Психологический пол | это… Что такое Психологический пол?
Толкование
- Психологический пол
Гендерная идентичность — один из пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый как самоидентификация индивида с тем или иным гендером, как внутреннее самоощущение в качестве мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендерное самоощущение).
Гендерная идентичность не обязательно совпадает с биологическим полом, с социальным полом (полом по документам) или с полом воспитания.
Традиционная точка зрения заключается в том, что гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию[1]. Ряд авторов, преимущественно из западных стран и придерживающихся феминистских взглядов, считают, что гендерная идентичность формируется под воздействием социальных факторов, воспитания и среды
Психический пол
Психический пол — в широком смысле слова комплекс психических, психологических и поведенческих характеристик, отличающих мужчину от женщины и могущих применяться для определения и идентификации мужчин и женщин по их поведению и психологическим особенностям.
Само явление различия мужчин и женщин по психологии и поведению носит название полового дипсихизма, по аналогии с тем, как различие мужчин и женщин по анатомическому и морфологическому строению называется половым диморфизмом.
Различное поведение мужчин и женщин в различных ситуациях (не только сексуальных) называется полодиморфическим поведением, хотя этимологически и терминологически правильнее было бы связывать различное поведение не с половым диморфизмом (различием анатомического строения), а с половым дипсихизмом (различием психических и поведенческих реакций).
В узком смысле слова психический пол — это синоним понятия гендерная идентичность, т.е. тот пол, в котором человек сам себя ощущает и осознаёт, пол самоощущения, пол самоидентификации.
Психический пол (и в широком, и в узком смысле слова) не обязательно совпадает с биологическим полом, и также не обязательно совпадает с полом воспитания, социальным полом или с паспортным полом. Такое несовпадение может порождать транссексуальность или трансгендерность (трансгендерами обычно называют людей, чувствующих себя представителями иного пола, чем врожденный биологический, но не собирающихся изменять свой пол хирургическим путем, в отличие от транссексуалов).
См. также
- Бигендер
- Гендерквир
Примечания
- ↑ Дерягин Г. Б. Криминальная сексология. Курс лекций для юридических факультетов. М., 2008. С. 59. ISBN 978-5-93004-274-0.
- ↑ Сандра Липсиц Бем «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов». 1993, by Yale University, Пер. с англ. — М., РОССПЭН, 2004.
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
- Психологический институт РАО
- Психологический роман
Полезное
Психологический пол и особенности личности
Имеющиеся разногласия между исследователями по поводу того, какие способности или личностные особенности выражены больше у мужчин или женщин, могут быть обусловлены тем, что не принимается во внимание выраженность у тех и других маскулинности или фемининности — ведь в исследуемых выборках в зависимости от обследованных контингентов могло быть разное соотношение тех и других.
Как уже было показано в ряде работ, учет степени выраженности маскулинности и фемининности существенно изменяет ту картину, которая выявляется без учета этих особенностей. В. Е. Каган (1991) обследовал учащихся I-IV классов и у 7-летних детей не выявил достоверных различий между мальчиками и девочками. Однако учет маскулинности и фемининности внес в эти данные существенные изменения. Фемининные мальчики были близки к девочкам (без учета их половой типологии, так как фемининные и маскулинные девочки не отличались друг от друга) или даже уступали им по доминантности, напористости, независимости, беспечности, храбрости, склонности к риску, исполнительности, добросовестности и ответственности. Уступали фемининные мальчики по этим, а также интеллектуальным качествам, по абстрактным формам мышления и объему знаний и своим сверстникам с выраженной маскулинностью.
У 8-9-летних обнаружились среднегрупповые различия между мальчиками и девочками по склонности к риску, беспечности и храбрости (эти качества более присущи мальчикам) и благоразумности, рассудительности и осторожности (эти качества более присущи девочкам). общительны; уверенны, спокойны, стабильны; социально смелы, решительны, непринужденны; безмятежны, оптимистичны.
Известно, что эмоциональность выше у женщин в сравнении с мужчинами, но при учете маскулинности и фемининности картина существенно меняется (табл. 23.1).
Как видно из данных таблицы, между фемининными мужчинами и маскулинными женщинами различия в проявлении свойств эмоциональности значительно меньшие, чем между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами. С другой стороны, фемининные и мужчины и женщины имеют более выраженные свойства эмоциональности, чем маскулинные мужчины и женщины. Наибольшие же различия выявлены между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами.
По наблюдениям Л. Лавин и Д. Ломбардо (Lavine, Lombardo, 1984) мужчины и женщины андрогинного типа проявляют при общении одинаковый уровень самораскрытия, в то время как мужчины, высоко ценящие традиционные понятия о мужественности, стараются избегать самораскрытия.
Существующее представление о разных стилях поведения мужчин и женщин: инструментальном (ориентированном на задачу) у первых и экспрессивном (ориентированном на людей) — у вторых, нуждается в уточнении с учетом выраженности маскулинности — фемининности. Первый тип поведения присущ не всем мужчинам, а только маскулинным, а второй тип поведения — не всем женщинам, а только фемининным (Powell G., 1990).
Если в отношении того, у кого самооценки выше — у мужчин или у женщин, согласия между исследователями не выявляется, то при учете маскулинности — фемининности картина становится яснее. Так, по данным А. В. Визгиной и С. Р. Пантилеева (2001), завышенная самооценка наблюдается как у женщин, так и мужчин фемининного типа.
Е. А. Чижова (2005) не выявила различий между юношами и девушками в выборе копинг-стратегий, однако различия проявились, если учитывалась их маскулинность или фемининность.
В самих стереотипах мужественности и женственности заложены разные совпадающие стратегии, и только то, что в каждом человеке присутствуют и те и другие черты, и крайние варианты выраженности только одной черты встречаются редко, не позволяет найти различия по к-страте-гиям между группами юношей и девушек.
В структуре черт маскулинности наиболее значимыми оказались такие черты, как самодостаточность, мужественность, честолюбие, независимость, напористость, а такие качества, как любовь к соревнованиям, сила, спортивность, серьезность, стремление защищать свои убеждения и надеяться в основном на себя, взаимосвязаны со стратегией решения проблем. В структуре черт фемининности наиболее значимые черты — доверчивость, ласковость, вкрадчивость, любовь к лести, сострадательность, неумелость — связаны со стратегией избегания проблем.Чижова Е. А., 2005, с. 147.
Известно, что девочки по сравнению с мальчиками более боязливы и застенчивы, не уверены в своих силах, легче подвергаются фрустрациям и поэтому не стремятся к лидерству, более конформны (Hartup W., 1958; Fagot В., 1978), и это принято связывать с тем, что их статус в обществе ниже, чем мужчин. Однако в отношении данного заключения должна быть сделана поправка на выраженность у лиц женского пола маскулинности — фемининности.
С. В. Афиногеновой (2007) изучена степень выраженности различных сторон агрессивности в зависимости от маскулинности, фемининности и андрогинности у юношей и девушек (табл. 23.2).
Из этих данных следует, что конфликтность, включающая вспыльчивость и обидчивость, выше у фемининных лиц мужского и женского пола (соответственно 9,1 и 11,4 балла), чем у андрогинных (соответственно 8,6 и 10,5 балла) и маскулинных (соответственно 8,5 и 9,3 балла). А собственно агрессивность, включающая остальные характеристики, представленные в таблице, выше у маскулинных мужчин и женщин (соответственно 28,3 и 25,7 балла), чем у андрогинных (соответственно 25,2 и 21,1 балла) и фемининных (соответственно 20,2 и 19,1 балла). Таким образом, полученные данные показывают, что выраженность различных характеристик агрессивности зависит от того, к какому психологическому полу относятся обследуемые.
Те же различия в выраженности различных характеристик агрессивности были выявлены у маскулинных и фемининных девушек и юношей, занимающихся спортом.
Выявлены положительные связи выраженности маскулинности с неуступчивостью (г = 0,16, р < 0,01), нетерпимостью к мнению других (г = 0,17, р < 0,01), мстительностью (г- 0,14; р < 0,01), позитивной агрессивностью (г = 0,16; р < 0,01) и негативной агрессивностью (г — 0,18; р < 0,01) и отрицательная связь — с обидчивостью (г = -0,17; р < 0,01).
У девушек выявлена положительная связь маскулинности с наступательнос-тью (г = 0, 22; р < 0,01), неуступчивостью (г = 0,17, р < 0,05), нетерпимостью к мнению других (г = 0,18; р < 0,05) и позитивной агрессивностью (г = 0,24; р < 0,05) и отрицательная связь — с обидчивостью (г = -0,19; р < 0,05).
Таким образом, и в мужской и в женской выборках в основном выявлены схожие связи маскулинности с различными характеристиками агрессивности. Отсюда можно сделать вывод, что агрессивность больше выражена у маскулинных, чем у фемининнных, а конфликтность — у фемининных, чем у маскулинных лиц.
Н. Ю. Жарновецкая (2007) подтвердила данные, полученные С. В. Афиногеновой. Корреляционный анализ показал, что маскулинность положительно, а фемининность отрицательно связаны с самооценкой различных характеристик агрессивности (табл. 23.3).
К этому можно добавить, что у женщин выявлена положительная связь обидчивости с фемининностью. Кроме того, выявлено, что маскулинные оцениваются другими как более агрессивные, чем фемининные, что видно из данных той же таблицы. При этом разделение мужчин и женщин с учетом психологического пола выявило больше различий в восприятии их агрессивности окружающими, чем при разделении только по биологическому полу. Так, между маскулинными мужчинами и фемининными женщинами появились достоверные различия по восприятию окружающими вспыльчивости и неуступчивости.
Восприятие свойств агрессивности субъектов окружающими, по данным Н. Ю. Жарновецкой, находится в прямой связи с маскулинностью воспринимаемых лиц и в отрицательной — с фемининностью. Таким образом, чем больше выражена маскулинность у субъектов, тем более агрессивными они оцениваются окружающими.
По данным Е. В. Козыревой (2002), аутоагрессия несколько больше выражена у женщин с ярко выраженной фемининностью, а у фемининных мужчин равна гетероагрессии, последняя явно больше выражена у мужчин и женщин с ярко выраженной маскулинностью (табл. 23.4). Из табличных данных видны тенденции, приводящие к этому: у мужчин — чем меньше выражена маскулинность, тем больше аутоагрессия, у женщин — чем более выражена маскулинность, тем больше выражена гетероагрессия. Отсюда разность между ауто- и гетероагрессией из отчетливо отрицательной по мере уменьшения маскулинности становится либо положительной (как у женщин), либо приближается к нулю (как у мужчин).
Д. Б. Катунин (2005) выявил, с одной стороны, сходство маскулинных мужчин и женщин, а также фемининных мужчин и женщин по макиавеллизму, а с другой — различие между маскулинными и фемининными, независимо от биологического пола. Так, высокий макиавеллизм имели среди маскулинных мужчин 86%, а среди маскулинных женщин — 83%. Среди фемининных мужчин и женщин лиц с высоким макиавеллизмом было значительно меньше (соответственно 44 и 32%). Макиавеллизм, по данным Катунина, имеет высокую достоверную положительную связь с маскулинностью и отрицательную — с фемининностью.
Данные Г. Рыбка (2006), полученные на 321 субъекте мужского пола и 344 субъектах женского пола, тоже показали сходство, с одной стороны, маскулинных мужчин и женщин, а с другой — фемининных мужчин и женщин по показателям мотива достижения и избегания неудачи (рис. 23.1). Эти данные, как и предыдущие, показывают необходимость учета маскулинности и фемининности для дифференцированной оценки как мужчин, так и женщин.
Можно отметить, что как у мужчин, так и у женщин от маскулинного к фемининному типу наблюдается тенденция уменьшения количества испытуемых с высоким уровнем мотива достижения успеха и увеличения количества испытуемых с низким уровнем мотива достижения успеха. Указанные особенности, вероятно, связаны с тем, что именно маскулинные поведенческие характеристики традиционно соотносятся с такими мужскими качествами, как честолюбие, решительность, стремление к достижениям и др., а фемининные поведенческие характеристики, наоборот, не соотносятся с такими качествами.
В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987),что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогинов в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 1091 человек было показано (Lau Sing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности (физическое Я).
<…> В уже упоминавшемся выше исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что андрогинные не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).
Баранов А. А., 2002, с. 82-83.
Среди фемининных лиц мужского пола и фемининных лиц женского пола больше субъектов с высоким уровнем мотива избегания неудачи. Для мотива избегания неудачи выявлена следующая тенденция: от маскулинного к фемининному типу наблюдается тенденция увеличения количества испытуемых с высоким уровнем мотива избегания неудачи и снижение количества испытуемых с низким уровнем мотива избегания неудачи. Указанные особенности, вероятно, связаны с тем, что фемининные поведенческие характеристики не соотносятся со стремлением к достижениям, а предполагают наличие таких характеристик, как нерешительность, осторожность, робость и др.
Среди всех испытуемых высокий уровень мотива достижения в учебной деятельности чаще наблюдается у андрогинных учащихся как мужского, так и женского пола.
По данным Г. Рыбка, психологический пол влияет на предпочтение сферы жизни и деятельности, в которых следует добиваться успеха.
Опрос учащихся VII—VIII, X-XI классов и студентов в отношении того, в какой сфере должны стремиться к успеху мужчины, выявил следующее (табл. 23.5).
В этих данных обращают на себя внимание следующие тенденции. В мужской выборке учащихся от фемининных к маскулинным растет количество лиц, считающих, что мужчинам следует добиваться успеха в профессиональной деятельности. Обратная зависимость имеется в отношении достижения успехов в личной жизни. При этом последняя сфера по количеству ответов у андрогинных и фемининных даже превалирует над профессиональной сферой.
Ответы учащихся женского пола показали иную тенденцию. Превалировали ответы (независимо от психологического пола), согласно которым мужчинам следует проявлять себя в профессиональной сфере. Следовательно, респонденты женского пола оказались в отношении взгляда на мужские занятия более консервативными, чем сами представители мужского пола.
Аналогичный опрос в отношении того, в какой сфере должны стремиться к успеху женщины, дал следующие результаты (табл. 23.6).
Тенденция, выявляемая из представленных данных, состоит в том, что и в мужской и в женской выборках большинство опрошенных высказали мнение, что женщины должны стремиться к успеху в личной жизни. В отношении успехов в профессиональной сфере высказываний значительно меньше, особенно в мужской выборке. При этом в мужской выборке количество таких ответов растет от фемининных лиц к маскулинным, т. е. маскулинные субъекты мужского пола чаще считают, что женщины должны добиваться успеха в профессиональной деятельности, чем андрогинные и фемининные лица мужского пола. Это мнение у маскулинных лиц мужского пола высказывается тем чаще, чем больше их возраст (у учащихся VII—VIII классов — в 7,7%, у учащихся X-XI классов — в 12,5%, у студентов — в 28,6%).
В женской выборке влияние маскулинности — фемининности обнаружилось только в отношении ответов, касающихся достижения успеха в материальной сфере: у маскулинных лиц женского пола положительных ответов больше, чем у андрогинных, а у последних больше, чем у фемининных. Таким образом, респонденты мужского пола оказались в отношении взгляда на женские занятия более консервативными, чем сами представительницы женского пола.
Изучение ответов учащихся на вопрос, в какой сфере жизни и деятельности они сами хотели бы добиться успеха, показало следующее (табл. 23.7).
Большинство учащихся мужского и женского пола хотят добиться успеха в профессиональной сфере, что расходится с их стереотипными установками в отношении того, в какой сфере деятельности должны проявлять себя мужчины и женщины… От фемининности к маскулинности увеличивается количество лиц, считающих, что успеха надо добиваться в профессиональной и материальной сфере, и уменьшается количество лиц, считающих, что успеха надо добиваться в личной жизни. В женской выборке какой-либо закономерности не выявилось, за исключением стремления достичь успеха в материальной сфере: количество таких лиц увеличивается от фемининных к маскулинным и, это совпадает с тенденцией, выявленной на мужской выборке.
Мужчины с более высоким уровнем выработки андрогина в целом больше и сильнее. Они также лучше выполняют простые перцептивно-моторные задания, например, на скорость называния объектов, т. е. демонстрируют то, что Клайбер, Броверман и Кобаяши (Klaiber, Broverman, Kobayashi, 1968) называют автоматизированным когнитивным стилем. Им хуже даются задания, требующие отсрочивания или подавления, например поиск фигур, «спрятанных» в сложном рисунке.
Макклелланд Д., 2007, с. 375.
Психологический пол оказывает влияние и на оценку друг друга мужчинами и женщинами. В уже упоминавшемся исследовании Е. П. Ильина и Н. Ю. Лохтю-хиной (2004) было выявлено, что чем сильнее выражена маскулинность, тем большую негативную окраску имеют у мужчин переживания и отношение к женщине-руководителю (получены положительные корреляции прир < 0,01). У фемининных и андрогинных мужчин их переживания и отношение к женщине-руководителю носят преимущественно положительный характер (получены отрицательные корреляции прир < 0,01).
Деловое общение. По данным М. В. Бураковой (2000) и А. Г. Самохвалова (2006), маскулинные и фемининные субъекты обоего пола отличаются по коммуникативным характеристикам (табл. 23.8).
Способности. Женщины с мужскими чертами характера добиваются больших успехов в науке, чем фемининные. Они не уступают средним показателям недифференцированной группы мужчин по пространственным способностям, приближаются к мужчинам по математическому мышлению и т. д. Так, К. Ренбоу и Г. Стенли (Renbow, Stenley, 1980) выявили, что маскулинизированные женщины лучше справлялись с тестами на математические способности. Правда, различие в математических способностях мужчин и женщин авторы объясняют той половой ролью, которую выполняют те и другие. Но разве маскулинность женщин не может определяться генетически запрограммированным повышенным содержанием андрогинов?
Секс и гендер – культура и психология
Пол относится к биологическим, физическим и физиологическим различиям между мужчинами и женщинами, включая как первичные половые признаки (репродуктивная система), так и вторичные признаки, такие как рост и мускулатура, а также генетические различия (например, хромосомы). Мужские половые и репродуктивные органы включают половой член и яички. Женские половые и репродуктивные органы включают клитор, влагалище и яичники. У биологических мужчин есть хромосома XY, а у биологических женщин — хромосома XX, но биологический пол не так легко определить или определить, как вы могли бы ожидать. Например, означает ли наличие более одного X, что человек XXY — женщина, или наличие Y означает, что человек XXY — мужчина? Существование половых вариаций коренным образом бросает вызов понятию бинарного биологического пола.
Среди людей интерсексуалы составляют около двух процентов, более 150 миллионов человек, населения мира (Blackless et al., 2000). Интерсекс описывает различия в половых признаках, таких как хромосомы, половые железы (яички и яичники), половые гормоны или гениталии (пенис, клитор, вульва). Этот термин вводит в заблуждение, поскольку предполагает, что у людей есть полные наборы мужской или женской репродуктивной системы, но это не всегда так. Существуют десятки интерсексуальных состояний, таких как синдром нечувствительности к андрогенам и синдром Тернера (Lee et al., 2006).
В нашем примере наличие одной Y-хромосомы и более чем одной X-хромосомы называется синдромом Кляйнфельтера. У некоторых людей гениталии считаются неоднозначными, а это означает, что их нельзя легко идентифицировать как мужчину (пенис) или женщину (клитор). Фаусто-Стерлинг (2000) утверждает, что решение назвать кого-то мужчиной или женщиной является социальным решением и что биологический пол слишком сложен, чтобы соответствовать бинарной системе полов. Тем не менее, поскольку определение пола является фундаментальным культурным приоритетом, врачи обычно принимают решение в отношении интерсексуальных детей в течение 24 часов после рождения. Иногда это решение связано с хирургическим вмешательством, которое может иметь долгосрочные психологические последствия (Fausto-Sterling, 2000).
Пол
Пол это термин, который относится к социальным или культурным различиям и ролям, связанным с тем, чтобы быть мужчиной или женщиной. Пол не определяется биологией простым способом. В раннем возрасте мы начинаем изучать культурные нормы того, что считается мужским (мужская черта) и женским (женская черта). Пол передается и сигнализируется другим через одежду и прическу или манеры, такие как тон голоса, осанка и выражение лица. Например, дети в Соединенных Штатах могут ассоциировать длинные волосы, лак для ногтей или платья с женственностью. В более позднем возрасте, став взрослыми, мы часто соответствуем этим нормам, ведя себя гендерно специфичным образом: мужчины строят дома, а женщины пекут печенье (Маршалл, 19 лет).89; Мани и др., 1955; Weinraub и др., 1984). Важно помнить, что поведение и черты, связанные с мужественностью и женственностью, определяются культурой. Например, в американской культуре считается женственным носить платье или юбку; однако во многих ближневосточных, азиатских и африканских культурах платья или юбки (часто называемые саронгами, халатами или платьями) носят мужчины и считаются мужскими. Килт, который носит шотландский мужчина, не делает его женственным в его культуре.
Определения мужского и женского пола определяются культурой и могут меняться со временем. [Изображение Scottish Kilt Shop CC BY-SA]
Наше понимание пола начинается очень рано — часто еще до нашего рождения. В западных культурах будущих родителей спрашивают, будет ли у них девочка или мальчик, и сразу же выносятся суждения о ребенке. Мальчики будут активными, а подарки будут голубыми, а девочки — нежными, а подарки розовыми. В некоторых азиатских и мусульманских культурах ребенок мужского пола ценится более благосклонно, чем ребенок женского пола (Matsumoto & Juang, 2013), и плод женского пола может быть абортирован, а младенцы женского пола могут быть брошены.
Дети к первому дню рождения уже различают лица по полу, а в возрасте от 3 до 6 лет у детей формируются устойчивые и жесткие гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы включают чрезмерное обобщение взглядов, черт или моделей поведения женщин или мужчин. Стереотипы могут относиться к игре (например, мальчики играют с грузовиками, а девочки — к куклам), чертам характера (например, мальчики сильные, а девочки любят плакать) и занятиям (например, мужчины — врачи, а женщины — медсестры). Эти стереотипы остаются жесткими, пока дети не достигнут возраста 8 или 9 лет.. Затем у них развиваются когнитивные способности, которые позволяют им быть более гибкими в своем мышлении о других.
Рисунок 1: Дети очень рано развивают способность классифицировать пол. [Изображение предоставлено Noba Project]
Гендер: психологические перспективы, седьмое издание — 7-е издание
Содержание Описание книги
562 страницы
к Рутледж562 страницы
к Рутледж562 страницы
к РутледжУзнать о электронных книгах VitalSource
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
Продолжить покупки
«Гендер: психологические перспективы» обобщает последние исследования в области гендера, чтобы помочь учащимся критически осмыслить различия между результатами исследований и стереотипами, побуждая их исследовать и пересматривать свои собственные предубеждения. В тексте исследуется поведенческий, биологический и социальный контекст, в котором женщины 9Мужчины 0060 и выражают гендерное поведение. Уникальная педагогическая программа текста помогает учащимся понять изображение гендера в СМИ и применение гендерных исследований в реальном мире. Заголовки новостей открывают каждую главу, чтобы заинтересовать читателя. Гендерные голоса представляют правдивые личные рассказы о жизни людей. По данным СМИ Ящики освещают вопросы гендерной проблематики в газетах, журналах, книгах, на телевидении и в кино, а По данным исследований 9Коробки 0061 предлагают последние научно обоснованные исследования, которые помогут учащимся проанализировать точность и справедливость гендерных изображений, представленных в средствах массовой информации. Кроме того, разделы Учитывая разнообразие подчеркивают межкультурную перспективу пола. Этот текст предназначен для курсов бакалавриата или магистратуры по гендерной психологии, психологии пола, психологии женщин и мужчин, гендерным вопросам, половым ролям, женщинам в обществе и женским или мужским исследованиям. Это также применимо к курсам социологии и антропологии, посвященным разнообразию.
Седьмое издание Основные моменты:
- 12 новых заголовков на самые разные темы: от пола и эффекта Флинна до гендерных стереотипов, влияющих на мужчин
- Освещение гендерных вопросов у пожилых людей и трансгендеров
- Расширенный охват вопросов разнообразия в США и во всем мире, включая последние исследования из Китая, Японии и Европы
- Дополнительные таблицы, рисунки и фотографии для краткого изложения текста в удобном для восприятия формате
- Резюме в конце главы и глоссарий
- Рекомендуемая литература для дальнейшего изучения тем глав
- Сопутствующий веб-сайт по адресу www.routledge.com/cw/Brannon, содержащий ресурсы как для преподавателей, так и для студентов
1. Изучение гендера 2. Исследование пола и гендера 3. Гендерные стереотипы: мужественность и женственность 4. Гормоны и хромосомы 5. Теории гендерного развития 6.