План жизни александра невского: Как составить план «Повести о житии Александра Невского»?

Мероприятия, посвященные празднованию 800-летия со дня рождения князя А. Невского в 2021 году.. Планы мероприятий к знаменательным датам. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дорогобужская межпоселенческая централизованная библиотечная система»

№ п/п

Название мероприятия

Ответственный исполнитель

Дата, время и место проведения

1.      

— «Святой воин православия» — беседа;

— Накопление информационного и познавательного материала о жизни и деятельности А.Невского 

Бородулина Н. В., библиотекарь кафедры

 православной литературы

ноябрь 2021 г.

2016 – 2021 гг.

Центральная районная библиотека

2.       

«А. Невский – ангел – хранитель Руси» — познавательная игра — викторина

Бубнова Е. Г.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Центральная детская библиотека

3.      

— «Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга»: виртуальная экскурсия;

— Встреча со священнослужителем

Талаева И. В.,

библиотекарь кафедры 

православной литературы

октябрь — ноябрь

2021 г.

Верхнеднепровская городская взрослая библиотека – филиал №1

4.      

«Он в битве Невской был непобедим…» — познавательно – игровая программа для школьников

Обыденова З. А.,

библиотекарь

апрель 2021 г.

Верхнеднепровская детская библиотека – филиал №2

5.       

— «Святой воин Александр» — игровая познавательная программа;

— «Орден Александра Невского – Орден воинской славы»: изготовление буклета

Горбачева З. В.,

библиотекарь

 

апрель – май

2021 г.

Дорогобужская городская

библиотека —

филиал № 4

6.      

«День памяти А. Невского» — исторический час

Гаврасова О. Н.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Алексинская

сельская

библиотека —

филиал

7.      

«А. Невский – заступник Отечества» — книжно – иллюстративная выставка

Сивакова Н. К.,

библиотекарь

январь – декабрь 2021г.

Быковская

сельская

библиотека —

филиал

8.       

«Великий воин и дипломат» — беседа

Кривенкова Е. Ф.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Васинская

сельская

библиотека — филиал

9.      

«Заступник Отечества» — книжно – иллюстративная выставка

Гроусова З. А.,

библиотекарь

январь – декабрь 2021г.

Каськовская

сельская

библиотека — филиал

10.                        

«Ратные подвиги А. Невского» — просветительский час

Игнашенкова Л. А.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Княщинская

сельская

библиотека — филиал

11.                        

«Путь воина» — викторина

Цыганова С. А.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Кузинская

сельская

библиотека — филиал

12.                        

«А. Невский – святой, полководец, философ» — исторический час

Прохорова Е. П.,

библиотекарь

октябрь – ноябрь 2021г.

Озерищенская сельская

 библиотека — филиал

13.                        

«А. Невский – сын земли русской» — книжно – иллюстративная выставка

Гуляева И. Д.,

библиотекарь

январь – декабрь 2021г.

Полибинская сельская 

библиотека — филиал

14.                        

«Суровая история твоя» — патриотический вечер

Ефременкова Е. В.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Новомихайловская сельская

библиотека — филиал 

15.                        

«Страницы истории Отечества» — книжно – иллюстративная выставка

Павленко Н. Н.,

библиотекарь

январь – декабрь 2021г.

Слойковская

сельская

библиотека — филиал

16.                        

«Святой благоверный князь А. Невский» — беседа

Петухова Л. А.,

библиотекарь

октябрь – ноябрь 2021г.

Усвятская

сельская

библиотека — филиал

17.                        

«Герои русской старины» — час патриотизма

Шарова С. В.,

библиотекарь

ноябрь 2021г.

Фрунзенская

сельская

библиотека — филиал

18.                        

«Святой благоверный А. Невский» — выставка — экспозиция

Семченкова Н. В.,

библиотекарь

январь – декабрь 2021г.

Шаломинская сельская  библиотека  — филиал

«Житие Александра Невского». Уроки литературы в 8 классе

КАНОНЫ
ДРЕВНЕРУССКОЙ АГИОГРАФИИ

Принятие христианства на Руси обусловило подчинение не только религиозной, но и бытовой жизни людей христианской традиции, обычаю, новой обрядности, церемониалу или (по Д.С.Лихачеву) этикету. Под литературным этикетом и литературным каноном ученый понимал «наиболее типичную средневековую условно-нормативную связь содержания с формой».

