одной из нескольких образовательных степеней или программы по сельской социологии. Первый курс психологии для аспирантов появился в 1951 году, это был продвинутый курс психологии образования, а пятью годами позже к нему присоединился второй курс аспирантуры по развитию человека. Оба курса предназначались для получения ученых степеней в области преподавания и управления образованием. Никаких других курсов по психологии для выпускников не появлялось до 19 лет.66, когда был добавлен курс «Технологии исследования». Психологи Департамента образования и психологии стремились создать свою собственную программу психологии для выпускников и начали закладывать основу для этого в 1967 году, создав четыре новых курса психологии. В следующем, 1968 году, им удалось разделить отдел на два отдельных отдела. Факультету было разрешено выбирать между психологией или образованием. Шесть преподавателей были частью этого недавно созданного факультета психологии, в том числе Энтони Буржуа, Арнольд ЛеЮнс и Альберт Кейси. Кейси, бихевиорист, получивший образование в Канзасском университете, сыграл особую роль в создании и укреплении основных курсов экспериментальной психологии. Второй и третьей женщинами-сотрудниками отдела были Сара Джарвис Джонс, клинический психолог, приехавшая в 1970 лет и социальный психолог Ханна Левенсон, которая приехала сюда в 1971 году и добавила в учебную программу курс «Психология женщин». Оба исчезли к 1976 году. В 1971 году М.С. впервые была предложена степень в области психологии с упором на «общую экспериментальную, промышленную и доклиническую психологию».
При президенте Эрле Раддере 1960-е годы принесли в кампус значительные и исторические изменения. Расовая сегрегация была прекращена, женщины были допущены, а ранее обязательный кадетский корпус стал добровольной деятельностью. Кроме того, по мере того, как Колледж стремился преобразовать себя в университет, все больше внимания уделялось последипломному образованию, особенно созданию новых докторских программ. Набор рос беспрецедентными темпами, увеличившись примерно с 7000 студентов в 19с 60 до более чем 30 000 к 1980 году. Ни один другой университет в стране не продемонстрировал сопоставимого роста за эти два десятилетия. Магистерская программа по психологии должна была стать ступенькой к получению докторской программы по психологии, и администрация TAMU стремилась создать такие программы. Координационный совет штата Техас, однако, сопротивлялся, утверждая, что докторские программы по психологии в других университетах Техаса достаточны для удовлетворения потребностей штата. Но университет был настойчив, и, наконец, в 1982 Координационный совет поручил команде из девяти выдающихся психологов со всей страны посетить все программы докторантуры по психологии в Техасе и кампус TAMU, чтобы оценить планы TAMU в отношении докторской программы и ее потребности в штате. Команда подала положительный отчет, что привело к созданию трех докторских специальностей в программе психологии TAMU: общая, общественная клиническая и промышленно-организационная психология. Эти докторские программы были впервые объявлены в 1984/1985, а первая докторская степень по психологии была присуждена в декабре 1986 года. Через несколько лет общая программа разделилась на четыре специальности, которые со временем стали: поведенческая и клеточная неврология, а также когнитивная, психология развития и социальная психология. . Программа Community-Clinical на самом деле никогда не следовала изначально заявленной модели акцента на сообществе и вместо этого создала традиционную программу ученых-практиков в области клинической психологии, которая с 19 года постоянно аккредитовалась Американской психологической ассоциацией.88. На сегодняшний день факультет психологии осуществляет подготовку докторантов по пяти специальностям.
Под руководством заведующего кафедрой Стивена Уорчела в 1988 г. кафедра защитила свое первое отдельное здание. Здание, которое изначально было построено для физического факультета, было отремонтировано за 4,5 миллиона долларов в соответствии со спецификациями факультета психологии и включало в себя количество лабораторий, классных комнат и помещений специального назначения, в том числе обширная лаборатория для животных и психологическая клиника. Пол Веллман был преподавателем, наиболее ответственным за работу с преподавателями по разработке планировки объекта площадью около 32 000 кв. Футов.
В 2009 году в университете обучалось 48 000 студентов. Психология была одним из самых популярных предметов в кампусе, где обучалось около 1400 специальностей. Докторские программы, которым в этом году исполнилось всего около 25 лет, продолжали повышать качество и в настоящее время обучают около 100 студентов. Эти программы обслуживались примерно 45 штатными и внештатными преподавателями.
***Ниже приведены обновления временной шкалы после публикации исходного отчета***
2013 Отмечает введение исследовательского кластера Diversity Science, который был сформирован и состоит из преподавателей и аспирантов с целью выдвижения на передний план изучение психологических аспектов интерсекционных социальных идентичностей в отношении пола, пола, расы, этнической принадлежности, культурной идентичности, возраста, языка, сексуальности и т. д.
2014 г. Несколько областей обучения по программе магистратуры претерпевают изменения. Социальная психология теперь называется социальной и личностной, когнитивная психология теперь называется познанием и когнитивной нейронаукой. Также в этом году был создан новый исследовательский кластер Affective Science, который состоит из факультетов изучения животных и человека и их лабораторий, использующих в своей работе различные методы и подходы, от чисто поведенческих и организационных исследований человека до молекулярных исследований. и клеточные исследования на животных.
В 2015 году Департамент приобрел 3 нижних этажа недавно отремонтированного здания Milner Bldg. в котором в настоящее время находится наша клиника, офисы преподавателей и аспирантов, а также исследовательские помещения. Консультанты бакалавриата, а также комната отдыха для студентов.
2016 Впервые в истории департамента на эту должность назначена женщина-руководитель департамента.
В 2017 году кафедра психологии сменила название, чтобы лучше описать исследования и исследования, которые проводятся в рамках кафедры.