Пиаже теория психического развития: Возрастная психология — Теория психического развития Ж. Пиаже.

когнитивные теории Ж.Пиаже., Учебное пособие

метки:Развитие, Ребенок, Среда, Начинать, Логически, Мыслить, Операция, Независимо

 

Жан Пиаже -яркий представитель когнитивного направления и детский психолог и в целом, объединивший биологию с наукой о происхождении знания. Теория Ж. Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению –происходит аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями Развитие интеллекта по Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияние взрослых, социальной среды. Он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления и стадии его развития. Ребенок у него представлен как активный исследователь мира, создающий свои структуры, схемы действия для восприятия, переработки и усвоения информации, с помощью которых он может лучше приспособиться к среде.

Стадии когнитивного развития по Пиаже.

1.Стадия: Сенсомоторная (от рождения до 2лет)Характеристика. Ребенок отличает себя от предметов. Осознает себя как носителя действия и начинает действовать произвольно: например, дергает за веревку, чтобы привести игрушку в движение, или трясет погремушку, чтобы пошуметь.

2.Дооперациональная (2-7лет) Учится пользоваться речью и представлять предметы словами в образах. Мышление все еще эгоцентрично: с трудом принимает точку зрения других .Классифицирует объекты по одному признаку: например группирует вместе все красные блоки независимо от формы или все квадратные блоки независимо от цвета.

3.Конкретных операций(7-11лет) Может мыслить логически об объектах и событиях. Постигает сохранение количества(6лет),объема(8лет) и веса(9лет).

Классифицирует объекты по нескольким признакам и может упорядочивать их в ряды по одному параметру, например величине.

4.Формальных операций.(11лет и более) Может мыслить логически об абстрактных высказываниях и систематически проверяет гипотезы. Начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими проблемами, будущим. Возраст указан в среднем. Он может значительно варьироваться в зависимости от интеллекта, культурного фона и социоэкономических факторов, но порядок их исследования предполагается одинаковым у всех детей.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

… социальный — как интеллект Б; при этом ясно, что интеллект Б гораздо … понятие о психометрическом интеллекте разделяет некоторые из несообразностей, присущих таковому о социальном интеллекте. Иногда в литературе (например, [54]) биологический интеллект обозначается как интеллект А, а …

Вопрос №8 Проблема развития в детской психологии(предпосылки, условия, факторы, механизмы, движущие силы)

 

Одной из важнейших проблем детской психологии является проблема условий и движущих причин развития психики ребенка. Долгое время эта проблема рассматривалась (и сейчас рассматривается многими психологами) в плане метафизической теории двух факторов(наследственности и внешней среды),которые в качестве внешних и неизменных сил якобы роковым образом предопределяют ход развития детской психики. При этом одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности, другие приписывали ведущую роль среде, наконец третьи предполагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом. Все эти рассуждения производились обычно чисто умозрительно и при полном игнорировании требований материалистической диалектики, без всякого анализа природы и специфики самого изучаемого процесса развития и без выяснения того, как те или иные внешние условия входят в этот процесс, превращаются в его внутренние составляющие. Психологи (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и др), опираясь на ряд теоретических и экспериментальных исследований, заложили основы теории психического развития ребенка и выяснили специфическое отличие этого процесса от онтогенеза психики животного.

В индивидуальном развитии психики животных основное значение имеет проявление накопление двух форм опыта: видового (который передается последующим поколениям в виде наследственно фиксированных морфологических свойств нервной системы) и опыта индивидуального, приобретенного отдельной особью путем приспособления к наличным условиям существования.

В отличие от этого в развитии ребенка наряду с двумя предыдущими возникает и приобретает доминирующую роль еще одна, совершенно особая форма опыта. Это опыт социальный, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего его детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но и осуществляется развитие способностей ,формирование их личности. Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом не пассивно а активно в процессе деятельности.

 

 

 

х в ряды по одному параметру, например величине.

Теории психического развития. Структурно-генетическая теория Жана Пиаже

     Понятия, называемые предпонятиями, на этой стадии образны и конкретны, они не относятся ни к индивидуальным объектам, ни к классам вещей, и связываются друг с другом посредством трансдуктивного рассуждения.

     Эгоцентризм ребёнка выражается в неспособности взглянуть на свою точку зрения со стороны, как на одну из возможных. Ребёнок не способен сделать процесс своего мышления объектом своего мышления, думать о своих мыслях. Он не стремится обосновывать свои рассуждения или искать в них противоречия. Для детей в этом возрасте характерна центрация (сосредоточение) на одной, самой заметной особенности предмета, и пренебрежение в рассуждении остальными его признаками.

     Ребёнок обычно сосредоточивает внимание на состояниях вещи и не обращает внимание на преобразования (или, если всё же обратит, ему очень трудно понять их), которые переводят её из одного состояния в другое.

     
Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

     Ещё на стадии дооперациональных представлений ребёнок приобретает способность совершать некоторые действия с представлениями. Но только в период конкретных операций эти действия начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий (в отличие от ассоциативных связок). Такие действия называются операциями. Операции — «действия, организованные в структуры целого»; операцией называется «любой акт представления, являющийся составной частью организованной сети соотнесённых друг с другом актов». Всякая совершаемая (актуализируемая) операция является элементом целостной системы возможных (потенциальных) в данной ситуации операций.

     У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками. Группировка — форма подвижного равновесия операций, «система уравновешивающихся обменов и трансформаций, бесконечно компенсирующих друг друга». Одна из простейших группировок — группировка классификации, или иерархического включения классов. Благодаря этой и другим группировкам ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

     Ограниченность  этой стадии состоит в том, что  операции могут совершаться только c конкретными объектами, но не с высказываниями. Начиная с 7—8 лет «можно наблюдать образование систем логических операций над самими объектами, их классами и отношениями, не касающихся пока пропозиций как таковых и образующихся только по поводу реального или воображаемого манипулирования с этими объектами». Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

     

Период формальных операций (11—15 лет)

     Основная  способность, появляющаяся на стадии формальных операций — способность иметь  дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Реальность и собственные убеждения ребёнка перестают необходимым образом определять ход рассуждения. Ребёнок теперь смотрит на задачу не только с точки зрения непосредственно данного в ней, но прежде всего задаётся вопросом о всех возможных отношениях, в которых могут состоять, в которые могут быть включены элементы непосредственно данного.

     Познание  становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок теперь может мыслить гипотезами (являющимися по своей сути описаниями различных возможностей), которые могут быть проверены для того, чтобы выбрать из них ту, что соответствует действительному положению дел.

     Ребёнок приобретает способность мыслить  предложениями и устанавливать  формальные отношения между ними. На стадии конкретных операций такие отношения могли устанавливаться лишь в пределах одного предложения, т. е. между отдельными объектами или событиями, что и представляет собой конкретные операции. Теперь логические отношения устанавливаются уже между предложениями, т. е. между результатами конкретных операций. Поэтому Пиаже называет эти операции

операциями второй ступени, или формальными операциями, тогда как операции внутри предложения — конкретными операциями.

     Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных. Классический эксперимент: ребёнку дают бутылочку с жидкостью и показывают, как добавление нескольких капель этой жидкости в стакан с другой неизвестной ребёнку жидкостью заставляет её окраситься в жёлтый цвет. После этого ребёнок получает четыре колбы с разными, но бесцветными и неразличимыми по запаху жидкостями, и его просят воспроизвести жёлтый цвет, пользуясь этими четырьмя колбами по своему усмотрению. Этот результат достигается соединением жидкостей из колб 1 и 3; прийти к этому решению можно, последовательно перебрав сначала одну за другой все жидкости из четырёх колб, а затем все возможные парные сочетания жидкостей.

Эксперимент показал, что такой систематический перебор парных комбинаций доступен только для ребёнка, находящегося на стадии формальных операций. Младшие дети ограничиваются несколькими сочетаниями жидкостей, не исчерпывающими всех возможных комбинаций.

     Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также может рассматриваться с генетической точки зрения, как эволюционный процесс, и что научный взгляд на природу реальности является следствием установления равновесия, а не постепенным открытием все большего числа «истин». Основной недостаток концепции Пиаже заключался в том, что, игнорируя развитие целостной личности ребенка, главную движущую силу развития интеллекта он видел в самом интеллекте. У Пиаже среди факторов развития интеллекта нет такого фактора, как деятельность.

     Концепция Пиаже убедительно доказывала, что истоки, зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Однако, как доказывают работы отечественных авторов, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

     Пиаже недооценивал роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой. Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно  организованной системой обучения.

    И, наконец, Пиаже – один из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Пиаже, остались непоколебленными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Жана Пиаже.  
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    1. Жан Пиаже [www.koob.ru/piaget/]
    2. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. — Изд. Академика, 2001. — ISBN 5-8297-0093-X
    3. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., Просвещение. — 1967.
    4. Т.Д.Марцинковская. Генетическая психология Жана Пиаже
    5. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. — СПб.: Питер, 2004. — 160 с. — ISBN 5-318-00032-0
    6. Пилюгина Л. В. (http://mentally.ru/)

Теория развития младенцев Пиаже

Home »Психология развития»Теория развития младенцев Пиаже

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Исследователи развития надеются понять, как дети и взрослые обрабатывают информацию. И как их образ мышления и понимания влияют на их поведение. Они также стремятся узнать, как когнитивные способности меняются по мере развития человека. Степень, в которой когнитивное развитие представляет количественный и качественный рост интеллектуальных способностей. Как разные когнитивные способности связаны друг с другом.

Швейцарский психолог Жан Пиаже, чья теория стадий развития послужила мощным стимулом для значительного объема работ по когнитивному развитию.

Жан Пиаже дал несколько процессов когнитивного развития.

  • Схемы- Базовое здание блоков мышления , Это особые психологические структуры, помогающие ребенку организовать чувство опыта.
  • Равновесие- Неравновесие-  Когнитивное равновесие – это комфортное состояние ребенка при обучении. А когнитивный конфликт или дискомфорт, возникающий при построении схемы, называется неравновесием.
  • Адаптация-Ассимиляция и приспособление-  Ассимиляция относится к процессу добавления нового понятия к уже изученным понятиям. Аккомодация относится к процессу пересмотра изученной концепции , чтобы она соответствовала полученной новой информации.
  • Организация-   Процесс, происходящий внутри организации, помимо прямого контакта с окружающей средой.

Содержание

  • 1 ТЕОРИЯ КНИГАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПЬАЖЕ.
  • 2 этапа Пиаже.
    • 2.1 1. СЕНСОРНО-МОТОРНАЯ СТАДИЯ
    • 2.2 2. ПРЕДЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТАДИЯ
    • 2.3 3. КОНКРЕТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТАДИЯ
    • 2.4 4. ФОРМАЛЬНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ СТАДИЯ

ТЕОРИЯ ПЬАЖЕ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ.

Ни один человек не оказал большего влияния на изучение когнитивного развития, чем Жан Пиаже. Швейцарский психолог, живший с 1896 по 1980 гг. Пиаже предположил, что все люди проходят в фиксированной последовательности ряд универсальных стадий когнитивного развития. Его внимание было сосредоточено на изменении познания, которое происходит, когда дети переходят от одной стадии к другой (Пиаже, 19).52, 1962, 1983).

Теория Пиаже основана на поэтапном подходе к развитию. Он предположил, что все дети проходят серию из четырех универсальных стадий в фиксированном порядке от рождения до подросткового возраста:

  1. Сенсомоторная стадия (0-2 года)
  2. Предэксплуатационный  Стадия (2–7 лет)
  3. Стадия эксплуатации бетона (7-12 лет)
  4. Стадия формальной эксплуатации (12–16 лет)

Он также предположил, что переход от одной стадии к другой происходит, когда ребенок достигает соответствующего уровня физического созревания и получает соответствующий опыт.

Пиаже утверждал, что младенцы приобретают знания не из фактов, сообщаемых другими, а также через ощущения и восприятие. Вместо этого Пиаже предположил, что человеческое мышление организовано в виде схем , то есть организованных ментальных паттернов, которые представляют поведение и действия. У младенцев такие схемы представляют конкретное поведение — схема сосания, дотягивания.

Пиаже не считал, что обучение детей зависит от силы, такой как вознаграждение от взрослых. Согласно его когнитивно-развивающей теории, дети активно создают знания, манипулируя своим миром и исследуя его.

Этапы Пиаже.

В младенчестве и раннем детстве, утверждал Пиаже, понимание детей отличается от понимания взрослых. Он считал, что маленькие дети не осознают, что объект скрыт от глаз. По мере развития мозга и расширения детского опыта они проходят четыре основных этапа. Каждому свойственны качественно отличные способы мышления.

1. СЕНСОРМОТОРНАЯ СТАДИЯ

Когнитивное развитие начинается на сенсомоторной стадии с использования ребенком чувств и движений для исследования мира. Согласно Пиаже, при рождении младенцы знают так мало, что не могут целенаправленно исследовать. Циркулярная реакция обеспечивает специальные средства адаптации их первых схем . Однако это означает наткнуться на новый опыт, вызванный собственной двигательной активностью ребенка. Реакция является «круговой», потому что по мере того, как младенец пытается повторить событие снова и снова, сенсомоторная реакция, возникшая впервые случайно, усиливается в новую схему.

Младенцы «думают», воздействуя на мир глазами, ушами, руками и ртом. В результате они изобретают способы решения сенсомоторных проблем. Например, потянуть за рычаг, чтобы услышать звук музыкальной шкатулки, найти спрятанные игрушки, положить предметы в контейнеры и вынуть их из них.

6 подстадий в сенсомоторной стадии .-

    • Подэтап 1: Простые рефлексы, охватывающие первый месяц жизни.
    • Подстадия 2: Первые привычки и первичные круговые реакции, вторая подстадия сенсомоторного периода,
      встречается в возрасте от одного до четырех месяцев.
    • Подстадия 3: Вторичные круговые реакции, действия младенца более целенаправленны.
    • Подстадия 4: Координация вторичных циркулярных реакций, которая длится примерно от 8 до 12 месяцев.
    • Подстадия 5: Третичные циркулярные реакции достигаются примерно в возрасте 12 месяцев и продолжаются до 18 месяцев.
    • Подэтап 6: Заключительный этап сенсомоторного периода, начало мышления, который длится примерно от 18 месяцев до двух лет.

2. ПРЕДОПЕРАЦИОННАЯ СТАДИЯ

Эти модели действий, упомянутые выше, развиваются в символическое, но нелогичное мышление дошкольника на предоперационной стадии . Согласно Пиаже, стадия примерно с года от 2 до 7 лет. На которой использование детьми символического мышления растет, появляется умственное рассуждение и увеличивается использование понятий . Тем не менее, развитие языка и игра понарошку имеют место. Более того, в мышлении отсутствует логика двух оставшихся стадий.

3. КОНКРЕТНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ СТАДИЯ

Познание трансформируется в более организованное, логическое мышление ребенка школьного возраста на конкретной операционной стадии . Период когнитивного развития от 7 до 12 лет. Характеризуется активным и надлежащим использованием логики . Принимая во внимание, что дети школьного возраста организуют объекты в иерархии классов и подклассов. Однако дети мыслят логично и организованно только тогда, когда имеют дело с конкретной информацией, которую они могут воспринять напрямую.

4. ФОРМАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИОННАЯ ЭТАП

Наконец, официальная операционная стадия . На этом этапе мысль становится абстрактной, систематической системой рассуждений подростка и взрослых. Стадия формальной эксплуатации — это период когнитивного развития в период от 12 до 16 лет. На котором у людей развивается способность мыслить абстрактно. Столкнувшись с проблемой, начните с гипотезы, сделайте выводы, которые можно проверить, и изолируйте. И объедините переменные, чтобы увидеть, какие выводы подтверждаются. Подростки также могут оценивать логику словесных утверждений, не обращаясь к реальным обстоятельствам.

Чтобы узнать, как ускорить развитие младенцев, нажмите здесь.

Ссылки,

  • Роберт. С. Фельдман. (2017). Развитие на протяжении всей жизни. (8-е изд.). Пирсон Образование.
  • Лора. Э. Берк. (2018). Развитие на протяжении всей жизни (7-е изд.). Пирсон Образование.

подробно обсудить теорию Жана Пиаже и этапы когнитивного развития – en

  • 1 подробно обсудить теорию Жана Пиаже и этапы когнитивного развития
    • 1.1 Объяснение 4 стадий когнитивного развития Пиаже
    • 1.2 Стадии когнитивного развития и теория Жана Пиаже
    • 1.3 Ответы на обсуждение Теория Жана Пиаже и стадии …
    • 1.4 Стадии развития Пиаже 4 стадии и советы для каждой
    • 1,5 Стадии Пиаже 4 стадии когнитивного развития и теории
    • 1. 6 Концепции когнитивного развития Этапы и их значение
    • 1.7 Жан Пиаже и его теория и стадии когнитивного развития
    • 1.8 2.1 Теория когнитивного развития Жана Пиаже
    • 1.9 Этапы когнитивного развития Жана Пиаже – Study.com
    • 1.10 Жизнь Жана Пиаже и теория когнитивного развития
    • 1.11 Теория когнитивного развития Пиаже – Википедия
    • 1.12 Сенсомоторная стадия когнитивного развития – Очень хороший ум

Объяснение 4 стадий когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже предполагает, что дети проходят через четыре различных стадии обучения. Его теория сосредоточена не только на понимании того, как дети приобретают знания, но и на понимании природы интеллекта. 1 Стадии Пиаже – сенсомоторные стадии От рождения до 2 лет Предоперационная стадия Возраст от 2 до 7 лет

Этапы когнитивного развития и теория Жана Пиаже

Пиаже разделил когнитивное развитие детей на четыре стадии; каждый из этапов представляет собой новый способ мышления и понимания мира. Он назвал их (1) сенсомоторным интеллектом, (2) предоперационным мышлением, (3) конкретно-операционным мышлением и (4) формальным операциональным мышлением.

Ответы на обсуждение Теория Жана Пиаже и этапы …

Его четырехэтапная теория когнитивного развития описывает, как мыслительные процессы детей меняются и становятся более сложными по мере их взросления. Стадия 1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). На этой стадии младенцы полагаются почти исключительно на свои чувства, двигательные навыки и рефлексы при исследовании окружающего мира.

Этапы развития по Пиаже 4 этапа и советы для каждого

Этапы развития по Пиаже описывают, как дети учатся по мере взросления. Он имеет четыре различных…

Стадии Пиаже 4 стадии когнитивного развития и теории

Когнитивная теория развития Пиаже 1. Сенсомоторная стадия 2. Предоперационная стадия 3. Конкретно-операционная стадия 4. Формальная операционная стадия Теория Пиаже и теория Эриксона 5 Важные концепции применения работы Piaget в образовании (+3 классные игры) Релевантные ресурсы PositivePsychology. com Ссылки на основные сообщения

Концепции когнитивного развития. Этапы и их значение

Покойный швейцарский психолог Жан Пиаже был крупной фигурой в изучении когнитивного развития у детей. Он считал, что она протекает в четыре фазы — сенсомоторную, предоперационную, конкретно-операциональную и формально-операциональную. В этой статье обсуждаются этапы когнитивного развития Пиаже, включая важные концепции и принципы.

Жан Пиаже и его теория и стадии когнитивного развития

В своих исследованиях Пиаже заявил, что когнитивное развитие в детстве происходило в четыре стадии. Этапы происходят последовательно. Дети не пропускали этапы, а проходили каждый. Наблюдаются видимые изменения от одного этапа к другому. Этапы представляют собой строительные блоки, каждый из которых использует элементы предыдущего этапа.

2.1 Когнитивное развитие Теория Жана Пиаже

Пиаже предложил четыре основных этапа когнитивного развития и назвал их (1) сенсомоторный интеллект (2) предоперационное мышление (3) конкретно-операциональное мышление и (4) формально-операциональное мышление. Каждая стадия соотносится с возрастным периодом в детстве, но только ок. Сенсомоторный этап от рождения до 2 лет

Этапы когнитивного развития Жана Пиаже – Study.com

Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети проходят четыре стадии развития. Хотя возраст, связанный со стадиями развития, может варьироваться, порядок должен быть…

Жан Пиаже Жизнь и теория когнитивного развития

Обзор Ранняя карьера и теории Вклад Влияние на психологию Жан Пиаже был швейцарским психологом и генетическим эпистемологом. Возможно, вы слышали о теории когнитивного развития Жана Пиаже, которой он известен. Эта теория рассматривает, как дети развиваются интеллектуально в детстве.

Теория когнитивного развития Пиаже – Википедия

9 Природа интеллекта оперативная и образная Пиаже отметил, что реальность представляет собой динамическую систему непрерывных изменений. Реальность определяется со ссылкой на два условия, определяющие динамические системы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *