64. Аксиология – философское учение о ценностях и их природа.
Раздел философского знания, в котором осмысливается природа, сущность и роль значимых для человека явлений, вещей и процессов, называется аксиологией.
Термин «аксиология» был введен в 1902 году французским философом П. Лапи.
Вся история философской мысли непосредственно имеет дело с оценочными отношениями, со стремлением выявить наиболее значимое для человека. В самом общем виде аксиологическая тематика первоначально сводилась к выяснению вопроса – «что есть благо и каковы формы его существования?»
У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека – свои ценности.
В эпоху античности:
…при общем понимании блага как того, что имеет для человека смысл, наметились разные подходы.
Демокрит полагал, что благо и цель жизни – счастье. Будучи благом высшего порядка, счастье существует в следующих формах: спокойное и ровное настроение, хорошее расположение духа, внутренняя устойчивость; гармония; безмятежность и неустрашимость.
Эпикур считал, высшим и первым благом удовольствие, понимаемое как отсутствие страданий.
В эпоху Средневековья:
…высшим благом считалось добро, понимаемое как то, чего все желают.
В конечном итоге у Фомы Аквинского добро совпадает с Богом.
В Новое время:
…благо уже делится на общественное и личное. Высшим проявлением общественного блага Ф. Бэкон считал долг как обязанность и обязательства человека по отношению к другим людям.
Б. Спиноза отождествлял благо с разумом и свободой. Свобода, в его понимании – это подчинение страстей разуму, а не эпикурейское наслаждение страстями. В качестве важнейшей ценности Спиноза также рассматривал жизнь, ставил ее на порядок выше смерти.
Большую роль в становлении аксиологии как самостоятельного учения сыграл И. Кант
, который в центр своей философии поставил Человека, чем, собственно, открыл новый этап развития аксиологического знания. Кантом заканчивается традиция и период рассмотрения ценности как блага и с Канта же начинается этап понимания ценности как значимого для человека. В основе аксиологии Канта, как и у Бэкона, лежит категория долга. Именно чувство долга, считал Кант, отличает людей от животных и обеспечивает путь к благу.
В качестве высших ценностей Виндельбанд рассматривал истину, благо, красоту и святость как вневременные и внеисторические принципы, которыми руководствуется человек, осознавая их как нормы безусловного долженствования. Кроме высших ценностей Виндельбанд выделял ценности-блага (наука, правопорядок, искусство и религия) как жизненно важные для существования человечества.
В марксистской философии ценности рассматривались в классово-политическом ключе. Наиболее четко марксистская позиция была сформулирована в тезисе В.И.Ленина (который можно назвать «категорическим императивом» марксизма) о том, что нравственным (а следовательно, и ценным) является все то, что отвечает интересам пролетариата.
Вывод: В современных условиях аксиология все больше и больше обретает черты самостоятельной философской дисциплины. Ключевыми понятиями современной аксиологии являются «ценность», «ценностная ориентация», «ценностная установка», «оценка», «оценочное отношение», «оценочное суждение». Ценность – это свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.
У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека – свои ценности. Так, для некоторых народов золото не являлось ценностью. У людей также менялись представления о красоте, счастье и т.д.
Становление и задачи аксиологии в педагогике
Данная тема рассматривает такие вопросы:
- Становление аксиологии.
- Что такое педагогическая аксиология.
- Задачи аксиологии в педагогике.
Становление аксиологии
Определение 1Аксиология МТИ– это учение в философии о ценностях конкретного человека, коллектива, социума. Относят такие ценности: материальные, культурные, духовные, нравственные, психологические. Происходит соотношение этих ценностей с миром, и изменение нормативно-ценностной системы в ходе её исторического развития.
Аксиология берёт своё начало в западной философии в конце 19 столетия. Понятие «аксиология» было введено французским философом Лапи в 1902 году. Тогда данный термин обозначал раздел философии, который изучал проблемы ценностей.
Ценности в педагогике – это вещественные характеристики явлений, особенности человеческой психологии, явления жизни социума, которые называют конкретное значение для личности или общества. Одна из важных аксиологических ценностей – это воспитание.
Выделяют такие основные виды ценностей:
- Нравственные.
- Экономические.
- Эстетические.
- Познавательные.
- Психологические.
- Социальные.
Аксиология, как наука, развивалась достаточно медленно и долго. Древние философы по-разному определяли систему ценностей. Древняя восточная философия изучала внутренний мир человека. Главной ценностью для индийских философов был дух, который соотносился с душой. Философы Древней Греции считали зависимость ценностей воспитания от ценностных ориентиров социума и государства. В Средневековье люди начали поклоняться Богу, от чего и зависела человеческая ценность. В эпоху Возрождения формируется гуманизм, который считал высшей ценностью личность и её развитие.
Учение о ценностях появилось во второй половине 20 столетия. Ценности в этот период рассматривались как объекты научного познания. Были найдены различные подходы к ценностям, что привело к формированию аксиологических концепций. Эти концепции рассматривали в виде ценностей познавательную активность, знания, воспитание и образование.
Образование ориентировалось на выполнение конкретного социального заказа. Во время развития науки образование начало уделять больше внимания информированию учеников, развитию познавательной активности, и меньше обращало внимание на нравственные свойства человека. При этом ценности для человека остаются играть важную роль. Гуманизация общественных процессов приводит к необходимости соединения знаний о человеке, природе и социуме. Поэтому главным смыслом современного образования становится формирование необходимых условий для развития личности как главной ценности. Данную цель сложно осуществить без обращения к образовательным ценностям.
Понятие педагогической аксиологии
Определение 3Педагогическая аксиология – это широкая область знаний в педагогике, которая изучает ценности образования со стороны важности человека и проводит ценностные подходы к образованию в целом, основываясь на ценности самого образования.
В педагогике аксиология является методологической основой, которая определяет систему педагогических взглядов, где основа – это ценность жизни человека, воспитания, обучения, педагогической активности и образования. Такие знания определяют ценностное сознание, отношение и поведение человека.
Замечание 1Ценностное сознание – это высшая степень психической саморегуляции и отражения, которая является комплексом умственных и чувственных изменений, ценных для личности.
Для данного понятия характерны активность, направленность на предмет, возможность рефлексии и самонаблюдения. Ценностное сознание имеет мотивационно-ценностный характер и определённый уровень ясности.Ценностное отношение в педагогике – это комплексное образование индивида, основой которого является опыт человека, сформированный через работу и общение. Он показывает выбор человека между ориентацией на ближайшую задачу или отдаленную перспективу с учетом ценностей сознания общественности. Ценностное отношение считается основой ценностного поведения.
Ценностное поведение – это комплекс фактических действий, проявлений жизнедеятельности личности, с учетом конкретных ценностей. Также это внешнее выражение человеческого внутреннего мира, его системы жизненных ценностей и идеалов. Иногда знание конкретных норм и правил бывает недостаточным. Важно, чтобы человек усвоил эти нормы и принял в форме собственных убеждений.
Проблемы педагогической аксиологии считаются одновременно образовательными и мировоззренческими.
Предмет аксиологии в педагогике – это формирование ценностного сознания, отношения и поведения человека. Носителями ценностей являются личность или общество. Определить ценностный аспект образования можно на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи педагогической аксиологии
Выделяют следующие цели аксиологии в педагогике:
- Анализ исторического развития теорий в педагогике и образовательной практики со стороны теории ценностей.
- Формирование ценностных оснований образования, которые показывают его аксиологическую направленность.
- Определение ценностных подходов к стратегиям развития и содержания отечественного обучения.
Аксиологизация – это систематический учёт возможных ценностных ориентаций и систем в образовании и воспитании человека.
Автор: Дмитрий Косяков
Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета
Определение ценности, ключевое понятие аксиологии
Стр. 1 на 6
(Примечание: это непрофессиональный перевод оригинального текста на французский язык. Помогите улучшить этот перевод: сообщите об ошибке!)
Если мы Чтобы установить легитимность аксиологии, мы, естественно, должны ответить на ряд вопросов: «Каково содержание этой дисциплины?», «В чем ее суть?», «Каков ее метод?», «Какова ее связана с другими дисциплинами?», и, прежде всего, «каков ее результат?». С чего начать?
Однако рассмотрение содержания этой дисциплины должно быть отложено, так как мы должны сначала рассмотреть внешние и дополнительные черты этой дисциплины, прежде чем исследовать ее существенные. Я назвал эти несущественные черты «пролегоменами» аксиологии ( pro legomein : то, что предшествует) и намереваюсь рассмотреть их сейчас.
Для этого, во-первых, представляется уместным предложить определение , по крайней мере предварительное, понятия стоимости . Это позволит нам на втором этапе спросить себя, может ли наше время принять сам проект аксиологии (как дисциплины, объектом которой является определенная таким образом ценность) — иными словами, я попытаюсь представить аксиологическую панораму нашего время. Тогда мы сможем определить, какое состояние ума требуется, чтобы понять и принять результаты аксиологии. Это позволит нам, наконец, представить себе, к какой реконфигурации поля знания может привести конституирование аксиологии как науки о ценностях.
Сначала я должен определить это понятие ценности, которое я буду использовать. Но я даю пока лишь условное ее определение: вся моя работа как раз и состоит в том, чтобы постепенно уяснить смысл этого понятия стоимости. Однако я должен дать о нем хотя бы некоторое представление; что я собираюсь делать сейчас.
Мне кажется, что понятие ценности должно быть использовано для того, чтобы сформулировать определенное созерцание или, вернее, два родственных созерцания. Первая из них заключается в том, что существовала бы универсальная иерархия всех существ, вещей, действий и, если использовать самый общий термин, иерархия всех сущностей. Согласно этому интуиция , некоторые виды поведения или вещи имеют большую ценность, чем другие, выше или ниже, и поэтому расположены в иерархии , а именно в иерархии ценностей. Он каким-то образом отражает объективный характер понятия стоимости в том смысле, что поднимает проблему отношения иерархии к внешнему миру.
Понятие ценности можно также использовать для формулирования второй интуиции, что некоторые вещи достойны любви . Он составляет субъективный характер понятия ценности, который апеллирует к эмоциям, точнее к любви.
Это может быть лишь предварительным определением, ибо оно неудовлетворительно с логической точки зрения: понятие иерархии, которым я определяю стоимость, уже содержит в себе понятие стоимости. Итак, мы пытаемся понять понятие стоимости, и для этой цели мы используем термин, который сам требует понимания понятия стоимости, чтобы быть понятым. Точно так же понятие «достойный», используемое в выражении «достойный любви», по существу требует понимания ценности. Здесь возникает логический порочный круг. Однако на данный момент этого предварительного определения достаточно, потому что оно проливает свет на понятие стоимости с помощью этих двух интуиций, способствуя нашему пониманию до тех пор, пока мы не сможем найти более последовательное определение стоимости.
Каким бы несовершенным ни было это определение, теперь мы можем задать себе следующий вопрос: может ли проект аксиологии найти место в наше время? Это заставляет нас попытаться понять, какая концепция ценностей специфически характеризует наше время.
>Далее
Аксиология — Библиография — PhilPapers
Аксиология — Библиография — PhilPapers- Журналы
- Войти
- Создать учетную запись
- Синтаксис
- Расширенный поиск
В эту категорию требуется редактор. Мы призываем вас помочь, если вы квалифицированы.
Станьте волонтером или узнайте больше о том, что для этого нужно.
Теория ценности, Разное > Ценность > Теории ценности > Аксиология
Братья и сестры:
- Ценностный реализм ( 10 )
- Ценностный релятивизм ( 27 )
- Теории ценности, разное ( 37 )
Jobs in this area
State University of New York at Old Westbury
Visiting Scholar — Philosophy/Religious Studies
Harvard University
Embedded EthiCS Postdoctoral Fellowship in Philosophy 2023-2024
Northwestern University
Стажер постдока
Вакансии от PhilJobs
| Доступ за пределами кампуса Используете PhilPapers из дома? Создайте учетную запись, чтобы обеспечить доступ за пределами кампуса через прокси-сервер вашего учреждения. Контролировать эту страницу Будьте в курсе всех новых элементов, появляющихся на этой странице. Выберите, как вы хотите его контролировать:
Редакция Общие редакторы: Редакторы зоны: |