Первые эксперименты в психологии: Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — Психологос

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов).

Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов.

Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

  • Испытуемый
  • Валидность
  • Выборка
  • Гипотеза
  • Психологический эксперимент
  • Безупречный эксперимент
  • Психометрия
  • Психофизика

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.

]

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

Эксперимент в психологии: как далеко можно зайти?

За полтора века существования психологии как науки какие только эксперименты ни проводились учеными! Одни из них увековечены на страницах учебников, другие стали позорной страницей в истории науки, третьи соединили в себе и то и другое. Многие из сомнительных психологических экспериментов, которые мы хотим вспомнить сегодня, привели к абсолютно неожиданным для исследователей результатам.

Научная психология началась с эксперимента. Годом ее рождения считается 1879, когда Вильгельм Вундт основал в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Сегодня те первые опыты великого – без сомнения – ученого, с помощью которых он изучал составные части человеческого сознания, могут показаться наивными, а применяемые им методы давно признанные ненаучными. Почти за полтора века существования психологии как науки какие только эксперименты ни проводились учеными! Сложнейшие, простейшие, смешные, причудливые, страшные, жестокие… Одни из них увековечены на страницах учебников, другие стали позорной страницей в истории науки, третьи соединили в себе и то и другое. Впрочем, одно не всегда исключает другое. Что любопытно, многие из сомнительных психологических экспериментов, которые мы хотим вспомнить сегодня, привели к абсолютно неожиданным для исследователей результатам. Само нарушение норм этики, гуманности, а подчас и здравого смысла создавало совершенно новый повод для исследования. Однако главное, что удалось помимо воли доказать авторам большинства этих опытов: существуют границы, которые непозволительно переходить даже ради самой высокой науки.

Участникам опыта Лэндиса разрисовали лица, чтобы обозначить основные лицевые мышцы. Среди них есть 13-летний мальчик, страдавший гипертонией. Врачи на всякий случай отправили его проконсультироваться у психолога в университете. Каким-то образом, он попал в число участников эксперимента

Белые крысы Лэндиса

Поклонникам телесериала «Обмани меня», мечтающим научиться читать чужие мысли, несомненно, будет интересно узнать об опытах, которые проводил в 1924 году К. Лэндис из Миннесотского университета. Он хотел выявить выражение лица человека, типичного для той или иной эмоции. В качестве подопытных ученый использовал… собственных студентов, на лицах которых нарисовал линии, соответствующие лицевым мышцам – чтобы определить, какие из них будут задействованы при страхе, радости, печали… Юношей и девушек заставляли совать руки в емкости с лягушками, слушать разную музыку, смотреть изображения – и фотографировали их в эти моменты. Завершающим аккордом эксперимента явилась казнь белых крыс. Лэндис потребовал от испытуемых обезглавить лабораторных животных. Сначала все с негодованием отказались, но после все же подчинились приказу преподавателя. Остальные студенты вынуждены были остаться в качестве зрителей. Зверюшки погибли зря: никакой общечеловеческой мимики Лэндису выявить не удалось. Впрочем, опыт его продемонстрировал другое: готовность людей повиноваться и совершать жестокие, не свойственные им поступки под давлением силы.

Эксперимент Мильгрэма. К телу «ученика» подсоединялись электроды

Пытка током для ученика

Спустя 40 лет С. Мильгрэм из Йельского университета честно изучал готовность людей совершать жестокие поступки под влиянием авторитета. Испытуемые разделились на «учителей» и «учеников». «Учитель» сидел рядом с экспериментатором и давал «ученику» нехитрые задачи на запоминание. При каждом неверном ответе он, по требованию исследователя, нажимал на кнопку – и несчастный «ученик», роль которого исполнял актер, получал удар током. Сначала в 15 Вольт, потом в 30 и так далее. На шкале переключателя против цифровых значений стояли указания: «слабый удар», «очень сильный удар», «опасно для жизни». Была проведена целая серия экспериментов, с некоторыми вариациями, но результат был весьма печальным. Подавляющее большинство «учителей», повинуясь требованию экспериментатора, продолжали мучить «учеников», невзирая на их крики, мольбы и запредельные отметки на шкале напряжений, которые доходили до 450 Вольт. Мильгрэм предпринял свое исследование для того, чтобы понять, что во время Второй мировой войны превратило мирных немецких граждан в извращенных мучителей и намеревался потом продолжить исследования в Германии. Он отказался от своей затеи, поняв, что дело не в национальном менталитете, а в свойстве человеческого естества. После нашумевший опыт был повторен в разных странах мира – везде с одинаковым результатом: под чужим давлением человек способен совершать любые мерзости.

Нажимая на кнопку, «учитель» бил «ученика» током – от 15 до 450 Вольт

Этот ужасный бойкот

Австралийский психолог К. Уильямс из Университета Нового Южного Уэльса изучал влияние бойкота на психику людей. Оно оказалось поистине разрушительным. Внешне один из опытов, проведенный в 2000 году, выглядел совершенно невинно: группа людей из пяти человек по очереди в течение дня не разговаривали с кем-нибудь одним, по договоренности. Вместо веселой ролевой игры участники эксперимента оказались втянутыми в настоящую драму. Даже понарошечный бойкот вызывал нервозность, тревожность, мешал работе, не давал сосредоточиться, мучил навязчивыми мыслями. Интересно, что это состояние не проходило у испытуемых в течение нескольких дней после окончания опытов.

Дальнейшая судьба маленького Альберта неизвестна

Стимул, реакция и крошка Альберт

Дж. Уотсон – основатель и теоретик бихевиоризма. Если очень коротко и грубо, сводится оно к выведенной им же формуле S-R: стимул – реакция. В 1920 году он решил экспериментально доказать, что любыми реакциями человека – интеллектуальными, эмоциональными – можно управлять с помощью соответствующих стимулов. Продемонстрировать торжество бихевиоризма был призван не достигший и годика младенец из приюта по имени Альберт. Для начала Уотсон привил ребенку страх перед белыми крысами, с которыми тот поначалу совершенно бесстрашно играл. Для этого всякий раз, когда малыш прикасался к крысе или видел ее, он ударял в гонг. Очень быстро пугавшийся громкого звука Альберт стал плакать не только при виде животных, но и при виде напоминающих их предметов: белой бороды Санта-Клауса, шерстяной пряжи, мехового воротника пальто… В следующей стадии эксперимента Уотсон намеревался снять у ребенка страх, но ничего не вышло: мальчика забрали из приюта. О дальнейшей судьбе его ничего неизвестно – так же, как и о том, закрепился ли навык страха надолго. Собственно, тем самым Уотсон дискредитировал собственную теорию – равно, как и тем, что жутковатый эксперимент никто после повторить не мог, даже он сам.

Сирот разделили на две группы. В первой за правильную речь их хвалили и поощряли

Научить заикаться

Авторы этого исследования, проведенного в 1939 году – У. Джонсон и М. Якобс – были даже не психологами, а логопедами. Как бы то ни было, в историю их опыты над 22 детьми-сиротами вошли как «эксперимент монстров». Чтобы доказать, что заикание – не врожденный, а приобретенный недостаток, исследователи решили вызвать его искусственно. Детей разделили на две группы. Первых за правильную речь хвалили и всячески поощряли, вторых… высмеивали за малейшую оплошность. В результате у последних выработалось заикание, избавиться от которого они не могли всю жизнь. Уотсон, успешно лечивший заикание у других детей, оказался в данном случае бессильным – как и все остальные его коллеги. Спустя 60 с лишним лет университет Айовы принес официальные извинения пострадавшим в ходе эксперимента.

Заключенных «Стэнфордской тюрьмы» одели в халаты и шлепанцы, охранникам купили униформу, которую те сами выбирали в магазинах, деревянные дубинки и солнцезащитные очки, за которыми не было видно глаз

Стэнфордская тюрьма

Как социальная роль влияет на поведение? Невинный вопрос, не так ли? Однако предпринятая в 1971 году Ф. Зимбардо из Стэнфордского университета попытка ответить на него вылилась в настоящий кошмар. 24 молодых, здоровых, психологически устойчивых юношей – студентов играли в тюрьму. В подвале университета оборудовали камеры, поместили туда «заключенных», предварительно переодев их в халаты и резиновые шлепанцы. Подбросив монетку, выбрали нескольких охранников. Спустя несколько дней у трети из них выявились садистские наклонности. Практически все принялись унижать узников, всячески над ними издеваться: не давали мыться, есть, заставляли бесконечное число раз отжиматься от пола, спать на голом бетонном полу… Рассчитанный на две недели эксперимент был прекращен через шесть дней: игра становилась слишком опасной. Но ответ на свой вопрос Зимбардо получил: навязанная человеку роль может коренным образом переменить его. Несмотря на то, что исследования были единодушно осуждены психологическим сообществом, признаны ненаучными и неэтичными, вывод однозначен. Работать охранниками идут не тайные садисты, и вовсе не агрессия заключенных заставляет стражей быть излишне жестокими – увы. Такова человеческая природа.

Учительница Джейн Эллиот решилась на свой рискованный эксперимент после убийства Мартина Лютера Кинга. К счастью, все закончилось очень хорошо

Голубоглазые против черноглазых

Американская школьная учительница Дж. Эллиот после убийства Мартна Лютера Кинга в 1968 году решилась на весьма рискованный эксперимент со своими учениками. Она разделила класс на две группы: голубоглазых и черноглазых. Первых хвалила, ставила всем в пример, вторых ругала и запрещала членам разных групп общаться между собой. Мгновенно «светленькие» стали лучше учиться и начали дразнить «темненьких», успеваемость которых резко снизилась. Спустя несколько дней мисс Эллиот поменяла группы местами, и теперь голубоглазые стали презираемой группой. Все повторилось. К счастью, закончилось все хорошо: по завершении эксперимента дети испытали огромную радость и облегчение. Они обнялись и заверили учительницу, что никогда не будут судить о людях, основываясь на их внешности.

Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Prission и учебные навыки

Как написать внедрение.

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.

Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs

Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.

Оставайтесь на связи

 

       

Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр образования Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по обучению в колледже

Поиск


Руководства по изучению тем

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие руководства по академическому письму и навыкам обучения

ваше следующее сочинение.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *