Почему левшу нельзя переучивать: Можно и нужно ли переучивать ребёнка-левшу?

Можно и нужно ли переучивать ребёнка-левшу?

Ещё каких-то 50-100 лет назад склонность писать и рисовать левой рукой считалась чем-то ненормальным и даже признавалась патологическим отклонением. Только вот на самом деле леворукость – это вовсе не патология или вредная привычка. Поэтому сейчас, когда ребёнок растёт левшой, в этом нет никакой проблемы. И родителям вовсе не стоит бежать к врачам и уж точно ни в коем случае нельзя переучивать своё чадо!

Изображение athree23 с сайта Pixabay

Почему люди чаще использую левую руку?

  1. Зачастую это обусловлено генетическим фактором. Большая развитость правого полушария заложена в ДНК человека, так что ребёнок становится левшой уже в утробе матери.

  2. Иногда леворукость развивается как следствие родовых травм. Тогда правое полушарие начинает быстрее развиваться уже после рождения.

  3. Не стоит игнорировать и влияние среды.

    Порой дети подсознательно меняют ведущую руку, подражая окружающим.

  4. Также дети чаще начинают пользоваться левой рукой, из-за физической невозможности использовать ведущую правую руку.

Как мы уже сказали выше, доминирование левой руки связано в основном с более высоким развитием правого полушария. Это влияет на владение всеми частями тела, расположенными слева. Ведущая нога у левшей – тоже левая, а мимика на левой половине лица развита намного лучше.

Изображение Jakub Luksch с сайта Pixabay

При этом интеллектуальные способности левшей полностью соответствуют норме, но некоторые особенности развития могут отличаться от правшей. Так:

  • У левшей большие проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания.

  • Речь формируется чуть позже, чем у праворуких сверстников.

  • У леворуких детей могут быть проблемы с дикцией, которые легко решаются с помощью логопеда.

  • Алгебра может пониматься с трудом, в то время как геометрия и стереометрия наоборот – будет даваться чрезвычайно легко.

  • Большинство левшей обладает хорошим, а иногда и абсолютным, слухом.

  • Уровень эмоциональной восприимчивости у леворуких детей намного выше, чем у их праворуких ровесников.

  • Левши – обладатели отличного художественного вкуса, развитого чувства цвета и равновесия.

  • При этом у них могут быть проблемы с ориентированием в пространстве. Так, левши чаще склоны путать право и лево.

Почему нельзя переучивать левшей?

Так как леворукость напрямую связана с работой полушарий мозга, то переучивание может привести к нарушению его развития. А это впоследствии становится причиной возникновения неврозов и появления различных психических заболеваний у детей.

При этом если ребёнок самостоятельно стремится использовать не только ведущую левую руку, но и правую – не стоит ему в этом мешать. Самостоятельно он может равноценно повлиять на развитие обоих полушарий, что приведёт к проявлению амбидекстрии – умению одинаково владеть обеими руками во взрослом возрасте.

Photo by Kelly Sikkema on Unsplash

Что нужно делать для гармоничного развития подрастающего левши?

1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть

Не стоит ругать ребёнка за медлительность, плохой подчерк, проблемы с чтением и вниманием. Лучше попытайтесь вместе исправить повторяющиеся ошибки.

2. Работайте над развитием координации

Полезно с первых лет развивать мелкую моторику ребёнка при помощи многочисленных игр и забав. Также в этом неплохо помогают такие игрушки, как конструктор или паззлы. Спортивные упражнения и прогулки на свежем воздухе тоже хорошо развивают моторику и координацию в пространстве.

3. Обустройте рабочее место

Постарайтесь сделать так, чтобы рабочее место ребёнка-левши было приспособлено под его особенности. Например, ставьте настольную лампу справа, а органайзер для ручек и карандашей – слева. Старайтесь подбирать ручки, которые сохнут быстро, так ребёнок не будет размазывать чернила при письме.

4. Делайте ставку на тактильность

Левши по большей части кинестетики, то есть воспринимают информацию через касания и ощущения. Именно поэтому лучше запоминать новые слова и понятия при помощи лепки или рисования на любых поверхностях. А стихи или правила можно запоминать в форме образных ассоциаций.

Изображение Lisa Rigoni с сайта Pixabay

5. Вместе выполняйте различные бытовые действия

Просите ребёнка самостоятельно собирать свои игрушки, складывать одежду и помогать на кухне. Такие действия помогут в развитии не меньше, чем какие-либо специальные упражнения.

И самое главное помните – леворукость не болезнь и не отклонение от нормы. Так что в ваших силах показать это ребёнку и объяснить окружающим. И тогда ребёнок, уверенный в своих силах, сможет вырасти гармонично развитой и уверенной личностью.

Одной левой: почему опасно переучивать левшу

13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.

Левша, правша или амбидекстр?

Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».

Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.

В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.

Леворукий и левша — синонимы?

В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого.

Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.

Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.

В каком возрасте определяется ведущая рука?

Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.

Стоит ли переучивать левшей?

Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.

Чем опасно переучивание?

Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.

Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.

Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.

Три способа определить, левша ребенок или правша

  1. «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
  2. «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
  3. «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Повторное изучение доминирующей руки – DW – 13.08.2016

Изображение: picture-alliance/AP Photo/P. Martinez Monsivais

Kate Brady

13 августа 2016

В предыдущие годы левши были вынуждены, часто насильственно, пользоваться правой рукой. В День левшей психолог Анн-Кэтрин Шварц рассказала DW, почему все больше левшей переучивают свою доминирующую руку.

https://p.dw.com/p/1Jhk5

Реклама

Двенадцать процентов населения мира — левши, и тем не менее левши по всему миру продолжают сталкиваться с практическими трудностями в повседневной жизни. После того, как в детстве их заставляли использовать правую руку, все больше левшей обращаются за помощью, чтобы заново научиться пользоваться своей естественно доминирующей левой.

Поскольку левши по всему миру объединяются, чтобы отпраздновать Международный день левшей, DW поговорил с немецким психологом Анн-Катрин Шварц о растущем интересе к переобучению левой руки.

Д.У.: Растущее число левшей, которых в детстве заставили использовать правую руку, заново учатся пользоваться левой рукой. Почему важно использовать естественную доминирующую руку?

Анн-Катрин Шварц: С самого рождения у нас есть доминирующая рука, которая лучше подходит для мелкой моторики, которая, конечно же, определяется мозгом. И когда мы действуем против этой предрасположенности, это влияет на концентрацию, когнитивные способности или, например, на то, насколько хорошо мы можем учиться. Это часто становится очевидным в школе, где вы часто видите умных детей-левшей, которые не способны также демонстрировать этот интеллект при письме правой рукой. И иногда это может продолжаться на протяжении всей их жизни.

Физик-теоретик Альберт Эйнштейн был левшой Изображение: Imago/United Archives International

Каковы основные причины, по которым левши хотят переучить свою естественную доминирующую руку?

Взрослые приходят по разным причинам, но многих из них заставляли использовать правую руку в то время, когда насилие все еще применялось, и их били палкой за использование левой руки. Многие родители сначала приводят своего ребенка на тест, если есть чувство неуверенности — например, если он делает что-то правой рукой, а что-то — левой.

Что влечет за собой переобучение левой руки?

Обучение обычно начинается с базовых упражнений, которые работают на мелкую моторику, например, рисование круга. В конце концов, они должны быть в состоянии писать своим почерком. У детей процесс может быть относительно быстрым и может занять всего пару недель. Со взрослыми это иногда может занять несколько месяцев, так как этому не так легко научиться в более старшем возрасте.

Вы бы порекомендовали каждому левше, которого заставили использовать правую руку, «переобучить» свою естественную доминирующую руку?

Я определенно не стал бы советовать всем естественным левшам проходить эту терапию, чтобы использовать свою естественную доминирующую руку. В каждом случае нужно консультироваться индивидуально, так как история и потребности каждого человека различны. Они должны точно знать, почему они хотят или должны уметь писать левой рукой, поскольку обучение левой руки письму занимает много-много месяцев, особенно сегодня, когда компьютеры используются так часто.

Психолог Анн-Катрин Шварц Изображение: privat

В отношении детей важно видеть, как они уже адаптировались — только что поняли это, наблюдая за своими сверстниками, или просто хотят быть такими, как все. Очень важно оценить, насколько ребенок готов снова начать пользоваться левой рукой.

Считаете ли вы, что левши по-прежнему подвергаются дискриминации, например, на работе или в обществе?

Есть еще много привычек, которые больше склоняются в пользу правшей. Дети все раньше попадают в детский сад, а это значит, что они с гораздо более раннего возраста видят, как большинство их сверстников держат свои столовые приборы или как они, например, пишут. Мы также все еще слышим старые поговорки, такие как «стоять на левой ноге» на немецком языке, что означает, что день идет не так хорошо. Так что следы ассоциации «левого» с чем-то более слабым или отрицательным все же есть.

На рабочем месте сегодня лучше учитываются потребности левшей, и большая часть профессиональных ассоциаций работает над тем, чтобы левшам предоставлялась наиболее подходящая должность. Но, конечно, есть исключения, когда изменения не могут быть сделаны так просто, например, в производственных линиях с конвейерными лентами. Мы должны увидеть, как это улучшится со временем.

Анн-Катрин Шварц — психолог из западногерманского города Бонн. Она специализируется на консультировании левшей.

Реклама

Пропустить следующий раздел Узнать больше

Узнать больше

Пропустить следующий раздел Главные новости DW

Страница 1 из 2 Томографическое исследование почерка у «обращенных» левшей

1. Амунтс К., Шлауг Г., Шлейхер А., Штайнмец Х., Дабрингхаус А., Роланд П.Е., Зиллес К. Асимметрия моторной коры головного мозга и леворукость. НейроИзображение. 1996;4:216–222. [PubMed] [Google Scholar]

2. Amunts K, Jancke L, Mohlberg H, Steinmetz H, Zilles K. Межполушарная асимметрия моторной коры человека, связанная с ручностью и полом. Нейропсихология. 2000; 38: 304–312. [PubMed] [Google Scholar]

3. Бинковски Ф., Буччино Г., Поссе С., Зейтц Р.Дж., Риццолатти Г., Фройнд Х. Лобно-теменная цепь для манипулирования объектами у человека: данные исследования фМРТ. Евр Джей Нейроски. 1999; 11:3276–3286. [PubMed] [Google Scholar]

4. Boecker H, Dagher A, Ceballos-Baumann AO, Passingham RE, Samuel M, Friston KJ, Poline J, Dettmers C, Conrad B, Brooks DJ. Роль ростральной дополнительной двигательной области человека и базальных ганглиев в контроле двигательной последовательности: исследования с H 2 15 О ПЭТ. J Нейрофизиол. 1998;79:1070–1080. [PubMed] [Google Scholar]

5. Dassonville P, Zhu XH, Ugurbil K, Kim SG, Ashe J. Функциональная активация в моторной коре отражает направление и степень хиральности. Proc Natl Acad Sci USA. 1997; 94:14015–14018. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

6. Deiber MP, Passingham RE, Colebatch JG, Friston KJ, Nixon PD, Frackowiak RS. Области коры и выбор движения: исследование с помощью позитронно-эмиссионной томографии. Опыт Мозг Res. 1991;84:393–402. [PubMed] [Google Scholar]

7. Дейбер М.Б., Ибанез В., Садато Н., Халлетт М. Структуры головного мозга, участвующие в двигательной подготовке человека: исследование позитронно-эмиссионной томографии. J Нейрофизиол. 1996; 75: 233–247. [PubMed] [Google Scholar]

8. Дейбер М.Б., Хонда М., Ибанез В., Садато Н., Халлетт М. Исследование мезиальных моторных областей при самоинициируемых движениях по сравнению с движениями, запускаемыми извне, с помощью фМРТ: влияние типа движения и скорости. J Нейрофизиол. 1999;81:3065–3077. [PubMed] [Академия Google]

9. Eichhorn TE, Gasser T, Mai N, Marquardt C, Arnold G, Schwarz J, Oertel WH. Вычислительный анализ движений почерка с открытой петлей при болезни Паркинсона: быстрый метод обнаружения дофамиметических эффектов. Мов Беспорядок. 1996; 11: 289–297. [PubMed] [Google Scholar]

10. Fox PT, Mintun MA. Неинвазивное функциональное картирование головного мозга путем анализа распределения изменений усредненных ПЭТ-изображений активности ткани H 2 15 O. Дж Нукл Мед. 1989; 30: 141–149. [PubMed] [Академия Google]

11. Friston KJ, Frith CD, Liddle PF, Dolan RJ, Lammertsma AA, Frackowiak RSJ. Взаимосвязь между глобальными и локальными изменениями на ПЭТ-сканах. J Cereb Blood Flow Metab. 1990; 10: 458–466. [PubMed] [Google Scholar]

12. Friston KJ, Frith CD, Liddle PF, Frackowiak RSJ. Сравнение функциональных (ПЭТ) изображений: оценка значительных изменений. J Cereb Blood Flow Metab. 1991; 11: 690–699. [PubMed] [Google Scholar]

13. Friston KJ, Ashburger J, Poline JB, Frith CD, Heather JD, Frackowiak RSJ. Пространственная регистрация и нормализация изображений. Hum Brain Map. 1995а; 2:1–25. [Google Scholar]

14. Friston KJ, Holmes A, Worsley KJ, Poline JB, Frith CD, Frackowiak RSJ. Статистические параметрические карты в функциональной визуализации: общий линейный подход. Hum Brain Map. 1995б; 2:189–210. [Google Scholar]

15. Gilbert AN, Wysocki CJ. Предпочтение руки и возраст в Соединенных Штатах. Нейропсихология. 1992; 30: 601–608. [PubMed] [Google Scholar]

16. Хааланд К.Ю., Харрингтон Д.Л. Полушарная асимметрия движений. Курр Опин Нейробиол. 1996; 6: 796–800. [PubMed] [Академия Google]

17. Хикосака О., Сакаи К., Мияути С., Такино Р., Сасаки Ю., Пютц Б. Активация дополнительной двигательной области человека при обучении последовательным процедурам: функциональное МРТ-исследование. J Нейрофизиол. 1996; 76: 617–621. [PubMed] [Google Scholar]

18. Хамберстон М., Соул Г.В., Клэр С., Хайкин Дж., Коксон Р., Боутелл Р., Макдональд И.А., Моррис П.Г. Функциональная магнитно-резонансная томография одиночных двигательных событий выявляет предополнительную двигательную область человека. Энн Нейрол. 1997; 42: 632–637. [PubMed] [Академия Google]

19. Холлербах Дж.М. Осцилляционная теория почерка. Биол Киберн. 1981; 39: 139–156. [Google Scholar]

20. Jenkins IH, Brooks DJ, Nixon PD, Frackowiak RS, Passingham RE. Обучение двигательной последовательности: исследование с помощью позитронно-эмиссионной томографии. Дж. Нейроски. 1994; 14:3775–3790. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Дженкинс В.М., Мерцених М.М., Окс М.Т., Аллард Т., Гуик-Роблес Э. Функциональная реорганизация первичной соматосенсорной коры у взрослых обезьян-сов после тактильной стимуляции, контролируемой поведением. J Нейрофизиол. 1990;63:82–104. [PubMed] [Google Scholar]

22. Jueptner M, Stephan KM, Frith CD, Brooks DJ, Frackowiak RS, Passingham RE. Анатомия двигательного обучения. I. Фронтальная кора и внимание к действию. J Нейрофизиол. 1997; 77: 1313–1324. [PubMed] [Google Scholar]

23. Карни А., Мейер Г., Джеззард П., Адамс М.М., Тернер Р., Унгерлейдер Л.Г. Функциональные данные МРТ о пластичности моторной коры у взрослых во время обучения двигательным навыкам. Природа. 1995; 377: 155–158. [PubMed] [Google Scholar]

24. Кавасима Р., Иноуэ К., Сато К., Фукуда Х. Функциональная асимметрия коркового моторного контроля у левшей. НейроОтчет. 1997;8:1729–1732. [PubMed] [Google Scholar]

25. Kim SG, Ashe J, Hendrich K, Ellermann JM, Merkle H, Ugurbil K, Georgopoulos AP. Функциональная магнитно-резонансная томография моторной коры: полушарная асимметрия и хиральность. Наука. 1993; 261: 615–617. [PubMed] [Google Scholar]

26. Кнехт С., Драгер Б., Деппе М., Бобе Л., Ломанн Х., Флоэль А., Рингельштейн Э.Б., Хеннингсен Х. Рукопожатие и доминирование языка полушария у здоровых людей. Мозг. 2000;123:2512–2518. [PubMed] [Академия Google]

27. Krams M, Rushworth MF, Deiber MP, Frackowiak RS, Passingham RE. Подготовка, выполнение и подавление скопированных движений в человеческом мозгу. Опыт Мозг Res. 1998; 120:386–398. [PubMed] [Google Scholar]

28. Marquardt C, Mai N. Вычислительные процедуры для анализа движения в почерке. J Neurosci Методы. 1994; 52:39–45. [PubMed] [Google Scholar]

29. Marquardt C, Gentz ​​W, Mai N. Визуальный контроль автоматических движений почерка. Опыт Мозг Res. 1999; 128: 224–228. [PubMed] [Академия Google]

30. Mattay VS, Callicott JH, Bertolino A, Santha AK, Van Horn JD, Tallent KA, Frank JA, Weinberger DR. Полушарный контроль двигательной функции: эхо-фМРТ всего мозга. Психиатрия рез. 1998;83:7–22. [PubMed] [Google Scholar]

31. Морассо П., Мусса Ивальди Ф.А. Формирование траектории и почерк. Биол Киберн. 1982; 45: 131–142. [PubMed] [Google Scholar]

32. Nagahama Y, Okada T, Katsumi Y, Hayashi T, Yamauchi H, Sawamoto N, Toma K, Nakamura K, Hanakawa T, Konishi J, Fukuyama H, Shibasaki H. Преходящая нейронная активность в медиальной верхней лобной извилине и предклинье время заблокировано с переключением внимания между объектами. НейроИзображение. 1999;10:193–199. [PubMed] [Google Scholar]

33. Oldfield RC. Оценка и анализ хиральности: Эдинбургская инвентаризация. Нейропсихология. 1971; 9: 97–113. [PubMed] [Google Scholar]

34. Паскуаль-Леоне А., Графман Дж., Халлетт М. Модуляция выходных карт кортикальной моторики при развитии неявных и явных знаний. Наука. 1994; 263:1287–1289. [PubMed] [Google Scholar]

35. Pause M, Kunesch E, Binkofski F, Freund HJ. Сенсомоторные нарушения у больных с поражением теменной коры. Мозг. 1989;112:1599–1625. [PubMed] [Google Scholar]

36. Петерс М. Латеральность и двигательный контроль. Сиба нашел симптом. 1991; 162:300–308. [PubMed] [Google Scholar]

37. Пламондон Р. Кинематическая теория быстрых движений человека. I. Репрезентация и генерация движения. Биол Киберн. 1995; 72: 295–307. [PubMed] [Google Scholar]

38. Porac C, Buller T. Открытые попытки изменить предпочтение рук: исследование групповых и индивидуальных характеристик. Может ли J Psychol. 1990; 44: 512–521. [PubMed] [Академия Google]

39. Порак С., Фризен И.С. Сторона предпочтения рук и ее связь с предпочтениями рук переключают историю среди пожилых и самых старых-старых взрослых. Дев Нейропсихология. 2000; 17: 225–239. [PubMed] [Google Scholar]

40. Rintjes M, Dettmers C, Büchel C, Kiebel S, Frackowiak RSJ, Weiller CA. План движения: функциональные и анатомические представления в двигательной системе человека. Дж. Нейроски. 1999; 15:8043–8048. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Roland PE. Соматосенсорная детекция микрогеометрии, макрогеометрии и кинестезии при локализованных поражениях полушарий головного мозга у человека. Мозг Res. 1987;434:43–94. [PubMed] [Google Scholar]

42. Rushworth MF, Nixon PD, Renowden S, Wade DT, Passingham RE. Левая теменная кора и двигательное внимание. Нейропсихология. 1997; 35: 1261–1273. [PubMed] [Google Scholar]

43. Сакаи К., Хикосака О., Мияучи С., Сасаки Ю., Фудзимаки Н., Путц Б. Активация дополнительной двигательной области во время обучения последовательности отражает зрительно-моторную ассоциацию. Джей Нейроски 19 1999. РК1:1–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

44. Сакаи К., Хикосака О., Такино Р., Мияучи С., Нильсен М., Тамада Т. Что и когда: параллельная и конвергентная обработка в управлении двигателем. Дж. Нейроски. 2000;20:2691–2700. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

45. Sanes JN, Wang J, Donoghue JP. Немедленные и отсроченные изменения представления двигательной коры головного мозга крыс с новыми конфигурациями передних конечностей. Кора головного мозга. 1992; 2: 141–152. [PubMed] [Google Scholar]

46. Schluter ND, Rushworth MF, Passingham RE, Mills KR. Временное вмешательство в латеральную премоторную кору человека предполагает доминирование выбора движений: исследование с использованием транскраниальной магнитной стимуляции. Мозг. 1998; 121: 785–79.9. [PubMed] [Google Scholar]

47. Schluter ND, Krams M, Rushworth MF, Passingham RE. Церебральное доминирование действий в мозгу человека: выбор действий. Нейропсихология. 2001; 39: 105–113. [PubMed] [Google Scholar]

48. Siebner HR, Tormos JM, Ceballos-Baumann AO, Auer C, Catala MD, Conrad B, Pascual-Leone A. Низкочастотная повторяющаяся транскраниальная магнитная стимуляция моторной коры при писчем спазме . Неврология. 1999; 52: 529–537. [PubMed] [Академия Google]

49. Sirigu A, Duhamel JR, Cohen L, Pillon B, Dubois B, Agid Y. Психическое представление движений рук после повреждения теменной коры. Наука. 1996; 273:1564–1568. [PubMed] [Google Scholar]

50. Sirigu A, Daprati E, Pradat-Diehl P, Franck N, Jeannerod M. Восприятие самопроизвольного движения после поражения левой теменной области. Мозг. 1999; 122:1867–1874. [PubMed] [Google Scholar]

51. Steinmetz H. Структура, функция и церебральная асимметрия: морфометрия височного плана in vivo. Neurosci Biobehav Rev. 1996;20:587–591. [PubMed] [Google Scholar]

52. Talairach J, Tournoux P. Копланарный стереотаксический атлас человеческого мозга. Тиме; Нью-Йорк: 1988. [Google Scholar]

53. Tanji J. Новые концепции дополнительной двигательной области. Курр Опин Нейробиол. 1996; 6: 782–787. [PubMed] [Google Scholar]

54. Teasdale TW, Owen DR. Когнитивные способности у левшей: новый взгляд на позу при письме. Нейропсихология. 2001; 39: 881–884. [PubMed] [Google Scholar]

55. Тони И., Крамс М., Тернер Р., Пассингем Р.Э. Временной ход изменений во время обучения двигательным последовательностям: исследование фМРТ всего мозга. НейроИзображение. 1998;8:50–61. [PubMed] [Google Scholar]

56. Triggs WJ, Calvanio R, Macdonell RAL, Cros D, Chiappa KH. Физиологическая моторная асимметрия у человека с рукоятью: данные транскраниальной магнитной стимуляции. Мозг Res. 1994; 636: 270–276. [PubMed] [Google Scholar]

57. Triggs WJ, Calvanio R, Levine M. Транскраниальная магнитная стимуляция выявляет полушарную асимметрию, коррелирующую с межпальцевыми различиями в двигательной активности. Нейропсихология. 1997; 35: 1355–1363. [PubMed] [Академия Google]

58. Вивани П., Перани Д., Грасси Ф., Беттинарди В., Фацио Ф. Полушарная асимметрия и бимануальная асинхрония у левшей и правшей. Опыт Мозг Res. 1998; 120: 531–536. [PubMed] [Google Scholar]

59. Volkmann J, Schnitzler A, Witte OW, Freund HJ. Ручность и асимметрия представительства рук в моторной коре человека. J Нейрофизиол. 1998;79:2149–2154. [PubMed] [Google Scholar]

60. Waldvogel D, van Gelderen P, Muellbacher W, Ziemann U, Immisch I, Hallett M. Относительная метаболическая потребность в торможении и возбуждении. Природа. 2000;406:995–998. [PubMed] [Google Scholar]

61. Weiss PH, Dohle C, Binkowski F, Schnitzler A, Freund HJ, Hefter H. Двигательные нарушения у пациентов с теменными поражениями: нарушения бессмысленных последовательностей движений рук. Нейропсихология. 2001; 39: 397–405. [PubMed] [Google Scholar]

62. Уорсли К.Л., Эванс А.С., Марретт С., Нилин П. Трехмерный статистический анализ исследований активации CBF в мозге человека. J Cereb Blood Flow Metab. 1992; 12: 900–918. [PubMed] [Академия Google]

63. Xerri C, Merzenich MM, Jenkins W, Santucci S. Репрезентативная пластичность в области коры 3b, параллельная приобретению тактильно-моторных навыков у взрослых обезьян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *