Пиаже когнитивная теория: Когнитивная теория Ж. Пиаже

Содержание

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

1.Открытие Пиаже

2.Понятие в концепции Пиаже

3.Три главных периода Пиаже

 

Эта теория очень важна для детской психологии и чрезвычайно по­пулярна среди психологов. Ее основателем является выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, который сумел по-новому взгля­нуть на психическое развитие ребенка и положил начало когнитивному направлению в психологии. Во многом благодаря Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.

Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исход­ного пункта детского развития и на природные, врожденные способно­сти ребенка. Но в центре его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности.

 

Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адапта­ции (приспособления) к окружающему миру.

 

Интересно

Открытие Пиаже заключается в качественных изменениях в мыш­ление ребенка на разных этапах онтогенеза.

 

Он обнаружил, что дети одного возраста делают примерно одинаковые ошибки при решении умственных задач. По мере взросления и созревания они перестают делать эти ошибки и начинают думать и смотреть на мир по-другому.

Совсем маленькие дети (до двух лет) знают мир только через свои соб­ственные действия. Они не знают, как нужно пользоваться предметами, и действуют с ними в меру своих возможностей (трогают, сосут, броса­ют и пр.). Позднее они начинают лучше понимать назначение предме­тов и думать более обобщенно и абстрактно.

 

Определение

Центральное понятие в концепции Пиаже — «операция». Это мыс­ленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством — обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса.

 

Например, планируя серию ходов в шахматы, человек каждый раз возвращается к началу комбина­ции. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости — это ядро умствен­ного развтия ребенка.

Пиаже выделил три главных периода в умственном развитии ребен­ка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами. Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и пони­мание мира. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий.

Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную струк­туру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей. Основные периоды развития ребенка по Пиаже.

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в младенческом и раннем возрасте дети познают окружающий мир только через восприятие предметов и действия с ними. В течение это­го периода происходит значительный прогресс в действиях и в вос­приятии ребенка, но в целом способ познания остается тем же.

Второй период, достаточно протяженный этап развития, был назван пе­риодом конкретных операций. Его качественное отличие от предыду­щего заключается в том, что у детей появляется способность строить внутренние, умственные образы и представления окружающих пред­метов и действовать с ними во внутреннем плане. Пиаже разделил этот период на два подпериода:

  • предоперационный
    , когда умственные действия осуществляются относительно независимо;
  • операционный, когда умственные действия организуются в опре­деленную систему, что значительно повышает познавательные возможности ребенка. Особенности предоперационного периода, выделенные Пиаже, более подробно будут рассмотрены в послед­ней части книги (см. часть IV, глава 2).

Способность к абстрактному, понятийному мышлению возникает на третьем этапе — после 12 лет — на стадии формальных операций. Подросток может думать и рассуждать об абстрактных понятиях (свободе, любви, справедливости и пр.), строить свои умозаключения и ги­потезы, обобщать и анализировать свой опыт.

 

Ж. Пиаже не только выявил качественное своеобразие мышления детей каждого возраста, но и предложил психологический механизм происходящих изменений, то есть объяснил сам процесс развития.

 

В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активно­сти детского организма, врожденной потребности в познании и дей­ствии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Ребенок сталкивается с необходимостью при­способить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией.

Адапта­ция осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды, а аккомодацией — процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий Пиаже переносит на развитие интеллект а ребенка. Ассимиляция за­ключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка, готовые мыслительные структуры, а аккомода­ция — в изменении готовых схем и в приспособлении их к окружаю­щим явлениям.

Например, впервые увидев помидор, ребенок может принять его по внеш­ним признакам за мяч (круглый, красный, катится) и включить его в ка­тегорию знакомых предметов, то есть ассимилировать. Однако, убедив­шись, что помидор не отскакивает от стенки и что им нельзя играть, он вынужден будет соотнести имеющиеся у него мыслительные схемы со свойствами реального предмета.

Он отказывается от наложения готовых схем, вырабатывает новые представления (то есть осуществляет аккомодацию) и таким образом достигает равновесия — соответствия своих мыслительных структур объектам реальности.

 

Определение

Процесс уравновешивания — один из главных в концепции Пиаже — происходит благодаря практическому опыту ре­бенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом достигается равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним усло­виям.

 

Как и другие важнейшие теории, идеи Пиаже неоднократно подвер­гались критике. Так, многие психологи отмечали, что выделенные им стадии развития мышления не являются однородными и зависят от конкретных условий. Ребенок может показывать значительно более высокие результаты, действуя со знакомыми объектами, чем с непонят­ными и абстрактными.

 

Интересно

Многие феномены, открытые Пиаже, «исчеза­ют» при другой постановке задачи и при других условиях проведения эксперимента. Психологи показали также, что стадии развития мыш­ления не являются столь инвариантными и во многом определяются условиями обучения и воспитания детей.

 

Несмотря на эту критику, нужно подчеркнуть, что вклад Пиаже в дет­скую психологию поистине огромен. Его теория является своеобразной точкой отсчета даже для тех ученых, которые не согласны с ним. Много других направлений детской психологии формировались через проти­вопоставление концепции Пиаже, через новую интерпретацию и пре­одоление открытых им закономерностей. Сегодня каждый психолог, пытающийся исследовать мышление ребенка, обязан хорошо знать и по­нимать эту замечательную теорию.

Когнитивная теория Жана Пиаже — презентация онлайн

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Когнитивная теория Жана Пиаже

1898 — 1980
Ольга Владимировна Самитова –
доцент кафедры общей и когнитивной
психологии

3. Основные понятия: Механизмы установления равновесия с окружающей средой Ассимиляция – процесс приспособления новой информации

(ситуации, объекта) к существующим
схемам действий, не изменяя их в принципе.
Аккомодация – пластичное изменение индивида, в
ходе которого он перестраивает (модифицирует)
старые схемы действий и вырабатывает новые.
Интериоризация — формирование внутренних структур психики
человека благодаря усвоению структур внешней социальной
деятельности.
3

4. Действие – посредник между ребенком и окружающим миром

Предметные
действия (схема действий)- в
концепции Ж. Пиаже это любое действие
совершаемое ребенком. Предметное действие – это
наиболее общее, что сохраняется в действии при
его
многократном
повторении
в
разных
обстоятельствах.
Операции – в концепции Ж. Пиаже – это
интериоризированное предметное действие.
Эгоцентризм
мышления – это скрытая
умственная позиция, означающая неспособность
индивида иметь исходную позицию по отношению
к некоторому объекту, мнению или представлению
даже перед лицом очевидных противоречий.
5

6. Периоды развития ребенка Жана Пиаже Ольга Владимировна Самитова –доцент кафедры общей и когнитивной психологии 1

7. Период сенсомоторного интеллекта (0-2 года)

На этом этапе ребенок
совершает следующие
предметные действия:
смотрит, слушает,
трогает, нюхает,
пробует на вкус,
бросает и т. д.
Ведущая роль в развитии
принадлежит ощущениям
и восприятию ребенка.
7

9. Период конкретных операций (2-11/12 лет)

Дооперациональная
стадия (2-6/7)
Эгоцентризмцентральная особенность
мышления
Связи между объектами
на основе интуиции , а не
на логических
рассуждениях
Стадия конкретных
операций (6/7-11/12)
Представления о
сохранности количества
вещества при изменении
формы предмета и
обратимости мышления
(способность
устанавливать причинноследственные связи)
8

11.

Период формальных операций (11/12-14/15 лет) Мышление развивается от
конкретного (счет на пальцах)
к абстрактному (счету в уме)
9

English     Русский Правила

Когнитивные теории – индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие

Штаб-квартира «Психологические заметки»; Лаура Оверстрит; Люмен Обучение; и Диана Лэнг

  • Описать теорию когнитивного развития Пиаже
  • Описать подходы обработки информации к когнитивному развитию

Этапы когнитивного развития Жана Пиаже

В 1960-х и 1970-х годах, когда психология Фрейда и Юнга быстро заменялась более эмпирическими методами изучения человеческого поведения, швейцарский философ и психолог по имени Жан Пиаже (1896-1980) предложил новую теорию когнитивного развития.

[1]

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что независимо от культуры когнитивное развитие детей следует заранее определенному порядку стадий, которые широко известны как стадии когнитивного развития Жана Пиаже.

Согласно этой теории Жана Пиаже, дети не способны выполнять определенные задачи или понимать определенные концепции, пока они не достигнут определенной стадии Пиаже.

Кроме того, Пиаже считал, что дети переходят от одной стадии к другой после интенсивного воздействия соответствующих стимулов и переживаний. Благодаря этому опыту, как физическому, так и когнитивному, они готовы овладеть новыми навыками, которые необходимы детям для прохождения стадий Пиаже.

Четыре стадии развития Жана Пиаже

Этапы развития Piaget
Сцена Возрастной диапазон Что происходит на этом этапе?
Сенсомоторный 0-2 года Координация чувств с двигательными реакциями, сенсорное любопытство к миру. Язык, используемый для требований и каталогизации. Постоянство объекта развивается.
Предэксплуатационный 2-7 лет Символическое мышление, использование правильного синтаксиса и грамматики для выражения понятий. Воображение и интуиция сильны, но сложные мысли все равно даются с трудом. Развита консервация.
Бетон рабочий 7-11 лет Понятия, связанные с конкретными ситуациями. Время, пространство и количество понимаются и могут применяться, но не как самостоятельные понятия.
Официальный рабочий 11 лет и старше Теоретическое, гипотетическое и контрфактическое мышление. Абстрактная логика и рассуждения. Стратегия и планирование становятся возможными. Понятия, изученные в одном контексте, могут быть применены в другом.

Сенсомоторный столик

(Источник изображения: Анна Швец на Pexels)

Возрастной диапазон : от рождения до 2 лет

Согласно теории Пиаже, дети любят исследовать на сенсомоторной стадии. Они хотят смотреть, слышать, пробовать на вкус, прикасаться к вещам вокруг себя. Они узнают об окружающей среде с помощью ощущений: наблюдают, хватают, сосут и манипулируют объектами, до которых могут дотянуться глазами и руками. Как правило, они не думают о том, что делают.

Когда младенцы становятся малышами, дети наслаждаются быстро улучшающимися способностями передвигаться и получать новый опыт. Они сосредотачиваются на осмыслении мира, связывая свой опыт со своими действиями.

Пиаже далее разделил сенсомоторную стадию на шесть подстадий, каждая из которых направлена ​​на формирование нового навыка.

  • Рефлексы (0–1 месяц): Понимание окружающей среды достигается с помощью таких рефлексов, как сосание и плач.
  • Первичные круговые реакции (1–4 месяца): новые схемы и ощущения объединяются, позволяя детям преднамеренно заниматься приятными действиями, такими как сосание большого пальца.
  • Вторичные круговые реакции (4–8 месяцев): теперь дети осознают, что их действия влияют на окружающую среду, и целенаправленно выполняют действия для достижения желаемых результатов. Например, они нажимают клавишу на игрушечном пианино, чтобы издать звук.
  • Координация реакций (8–12 месяцев): дети исследуют свое окружение и часто подражают поведению других.
  • Третичные круговые реакции — (12–18 месяцев): дети начинают экспериментировать и пробовать новое поведение.
  • Раннее репрезентативное мышление (18–24 месяца): дети начинают распознавать и ценить символы, представляющие объекты или события. Они используют простой язык для каталогизации объектов, например. «собачка», «лошадка».

На поздней сенсомоторной стадии дети начинают изучать концепцию постоянства объекта . Другими словами, они знают, что объект будет продолжать существовать, даже если они больше не смогут его видеть.

Практические знания, полученные на сенсомоторной стадии, сформируют основу для способности детей формировать мысленные представления об объектах на более поздних стадиях Пиаже.

Предоперационная стадия

(Источник изображения: Татьяна Сырикова на Pexels)

Возрастной диапазон : 2–7 лет

В возрасте около двух лет дети вступают в то, что Пиаже называл дооперациональной стадией, когда они учатся мыслить абстрактно, понимать символические понятия и более изощренно использовать язык. Они учатся использовать слова для описания людей, их чувств и их окружения.

Теперь, когда дети могут лучше выражать свои мысли, они становятся ненасытно любопытными и начинают задавать вопросы обо всем, что видят. Они могут представить людей или объекты, которых не существует (например, ящерицу с крыльями), с большей готовностью, чем младшие дети, и им нравится придумывать свои собственные игры.

(Источник изображения: Анна Швец на Pexels)

Теория когнитивного развития Пиаже предполагает, что на этом этапе дети настолько поглощены эгоцентрическими мыслями, что считают, что их мировоззрение разделяется всеми остальными. Они не могут понять, что есть другие способы смотреть на мир и интерпретировать информацию. Например, ребенок в игре в прятки может просто закрыть глаза и поверить, что другие его не видят (поскольку он не может видеть других).

На дооперациональном этапе дети очень хорошо понимают постоянство объекта. Однако они до сих пор не понимают концепции сохранения. Они не понимают, что изменение внешнего вида объекта не меняет его свойств или количества. Чтобы проиллюстрировать это, Пиаже провел эксперимент на детях, находившихся на предоперационной стадии:

В ходе эксперимента Пиаже налил одинаковое количество воды в два одинаковых стакана и спросил детей, содержится ли в стаканах одинаковое количество воды. Дети сказали, что в обоих стаканах было одинаковое количество воды. Затем Пиаже налил воду из одного стакана в высокий узкий химический стакан и повторил вопрос. На этот раз дети сказали, что в цилиндре больше воды, потому что он выше.

Бетонная рабочая площадка

(Источник изображения: Тима Мирошниченко на Pexels)

Возрастной диапазон : 7-11 лет

К тому времени, когда они достигают стадии конкретных операций, дети могут понимать гораздо более сложные абстрактные понятия, такие как время, пространство и количество. Они могут применять эти концепции к конкретным ситуациям, но им все равно трудно думать о них независимо от этих ситуаций.

Пиаже указывал, что на этом этапе представления детей о времени и пространстве иногда противоречивы. Они могут довольно легко выучить правила, но у них могут возникнуть проблемы с пониманием логических следствий этих правил в необычных ситуациях.

Кроме того, на этапе конкретной операции дети могут использовать индуктивную логику — тип рассуждения, который начинается с конкретной идеи и ведет к обобщению. Они также могут отличать факты от фантазий, а также формулировать суждения о причине и следствии.

Еще одной важной вехой развития ребенка на этом этапе является идея обратимости : дети понимают, что некоторые объекты можно изменить, а затем вернуть их первоначальную форму. Например, сдутый воздушный шар можно снова наполнить воздухом, чтобы он стал надутым.

Формальная операционная стадия

(Источник изображения: Pixabay)

Возрастной диапазон : 11 лет и старше

На заключительном этапе когнитивного развития по Жану Пиаже дети способны к более абстрактным, гипотетическим и теоретическим рассуждениям. Они больше не привязаны к наблюдаемым и физическим событиям. Они могут систематически подходить к проблемам и решать их, формулируя гипотезы и методично проверяя их.

Теперь дети могут применять свои рассуждения к различным ситуациям, в том числе к контрфактуальным ситуациям «если-то», то есть к ситуациям, когда известно, что «если» не соответствует действительности. Например, «если бы собаки были рептилиями, они были бы хладнокровны». Они могут принять это как правильное рассуждение, даже если посылка явно ложна.

По мере взросления детей формальная логика становится возможной, и словесные объяснения понятий обычно достаточны без демонстрации. Они могут рассматривать возможные результаты и последствия своих действий, фактически не выполняя их. Кроме того, игры, основанные на стратегиях, становятся более увлекательными, тогда как механические игры, такие как «желоба и лестницы», становятся для них слишком однообразными и скучными.

Теория когнитивного развития Жана Пиаже на протяжении многих лет подвергалась некоторой критике, особенно со стороны кросс-культурных психологов, которые сомневаются в том, что стадии Пиаже уникальны для западных детей.

Несмотря на критику, теория Пиаже оказалась бесценной и легла в основу ряда других известных психологических идей, в том числе теории морального развития Кольберга.

Информационно-обрабатывающий подход к когнитивному развитию

Подходы к обработке информации стали важной альтернативой подходам Пиаже. Теория основана на идее, что люди обрабатывают получаемую информацию, а не просто реагируют на раздражители. В качестве модели предполагается, что даже сложное поведение, такое как обучение, запоминание, категоризация и мышление, можно разбить на ряд отдельных конкретных шагов, и по мере того, как человек разрабатывает стратегии обработки информации, он может усваивать более сложную информацию. Эта точка зрения приравнивает разум к компьютеру, который отвечает за анализ информации из окружающей среды. [2]

Наиболее распространенная модель обработки информации применяется к пониманию памяти и того, как информация кодируется, хранится и затем извлекается из мозга (Atkinson & Shiffrin, 1968), но подходы к обработке информации также применимы к когнитивной обработке в целом. . В одном исследовании Стефани Торнтон оценила, как дети решали задачу построить небольшой мост из кубиков, чтобы пересечь небольшую «реку». Один блок был недостаточно широк, чтобы пересечь реку, поэтому мост можно было построить, только собрав два блока посередине, а затем используя дополнительные блоки в верхней части сторон моста, которые служили противовесами. держите мост в вертикальном положении. Это задание было относительно легким для детей старшего возраста (7 и 9 лет).лет), но значительно сложнее для 5-летних (в исследовании только один 5-летний ребенок в итоге выполнил задание методом проб и ошибок). [3] Это подтверждает идею о том, что когнитивное развитие специфично для каждого человека.

  • конкретный операционный этап : этап, на котором дети могут логически мыслить о реальных (конкретных) событиях, четко понимать, как использовать числа и начинают использовать стратегии запоминания, длится примерно от 7 до 11 лет
  • консервация : представление о том, что даже если вы измените внешний вид чего-либо, оно останется того же размера до тех пор, пока ничего не будет удалено или добавлено, обычно развивается на этапе конкретной эксплуатации
  • формальная операционная стадия : четвертая и последняя стадия в теории Пиаже, которая длится примерно с 11 лет до совершеннолетия. Дети на формально-операциональной стадии могут иметь дело с абстрактными идеями и гипотетическими ситуациями
  • подход к обработке информации : альтернатива подходам Пиаже, модель, которая стремится определить способы, которыми люди получают, используют и хранят информацию
  • постоянство объекта : понимание того, что даже если что-то находится вне поля зрения, оно все еще существует, развивается в возрасте от 5 до 8 месяцев
  • Теория когнитивного развития Пиаже : описание когнитивного развития у детей в виде четырех отдельных стадий: сенсомоторной, предоперационной, конкретной и формальной
  • предоперационная стадия : стадия, на которой дети могут использовать символы для представления слов, изображений и идей, поэтому дети на этой стадии участвуют в ролевых играх, длится примерно от 2 до 7 лет
  • обратимость : объекты могут быть изменены, а затем возвращены в исходную форму или состояние, обычно наблюдаемое на этапе конкретной операции
  • сенсомоторная стадия : стадия, на которой дети познают мир с помощью своих органов чувств и двигательного поведения, длится от рождения до примерно 2 лет

  1. Основная часть этой главы взята из Psychology Notes HQ, (c) The Psychology Notes Headquarters и представлена ​​как есть. Все права на этот контент защищены авторским правом и используются в демонстрационных целях в соответствии с принципами добросовестного использования. Мы рекомендуем вам поддерживать первоначальных авторов и запрашивать дополнительную информацию в штаб-квартире Psychology, если вы заинтересованы в поддержке большего количества подобного контента в Интернете. ↵
  2. Раздел о подходе к обработке информации был адаптирован из Lumen Learning’s Lifespan Development , доступно по лицензии Creative Commons Attribution. Части текста Lumen были адаптированы из книг Лауры Оверстрит Lifespan Psychology , Lumen Learning и Википедии. ↵
  3. Тортон, С. (1999). Создание условий для когнитивных изменений: взаимодействие между структурами задач и конкретными стратегиями. Развитие ребенка , 70 , 588-603. ↵

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Опубликуйте у нас

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Подача статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *