Показатели социального развития: Основные показатели социально-экономического развития

Показатели уровня социально-экономического развития стран

Показатели уровня социально-экономического развития стран.

 

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт — общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Сингапур, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80—0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80—0,71), включая Республику Беларусь, Россию, Казахстан и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71—0,53) — это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53—0,30) входят беднейшие государства мира — более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.).

 

Типы стран мира.

 

В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

 

Рис. 40. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития

 

Первая группа — это экономически высокоразвитые страны, страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. На долю этих стран приходится 2/3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, — Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни. 

Третью группу образуют развивающиеся страны. Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай, Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2/3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1/2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.

Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны — экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа — около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

 

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха — Минск «Народная асвета» 2014

 

Показатели социально-экономического развития

Показатели социально-экономического развития

Размер:

A

A

A

Цвет: C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

Данный сайт использует cookies. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных

Администрация города Твери

г. Тверь, ул. Советская, д. 11
‎+7 (4822) 36-10-76

  • Город
    • Городской дневник
    • Тверь онлайн
    • Туристическая информация
    • Общественный транспорт
    • Тверь глазами горожан
    • История
    • Устав города Твери
    • Открытые данные
    • Камеры ГИБДД
    • Справочные и экстренные службы
  • Администрация
    • Муниципальные услуги
    • Бюджет
    • Структура администрации
    • Муниципальные предприятия
    • Муниципальные учреждения
    • Муниципальные торги
    • Муниципальный и ведомственный контроль
    • Противодействие коррупции
    • Муниципальная служба
    • Муниципальное имущество
    • Газета «Вся Тверь»
    • Межмуниципальное сотрудничество
    • Документы специальной оценки
  • Развитие
    • Сделано в Твери
    • Социально — экономическое развитие
    • Реализация предложений граждан
    • Предпринимательство
    • Муниципальные программы
    • Административная реформа
    • Инвестиции
    • Тарифы на коммунальные услуги
    • Тверь 900
  • Документы
    • Муниципальные правовые акты
    • Проекты муниципальных правовых актов
    • Оценка проектов нормативно — правовых актов
    • Градостроительство
    • Общественные обсуждения
  • Контакты
    • Адреса и телефоны
    • Интернет приемная
    • Порядок и время приема
    • Порядок обжалования
    • Ответы на обращения граждан затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
    • Обзоры обращений граждан и организаций

Социальные индикаторы развития – ReviseSociology

К основным социальным индикаторам развития относятся образование, здравоохранение, уровень занятости и гендерное равенство.

Содержание

Некоторые примеры социальных показателей развития включают:

Глобальное гендерное неравенство – A St…

Включите JavaScript

Глобальное гендерное неравенство – статистический обзор

  1. Уровень образования – например, как много лет школьного обучения детей.
  2. Здоровье – часто измеряется ожидаемой продолжительностью жизни.
  3. Показатели занятости
  4. Гендерное равенство
  5. Мирность
  6. Демократия
  7. Коррупция
  8. СРЕДИЯ СМИ
  9. Гражданские права
  10. CRIME/ Social UNREST
  11. SUICIDE
  12. COMIRE/ Social UNREST
  13. SUICIDE
  14. COMIRE/ Social UNREST
  15. SUIDICE
  16. COMPREATE
  17. COMPREATE
  18. . Примером социального показателя развития является индекс человеческого развития, который объединяет один экономический показатель (валовой национальный доход) с двумя социальными показателями: ожидаемой продолжительностью жизни и количеством лет обучения в один балл и ранжирует страны соответственно.

    Вы также можете найти множество конкретных социальных показателей развития в Целях устойчивого развития Организации Объединенных Наций.

    Социальные индикаторы развития дают гораздо более широкую картину того, насколько развита страна, по сравнению с чисто экономическими индикаторами, такими как ВВП, которые просто фокусируются на экономической производительности. Социальные индикаторы более полезны, поскольку показывают нам, в какой степени доходы, получаемые в стране, на самом деле приносят пользу обычным людям.

    Этот пост знакомит учащихся с конкретными показателями, которые такие учреждения, как Всемирный банк и Организация Объединенных Наций, используют для измерения степени «развитости» страны, а также с основными показателями, которые используются для сравнения уровней развития разных стран.

    Показатели, используемые для измерения образования и развития

    Всемирный банк использует следующие восемь основных показателей для измерения степени развития страны с точки зрения образования :

    • Чистый коэффициент охвата начальным образованием*
    • Чистый коэффициент охвата средним образованием
    • Валовой коэффициент охвата третичным (дальнейшим) образованием.
    • Гендерный паритет для начального образования (с использованием валового коэффициента зачисления)**
    • Коэффициент завершения начальной школы для обоих полов
    • Общее число детей в возрасте начальной школы, не посещающих школу.
    • Государственные расходы на образование в процентах от ВВП.

    * Чистый коэффициент охвата начальным образованием представляет собой «количество учеников официального возраста начальной школы (согласно МСКО97), зачисленных в начальную школу, в процентах от общего числа детей официального школьного возраста».

    **Брутто-коэффициент зачисления в начальную школу Количество детей, зачисленных в начальную школу (любого возраста), в процентах от общего числа детей официального школьного возраста

    Разница между чистым коэффициентом зачисления и валовым коэффициентом зачисления кратко объясняется в этой записи блога о NER, GER и всеобщем начальном образовании.

    Другие социальные индикаторы, которые будут рассмотрены в будущем посте… . .

    Позже я также охватываю следующее:

    • Health
    • Показатели занятости
    • Гендерное уравнение
    • .
    • Коррупция
    • Потребление
    • Досуг/ СМИ
    • Гражданские права
    • Преступность/ социальные волнения
    • Уровень самоубийств
    • Составные показатели всего вышеперечисленного!!!

    Я мог бы также рассмотреть некоторые из более субъективных показателей развития:

    • Удовлетворенность жизнью («показатели счастья»)
    • Доверие
    • уверенность
    • благополучие
    • воспринимаемая безопасность
    • 90374

      Этот материал в основном относится к модулю «Глобальное развитие и глобализация», который преподается как часть спецификации AQA по социологии уровня A.

      Вернуться на главную – revisesociology.com

      Автор Карл ТомпсонОпубликовано Рубрики Показатели развитияТеги образование, Глобальное развитие, индекс глобального мира, ВНД, счастье, Здоровье, индекс человеческого развития , Цели тысячелетия

      Социальные, культурные и политические аспекты

      РЕКЛАМА:

      Вот некоторые из основных показателей социального развития: 1. Социальные аспекты 2. Культурные аспекты 3. Политические аспекты!

      1. Социальные аспекты:

      1. Общество более современное и менее традиционное.

      2. Общество более демократично и менее авторитарно.

      РЕКЛАМА:

      3. Социальный статус во многом определяется достижениями, а не рождением, как в традиционном кастовом обществе. Социальная дискриминация, если она вообще существует, определяется приобретенными качествами индивидов, а не местом их рождения.

      4. Структура семьи больше не является авторитарной и большой по размеру, как раньше была традиционная объединенная семья. Это небольшое домохозяйство, нуклеарного типа и демократичное по своей природе большинство городских семей сегодня.

      Структура родства в традиционных обществах была большой. По мере общественного развития она ограничивается. Опыт показывает, что главенствующее место в семейных отношениях занимают семья по происхождению и родственники из семьи жены по ориентации.

      РЕКЛАМА:

      5. Нет религиозного иерархического деления общества.

      6. Общество урбанизировано и общий образ жизни людей городской. Миграция из сельской местности в город и из города в город высока в развивающемся обществе.

      7. Социальная и профессиональная мобильность в обществе беспрепятственна и быстра. Например, традиционная индийская кастовая система имела относительно ограниченную социальную и профессиональную мобильность. Современное индийское общество в настоящее время наименее связано с кастами в социальных и супружеских отношениях и выборе профессии. Однако индийское общество по-прежнему в значительной степени эндогамно.

      8. Создаются различные правительственные и неправительственные учреждения для выполнения обязанностей, традиционно выполняемых семьей. Например, ясли, дома престарелых, доставка на дом товаров с рынка и тому подобное.

      РЕКЛАМА:

      9. Темпы прироста населения ниже.

      10. Показатели смертности, в том числе материнской и младенческой, также ниже.

      11. Уровень грамотности – как мужской, так и женской – высок.

      12. Медицинские учреждения расширяются и становятся доступными для всех – сверху донизу в классовой структуре.

      2. Культурные аспекты:

      РЕКЛАМА:

      1. Отношение людей в развитых обществах по своей сути индивидуалистическое, материалистическое и ориентированное на прибыль. Максимизация достижений – цель людей.

      2. Первобытные чувства больше не являются доминирующими в социальном поведении людей. Поведение человека во многом определяется существующими ситуациями. Кастизм, расизм, фамильярность, фундаментализм, догматизм и т. д. постепенно исчезают и исчезают по мере развития общества. Люди становятся светскими и гуманистическими в своей ценностной ориентации.

      3. Национализм и плюрализм развиваются вместе с общественным развитием.

      4. Растут институты и агентства по правам человека.

      РЕКЛАМА:

      5. Ценностная ориентация современного человека в развитом обществе в большей степени личностно-семейная, а не общинная. То, что следует делать или не делать, определяется только тем, какое удовлетворение человек получает от этого действия.

      6. Ослабевают обычаи и традиции. Ускоряется скорость изменений в контексте социального общения, продуктов питания, одежды и жилья. Пищевые привычки претерпевают изменения, становясь более столичными и континентальными.

      7. Религии и верующие существуют, но религиозные практики и обряды, похоже, уходят в прошлое.

      8. Люди становятся более рациональными и менее суеверными и догматичными.

      3. Политические аспекты:

      РЕКЛАМА:

      Демократия является наиболее приемлемой формой политической системы в развитых и развивающихся обществах. За исключением нескольких стран, таких как Мьянма, Пакистан, Непал и Бутан, которые не относятся к категории здоровых демократий, в большинстве стран мира существует демократия в той или иной форме.

      Социальный процесс, который начал развиваться в эпоху Возрождения, был назван модернизацией и развитием, и первой и наиболее радикальной формой социальных изменений, произошедших в этом процессе, было отделение церкви от государства и истеблишмента в его место, демократии.

      Некоторые характеристики политического развития:

      1. Развитие нации и государственности.

      РЕКЛАМА:

      2. Гарантируется свобода каждому гражданину. Люди пользуются свободой слова, выбора профессии, исповедования религии и т. д.

      3. Государство светское. Он не проводит дискриминации одного гражданина от другого на основе касты, вероисповедания, религии и региона.

      4. Государство стремится гарантировать равенство своих граждан. Равенство не означает предоставление всем равного статуса, потому что абсолютно эгалитарное общество, пожалуй, только утопично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *