8.4. Эмоциональная устойчивость . Эмоции и чувства
Разные авторы в понятие «эмоциональная устойчивость» включают различные эмоциональные феномены (Л. М. Аболин, 1987; М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко, 1990, и др.). Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не как функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».
Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966, 1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.
С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е.
Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости – неустойчивости введенное Р. Кеттеллом с соавторами (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970) понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.
Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.
Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции (…) достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость – это свойство темперамента (…) позволяющее надежно выполнять целевые задачи» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость – «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели» (с. 35—36). Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ – это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (с. 36). Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.
Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций.
В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость, по существу, принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.
Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).
Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости был предложен П. Б. Зильберманом (1974), который под этим понятием подразумевает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна с этим и позиция Б. Х. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).
М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с. 112).
Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают и сами авторы. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).
Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название – надежность.
Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности, различные психологические феномены под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая – эмоциональная реактивность – характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влиянием эмоциогенного воздействия. Вторая стадия – эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция – это волевой процесс, и тогда становится неясно, чем является эмоциональная устойчивость – волевым свойством личности или эмоциональным?
Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова с соавторами (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы, С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин, говоря о спортсменах (1976), отмечает, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых – обусловленная опытом, умениями.
Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость, и сила нервной системы измерялись разными способами.
С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:
1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы) – чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.), – чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.
Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).
Эмоции и чувства
Скачать 1,97 Mb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 735
Е.П. ИльинЭМОЦИИИ ЧУВСТВАСанкт-Петербург Москва — Харьков — Минск 2001 Ильин Евгений Павлович ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Серия «Мастера психологии» Главный редактор Зав. психологической редакцией Зам. зав. психологической редакцией Ведущий редактор Редактор
Художник обложки Корректор Верстка ББК 88.35я7 УДК 159.942(075) Ильин Е. П. И46 Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). ISBN 5-318-00236-6 Учебное пособие посвящено теоретическим и методологическим вопросам изучения эмоций и чувств человека. Основное внимание в нем уделяется анализу структуры эмоциональной сферы и ее составляющих: эмоционального тона, эмоций, эмоциональных свойств личности, чувств, эмоциональных типов. Рассмотрены теории возникновения эмоций, их функции и роль в жизни человека, изменения эмоциональной сферы в онтогенезе и при патологии. В пособии приведены многочисленные методики изучения различных компонентов эмоциональной сферы человека, которые могут с успехом использоваться как в научных, так и практических целях. Учебное пособие предназначено для психологов, психофизиологов, педагогов, а также для студентов и аспирантов психологических и педагогических факультетов и вузов. © Е. П. Ильин, 2001 © Издательский дом «Питер», 2001 ISBN 5-318-00236-6 Е. Строганова Л. Винокуров И. Карпова А. Борин С. Комаров В. Шимкевич М. Рошаль А. Боровских Каталог: knigi Скачать 1,97 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 735
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Эмоциональная устойчивость
Перейти к основному содержанию Перейти к навигацииЭмоциональная устойчивость — это способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и справляться с жизненными взлетами и падениями.
Устойчивость не избавляет от стресса и не стирает жизненных трудностей, но позволяет решать или принимать проблемы, переживать невзгоды и двигаться дальше по жизни.
Практика осознанности
Допускайте недостатки
Старайтесь смотреть на ситуации в позитивном свете
Развитие эмоциональной устойчивости Хорошая новость заключается в том, что
каждый может предпринять шаги для развития большей личной эмоциональной устойчивости .Шаги, которые могут помочь развить вашу эмоциональную устойчивость:
- Установите границы , будьте более напористыми. Если окружающие выдвигают нереальные требования или требуют от вас слишком многого, потренируйтесь говорить «нет».
- Прием практики . Стресс, боль и изменения являются частью жизни. Признавайте боль, зная, что она приходит и уходит, и что вы можете выжить, заботясь о себе. Подумайте, что в ваших силах изменить, а что нет.
- Связь с другими . Проводя время с теми, кого мы любим, принимая их поддержку и разговаривая с ними о вещах, которые нам кажутся трудными, все это может помочь почувствовать себя более позитивно и смотреть на вещи в перспективе.
- Найдите баланс в своей жизни . Нам всем нужен баланс между рутинными, необходимыми и приятными задачами.
- Развивайте самосознание . Как вы себя чувствуете? Как себя чувствует ваше тело? Назовите свои чувства. Замечайте закономерности в своих чувствах… почему? Подумайте о том, что полезно и что бесполезно для вас. Принимайте то, что полезно, и заботьтесь о себе.
- Позвольте себе быть несовершенным . Совершение ошибок является частью здорового образа жизни. Продолжайте в том же духе и не расстраивайтесь из-за того, что «делаете что-то не так».
- Позволить другим быть несовершенными . Все мы ошибаемся. Когда вы будете менее критичны к себе, у вас будет больше возможностей распространить эту благодать на других и позволить им распространять то же самое на вас.
- Позаботьтесь о себе – позаботьтесь о себе . Упражнения, здоровое питание, достаточное количество сна, общение с близкими, получение и оказание помощи, веселье, расслабление, отдых в тишине и отказ от чрезмерного употребления алкоголя или стимуляторов — все это хорошо для нас.
- Держите вещи в перспективе. Старайтесь смотреть на повседневные проблемы шире. Юмор, целеустремленность, любовь и помощь другим и другие духовные взгляды также могут помочь.
- Будьте позитивны. Есть ли хорошая сторона в плохой ситуации? Ищите это. Возможно, рассматривайте кризисы как проблемы, которые необходимо преодолеть. Напомните себе о предыдущих успехах. Представьте, как вы думаете о близких и относитесь к ним, распространяйте такую же доброту и на себя. Какую заботу, любовь, терпение, доброту, надежду, ободрение и прощение вы бы предложили этому человеку?
- Выразите себя. Расскажите другим о своих чувствах или выразите их другими, более творческими способами. Это может помочь вам разгрузить и «отпустить» тревожные мысли.
- Обратите внимание на предупреждающие знаки. Усталость, безнадежность, меньше удовольствия, потеря аппетита и т. д. Тогда примите меры, чтобы позаботиться о себе. Практикуйте уход за собой, поговорите с кем-нибудь и, если ситуация не изменится, обратитесь к своему терапевту.
Получение поддержки
Ссылки
http://www.psychologytoday.com/blog/design-your-path/201305/10-traits-emotionally-resilient-people
http://stress.about.com/od/understandingstress/a/resilience.htm
http://studentmindsorg.blogspot.co.uk/2016/07/what-does-it-mean-to-be -resilient.html
Уорикский университет не несет ответственности за содержание других веб-сайтов
Книги
Некоторые из перечисленных ниже книг можно получить в университетской библиотеке
Herald, M (2013) Stepping Stones to Emotional Resilience. Руководство по обретению внутренней силы The Resilient Living Collection
Джозеф, С. (2011) Что нас не убивает. Руководство по преодолению невзгод и продвижению вперед London: Piaktus
Robertson, D (2012) Повысьте свою устойчивость: научитесь выживать и добиваться успеха в любой ситуации Все вокруг вас постоянно меняется West Sussex: Capstone Publishing Ltd
10 способов повысить эмоциональную устойчивость, подтвержденных исследованиями
Вы когда-нибудь сталкивались с действительно сложной ситуацией? Мы все прошли проверку на эмоциональную устойчивость. Иногда кажется, что ты просто хочешь сдаться.
Как самые крутые люди пробуждают в себе волю продолжать? Стивен Саутвик и Деннис Чарни изучали устойчивых людей более 20 лет. Они разговаривали с военнопленными Вьетнама, инструкторами спецназа и гражданскими лицами, которые столкнулись с ужасными проблемами, такими как проблемы со здоровьем, жестокое обращение и травмы.
В своей книге «Стойкость: наука о преодолении величайших жизненных трудностей» они собрали 10 общих черт стойких людей, чтобы вы и я могли научиться быть более твердыми и жесткими, когда жизнь становится трудной.
Хотите стать умственно сильнее в условиях стресса? Подпишитесь на руководство TIME по повышению устойчивости.
Вот чему они научились…
1) Будьте оптимистичны
Да, взгляд на светлую сторону помогает двигаться дальше. Но что более интересно, здесь не говорят о бредовых розовых очках в стиле Поллианны.
По-настоящему устойчивые люди, которым необходимо выживать в самых суровых ситуациях и при этом достигать поставленных целей (например, военнопленные и подразделения специального назначения), сочетают позитивный взгляд с реалистичным взглядом на мир.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Как и пессимисты, оптимисты-реалисты обращают пристальное внимание на негативную информацию, имеющую отношение к проблемам, с которыми они сталкиваются. Однако, в отличие от пессимистов, они не остаются сосредоточенными на негативе. Они склонны быстро отвлекаться от проблем, которые кажутся неразрешимыми. То есть они знают, когда сократить свои потери и обратить внимание на проблемы, которые, по их мнению, они могут решить.
И не только они это понимают. Когда Лоуренс Гонсалес изучал выживших в опасных для жизни сценариях, он обнаружил то же самое: они сочетают в себе позитив и реализм.
Но это приводит к очевидному вопросу: как, черт возьми, ты это делаешь?
Гонсалес понял, что разница заключается в том, чтобы реалистично смотреть на мир, но быть уверенным в своих силах: смотреть на мир точно — но верить, что ты рок-звезда.
(Чтобы узнать, как быть более оптимистичным, нажмите здесь.)
Итак, вы думаете позитивно. Но что делать, когда ваш оптимизм подвергается испытанию и становится страшно?
2) Взгляните в лицо своим страхам
Нейробиология говорит, что есть только один реальный способ справиться со страхом: вам нужно встретиться с ним лицом к лицу. Так делают самые выносливые люди.
Когда мы избегаем страшных вещей, мы пугаемся еще больше. Когда вы сталкиваетесь со своими страхами, они становятся менее пугающими.
Из книги «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Чтобы погасить воспоминание, обусловленное страхом, человек должен подвергнуться воздействию вызывающего страх стимула в безопасной среде, и это воздействие должно длиться достаточно долго, чтобы мозг сформировал новое воспоминание, которое сообщает, что стимул, обусловленный страхом, не является более опасны в нынешних условиях. Результаты визуализации мозга предполагают, что угасание может включать усиление способности префронтальной коры ингибировать реакции страха, основанные на миндалевидном теле (Phelps et al., 2004). Было показано, что несколько подходов к лечению тревожных расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство и фобии, способствуют угасанию. По сути, эти методы лечения побуждают пациента противостоять страху и тревоге.
Что думают бойцы спецназа, когда сталкиваются с самыми ужасающими ситуациями?
« Мне страшно, но я могу чему-то научиться на этом » или « Это испытание сделает меня сильнее ».
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Медик и инструктор по научной фантастике Марк Хикки считает страх не только полезным предупреждением и руководством, но и считает, что страх полезен, потому что он держит его в напряжении и служит платформой для развития мужества, чувства собственного достоинства и чувства мастерства. Когда Хикки испытывает страх, он часто думает: «Мне страшно, но я могу извлечь из этого урок» или «Это испытание сделает меня сильнее».
(Чтобы узнать, как стать сильнее, — от командира взвода морских котиков, нажмите здесь.)
Думайте о хорошем. Встреться со своими страхами. Хороший совет, но что нам нужно развивать в глубине души, чтобы преодолевать самые большие препятствия в жизни?
3) Иметь моральный компас
Эмоционально устойчивые люди, которых изучали Саутвик и Чарни, обладали сильным чувством правильного и неправильного. Несмотря на то, что они находились в ситуациях, которые могли угрожать их жизни, они всегда думали о других, а не только о себе.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
В наших интервью мы обнаружили, что многие устойчивые люди обладали острым чувством правильного и неправильного, которое укрепляло их в периоды сильного стресса и после него, когда они приспосабливались к жизни после травмы. Кроме того, альтруизм — самоотверженность, забота о благополучии других и даяние другим без ожидания выгоды для себя — часто стоял как столп их системы ценностей, их «морального компаса».
Они упоминают программу под названием «Проект Жираф», которая помогает детям развивать хорошие ценности. Чему учит система? «Высунь шею» и поступай правильно.
(Чтобы узнать советы стэнфордского профессора о том, как сделать так, чтобы у ваших детей была выдержка, нажмите здесь.)
Мораль укрепляет нашу решимость в трудные времена. Но откуда они часто берутся?
4) Практикуйте духовность
Это первое, что обнаружил один исследователь, изучая людей, переживших трагедию.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Доктор Амад обнаружил, что религиозные убеждения выживших являются самой мощной силой в объяснении трагедии и в объяснении выживания.
А что, если ты не религиозен? Без проблем.
Большая часть силы религиозной деятельности исходит от принадлежности к сообществу. Так что вам не нужно делать то, во что вы не верите, но вы хотите быть частью группы, которая укрепляет вашу решимость.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Например, взаимосвязь между жизнестойкостью и религией можно частично объяснить социальным качеством посещения религиозных обрядов. Слово «религия» происходит от латинского «religare», что означает «связывать». Люди, которые регулярно посещают религиозные службы, могут иметь доступ к более глубокой и широкой форме социальной поддержки, чем это часто доступно в светской среде.
(Чтобы узнать, что общего у выживших в смертельных ситуациях, нажмите здесь.)
Поэтому важно быть частью группы с убеждениями. Но что, если это не так?
5) Получите социальную поддержку
Даже если вы не принадлежите ни к какой религии или сообществу, друзья и близкие играют ключевую роль, когда жизнь становится тяжелой.
Когда адмирал Роберт Шумейкер находился в плену во Вьетнаме, его изолировали от других пленников. Как он поддерживал свою решимость?
Постукивая по стене его камеры. Его товарищи-заключенные могли это слышать и постукивали в ответ. Это до смешного просто, но их «тап-код» дает им понять, что они не одиноки в своих страданиях.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
В течение восьми лет, проведенных в тюрьмах Северного Вьетнама, Шумейкер использовал свой ум и изобретательность, чтобы помочь разработать оригинальный метод связи, известный как «Код прослушивания», который обеспечил жизненно важную линию, позволяющую множеству заключенных общаться друг с другом.
Наш мозг нуждается в социальной поддержке, чтобы функционировать оптимально. Связь с другими высвобождает окситоцин, который успокаивает ваш разум и снижает стресс.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Действия окситоцина по уменьшению активации миндалевидного тела и возбуждения могут помочь объяснить, почему положительная поддержка со стороны других может уменьшить стресс (Heinrichs et al., 2009; Lee et al., 2009).
Решение заключается не только в том, чтобы получать помощь от других, но и в том, чтобы помогать.
Как сказал Дейл Карнеги: «Вы можете за два месяца завести больше друзей, проявляя интерес к другим людям, чем за два года, пытаясь заинтересовать других людей собой».
(Чтобы узнать, как солдаты спецназа преодолевают трудности, нажмите здесь.)
Но мы не можем всегда быть в окружении других. Как люди, которых мы любим и уважаем, могут помочь нам процветать, даже когда мы одни?
Еще от Эрика Баркера:
- Как понравиться людям: 7 способов от эксперта ФБР по поведению Чтобы стать более успешным
6) Имейте стойкие образцы для подражания
Когда вы изучаете детей, которые растут в бедных условиях, но продолжают вести продуктивную, здоровую жизнь, что вы обнаружите?
У них были замечательные образцы для подражания, которые показывали положительный пример и поддерживали их.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Эмми Вернер, один из первых психологов, изучавших устойчивость, наблюдала за жизнью детей, выросших в бедных семьях с родителями-алкоголиками, жестокими или психически больными. Вернер заметил, что у стойких детей — тех, кто вырос продуктивными, эмоционально здоровыми взрослыми — в жизни был по крайней мере один человек, который действительно поддерживал их и служил образцом для подражания, которым восхищаются (Вернер, 19 лет).93; Вернер и Смит, 1992). Наше исследование выявило аналогичную закономерность: у всех устойчивых людей, с которыми мы беседовали, есть образцы для подражания, убеждения, установки и поведение которых их вдохновляют.
Но иногда трудно найти людей, на которых мы хотим быть похожи. Это нормально. Саутвик и Чарни обнаружили, что часто бывает достаточно плохих образцов для подражания — людей, которые подают пример того, кем вы не хотите быть.
Из книги «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Хотя обычно мы думаем о образцах для подражания как о положительных примерах, которыми можно восхищаться и которым можно подражать, в некоторых случаях конкретный человек может выделяться противоположным образом — воплощая черты, которые мы категорически не хотим иметь. Мы можем думать о таком человеке как о негативном образце для подражания.
(Чтобы узнать ленивый секрет потрясающей жизни от профессора Йельского университета, нажмите здесь.)
Психология — это хорошо, но устойчивость зависит не только от разума. Где еще мы можем найти силы? В реальной силе…
7) Поддержание физической формы
Снова и снова Саутвик и Чарни убеждались, что самые выносливые люди имеют хорошие привычки к физическим упражнениям, которые поддерживают их тело (а также их разум) сильными.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Многие из жизнерадостных людей, с которыми мы беседовали, имеют регулярную привычку заниматься физическими упражнениями и считают, что оставаться в форме помогло им как во время травмирующих испытаний, так и во время их восстановления. На самом деле, некоторые из них считают, что физические упражнения спасли им жизнь.
И, что интересно, это кажется более важным, если вы немного более эмоционально уязвимы. Почему?
Стресс от физических упражнений помогает нам адаптироваться к стрессу, который мы испытываем, когда жизнь бросает нам вызов.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Исследователи считают, что во время интенсивных аэробных упражнений «чувствительный к тревоге» человек вынужден терпеть многие из тех же симптомов (а именно, учащенное сердцебиение, потливость и учащенное дыхание), которые пугают его или ее в периоды тревоги. Со временем «чувствительный к тревоге» человек, который продолжает активно заниматься физическими упражнениями, может понять, что эти симптомы возбуждения, как правило, не опасны, а интенсивность страха, вызываемого этими симптомами, постепенно снижается (Salmon, 2001).
(Чтобы узнать, что делает олимпийских спортсменов и морских котиков такими психологически стойкими, нажмите здесь.)
Но привести свое тело в форму — это еще не все…
8) Держите свой мозг сильным
телефон не то, о чем мы говорим. Устойчивые люди очень часто учатся всю жизнь. Они продолжают развивать свой разум, учатся учиться и адаптируются к новой информации о мире.
Из книги «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
По нашему опыту, стойкие люди, как правило, учатся всю жизнь, постоянно ища возможности стать более умственно здоровыми.
Это не только сохраняет вашу остроту, но и приносит целый ряд положительных преимуществ для здоровья.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Действительно, исследование, проведенное в 2004 году Кэти Хаммонд из Лондонского университета, показало, что обучение на протяжении всей жизни связано с «…рядом последствий для здоровья; благополучие, защита и восстановление после проблем с психическим здоровьем, а также способность справляться с обстоятельствами, потенциально вызывающими стресс; … самоуважение, самоэффективность, целеустремленность и надежда, компетентность и социальная интеграция. Обучение развило эти психосоциальные качества за счет расширения границ, процесса, который является квинтэссенцией обучения». (Хаммонд, 2004)
(Чтобы узнать о четырех ритуалах, которые, согласно нейробиологии, сделают вас счастливыми, нажмите здесь.)
Умный и здоровый — это хорошо, но, по определению, трудные времена означают то, к чему мы не привыкли. Как вы готовитесь к тому, к чему вы не готовы?
9) Будьте «когнитивно гибкими»
У всех нас есть один способ, которым мы обычно справляемся с трудностями, но что отличает чрезвычайно устойчивых людей, так это то, что они используют несколько способов справиться со стрессовыми ситуациями.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Устойчивые люди склонны быть гибкими — гибкими в том, как они думают о проблемах, и гибкими в том, как они эмоционально реагируют на стресс. Они не привязаны к определенному стилю преодоления трудностей. Вместо этого они переходят от одной стратегии выживания к другой в зависимости от обстоятельств.
Какой хороший стиль преодоления трудностей, который определенно работает? Я разговаривал с несколькими элитными военными операторами и слышал одно и то же снова и снова… Быть жестким? Неа. Игнорируй это? Неа.
Все упоминали юмор.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
Существуют веские доказательства эффективности юмора как механизма преодоления стресса. Исследования с участием ветеранов боевых действий (Hendin & Haas, 1984), больных раком (Carver, 1993) и хирургических пациентов (Culver et al., 2002) показали, что когда юмор используется для уменьшения угрожающего характера стрессовых ситуаций, с устойчивостью и способностью переносить стресс (Мартин, 2003).
(Чтобы узнать, как быть смешным, нажмите здесь. )
Ладно, последний. Что важно, когда вы имеете дело с самыми трудными ситуациями, которые может предложить жизнь?
10) Найдите смысл в том, что вы делаете
У стойких людей нет работы — у них есть призвание. У них есть миссия и цель в жизни, которые придают смысл тому, что они делают.
Поэтому, когда наступают трудные времена, они чувствуют, что за ними стоит великая цель, которая толкает их вперед.
Из статьи «Стойкость: наука преодоления величайших жизненных трудностей»:
В соответствии с концепцией Франкла о служении как столпе смысла, способность рассматривать свою работу как призвание может повысить устойчивость. Это верно даже для людей, выполняющих «грязную работу» (например, уборщиков в больницах), и для людей, которым не дали возможности заниматься выбранной ими карьерой.
(Чтобы узнать, как найти смысл в своей жизни, нажмите здесь. )
Хорошо, давайте обобщим то, что мы узнали, и узнаем о плюсах и минусах жизни…
Подведем итоги
Вот как повысить вашу эмоциональную устойчивость:
- Воспитывать оптимизм : Не надо быть в отрицании. Смотрите на мир ясно, но верьте в свои способности.
- Взгляните в лицо своим страхам : Прячась от страха, становится только хуже. Столкнитесь с этим, и вы преодолеете это.
- Иметь моральный компас : Сильное чувство правильного и неправильного говорит нам, что мы должны, когда мы чувствуем, что не можем.
- Практикуйте духовность : Станьте частью группы, у которой есть твердые убеждения.
- Предоставление и получение социальной поддержки : Постукивание по стене вашего мобильного телефона поможет вам двигаться дальше.
- Подражайте стойким образцам для подражания : Или ищите людей, которыми, как вы знаете, вы не хотите быть.
- Физическая подготовка : Упражнения адаптируют ваше тело к стрессу.
- Учитесь всю жизнь : Держите свой мозг в тонусе, и он даст вам решения, когда они вам больше всего понадобятся.
- Есть несколько способов справиться с : Будьте как морские котики и спецназовцы — и смейтесь.
- Имейте смысл в своей жизни : Не просто выполняйте работу; иметь призвание и цель.
(Я буду присылать резюме исследования в формате PDF в своем следующем еженедельном электронном письме. Чтобы убедиться, что вы не пропустите его, присоединяйтесь здесь.)
И как недостатки жизни могут привести к большим преимуществам ?
Мы много слышим о посттравматическом стрессовом расстройстве. Но гораздо меньше мы слышим об обратном: посттравматическом росте.
И это реально. Многие люди, которые переживают жизненные трудности и преодолевают их, не становятся слабее, они становятся на лучше .
From Flourish: дальновидное новое понимание счастья и благополучия:
За месяц 1700 человек сообщили хотя бы об одном из этих ужасных событий, и они также прошли наши тесты на самочувствие. К нашему удивлению, люди, пережившие одно ужасное событие, обладали более выраженными сильными сторонами (и, следовательно, более высоким уровнем благополучия), чем те, у кого их не было. Люди, пережившие два ужасных события, были сильнее тех, у кого было одно, а люди, пережившие три — например, изнасилование, пытки и пленение — были сильнее тех, у кого было два.
Похоже, Ницше был прав: то, что вас не убивает, на самом деле может сделать вас сильнее.
Как сказал один из стойких людей, с которыми разговаривали Саутвик и Чарни:
Я более уязвим, чем я думал, но гораздо сильнее, чем я мог себе представить.
Присоединяйтесь к более чем 255 000 читателей.