Житие святого – это, прежде всего, описание пути подвижника к спасению, типа его святости, а не документальная фиксация его земной жизни, не литературная биография. Житие получило специальное назначение — стало видом церковного поучения. Вместе с тем агиография отличалась от простого поучения: в житийном жанре важен не отвлеченный анализ, не обобщенное нравственное назидание, а изображение особых моментов земной жизни святого. Отбор биографических черт происходил не произвольно, а целенаправленно: для автора жития было важно только то, что вписывалось в общую схему христианского идеала. Все, что не укладывалось в устоявшуюся схему биографических черт святого, игнорировалось или редуцировалось в тексте жития.

Древнерусский житийный канон — это трехчастная модель агиографического повествования:

1) пространное предисловие;
2) особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника;
3) похвальное слово святому;
4) четвертая часть жития, примыкающая к основному тексту, появляется позже в связи с установлением особого культа святых.

Христианские догматы предполагают бессмертие святого после завершения его земной жизни — он становится «ходатаем за живых» перед Богом. Загробное бытие святого: нетление и чудотворение его мощей — и становятся содержанием четвертой части житийного текста. Причем в этом смысле агиографический жанр имеет открытый финал: житийный текст принципиально не завершен, поскольку посмертные чудеса святого бесконечны. Поэтому «каждое житие святого никогда не представляло законченного творения».

Кроме обязательной трехчастной структуры и посмертных чудес, агиографический жанр выработал и многочисленные стандартные мотивы, которые воспроизводятся в житийных текстах практически всех святых. К таким стандартным мотивам следует отнести рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм, чтение божественных книг, отказ от брака, уход от мира, монашество, основание обители, предсказание даты собственной кончины, благочестивая смерть, посмертные чудеса и нетление мощей. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.

Начиная с древнейших образцов житийного жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий.

Повторение стандартных мотивов в различных произведениях агиографии обусловлено «христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь «другом Божиим», входит в Царство Христово». Именно поэтому вся группа стандартных мотивов относится к содержанию жития, отражает путь спасения, проложенный святым.

Обязательными становятся не только словесное выражение и определенный стиль, но и сами жизненные ситуации, которые соответствуют представлению о святой жизни.

Уже житие одних из первых русских святых Бориса и Глеба подчиняется литературному этикету. Подчеркиваются кротость и покорность братьев старшему брату Святополку, то есть благочестие — качество, прежде всего соответствующее представлению о святой жизни. Те же факты биографии князей-мучеников, которые ему противоречат, агиограф либо особым образом оговаривает, либо замалчивает.

Очень важным становится и принцип подобия, который лежит в основе житийного канона. Автор жития всегда пытается найти соответствия между героями своего повествования и героями Священной истории.

Так, Владимир I, крестивший Русь в X веке, уподобляется Константину Великому, признавшему христианство равноправной религией в IV веке; Борис — Иосифу Прекрасному, Глеб — Давиду, а Святополк — Каину.

Средневековый писатель воссоздает поведение идеального героя, исходя из канона, по аналогии с уже созданным до него образцом, стремится все действия житийного героя подчинить уже известным нормам, сопоставить с имевшими место в Священной истории фактами, сопроводить текст жития цитатами из Священного писания, которые соответствуют происходящему.

Источник: https://www.bibliofond.ru/
вернуться к уроку


ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ

Воинская повесть — жанр древнерусской литературы, распространённый в 11-17 веках.

Основу воинской повести составляет изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов. Патриотический пафос повествования сочетается с публицистической оценкой происходящего, эпичность с взволнованным лиризмом. Центральный герой В. п. — обычно реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.

Большое место отводится красочному описанию сражений («бысть сеча зла и ужасна»; «стрелы летяху, аки дождь»). Характерные черты В. п. представлены в «Повести временных лет» (нач. 12 в.), в сказаниях о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи (12 в.) и особенно в «Слове о полку Игореве» (12 в.).

Большое распространение получили переводные В. п.: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, «Александрия», «Девгениево деяние». Центральной темой оригинальных В. п. 13—14 веков становится борьба с татаро-монг. завоевателями; усиливаются религ. трактовка событий и воздействие устного нар.-поэтич. творчества («Повесть о Калкской битве» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»).

В кон. 14—нач. 15 вв. В. п. испытывает воздействие агиографии и деловой письменности («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Повесть о Московском взятии от царя Тахтамыша»). В ней противопоставлены стойкость, мужество русских и лютость, нечестие «поганых» татар. В уста положительных героев вкладываются благочестивые размышления — молитвы, изображаются религ.-фантастич. картины помощи небесных сил.

Важный этап развития В. п. — «Повесть о взятии Царьграда» турками в 1453 г. Нестора-Искандера. Красочно-эмоциональные эпизоды сражений перемежаются с картинами вещих знамений. Традиции этой повести получили развитие в «Казанской истории» (сер. 16 в.). В 17 в. В. п. приобретает демократический характер («Повесть об Азовском сидении донских казаков» в 1637).

Во 2-й пол. 17 в. В. п. уступает место новым жанрам бытовой и авантюрно-приключенческой повести.

Лит.: Воинские повести древней Руси, М.—Л., 1949;
Орлов А. С., Героические темы древней русской литературы, М.—Л., 1944;
Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1960;
Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967.
В. В. Кусков.
Источник: Большая советская энциклопедия.
вернуться к уроку


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Каждая победа русских воинов в тяжкие годы привлекала к себе восхищенное внимание современников. Был провозглашен святым Новгородский, а затем и великий Владимирский князь Александр Ярославич, одержавшим две славные победы на западных рубежах Новгородской земли. «Повесть о житии Александра Невского», строго говоря, лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого: на первый план в ней выступают воинские подвиги, а не христианские добродетели князя, хотя он предстает перед читателем как благородный христианин, с горячими молитвами обращавшийся к Богу, хотя на помощь ему и его воинам приходят небесные силы, предводительствуемые святыми воителями, князьями Борисом и Глебом. Особенно подробно описано в «Повести…» сражение на Ижоре, притоке Невы; в память об этой победе над шведами Александр и получил почетное прозвание Невский.

Главное новшество литературы XVII века состоит в том, что она отказывается от стремления изображать только действительно бывшее и все чаще обращается к откровенному литературному вымыслу.

Героями литературных произведении становятся теперь не только князья и бояре, но и простые люди: купеческий сын, крестьянин из «Повести о Шемякине суде» и т. д. «Повесть о Шемякине суде» — это не только сатира на судебные порядки (судья Шемяка судит в пользу обвиняемого, надеясь на взятку}, но прежде всего это рассказ о злоключениях неудачника: ведь все свои «преступления» убогий совершает невольно, по недоразумению. Приговоры судьи — зеркальное отражение самих проступков: так, судья предлагает богачу, чью лошадь убогий вернул без хвоста, снова отдать виновному лошадь, и пусть он владеет ею до тех пор, пока хвост снова не отрастет. Бессмысленность и комичность приговора очевидна. Но читатель при этом замечал, что решения Шемяки вполне соответствовали тогдашним законам, по которым за убийство убивали, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали в горло расплавленный свинец, т. е. наказание как бы соответствовало самому преступлению.
О.В. Творогов

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим классам? Какие произведения запомнились? Расскажите об одном из них.

2. Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы? В чем своеобразие русской литературы XVII века?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
вернуться к уроку


Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Повесть о житии… Александра Невского» была написана, как считают ученые, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создает его жизнеописание.

Автор «Повести о житии… Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы… Он последовательно рассказывает о трех подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке…

«Повести о житии… Александра Невского» подражали, ее цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, ее влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Повесть о житии и о храбрости
благородного и великого князя Александра Невского
[2]

Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра[3], сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я о нём от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа[4], которого поставил египетский царь вторым царём в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана[5], который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.

Потому и пришёл из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш[6], из тех, кто называют себя слугами Божьими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

— Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны[7] о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

И собрал король силу великую[8], наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришёл в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря:

— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами:

— Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утёр слёзы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:

— Не в силе Бог, но в правде.

И пошёл на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберётся вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба[9].

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путём их и был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад[10], плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:

— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:

— Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня[11]. И была сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один — Гаврила Алексии. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его с доски вместе с конём в Неву. Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.

Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своём. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.

Третий — Яков, полочанин, был ловчим[12] у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатёр короля златоверхий и подсёк столп его. Полки же Александровы обрадовались, увидев падение шатра.

Шестой был одним из слуг князя Александра, по имени Ратмир. Он бился пешим, и много врагов окружили его. Он же упал от многих ран и так скончался.

Всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На третий год после победы над королём князь Александр в зимнее время пошёл в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский».

Уже был тогда град Псков взят[13] и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссёк, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. А землю их повоевал и пожёг и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали: «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.

Отец же его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царя, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:

— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика[14] и прадеду нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сёк и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина[15] у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмём Александра руками», — предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского[16] и до великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной[17]. Ему покорил Бог многие народы от востока и до запада. Тот царь, услышав, что Александр так славен и храбр, послал к нему послов и сказал:

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нём до устья Волги. И начали жёны моавитянские[18] пугать детей своих, говоря:

— Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.

Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.

Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними[19].

Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде, а дойдя до Городца[20], разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы[21] твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1263, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл сказал:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

— Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)


РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ (см. репродукции картин ниже)

Победа на Неве принесла великую славу Руси и среди иноземцев. Важное значение она имела потому, что в случае победы шведов большая опасность грозила и вере православной.

Вскоре после торжества русского оружия на Неве князю Александру Невскому пришлось уехать из Новгорода. Горожане признавали Александра как военачальника, но не нравилось им, что он хотел править по своей воле, мало обращая внимания на вечевые порядки, заведенные в городе.

Рассорившись с новгородцами, Александр Невский с семьей уехал к отцу в Переславль -Залесский. За время его отсутствия произошло немало бед. Ливонские немцы перешли в наступление на Балтийском побережье, покорили эстов и латышей, взяли Изборск, сожгли его перебили все население — уничтожали всех, кто отказывался принять католическую религию. Псковская рать, направленная против pыцарей-меченосцев (крестоносцев), была разбита, вскope пал и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, рыцари взяли, городок Тесов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, обратились за помощью к прежнему своему защитнику, Александру Невскому. Видя Русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды, вернулся в Новгород и скоро освободил Новгородскую землю от немецких рыцарей. Особенно сильное поражение нанес он им около Пскова, на льду Чудского озера, 5 апреля 1242 года, битва эта известна под названием «Ледовое побоище»…

Слава о подвигах Александра распространилась не только по всей Руси, но и дошла до отдаленного Запада. Несмотря на неудачи крестоносцев в борьбе с русскими, Папа Римский Иннокентий IV не оставил мысли подчинить их себе, только обратился к другим средствам. Видя, что силой не навязать русским католичества, папа отправил к Александру Невскому в Новгород посольство с богатыми дарами и льстивым собственноручным письмом. Во главе этого посольства стояли два хитрейших кардинала (высшие духовные лица в Католической церкви, избиравшие папу)… которые должны были вручить Александру послание от папы с требованием принять ему и всему русскому народу католическую веру, лживо утверждая, что покойный его отец Ярослав обещал это перед смертью его послу…

Прибыв в Новгород в 1251 году, кардиналы в красных мантиях, с блестящей свитой были приняты Александром Невским и митрополитом Киевским и всея Руси Кириллом на торжественной аудиенции.

Хитрые кардиналы вручили Александру папское послание, стали уговаривать князя выслушать их учение и утвердить католичество, уверяя, что, только отрекшись от православия, он найдет помощь у западных государей и тем спасет себя и свой народ от татар. Возмущенный Александр в ответ на их льстивые речи разорвал послание папы и велел передать ему, что сам знает, какое вероисповедание лучше, и что он ни в чьей помощи не нуждается. Сообщив этот же ответ папе а письме, Александр отправил кардиналов в Рим. Еще не раз поднимались против непокорного русского князя шведы и рыцари. Но и эти новые походы были безуспешны.

Александр Невский пользовался большой любовью на Руси. Глубока была скорбь после его смерти (1263). Церковь причислила князя к лику святых.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Рассмотрите иллюстрации художников П. Корина, Г. Семирадского, В. Серова. Таким ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем?

2. Что вы знаете об исторических событиях, изображенных на картинах этих художников?

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
(вернуться к уроку)


РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.

Житие святого Александра Невского

Житие святого Александра Невского

Житие святого Александра Невского



Эта красивая икона находится в Эрмитаже, на ней изображены святой Александр Невский вместе со святыми Титом и святым Поликарпом.


Родился 30 мая 1219 года в Переяславле, вотчине своего отца, Князь Ярослав, происходивший из дома великого князя Суздальского. Он провел первый лет своей жизни в этом маленьком городке, стоявшем на берегу озера среди деревьев и луга и был защищен простым деревянным частоколом. Его родители, настоящая страна дворянства, были очень набожны, они способствовали украшению собора и рядом на холме устроили монастырь и присутствовали на всех богослужениях отмечались в небольшой часовне, которая была соединена с их резиденцией деревянной аркадой.

Александру едва исполнилось три года, когда его отец избран князем Новгорода и отправился жить за два лье от этого вечно непокорного города в чтобы управлять его судьбой. Здесь снова роль церкви на первый взгляд кажется были преобладающими. Именно в самом Софийском соборе трижды в неделю собирался совет бояр, настоящих хозяев вольного города. Но в этой странной республике царили раздоры, происходили непрекращающиеся споры между богатыми купцов и ремесленных гильдий, между дворянами и князем. В детстве Александр присутствовал при бурных сценах и потасовках между горожанами и сторонниками своего отца. Четыре раза он был свидетелем отъезда отца в его вотчину в Переяславль, откуда он был немедленно отозван снова его новыми подданными. Таким образом, в раннем возрасте Александр пришел к знать ужасы внутренних раздоров, опасности, грозившие его стране, и стало известно об обязанностях, лежащих на его правителях. Он развил глубокую духовную жизнь. Овладев первыми зачатками своего образования, он погрузился в часов за чтением Ветхого и Нового Заветов.

В возрасте девяти лет он остался один в Новгороде со своим старшим брат Феодор, под опекой некоторых вельмож. Его отец, выросший испытывал отвращение к своей должности, возвращался только на короткое время, и одно время дети сами были вынуждены бежать под предводительством воспитателя. Тем временем Теодор, старший брат, умер преждевременно накануне своей свадьбы, и когда его отец в 1236 г. стал по наследству великим князем киевским (то есть правителем всея Руси) на Александр пал на Новгородскую вотчину.

Подросток столкнулся со страшной обязанности. В следующем году произошло великое монгольское нашествие на север Русь и только чудом варварские полчища были остановлены перед стенами Новгорода в марте 1238 г. и вернулись в степи. Александр, призвал царствовать и сражаться, отныне посвятил всю свою жизнь служению нации; кланяясь божественной воле он пожертвовал собой ради общего блага. Но он не отказался от мир. В 1239 г.он женился на дочери полоцкого князя, соседа-феодала. Он наслаждался погоней и охотился на медведя, вооружившись только пращой. Но его долг всегда был у него на первом месте.


Памятник святому Александру Невскому находится в Санкт-Петербурге.

Его памятное княжение в Новгороде длилось долгих шестнадцать лет. Александр сделал своим делом борьбу с сепаратистскими тенденциями города и укрепить свои связи с центральной властью. Он стремился ослабить экономическую и политическая власть боярства прямым вмешательством в отправление правосудия, отняв у крупных купцов право взимать дань с мехов за обширный регион севера для собственной выгоды и путем отмены других неоправданных привилегии.

Но именно как защитник материального и духовное наследие нации, что он сделал свое имя бессмертным своей победоносной сопротивление шведам, тевтонским рыцарям и литовцам и впоследствии, когда он стал великим князем, установив приемлемый modus vivendi с Монгольский владыка.

Первая его победа над шведами, одержанная в 1240 г. на берегу р. Неву, имели всемирный резонанс и заслужили ему имя Невского, с которым он известно истории. Для того, чтобы завладеть теми частями России, которые не были попал под власть татар и перерезать единственный выход Новгорода к Балтийского моря, король Эрик собрал большое войско и поставил его под командование своего зятя Биргера. Король получил некоторую поддержку для своего предприятия от Бык Папы Григория IX, обращенного в 1237 году к епископу Упсалы и призывающего шведов крестовый поход против финнов, отрекшихся от католической веры под влиянием их соседи (то есть русские). Толкование этого папского послания было явно несколько вынужденным, но, похоже, это давало королю Швеции некоторую оправдание своей агрессии. Александр предвидел опасность. В 1239 году он имел организовал оборону путей от Новгорода к морю и поставил оборону путей из Новгорода к морю и поставил своих часовых по обеим сторонам залива Финляндия. Пелгус, вождь местного племени, обращенный в христианство, предупреждал его о высадки шведов на берегу Невы, и тотчас князь поспешил встретиться с ними после того, как он впервые попросил благословения своего архиепископа. Обзор его войск прежде чем отправиться в путь, он произнес фразу, аллюзию на псалмы, которая сохранилась известно: «Бог не на стороне силы, а на стороне справедливости, правда ».

Перед столкновением с противником войска Александра имели трудный марш перед ними по болотистой местности. Быстро нажимая, они прибыли на берега Невы, еще окутанные туманом. Несколькими часами ранее на рассвете Пелгусе было любопытное видение. Он увидел приближающуюся лодку с загадочными фигурами на борту. медленно вниз по реке; это были святые князья мученики Борис и Глеб, среди небесных гребцы, пришедшие на помощь своему «брату Александру».

Битва началась на рассвете. Это застало шведов врасплох; они были убеждены, что новгородские войска, лишенные помощи суздальского войска, недавно разрушенный монголами, не сможет оказать им сопротивление. Биргера поместили в расшитом золотом шатре, как и многих его рыцарей, но главным часть войск еще не высадилась. Русские атаковали с молния, как быстрота, в то время как Александр лично ранил Биргера ударом копья, его вооруженные люди перерезали мосты, соединяющие лодки с берегом реки. Паника охватила Шведы и битва закончились их бегством в полном беспорядке.

Подобные сцены происходили и в следующем году, когда Александр нанес полное поражение рыцарям Тевтонского ордена, действовавшим заодно с шведы. Они захватили Изборск, нарушили псковское перемирие и сожгли окраины тот город пред боярами отворил им ворота. Разгромив швед. наступления, Александр был готов идти на помощь псковичам, но помешали бояре от осуществления этого плана он удалился к отцу в Переяславль. Это было не долго прежде чем он был отозван своими подданными, которые наконец осознали истинные масштабы Опасность. Он вернулся с полками, сформированными на территории Суздаля, и отправился в западная граница во главе всех сил, еще оставшихся России после нее завоевание монголами.

Слава Александра как воина и спасителя своего народа лучше всего вспомнили в Чудском сражении. Одетые в сталь германцы вбивают клин линии и русские отступали по льду озера и атаковали противника на два фланга, сбив сотни рыцарей и обратив остальных в бегство. Победа Александра была полной, и немецкое наступление было остановлено на века. На 5 апреля 1242 г. было спасено само существование России. И снова те, кто был присутствовавшие в битве думали, что видели небесные армии, появляющиеся, чтобы принести помощь принцу Александр.


На шлеме св. Александра Невского было три надписи:
Помощь Божия
Скорая победа
И даруй сие правоверным

Для сохранения неприкосновенности границ Новгорода достаточно Александру оставалось положить конец нашествиям литовцев, которые в плохом обороняемый район в течение многих лет вел своего рода партизанскую войну. В 1242 году, как Натиск литовцев усилился, Александр уничтожил одну за другой семь их отряды, применяя в оборонительной войне свою тактику молниеносного нападения. В 1245 году, имея отразил дальнейшее вторжение, ему больше нечего было бояться с этой стороны. Литва перестала раздражать своих соседей.

Но после 1246 года его внимание заняли совсем новые задачи. начинался второй период его жизни; отныне его взоры должны были быть обращены к восток.

Его отец, великий князь Ярослав, только что умер в пути вернулся из путешествия в Каракорум, куда его призвал великий хан и предположительно отравлен, так, по крайней мере, утверждают русские летописцы. вопрос о престолонаследии не мог быть решен без дальнейшего вмешательства татар лидеры. По неизвестным нам причинам это не старший сын покойного князя, а Александр, который вместе со своим братом Андреем был призван предстать перед Азиатским повелители.

Теперь он столкнулся с трагической дилеммой. Был завоевателем р. шведы и тевтоны, был героем Невы и Чудского озера, перенять отношение скромного вассала и открыто признать утрату Россией независимости, тем самым оскорбляя смерть под пытками, уже понесенную кем-то из его близких родственников? Александр, православный князь, думая исключительно о благе своего народа, предпочитал подчинился божественной воле и советовался с высшим духовенством. Митрополит Кирилл дал его одобрение решения уйти, при условии, что он не будет поклоняться идолам и не отрекся от своей веры во Христа.

Сотрудничество с татарами действительно было в тот момент исторической необходимости, — нация не могла рассчитывать на помощь извне, отношение соседние страны были полностью враждебны, и ценность ее собственных воинов, которая была достаточно, чтобы на равных противостоять таким храбрым врагам, как шведы или тевтоны. числа, не имели большого значения, когда столкнулись с полчищами кочевников, которые несли все перед ними, когда они продвигались своими десятками или даже сотнями тысяч.

Впоследствии русские смогли признать великого услуги, которые им оказал Александр, пожертвовав своей гордостью на алтаре отечество. На самих монголов произвело глубокое впечатление поведение человека, репутация достигла их заранее, они оказали ему почести, подобавшие его чин и избавил его от испытания огнем и поклонения идолам. Тем не менее они заставил его предпринять бесконечное путешествие в Каракорум через пустыни Азии и позволил ему вернуться на родину только после трехлетнего отсутствия. на трех несколько раз в последующие годы Александру приходилось возвращаться в лагерь своего хозяина. расположенных к северу от Азовского моря, чтобы устроить текущие дела, а также умолять их милосердие к людям под его властью.


После ордена Святого Андрея важнейшим орденом Российской империи был орден Святого Александра Невского.
Петр Великий учредил этот орден в 1725 году в честь отличившихся в боях.

Его старший брат умер, а его второй брат Андрей умер. обратились в бегство после попытки восстания, закончившейся, как можно было предвидеть, ужасным репрессии; Александр стал великим князем России. Теперь его заботой было предотвращать дальнейшие вторжения, внушать доверие Великому хану, служить посредником между ним и русским народом, и предотвратить необдуманные восстания даже в цена болезненных уступок.

Новые атаки отнюдь не облегчили эту сверхчеловеческую задачу. из Швеции, против которой в 1258 г. Александр вынужден был провести новый поход, победоносной, как и первая, и еще менее непрекращающимися волнениями в Новгороде, которые в 1259 г., принял особенно серьезный характер, когда татары вели генеральную перепись населения. Только личное вмешательство великого князя, отправившегося там во главе вооруженного отряда и щедро одаривая татар, удалось в предотвращении ужасного кровопролития.

Александр не позволил себя обескуражить ни одним из этих сложности. Утвердившись во Владимире, древний город Суздаль, прославившийся для его многочисленных церквей он вновь заселил деревни, покинутые их жителями, восстановили церкви и монастыри и вновь открыли суды. Он устроил брак между одним из его сыновей и дочерью короля Норвегии в надежде таким образом уравновешивая мощь шведов. В одиночестве своего высокого положения он нашел другом и советником в лице митрополита Кирилла, великого церковника, способен понять и дать ему совет; Кирилл видел Киев и Печерскую Лавру в руинах; подобно Александру, он надеялся избавить нацию от дальнейших несчастий.

В 1242 году, когда татарские поборы снова вызвали народного восстания, Александр предпринял свой четвертый поход в татарскую ставку, чтобы для отражения карательной экспедиции. Целый год он делал все, что было в его силах, чтобы усмирить Великий хан и его приспешники; ему даже удалось отговорить татар от их плана о поднятии русских полков для войны против Персии. Но он подошел к концу своего сила. На обратном пути по дорогам, затруднённым осенними дождями, он умер в монастырь в ноябре 1263 года. Перед последним вздохом он отказался от княжеского сана и славы мира сего, чтобы облачиться в монаха.

«Солнце зашло над землей Суздальской», воскликнул Митрополит Кирилл в извещении о кончине своего вождя встревоженному народу. Похороны Александра прошли с большой торжественностью. Легенда утверждает, что когда он был положили в гроб, и когда митрополит попытался поместить между пальцами отпустительной молитвой, по обычаю православной церкви, покойник открывал руку и схватил лист пергамента. В дальнейшем происходили многочисленные чудеса на его могила. Канонизирован местно в 1380 году и всею Русскою Церковью на Соборе. 1547 г. Через пять веков после его смерти, после победоносного исхода его войны против Швеции Петр Великий добился перенесения мощей святого Александра Невского в новую столицу Санкт-Петербурга, где они лежат сегодня в Лавре, которая носит его святой имя.


Саркофаг святого Александра Невского находится в Санкт-Петербурге.

К святому Александру Невскому привык русский народ обращаются к их молитвам в то время, когда на народ обрушиваются большие бедствия и угрожают его существование. Александр почитается как святой, не будучи ни отшельником, ни аскетом, ни монахом. мученик. «Прославил Бог праведного раба Своего, — пишет летописец, — «потому что он много потрудился для земли русской и для православного христианства».

Молитвами святого Александра да помилует нас Господь Иисус Христос. Аминь.


Вернуться к началу

Назад к Житиям святых


Святой Александр Невский | князь русский

александр невский, святой

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
около 1220 г. Владимир Россия
Умер:
14 ноября 1263 г. Россия
Дом / Династия:
Династия Рюриковичей
Роль в:
Невская битва

См. все связанные материалы →

Святой Александр Невский , русский Александр Невский, настоящее имя Александр Ярославич , (род. ок. 1220, Владимир, Великое княжество Владимирское — ум. 14 ноября 1263, Городец; канонизирован в Русской Церкви в 1547 г., праздники 23 ноября, 30 августа), князь Новгородский (1236–52) и Киевский (1246–52) и великий князь Владимирский (1252–63), остановивший продвижение немцев на восток и шведы, но сотрудничали с монголами в навязывании своей власти России. Разбив шведское войско вторжения при слиянии рек Ижоры и Невы (1240 г.), он получил название Невский, «невский».

Александр был сыном Ярослава II Всеволодовича, великого князя владимирского, передового среди русских правителей. В 1236 году Александр был избран князем — фигурой, которая функционировала не более чем военачальником — города Новгорода. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя.

Когда в 1240 году шведы вторглись на Русь, чтобы наказать новгородцев за посягательство на финские племена и преградить России выход к морю, Александр разгромил шведов при слиянии рек Ижоры и Невы. Его положение укрепилось благодаря победе, он, по-видимому, начал вмешиваться в дела города и через несколько месяцев был изгнан.

Когда, по настоянию папы Григория IX «христианизировать» Прибалтику, вскоре после этого тевтонские рыцари вторглись в Россию, Новгород пригласил Александра вернуться. После ряда сражений Александр решительно разгромил немцев в знаменитой «ледовой резне» в апреле 1242 г. на узком канале между Чудскими (Чудскими) озерами и Псковом. Александр, который продолжал сражаться как со шведами, так и с германцами и в конце концов остановил их экспансию на восток, также одержал много побед над языческими литовцами и финскими народами.

Однако на востоке монгольские армии завоевывали большую часть политически раздробленных русских земель. Отец Александра, великий князь Ярослав, согласился служить новым правителям России, но умер в сентябре 1246 г. от отравления по возвращении из визита к Великому хану в Монголию. Когда в завязавшейся борьбе за великокняжеский престол Александр и его младший брат Андрей обратились к хану Золотой Орды Батыю, тот отправил их к великому хану. Нарушая русские обычаи старшинства, великий хан назначил Андрея великим князем Владимирским, а Александра князем Киевским — вероятно, потому, что Александр был фаворитом Батыя, а Батый был в немилости у Великого хана. Когда Андрей начал заговор против монгольских владык с другими русскими князьями и западными народами, Александр отправился в Сарай на Волге и донес на своего брата Сартаку, сыну Батыя, который послал войско, чтобы свергнуть Андрея, и поставил Александра великим князем. Отныне на протяжении более века ни один северо-восточный русский князь не оспаривал монгольское завоевание. Александр приступил к восстановлению России, строя укрепления и церкви и издавая законы. Как великий князь, он продолжал править Новгородом через своего сына Василия, тем самым изменив конституционную основу правления в Новгороде с личного суверенитета по приглашению на институциональный суверенитет главного русского правителя. Когда в 1255 году Новгород, утомленный великокняжеским правлением, изгнал Василия и пригласил противника монгольской гегемонии, Александр собрал войско и восстановил своего сына.

В 1257 году монголы для взимания налогов провели перепись на большей части Руси. Это не встретило особого сопротивления, но когда весть о предстоящем перечислении достигла Новгорода, вспыхнуло восстание. В 1258 году Александр, опасаясь, что монголы накажут всю Россию за новгородский мятеж, помог заставить Новгород подчиниться переписи населения и монгольскому налогообложению. На этом завершился процесс наложения монгольского ига на северную Русь.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1262 году во многих городах вспыхнули восстания против мусульманских откупщиков Золотой Орды, и Александр совершил четвертый поход в Сарай, чтобы предотвратить репрессии. Ему удалось выполнить свою миссию, а также добиться освобождения русских от набора людей для планируемого вторжения в Иран. Вернувшись домой, Александр умер 14 ноября 1263 года в Городце на Волге. После его смерти Россия снова распалась на множество враждующих княжеств. Его личная власть, основанная на поддержке князей, бояр и духовенства, а также на страхе перед монголами, не могла передаться никому другому, включая его слабых сыновей.

Вопрос о том, был ли Александр квислингом в отношениях с монгольскими завоевателями, редко задается русскими историками, потому что некоторые русские князья веками заключали союзы с тюркскими степными кочевниками, чтобы получить преимущество во внутренних распрях. Поскольку Александр был добровольным сотрудником, он, возможно, уменьшил страдания простых людей, заступившись за них перед ханом. Его поддерживала церковь, которая процветала под монгольской защитой и освобождением от налогов и боялась антимонгольских князей, которые вели переговоры с папством. По этим причинам Александр к 1381 г. был возведен в сан местного святого и канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Сын Александра Даниил основал Московский дом, который впоследствии воссоединил северные русские земли и правил до 159 г.8. Александр был одним из великих полководцев своего времени, защищавшим западную границу России от нашествия шведов или немцев. Этот его образ был популярен на северо-западе России и в последующие века использовался в пропагандистских целях. Так, после завершения войны со Швецией в 1725 г. был учрежден орден Александра Невского, а во время Второй мировой войны (в июле 1942 г.), когда Германия глубоко проникла в Советский Союз, Сталин объявил Александра Невского национальным героем и учредил военный орден его имени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *