Понятие о развитие соотношение понятий рост развитие созревание: 2. Соотношение понятий рост, развитие, созревание.

Понятие развития в возрастной психологии и его соотношение со смежными понятиями по смыслу

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«Психология»

 

                  По предмету: Психология развития и возрастная психология

На тему

: Понятие развития в возрастной психологии и его соотношение со смежными понятиями по смыслу.

Вариант

№  1

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент 2  курса

               семестр

Трубицина Ирина  Александровна 
 
 
 

Красноселькуп 2010   

Содержание 
 

  Введение………………………………………………………………………………………………. .3

  1.История развития представлений о понятии «развитие»………………………………..……………. 4-5

  2.Категории психологии развития…………………………………………………… ………………5-6

  3.Основные подходы к развитию психики ребенка в зарубежной психологии……………………6-7

  3.1. Биогенетическое направление……………………………………………………………………6-7

  3.2. Социологизаторское (социогенетическое) направление………………………… ………………7

  4.Отечественная теория психического развития…………………………………………………….7-8

  5. Понятие развития в возрастной психологии…………………………………………………………….8-9

  7. Основные  понятия возрастной психологии смежные с понятием развитие: возраст,

 развитие  психики, рост, созревание,

  7.1. Возраст……………………………………………………………

………………………………….…9-10

  7.2. Рост………………………………………………………………………………………………..10

  7.3. Созревание……………………………………………………………………. …………………..….10-11

  7.4. Развитие  психики ……………………………………………………………………………….11

  7.5. Психологический  возраст ……………………………………………………………………………12

  Заключение ……………………………………………………………………………………………13

  Список литературы …………………………………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Тема: Понятие  развития в возрастной психологии и  его соотношение со смежными понятиями  по смыслу.

Актуальность  данной темы  обусловлена значимостью  понятия развития в возрастной психологии как основного понятия, отражающего динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно изменяющихся во времени. 

           

Цель: Дать понятие  развития в возрастной психологии и  соотнести со смежными понятиями по смыслу.  

Объект исследования: Возрастная психология и психология развития. 

Предмет исследование: понятия развитие. 

В соответствии с целью, объектом и предметом  исследования выделены следующие задачи:

              1.Проанализировать литературу по данному вопросу.

              2.Рассмотреть категории психологии развития.

             3.Выделить основные подходы к теории психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

              4.Дать определение понятия «развитие» в возрастной психологии.

              5.Соотнести основные понятия возрастной психологии с понятием «развитие». 

         В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Мы говорим о развитии жизни, природных царств; развиваются культуры, страны, языки, формы сознания и мышления. Мы говорим о развитии ребенка и развитии человека вообще.

Само слово  «развитие» существует со времен древнего Рима; там оно означало развертывание  свитка (книги) при чтении. Все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. В подобном же смысле употреблял это слово М.Цицерон, говоря о «развитии мысли»: то, что было свернуто в сознании говорящего, теперь разворачивается перед слушающей аудиторией. В таком толковании (развитие как развертывание того, что уже есть) это понятие просуществовало вплоть до 18 века и вошло в самые разные системы знаний. Эволюция или развитие тогда понималось буквально – как рост, как простое увеличение в размере уже существующего. Любые системы рационального знания 16-18 вв. базировались на постулате, что однажды возникший (созданный) мир продолжает оставаться неизменным и задача науки открыть и познать те законы, по которым он уже устроен в своем исходном Замысле. Даже в богословии сложилось и до сих пор существует учение, согласно которому человек уже от рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели, в направлении которых он и

«развивается». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.

История  развития представлений о понятии  «развитие». 

  В 18 столетии идея развития претерпевает существенное обогащение.

Одним из первых, кто совершает переход к новому пониманию развития, является Г.Лейбниц. Оставаясь во многом на преформистских позициях (о постепенном развитии всего из вечно существующих зародышей), он

вводит понятийное различие между двумя моментами, которые задают процессуальность развития. Первое – это единообразность (самотождественность), которая в соответствии с природой вещи сохраняется во внутреннем ее существе,      второе – изменение, которое обнаруживает себя во внешних проявлениях; противоречие между первым и вторым оказывается важнейшим механизмом развития изначально данного к постепенному, плавному появлению нового.

 В расширенной  форме идея процессуальной изменчивости  развития обсуждается у И.Гердера. В своей философии истории он распространяет идею развития на природу и общество. По И.

Гердеру, природа находится в постоянном, непрерывном развитии от низших форм к высшим.

Жизнь зародилась в воде; существовали различные соединения воды, воздуха, света прежде, чем появились первые растения. Множество растений возникло и погибло прежде, чем появился живой организм, и т.д. И.Гердер рисует картину мира как единого, непрерывно развивающегося целого,

закономерно проходящего  вполне определенные необходимые ступени. От организации простой материи это развитие направляется через появление растений и животных к человеку, наделенному рассудком и разумом; вершиной этого развития является «Мировая душа».

 Ряд ключевых  представлений о феномене развития человека связан с именем И.Гете, который в годы своей юности познакомился с особым родом литературы – пиитическими автобиографиями, которые стремились побудить человека отдать себе отчет о ходе своей жизни. Замечательна мысль И.Гете о том, что развитие в природе можно обнаружить лишь тогда, когда оно будет открыто в самом человеке.

Человек, не развивающийся сам, не может постичь идею развития. И.Гете вводит представление о метаморфозе (кардинальном преобразовании) в развитии органического мира, но также о восхождении в развитии. Последнее – одно из ключевых представлений в научных трудах И.Гете; оно означает переход, скачок системы на более высокий уровень организации. Фундаментальная разработка категории развития как особого принципа, всеобщего способа бытия универсума была осуществлена в классической немецкой философии и, особенно – в  философской системе Г.Гегеля, заложившего основы диалектической (генетической) логики как логики становления, развития и преобразования любой органической целостности. Собственно, сущностной характеристикой любой органической системы как раз и является ее способность к развитию при сохранении своей самотождественности на всех ступенях преобразования. Благодаря укоренению в духовной жизни Европы понятия «развитие», образ мира, бывший столетиями статическим, пришел в движение.
В сознании философов и ученых возник живой интерес к тому, как нечто развивалось, какие ступени и через какие формы оно прошло в течение

определенного времени, в каком направлении  разворачивался процесс развития и в каком может (должен) развернуться в будущем. В это осмысление под знаком развития втягивались все новые и новые предметные содержания. Земля, растения, животные, человек, народы, культура, сама наука – все имеет за собой длительное развитие. Грандиозные достижения естествознания 19-20 вв. в изучении природы позволили теперь уже не только на уровне философских размышлений, но и на основе бесконечного множества эмпирических фактов утверждать, что действительно развитие есть; его «следы» обнаруживаются повсеместно. Но проблема не в том, есть ли развитие или его нет; проблема в том, как его понять, как и в какой системе понятий выразить развитие некоторой реальности, чтобы тем самым выявить ее существенные характеристики. Господствующей концептуально-

мировоззренческой основой всего многообразия научных представлений о развитии и по сей день, остается эволюционный принцип, но теперь уже фундаментально переосмысленный: эволюция – это не только разворачивание (рост и увеличение) изначально заданного, а, прежде всего – исторический процесс прогрессирующих изменений некоей системы (ее созревание, дифференциация, усложнение, совершенствование) под воздействием внешних и внутренних условий, сохраняющей в главном и до определенного уровня свою самотождественность.
Всякое кардинальное изменение (метаморфоза) этой системы предполагает переход (скачок) на другой уровень ее организации и нового уровня самотождественности.      Развитие – есть высший уровень изменения, динамики, движения вообще. Высший этап всей известной науке эволюции Вселенной составляет история человечества.    
 

  2.Категории психологии развития. 

 Психология  принадлежит к числу тех наук, для которых проблема развития  является весьма актуальной. Психическое развитие существует, прежде всего, как процесс, который развивается, т.е. на его определенных стадиях возникают качественные новообразования, которые влияют на последующие стадии. Психология развития и возрастная психология в качестве предмета изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим факты и явления психической жизни.  С обыденной точки зрения, реальность развития человека – его способностей, функций, органических структур и свойств – очевидна и многообразна, а ее феномены хорошо знакомы каждому из нас. В русском языке существуют близкие по значению слова, фиксирующие особенности изменений, происходящих с человеком во времени, интерпретируемые как развитие. К числу наиболее употребляемых из них относятся «возникновение», «становление», «ро,,,, «преобразование», «формирование», «совершенствование», «усложнение», «саморазвитие». В обыденном языке используются понятия, обозначающие качественный аспект развития: «рождение», «созревание», «расцвет», «плодоношение», «увядание», «смерть», а также этапы жизненного пути человека: «детство», «отрочество», «юность», «молодость», «взрослость», «зрелость», «старость» и т.п. Наличие в языке различных терминов, фиксирующих реальность развития, со всей очевидностью показывает неоднозначность и многоплановость его феноменов. Ближайшим основанием такого многообразия является сложность и многосторонность самого человека как развивающегося существа. Происходит рост организма, созревание анатомо-физиологических структур, т.е. физическое развитие человека. Формируются душевные силы человека: качественно преобразуются его сознание, потребности и интересы, эмоции и чувства, способность управлять своим поведением. Качественные преобразования во времени претерпевает также и духовная жизнь человека. Для общей интегральной характеристики процессов развития используются категории, относящиеся не к отдельным признакам, а к развитию в целом. Это категории роста, созревания, дифференциации, научения, запечатления (импринтинга), социализации (культурного социогенеза).

  Рост. Представляет собой лишь отдельный аспект хода развития, а именно – одномерное количественное рассмотрение процессов развития. Рассматривать развитие в аспекте роста, значит ограничиться исследованием чисто количественных изменений, когда знания, умения, память, содержание чувств, интересы и т.п. рассматриваются всего лишь с точки зрения приращения их объема.

Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития

Понятия «возраст» и «развитие», их трактовка в различных теориях развития

Склярова Т. В.

Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Различают паспортный, умственный и психологический возраст человека.

Паспортный, или хронологический возраст берет начало с момента рождения и измеряется числом прожитых дней, месяцев и лет (в европейской культуре).

Умственный возраст приравнивается к коэффициенту интеллекта человека, который высчитывается по результатам стандартизованных тестов. С помощью данного понятия характеризуются интеллектуальные способности человека.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Паспортный возраст человека может не совпадать с его умственным и психологическим возрастом.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза[2] и патогенеза[3i].

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

— преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

— непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль
и удельный вес каждой частичной линии развития.

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста
и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Анализ психического развития можно вести по-другому:
в системе категорий источника, движущих сил и уровня развития. Каждая серьезная теория развития человека пытается ответить на эти вопросы. Основными предпосылками успешного развития человека, обозначенными в отечественной науке, являются: полноценность органического субстрата, понимаемая как сохранность нейро-анатомических структур и тонких физиологических механизмов мозговой деятельности, и долгое детство.


[1] Филогенез — словарь

[2] Онтогенез — словарь

[3] Патогенез – словарь


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Как рост, развитие и зрелость влияют на обучение?

FutureLearn использует куки-файлы для повышения удобства использования веб-сайта. В настоящее время для этого браузера отключены все файлы cookie, кроме строго необходимых. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.

Для того, чтобы ученики могли учиться, им необходимо иметь основу навыков, которая позволяет получать информацию и помогает им понять, что с ней делать

© University of Reading

Для того чтобы ученики могли учиться, они должны иметь базовые навыки, которые не только позволяют получать информацию, но и помогают им понять, что делать с этой информацией.

Есть три важных аспекта, когда ребенок становится взрослым: рост , развитие и зрелость .

Какой бы аспект взросления вы ни рассматривали — будь то умение говорить, учиться двигаться, учиться ладить с другими — эти три аспекта всегда будут взаимосвязаны.

Что такое рост?

Рост означает увеличение тела с течением времени, что включает не только размер (например, рост), но и состав тела (например, прорезывание зубов) и пропорции (например, развитие мышц).

Вы когда-нибудь замечали, что ножки младенца маленькие по сравнению с остальным телом? Это потому, что ребенку не нужны ноги, когда он только рождается. Для детей рост может быть запутанным и трудным, и вы должны принять во внимание следующие вещи:

  • Рост может быть болезненным и может продолжаться вплоть до взрослой жизни — подумайте о прорастании зуба мудрости.
  • Дети и подростки могут иметь скачки роста и могут внезапно стать неуклюжими и неуклюжими.
  • Детские мышцы имеют более высокое содержание воды, чем мышцы взрослых, что означает, что они могут быстрее утомляться, но это также объясняет их беспокойство [1].

Что такое развитие?

Развитие связано с изменением и адаптацией тела с течением времени, поэтому все части работают вместе более эффективно и продуктивно. Пути коммуникации, передающие информацию от мозга к мышцам, коже и другим структурам тела, постоянно формируются по мере того, как ребенок получает новый опыт. Это означает, что навыки становятся встроенными и более автоматическими.

Например, когда ребенок учится ходить, это все, о чем он может думать. Мозг полностью занят тем, что помогает телу двигаться, и ни о чем другом не может быть и речи. В конце концов, со временем и практикой, ребенок сможет ходить без посторонней помощи и бегать, не думая об этом сознательно.

Другим примером является способность произносить определенные звуки, которые зависят от языка, на котором говорит человек.

Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание, каково это для молодого человека:

  • Людям нужно невероятное количество практики, чтобы заставить мозг работать более эффективно.
  • В любом возрасте люди могут разочароваться в том, что, по их мнению, они могут сделать, и в том, что они могут сделать на самом деле.
  • Способность двигаться автоматически, не думая, имеет решающее значение, поэтому, если человек не может выполнить задачу, требующую этого действия, например, написать почерк, вам нужно обратить внимание на двигательные навыки и координацию, чтобы попытаться понять, почему они имеющие трудности.

3 Что такое зрелость?

Зрелость – это приближение тела к взрослой жизни. Уильям Шекспир (в «Зимней сказке») и Сара Джейн Блейкмор (профессор когнитивной неврологии в Университетском колледже Лондона) считают, что детство или, по крайней мере, юность не заканчиваются примерно до 23 лет.

Хотя последовательность изменений одинакова для большинства людей, скорость развития будет разной. Например, прорезывание зубов происходит до полового созревания, но в каком именно месяце это происходит, может быть по-разному. Другим примером может служить то, что у одних девочек месячные начинаются в начальной школе, а у других — в средней.

Зрелость также подразумевает взрослое качество мышления и поведения. Например, иногда взрослые отмечают, что ребенок очень высокий для своего возраста или очень зрелый в отношении к себе. Однако эти мысли могут содержать необоснованные ожидания, например, если ребенок высокий, его считают более сильным, или если ребенок взрослый, от него ожидают определенного поведения.

Учитывайте следующие моменты, когда речь идет о взрослении детей:

  • Тот факт, что молодой человек высок для своего возраста или кажется более зрелым, не означает, что у него все еще нет потребностей и мыслей молодого человека — всегда четко осознавайте свой настоящий возраст.
  • Будьте терпеливы, созревание занимает много времени.
  • Если ожидания от поведения и взглядов взрослых не оправдываются, подумайте, почему вы применяете те же принципы к ученикам.
  • Позвольте ученикам делать ошибки, они всего лишь молодые люди, которые пытаются во всем разобраться за короткий промежуток времени.

Ссылки

  1. Би, Х. и Бойд, Д. Развивающийся ребенок. 11-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон; 2007.

Дальнейшее чтение

  1. Берк, Л.Э. Развитие ребенка. 9-е изд. Лондон: Аллин и Бэкон; 2013. Соответствующие разделы глав 3 и 5 для справки [1]
  2. Смит П.К., Коуи Х. и Блейдс М. Понимание развития детей. 6-е изд. Лондон: Издательство Блэквелл; 2015. Соответствующий раздел главы 3 для справки [1]

© Университет Рединга

Эта статья взята из бесплатного онлайн-ресурса

Поддержка успешного обучения в средней школе

Создано

Присоединяйся сейчас

Достигните своих личных и профессиональных целей

Разблокируйте доступ к сотням экспертных онлайн-курсов и степеней от ведущих университетов и преподавателей, чтобы получить аккредитованные квалификации и профессиональные сертификаты для составления резюме.

Присоединяйтесь к более чем 18 миллионам учащихся, чтобы начать, сменить или развить свою карьеру в своем собственном темпе в широком диапазоне тем.

Начать обучение

Человеческое развитие | Описание, скорость, рост и половое созревание

рост плода

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Луиза Бейтс Эймс
Похожие темы:
внутриутробное развитие развитие младенцев и малышей подростковый возраст эмоциональное развитие психологическое развитие

См. весь связанный контент →

человеческое развитие , процесс роста и изменения, происходящий между рождением и зрелостью.

Человеческий рост — это далеко не простой и однородный процесс увеличения или увеличения роста. По мере взросления ребенка происходят изменения формы, состава и распределения тканей. У новорожденного голова составляет около четверти общей длины; у взрослых он составляет около одной седьмой. У новорожденных мышцы составляют гораздо меньший процент от общей массы тела, чем у молодых взрослых. В большинстве тканей рост состоит как из образования новых клеток, так и из упаковки большего количества белка или другого материала в уже существующие клетки; в начале развития преобладает клеточное деление, а в более позднем — заполнение клеток.

Узнайте об основных этапах развития человеческого мозга

Посмотрите все видео к этой статье

Откройте для себя силу игры в развитии человека

Посмотрите все видео к этой статье

Различные ткани и разные области тела созревают с разной скоростью, а их рост и развитие ребенка состоит из очень сложной серии изменений. Это похоже на ткачество ткани, рисунок которой никогда не повторяется. Лежащие в основе нити, каждая из которых сходит со своей катушки в своем собственном ритме, непрерывно взаимодействуют друг с другом таким образом, который всегда строго регулируется и контролируется. Фундаментальные вопросы роста относятся к этим процессам регуляции, к программе, управляющей ткацким станком, предмету, еще мало изученному. Между тем, рост в большинстве случаев является наилучшим показателем роста, будучи мерой отдельной ткани (ткани скелета; вес представляет собой смесь всех тканей, и это делает его менее полезным параметром при длительном наблюдении за ростом). рост ребенка). В этом разделе кривые роста девочек и мальчиков рассматриваются в трех основных фазах роста; то есть (кратко) от зачатия до рождения, от рождения до полового созревания и во время полового созревания. Также описаны способы, которыми другие органы и ткани, такие как жировая, лимфоидная ткань и мозг, отличаются от роста кривыми роста. Здесь кратко обсуждаются некоторые проблемы, с которыми сталкиваются исследователи при сборе и анализе данных о росте детей, о генетических факторах и факторах окружающей среды, влияющих на скорость роста и окончательный размер, и о том, как гормоны действуют на различных фазах развития. процесс роста. Наконец, есть краткий взгляд на нарушения роста. Повсюду акцент делается на том, как люди различаются по темпам роста и развития.

Изменения в росте развивающегося ребенка можно представить двумя способами: рост, достигнутый в последовательных возрастах, и приросты роста от одного возраста к другому, выраженные как скорость роста в год. Если рассматривать рост как форму движения, то высоту, достигнутую в последовательных возрастах, можно рассматривать как пройденное расстояние, а скорость роста — как скорость. Скорость или скорость роста лучше отражают состояние ребенка в каждый момент времени, чем достигнутый рост, который во многом зависит от того, насколько ребенок вырос за все предшествующие годы. Таким образом, концентрация в крови и тканях тех веществ, количество которых меняется с возрастом, скорее всего, будет идти параллельно кривой скорости, а не кривой расстояния. В некоторых обстоятельствах, действительно, именно кривая ускорения, а не кривая скорости, лучше всего отражает физиологические явления.

Обычно скорость роста снижается с момента рождения (а фактически уже с четвертого месяца внутриутробной жизни; см. ниже), но это снижение прерывается незадолго до окончания периода роста. В это время у мальчиков примерно с 13 до 15 лет наблюдается заметное ускорение роста, называемое подростковым скачком роста. От рождения до четырех-пяти лет скорость роста в высоту быстро снижается, а затем снижение или замедление становится постепенно меньше, так что у некоторых детей скорость практически постоянна с пяти-шести до начала подросткового возраста. рывок. Иногда говорят, что небольшое увеличение скорости происходит между шестью и восемью годами.

Эта общая кривая скорости роста начинается задолго до рождения. Пиковая скорость увеличения длины достигается примерно через четыре месяца после последней менструации матери. (Возраст плода обычно отсчитывают от первого дня последней менструации, в среднем за две недели до фактического оплодотворения, но, как правило, это единственный определяемый ориентир.)

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Рост массы плода происходит по той же общей схеме, что и рост в длину, за исключением того, что пиковая скорость достигается намного позже, примерно через 34 недели после последней менструации матери.

Имеются убедительные доказательства того, что примерно с 34 до 36 недель темпы роста плода замедляются из-за влияния материнской матки, доступное пространство которой к тому времени полностью занято. Двойняшки замедляются раньше, когда их совокупный вес примерно равен 36-недельному весу одного плода. Младенцы, сдерживаемые таким образом, быстро растут, как только выходят из матки. Таким образом, существует значительная отрицательная связь между массой тела ребенка при рождении и прибавкой массы тела в течение первого года жизни; в общем, более крупные дети растут меньше, чем более мелкие. По той же причине практически нет связи между размером взрослого человека и размером этого человека при рождении, но к тому времени, когда человеку исполняется два года, связь уже значительная. Этот механизм замедления позволяет успешно родить генетически крупного ребенка, развивающегося в матке маленькой матери. Он действует у многих видов животных; наиболее драматической демонстрацией было взаимное скрещивание крупной шайрской лошади и маленького шетландского пони. У пары, в которой мать была шайркой, родился крупный жеребенок, а в паре, в которой матерью была шетландка, родился маленький жеребенок. Но через несколько месяцев оба жеребенка были одинакового размера, и когда они полностью выросли, оба были примерно на полпути между своими родителями. То же самое было показано при скрещивании крупного рогатого скота.

Плохие экологические условия, особенно питание, приводят к снижению массы тела при рождении у человека. Это, по-видимому, главным образом вызвано снижением скорости роста в последние две-четыре недели внутриутробной жизни, поскольку считается, что вес младенцев, рожденных в 36 или 38 недель, в различных частях мира при различных обстоятельствах одинаков. У матерей, которые из-за неблагоприятных обстоятельств в собственном детстве не реализовали свой полный потенциал роста, могут родиться зародыши меньшего размера, чем если бы они выросли в более благоприятных условиях. Таким образом, может потребоваться два поколения или даже больше, чтобы устранить влияние неблагоприятных экологических условий на массу тела при рождении.

Большая скорость роста плода по сравнению с ребенком во многом связана с тем, что клетки продолжают размножаться. Доля клеток, подвергающихся митозу (обычный процесс клеточного размножения путем деления) в любой ткани, постепенно уменьшается по мере взросления плода, и обычно считается, что новых нервных клеток мало, если они вообще есть (кроме клеток поддерживающей ткани, или нейроглия), и только ограниченная часть новых мышечных клеток появляется после шести месяцев постменструального периода, когда скорость в линейных размерах резко падает.

Мышечные и нервные клетки плода значительно отличаются по внешнему виду от клеток ребенка или взрослого. Оба имеют мало цитоплазмы (клеточного вещества) вокруг ядра. В мышце большое количество межклеточного вещества и гораздо большая доля воды, чем в зрелой мышце. Поздний фетальный и постнатальный рост мышц состоит главным образом из наращивания цитоплазмы мышечных клеток; включаются соли и образуются сократительные белки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *