Понятие аксиологии: Аксиология – Гуманитарный портал

64. Аксиология – философское учение о ценностях и их природа.

Раздел философского знания, в котором осмысливается природа, сущность и роль значимых для человека явлений, вещей и процессов, называется аксиологией.

Термин «аксиология» был введен в 1902 году французским философом П. Лапи.

Вся история философской мысли непосредственно имеет дело с оценочными отношениями, со стремлением выявить наи­более значимое для человека. В самом общем виде аксиологическая тематика первона­чально сводилась к выяснению вопроса – «что есть благо и каковы формы его существования?»

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного челове­ка – свои ценности.

В эпоху античности:

…при общем понимании блага как того, что имеет для человека смысл, наметились разные подходы.

  • Демокрит полагал, что благо и цель жизни – счастье. Будучи благом высшего порядка, счастье существует в следующих формах: спокойное и ровное настроение, хорошее расположение духа, внутренняя устойчивость; гармония; безмятежность и неустрашимость.

Эпикур считал, высшим и первым благом удовольствие, понимаемое как отсутствие страданий.

В эпоху Средневековья:

…высшим благом считалось добро, по­нимаемое как то, чего все желают.

В конечном итоге у Фомы Аквинского добро совпадает с Богом.

В Новое время:

…благо уже делится на общественное и личное. Высшим проявлением общественного блага Ф. Бэкон считал долг как обязанность и обязательства человека по отношению к другим людям.

  • Б. Спиноза отождествлял благо с разумом и свободой. Свобода, в его понимании – это подчинение страстей разуму, а не эпикурейское наслаждение страстями. В качестве важнейшей ценности Спиноза также рассматривал жизнь, ставил ее на по­рядок выше смерти.

  • Большую роль в становлении аксиологии как самостоятельного учения сыграл И. Кант

    , который в центр своей философии поставил Человека, чем, собственно, открыл новый этап развития аксиологического знания. Кантом заканчивается традиция и период рассмотрения ценности как блага и с Канта же начинается этап понимания ценности как значимого для че­ловека. В основе аксиологии Канта, как и у Бэкона, лежит категория долга. Именно чувство долга, считал Кант, отличает людей от животных и обеспечивает путь к благу.

  • В качестве высших ценностей Виндельбанд рассматривал истину, благо, красоту и святость как вневременные и внеисторические принципы, которыми руководствуется человек, осознавая их как нормы безусловного долженствования. Кроме высших ценностей Виндельбанд выделял ценности-блага (наука, право­порядок, искусство и религия) как жизненно важные для суще­ствования человечества.

  • В марксистской философии ценности рассматривались в классово-политическом ключе. Наиболее четко марксистская по­зиция была сформулирована в тезисе В.И.Ленина (который можно назвать «категорическим императивом» марксизма) о том, что нравственным (а следовательно, и ценным) является все то, что отвечает интересам пролетариата.

Вывод: В современных условиях аксиология все больше и больше обретает черты самостоятельной философской дисциплины. Ключевыми понятиями современной аксиологии являются «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение». Ценность – это свойство предмета или явления иметь зна­чение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного челове­ка – свои ценности. Так, для некоторых народов золото не яв­лялось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д.

Становление и задачи аксиологии в педагогике

Данная тема рассматривает такие вопросы:

  • Становление аксиологии.
  • Что такое педагогическая аксиология.
  • Задачи аксиологии в педагогике.

Становление аксиологии

Определение 1

Аксиология МТИ– это учение в философии о ценностях конкретного человека, коллектива, социума. Относят такие ценности: материальные, культурные, духовные, нравственные, психологические. Происходит соотношение этих ценностей с миром, и изменение нормативно-ценностной системы в ходе её исторического развития.

Аксиология берёт своё начало в западной философии в конце 19 столетия. Понятие «аксиология» было введено французским философом Лапи в 1902 году. Тогда данный термин обозначал раздел философии, который изучал проблемы ценностей.

Определение 2

Ценности в педагогике – это вещественные характеристики явлений, особенности человеческой психологии, явления жизни социума, которые называют конкретное значение для личности или общества. Одна из важных аксиологических ценностей – это воспитание.

Выделяют такие основные виды ценностей:

  • Нравственные.
  • Экономические.
  • Эстетические.
  • Познавательные.
  • Психологические.
  • Социальные.

Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой. Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность. В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие.

Учение о ценностях появилось во второй половине 20 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Были найдены различные подходы к ценностям, что привело к формированию аксиологических концепций. Эти концепции рассматривали в виде ценностей познавательную активность, знания, воспитание и образование.

Образование ориентировалось на выполнение конкретного социального заказа. Во время развития науки образование начало уделять больше внимания информированию учеников, развитию познавательной активности, и меньше обращало внимание на нравственные свойства человека. При этом ценности для человека остаются играть важную роль. Гуманизация общественных процессов приводит к необходимости соединения знаний о человеке, природе и социуме. Поэтому главным смыслом современного образования становится формирование необходимых условий для развития личности как главной ценности. Данную цель сложно осуществить без обращения к образовательным ценностям.

Понятие педагогической аксиологии

Определение 3

Педагогическая аксиология – это широкая область знаний в педагогике, которая изучает ценности образования со стороны важности человека и проводит ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.

В педагогике аксиология является методологической основой, которая определяет систему педагогических взглядов, где основа – это ценность жизни человека, воспитания, обучения, педагогической активности и образования. Такие знания определяют ценностное сознание, отношение и поведение человека.

Замечание 1

Ценностное сознание – это высшая степень психической саморегуляции и отражения, которая является комплексом умственных и чувственных изменений, ценных для личности.

Для данного понятия характерны активность, направленность на предмет, возможность рефлексии и самонаблюдения. Ценностное сознание имеет мотивационно-ценностный характер и определённый уровень ясности.

Ценностное отношение в педагогике – это комплексное образование индивида, основой которого является опыт человека, сформированный через работу и общение. Он показывает выбор человека между ориентацией на ближайшую задачу или отдаленную перспективу с учетом ценностей сознания общественности. Ценностное отношение считается основой ценностного поведения.

Ценностное поведение – это комплекс фактических действий, проявлений жизнедеятельности личности, с учетом конкретных ценностей. Также это внешнее выражение человеческого внутреннего мира, его системы жизненных ценностей и идеалов. Иногда знание конкретных норм и правил бывает недостаточным. Важно, чтобы человек усвоил эти нормы и принял в форме собственных убеждений. 

Проблемы педагогической аксиологии считаются одновременно образовательными и мировоззренческими.

Предмет аксиологии в педагогике – это формирование ценностного сознания, отношения и поведения человека. Носителями ценностей являются личность или общество. Определить ценностный аспект образования можно на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи педагогической аксиологии

Выделяют следующие цели аксиологии в педагогике:

  • Анализ исторического развития теорий в педагогике и образовательной практики со стороны теории ценностей.
  • Формирование ценностных оснований образования, которые показывают его аксиологическую направленность.
  • Определение ценностных подходов к стратегиям развития и содержания отечественного обучения.
Определение 4

Аксиологизация – это систематический учёт возможных ценностных ориентаций и систем в образовании и воспитании человека.

Автор: Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

Определение ценности, ключевое понятие аксиологии

Стр. 1 на 6

(Примечание: это непрофессиональный перевод оригинального текста на французский язык. Помогите улучшить этот перевод: сообщите об ошибке!)


Если мы Чтобы установить легитимность аксиологии, мы, естественно, должны ответить на ряд вопросов: «Каково содержание этой дисциплины?», «В чем ее суть?», «Каков ее метод?», «Какова ее связана с другими дисциплинами?», и, прежде всего, «каков ее результат?». С чего начать?

Однако рассмотрение содержания этой дисциплины должно быть отложено, так как мы должны сначала рассмотреть внешние и дополнительные черты этой дисциплины, прежде чем исследовать ее существенные. Я назвал эти несущественные черты «пролегоменами» аксиологии ( pro legomein : то, что предшествует) и намереваюсь рассмотреть их сейчас.

Для этого, во-первых, представляется уместным предложить определение , по крайней мере предварительное, понятия стоимости . Это позволит нам на втором этапе спросить себя, может ли наше время принять сам проект аксиологии (как дисциплины, объектом которой является определенная таким образом ценность) — иными словами, я попытаюсь представить аксиологическую панораму нашего время. Тогда мы сможем определить, какое состояние ума требуется, чтобы понять и принять результаты аксиологии. Это позволит нам, наконец, представить себе, к какой реконфигурации поля знания может привести конституирование аксиологии как науки о ценностях.


Сначала я должен определить это понятие ценности, которое я буду использовать. Но я даю пока лишь условное ее определение: вся моя работа как раз и состоит в том, чтобы постепенно уяснить смысл этого понятия стоимости. Однако я должен дать о нем хотя бы некоторое представление; что я собираюсь делать сейчас.

Мне кажется, что понятие ценности должно быть использовано для того, чтобы сформулировать определенное созерцание или, вернее, два родственных созерцания. Первая из них заключается в том, что существовала бы универсальная иерархия всех существ, вещей, действий и, если использовать самый общий термин, иерархия всех сущностей. Согласно этому интуиция , некоторые виды поведения или вещи имеют большую ценность, чем другие, выше или ниже, и поэтому расположены в иерархии , а именно в иерархии ценностей. Он каким-то образом отражает объективный характер понятия стоимости в том смысле, что поднимает проблему отношения иерархии к внешнему миру.

Понятие ценности можно также использовать для формулирования второй интуиции, что некоторые вещи достойны любви . Он составляет субъективный характер понятия ценности, который апеллирует к эмоциям, точнее к любви.

Это может быть лишь предварительным определением, ибо оно неудовлетворительно с логической точки зрения: понятие иерархии, которым я определяю стоимость, уже содержит в себе понятие стоимости. Итак, мы пытаемся понять понятие стоимости, и для этой цели мы используем термин, который сам требует понимания понятия стоимости, чтобы быть понятым. Точно так же понятие «достойный», используемое в выражении «достойный любви», по существу требует понимания ценности. Здесь возникает логический порочный круг. Однако на данный момент этого предварительного определения достаточно, потому что оно проливает свет на понятие стоимости с помощью этих двух интуиций, способствуя нашему пониманию до тех пор, пока мы не сможем найти более последовательное определение стоимости.

Каким бы несовершенным ни было это определение, теперь мы можем задать себе следующий вопрос: может ли проект аксиологии найти место в наше время? Это заставляет нас попытаться понять, какая концепция ценностей специфически характеризует наше время.

>Далее



Аксиология — Библиография — PhilPapers

Аксиология — Библиография — PhilPapers
  • Журналы
  • Войти
  • Создать учетную запись
  • Синтаксис
  • Расширенный поиск

В эту категорию требуется редактор. Мы призываем вас помочь, если вы квалифицированы.
Станьте волонтером или узнайте больше о том, что для этого нужно.

Теория ценности, Разное > Ценность > Теории ценности > Аксиология

Братья и сестры:

  • Ценностный реализм ( 10 )
  • Ценностный релятивизм ( 27 )
  • Теории ценности, разное ( 37 )

Jobs in this area

State University of New York at Old Westbury

Visiting Scholar — Philosophy/Religious Studies

Harvard University

Embedded EthiCS Postdoctoral Fellowship in Philosophy 2023-2024

Northwestern University

Стажер постдока

Вакансии от PhilJobs


1 — 50 / 348

  1. Ценности, предпочтения, осмысленный выбор. Джо Эдельман — подробности рукописи
  2. Приятно относиться к боли вымышленных других. Аарон Смэтс — подробности рукописи
  3. Неаддитивные аксиологии в больших мирах. Кристиан Тарсни и Теруджи Томас — подробности рукописи
  4. Хаос, добавь бесконечности. Хейден Уилкинсон — детали рукописи
  5. О двух аргументах в пользу фанатизма. Джеффри Сэнфорд Рассел — детали
  6. Тестирование внутренней ценности для нас таких, какие мы есть. Даниэль Корен — готовится к публикации — Запрос: междисциплинарный философский журнал : 1-26.детали
  7. Почему нам нужны будущие поколения: защита прямой межпоколенческой взаимности. Фаусто Корвино — готовится к печати — Экономика и философия :1-28.детали
  8. Аксиологический футуризм: систематическое исследование будущего ценностей. John Danaher — готовится к публикации — Futures .details
  9. Измерение социального благосостояния по близости к оптимальному населению. Карин Энфло — готовится к публикации — Pacific Philosophical Quarterly .details
  10. Аксиология абортов: стоит ли нам надеяться, что сторонники выбора или сторонники продления жизни правы? Перри Хендрикс — готовится к публикации — Ergo: философский журнал открытого доступа . details
  11. Рецензия на книгу: Кирк Лугид (редактор), Четыре взгляда на аксиологию теизма: какая разница, что делает Бог? [ОБЗОР] Аша Ланкастер-Томас — готовится к публикации — Религиоведение .details
  12. Sources of Transitivity. Daniel Muñoz — готовится к публикации — Экономика и философия :1-22.подробнее
  13. Этика без чисел. Джейкоб М. Небель — готовится к публикации — Философия и феноменологические исследования .details
  14. Внутренне хороши, их создал Бог. Даниэль Рубио — готовится к публикации — Oxford Studies in Philosophy of Religion .details
  15. Черный ящик стоической аксиологии. Майкл Васкес — готовится к печати — Pacific Philosophical Quarterly .details
  16. Агрегация в бесконечной релятивистской вселенной. Хейден Уилкинсон — готовится к публикации — Erkenntnis :1-29.details
  17. Новый аргумент против утилитаризма критического уровня. Патрик Уильямсон — готовится к печати — Utilitas :1-18. details
  18. Что Бог добавляет к идеалистическому миру? Хелен Йеттер-Чаппелл — готовится к печати — В книге Кирка Лугида (ред.), Ценность за пределами монотеима: аксиология божественного. Ротледж..детали
  19. Стоила ли эволюция того? Гай Кахане — 2023 — Философские исследования 180 (1):249-271.подробнее
  20. 1 Опыт Бога и аксиология невозможного. Джон Д. Капуто — 2022 — В Кевине Харте и Барбаре Уолл (ред.), Опыт Бога: постмодернистский ответ . Издательство Фордхэмского университета. стр. 20-41.подробнее
  21. Технологические изменения и устаревание человека. Джон Данахер — 2022 — Techné: Research in Philosophy and Technology 26 (1): 31-56.details
  22. Естественное и общественное благо: две загадки аксиологии Хатчесона. Дейл Дорси — 2022 — Журнал шотландской философии 20 (2): 163-182.Подробнее
  23. Пустыня, мораль и ценность. Джошуа Дюкло — 2022 — Lexington Books.details
  24. Axiología decolonial y valoración arti-estética de la artesanía mexicana. Хосе Рамон Фабело Корсо — 2022 — В Альберто Лопес Куэнка и Фернандо Уэска ​​Рамон (ред.), Actuales Investigaciones en Estética y Arte. Entre la представительство у su desbordamiento . Пуэбла/Ла-Габана: стр. 289-303. подробности
  25. .
  26. Отношение между экономической и эстетической доблестью в современном искусстве. Una aproximación. Хосе Рамон Фабело Корсо — 2022 — В Альберто Лопес Куэнка и Фернандо Уэска ​​Рамон (ред.), Актуальные исследования в области эстетики и искусства. Entre la представительство у su desbordamiento . Пуэбла, Пуэ., Мексика / Гавана, Куба: стр. 263-272. подробности
  27. El poder y el valor en la perspectiva de Luis Villorro. Анализ ценности. Хосе Рамон Фабело Корсо — 2022 — В Клаудии Тейм Домингес и Хосе Луисе Лопесе Лопесе (ред.), Reflexiones crtíticas sobre la filosofía de Luis Villoro. Un homenaje en el centenario de nacimiento . Издательства дель лирио. стр. 172-180. подробности
  28. Холизм, особенности и яркость жизни. Август Горман — 2022 — The Journal of Ethics (3):1-15.details
  29. Опечатка: Роберта Де Монтичелли, На пути к феноменологической аксиологии. Discovering What Matters , Palgrave MacMillan, Cham, 2021. Piero Grandesso — 2022 — ENCYCLOPAIDEIA 26 (64):117.details
  30. Сотворенная благость и благость Бога: божественные идеи и возможность сотворенной ценности. Дэн Кемп — 2022 — Религиоведение 58 (3):534-546.подробнее
  31. Аксиология теизма: проблемы и перспективы. Кирк Лугид — 2022 — Философский компас 17 (5):e12826.подробнее
  32. Учебное пособие для: Аксиология теизма: проблемы и перспективы. Кирк Лугид — 2022 — Философский компас 17 (9): e12874.details
  33. Ценность за пределами монотеизма: аксиология божественного. Кирк Лугид (редактор) — 2022 — Нью-Йорк: Рутледж .. подробности
  34. Многие, немногие и природа ценности. Даниэль Муньос — 2022 — Ergo: философский журнал открытого доступа 9 (4): 70-87. details
  35. Тотализм без отвращения. Джейкоб М. Небель — 2022 — В Джеффе МакМахане, Тиме Кэмпбелле, Джеймсе Гудриче и Кетан Рамакришнан (ред.), Этика и существование: наследие Дерека Парфита . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 200-231.подробнее
  36. Определение оптимизма. Массен Оливье — 2022 г. — Посвящение Рональду де Соузе, под редакцией Жюльена Деонны, Кристин Тапполе и Фабриса Терони в 2022 г. .детали
  37. Новое объяснительное возражение против соответствующего подхода к оценке стоимости.
  38. Роберта Де Монтичелли, На пути к феноменологической аксиологии. Discovering What Matters , Palgrave MacMillan, Cham, ISBN: 978-3-030-73982-9, 310 страниц, 2021 г. [ОБЗОР] Дарио Сакки — 2022 — ENCYCLOPAIDEIA 26 (63): 103-109.details
  39. Обзор книги «Переосмысление языкового образования и языкового разнообразия в школах»: тематический отчет о программе экспертных семинаров и мероприятий по взаимному обучению (2016–2017 гг. ). [ОБЗОР]Тобиас Сарбунан — 2022 — Humanites Common .details
  40. Аргументы о спектре развеяны неопределенностью? Теруджи Томас — 2022 — Австралазийский философский журнал 100 (4): 743-757.details
  41. Об оценочной неточности. Теруджи Томас — 2022 — В Джеффе МакМахане, Тимоти Кэмпбелле, Кетан Рамакришнан и Джимми Гудрич (ред.), Этика и существование: наследие Дерека Парфита . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 478-497. подробности
  42. Дилемма для лексических и архимедовых взглядов в аксиологии населения. Эллиот Торнли — 2022 — Экономика и философия 38(3):395-415.подробнее
  43. Уважение к нечеловеческому Другому: Индивидуальная естественная инаковость и аргументы в пользу несоизмеримости морального положения.
  44. Современная китайская аксиология, ориентированная на практику реформ и открытости. У Сяндун — 2022 — Образовательная философия и теория 54 (11):1767-1777.подробнее
  45. Дж. С. Милль о высших удовольствиях и способах существования. Тим Бомонт — 2021 — Хорватский философский журнал 21 (2(62)):251-68.подробнее
  46. Сэмюэл Шеффлер, Зачем беспокоиться о будущих поколениях?, (Оксфорд/Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета), 2018 г. [ОБЗОР] Фаусто Корвино — 2021 — Этическая теория и моральная практика 24 (1):403-405.details
  47. На пути к феноменологической аксиологии: открытие того, что имеет значение. Роберта Де Монтичелли — 2021 — Springer Verlag.details
  48. Африканская философия в глобальной деревне: теистическая панпсихическая рациональность, аксиология и наука. Мадуабучи Дукор — 2021 — Лагос, Нигерия: Malthouse Press. подробности
  49. Количество, качество, равенство: введение новой меры общественного благосостояния. Карин Энфло — 2021 — Социальный выбор и благосостояние 57 (3):665–701.подробнее
  50. Progress on the Problem of Evil. Сейед Мохсен Эслами и Дэн Эгонссон — 2021 — International Journal of Philosophical Studies 29 (2): 221-235. details
  51. Verdad y universalidad: ¿una antinomia necesaria? Хосе Рамон Фабело Корсо — 2021 — Sophia, Colección de Filosofía de la Educación 31 (31):41-63.детали

1 — 50 / 348

Доступ за пределами кампуса

Используете PhilPapers из дома?

Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения.

Контролировать эту страницу

Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:

Электронная почта Новостная лента

Редакция

Общие редакторы:
Дэвид Бурже (Западный Онтарио)
Дэвид Чалмерс (ANU, NYU)

Редакторы зоны:
Дэвид Бурже
Гвен Брэдфорд
Берег Брогаард
Маргарет Камерон
Дэвид Чалмерс
Джеймс Чейз
Рафаэль де Клерк
HALVORSIN HALVORSIN HALVORSIN
HALVORSIN
HALVORSOSON
HALVORSOSON
6666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666666.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *