Показатели уровня социально-экономического развития стран
Показатели уровня социально-экономического развития стран.
Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт — общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Сингапур, Кипр, Ирландия, Швейцария.
В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.
Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.
По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80—0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80—0,71), включая Республику Беларусь, Россию, Казахстан и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71—0,53) — это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53—0,30) входят беднейшие государства мира — более 40 стран.
По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.).
Типы стран мира.
В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).
Рис. 40. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития
Первая группа — это экономически высокоразвитые страны, страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, — Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.
Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.
Третью группу образуют развивающиеся страны. Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.
Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.
Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.
Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны — экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).
В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа — около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.
Список литературы
1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха — Минск «Народная асвета» 2014
Показатели социально-экономического развития
Показатели социально-экономического развитияРазмер:
A
A
A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Данный сайт использует cookies. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных
Администрация города Твери
г. Тверь, ул. Советская, д. 11
+7 (4822) 36-10-76
- Город
- Городской дневник
- Тверь онлайн
- Туристическая информация
- Тверь глазами горожан
- История
- Устав города Твери
- Открытые данные
- Камеры ГИБДД
- Справочные и экстренные службы
- Администрация
- Муниципальные услуги
- Бюджет
- Структура администрации
- Муниципальные предприятия
- Муниципальные учреждения
- Муниципальные торги
- Муниципальный и ведомственный контроль
- Противодействие коррупции
- Муниципальная служба
- Муниципальное имущество
- Газета «Вся Тверь»
- Межмуниципальное сотрудничество
- Документы специальной оценки
- Развитие
- Сделано в Твери
- Социально — экономическое развитие
- Реализация предложений граждан
- Предпринимательство
- Муниципальные программы
- Административная реформа
- Инвестиции
- Тарифы на коммунальные услуги
- Тверь 900
- Документы
- Муниципальные правовые акты
- Проекты муниципальных правовых актов
- Оценка проектов нормативно — правовых актов
- Градостроительство
- Общественные обсуждения
- Контакты
- Адреса и телефоны
- Интернет приемная
- Порядок и время приема
- Порядок обжалования
- Ответы на обращения граждан затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
- Обзоры обращений граждан и организаций
Социальные индикаторы развития – ReviseSociology
К основным социальным индикаторам развития относятся образование, здравоохранение, уровень занятости и гендерное равенство.
Содержание
Некоторые примеры социальных показателей развития включают:
Глобальное гендерное неравенство – A St…
Включите JavaScript
Глобальное гендерное неравенство – статистический обзор
- Уровень образования – например, как много лет школьного обучения детей.
- Здоровье – часто измеряется ожидаемой продолжительностью жизни.
- Показатели занятости
- Гендерное равенство
- Мирность
- Демократия
- Коррупция
- СРЕДИЯ СМИ
- Гражданские права
- CRIME/ Social UNREST
- SUICIDE
- COMIRE/ Social UNREST
- SUICIDE
- COMIRE/ Social UNREST
- SUIDICE
- COMPREATE
- COMPREATE
- . Примером социального показателя развития является индекс человеческого развития, который объединяет один экономический показатель (валовой национальный доход) с двумя социальными показателями: ожидаемой продолжительностью жизни и количеством лет обучения в один балл и ранжирует страны соответственно.
Вы также можете найти множество конкретных социальных показателей развития в Целях устойчивого развития Организации Объединенных Наций.
Социальные индикаторы развития дают гораздо более широкую картину того, насколько развита страна, по сравнению с чисто экономическими индикаторами, такими как ВВП, которые просто фокусируются на экономической производительности. Социальные индикаторы более полезны, поскольку показывают нам, в какой степени доходы, получаемые в стране, на самом деле приносят пользу обычным людям.
Этот пост знакомит учащихся с конкретными показателями, которые такие учреждения, как Всемирный банк и Организация Объединенных Наций, используют для измерения степени «развитости» страны, а также с основными показателями, которые используются для сравнения уровней развития разных стран.
Показатели, используемые для измерения образования и развитияВсемирный банк использует следующие восемь основных показателей для измерения степени развития страны с точки зрения образования :
- Чистый коэффициент охвата начальным образованием*
- Чистый коэффициент охвата средним образованием
- Валовой коэффициент охвата третичным (дальнейшим) образованием.
- Гендерный паритет для начального образования (с использованием валового коэффициента зачисления)**
- Коэффициент завершения начальной школы для обоих полов
- Общее число детей в возрасте начальной школы, не посещающих школу.
- Государственные расходы на образование в процентах от ВВП.
* Чистый коэффициент охвата начальным образованием представляет собой «количество учеников официального возраста начальной школы (согласно МСКО97), зачисленных в начальную школу, в процентах от общего числа детей официального школьного возраста».
**Брутто-коэффициент зачисления в начальную школу Количество детей, зачисленных в начальную школу (любого возраста), в процентах от общего числа детей официального школьного возраста
Разница между чистым коэффициентом зачисления и валовым коэффициентом зачисления кратко объясняется в этой записи блога о NER, GER и всеобщем начальном образовании.
Другие социальные индикаторы, которые будут рассмотрены в будущем посте… . .Позже я также охватываю следующее:
- Health
- Показатели занятости
- Гендерное уравнение
. - Коррупция
- Потребление
- Досуг/ СМИ
- Гражданские права
- Преступность/ социальные волнения
- Уровень самоубийств
- Составные показатели всего вышеперечисленного!!!
- Удовлетворенность жизнью («показатели счастья»)
- Доверие
- уверенность
- благополучие
- воспринимаемая безопасность 90374
Я мог бы также рассмотреть некоторые из более субъективных показателей развития:
Этот материал в основном относится к модулю «Глобальное развитие и глобализация», который преподается как часть спецификации AQA по социологии уровня A.
Вернуться на главную – revisesociology.com
Автор Карл ТомпсонОпубликовано Рубрики Показатели развитияТеги образование, Глобальное развитие, индекс глобального мира, ВНД, счастье, Здоровье, индекс человеческого развития , Цели тысячелетияСоциальные, культурные и политические аспекты
РЕКЛАМА:
Вот некоторые из основных показателей социального развития: 1. Социальные аспекты 2. Культурные аспекты 3. Политические аспекты!
1. Социальные аспекты:1. Общество более современное и менее традиционное.
2. Общество более демократично и менее авторитарно.
РЕКЛАМА:
3. Социальный статус во многом определяется достижениями, а не рождением, как в традиционном кастовом обществе. Социальная дискриминация, если она вообще существует, определяется приобретенными качествами индивидов, а не местом их рождения.
4. Структура семьи больше не является авторитарной и большой по размеру, как раньше была традиционная объединенная семья. Это небольшое домохозяйство, нуклеарного типа и демократичное по своей природе большинство городских семей сегодня.
Структура родства в традиционных обществах была большой. По мере общественного развития она ограничивается. Опыт показывает, что главенствующее место в семейных отношениях занимают семья по происхождению и родственники из семьи жены по ориентации.
РЕКЛАМА:
5. Нет религиозного иерархического деления общества.
6. Общество урбанизировано и общий образ жизни людей городской. Миграция из сельской местности в город и из города в город высока в развивающемся обществе.
7. Социальная и профессиональная мобильность в обществе беспрепятственна и быстра. Например, традиционная индийская кастовая система имела относительно ограниченную социальную и профессиональную мобильность. Современное индийское общество в настоящее время наименее связано с кастами в социальных и супружеских отношениях и выборе профессии. Однако индийское общество по-прежнему в значительной степени эндогамно.
8. Создаются различные правительственные и неправительственные учреждения для выполнения обязанностей, традиционно выполняемых семьей. Например, ясли, дома престарелых, доставка на дом товаров с рынка и тому подобное.
РЕКЛАМА:
9. Темпы прироста населения ниже.
10. Показатели смертности, в том числе материнской и младенческой, также ниже.
11. Уровень грамотности – как мужской, так и женской – высок.
12. Медицинские учреждения расширяются и становятся доступными для всех – сверху донизу в классовой структуре.
2. Культурные аспекты:РЕКЛАМА:
1. Отношение людей в развитых обществах по своей сути индивидуалистическое, материалистическое и ориентированное на прибыль. Максимизация достижений – цель людей.
2. Первобытные чувства больше не являются доминирующими в социальном поведении людей. Поведение человека во многом определяется существующими ситуациями. Кастизм, расизм, фамильярность, фундаментализм, догматизм и т. д. постепенно исчезают и исчезают по мере развития общества. Люди становятся светскими и гуманистическими в своей ценностной ориентации.
3. Национализм и плюрализм развиваются вместе с общественным развитием.
4. Растут институты и агентства по правам человека.
РЕКЛАМА:
5. Ценностная ориентация современного человека в развитом обществе в большей степени личностно-семейная, а не общинная. То, что следует делать или не делать, определяется только тем, какое удовлетворение человек получает от этого действия.
6. Ослабевают обычаи и традиции. Ускоряется скорость изменений в контексте социального общения, продуктов питания, одежды и жилья. Пищевые привычки претерпевают изменения, становясь более столичными и континентальными.
7. Религии и верующие существуют, но религиозные практики и обряды, похоже, уходят в прошлое.
8. Люди становятся более рациональными и менее суеверными и догматичными.
3. Политические аспекты:РЕКЛАМА:
Демократия является наиболее приемлемой формой политической системы в развитых и развивающихся обществах. За исключением нескольких стран, таких как Мьянма, Пакистан, Непал и Бутан, которые не относятся к категории здоровых демократий, в большинстве стран мира существует демократия в той или иной форме.
Социальный процесс, который начал развиваться в эпоху Возрождения, был назван модернизацией и развитием, и первой и наиболее радикальной формой социальных изменений, произошедших в этом процессе, было отделение церкви от государства и истеблишмента в его место, демократии.
Некоторые характеристики политического развития:
1. Развитие нации и государственности.
РЕКЛАМА:
2. Гарантируется свобода каждому гражданину. Люди пользуются свободой слова, выбора профессии, исповедования религии и т. д.
3. Государство светское. Он не проводит дискриминации одного гражданина от другого на основе касты, вероисповедания, религии и региона.
4. Государство стремится гарантировать равенство своих граждан. Равенство не означает предоставление всем равного статуса, потому что абсолютно эгалитарное общество, пожалуй, только утопично.